Необычная история жизни энвера абдурахманова. Аят Абдурахманова - Pадикальные дети светского общества

О себе

Меня зовут Хадижат, мне 24 года. Родилась и выросла в Дагестане. Окончила ДГУ, юридический факультет, в данный момент работаю в Федеральной кадастровой палате. Помимо официальной работы, налаживаю свой маленький бизнес, на который строю большие планы.

Я люблю разнообразную музыку, танцы и все, что с этим связано. Вдохновляюсь чтением литературы, походами в театры, музеи и кино — это, скажем так, придает мне некий внутренний, душевный уют и гармонию.

Ну а самое большое удовольствие я получаю от путешествий! Для меня путешествовать — значит жить! Как говорится, душа требует простора, новых эмоций и экстрима.

Спасибо моим родителям, которые раскрыли для меня все краски мира и передали в хорошие руки, человеку, с которым я продолжаю чувствовать себя единственной и с кем иду по жизни в том же ритме.

О стиле

Говоря отдельно о стиле, выделяю для себя несколько звезд и знаменитостей, у которых есть чему поучиться, такие как Виктория Бэкхэм (их семья, кстати, является для меня примером идеального брака), вызывают восхищение ее утонченные образы и строгость подачи. Безумно хотелось бы приобрести одну из ее сумок! Мира Дума и ее интересные, разнообразные луки, частенько хочется примерить их на себе.

Мне нравятся такие марки, как Chanel, LV(с их вечными сумками), VB, Kenzo, Celine, Max Мara Weekend. Среди демократичных марок, как и многие девушки, выделяю Zara, очень нравятся вещи от Massimo Dutti. Я отмечу, что мода в нашей стране бурно развивается, появляется много доступных российских марок, которые ничем не уступают вышеперечисленным.

О себе могу сказать, что я просто обожаю сочетать несочетаемое! Главное правило — чтобы одежда была удобной и не стесняющей движений. Определённого стиля, как такового, я не придерживаюсь, поэтому мой стиль — это прямое отражение моего внутреннего мира и настроения.

Как говорил известный в мире дизайнер Ив Сен-Лоран: «Для того чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит».

Не могу сказать, что я никогда бы не надела ту или иную вещь, как говорится, никогда не говори никогда. Мода — вещь непредсказуемая, нельзя зарекаться! Только если что-то вульгарное — то нет, а в остальном никаких ограничений.

О городе

В последние годы у нас в городе произошел большой стильный «скачок», если можно так выразиться. Раньше было совсем печально наблюдать за неуместно нарядно одетыми и накрашенными девочками, за ребятами, у которых было два вида одежды — спортивный костюм и джинсы с рубашкой на выход. Сейчас ситуация изменилась, и в основном за молодежью наблюдать приятно. Стиль стал интереснее, яркие краски не потерялись, но их научились сочетать, у людей появилось чувство меры.

Все чаще встречаю девочек в удобной и стильной обуви с натуральным мейком, либо вообще без него, с ухоженными натуральными волосами, красивым интересным маникюром. И те же ребята стали разбираться в моде.

Что касается заведений, их в Махачкале сейчас более чем достаточно. Из тех самых уютных мест, где можно отдохнуть, вкусно поесть, развеяться и даже заняться какой-то работой, выделяю такие, как недавно открывшийся ресторан «Пиросмани», который может похвастаться своим колоритным грузинским меню, кафе Giardino, славящееся прекрасными десертами. Очень люблю посидеть в Aromа, где преобладает домашняя обстановка и очень вкусно готовят. Но думаю, всё равно у каждого свои предпочтения на этот счёт.

Я конечно, патриот, и безумно люблю свой родной город, но мне, как и многим жителям, хотелось бы видеть его чистым и аккуратным, я бы убрала бессмысленные и уродливые постройки, разбила бы больше парков и клумб с цветами по всему городу, чтобы мамочки чаще гуляли с детьми и дышали свежим воздухом. Также у нас не хватает хорошего большого торгово-развлекательного центра с интересными магазинами и большим кинотеатром.

А вот чем действительно мы можем гордиться, так это традициями, обычаями и гостеприимством народа! Прекрасными пейзажами гор и Каспийского моря. У нас этого действительно не отнять!

Напоследок хотелось бы поблагодарить команду сайт, с вами действительно было приятно работать! Желаю всем добра и мирного неба над головой!

