Американские беспилотники дроны. Военные дроны: вооружены и особо опасны

"Стоит залезть на eBay и купить как можно больше этих 300-долларовых квадрокоптеров, чтобы израсходовать все имеющиеся у них ракеты". Такими словами охарактеризовал ход мысли потенциальных противников США руководитель Командования боевой подготовки американской армии, генерал Дэвид Перкинс. Это произошло после того, как один из союзников НАТО истратил ракету комплекса Patriot стоимостью 3 млн долларов для уничтожения гражданского дрона. Спустя год недешевый опыт повторили военнослужащие Израиля. Доступность беспилотных средств, которые нерегулярные формирования по всему миру адаптируют для ведения боевых действий, стала головной болью для силовиков. Это стимулировало проведение десятков опытно-конструкторских работ по созданию пропорциональных средств противодействия малоразмерным БПЛА.

Беспилотная революция и "мирные" угрозы

Создание беспилотных дистанционно-управляемых летательных аппаратов в мире началось еще в 1930-х годах - разумеется, в военных целях. Спустя два десятка лет Вооруженные силы развитых стран имели на снабжении полноценные беспилотные разведчики, а в 1970-е началась работа по ударным БПЛА. К середине 2003 года в 75 государствах было создано около 300 типов беспилотников различного назначения.

Проектирование и производство беспилотной техники долгое время оставалось уделом предприятий с госфинансированием. Трансфер технологий для гражданского применения происходил крошечными шагами, и даже киноиндустрия с ее огромными бюджетами для задач аэросъемки пользовалась традиционной пилотируемой авиацией.

Развитие дронов широкого применения тормозили комплектующие для создания систем управления и контроля полета: гироскопы, аккумуляторы, модули широкополосной передачи данных и другие. Они были, во-первых, дорогими для массового рынка, а во-вторых - крупногабаритными. Например, система управления дроном, созданная основателем компании DJI Фрэнком Ваном Тао и продававшаяся единичными экземплярами, стоила около 6000 долларов. Прорыв произошел в начале второго десятилетия XXI века. Нескольким компаниям, в том числе DJI, удалось собрать воедино все разработки в области движения, управления и передачи данных БПЛА мультикоптерной схемы и выпустить на рынок продукты стоимостью менее 1000 долларов.


Это стало революционным моментом, потому что мультикоптеры сняли ограничение на квалификацию операторов и место запуска. Существовавшие ранее гражданские дистанционно-управляемые авиамодели самолетного и вертолетного типов были сложнее в пилотировании, требовали навыков навигации в воздушном пространстве, зачастую требовали специальных устройств для взлета и посадки. Фактически, они оставались уделом профессионалов и энтузиастов.

Мультикоптеры от ведущих мировых фирм - китайских DJI и Yuneec, французской, американской 3D Robotics - массово появились в небе над городами, промышленными предприятиями и объектами государственной важности. Захват воздушного пространства дешевыми дронами опередил самые смелые прогнозы аналитиков. Еще в 2010 году Федеральное управление гражданской авиации США предполагало , что в гражданских целях на территории страны в 2020 году будет использоваться 15000 БПЛА. Спустя шесть лет эту оценку пришлось пересмотреть. Речь шла уже о 550000 дронах.


Росла и динамика использования беспилотников в противозаконных целях. Например, в Великобритании в 2013 году не было зафиксировано ни одного случая появления дронов около мест ограничения свободы. В 2014 году сотрудники пенитенциарных учреждений Соединенного Королевства отметили два "визита" БПЛА. А в 2015 году число беспилотных нарушителей достигло 33.

Специалисты по защите объектов от воздушных угроз выделяют пять типов проблем, которые вызывают дроны на территориях, свободных от военных конфликтов. Первый - опасное сближение с авиационной техникой. В силу специфики отрасли, такие инциденты строго фиксируются и анализируются. Например, в апреле 2016 года дрон врезался в Airbus A320 на подлете к Лондону. А спустя три месяца экипаж "Боинга" во время посадки в московском Внуково доложил диспетчерам об опасном маневрировании беспилотника на уровне глиссады снижения.

Вторая проблема - полеты над участками, где применение авиационной техники запрещено или неуместно. Самый известный случай произошел в 2015 году, когда отставной сотрудник Национального агентства геопространственной разведки США не справился с управлением своего квадрокоптера DJI Phantom и уронил его на лужайку Белого дома. Неприятный инцидент произошел двумя годами спустя и в России. В марте 2017 года над Пермским пороховым заводом на высоте 500 метров пролетал БПЛА, полет которого не был санкционирован.


Следующая категория применения гражданских дронов относится к их криминальному применению. Это перевозки наркотиков, контрабанда, доставка грузов заключенным тюрем. В частности, только за 2015 год украинские пограничники зафиксировали 30 случаев перевозки сигарет в Польшу с помощью мультикоптеров.

Отдельную опасность представляет угроза столкновения гражданских БПЛА с различными зданиями и сооружениями. Так, в США фиксировались случаи обрывы локальных линий электропередач беспилотными авиационными средствами, а в Италии туристов из Кореи привлекали к ответственности за повреждения здания Миланского собора в результате неумелого пилотирования дроном.

Наконец, пятый тип угроз - это терроризм с использованием БПЛА. В 2015 году на крыше офиса японского премьер-министра Синдзо Абэ приземлился беспилотник с посылкой в виде радиоактивного песка. Никто не пострадал, а оператор дрона сдался полиции и объяснил свой поступок привлечением внимания к проблеме АЭС. А вот в августе 2018 года БПЛА использовали для самого настоящего покушения. Начиненные взрывчаткой беспилотники атаковали венесуэльского лидера Николаса Мадуро во время выступления в столице республики.


"Основной проблемой следует считать малоразмерные беспилотные воздушные суда (БВС), особенно мультикоптерного типа. Даже незначительная по массе целевая нагрузка – всего лишь в несколько килограммов - способна причинить значительный ущерб. Исходя из того, что вес полезной нагрузки может составлять примерно 10–30% общей массы БВС, можно сделать вывод, что основную угрозу на настоящий момент могут представлять беспилотники весом от трех до двадцати килограммов. Применительно к России наиболее вероятная угроза терроризма может исходить от любительских мини-БВС", - сообщал на конференции в коломенском 924 Государственном центре беспилотной авиации Минобороны профессор кафедры организации и управления воздушным движением Академии гражданской защиты МЧС России Олег Ковылов.

