Классный час на тему: Экологическая игра-викторина. Экологическая игра «Звёздный час» (викторина для старших классов)

Игра-викторина с ответами для учащихся начальной школы «ЛЕСНЫЕ РОБИНЗОНЫ».

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: вызвать у ребят заинтересованность к явлениям природы и расширить их кругозор; познакомить с книгами о природе.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ.

Ведущий 1:
25 апреля 1719г. в Англии вышла книга, которой суждено было пережить века и стать одной из самых популярных и читаемых. Это – книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Герой ее стал любим многим поколениям ребят, которые видят в нем человека, нашедшего в себе силы не пасть духом в трудных обстоятельствах. Сегодня к нам пришло письмо:
«Вот уже около 300 лет я живу на свете! Кто бы мог подумать, что судьба сыграет со мной такую шутку! Выбросив, меня на берег, и едва не лишив жизни, она, впоследствии, сделала меня долгожителем. Видно, не суждено было погибнуть в морской пучине! 28 долгих лет пробыл я на необитаемом острове почти в полном одиночестве. Правда, с самого начала мне здорово повезло. Остров, на который меня выбросило, был поистине райским уголком, где круглый год лето. С корабля мне удалось взять все, что смогли унести мои крепкие руки: оружие, одежду, инструменты…
Единственная беда – я не знал окружающих меня дикорастущих растений. Мне очень хотелось бы постигнуть их свойства. Но, увы! Я так и не сумел открыть их секретов. На мое счастье, на острове росли хорошо мне знакомые виноград и апельсиновые деревья.
А если б судьба забросила меня в тайгу или, к примеру, в леса средней полосы России? Ох, и плохо бы мне пришлось. Так что, друзья мои, будьте любознательны, изучайте окружающий мир, чтобы во всеоружии знаний встретить удары судьбы, если они выпадут на вашу долю! Искренне ваш – Робинзон Крузо!»

Ведущий 2:
Имя Робинзона Крузо стало для нас нарицательным. Так называют людей, оказавшихся один на один с природой.
Так уж устроен человек, что стремится проверить себя в самых сложных испытаниях. И по сей день совершаются труднейшие переходы через пустыни; смельчаки в одиночку на шлюпке пересекают океаны; высаживаются на необитаемые острова, пытаясь найти там средства к существованию; идут в тайгу, не имея продовольствия и питаясь, в полном смысле, подножным кормом. Выйти победителями из всех этих ситуаций людям помогает сила духа, хорошая физическая подготовка и, конечно же, знание родной природы.
А сегодня такими Робинзонами станем мы с вами, учась распознавать растения, проявлять сноровку и ловкость, а также умение ориентироваться на местности.
И так начали! Первый конкурс «Разминочный». Ваша задача: ответить на как можно большее число вопросов.
1. Название какого растения связано со звоном? Колокольчика.
2. Соком какого растения выводятся бородавки? Чистотела.
3. Самая маленькая птица? Колибри.
4. Косой ли заяц? Нет.
5. Какой страшный зверь падок на малину? Медведь.
6. Какая нить в природе самая тонкая? Паутина.
7. Где раки зимуют? В норах по берегам рек.
8. Глаза на рогах, а дом на спине? Улитка.
9. Какая рыба напоминает собой шахматную фигуру? Морской конек.
10. Кит – рыба или зверь? Зверь.
11. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Грязный.
12. Что бывает вороне через три года? 4 года.
13. Самая большая змея? Анаконда.
14. Какое животное выползает «из кожи вон»? Змея.
15. Назовите хищное растение. Росянка.
16. Что за трава, которую знают слепые? Крапива.
Ведущий 1:
И так, разминку провели. Следующий конкурс – «живая аптека».
Каждой команде выдается карточка с названиями растений и грибов. Необходимо ответить, где применяются следующие растения:
а)черноплодная рябина; б)тыква; в)сосна обыкновенная; г)мох сфагнум; д)подорожник; е)черемуха; ж)шиповник; з)чага; и)мухомор.
Также выдаются карточки с вопросами:
1. Какое из предложенных растений можно использовать в качестве ваты? (г)
2. Какое растение используют при расстройстве желудка? (е)
3. Какое растение используют при зобной болезни? (а)
4. Что является лучшим лекарством для лосей? (и)
5. Какое растение используют при воспалениях и ожогах кожи? (д)
6. Что является лучшим противоглистным средством? (б)
7. Какое растение является богатейшим источником витамина С? (ж)
8. Что с древности используют в борьбе против рака? (з)
9. Из какого растения получают скипидар, используемый при радикулите? (в)
(Ответы оцениваются по 9-балльной системе.)
Пока команды работают с карточками, я предлагаю болельщикам отгадать загадки:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
(Петух)
Зимой спит,
А летом ульи воротит.
(Медведь)

Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-поскок.
(Белка)
На шесте дворец,
Во дворце – певец.
(Скворец)
Кто зимой холодной
В лесу ходит злой и голодный?
(Волк)
В воде купался –
Сухой остался.
(Гусь)
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
Какая сова охотится днем?
(Полярная)
Какая птица поет ночью?
(Соловей)
Ведущий 2:
Следующий конкурс нашей викторины – «ЛЕСНОЙ БАРОМЕТР»
В этом конкурсе нужно, используя народные приметы, предугадать погоду на завтра.
Дым столбом - (к морозу)
Утром на траве роса - (дождя не будет)
Ночью был иней – (снега не будет)
Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, - (будет дождь)
Грачи рано прилетели – (к теплой весне)
Рыбы выскакивают из воды – (к дожю).
За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

Ведущий 1:
А сейчас будет конкурс «КАПИТАНОВ».
(Капитанам поочередно задают вопросы, на которые они должны ответить - «ВЕРЮ» или «НЕ ВЕРЮ». Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Верите ли вы, что пчелы и муравьи ведут общественный образ жизни? (Верю)
2. Верите ли вы, что в Англии полностью отказались от автомобилей и перешли на велосипедный транспорт? (Не верю)
3. Верите ли вы, что клещ может находиться без пищи до 7 лет? (Верю)
4. Верите ли вы, что яйца самой большой бабочки агриппины снабжены парой крылышек и способны при опасности перелетать в более укрытые места? (Не верю)
5. Верите ли вы, что белые медведи не питаются в природе пингвинами, потому что те живут колониями и нападать на них опасно? (Не верю)
6. Верите ли вы, что комнатная муха быстрее, чем человек, приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, потому что имеет многочисленное потомство? (Верю)
Ведущий 2:
А вот и четвертое препятствие на пути наших Робинзонов – «ПОСЛОВИЦЫ» . Отдельные части фраз необходимо так подобрать, чтобы можно было прочесть десять народных примет о птицах. Максимальное количество баллов – 10.

1. Кукушки стали куковать - …(е). А)…весна на дворе.
2. Низко ласточки летают -…(в) Б)…зима на дворе.
3. Синица к избе -…(б) В)…дождь предвещают.
4. Кулик не велик, а…(ж). Г)…свое болото хвалит.
5. Соловей запел - …(д). Д)…скоро гром загремит.
6. Прилетел кулик из заморья -…(з). Е)…морозам больше не бывать.
7. Ласточка прилетела - …(к) Ж)…все-таки птица.
8. Гусь летит - …(и) З)…вывел весну из затворья.
9. Грач на горе - … (а). И)…зимушку на хвосте тянет.
10. Всяк кулик … (г) К)…вода пошла на убыль.
Ведущий 1:
Ну, а теперь мы посмотрим, как наши Робинзоны умеют отгадывать загадки о животных и растениях. Следующий конкурс викторины – «Загадай-ка».
Черен да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость,
И садам украшенье,
И дроздам угощенье.
(Рябина)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
(Скворец)
Рыболову, вот так штука,
На крючок попалась…
(щука)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Заяц)
ь Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла,
С собой унесла. (Лиса)
Про кого говорят:
Пятится назад?
(про рака)
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл…
(карась)
В лесу под березкой – крошка,
Только голова да ножка.
(гриб)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
(Утка)
Крылатый, горластый,
Красные ласты.
(гусь)
Растут на дне,
Дают приют и пищу всем.
(водоросли)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь)
Все жуки, букашки, мушки –
Вкусный завтрак для …
(лягушки)
Ведущий 2:
Лесным Робинзонам кроме знаний, необходимо уметь преодолевать по кочкам топкое болото, пролезать через лесные завалы, проникать в пещеры и т.д.Поэтому следующий этап нашей игры-викторины – это «ВЕСЕЛАЯ ЭСТАФЕТА»
1. «Каждое зернышко в свой мешочек». Робинзоны должны уметь сне только искать, но и собирать растительную пищу.(Переноска кубиков из обруча в обруч).

2. «Меткий стрелок».Чтобы добыть пропитание с древних времен убивали животных. А для этого нужно быть метким. Перед вами дартс. Каждый участник выполняет один бросок. Побеждает команда, которая набирает больше баллов.

3. «Маскировка». Чтобы охота была удачная, нужно уметь маскироваться чтобы «враг» не заметил.Каждая команда начинает двигаться по залу в разные стороны. Когда дается сигнал «Кочки» - все должны присесть и наклонить голову вперед. Сигнал «Копна» - команда должна быстро собраться, встать в круг, взяться за руки и поднять руки вверх. «Дорожка» - встать друг за другом, положить руки на плечи соседу.

4. «Перетягивание». Робинзоны должны не только добыть продукты, но и вынести их к своему жилищу. Вот сейчас и посмотрим, чья команда сильнее. Команды становятся друг напротив друга, в ряд. Кладут руки на пояс соседу, а направляющие команд берутся за руки и по команде пытаются перетянуть соперников.