  • Программа: Горячие точки, Миграция и право

20 декабря польские власти уведомили чеченского блогера Тумсу Абдурахманова, который находится в Польше и попросил там политическое убежище, о намерении депортировать его в Россию . Служба пограничной охраны вручила ему соответствующее уведомление.

Очевидно, что при таком развитии событий Тумсу задержат в московском аэропорту и этапируют в Чечню . Власти этой республики припомнят ему резкую критику режима Кадырова . Скорее всего, его попытаются заставить публично каяться.

Однако в случае с Тумсу Абдурахмановым дело не ограничится пытками и публичным покаянием. Против него по ложным основаниям возбуждено уголовное дело. Абдурахманова обвинили в том, что он, якобы выехав Сирию, присоединился к «Исламскому государству» (ИГ, международная террористическая организация, запрещенная в России).

28 декабря начиная с 11:00 члены Правозащитного центра «Мемориал» проведут у здания посольства Польши в Москве (ул. Климашкина, 4 ) серию одиночных пикетов, протестуя против бесчеловечного решения властей этого государства.

***
Напомним, Тумсу Абдурахманов, 1985 г.р., жил в Грозном и работал заместителем генерального директора в ФГУП «Электросвязь». В ноябре 2015 года он был вынужден покинуть родину из-за конфликта с Исламом Кадыровым - бывшим руководителем администрации главы и правительства Чечни. Как-то раз, увидев Абдурахманова, этот чиновник обратил внимание на его якобы «салафитскую» бороду - в Чечне под запретом все, что связано с этим течением в исламе. Кадыров не раз публично заявлял об этом в жесткой форме, а его слово в республике - закон.

Так, 11 января 2014 года Кадыров обрушился на обычай носить нетрадиционную бороду, сбривать усы и манеру одеваться некоторых молодых людей, который, как считает глава республики, выдает их принадлежность к нетрадиционным в Чечне толкам ислама: «Бороды носят кто как, штанины в носки закатывают… В телефонах какие-то обращения шайтанские »; «если некоторая молодежь сбривает свои усы и отращивает немытую бороду - это есть уподобление шайтану » (ЧГТРК «Грозный», «Вести», 31 января 2014 года, перевод на русский язык). «Эти люди являются шайтанами , - говорит Кадыров . - Если вам что-то не понравится в его поведении, то его надо задержать, а если в его телефоне окажутся видеоролики с шайтанскими обращениями, их надо сажать » (ЧГТРК «Грозный», «Вести», 11 января 2014 года). Именно так и поступили с Абдурахмановым. Ситуацию Тумсу усугубило содержимое телефона, который чиновник отобрал у него: в телефоне обнаружились карикатуры, фото- и видеоматериалы, высмеивающие политику властей ЧР и РФ. Абдурахманова дважды возили на территорию правительственного комплекса, где Ислам Кадыров и другие должностные лица республики допрашивали его, обвиняли в экстремизме, в «неправильных» политических и религиозных убеждениях, угрожали пытками. После второго круга таких «бесед» Тумсу, перехитрив своих «оппонентов», бежал из страны.

Сначала он уехал в Грузию и попросил там убежища. Как только в Чечне узнали о его отъезде, против него возбудили уголовное дело и объявили в федеральный розыск - якобы он в ноябре 2015 года выехал в Сирию, где присоединился к ИГ.

Очевидно, это обвинение - месть за неповиновение. Насколько нам известно, Тумсу никогда не был в Сирии и не собирался туда. Это легко проверить и доказать. Сначала Абдурахманов уехал в Грузию, где находился длительное время, а оттуда - в Польшу. Уголовное дело против него сфабриковано. После его отъезда из России ему писали и отправляли голосовые сообщения через мессенджер WhatsApp Ислам Кадыров, его охранник, а также глава полиции Грозного Магомед Дашаев - последний угрожал, что «не позволит ему спокойно жить ». В Чечне началось давление на его родных и знакомых - терроризировали коллег Тумсу и его матери, родственников, допрашивали соседей. Члены семьи Тумсу (супруга, дети, брат и мать) уехали из России, им удалось избежать участи заложников. Между тем, высокопоставленные чиновники продолжали звонить Тумсу ( ; ; ) и оказывать давление на его дальних родственников с целью принудить беглеца к возвращению.