Беспилотные солдаты асимметричных конфликтов

Приграничные конфликты и гражданские войны стали полем для применения общедоступных технологий для ведения боевых действий. Нерегулярные формирования, не имеющие возможность получать дорогостоящую технику и оборудование, самостоятельно производят "конверсию" гражданских изделий в военные. Так, широко известны случаи применения приложений-баллистических калькуляторов для ведения снайперского огня из стрелкового оружия и минометных обстрелов.


Логично, что сперва радиоуправляемые модели, а затем и получившие распространение мультикоптеры начали использоваться в военных целях. По данным СМИ, ливанская "Хезболла" еще в 2004 году применяла БПЛА собственной разработки для разведки над территорией Израиля.

Специфика конфликтов, в частности, на Ближнем Востоке отличается нанесением ударов с небольшой дистанции - часто до 10 км. Такую дальность полета могут обеспечить дистанционно-управляемые летательные аппараты с гражданского рынка стоимостью около 1000 долларов.

Чаще всего их используют для разведки местности. На втором месте по популярности решаемой задачи - корректировка артиллерийского огня. Чуть реже дроны применяют для корректировки снайперской стрельбы на дальней дистанции. Также террористы переоборудуют мультикоптеры в беспилотные "бомбардировщики", способные сбросить на цель малогабаритную мину, самодельное взрывное устройство или легкую гранату подствольного гранатомета.


По прямому назначению - для фото- и видеосъемки - применяют гражданские БПЛА террористы "Исламского государства" (организация запрещена на территории РФ). На встроенные камеры дронов они фиксируют результаты поражения целей и впоследствии используют в своей пропаганде. Кроме того, с помощью аэросъемки боевики выбирают момент для дистанционного подрыва начиненных взрывчаткой автомобилей, которыми управляют смертники, либо заложенными фугасами. Применяют БПЛА и для доставки на небольшие расстояния конфиденциальных сообщений в условиях, когда другие виды связи недоступны.

Наконец, регулярные армии в условиях асимметричных конфликтов столкнулись с психологическим изматыванием подразделений постоянной угрозой с воздуха. Беспилотник, обычно построенный по мультикоптерной схеме, зависает на высоте 150-300 метров, где огонь из стрелкового оружия малоэффективен и приводит к быстрому расходу боеприпасов.


При копеечной по военным меркам стоимости легкий беспилотник способен причинить несоизмеримый ущерб. Так, в 2017 году террористы смогли с воздуха уничтожить целый склад боеприпасов сирийской правительственной армии в Дейр-эз-Зоре. Но наибольшую угрозу дроны представляют не защищенному броней личному составу. В Ираке боевики заминировали разведывательный беспилотник. Когда бойцы курдского отряда "пешмерга" сбили его и приступили к обследованию, БПЛА взорвался , унеся жизни двух человек. Видео со сбросом гранат с малоразмерных дронов поступают и с территории Украины. В октябре 2018 года представители самопровозглашенной Луганской народной республики сбили DJI Phantom 4, который нес противопехотную оборонительную гранату Ф-1.

От заградительного огня к спецсредствам

"Основная проблема борьбы средств ПВО с современными мини-БВС – это существенно меньшая их заметность в радиолокационном, тепловом и видимом диапазоне вследствие небольших габаритных размеров, широкого применения композитных материалов в конструкции, использования электрических, либо компактных двигателей внутреннего сгорания и двигателей на новых принципах, применения компактных малоизлучающих целевых нагрузок на современной элементной базе", - подчеркивал Олег Ковылов.

Несмотря на нестабильную эффективность, с малоразмерными гражданскими беспилотниками чаще всего борются с помощью стрелкового оружия. В инциденте с Николасом Мадуро атакующие БПЛА уничтожили охранявшие главу государства снайперы. Несмотря на меткость военнослужащих, семь человек в результате нападения получили ранения. В украинском эпизоде никто не пострадал, а беспилотник также сбили огнем из стрелкового оружия.


Опыт сирийского конфликта, когда беспилотники террористов бомбили российских военных инженеров, наводивших переправы через Евфрат, привел к внесению мероприятий противодронной подготовки в план учений Вооруженных сил РФ. Сбивать беспилотники из автоматов, пулеметов, снайперских винтовок научатся военнослужащие Сухопутных войск, морпехи и десантники.

В США для стрельбы по малоразмерным воздушным целям создали специальные боеприпасы с разделяющейся боевой частью, между элементами которой натягивается сеть полутораметрового диаметра. Основной недостаток такого способа борьбы - недостаточная дальность. По данным западных оружейных порталов, она ограничена 300 футами (чуть больше 90 метров).

Специальные боеприпасы создают и для автобронетехники. В России работы над шрапнельными снарядами калибра 30 и 57 мм с программируемой дистанцией подрыва для борьбы с беспилотниками ведет НПО "Прибор". Однако о постановке их на вооружение говорить пока рано.

Помимо стрелкового оружия, для борьбы с беспилотниками пытались применять дрессированных хищных птиц. Эксперименты проводили орнитологические подразделения полиции Нидерландов, позднее к работе подключились французские военные. Для перехвата дронов во Франции натренировали четырех орлов. Птицы быстро догоняли мультикоптеры, хватали свою добычу и приносили на базу. Однако справиться они могли только с БПЛА небольших размеров.


Ряд технических решений подразумевал настоящую роботизированную воздушную охоту за БПЛА-нарушителями. Так, с 2015 года полиция Токио изучала возможность ловить дроны с помощью сети, закрепленной на дистанционно-управляемом мультикоптере. Спустя год американская компания Airspace представила аналогичное решение, исключающее необходимость оператору дрона-ловца самостоятельно управлять охотой. Благодаря системе машинного зрения система смогла самостоятельно идентифицировать и захватывать цель, при этом отличая БПЛА от случайно залетевшей в район дежурства птицы. Российский концерн "Алмаз-Антей" предложил оснащать беспилотные перехватчики дробовиками, а в перспективе - малоразмерными ракетами. По словам разработчиков, это позволит не тратить дорогостоящие зенитные ракеты на борьбу с дешевыми гражданскими дронами.