5. На необитаемом острове Робинзон должен сам подоить дикую козу или корову. Из каждой команды к нам должен выйти самый сильный представитель (выдается ведро и перчатка с водой). Он будешь буренкой. Остальные будут выступать в роли хозяюшек. На старте вы одеваете платок, передник и бежите доить корову. И так, по очереди, пока не выдоите все молоко.
Ведущий 1:
Вот и закончилась наша игра-викторина. Теперь мы знаем как выжить в трудных условиях, но нужно помнить и о природе. Сейчас жюри подведет итоги и объявит победителей.(Слово жюри).Награждение.
Ведущий 2:
И хотелось бы закончить нашу встречу словами Вл. Шефнера:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а Она одна!

Общение детей с природой можно сделать более интересным, если во время прогулок, экскурсий, походов организовать наблюдения, игры, викторины.

До начала игры - на лесную поляну (имитация) - прибывают дети. Пропуском на нее служит правильный ответ на шуточный вопрос или загадку о природе.

Лесной царь Берендей со своей свитой приветствует ребят и выражает надежду, что дети знают правила поведения в лесу и сумеют ответить на вопросы и задания, которые получат во время игры.

Далее ведущие знакомят детей с условиями игры, раздают путевые листы для маршрутов: «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз», «Маленькие тайны природы», «Бюро погоды». Количество маршрутов можно сократить.

На каждом этапе команде выдается карточка с вопросами, а на первых трех этапах даются еще и практические задания: определить по веточкам пять деревьев и кустарников, три лекарственных растения и т. п.

Пока жюри подводит итоги, ведущие организуют на поляне игры. Приведенные ниже задания и вопросы можно использовать также при проведении викторин, КВН.

1. Зеленый друг.

1) Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник.)

2) Чем ценна древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении.)

3) Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца.)

4) Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое дерево.)

5) Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.)

6) Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения.)

7) Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом.)

8) Какое растение называют северной мимозой? (Кислицу. За то, что от ярких солнечных лучей, от капли дождя листочки складываются и «вянут», как у мимозы стыдливой.)

9) Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб.)

10) Съедобен ли дождевик? (Молодые дождевики едят.)

11) В какое время суток следует отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый.)

12) Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)

13) Какую ягоду называют северным гранатом? (Костянику.)

2. Лесная аптека.

1) Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

2) Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника.)

3) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфангол.)

4) Какая ягода может заменить лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.)

5) Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)

6) Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев - хорошее средство от кашля.)

7) Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице.)

8) Какие болезни лечит красавица-березка? (Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство.)

9) Когда следует собирать лекарственное сырье? (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки - в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища — весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.)

10) Назовите правила сушки лекарственного сырья. (Сушить растения надо под навесом или на чердаке, избегая прямого света, разложив тонким слоем. Листья кладут черенками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три-четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса на солнце.)

3. Остроглаз.

1) Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Воронье - лотком, сорочье - круглое с крышей.)

2) Как по клюву различить молодого грача и взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)

3) Какие птицы прилетают весной раньше - стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки, так как могут ловить насекомых У земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появятся позднее.)

5) У птенцов рот ярко-красный или оранжевый? Почему? (Кричат голодные птенцы. Привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), птицы-родители суют корм в раскрытый клюв.)

6) На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа? (Дя, тел весной пил березовый сок.)

7) Кто кукует у кукушки? (Самец.)

8) Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? (Зеленовато-синие, гренландские мухи, бабочки-крапивницы, лимонница, комары-толкуны, божьи коровки, шмели, пчелы, муравьи. Они зимуют во взрослом состоянии.)

9) Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)

10) Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение. В средней полосе бывает в апреле.)

11) Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха в апреле.)

12) Какое растение называют цветок-букетик? Почему? (Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют окраску.)

13) Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)

14) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе; выброс ненужных веществ с листьями; защита деревьев от поломок.)

15) У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки.)

16) Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут.)

17) Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (Зимний дуб.)

18) У каких растений семена снабжены «парашютами»? (У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.)

19) Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, собаки, муравьи, бурундуки.)

4. Маленькие тайны природы.

1) Летом на траве, цветках можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки - пенницы или слюнявицы. Она высасывает сок из растений, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)

2) «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский). Объясните это явление. Когда оно бывает? (Летающие нити - это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки. Осенью.)

3) Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

4) Какое дерево «переодевается», становясь то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

5) Почему крапива «жжется»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается на ранку и вызывает жжение.)

6) Известно, то новорожденных зайчат зайчиха покормит и на трое-четверо суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь? (На теле зайчонка нет потовых желез - они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.)

7) Зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата первого выводка- «настовники», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата - «колосовики» и «травники»; осенние - «листопадники».)

9) Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет - глубокие ямки - барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земле, распрямляет примятые в норе волоски.)

11) Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

12) Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

13) Почему луговую герань называют журавельником? (Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

5. Охрана природы.

1) Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы отмершие хвоя, листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых и т. п., предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

2) Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.)