История Абдурахманова на нашем сайте.

С тех пор, как Тумсу покинул Россию, он успел дать многочисленные интервью СМИ. Он излагал не только свою собственную историю, но также описывал ситуацию в Чечне, рассказывал о грубых и циничных нарушениях прав человека. Более того, Тумсу создал видеоблог , который быстро набрал популярность. Абдурахманов стал одним из самых активных и последовательных критиков режима Кадырова. Он вошел в число девяти победителей конкурса на лучший региональный видеоблог, который проводил российский оппозиционер и общественный деятель Алексей Навальный . Публичность и активная позиция Тумсу, несомненно, сделали его положение еще более уязвимым.

Хотя мы можем согласиться далеко не со всеми публичными высказываниями Абдурахманова, он не сказал и не совершил ничего уголовно наказуемого.

Тем не менее, ему было отказано в предоставлении убежища в Польше, как ранее было отказано и в Грузии. Власти обеих стран признают, что велика вероятность преследования Тумсу на родине, но считают, что он является для них угрозой, - не объясняя, впрочем, в чем именно эта угроза заключается. Насколько нам известно, нет никаких достоверных сведений о том, что Абдурахманов совершал какие-либо противоправные действия, - как на территории России, так и за ее пределами.

Российские и международные правозащитные организации продолжают сообщать о многочисленных фактах незаконных задержаний, похищений и исчезновений людей, содержания их в «секретных тюрьмах», где они лишены всех прав, преследования несогласных (как по политическим, так и по религиозным мотивам), пыток, фальсификаций и фабрикаций уголовных дел, бессудных казней в Чечне. 20 декабря 2018 года ОБСЕ признала все вышеперечисленные факты систематических вопиющих нарушений прав человека в Чечне при полном попустительстве федеральных властей. Этот документ стал итогом расследования, проведенного в рамках «Московского механизма», впервые инициированного против Российской Федерации.

Хотелось бы также напомнить случай Заурбека Жамалдаева , в 2013 году депортированного из Польши. В июле 2015 года неизвестные похитили его в Москве, после чего он пропал без вести. За неделю до этого силовики задерживали в Чечне его 18-летнюю жену, допрашивали, угрожали ей и ее маленькому ребенку и требовали выдать местонахождение Заурбека. Не выдержав давления, женщина сообщила, что он в Москве.

Игнорируя вышеизложенные факты и мнение компетентных правозащитников, польские власти решили отдать Тумсу Абдурахманова на расправу. Очевидно, на родине его ждет не только лишение свободы по сфабрикованному уголовному делу, но, в лучшем случае, унижения и пытки.

Решение о выдаче Абдурахманова - прямое нарушение права человека на убежище, что недопустимо для демократического европейского государства, которым является Польша.

Приложение.

Доводы Грузии и Польши в отказе на убежище Тумсу Абдурахманову.

31 октября 2016 года Абдурахманов получил ответ из Министерства Грузии по делам беженцев, среди прочего там было указано: «Министерство считает, что Вы удовлетворяете основам предоставления статуса беженца, предусмотренным статьей 1А(2) Женевской конвенции о статусе беженца 1951 г. и статьей 2 закона Грузии „О статусе беженца и гуманитарном процессе, <…> но есть серьезные основания полагать, что Ваше пребывание в Грузии в силу значительных обстоятельств противоречит интересам страны“.

2017 год

1 февраля Тумсу узнал, что находится в розыске по линии Интерпола. Об этом было написано на официальном сайте прокуратуры Чеченской республики. В середине февраля адвокат Абдурахманова помог ему составить заявление в комиссию Интерпола по контролю за файлами.

23 апреля тбилисский суд оставил в силе решение Министерства по делам беженцев. На тот момент Тумсу узнал, что его сняли с международного розыска на период рассмотрения его заявления.

11 июля Абдурахманов с женой и детьми уехал в Польшу. Его брат с матерью к тому моменту уже находились в Германии. Еще будучи в Грузии, Тумсу написал прошение о предоставлении убежища. Он подробно, на четырех листах, описал свою историю и, приземлившись в Варшаве, передал документы пограничникам. Но его сразу же задержали.