Основная проблема борьбы с построенными на коммерческих технологиях беспилотниках состоит в том, что для каждой конкретной ситуации подходит свое решение, которое сложно или невозможно перенести на другие условия. Например, в местах массового скопления людей нельзя применить против дрона стрелковое оружие из-за опасности падения обломков. Решения с беспилотными перехватчиками или птицами подходит только для охраны стационарных объектов. Сложно представить такой способ борьбы в условиях высокомобильной войны.

При этом военным требуется обеспечить противодействие не только дешевым игрушкам, но и полноценным военным БПЛА противника. Поэтому появились специализированные решения. Например, в США компании Lockheed Martin и Raytheon параллельно ведут разработку лазерных систем борьбы с дронами. Принцип их работы основан на пережигании аэродинамических поверхностей летательного аппарата.


В России для борьбы с малоразмерными беспилотниками военные адаптировали стоящие на вооружении средства радиоэлектронной борьбы и комплексы ПВО.

"Минобороны никогда не собиралось воевать с гражданскими дронами. Только в последние годы Вооруженные силы столкнулись с такими изделиями. Постепенно научились бороться. Переделали стоящие на вооружении комплексы, взяли что-то новое. Проблема была в том, что в средствах обнаружения и подавления не было гражданских частот. Сейчас где-то поставили дополнительный блок, антенну, генератор и т.д.", - сообщил в беседе c Mil.Press Военное источник в оборонно-промышленном комплексе.
По состоянию на 2018 год возможность сбивать малоразмерные цели получили , в частности, зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С". Еще одним шагом стало подавление сигналов сотовой связи 2G и 3G в местах дислокации российских подразделений.


Борются с беспилотным террористами и сами производители дронов, не заинтересованные в потенциальном запрете свободной продажи своей продукции. Так, DJI еще в 2017 году объявил большую часть Сирии и Ирака бесполетной зоной для своих мультикоптеров. Находясь в координатах этих стран, также как и возле аэродромов и правительственных зданий, БПЛА DJI в состоянии "из коробки" просто откажутся функционировать. Однако эта блокировка скорее красивый жест в сторону чиновников со стороны производителей гражданских дронов, нежели реальная реализация "No Fly Zone". В ответ частные компании без промедления нашли способы перепрошивки и замены компонентной базы летательных аппаратов, снимающие ограничения. Подобное решение, например, от российской компании Coptersafe, обойдется всего лишь в несколько сотен долларов.

Компактный ответ воздушной угрозе

Долгое время оставался открытым рынок носимых устройств для противодействия беспилотным летательным аппаратам. Благодаря тому, что бороться необходимо с гражданскими БПЛА, работающими на гражданских же открытых частотах, мобильные "антидроны" не считаются средством двойного назначения или оружием. Поэтому разработка и постановка на серийное производство таких изделий состоялась в рекордные сроки.

Первые презентации компактных средств, способных нарушать работу навигационных каналов и каналов управления гражданскими дронами, прошли в 2015 году. Американская некоммерческая научно-исследовательская организация Battelle представила DroneDefender - средство подавления БПЛА в форм-факторе футуристической винтовки. Масса такого антидрона составляет 4,4 кг. Разработчики гарантируют непрерывную работу устройства на дистанции до 400 метров от цели на протяжении 2 часов.


В 2016 году новинку - противодронное ружье UAV-D04JA - презентовала китайская Hikvision. Представленной на выставке The China Security Show изделие способно подавлять сигналы спутниковых систем GPS, GLONASS, Galileo L1 и BeiDou B1. Производители заявляют возможность "поражения" цели на дистанциях более километра. Отличительная особенность китайского изделия - вынесенный в виде отдельного блока литий-полимерный аккумулятор. Предполагается, что боец или сотрудник охраны будет переносить его на спине с помощью специального разгрузочного жилета. Батарея способна обеспечить используемое на полную мощность ружье в течение 1,5 часов.


На азиатский рынок претендует и сингапурский производитель - TRD Consultancy Pte Ltd. Первые фотографии с носимыми средствами борьбы с беспилотниками на сайте компании датируются также 2016 годом и относятся к выставке Myanmar Security Expo. В ассортименте компании есть изделия в форм-факторе ружей как для простого обнаружения, так и для подавления. Антидрон Orion H выполнен единым блоком и весит всего 2,5 кг.

Еще одну китайскую разработку, родившуюся в стенах Bei Dou Safety Search Institution, в 2017 году показала телекомпания с российскими корнями Rutply. Ее технических характеристик в репортаже не обнародовали, однако по видеоряду можно отметить, что аккумулятор выполнен в виде автоматного магазина, который пристегивается к ружью. Потенциально, если производители предусмотрели оперативную смену батарей-магазинов, такое изделие может быть интересно военным из-за возможности хранить запасные аккумуляторе в карманах стандартной разгрузки.


Возвращаясь из Азии в Европу, невозможно пройти мимо разработки польской военно-космической компании Hertz Systems с заявленной километровой дальностью поражения цели. Это изделие интересно своей модульностью, которая, по данным опрошенных Mil.Press Военное экспертов по борьбе с беспилотниками пользуется спросом на западном рынке. Антидрон предусматривает возможность интеграции акустических, радиолокационных и оптических датчиков обнаружения, а также различных вариантов блоков подавления - для секторного или всенаправленного действия. Еще одно преимущество польского антидрона - запись телеметрии работы комплекса для сбора статистики.

Наконец, на мировом рынке представлен совместный австралийско-американский проект от компании Droneshield - ружье DroneGun Tactical . Оно тяжелее конкурентов - 6,3 кг, - при этом встроенная литий-ионная батарея позволяет бороться с воздушной угрозой "не менее 30 минут". Набор подавляемых спутниковых сигналов ограничен только GPS и GLONASS. Зато DroneGun способен одновременно работать на подавление нескольких частот: 433 МГц, 915 МГц, 2,4 ГГц и 5,8 ГГц.


Свои антидронные ружья, выполненные в виде легкой винтовки с выносным блоком есть даже у Ирана. Первые фотографии с этими изделиями просочились в сеть еще в 2016 году.

Российские решения на передовой и в тылу

Первым российским носимым средством противодействия беспилотникам на общедоступных каналах связи стал продукт компании "Локационная мастерская" ("Локмас") - противодронное ружье, позже получившее название STUPOR. Его разрабатывали изначально для использования в гражданских целях. В 2016 году изделие встало на серийное производство и прошло лабораторные испытания в Москве. Они показали, что STUPOR способен подавлять частоты GPS (L1, L2, L5), Wi-Fi 2.4 ГГц и Wi-Fi 5.8 ГГц. Излучаемая мощность по всем каналам составила 10 Вт. Устройство сочли безопасным для применения при непрерывном использовании не более 4 часов 40 минут за смену.


