Что делать если ребенок гиперактивный. Что делать родителям гиперактивного ребенка: советы психолога

11

Счастливый ребенок 15.08.2017

Дорогие читатели, помните детскую игру в дочки-матери, в которой события идут по определённому сценарию? И так же мы, задумываясь о родительстве, всегда представляем себе здоровых и счастливых детей. Однако не всегда все идет так гладко, как хотелось бы, и гиперактивность – это одна из сложностей, с которой приходится сталкиваться некоторым из родителей.

Сегодня мы поговорим о гиперактивных детях, их воспитании и оздоровлении. И разобраться во всем нам поможет Елена Красовская, мама «особого» ребёнка с 13-летним стажем, а также автор проекта «Красиво шить не запретишь!». Передаю Елене слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Рада нашему знакомству, желаю вам всегда быть здоровыми и счастливыми.

Что делать, если в семье или у близких появляется гиперактивный ребёнок? Отчаиваться или собирать волю в кулак и сражаться за здоровье малыша? По опыту, ни тот ни другой вариант не решают задачу развития и с СДВГ. Что тогда?

Прежде чем мы перейдём к ответам, поделюсь своей историей.

Первый звоночек

Что вы, мамочка, радуетесь? Сын-то слабенький родился, неизвестно, как всё сложится…

Лежу на кушетке, глядя на маленький шевелящийся комочек, стираю слёзы. Смешанные чувства бурлят внутри - радость, тревога, смятение, страх и снова радость. Он появился! Немного раньше срока, но сформированный, рослый. Кричит. Что ещё?

Оказалось, 6-7 баллов по шкале Апгар и крик не являются чётким показателем здоровья малыша, а родовая травма может перечеркнуть многое. Впереди нас ждали отделение реанимации, аппарат искусственной вентиляции, хождения по врачам и долгие годы реабилитации…

Наш случай даёт представление о том, что синдром дефицита внимания и гиперактивности не возникает на пустом месте. Всегда есть причины. О них поговорим ниже, а пока рассмотрим, что характеризует ребёнка с СДВГ.

Что такое гиперактивность

Чем отличается шумный и непоседливый малыш от гиперактивного? Есть ли особые признаки? Можно ли самостоятельно провести диагностику и увидеть разницу?

Из медицинских источников: «Гиперактивность или СДВГ - состояние значительного превышения нормы активности, импульсивности и возбудимости. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития. Проявляется в детстве. Чаще бывает у мальчиков».

Доктор психологических наук Сиротюк А. Л. говорит про СДВГ: «Это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД) - легкой недостаточности мозга. Её относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

ММД не является медицинским диагнозом, скорее, констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых предстоит выяснить, чтобы начать лечение».

В своё время книга Аллы Леонидовны «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» помогла многое переосмыслить в поведении сына и стала нашим главным семейным пособием.
Настолько толково, грамотно, со знанием дела доктор ведёт разговор о непонятных родителям, воспитателям и учителям состояниях ребёнка, что начинаешь действовать сразу после изучения материала.

А вот что рассказывает о гиперактивности доктор Комаровский.

Портрет типичного гиперактивного ребёнка

Такой малыш:

  • плохо спит, часто просыпается, вскрикивает, плачет во сне;
  • быстро утомляется;
  • плохо, быстро или непонятно разговаривает;
  • суетлив, неусидчив, беспокоен;
  • не способен довести до конца начатое дело;
  • импульсивен;
  • игнорирует просьбы взрослых;
  • не умеет подчиняться правилам, ждать;
  • забывчив, невнимателен;
  • часто агрессивен;
  • имеет огромные трудности с обучением и восприятием информации.

Набор качеств не радует. Но не нужно отчаиваться!

Статистика показывает, что гиперактивный ребёнок часто обладает любознательностью, пытливым умом, богатой фантазией, неожиданными интеллектуальными способностями, умеет изобретать новые способы решения задач, любит быть в центре внимания и обожает похвалу.

Причины гиперактивности ребенка

Что влияет на возникновение и развитие СДВГ, до конца неизвестно.

Выделяют следующие провоцирующие факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • неблагоприятные внешние условия;
  • стрессы мамы;
  • токсикоз;
  • признаки внутриутробной асфиксии плода;
  • стремительные или затяжные роды;
  • недоношенность плода;
  • родовые травмы;
  • конфликты в семье или окружении;
  • заболевания в раннем возрасте и др.

До сих пор в мире есть разногласия по определению СДВГ - диагноз это или характер? Нужно лечить или само пройдет?

Кто-то говорит, что болезнь надумана и существует, чтобы поддерживать фармацевтическую промышленность, кто-то бьёт тревогу в связи с растущим количеством гиперактивных детей. Но что бы ни говорили политики, медики или учителя, родителям гиперактивного рёбенка, а главное, малышу приходится трудно. Поэтому при первых подозрениях или слишком активном поведении ребенка не делайте поспешных выводов, а проведите грамотную диагностику.

Диагностика гиперактивности

Диагностика СДВГ проводится в соответствии с международными критериями (МКБ-10) и включает перечни характерных, чётко прослеживаемых признаков данного расстройства. Критерии состояния оценивает специалист – психолог, детский психиатр или психоневролог.

Диагностика включает несколько этапов:

  • сбор информации и оценка поведения ребёнка;
  • тесты;
  • медицинское обследование (ЭЭГ или МРТ головного мозга).

Если чувствуете беспокойство по поводу поведения малыша и хотите пройти предварительную самостоятельную диагностику, ориентируйтесь на признаки, представленные в таблице ниже.

Основные проявления СДВГ по МКБ-10

Группы симптомов Характерные симптомы СДВГ
Нарушение внимания
  • Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  • Не слушает обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
  • Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.
Гиперактивность
  • Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
  • Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
  • Не может тихо, спокойно играть.
  • Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.
Импульсивность
  • Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
  • Не может дожидаться своей очереди.
  • Мешает другим людям, перебивает их.
  • Болтлив, несдержан в речи.

Обратите внимание:

  1. Измеряем нарушение внимания и гиперактивность/импульсивность.
  2. Для постановки диагноза присутствуют шесть из девяти критериев в каждом измерении.
  3. Признаки проявляются до восьми лет.
  4. Наблюдаются не менее шести месяцев в двух сферах деятельности ребёнка - в детском саду и дома.
  5. Состояние ребёнка вызывает психологический дискомфорт и дезадаптацию.
  6. Признаки проявляются не на фоне общего расстройства развития и других нервно-психических расстройств.