3) Напомните правила сбора грибов. (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и старых грибов, не трогать ядовитых. Ими лечатся лоси и другие животные.)

4) Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

5) Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры. (Шум, запах дыма пугает лесных обитателей, заставляет птиц бросать гнезда, а зверюшек - искать укромные места.)

7) Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой? (Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно, выпущенный на волю, он будет беспомощным.)

8) Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

9) Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный кос- тер, окурок, молния.)

Ю) Как правильно разжечь костер? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить.)

11) Какая охота разрешается в лесу в любое время? (Фотоохота.)

6. Бюро погоды.

Какая будет погода?

Признаки ухудшения погоды:

Рыба не клюет - она сыта;

Пчелы сидят в улье и громко гудят;

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы;

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки;

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации;

Ласточки летают над самой землей, кричат кулики;

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились;

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых;

Крот нагребает высокие холмики;

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

Признаки хорошей погоды:

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы;

Ласточки и стрижи летают высоко;

Комары-толкуны толкутся столбом;

Поздно вечером сильно трещат кузнечики;

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает;

Соловей поет всю ночь;

Птицы весело поют;

Раскрыты цветки кувшинки;

Голуби разворковались;

Паук усиленно плетет сети (к сухой погоде).

Зеленцова Оксана Владимировна
Учебное заведение: МБДОУ "Тотемский детский сад №7 "Солнышко"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-02-26 Экологическая викторина для детей старшего возраста «Знатоки природы» Зеленцова Оксана Владимировна С помощью игровых заданий и вопросов проверялись знания детей о лесе и его обитателях,

Просмотреть свитедельство о публикации

Экологическая викторина для детей старшего возраста «Знатоки природы»

Цель: Совершенствование навыков экологической культуры воспитанников;

Задачи :

Расширять знания детей о лесе и его обитателях,

Закреплять умение детей вести себя в природе ;

Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

Воспитывать бережное отношение и любовь к ним;

Материалы: Буквы (ПРИРОДА), мяч, картинка (Старичок-лесовичок), жетоны, коробочка, медальки, мольберт.

Предварительная работа: чтение энциклопедий, наблюдения, отгадывание загадок, кроссвордов, рассматривание иллюстраций в альбомах, книгах, просмотр презентаций.

Ход игры- викторины.

Ведущая : Ребята сегодня я предлагаю вам показать свои умения и знания, а поможет нам в этом игра- викторина. И сейчас настала пора отгадать тему нашей викторины. Её вы узнаете, ответив на мои вопросы, первую букву каждого ответа мы с вами будем крепить на доску и в конце получим слово.
1. Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный …!» (Помидор)
2. Солнце светит, дождик льется

Луч сияет золотой

Через речку брошен мостик

Семицветный расписной. (Радуга)
3. Ранним утром во дворе

Лёд улёгся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает … (Иней)
4. Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются. (Река)
5. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка. (Одуванчик) .
6. Кто всю ночь по крыше бьет,

да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь)
7. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту.

За лягушками к болоту. (Аист)

Молодцы, ребята справились с заданием. Ключевое слово у нас получилось – ПРИРОДА .

И мы начинаем игру-викторину «Знатоки природы».

Каждый должен знать правила нашей игры:

1. Выслушать вопрос, задание до конца.

1.В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.

2.Если кто-то не ответил на вопрос, отвечает следующий участник.

3.За правильный ответ дается жетон (кружок)

Вы веселые ребята, и не будете скучать.

На вопросы викторины будем с вами отвечать!

Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба владычицей побед.


Оценивать ваши знания будет наш гость из леса Старичок-лесовичок . За каждый правильный ответ он будут давать жетон. В конце игры- викторины мы увидим результат .

Итак, начинаем! Все готовы!

РАЗМИНКА «Назови быстро»
Белобокая птица. (Сорока)
Какое растение может нас обжечь? (Крапива)

Новогоднее дерево. (Елка)
Время года, когда просыпается природа. (Весна)
Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Как называется жилище медведя? (Берлога)
Красногрудая птица. (Снегирь)
Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)

Вопросы викторины :

1. Как вы понимаете, что такое лес?

2. Какие деревья растут в наших лесах?

3. Зачем люди ходят в лес?

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­4. Что значит – съедобные? Назовите их.

5. Что значит – ядовитые? Назовите их.

6. Как надо относиться к лесным обитателям?

7. Почему нельзя в лесу шуметь?

8. Сок какого дерева очень полезен людям?

9. Какую пользу приносит лес людям?

Игра с мячом «Я начну, а ты продолжи»:
— У дуба желуди, а у сосны…(шишки)
— Береза кудрявая, а сосна…(колючая)
— У рябины листочки, а у сосны…(иголки)
— Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)
— Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)
— На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

10. Какие бывают птицы?

11. Что значит – перелётные? Назовите их.

12. Что значит – зимующие? Назовите их.

13. А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой?

14. Как заяц готовится к зиме?

15. Где живёт белка?