STUPOR - один из самых увесистых антидронов на мировом рынке, тяжелее него только Dronegun. Полная масса изделия составляет 5,5 кг. Однако это позволило разместить внутри корпуса аккумулятор, заряда которого хватает на 4 часа противодействия БПЛА.


В 2017 году антидроном от "Локмаса" заинтересовалось Минобороны РФ. К этому времени у компании уже появились конкуренты. Своя разработка существовала у 4 НИИ Минобороны, который традиционно уделяет внимание внедрению технологий двойного назначения при создании новых образцов вооружения. Также существовали прототипы решения от Zala Aero, которое позже назовут REX-1. В апреле 2017 года производителей собрали в Коломне на базе 924 Государственного центра беспилотной авиации и выставили против них военные БПЛА "Орлан", "Гранат" и "Элерон", а также самый популярный гражданский DJI Phantom. С закрытыми частотами военных изделий ни одно из средств противодействия не справилось. С гражданскими, напротив, проблем не возникло. В частности, решение от "Локационной мастерской" смогло одолеть квадрокоптер на дистанции до 650 метров, а в промежутке 650-850 метров - частично нарушить его работу.


Спустя четыре месяца - на "Армии-2017" - свое видение антидронного ружья публично представила входящая в "Калашников" Zala Aero. Как и "Локмас", концерн позиционирует свое средство прежде всего для защиты гражданских объектов. При массе в 4,5 кг устройство способно непрерывно бороться с беспилотной угрозой на протяжении 3 часов. Изделие работает на частотах 900 МГц, 2,4 ГГц и 5,2-5,8 ГГц, подавляя спутниковых каналы навигации GPS, ГЛОНАСС, BD, Galileo, а также сотовую связь стандартов GSM, 3G и LTE. Как и польский аналог, REX-1 построен по модульному принципу с различными блоками - каждый для своих задач.


А дальше произошло нехарактерное для консервативного военного ведомства событие - фактически гражданские средства подавления беспилотников отправили на передовую, в Сирию. "Минобороны не сидит, сложа руки. Все, что относится к противодронной борьбе, военные мониторят: у кого из производителей какие планы, какое новое "железо" планируется к выпуску", - объяснил Mil.Press Военное источник, знакомый с ходом испытаний средств для борьбы с БПЛА. Выгоду от такого сотрудничества получили все: с помощью противодронных ружей российский контингент в Сирии "прикрыл конкретные окопы", разработчики оперативно получили результаты боевых испытаний, а сотрудничающие с Минобороны отечественные разработчики военных беспилотников - данные для повышения помехозащищенности своих изделий. Как стало известно Mil.Press Военное, сирийский опыт оказался неоднозначным, однако часть боевых задач гражданские устройства выполнили.


После этого опыта началась доработка решений. "Локмас" пошел по пути увеличений дальности своего STUPORa - дальность подавления навигационной системы популярных мультикоптеров увеличилась до 2 км. Опробованные в Сирии средства взяли на вооружение сотрудники МВД России - с их помощью защищали от дронов объекты Чемпионата мира по футболу. В свою очередь Zala Aero презентовала на закрытом показе "Армии-2018" представила изделие для подавления сигналов GPS, ГЛОНАСС, BeiDou и GALILEO под названием Zont, которое можно разместить в подсумке разгрузочного жилета бойца.


Очередной шаг в конкурентной борьбе за российский и мировой рынок средств борьбы с гражданскими беспилотниками собирается сделать "Локмас". В беседе с Mil.Press Военное генеральный директор компании Дмитрий Клочко пообещал представить на выставке "Интерполитех" в октябре 2018 года "совершенно новый комплекс, которого еще ни у кого нет".


На сегодняшний день как в России, так и за рубежом поставки ружей-антидронов несут несистематический характер. Государственные структуры в случае острой необходимости "закрывают" ими дыры в противодронной борьбе, принимают единичные экземпляры на испытания, в том числе сравнительные. По данным Mil.Press Военное, в одной из стран Скандинавии в 2018 году состоится сертификация противодронных средств, в которой будет участвовать и один российский образец.

Серийные закупки таких устройств на территории России через тендерные процедуры пока не проводились. Это может быть связано с отсутствием государственной стандартизации мобильных средств подавления БПЛА. Из-за этого каждому ведомству приходится отдельно формулировать свои требования, проводить собственные испытания и ориентироваться только на свой опыт. Серьезной аналитики, на которую можно ориентироваться, пока нет даже по западному опыту. С одной стороны это плохо для каждого конкретного госзаказчика, с другой стороны дает шанс российской промышленности в целом сделать рывок и выйти в лидеры мирового рынка. При этом прогресс в беспилотных системах не вышел на плато развития в середине второго десятилетия XXI века. По аналитическим данным компании "ВКО-Интеллект", имеющимся в распоряжении редакции, мировая динамика патентной работы по теме БПЛА в период с 2015 по 2016 год показала наибольший за десятилетие рост, а количество НИОКР в России резко выросло на рубеже 2016-2017 годов.

Всего 15 лет назад к беспилотникам относились как к научной фантастике. В 2005 году Израиль запустил пробный шар и послал несколько почти игрушечных самолетиков с камерами на сторону Сирии. Самолетики вернулись с разведданными и через несколько часов на их место вернулись F-16. С тех пор боевые дроны стали гораздо круче: сегодня им уже не нужны истребители.

Настоящий великан среди беспилотных аппаратов. Triton MQ-4C разрабатывался Northrop Grumman по заказу Пентагона. Размах крыльев этого гиганта сравним с размахом крыльев «Боинга-747», но пока точной информации о сфере применения беспилотника-гиганта не имеется.

WU-14

Китайский экспериментальный гиперзвуковой беспилотник, созданный для доставки ракет через континент. Вообще-то, Министерство обороны КНР в свое время декларировали WU-14 как «научный летательный аппарат», но впоследствии признали его военное предназначение. WU-14 - это самый мощный беспилотник в нашем списке, поскольку предназначен для доставки к цели ядерного оружия.