При диагностике отмечают разные виды гиперактивности:

  • с преобладанием нарушения внимания - шесть и более признаков из одного измерения;
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности - шесть и более признаков из второй группы измерений;
  • сочетанная форма СДВГ - шесть и более признаков по всем критериям.

Важно! Ни в коем случае, не ставьте диагноз самостоятельно, ориентируясь на субъективные ощущения. Если есть сомнения, обратитесь к специалистам, лучше к нескольким.

Мы проходили диагностику у нескольких специалистов в своём городе, а для контроля – в диагностическом центре соседнего региона.

Во-первых, так есть возможность сравнить и уточнить диагноз. Во-вторых, это позволяет исключить состояния-имитаторы - особенности характера, тревожные расстройства, эпилепсию, эндокринные нарушения и др. В-третьих, это помогает найти оптимальный режим лечения.

Направления лечения и система воспитания при СДВГ

Именно создание системы воспитания является ключевым моментом. Гиперактивные дети категорически не выносят ограничения, отрицают запреты и не могут придерживаться правил. Поэтому так важно трансформировать их особенности, обучать, тонко встраивать в систему ценностей семьи и общества.

Главными задачами родителей являются:

  • сбор, систематизация, проверка и применение информации по лечению, методикам оздоровления, развития и воспитания;
  • создание подходящей модели отношений в семье;
  • дружелюбное и грамотное взаимодействие с необходимыми специалистами;
  • принятие особенностей малыша и культивирование любви.

Принятие особенностей гиперактивного ребёнка

На мой взгляд, пункт о принятии и любви главный.

С высоты своего опыта и общения с родителями «особых» детей, могу с уверенностью сказать, что принять ситуацию страшно. Но обязательно нужно. Без принятия сложно двигаться дальше.

Мне помогает:

  • вера в Бога и понимание, что всё происходит во благо;
  • смотреть на сына, когда он спит;
  • замечать любые положительные проявления в характере;
  • забота о себе;
  • люди, которые видят что-то хорошее в сыне и говорят мне;
  • совместное веселье и дурачество;
  • информация о последних исследованиях мозговых функций и их восстановлении;
  • занятие любимыми делами;
  • видение положительных моментов в жизни;
  • оздоровительные практики - физическая нагрузка, питание и др.

Ищите свои способы, пробуйте разные варианты, проникайтесь принятием, любовью к своему ребёнку и жизни в целом. Это поможет двигаться дальше.

Лечение и взаимодействие со специалистами

Любовь и принятие важны, но исключать современные методики лечения и оздоровления гиперактивного ребёнка нельзя. Основная задача - найти, проверить, поверить, выбрать способы и специалистов, которые помогут вашей семье.

Хороший психолог, невролог, психиатр, логопед, дефектолог, массажист, остеопат, физиотерапевт и, конечно, педиатр - специалисты, которые должны быть в вашем чек-листе при выборе методов лечения.

Важно! Проверяйте любую входящую информацию - собирайте отзывы, читайте, слушайте, что говорят другие родители, ищите тех, кто пользовался или был на приёме. Главное, не навредить.

Как показывает практика, гиперактивные дети невероятно чувствительны. Задача родителя прислушиваться и присматриваться к тому, как ведёт себя ребёнок на приёме у врача или при совершении лечебных манипуляций, как реагирует на лекарство.

Я выявила правило - без повода сын не будет вести себя неадекватно. Всегда есть причина. Поэтому доверяю ощущениям.

Начинаем медикаментозный курс лечения, каждое лекарство даю поочерёдно, в четверть прописанной дозы. Сегодня четверть одной таблетки, завтра половинку, дальше всю. Затем добавляем следующее.

Даже при ОРВИ или простудных заболеваниях. Потому что любое новое лекарство и метод может свести на нет предыдущие результаты. Наблюдаем за реакцией организма и поведением. Все нормально - продолжаем, нет - убираем, заменяем. Процесс кропотливый, но иначе нельзя.

Сыну помогают:

  • массаж;
  • парафин;
  • легкие физические нагрузки;
  • корректировка питания - исключение или сокращение продуктов, содержащих химические добавки, разнообразие, режим;
  • прогулки и приятные впечатления;
  • режим дня.

Намеренно не пишу названия лекарственных препаратов, у каждого свой случай. Назначают врачи, вы проверяете и делаете выводы.

Семья и окружение

Теплая, спокойная и доброжелательная обстановка в семье - залог прогресса в развитии и реабилитации гиперактивного ребёнка.

Важно найти баланс:

  • мягко ставим границы;
  • запреты «нет» и «нельзя» не работают. Заменяем формулировки. Вместо «Не бегай» говорим «Иди спокойно»;
  • учим ощущению времени. У нас хорошо работают песочные часы или будильник. Ставим задачу, определяем время, после звонка перерыв;
  • ограничиваем количество задач. Ребёнок с СДВГ слышит только часть просьбы или не слышит вовсе. Самое работающее – поймать взгляд и попросить короткими отрывистыми предложениями: «Подойди к зеркалу. Найди расчёску. Принеси мне»;
  • отлично работают игры. Но игры короткие, не командные, с минимумом правил;
  • сказки действуют лучше, чем нотации и обвинения. В сказках мы до сих пор прорабатываем сложные психологические ситуации;
  • при проявлении агрессии самое действенное крепко обнять и прижать к себе. Такие границы успокаивают, даже если ребёнок очень зол;
  • учим чувствовать себя и выражать эмоции. Играем, чаще спрашиваем «Что ты чувствуешь сейчас?» У нас был нарисован плакат с «добрым» и «злым» королём;
  • добавляем много визуальных образов! Новое действие или знание мы прорисовывали. Например, при изучении цифр каждая из них размещалась между ступеньками шведской стенки;
  • много читаем и развиваем речь;
  • такие дети обожают видео с участием себя и близких. Я читала книги, записывала видео, ставила на воспроизведение. Сын играл в комнате, фоном звучал мой голос;
  • слушаем спокойную, расслабляющую музыку. Гиперактивным детям она приносит колоссальную пользу;
  • соблюдаем режим дня. Не хочет спать днём, зашториваем окно и ложимся. Должно быть чёткое ощущение повторяющихся, стабильных действий.