16. У какого дикого животного есть рога и копыта?

17. Что такое «Красная книга» ?

Ведущая : Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края , и теперь настало время подвести итоги.

Старичок -лесовичок готов подвести итоги нашей викторины . (Подсчет жетончиков) .

Ведущая : Давайте положим все жетончики в коробочку, закроем её и я произнесу волшебные слова, которые мне сказал Старичок-лесовичок , а вы слушайте внимательно :

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.

Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)

После волшебных слов открываем коробочку и смотрим, какой же подарок – сюрприз для вас приготовили ЛЕС и Старичок –лесовичок.

Ведущая : Вот так подарок – все наши жетончики превратились в медальки. Спасибо тебе, Лесовичок!































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели игры:

  1. Развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней.
  2. Укрепление и расширение знаний детей об охраняемых природных территориях нашего края; о растениях и животных, занесённых в красную книгу Архангельской области.

Задачи игры:

  1. Сформировать устойчивый интерес к наблюдению за явлениями природы.
  2. Научить навыкам экологического поведения;
  3. Расширить знания детей об охраняемых природных территориях нашего края, о растениях и животных, занесённых в красную книгу Архангельской области;
  4. Способствовать укреплению здоровья детей;
  5. Развивать познавательную деятельность учащихся;
  6. Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за деятельность человека, осуществляемую в природе;
  7. Воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;
  • магнитофон;
  • кассета с классической музыкой;
  • картины русских художников с изображением природы;
  • жетоны;
  • памятные подарки.

Ход игры

Учитель: Ребята, я приглашаю вас сегодня принять участие в игре-викторине “У нас Земля одна” (слайд № 1). А начать мне хочется с замечательных строк Л. Дайнеко (слайд № 2, музыкальное сопровождение):

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.

Земля щедра но, к сожалению, нуждается в нашей защите. Беспокоясь о её экологическом состоянии, люди всего мира объединяют свои силы для спасения планеты. У Земли есть свой праздник - Международный День Земли. Впервые его отмечали в 1970 г. в США, и со временем этот праздник распространился по всему миру. Россия отмечает День Земли с 1993 г. В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день Матери-Земли, постановив отмечать его 22 апреля.

Наш земляк М.В. Ломоносов как никто другой ощущал цельность, гармонию и величие природы. И сегодня нам предстоит узнать, как вы представляете сущность природы.

Игра «У нас Земля одна» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра» сопровождается презентацией. На экране перед вами пять категорий (слайд № 3):

  1. Живые барометры;
  2. Охраняемые природные территории (Архангельской области);
  3. Красная книга (Архангельской области);
  4. Экология и мы;
  5. Мудрые мысли о природе.

В игре принимают участие две команды произвольной численности. Их основная цель - отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. Команда, получающая право первого выбора категории вопроса, определяется жеребьёвкой. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ, то право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. Победителем игры объявляется тот, кто набрал наибольшую сумму очков.

Технология работы с мультимедийным тестом. Слайд № 3 – удобный навигатор, при показе презентации необходимо выбрать категорию и количество баллов. Нажимая на количество баллов, автоматически появляется на экране вопрос, после второго щелчка – ответ. Для того чтобы вернуться к выбору категории достаточно нажать на управляющую кнопку в правом нижнем углу.

«Живые барометры»

  • 10 баллов – Грачи рано прилетели… (будет тёплая весна)
  • 20 баллов – Вечером сильно кричат лягушки, сильно стрекочут кузнечики… (будет ясная погода).
  • 30 баллов – Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, лето будет… (лето будет холодное).
  • 40 баллов – Сильно пахнут цветы акации, смородины, донника, сон-травы, жимолости … (ожидай дождь).
  • 50 баллов – Днем, в самую жару, паук вышел на охоту - это значит... (Почувствовал изменения в погоде и старается нагреться до непогоды).

«Охраняемые природные территории»

  • 10 баллов – Единственный государственный природный заповедник Архангельской области (Пинежский заповедник; организован 20 августа 1974 года).
  • 20 баллов – Какая уникальная достопримечательность Пинежского района Архангельской области 30 декабря 2005 года объявлена памятником природы регионального значения?
    (Голубинский карстовый массив).
  • 30 баллов – Какой национальный парк Архангельской области в 2004 году получил статус биосферного и был включён в Список Биосферных Резерватов ЮНЕСКО? (Кенозерский национальный парк).
  • 40 баллов – Национальный парк России, расположенный на территории Архангельской области и Республики Карелия (Водлозерский национальный парк).
  • 50 баллов – Какой государственный биологический заказник был организован 30 ноября 1963 года на территории Холмогорского района Архангельской области? (Сийский заказник).

«Красная книга»

  • 10 баллов – (Кубышка малая).
  • 20 баллов – Цветковое растение, занесённое в красную книгу Архангельской области(Башмачок настоящий).
  • 30 баллов – Птица, занесённая в красную книгу Архангельской области
    (Белоклювая гагара).
  • 40 баллов – Ящерица, занесённая в красную книгу Архангельской области
    (Веретеница ломкая).
  • 50 баллов – Цветковое растение, занесённое в красную книгу Архангельской области(Калипсо луковичная).