CH-5

Китайская разработка, которую вполне можно назвать модифицированным клоном американского «Жнеца смерти». БПЛА создан военной корпорацией China Aerospace Science and Technology и уже испытан в боевых условиях. Беспилотник оснащен двумя боеприпасами нового типа (какими именно пока не известно) и лазерной системой наведения.

Taranis

До настоящего момента почти вся информация о британском проекте межконтинентального БПЛА засекречена. Известны лишь основные параметры Taranis (масса - три тонны, длина - 11 метров, размах крыльев - 10 метров) и то, что беспилотник оснащается стелс-технологией.

Northrop Grumman X-47BС

Детище американских гениев из знаменитой Northrop Grumman. Боевой БПЛА второго поколения способен совершать взлет и посадку вообще без оператора, только при помощи бортового компьютера. Крылья оснащены ракетными установками, которыми управляет уже человек с земли.

IAI Harpy

Это дрон-камикадзе, предназначенный для обнаружения и уничтожения живой и бронированной силы противника. Беспилотник пикирует на цель с большой высоты, поражая ее осколочно-фугасным снарядом.

MQ-9 Reaper

Пожалуй, один из самых известных и самых смертоносных беспилотников мира. «Жнец» пришел на замену беспилотному разведкомплексу MQ-1 Predator. Reaper способен взлетать на высоту тринадцать километров, поднимать весь в 4,7 тонны и находиться в воздухе целые сутки. Ускользнуть от такого стального хищника будет очень и очень сложно.

Форпост

По сути, российский «Форпост» является чуть доработанной версией проверенного в боях израильского Searcher 2. На данный момент эти комплексы только начинают поступать в Армию России, но уже используются в боевых действиях в Сирии.

C-Worker 5

Беспилотными становятся не только самолеты, но и морские суда. Великобритания представила свой катер C-Worker 5, способный развивать небольшую скорость, зато держаться на одном топливном баке целую неделю. Судно планируется использовать для разведки и траления, в крайнем случае его можно взорвать дистанционно и устроить что-то вроде диверсии.

S-100 Camcopter

Австралийская компания Schiebel представила свой беспилотный вертолет еще в 2005 году, но до настоящего момента он вовсе не потерял актуальность. S-100 Camcopter умеет отслеживать большие группы противника на недоступном для обнаружения расстоянии и чаще всего используется как разведчик. Впрочем, «зубы» у этого винтового малыша тоже имеются.

S-100 Camcopter. Многоцелевой беспилотный вертолет, разработанный австралийской компанией Schiebel еще в 2003—2005 гг. S-100 Camcopter отличается от других дронов системой оповещения о радиолокационном облучении Sage. Это цифровая система для осуществления радиочастотных разведывательных миссий: она принимает сигнал с судов, анализирует их, идентифицирует и определяет точную геопозицию источника сигнала. Так, S-100 благодаря системе Sage может отслеживать тактические группы противника на море с большого расстояния, не будучи при этом замеченным.

NRQ-21 Blackjack (Integrator) — это последний из небольших беспилотников ВМС США. Создатели дрона — Insitu, дочерняя фирма компании Boeing. Беспилотник запускается с помощью катапульты, вес полезной нагрузки составляет 11,3 кг, которые дрон способен удерживать в воздухе в течение 16 часов. Все это делает его надежным разведчиком на море с большим радиусом действия. Еще одно преимущество — NRQ-21 может быть запущен с самого маленького судна (благодаря чему судно автоматически становится гордым авианосцем). В рамках военных учений Unmanned Warrior в Шотландии беспилотник совершил полет с новой системой Airborne Computer Vision, которая позволяет находить и идентифицировать корабли автоматически, без дистанционного управления.

Saab AUV-62-AT. Чтобы научиться охотиться на подводные лодки, необходимо тренироваться. Но у подводных лодок достаточно своих важных и секретных задач, и игры в прятки с дронами не входят в планы субмарин. Шведский производитель автомобилей Saab создал дрон, который претендует на звание самого передового симулятора подводной лодки —с его помощью можно «дрессировать» другую технику. Saab AUV-62-AT максимально точно имитирует звуки, издаваемые подводной лодкой, в том числе характерный шум двигателя для пассивных звукоснимателей (т.е. устройств, не осуществляющих усиление сигнала) и отраженные сигналы гидролокаторов для активных звукоснимателей. Дрон может погружаться в воду на глубину до 300 м и прятаться от «охотников» на протяжении 20 часов.

USV- 2600, разработка комитета исследований и развития обороны Канады — это трехметровая лодка-робот, на которой может размещаться широкий спектр инструментов. Например, гидролокатор для картографии морского дна, приборы для измерения температуры и исследования подводных течений. Усовершенствованная система навигации позволяет USV- 2600 фиксироваться на месте лучше, чем если бы это было сделано с помощью ручного пилотирования. Во время тестирования аппарат оставался в пределах метра от обозначенной точки, что жизненно важно для точности измерений.

Береговая система охраны быстрого размещения (WRDSS) — это автоматическая система обороны, разработанная Управлением военно-морских исследований (ONR) министерства обороны США для гаваней, бухт и других прибрежных зон. Как и следует из названия, это оперативный дрон, который может быть стремительно доставлен в назначенное место со всем необходимыми оборудованием: гидролокатором, радаром и камерой. WRDSS автоматически обнаруживает и отслеживает потенциальные угрозы со стороны малых судов, пловцов, дайверов и беспилотных подводных лодок. Звукоусилитель, расположенный как над поверхностью воды, так и под водой, быстро предупреждает об опасности.

Воздушный беспилотный ретранслятор. Другая программа, созданная Управлением военно-морских исследований (ONR), использует беспилотник как связной ретранслятор, чтобы держать связь с командой роботов и соединять их с базой. Находясь на высоте от 30 до 100 м, дрон может устанавливать радиосвязь в гораздо более широком диапазоне, чем это могу делать устройства, находящиеся на уровне моря. Винтокрылый беспилотник будет передавать сигналы от подводных лодок-роботов на сушу (и обратно), что является наглядным примером того, как беспилотный подводный флот может успешно управляться с земли.