Замечательно, если члены семьи поддерживают вас. Когда не всё гладко, выработайте основные правила, сообщите близким, что их обязаны выполнять все. Это сложно. Но от вас зависит будущий результат. Придётся учиться последовательности и строгости.

О школе и воспитательных учреждениях

Тема настолько обширна, что публикация имеет риск не закончиться. Ограничусь несколькими рекомендациями.

В детском саду и школе гиперактивному ребёнку непросто, иногда опасно для жизни. Если есть возможность не ходить в детский сад, будьте дома или ограничивайте время посещения.

В нашей системе образования гиперактивному малышу болезненно сложно. Дружить с ним не хотят. Дети могут смеяться и обижать его, страдает самооценка. Воспитанник с СДВГ головная боль учителя - неусидчив, импульсивен, с плохой памятью и ограниченным вниманием.

Важно контактировать с руководством и грамотно взаимодействовать с учителями:

  • расскажите про особенности ребёнка;
  • вместе создайте план сотрудничества;
  • не отказывайте в помощи, а лучше предлагайте её;
  • если есть психолог, знакомьтесь и вырабатывайте способы социальной адаптации;
  • изучайте законодательство. В случае конфликтных ситуаций отстаивайте свои права грамотно и достойно;
  • ВСЕГДА обращайте внимание на состояние ребёнка. Поддерживайте настрой и следите за здоровьем.

Заключение

По себе знаю, как сложно принять ситуацию, когда с твоим ребёнком что-то не так - гиперактивный он или просто другой. Дорогие родители, пожалуйста, не задерживайтесь на выяснении причин, не проваливайтесь в чувство вины и стыда. Поверьте, вашему малышу несчастная мама или сомневающийся папа помочь не смогут.

Чем быстрее вы пролистнёте страницу с поиском причин и ощущением вины, тем быстрее обратитесь к тому, что действительно важно. А важно - любить и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Искать сильные стороны, раскрывать потенциал и радоваться успехам. Важно быть счастливыми вместе и верить в будущее своего ребёнка.

С пожеланиями удачи,
Елена Красовская,
автор интернет-проекта Красиво шить не запретишь!
и обучающих материалов по шитью

Я благодарю Елену за этот непростой, но очень информативный рассказ. Нелегко сталкиваться с такими испытаниями, но это так верно – главное это не чувство вины и стыда, а любовь и стремление сделать все возможное для своего ребенка, для себя, для семьи.

У нас гиперактивный ребенок, что делать? С такой проблемой нередко приходят родители на прием к педиатру, невропатологу или психологу. «Лекарство» существует!

Такие дети обращают на себя внимание сразу

Вряд ли можно не заметить гиперактивного малютку и его уставшую, нервную маму на улице.

  • карапуз носится со скоростью гоночного автомобиля,
  • все время норовит куда-нибудь залезть или вскарабкаться,
  • хаотично хватает и разбрасывает во все стороны разные предметы,
  • движения гиперактивного малыша нескоординированные, и он при беге может споткнуться и упасть, причинив себе немалый вред.

О гиперактивности ребенка в первую очередь свидетельствует его активные хаотичные действия, неадекватные ситуации
Такой маме едва ли кто-то позавидует: если ей удается поймать свое неугомонное чадо и остановить, то он яростно вырвется и снова понесется как вихрь в никуда…

Родителям бывает весьма утомительно жить и общаться с гиперактивным ребенком.

Его повышенная двигательная активность, неуправляемость, «глухота» к просьбам, увещеваниям и замечаниям, конечно же, может измотать даже самых устойчивых родителей.

Как результат: такого ребенка пытаются ограничить в движении, бегая вслед за ним и крича вдогонку: «Не бегай, споткнешься и упадешь! Не трогай, это не твое! Туда не лезь! Не ломай!» …список можно продолжать до бесконечности.

Также такие дети часто подвергаются деструктивной критике.

Гиперактивность или высокая физическая активность

Строго говоря, диагноз «гиперактивность» ставят, когда у ребенка уже достаточно развита речь, то есть в 2-3 года. В этом случае ему нужна комплексная помощь: и медицинская, и психологическая.

Корректировать симптомы повышенной возбудимости у грудничков позволяют
  • массаж,
  • успокаивающие ванночки,
  • мягкие (только по назначению педиатра или невропатолога!) успокоительные средства.

Если же ребенок старше 2-ух лет, важно установить, идет ли речь о подвижности, возбудимости, высокой отвлекаемости, которую иногда в быту принято называть гиперактивностью, или собственно синдроме дефицита внимания – как правило, явлении наследственном, предполагающем помощь врача.

Ошибочка вышла, родители

К сожалению, многие родители, не желающие найти время для дополнительного изучения литературы про гипереактивного ребенка и что делать, чтобы направить энергию своего чада в нужное русло, даже не догадываются, что:

  • такие дети не восприимчивы к жестким запретам, критике и даже наказанию,
  • их нельзя подгонять и торопить.

Немаловажно знать, что, если уставшие родители выходят из себя, не в состоянии контролировать свои эмоции, то неизбежно вызывают ухудшение поведения гиперактивного ребенка и его еще большую «глухоту». Получается замкнутый круг, вырваться из которого все же можно.

И, конечно же, стоит помнить, что нельзя запрещать гипереактивному крохе двигаться, так как неиссякаемая энергия, «не выпущенная на волю», может вылиться в истерику, капризы и слезы.

Гиперактивные дети очень чутко реагируют на одобрение и похвалу. Поэтому родителям стоит убрать жесткие запреты и, глядя малышу в глаза, спокойным тоном, очень мягко, заменять их альтернативным решением.

Более того, если такого ребенка ограничивать в движениях, опасаясь, что чрезмерная активность будет способствовать травматизму, это может стать предпосылкой для развития в будущем болезней опорно-двигательного аппарата и суставов.

Свободу деточке

Необходимо постоянно способствовать тому, чтобы кроха имел возможность выплеснуть свою энергию. С малышом следует играть, бегать, заниматься совместно плаванием. Ведь разумнее постоянно помогать непоседе, тем самым подстраховывая его и держа все время в поле зрения.