«Экология и мы»

  • 10 баллов – Можно ли считать чистой воду из водопроводного крана?
    (Нет, в водопроводной воде содержится множество химических веществ).
  • 20 баллов – Каковы последствия курения? (Болеют чаще раком лёгких в 10 раз; в 5 раз чаще – раком гортани; в 6 раз – бронхитом; в 2,8 – язвой желудка; болезни органов кровообращения встречаются в 2,6 раза чаще).
    Основной поток табачного дыма образуют 35% сгорающей сигареты, 50% уходят в окружающий воздух, составляя дополнительный поток, от 5 до 15% компонентов сгоревшей сигареты остается на фильтре. В дополнительном потоке окиси углерода содержится в 4-5 раз, никотина и смол – в 50, а аммиака – в 45 раз больше, чем в основном!
    Таким образом, как это ни парадоксально, в окружающую курильщика атмосферу попадает токсических компонентов во много раз больше, чем в организм самого курильщика. 31 мая в России объявлен «Днем отказа от курения».
  • 30 баллов – Как предохранить себя от отравления ядами бактерий? (Употреблять свежеприготовленную пищу, мыть руки перед едой, недолго хранить продукты в холодильнике).
    Botulis – от лат. колбаса. Заболевание ботулизма вызывают палочковидные бактерии, выделяя токсины. Воротами проникновения является пищеварительный тракт, а поражает – нервную систему.
  • 40 баллов – Какие последствия для организма имеет потребление с пищей нитратов и нитритов? (При интенсивном применении химических и органических удобрений эти вещества вызывают заболевания пищеварительной системы).
    Нитраты и нитриты - это канцерогенная группа некоторых соединений азота. К ним относится и селитра, которую добавляют в ветчину, сыр и другие копчености из рыбы и мяса. Копчение при помощи нитратов (селитры) применяют уже около 1000 лет, хотя во многих странах оно уже запрещено. Вместо селитры теперь используют другие нитраты с аскорбиновой кислотой (витамин С). Этот способ дает лучшие результаты. Сами по себе нитраты не опасны, но они переходят в нитриты. А это уже чрезвычайно опасно.
  • 50 баллов – Каковы, по мнению Ю. Андреева, три кита здоровья? (Добрая деятельность духа; следование ритмам и законам природы; чистый организм).

«Мудрые мысли о природе»

  • 10 баллов – Лес – наше богатство – … (Лес – наше богатство – берегите его!).
  • 20 баллов – Вода… (Вода – источник жизни).
  • 30 баллов – Природа не храм, а … (Природа – не храм, а мастерская).
  • 40 баллов – Охранять природу - … (Охранять природу – значит охранять Родину! ).
  • 50 баллов – Поведение человека в природе – …(Поведение человека в природе – это зеркало его души).

Слайд № 4. «Береги Землю! Она у нас одна!» сопровождается стихотворением М. Дубина:

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

Слайд № 5 «Задумайся о будущем – всё в твоих руках» сопровождает церемонию награждения.

Подсчитывается количество баллов, выявляется победитель. Участникам игры вручаются памятные закладки, победителям – медали. Всем объявляется благодарность за активную работу (слайд № 6).

Литература:

  1. Ермолин Б.В. Охраняемые природные территории Архангельской области. – Межвуз. сб. науч. трудов. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994;
  2. День Земли. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%ED%FC_%C7%E5%EC%EB%E8
  3. Красная книга Архангельской области: официальное издание / Администрация Арханг. обл., Ком. по экологии Арханг. обл., М-во окружающей среды Финляндии [сост.: П. Н. Амосов и др.; под. ред. А. П. Новоселова и др.]. - Архангельск: Администрация Архангельской обл., 2008;
  4. Формы экологического образования в школе: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.А. Сковородкина, И.З. Сковородкиной. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994.

Экологическая викторина «Сказочная экология»


Описание. Экологическая викторина «Сказочная экология» предназначена для учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений. Сказки для детей сохраняют в своем тексте народную мудрость. Обычно сказки рассматриваются как хорошее времяпрепровождение малышей, как помощь, чтобы понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Но мало кто знает, что сказки ещё учат экологии. Экологическая программа «Сказочная экология» направлена на получение азов экологических знаний через изучение сказок.
Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», г.Слуцк, Республика Беларусь
Цель: воспитание экологической культуры детей через изучение сказок.
Задачи:
- способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;
- способствовать развитию интереса к окружающему миру;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование: подборка сказок, иллюстрации к сказкам, презентация «Экология в сказке «Царевна-лягушка», тексты стихов для физкультминуток.
Предварительная подготовка: чтение народных и авторских сказок.