Беспилотник Iver-3 предстал на учениях в отдельном сегменте с ярким названием «Адский залив» (Hell Bay), где группы подводной техники демонстрируют свои возможности в области совместного и автономного выполнения задач, в частности — по распознаванию целей. Iver-3 произведен американской компанией Oceanserver. Это 36-и килограммовое беспилотное судно, которое работает более 8-и часов на глубине до 100 м и может обнаруживать подводные мины с помощью специального магнитного датчика.

Беспилотник Sea Hunter, летательный аппарат, оснащенный новейшими датчиками ONR (напомним, это Управление военно-морских исследований при минобороны США). Среди них, например, лидар — «лазерный радар», способный составлять карту морского дна на мелководье. Новый лидар в 10 раз меньше размером, чем предыдущие системы. Sea Hunter планируется использовать для быстрой оценки окружающей среды: он будет отмечать отмели, рифы, затонувшие корабли и другие опасности, которые могут создавать помехи и представлять угрозу для морских операций. Sea Hunter запускается с корабля, чтобы быстро обследовать ту зону, которая не была в свое время должным образом изучена и картографирована.

C-Worker 5 — это британское надводное беспилотное судно с безредукторным дизельным двигателем, которое может перемещаться со скорость около 9 км/ч в течение недели всего лишь на одном топливном баке. Оно способно работать и на дистанционном управлении, и в автономном режиме. В ходе военных учений дрон C-Worker 5 продемонстрировал слаженную совместную работу с другими беспилотными поверхностными и подводными лодками.

Scan Eagle — старейший дрон компании Boeing Insitu. Первоначально он мыслился как прибор для отслеживания стай тунца, однако потом быстро перешел с гражданской службы на военную. Сегодня Scan Eagle используется более чем двадцатью странами для разведки и наблюдением за полем боя. Scan Eagle не нуждается в аэродроме для дислокации, легко запускается с помощью пневматической пусковой катапульты, а для посадки использует крюк, которым цепляется за натянутый трос (посмотрите, на видео все в деталях). Носовая часть беспилотника оборудована стабилизированной вращающейся инфракрасной или электрооптической камерой. ВМС Великобритании уже готовы отправить Scan Eagle в отставку, однако производители представили новую версию заслужившего доверие Scan Eagle с обновленным двигателем и улучшенными датчиками. Посмотрим, может, эти изменения удержат Scan Eagle в строю еще на долгие годы.

Москва, 13 августа - "Вести.Экономика" В начале августа на президента Венесуэлы Николаса Мадуро совершили покушение. Случай уникален: впервые в истории главу государства попытались убить дронами – беспилотники несли по килограмму C-4 и должны были взорваться рядом с Мадуро во время его выступления. Эксперты говорят, что в будущем таких историй будет только больше. В конце концов, купить дрон может кто угодно, а средства защиты пока не особо эффективны.

В прошлом году стало известно о разработке нового типа дрона-убийцы - TIKAD, который может нести на борту снайперскую винтовку, пулемет и даже гранатомет.

Основатель стартапа Duke Robotics Разиель Атуар - бывший копандир спецподразделения израильских вооруженных сил. Вооружить дрон боевым стрелковым оружием он задумал после участия в контртеррористических операциях, в которых воевать приходилось посреди мирных населенных пунктов. По его мнению, использование вооруженных дронов способно снизить количество жертв среди гражданского населения. Первый прототип TIKAD появился в 2015 г. и сразу был взят на вооружение ЦАХАЛ. За прошедшие три года дрон доработали; теперь его больше не отбрасывает отдачей благодаря новой системе стабилизации.

Последняя версия дрона поднимает в воздух любое оружие массой до 10 кг. Управляются дроны удаленно, и стреляют только по команде оператора - по крайней мере пока. Сейчас стартап ищет инвесторов, но ходят слухи, что израильские военные уже договорились с Duke Robotics о закупке партии, ведутся переговоры и с Вооруженными силами США.

Маленькие коптеры ранее не могли поднять тяжелую винтовку, но теперь конструкторы создали целый спектр сверхмощных моделей, способных переносить грузы весом до 18 кг - этого более чем достаточно. Как бы то ни было, все еще существует проблема стабилизации винтовки и сильной отдачи, способной развернуть коптер в воздухе.

Создатели TIKAD, говорят, что у них есть "уникальное решение по стабилизации дрона и подавлении отдачи" - оружие устанавливается на роботизированном кардане, который вращается в режиме реального времени, удерживая ствол в нужном направлении. Энергия отдачи распределяется с помощью гибких пластин, что позволяет минимизировать (но не устранить окончательно) смещение.

Другой подход заключается в использовании оружия без отдачи. Вместо крупнокалиберных винтовок дроны вооружаются ракетными кластерами, способными быстро выпустить рой снарядов по предполагаемой цели.

Правительство Тайваня так вдохновилось успехами дронов, что поручило инженерам соорудить собственные. Для армии готовят беспилотники, вооруженные штурмовой винтовкой T91 и тремя 40-миллиметровыми гранатометами. Вызывает опасения, что дроны могут в конечном итоге оказаться в руках террористов. В таком случае схожие с венесуэльским инциденты будут заканчиваться весьма плачевно.

Первоначально TIKAD предназначался для осуществления миссий в критических ситуациях, где обычный человек справиться не мог или подвергался неоправданно высокому риску, но всем ясно, что совсем скоро дроны станут массовым явлением и с ростом уровня технологий начнут постепенно вытеснять из боевых действий людей.

Эксперты обеспокоены тем, что военные дроны - это очередной шаг к автономному оружию, которое выбирает свои цели без какого-либо человеческого понимания юридических, моральных или социальных норм.

В то же время разработка новых методов борьбы с дронами является одной из приоритетных задач Пентагона. Недавно стало известно, что производить такое оружие будет фирма Lockheed Martin. Новые противодроновые пушки будут устанавливаться на самолеты и вертолеты. Они позволят отключать вражеские беспилотники направленным лучом микроволнового излучения.



В наше время многие развивающиеся страны выделяют из бюджета немаленькие деньги на совершенствование и разработку новых образцов БПЛА - беспилотных летательных аппаратов. На театре военных действий не редкостью стали случаи, когда при решении боевой или учебной задачи командование отдавало предпочтение цифровой машине, нежели летчику. И на это был ряд веских причин. Во-первых, это беспрерывность работы. Дроны способны выполнять задачу на протяжении до 24 часов без перерыва на отдых и сон - неотъемлемых элементов человеческих потребностей. Во-вторых, это выносливость.