Важно предоставить «гиперу» как можно больше физической активности. Природа щедро поощряет у ребенка его стремление к движению, так необходимое ему для полноценного физического, умственного развития и иммунитета. Помимо этого ребенок от физической активности получает положительные эмоции, ведь при прыжках, беге у малыша выделяются гормоны счастья – эндорфины.

Движение активизирует мыслительную деятельность, а позвоночнику не дает «ржаветь», вследствие чего он становится подвижным и гибким. Поэтому пусть гиперактивный ребенок (да и любой другой) резвится, прыгает и бегает на прогулке, сбрасывая отрицательную энергию, а по пришествию домой или отдыхает.

Четыре стены – это приговор

Если родители понимают, что чем больше их гиперактивное чадо проводит на детской площадке, тем лучше для его развития и микроклимата в семье, то в непогожие дни и с наступлением холодов в их глазах читается паника.

Что делать с гиперактивным ребенком в малогабаритной квартире

Польза от занятий в спортивном уголке для малыша очевидна, а найти место для детского спортивного комплекса можно практически в любой квартире

Ответ прост: необходимо обустроить детскую комнату (ну или любую другую комнату, где есть место) специальным малогабаритным комплексом простейших гимнастических снарядов, которые легко установить даже в маленькой однокомнатной квартире.

Занятия на спорткомплексе разовьют у малыша координацию движения, ловкость, силу и гибкость, что весьма важно для «гиперов», так как они в большинстве случаев неуклюжи, моторно неловки, на что-то постоянно натыкаются, задевают предметы и падают на ровном месте.

«Маленький шустрик» сможет не только «разрядиться» при занятиях на таком спорткомплексе, но и получит возможность посоревноваться с мамой и папой, что создаст хороший эмоциональный контакт между ребенком и родителями.

Физкультура – панацея для гиперактивных

Физические упражнения успокаивающе воздействуют на нервную систему гиперактивного ребенка, помогают восстановить у него поведенческие реакции, выработать правильную координацию движения.

Поэтому, если поблизости есть центр раннего развития, где проводится гимнастика с опытным преподавателем, и есть финансовые возможности для посещений таких заведений, то ребенка следует водить туда, начиная с самого раннего возраста.

Если таких возможностей нет, то родителям на помощь в занятиях с их «вечными двигателями» придет увлекательная и развивающая игра под названием «Сказки на фитболе». О том, как ее организовать, читайте ниже.

Гиперактивным малышам старше 3-х лет следует подобрать детские спортивные секции. Ребенку пойдут на пользу строгий тренер, требующий соблюдать дисциплину на занятиях. При этом не будем забывать про авторитет у маленького ребенка сильного и крепкого тренера.

Закаляйся, если хочешь быть здоров

Для гиперактивных малышей в физическом развитии очень важны не только подвижные игры на улице, но и утренняя зарядка и закаливание. Нелишним здесь будет папе принимать активное участие.

Огромное значение для эффективности закаливания имеет положительный настрой ребенка

Необходимость сразу же после пробуждения приступать к гимнастике и закаливанию, которые вскоре воспитают у неугомонных малышей последовательность в своих действиях, настойчивость, дисциплину и волю.

При помощи утренних подвижных игр и физических упражнений можно повысить гормон мелатонин – биологически активное вещество, управляющее биоритмами роста и развития, глубиной сна, обменом веществ и даже адаптацией к стрессовым ситуациям, переменам погоды и новой обстановке (к примеру, посещению детского сада).

Так как гиперактивный ребенок отличается повышенной нервной возбудимостью, то при закаливании нужно использовать только щадящие приемы, не имеющие ограничений и противопоказаний.

Можно начать с водных процедур, куда входят
  • обливание рук прохладной водой,
  • криомассаж стоп,
  • контрастное обливание ног,
  • обтирание тела влажным махровым полотенцем.

Огромную пользу для маленьких «ураганчиков» принесет умывание лица. Научно доказано, что раздражение кожных зон лица нормализует процессы торможения и возбуждения центральной нервной системы.

Последовательность тонизирующего умывания лица

В первые разы при проведении процедуры температура воды должна составлять +28°C. Через каждые 1-2 дня следует снижать температуру на 1-2 градуса, доведя до конечной отметки в 18-20°C.

По всем правилам такое умывание следует начинать с середины нижней челюсти. При этом ладони, наполненные водой, должны скользить от подбородка к ушам. После следует перейти к умыванию лба – от середины к вискам, затем – от крыльев носа и уголков рта к вискам.

Такую процедуру следует повторить 3-4 раза, каждый раз, вновь наполняя ладони водой. В конце закаливающей процедуры нужно похлопать малыша по щечкам.

Продолжительность такого закаливания составит 1-2 минуты.

Уникальная методика “Сказки на фитболе”

Благодаря этой увлекательной ритмичной игре малыш и взрослые получают массу приятных впечатлений. Наигравшись вдоволь и получив заряд положительных эмоций, «мини-батарейка» продолжит длительное время играть один со своими игрушками, в то время как родители смогут немного отдохнуть от шалостей своего «ураганчика».

Необходимый инвентарь

  • Гимнастическая палка/длинная указка с тупым наконечником или легкие тряпичные мячики/массажные мячики с пупурышками.
  • Подобранная подходящая музыка (песни из сказок, мультфильмов, классические произведения для малышей, песни Шаинского или Крылатова; например, «Антошка», «Пластилиновая ворона» и т.д)
  • 3 карточки с названием персонажей из той песни, которую включаем.

Практическая реализация: для изготовления карточек необходим лист бумаги формата А4 с распечатанными персонажами из песни (можно приобрести в книжных магазинах уже готовые картонные экземпляры) и красный маркер для надписи названий.

3 основных правила этой игры

  1. Выбранная сказка или песня должна быть простой, понятной, хорошо знакомой крохе. Важно, чтобы она вызывала у малыша эмоциональную отзывчивость. Даже будет лучше, если «батарейка» выберет сам свою любимую песню/сказку.
  2. Желательно, чтобы малыш был знаком с персонажами или перед началом занятий рассмотрел картинки с их изображением. Начинать нужно с простых, немногосложных слов, легких для произнесения, постепенно переходя к более сложным.
  3. Первые занятия должны быть очень легкими и короткими (продолжительность – 30 секунд), чтобы ребенок мог успешно справляться, так как ему еще очень тяжело сосредоточиться.