12 июля Варшавский городской суд принял решение водворить его с семьей в охраняемый центр для иностранцев. Во время суда Тумсу узнал, что находился в Шенгенской информационной базе II (SIS II), куда его включили якобы по инициативе Германии. Это выяснилось, когда в суде зачитывали ходатайство коменданта пограничной службы варшавского аэропорта о водворении его в охраняемый центр. По словам Тумсу, комендант указал в ходатайстве, что он пытался незаконно пересечь границу, а сдался властям только после задержания. На самом деле, Тумсу задержали после того, как он сдался и попросил убежище.

16 августа Абдурахманова, который все еще находился в закрытом центре, окончательно исключили из списка разыскиваемых лиц по линии Интерпола, признав заявление РФ противоречащим Конституции организации. Нужно отметить, что, по мнению адвоката Тумсу, он первый чеченец, который этого добился, не имея статуса политического беженца.

В сентябре Тумсу написал обращение в Управление по делам иностранцев в Польше с просьбой разъяснить ему, когда именно и почему он оказался в базе SIS II. Ему ответили, что его уже нет в этой базе. Выяснить, по какой причине его внесли и исключили оттуда, не удалось.

6 декабря Абдурахманова получил первый отказ в предоставлении убежища в Польше на том основании, что он, имея на руках доказательства своей невиновности (отметки в паспортах о пересечении границ) может не опасаться обвинительного приговора в России. Такая аргументация показывает, что польские чиновники совершенно не понимают реалий России, и Чечни в особенности. Известны случаи, когда даже самое бесспорное алиби не препятствовало вынесению судами в Чечне суровых обвинительных приговоров. Возможность неправосудного приговора или бессудной расправы вообще не принимается чиновниками в расчет.

В том же месяце Абдурахманов подал апелляцию в Совет по делам беженцев.

2018 года

7 января Тумсу с семьей перевели в открытый лагерь для иностранцев. Закон Польши предписывает освобождать просителя убежища из закрытого лагеря по истечению шести месяцев, если его дело все еще рассматривается и по нему не принято окончательное решение.

25 сентября Тумсу получил отказ во второй инстанции. При этом его семье Польша предоставила дополнительную защиту (в отличие от статуса беженца, она освобождает правительство от выплаты пособий и предоставляется на два года). Главная причина отказа - ходатайство Агентства внутренней безопасности Польши (ABW), в соответствии с которым Тумсу является угрозой безопасности страны. По мнению ABW, Абдурахманов может иметь контакты с экстремистскими организациями.

Анализ его публичных высказываний не дает возможность исключить, что часть аргументов России в его уголовном деле базируются на реальных фактах. Совет по делам беженцев не утверждает, что он совершил преступление, но считает, что его деятельность одобряет тех, кто совершает такие действия “, - написано в отказе. При этом ссылок на конкретные материалы и высказывания Тумсу нет.

Также польские власти приняли во внимание уголовное дело, возбужденное в Германии против брата Тумсу, Мохмада Абдурахманова , - якобы за распространение символики террористов и сцен насилия.

Мохмад перепостил на своей странице в Facebook „Дойче Велле“ (Deutsche Welle, DW ) о поставках оружия боевикам ИГ через третьи страны. Публикация иллюстрируется фотографией, на которой два вооруженных автоматами боевика одеты в шапки с символом ИГ. При этом к DW у них нет никаких претензий. Вторая публикация, о которой идет речь, -

Несется вокруг меня, со скоростью света, со скоростью звука, со скоростью чего то еще, совершенно необъяснимого.

Я, Алиева, Диана Магомедовна.

Мама дала мне свою фамилию, потому что мой отец оставил нас, практически на пороге роддома. Потому что его родители, не поделили что-то, с родителями моей мамы. И когда ему сказали выбирай, он выбрал...

Так, я получила мамину фамилию, и никогда не произносила район своего отца, когда меня спрашивали, откуда я родом.

На самом деле, я - Ахмедова Диана Магомедовна, с Гергебильского района. Так должно было быть. Но выбор был сделан...

И вот я, Алиева Диана, с Гунибского района, которая впоследствии возьмет фамилию мужа, и все станет еще более неправильно.. но пока, мне пять лет. И я теряюсь на площади Ленина, во время крупного майдана.

Когда-то, это был в порядке вещей, в нашем городе. Майданы, ярмарки, много людей, с разных концов страны...