Беспилотник практически бесперебойно работает, в условиях высоких перегрузок, и там, где человеческий организм попросту не в состоянии выдержать перегрузки в 9G, дрон можно продолжать работу. Ну а в-третьих, это отсутствие человеческого фактора и выполнение задания согласно заложенной в компьютерный комплекс программы. Ошибиться может разве что только оператор, который вводит информацию на выполнение миссии - роботы не ошибаются.

История развития БПЛА

Человека достаточно давно посетила мысль о создании такой машины, которой можно было бы, без вреда для себя, управлять на расстоянии. Спустя 30 лет после первого полета братьев Райт эта идея воплотилась в реальность, и в 1933 году в Великобритании был построен специальный самолет на дистанционном управлении.

Первым дроном, принявшим участие в боях был . Это была радиоуправляемая ракета с реактивным двигателем. Она была оснащена автопилотом, в который немецкие операторы вводили информацию о предстоящем полете. За годы Второй мировой войны эта ракета успешно выполнила около 20 тыс. боевых вылетов, нанося авиаудары по важным стратегическим и гражданским объектам Великобритании.

После окончания Второй мировой, США и Советский Союз по ходу растущих взаимных претензий друг к другу, ставшими плацдармом для начала холодной войны, начали выделять огромные деньги из бюджета на развитие беспилотных летательных аппаратов.

Так, во время ведения боевых действий во Вьетнаме, обе стороны активно применяли БПЛА, для решения различных боевых задач. Радиоуправляемые аппараты делали аэрофотоснимки, вели радиолокационную разведку и их применяли в роли ретрансляторов.

В 1978 году случился настоящий прорыв в истории развития беспилотников. ИАИ Скаут был представлен военпредами Израиля и стал первым в истории боевым БПЛА.


А в 1982 году, во время войны в Ливии этот дрон практически полностью уничтожили сирийскую систему ПВО. Во время ведения тех боевых действий армия Сирии потеряла 19 зенитных батарей и было уничтожено 85 самолетов.

После этих событий американцы стали уделять максимум внимания к разработке дронов, и в 90-х годах стали мировыми лидерами в области применения беспилотных летательных аппаратов.

Дроны активно использовались в 1991 году во время «Бури в пустыне», а также в ходе военных операции на территории Югославии в 1999 году. Сейчас на вооружении армии США стоит около 8,5 тыс. радиоуправляемых дронов и это в основном малогабаритные БПЛА для выполнения разведывательных задач в интересах сухопутных войск.

Конструктивные особенности

Со времен изобретения британцами дрона-мишени, наука сделала огромный шаг вперед в развитии летающих роботов на дистанционном управлении. Современные беспилотники имеют большую дальность и скорость полета.


Это происходит в основном за счет жесткой фиксации крыла, мощности встроенного в робот двигателя и применяемого топлива, конечно. Имеются беспилотники и на аккумуляторах, но они не в состоянии конкурировать по дальности полета с топливными, во всяком случае, пока.

Обширное применение при проведении разведывательных действий получили глайдеры и конвертопланы. Первые довольно просты в производстве и не требуют больших финансовых вложений, и в некоторых образцах по конструкции не предусмотрен двигатель.

Отличительной особенностью вторых, является то, что его взлет основан на вертолетной тяге, в то время как при маневрировании в воздухе, эти дроны используют самолетные крылья.

Тейлсиггеры - роботы, которых разработчики наделили способностью менять профили полета находясь непосредственно в воздухе. Происходит это за счет поворота либо всей, либо части конструкции в вертикальной плоскости. Также бывают проводные беспилотники и пилотирование дрона осуществляется посредством передачи на его борт команд управления через подсоединенный кабель.

Есть беспилотники, отличающиеся от остальных набором своих нестандартных функций или выполненные функций в необычном стиле. Это экзотические БПЛА, и некоторые из них могут без труда приземлиться на воду или закрепиться на вертикальной поверхности как рыба-прилипала.


БПЛА, в основе которых лежит вертолетная конструкция, также отличаются друг от друга своими функциями и задачами. Существуют аппараты как с одним винтом, так и несколькими - такие дроны именуют квадрокоптерами, и используют их преимущественно в «гражданских» целях.

У них бывают по 2, 4, 6 или 8 винтов, парно и симметрично расположенных от продольной оси робота, и чем их больше, тем лучше БПЛА устойчив в воздухе, и он намного лучше управляем.

Какие бывают беспилотники

В неуправляемых БПЛА человек принимает участие только при запуске и введении параметров полета перед взлетом дрона. Как правило, это бюджетные беспилотники, не требующие для их эксплуатации особой подготовки оператора и специальных площадок приземления.


В дистанционно управляемых дронах предусмотрена их корректировка траектории полета, а автоматические роботы выполняют задачу полностью автономно. Успех выполнения миссии здесь зависит от точности и правильности введения предполетных параметров оператором в стационарный компьютерный комплекс, находящийся на земле.

Вес аппаратов микро не более 10 кг., и они могут находиться в воздухе не более часа, дроны группы мини весят до 50 кг., и способны выполнять задачу 3…5 часов без перерыва, у средних вес некоторых образцов достигает 1 тонны и их время работы составляет 15 часов. Что касается тяжелых БПЛА, которые весят больше тонны - эти дроны могут беспрерывно летать больше 24 часов, а некоторым из них под силу межконтинентальные перелеты.

Зарубежные беспилотники

Одним из направлений в развитии БПЛА является уменьшение их габаритов без существенного ущерба для технических характеристик. Норвежская компания «Прокс Динамикс» разработала микро дрон ПД-100 Блэк Хорнет вертолетного типа.


Данный беспилотник может работать около четверти часа на расстоянии до 1 км. Этот робот применяется в качестве индивидуального разведывательного средства солдата и оснащен тремя видеокамерами. Используется некоторыми регулярными подразделениями США в Афганистане с 2012 года.

Самый распространенный беспилотник армии США - РКью-11 Рэйвен. Его запуск производится с руки солдата и для его приземления не требуется специальной площадки, он может летать как в автоматическом режиме, так и находясь под управлением оператора.


Этот легкий беспилотник солдаты США применяют при решении задач ближней разведки на уровне роты.

Более тяжелые БПЛА американской армии представляют РКью-7 Шэдоу и РКью-5 Хантер. Оба образца предназначены для производства разведки местности на уровне бригады.