Сказка начинается

Вместо обычного фитбола можно использовать надувную игрушку-попрыгун в виде животного

Для начала нужно выбрать просторное помещение и разместить карточки с персонажами при помощи скотча на стене на уровне глаз сидящего на фитболе малыша.

Еще лучше будет разместить их на зеркальном шкафу-купе. Тогда можно будет наблюдать за реакцией карапуза на эту гимнастику и погримасничать вместе с ним, что сформирует у крохи навык подражания, который является основой для всей последующей интеллектуальной деятельности.

После этого следует сесть с «энерджайзером» на фитбол напротив карточек, включить музыку, начать прыгать и знакомиться с новой увлекательной информацией.

К примеру, можно поставить песенку из мультфильма «Голубой вагон». В тот момент, когда в песне поется «голубой вагон бежит, качается» – нужно показывать на соответствующую картинку гимнастической палкой, четко произнеся/подпевая «вагон», и стараясь при этом выразительно и эмоционально подражать «чух-чух» и т.д. Для одного занятия вначале достаточно 3-х карточек, но их надо повторить 2-3 раза.

На следующее утро следует вначале обязательно повторить старые карточки и предъявить крохе 3 новые. Таким образом, можно изучать не только существительные, но и прилагательные (к примеру, голубой) и глаголы (бежит, качается) в одной песенке.

Можно показывать нужных персонажей, попадая по карточкам легкими мячиками. Такое действие усилит запоминание и разовьет координацию движения малыша. Помимо этого легкие мячики с пупырышками – идеальный инструмент для незаметного массажа кончиков пальцев. Малыш постарше, усвоивший азы «науки», может и сам самостоятельно усаживаться на фитбол и заниматься гимнастикой.

В этой методике сочетание движений, музыки, использование название персонажей и полезных слов даст огромный стимул для запоминания материала. Также во время пения и прослушивания музыки будет формироваться правильный фонетический слух ребенка.

Помимо этого благодаря хорошей и разной музыке у гиперактивного малыша будет происходить становление эстетического вкуса и собственного мнения. Научившись воспринимать информацию «на слух», гиперактивным детям легче будет усваивать иностранные языки, писать изложения и школьные диктанты, запоминать лекции преподавателей.

Травушки-муравушки

Очень полезными для гиперактивных детей будут детские чаи с ромашкой, а также ванночки с отваром лепестков ромашки. Поэтому вместо соков лучше приучать ребенка пить по утрам и вечерам ромашковый чай.

Желаем родителям гиперактивных детей терпения и понимания потребностей своих маленьких «пропеллеров»!

В этом видеосюжете специалисты подскажут вам, как отличить обычную детскую активность от поведения, выходящего за пределы нормы. А также познакомят вас с основными правилами ежедневного общения с гиперактивным ребенком.

Гиперактивностью в медицине называют сложное поведенческое расстройство , которое проявляется в дошкольном раннем возрасте и не требует медицинского вмешательства.

Оно может быть заметным по моторной или чрезмерной психической активности, отражается на отношениях малыша с другими детьми и людьми, а также влияет на успехи в школе.

Признаки гиперактивности у всех детей проявляются по-своему. У большей половины детей расстройство связывается со спонтанными реакциями , подавить которые малыш сам не может. Реакции оказывают влияние на внимание, речь и подвижность детей.

Такие психические расстройства считаются признаками неуравновешенности, а среди взрослых их называют чрезмерной эмоциональностью.

Гиперактивные дети не могут ждать очереди, сидеть на одном месте. Они испытывают трудности с концентрированием внимания. Такие дети зачастую проявляют забывчивость , рассеянность и неорганизованность , тянут руку для того, чтобы раньше других дать ответ на вопрос, часто с места выкрикивают ответ.

Также гиперактивные дети очень часто:

  1. Прерывают разговоры взрослых и своих ровесников.
  2. Много разговаривают и двигаются.
  3. Некачественно выполняет поручения.
  4. Имеет плохую успеваемость в школе.

Симптомы и признаки расстройства проявляются в основном до семилетнего возраста. Часто их путают с нормальным поведением ребёнка или синдромом дефицита внимания. Именно из-за этого нельзя точно сказать, что малыш гиперактивен, если родители заметили у него один или несколько признаков расстройства. А если же признаки присутствуют во всех ситуациях (на прогулке, дома, в школе), то что необходимо делать? В подобной ситуации малыша необходимо показать врачам и психологам, они дадут определённые рекомендации и советы по устранению такого поведения.

Наиболее распространёнными причинами гиперактивност и детей являются:

  1. Плохой распорядок дня или неправильное питание.
  2. Отравление детского организма химикатами, которые несут опасность для здоровья или тяжёлыми металлами.
  3. Трудные роды, родовые травмы, роды позже или раньше срока.
  4. Инфекции различного рода.

Проведённые учёными исследования подтвердили, что чаще проявляется гиперактивность у мальчиков, нежели у девочек. Гиперактивность у детей может сопровождаться следующими проявлениями:

  1. Сердечными расстройствами.
  2. Разнообразными нарушениями речи.
  3. Нарушением режима сна.

Очень часто расстройство встречается в пределах синдрома дефицита внимания.

Основные признаки заболевания

У детей гиперактивность можно распознать по таким признакам:

  1. Почти всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Когда малыш должен спокойно сидеть на стуле, то это невозможно: он теребит одежду, ёрзает, вертится, крутится, встаёт.
  2. Без какой-либо причины у детей проявляется высокая двигательная активность. Даже тогда, когда не позволяют взрослые, он залазает на кресла, диваны, стулья, бесцельно бегает и прыгает.
  3. Малыш не может заниматься определённым делом спокойно и тихо, сосредоточится на игре. Он выполняет неосознанные резкие движения, пищит и кричит.
  4. Малыш несдержан в разговоре, вопросы выслушивает не до конца и отвечает на них невпопад и не задумывается над ответом.
  5. Стоять и спокойно ждать своей очереди такие дети не могут. Они начинают капризничать и нервничать.
  6. Всем своим поведением дети с гиперактивностью мешают окружающим: они мешают игре, разговору или попросту пристают без дела.
  7. Спят такие дети и в дневное и в ночное время неспокойно. Они сбивают простыню, часто переворачиваются с бока на бок, любят позу калачиком, сбрасывают с себя одеяло.
  8. Неспособны такие дети распознавать чужие желания и потребности.
  9. Малыш не может контролировать ни плохие, ни хорошие эмоции, склонен к эмоциональным потрясениям. Совершенно без какой-либо причины гиперактивные дети устраивают истерики или в неподходящее время испытывают гнев и злость.
  10. Интерес проявляется ко многим вещам, но проблемы с пониманием вещей и обстоятельств присутствуют практически всегда. К примеру, начав рисовать, рисунок остаётся не законченным, а малыш полностью увлёкся музыкой. Интерес к рисованию при этом теряется полностью.
  11. Контролировать своё внимание ваше чадо неспособно даже тогда, когда смотрят прямо в лицо, обращаясь к нему. Речь он слышит, но повторить то, что было ему сказано, не может.
  12. По невнимательности такие дети часто ошибаются.