Моя мать, в центре событий. Она бегает с табличкой "организатор" на груди, и надеется на свою сотрудницу, тетю Майрам, с которой ее дочь, находится в полной безопасности. Так думает моя мать. Но тетя Майрам, думает что ей очень жарко, она оставляет меня возле палатки, и отправляется к аппарату с газировкой.В эту же самую секунду, маленькая Диана, отправляется в центр толпы.

Это одно из самых ярких воспоминаний детства.

Я потерялась, и мне совсем не страшно.

Я знаю, что в таких ситуациях, надо искать дядю милиционера. И я найду его. И я буду веселить детский кабинет милиции. А потом меня будут долго катать, от моего дома до площади, и обратно. Пока наконец, я не увижу бегущую ко мне маму.. я побегу к ней навстречу. И мы будем плакать посреди этой толпы, но я не смогу понять ее слез.. я буду плакать только от страха, что мне скорее всего влетит.. я запомню мамин запах.. и я запомню мамины бусы, в которые я уткнусь своим лицом...

Как пошла бы моя жизнь, не найдись я тогда.. или еще раньше, если бы мой отец, обнял мою мать, и замер бы, прижав ее к себе, слушая шаги, уходящих навсегда родителей...

Предопределено

Сколько ошибок, я бы смогла избежать, сколько шрамов на сердце, сколько пролитых слез, сколько высказанных впустую слов, сколько ненужных людей, сколько боли... Умар (да будет доволен им Аллах) спросил у Посланника Аллаха (алейхи ссаляту ва ссалям): "Скажи, то, что мы совершаем, определяется только сейчас, или же все это уже окончательно предрешено?» И он ответил ему: «Все это уже окончательно предрешено, и каждому будет облегчен его путь. Тот, кто окажется среди счастливых, трудится ради своего счастья, а тот, кто окажется среди несчастных, трудится ради своего несчастья» (Ат-Тирмизи 2135).

Да, предопределение прекрасно тем, что ты знаешь, ты уверен - все что не случилось, не могло случится с тобой, а все произошло, не могло миновать тебя.

Это сейчас, я говорю себе это, будучи в полной уверенности и твердой убежденности.

А тогда, двадцать лет назад, и еще немного лет позже, я искала ответы в раскладе карт, на дне кофейной чашки, вглядываясь в икону, в отблеске свечей, теребя в руках маленькую статуэтку будды.. разглядывая звезды, и пытаясь понять их ребус...

Столько всего было, но мне всегда хотелось достичь только одного - спокойствия.

За всей этой жизненной мишурой, за всеми этими бесконечными историями, которые некоторых приводят в восторг, у меня никогда не было спокойствия. Чувство тревоги, всегда сопровождало чувство радости. Что бы ты не делал, ты понимал, что делаешь это не так. Но ты говорил себе, такова жизнь. Что поделать, а как же иначе? И ты продолжал двигаться в этом направлении.

Жизнь, медленно, но верно, вела меня к началу.. к началу меня самой... Поистине, Аллах - лучший из замышляющих.

Я оставила ему лишь номер телефона своей соседки. И пару фотографий, после их выступления. Я пожелала ему красавицы жены, и кучи детей. И собрав чемоданы, я улетела строить свою жизнь далеко, и счастливо.

Знала ли я, что вернусь через три года, по замыслу Аллаха, как бы не пыталась этого избежать?...

Знала ли я, что номер телефона, нацарапанный на салфетке, доброй девушкой Раей, которая увидела у него в доме нашу фотографию, которая узнала меня по этой фотографии, и дала мне этот номер, станет для меня судьбоносным.

Что началось с этого номера? Моя любовь? Нет. Гораздо больше, с этого номера, и после него, и до него, начался мой путь, к самой себе. Путь к началу. Путь к Исламу...

Мы поженились так быстро, что все мои друзья, которые прочили мне жизнь в одиночестве, где нибудь в горах Тибета, даже не успели толком ничего понять.

Предопределение.. и я твердо иду, по задуманному замыслу свыше. «Все, что они совершили, есть в книгах деяний. Все малое и великое уже начертано» (54:52-53)

Раньше, счастье находило меня по "стечению обстоятельств". А теперь, я знаю источник счастья, я знаю как его достичь, я знаю кто Его создатель. Как я могу не пользоваться этим, и просто лить слезы, кляня свою судьбу, которая впрочем, просто ждет от меня шагов, а не слез и истерик.