Беспрерывное время работы в воздухе этих беспилотников существенно отличается от более легких образцов. Существуют множественные их модификации, некоторые из которых включают в себя функции подвешивания на них небольших управляемых бомб массой до 5.4 кг.

МКью-1 Предатор - это самый известный американский дрон. Изначально его основной задачей, как и у многих других образцов, была разведка местности. Но вскоре, в 2000 году, производители внесли в его конструкцию ряд модификаций, позволяющих ему выполнять боевые задачи, связанные с непосредственным уничтожением целей.


Помимо подвешиваемых ракет (Хеллфайр-С, созданные специально для этого беспилотника в 2001 году), на борту робота установлены три видеокамеры, инфракрасная система и своя бортовая радиолокационная станция. Сейчас существуют несколько модификаций МКью-1 Предатора для выполнения задач самого различного характера.

В 2007 году появился еще один ударный БПЛА-американский МКью-9 Рипер. По сравнению МКью-1 Предатор его показатель продолжительности полета был намного выше, а также помимо ракет мог нести на борту управляемые авиабомбы и имел более современную радиоэлектронику.

Вид БПЛА МКью-1 Предатор МКью-9 Рипер
Длина, м 8.5 11
Скорость, км/ч до 215 до 400
Вес, кг 1030 4800
Размах крыла, м 15 20
Дальность полета, км 750 5900
Силовая установка, двигатель поршневой турбовинтовой
Время работы, ч до 40 16-28
до 4-х ракет Хеллфайр-С бомбы до 1700 кг
Практический потолок, км 7.9 15

Самым большим БПЛА в мире по праву считается РКью-4 Глобал Хоук. В 1998 году он впервые поднялся в воздух и по сей день выполняет задачи разведывательного характера.

Этот дрон - первый в истории робот, который может использовать воздушное пространство и воздушные коридоры США без разрешения органа управления воздушным движением.

Отечественные БПЛА

Российские беспилотники условно подразделяют на следующие категории

БПЛА «Элеон-ЗСВ» относится к аппаратам ближнего радиуса действия, он довольно прост в эксплуатации и его легко переносить в заплечном ранце. Запускается дрон вручную со жгута или сжатым воздухом от насоса.


Способен вести разведку и передавать информацию по цифровому видеоканалу на расстоянии до 25 км. Элеон-10В схож по конструкции и правилам эксплуатации с предыдущим аппаратом. Главное их отличие - увеличение дальности полета до 50 км.

Процесс приземления этих БПЛА осуществляется при помощи специальных парашютов, выбрасываемых при выработке дроном своего заряда батареи.

Рейс-Д (Ту-243) - разведывательно-ударный дрон, способный нести на себе авиавооружение массой до 1 т. Аппарат, выпущенный конструкторским бюро имени Туполева, свой первый полет совершил в 1987 году.


С тех пор беспилотник претерпел множественные улучшения, были установлены: усовершенствованный пилотажно-навигационный комплекс, новые приборы ведения радиолокационной разведки, а также конкурентоспособная оптическая система.

Иркут-200 - больше ударный беспилотник. И в нем в первую очередь ценится высокая автономность аппарата и маленькая масса, благодаря которой могут осуществляться перелеты продолжительностью до 12 часов. Приземляется БПЛА на специально оборудованную площадку длиной около 250 м.

Вид БПЛА Рейс-Д (Ту-243) Иркут-200
Длина, м 8.3 4.5
Вес, кг 1400 200
Силовая установка турбореактивный двигатель ДВС мощностью 60 л. с.
Скорость, км/ч 940 210
Дальность полета, км 360 200
Время работы, ч 8 12
Практический потолок, км 5 5

Скат - тяжелый БПЛА большой дальности нового поколения разрабатываемый КБ МиГ. Этот дрон будет малозаметен для вражеских радаров, благодаря схеме сборки корпуса, исключающей хвостовое оперение.


Задачей этого дрона нанесение точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, таким как зенитные батареи войск ПВО или стационарные командные пункты. По задумке разработчиков БПЛА Скат сможет выполнять задачи как автономно, так и в составе звена самолетов.

Длина, м 10,25
Скорость, км/ч 900
Вес, т 10
Размах крыла, м 11,5
Дальность полета, км 4000
Силовая установка Двухконтурный турбореактивный двигатель
Время работы, ч 36
Корректируемые авиабомбы 250 и 500 кг.
Практический потолок, км 12

Недостатки беспилотных летательных аппаратов

Одним из недостатков БПЛА является сложность при его пилотировании. Так, к пульту управления не может подойти обычный рядовой не прошедший курс специальной подготовки и не знающий определенных тонкостей при использовании компьютерного комплекса оператора.


Еще одним существенным недостатком является сложность поисков беспилотников, после их приземления при помощи парашютов. Потому как некоторые модели, когда заряд батареи близок к критическому могут выдавать некорректные данные о своем местонахождении.

К этому можно еще прибавить чувствительность некоторых моделей к ветру, ввиду легкости конструкции.

Некоторые беспилотники могут подниматься на большую высоту и это в некоторых случаях занятие высоты того или иного дрона требует разрешения у органа управления воздушным движением, что может существенно осложнить выполнение задания к определенному сроку, потому как приоритет в воздушном пространстве отдается судам под управлением пилота, а не оператора.

Использование БПЛА в гражданских целях

Беспилотники нашли свое призвание не только на полях сражений или в ходе выполнений войсковых операций. Сейчас дроны активно используются для вполне мирных целей граждан в городских условиях и даже в некоторых отраслях сельского хозяйства им нашлось применение.


Так некоторые курьерские службы используют роботов на вертолетной тяге для доставки самых разнообразных товаров своим клиентам. При помощи дронов ведется аэрофотосъемка многими фотографами при организации торжественных мероприятий.

А также их приняли к себе на вооружение некоторые детективные агентства.

Заключение

Беспилотные летательные аппараты - существенно новое слово в век стремительно развивающихся технологий. Роботы идут в ногу со временем, охватывают не только одно направление, а развиваются сразу в нескольких.

Но все же, несмотря на еще далекие от идеала, по меркам человека, модели в области погрешностей или дальностей полета, БПЛА имеют один огромный и неоспоримый плюс. Дроны, за время их использования сохранили сотни человеческих жизней, а это дорогого стоит.

Видео