Отклонения и симптомы специалистами выясняются путём оценки и наблюдения действий малыша.

Если люди вокруг твердят, что ваш малыш гиперактивен, то это может свидетельствовать и о том, что у него ещё недостааточно внимания.

Этот синдром может определить только врач, опираясь на заключения таких специалистов, как: детский врач, психотерапевт и психолог.

В процессе обследования врач также постарается выяснить признаки прочих заболеваний и расстройств, которые требуют какого-либо лечения. В основном назначаются лекарственные препараты, которые помогают контролировать поведение. На сегодняшний день есть много лекарственных средств, помогающих от этого состояния избавиться навсегда. Современная медицина способна помочь детям улучшить внимание и память, уравновесить поведение, успокоить нервную систему, фокусировать внимание.

Некоторые лекарственные препараты назначаются только перед школой, а некоторые - ежедневно в рамках терапевтического курса. Они выпускаются в виде жевательных конфет, капсул, таблеток и сладкой жидкости (сиропа). Лечение может специалист назначить только после того, как проконсультируется и получит разрешение родителей.

Если малышу необходимо изменить образ жизни, а не только медикаментозное лечение, то в таких ситуациях психолог и терапевт могут предложить родителям разработать план по изменению образа жизни индивидуально, посоветовать чего следует избегать, а что будет полезно.

А ещё при таком диагнозе очень полезны поведенческая терапия и релаксация. Врач в релаксотерапии научит малыша расслаблять разнообразные группы мышц, делать дыхательные глубокие упражнения, успокаиваться и расслабляться. Поведенческая терапия предусматривает то, чтобы дети, поставив перед собой цель, смогли её достигнуть.

Если у малыша всё же подтвердился диагноз гиперактивности, то об этом должен быть уведомлен директор детского учреждения, которое он посещает (детский сад, школа), а не только врачи и родные. Только в этом случае при необходимости маленький человечек сможет получить нужную поддержку и помощь. Учителя и директор могут предложить родителям предоставить дополнительное время для выполнения заданий, спокойное место в классе, индивидуальный план обучения.

В большей половине ситуаций дети с таким диагнозом имеют счастливое нормальное детство, а если к проблеме подойти правильно, то недуг можно устранить полностью.

Положительные эффекты

Кроме проблем, наблюдаются и положительные стороны. По результатам многочисленных наблюдений и исследований было установлено, что такие дети являются:

  1. Очень творческими и креативными . Дети с множеством разнообразных мыслей в голове и мечтами могут стать в будущем великими мастерами, которые выбрасывают фонтан идей и решают сложные задачи. Они легко отвлекаются, но видят то, чего иные дети попросту не замечают.
  2. Очень изворотливые и гибкие . Такой малыш одновременно может рассматривать несколько способов решения той или иной задачи, а также он открыт для разнообразных идей.
  3. Энтузиаст . Такие дети очень редко бывают скучными. Они заинтересованы множеством вещей и яркими личностями. У них много друзей, так как окружающих они к себе притягивают будто бы магнитом.
  4. Непредсказуемы и очень энергичны . Когда у таких детей есть мотивация на какую-нибудь идею, то они исполняют задания быстрее обычных детей. Если задача связана с активным образом жизни и маленький человечек ею заинтересован, то от решения их отвлечь сложно.

Ничего общего с талантом и интеллектом синдром дефицита внимания не имеет.

Все психологи мира пришли к выводу, что если признаки гиперактивности, которые обусловлены поведенческим расстройством, наблюдаются у малышей, то их можно как можно быстрее устранять.

Это позволить избежать трудностей и разочарований, возникающих от заниженной самооценки, а также стресса и трения, которые накапливаются у окружающих и семьи.

Если у маленького человечка были выявлены симптомы гиперактивности, то помощью и советами квалифицированного психолога и врача пренебрегать не нужно. Гиперактивность можно устранить вовремя, применив общедоступные простые меры.

На сегодняшний день существует множество идей, как устранить такой недуг. Могут назначаться такие терапевтические меры, как:

  1. Посещение детских кружков.
  2. Изменение домашней обстановки.
  3. Комплекс физических упражнений.
  4. Изменение диеты.
  5. Иные отвлекающие факторы, позволяющие к минимуму свести эту проблему.

Гиперактивные млыши от взрослых требуют много внимания и сил. Их нужно постоянно учить усидчивости, помогать завершить ему начатые дела, слушать. Они нуждаются в эффективных стратегиях воспитания, которые будут развивать чёткое взаимодействие, структурность и систематичность с окружающим миром. Их в обязательном порядке нужно поощрять и награждать, они требуют родительских одобрений, поддержки и любви.

Если ваш малыш гиперактивный, то психологи советуют следующее:

  1. Распорядок дня организовывать чётко и длительное время его не менять. В подобной ситуации формирующийся организм приобретёт необходимые рефлексы (как пример, после прочтения сказки он будет ложится спать).
  2. Для подрастающего малыша необходимо создать предсказуемую спокойную атмосферу без каких-либо раздражителей. Такая обстановка сведёт к минимуму случаи выброса энергии.
  3. Организовать для малыша физический активный режим с посещением спортивных занятий и секций.
  4. Когда позволяет обстановка не стоит ограничивать малыша в выполнении активных движений и действий. Так он скорее выплеснет наружу лишнюю накопившуюся энергию.
  5. Нельзя гиперактивного малыша заставлять подолгу находится на одном месте, наказывать его или принуждать выполнять утомительную работу.