Вступительное слово педагога


Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами встретились на экологической викторине «Сказочная экология». А что такое экология?
Экология - это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.
Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках.
В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.
Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животного (например, белорусская сказка «Зайчики»). Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота и так далее (например, русская народная сказка «Леший»).
Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно!
Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках.
Для начала познакомимся с экологическим исследованием сказки «Царевна-лягушка».
Выступление Александровой Янины «Экология в сказке «Царевна-лягушка» (Приложение).
Педагог:
- Теперь время экологической викторины «Сказочная экология».
Ребята делятся на 2 команды и выбирают капитанов.
Педагог:
- Внимание! Сказки разных народов могут быть похожи по содержанию и отличаться лишь названием. Например, сказка «Мужик и медведь» и сказка «Вершки и корешки».

1 тур «Растения в сказках»


Педагог:
- Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее).
Назовите сказки, в которых встречаются растения.

1. «Жар- птица» – яблоня
2. «Репка» – репа
3. «Мужик и медведь» – репа, рожь
4. «Снежная королева» – розы
5. «Золушка» – тыква
6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
7. «Царевна на горошине» - горох
8. «Царевна-лягушка» - дуб
9. «Гуси-лебеди» - яблоня
10. «Дикие лебеди» - крапива
11. «Аленький цветочек» - цветок
12. «Беляночка и Розочка» - розы

2 тур « Волшебные превращения»


Педагог:
- Сказки о животных – это один из разделов сказочных повествований, которые на протяжении столетий передаются из поколения в поколение. В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим языком, смеяться, плакать и переживать.
Назовите сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Царевна-лягушка» - лягушка
2. «Финист - ясный сокол» - сокол
3. «Дикие лебеди» - лебедь
4. «Золушка» - крыса, ящерицы
5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - козленок
6. «Калиф аист» - аист, сова
7. «Беляночка и Розочка» - медведь
8. «Король- лягушонок» - лягушка
9. «Кот в сапогах» - лев, мышь
10. «Сказка о царе Салтане» - лебедь, коршун, комар, муха, шмель
11. «Карлик Нос» - гусыня
12. «Храбрая сердцем» - медведь
13. «Кукушка» - кукушка
14. «Иван-царевич и Серый волк» - волк

Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»

Педагог:

Команды получают текст стихотворения и самостоятельно в течение 5 минут придумывают к нему движения. Затем, поочередно, проводят свою физкультминутку с болельщиками.
Пример
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Широко открывают глаза.)
Словно угольки горят. (Смотрят налево, а потом на право.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

3 тур «Мифические существа»


Педагог:
- Во многих народных сказках есть сказочные существа, которых человек выдумал для охраны окружающего мира. Например, Водяной защищал пресные водоемы, а Нептун – моря и океаны.
Назовите сказки, в которых есть мифические существа.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Ох и золотая табакерка» - Ох
2. «Покатигорошек» - Смок
3. «Баба-Яга и жихарь» – Баба Яга
4. «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» - Чудо-Юдо
5. «Леший» - Леший
6. «Царевна-лягушка» - Кощей бессмертный, баба Яга
7. «Беляночка и Розочка» - Гном
8. «Летучий корабль» - Водяной, баба Яга
9. «Волшебная лампа» - Джин
10. «Как Джиртдан увел детей от страшного дива» - Див
11. «Дракон и царевич» - Дракон

4 тур «Неживая природа в сказках»


Педагог:
- Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее.
Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Два мороза» - мороз
2. «Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер
3. «Гуси-лебеди» - речка
4. «Ветер и Солнце» - ветер, солнце
5. «Как Луна появилась на небе» - луна
6. «Снег и заяц» - снег

Физкультминутка «Гномик»

Педагог:
- А сейчас, у нас сказочная физкультминутка.
Команды получают текст стихотворения и самостоятельно в течение 5 минут придумывают к нему движения. Затем, поочередно, проводят свою физкультминутку с болельщиками
Пример
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны влево-вправо - «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым (Разводят руки в стороны)
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Руки вверх)

5 тур «Экология и сказки»

Педагог:
- Ребята, вот и пришло время самого главного соревнования. Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Все вместе – это природа. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.
А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.
Ребята, в 5 туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.
Пример:
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк хищный зверь.
Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!
На столе разложены вопросы, текстом вниз, капитаны, поочередно, берут по одному. Команда в течение 2-5 минут советуется и дает ответ. (Угадали только сказку – 1 очко; угадали сказку и назвали экологические моменты – 2 очка)
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Сказка «Волк и семеро козлят», экологический момент – волк хищник и не прочь съесть козленка.)


2. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
(Сказка «Гадкий утенок», экологический момент – разнообразие домашних птиц.)


3. Покупала самовар,
А спасал ее комар.
(Сказка «Муха-Цокотуха», экологические моменты – биологическое разнообразие беспозвоночных; паук делает сети, и охотиться на мух.)


4. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(Сказка «Жар-птица», экологический момент – польза яблок для здоровья человека.)


5. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Сказка «Репка», экологический момент – польза всех живых организмов на планете.)