Очень часто родители вкладывают положительный смысл, когда говорят о том, что их малыш гиперактивный. Но многие просто путают понятия «активность» и «гиперактивность». Это хорошо, когда малыш тянется к новым знаниям, проявляет интерес к миру, который его окружает, любознательный. Но гиперактивность, в отличие от активности, относится к поведенческим расстройствам. После пяти лет они наиболее болезненно проявляют себя, ведь ребёнок не может развиваться наравне со своими сверстниками.

Активные малыши в садике , на площадке, дома могут быть активными, но придя в место, где необходима тишина, они сразу же успокаиваются и ведут себя достойно . А вот на гиперактивных окружающие люди и новые места не влияют. Они как вели себя громко и неспокойно, так и будут продолжать это делать.

Просто активного ребёнка можно отвлечь какой-либо усидчивой игрой, а вот с гиперактивным такого не получится. Очень сложно чем-то удивить или испугать гиперактивного ребёнка. Они совершенно не думают о своей безопасности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что нельзя называть гиперактивным малыша, который любознательный, любит подвижные игры и общение со своими сверстниками, если это не отражается на его успехах в садике и школе, а также не доставляет особых хлопот родителям. А вот если малыш не усидчив, не может довести начатое дело до конца, закатывает истерики без повода и требует к себе повышенного внимания, то такого ребёнка стоит показать специалистам-психологам для установления диагноза и возможного лечения.

Детская гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

  • импульсивность поведения;
  • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
  • дефицит внимания.

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Отличие гиперактивности от активности

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

Причины

Причины гиперактивности могут быть разными:

  • преждевременные или ;
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  • и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
  • нарушения пуринового обмена у малыша.

Провоцирующие факторы

Такое состояние может быть спровоцировано , применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие , наркотиков, курения в период вынашивания плода.

Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей - еще один предрасполагающий фактор.

Симптомы

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

  • беспокойство;
  • неусидчивость;
  • раздражительность и плаксивость;
  • плохой сон;
  • упрямство;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

У новорожденных

На гиперактивность у детей до года - грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

У детей в 2-3 года

Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников

Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Гиперактивность без дефицита внимания

Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

  • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
  • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
  • внимание избирательное, неустойчивое;
  • небрежность, невнимательность во всем;
  • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Возможные последствия

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.

Диагностика

Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.

Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.

Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

  • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
  • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
  • общий анализ крови для исключения анемии.

Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

Лечение

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Просветительская работа

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача - не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании.

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

Игры с гиперактивными детьми

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

Эффективно чередование спокойных настольных игр - лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми - бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Питание

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов - соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

Гиперактивность в школьном возрасте

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.

Проблемы с учебой

Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

Проблемы с одноклассниками

Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

Ольга Щепина

Невролог

Окончила Казанский государственный медицинский институт. Прошла специализации по иглорефлексотерапии, детской и взрослой неврологии, практику по педиатрии. Стаж работы в медицине – 29 лет. Разбирается в вопросах беременности и родов.

Мне нравится!

В настоящее время все больше родителей ищут ответ на вопрос о том, что делать, если врачи поставили диагноз «гиперактивный ребенок». К сожалению, чрезмерная активность мешает крохе вести нормальный образ жизни, поэтому существует необходимость дать практические советы для взрослых, которые сталкиваются с такой патологией у детей.
Ученые отделили гиперактивность от других патологий и дали определение «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Однако такое отклонение в психике до сих пор полностью не исследовано.

Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру.
  • Сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее.
  • Отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям.
  • Дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.

Проявляться такое расстройство в возрасте двух лет. Однако существуют некоторые признаки гиперактивного ребенка, которые можно заметить и в год. Часто взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока карапуз не вырастает. Тогда от него начинают ожидать большей самостоятельности. Однако проявить ее малыш не в силах из-за нарушений психического развития.

Синдромом дефицита внимания чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с СДВГ составляет только 10%.

Почему ребенок гиперактивный?

Причин такого расстройства много. Самыми распространенными из них являются:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
  • Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
  • Прием матерью наркотиков, алкоголя.
  • Травмы головы, возникающие во время родов.
  • Тяжелые или преждевременные роды.
  • Скудный или неправильный рацион питания крохи.
  • Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
  • Конфликты внутри семьи.
  • Авторитарный стиль воспитания.

Какого ребенка можно назвать гиперактивным?

Специалисты-медики относят ребенка к категории « гиперактивный», если у него проявляются следующие признаки:

  • Увлеченность делом длится не более 10 минут. При любом отвлекающем факторе, его внимание переключается.
  • Карапуз постоянно взбудоражен, невнимателен. Во время занятий или уроков не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
  • Поведение его не отягчено застенчивостью. Проявляет непокорность даже в незнакомых местах.
  • Задает много вопросов, однако в ответе на них не нуждается. Иногда дает ответ, не дослушав все предложение. Во время игр требует всеобщей сосредоточенности на его персоне.
  • Речь ускоренная, глотает окончания слов. Часто перескакивает с одного действия на другое, не закончив начатое.
  • Беспокойный сон – один из признаков гиперактивного ребенка. Случаются ночные кошмары, недержание мочи.
  • Постоянные конфликты со сверстниками не дают завести друзей. Спокойно играть не может, вмешивается в игру других ребят. Во время уроков выкрикивает с места, мешает своим поведением.
  • Гиперактивные дети часто не усваивают программу школьного курса.
  • Отклонения в работе мозга при обработке информации. Выполняя задания, часто испытывает трудности.
  • Кажется, что чадо не слышит то, что говорят ему взрослые.
  • Рассеян, теряет личные вещи, школьные принадлежности, игрушки.
  • Неуклюжесть в движениях гиперактивного ребенка часто бывает причиной травм и порчи вещей.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой: испытывает затруднения при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, каллиграфии.
  • Не реагирует на замечания взрослых, запреты, наказания.
  • Подвержен частым головным болям, бывают нервные тики.

Помните, что диагностировать СДВГ может только врач. Причем лишь в том случае, если доктор обнаружил не менее 8 симптомов гиперактивного ребенка. Диагноз ставится на основании результатов МРТ мозга, ЭЭГ, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Посредственные способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности нашим невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования.

Если Вашему чаду поставили такой диагноз, не стоит бояться и опускать руки. Не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.

Что делать родителям гиперактивного ребенка?

Для решения проблемы родителям гиперактивных детей необходимо учитывать следующие советы:

  • Позаботьтесь о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение крохи. Постарайтесь не менять режимные моменты. Это убережет от вечерних истерик, сделает его сон спокойнее.
  • Погода в доме. Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат разрушительную активность. Избегайте шумных праздников, неожиданных гостей.
  • Секции. Спортивные занятия направят энергию живчика в позитивное русло. Контролируйте систематичность посещения занятий, для гиперактивного ребенка это важно. Избегайте видов спорта соревновательного характера. Лучше выбрать аэробику, лыжный спорт, плаванье. Благотворно влияет на развитие мышления карапуза занятия шахматами. Во время шахматных партий у него работают оба полушария одновременно, что позитивно влияет на развитие умственных способностей.
  • Выброс энергии. Если поведение детей не мешают окружающим, не нужно сдерживать их. Пусть выплеснут свои эмоции. После такого «самоочищения» ребенок станет спокойнее.
  • Наказания. Когда есть необходимость воспитательных воздействий, постарайтесь не выбирать такие наказания, при которых карапузу придется долго сидеть на месте. Для него это невыполнимая задача.
  • Золотая середина. Не нужно чрезмерно давить на непоседу. Завышенные требования, жесткость в воспитании гиперактивного ребенка только навредят. Но стоит опасаться излишней заботы в отношении такого малютки. Дети чувствуют слабость взрослых, они быстро учатся манипулировать. Тогда воспитание чересчур активных ребят становится неуправляемым.
  • Питание. Еда для таких деток должна быть полезной. Исключите сладости, продукты с искусственными добавками, колбасы, полуфабрикаты. Улучшить работу мозга можно приемами комплекса витаминов в межсезонье. Ежедневное меню должно содержать овощи, фрукты. Обязательно вводите в рацион продукты, содержащие кальций, железо, магний.
  • Лишние впечатления. Места избыточного скопления людей возбуждают гиперактивного малыша. Избегайте совместного посещения супермаркетов, общественного транспорта.
  • Телевидение. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Однако пара добрых мультфильмов в день поможет. За просмотром телевизора непоседа тренирует усидчивость.
  • Поощрение. Не жалейте слов похвалы для слишком активных детей. Для них важно осознавать, что они на пути к победе над негативизмом.

Лечение и коррекция гиперактивного ребенка

Существует несколько практических советов по лечению гиперактивного ребенка:

  • Лечебный массаж. Назначаемый массаж поможет снять мышечное напряжение, успокоит кроху, расслабит его.
  • Физиотерапия. Улучшает снабжение коры головного мозга кровью электрофорез с лекарственными препаратами.
  • Консультации психолога. Скорректировать поведение и научиться сдерживать импульсивные порывы поможет игровая терапия. Занятия с психологом или психотерапевтом развивают речь малыша, улучшают мелкую моторику рук гиперактивного ребенка. При систематических упражнениях улучшается внимание.
  • Лечебная гимнастика, бассейн. С их помощью укрепляется нервная система, а лишняя энергичность уходит.
  • Техника Алексеева, аутогенные тренировки, модель Шульца. Данные комплексы упражнений будут полезны для расслабления мышц, они помогут ему спокойно уснуть. Первое время такую терапевтическую работу с гиперактивным ребенком проводят только под наблюдением специалиста.

Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:

  • Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
  • Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
  • Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
  • Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
  • У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
  • Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Осуществлять лечение гиперактивного ребенка можно и в домашних условия при помощи:

  • Медикаментов . К такому способу прибегать нужно в последнюю очередь. Доктор может прописать успокоительные препараты на основе растительных компонентов. Ноотропные препараты благостно влияют на обменные процессы в коре головного мозга, улучшают память, внимание крошки. Не стоит ждать быстрых результатов от успокоительных для гиперактивных детей, лекарства начнут действовать только через несколько месяцев.
  • Расслабляющих ванн . Перед сном можно ежедневно применять успокоительные ванны. Температура воды должна быть не выше 38. Добавьте в воду вытяжку из шишек хмеля, хвои.
  • Народных средств . Для снятия напряжения применяют отвары успокаивающих трав. Их принимают по полстакана дважды в день. Можно приготовить смесь для укрепления нервной системы из клюквы с алоэ, перекрученных мясорубкой, с добавлением меда. Такая вкусная питательная смесь дается полугодичным курсом трижды в день.

Доктор Комаровский о гиперактивном ребенке

Знаменитый украинский педиатр Евгений Комаровский считает, что:

  • Гиперактивным можно считать того ребенка, у которого возникают проблемы во время общения с друзьями в школе или в детском саду. Если коллектив не принимает карапуза, а школьная программа не усваивается, то можно говорить о болезни.
  • Чтобы гиперактивный карапуз прислушался к Вашим словам, необходимо для начала привлечь к себе его внимание. Когда малыш чем-то занят, он вряд ли отреагирует на просьбу родителей.
  • Не нужно менять своего решения. Если Вы запрещаете что-то, то этот запрет должен действовать постоянно, а не от случая к случаю.
  • Безопасность в семье с непоседами должна стоять на первом месте. Необходимо организовать жизненное пространство для гиперактивных детей так, чтобы он не мог во время игры нанести себе травмы. Требуйте собранности и аккуратности не только от малыша, но и от себя.
  • Не нужно просить живчика выполнять сложные задачи. Постарайтесь разделить такую работу на простые этапы, так Вы добьетесь лучших результатов. Используйте план действий в картинках.
  • Нужно хвалить при любом удобном случае. Даже если маленький художник не до конца раскрасил картинку, похвалите его за аккуратность и старание.
  • Необходимо заботиться о собственном отдыхе. При любой возможности родители должны отдыхать. Можно воспользоваться помощью родственников и попросить их немного погулять с малышом. При воспитании гиперактивных детей очень важно спокойствие и уравновешенность его родителей.

У Вашего особенного малыша не должно быть сомнений, что родители его очень любят. Правильное поведение родителей в воспитании гиперактивного ребенка решит эту проблему. Уделяйте внимание карапузу, придерживайтесь советов специалистов.