6. Красна девица, грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(Сказка «Снегурочка», экологический момент – снег при высоких температурах тает.)


7. Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
(Сказка «Колобок», экологический момент – биоразнообразие зверей леса.)


8. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Сказка «Дюймовочка», экологические моменты – водоем, как среда обитания лягушек, рыб и рака; разнообразие беспозвоночных животных; почва - среда обитания крота; мышь делает запасы на зиму; ласточка – перелетная птица.)


9. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Сказка «Кот, петух и лиса», экологические моменты – лиса хищный зверь, кот и петух домашние животные, которые вполне могут ладить между собой.)


10. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(Сказка «Теремок», экологический момент – биоразнообразие животного мира.)


11. Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль», экологический момент – разный тип ротового аппарата и способ питания.)


12. Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
(Сказка «Царевна-лягушка», экологический момент – защита животного мира.)


13. Дед с бабкой слезами горючим плачут -
за что же такая нам вдруг неудача.
Лежало на полке яйцо золотое.
Да только вот мышь –
наказанье такое - разбила его.
(Сказка «Курочка Рябка», экологический момент – ценность яиц для питания человека.)


14. Маша в лес пошла с лукошком.
Заблудилась там немножко.
На избушку набрела,
Кашу съела, спать легла.
(Сказка «Три медведя», экологический момент – место обитания медведей глухие леса.)


15. В какой сказке мужик с медведем совместно занимались сельским хозяйством?
(Сказка «Мужик и медведь», экологический момент – всеядность медведя)


16. В какой сказке мальчик превратился в козленка?
(Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», экологический момент – важность воды для человека)


17. В огороде, возле хаты,
Урожай растёт богатый.
Там сидят на грядках густо
Репа, свёкла и капуста.
И горят, как солнышки,
Жёлтые подсолнушки.
Кто же там пыхтит на грядке?
(Сказка «Пых», экологические моменты – разнообразие овощных культур; ежик в поисках беспозвоночных иногда посещает огороды)


18. В этой сказочке герой
Не такой, как мы с тобой.
Невеличка ростом мал,
Не силён он, не удал.
Как-то ветром парня сдуло,
Через реку умыкнуло...
Вот беда – ушиблись ножки.
Как бежать им по дорожке?
Как добраться в срок до дому
Нездоровому, больному?
Пораскинь ты свой умишко,
Кто же это? ...
(Сказка «Как муравьишка домой спешил», экологические моменты – многообразие беспозвоночных животных; способы передвижения и внешний вид беспозвоночных)


19. Наладили парус,
Посадили мышонка
В долбленое суденышко
И пустили по течению.
(Сказка «Мышонок Пик», экологические моменты – многообразие животного мира; образ жизни некоторых представителей животных)


20. В какой сказке лесные птицы объединились против совы?
(Сказка «Лесные разведчики», экологические моменты - разнообразие лесных птиц; отношения между разными видами птиц; сова – ночная птица)


(Примечание: экологические моменты приводятся не все, а лишь как вариант ответа)

Заключительное слово педагога.


Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское. Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. А это значит:
- не мусорить;
- не рвать дикорастущие цветы;
- не ломать деревья;
- не приносить домой диких животных;
- не загрязнять водоемы;
- правильно собирать грибы и ягоды;
- не жечь в лесу костры
и многое другое.
(Поздравление победителей викторины)
У Бориса Заходера есть замечательные стихи, которыми мы подведем итог нашему мероприятию.


Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Приложение

Мини-исследование «Экология в сказке «Царевна-лягушка»

(транслит к презентации)

1 слайд
Мини-исследования «Экология в сказке «Царевна-лягушка»
2 слайд
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие. Сказка служит источником формирования элементарных экологических понятий.
3 слайд
Сказка «Царевна- лягушка»
4 слайд
«Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашёл лягушечью кожу и спалил ее на большом огне.»
Экологический факт лягушки линяют до 4 раз в год, нашёл отражение в сказке.
5 слайд
Вдруг откуда не взялся - прибежал медведь и выворотил дерево с корнем; сундук упал и разбился вдребезги, выбежал из сундука заяц и во всю прыть, наутек пустился: глядь - а за ним уж другой заяц гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал. Вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко; летит, а за ней селезень бросился, как ударит её - утка тотчас яйцо выронила, и упало то яйцо в море. Иван-царевич, видя беду неминучую, залился слезами; вдруг подплывает к берегу, щука и держит в зубах яйцо; он взял то яйцо, разбил, достал иглу и отломил кончик: сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть!
6 слайд
С учетом образа жизни и мест обитания животных их используют в сказке. Щука - водный обитатель для того, чтобы найти яйцо в водной стихии. Медведь сильный лесной зверь для того чтобы достать сундук с дерева. Заяц - хороший бегун. Можно предположить также, что прототипом зайца из сундука был беляк. А «помощника» Ивана – заяц русак, так как он быстрее бегает. Селезень и утка - птицы.