Кто-то, когда-то, наверное в шутку, а может и нет, посоветовал мне писать мемуары. Могу лишь сказать, что мои мемуары записаны давно, и куда лучше чем я могла бы вам передать.

Их вложат в мою руку, и верите вы или нет, но вся моя жизнь сейчас, это одна единственная цель, получить мемуары лишь с одной, спасительной стороны...

И каждый мой шаг, мой вздох, каждый мой выбор, который я делаю в пользу того или иного дела - это запись в мои мемуары. Это приближение моего дня триумфа, или дня потери из потерь...

Всякий раз, когда мы делаем тот или иной выбор, мы либо приближаем себя к спасению, либо отдаляем себя от него.

Как же понять, что может тебя приблизить к моменту, когда ты мать троих детей, замужем за любящим прекрасным мужем, и это взаимно. Тебя окружают лучшие в мире люди, и ты не моргнув глазом можешь рассказать всем, в чем смысл жизни.

Как понять, что за выбор, оставляет тебя в одиночестве, на склоне своих лет, с бутылкой пива в руках, вдыхая в легкие никотин, и выдыхая в потолок думать, что вся жизнь театр, и незачем больше играть в нем...

Когда-то, в своей жизни, каждый из нас сделал что-то, что привело нас сегодня к нашему молитвенному коврику. Одному из нас, хватило просто одного аята, случайно услышанного где-то.. А другой, прочитал целые тома, смысловые переводы, слушал речи проповедников, но так и остался стоять на месте.. потому что не искал истины, а искал противоречия...

Если тобой сделан выбор, в пользу Ислама, и его претворения в жизнь, с этого дня ты непременно будешь идти, по четко заданному курсу - к обители вечного блаженства. Нужно просто сделать выбор...

«Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это – в ясном Писании» (10:61)

Энвер Абдурахманов родился в с. Албат Бахчисарайского района в 1940 году. Отец его, Эмирсале Веляев (Чубарсале – прозвище), работал в местном райпотребсоюзе. Он родился в Бахчисарае в семье кожевника Эмирали в 1908 году. В семье было три мальчика и 2 девочки. Мать героя нашего рассказа, Тензиле Асанова, родилась в Бахчисарайском районе. Более подробные сведения не имеются. Она была домохозяйкой.

Романтична история помолвки родителей Энвера-агъа. Его мать была уже засватана, но она симпатизировала Эмирсале. И отец выкрал ее, увез в Албат, где молодые начали свою совместную жизнь. Они снимали частную квартиру. В 1935 году родилась девочка Майре. В 1938 году родился сын Сервер. А в 1940 году родился Энвер.

В 1939 году в Албатском райпотребсоюзе произошла растрата. Сотрудников, в их числе и отца, судили и дали им различные сроки. Отцу присудили 2 года. Отбывал он срок в Уфе, работая там в госпитале истопником. Время было военное. После отбытия срока его перевели в трудармию.

К началу войны мать Энвера-агъа осталась с тремя детьми в Албате. Время было суровое, прокормить детей было невозможно. Семья перебралась в Бахчисарай и стали проживать в доме дедушки Эмирсале-къартбаба (по адресу ул. Ленина 58), в котором в то время проживала сестра отца Фатма-ала. Дом до сих пор сохранился.

Мать, чтобы прокормить детей, устроилась на работу в столовую. Уходя на работу, она закрывала детей на замок. Однажды мать ушла на работу (было это в 1943 г.) и не вернулась. Никто не мог понять, куда она пропала.

Фатма-ала, зная, что она не сможет содержать троих племянников, распределила их между своими знакомыми.

Энвера взяла к себе бездетная семья Абдурамана Нафе и Абибуллаевой Фатиме. Судьба сложилась так, что в силу своего возраста Энвер и не знал, кому отдали на воспитание его сестру и брата.

Судьба дедушки Эмирали-къартбаба

Во время раскулачивания его и его брата Сейдамета представители органов искали в доме драгоценности. Эмирали-къартбаба удалось скрыться и уехать в Мелитополь и далее в Гянджу (Кировобад). Очевидцы рассказывали, что брата Сейдамета пытали и требовали сказать, где у них хранятся золотые и драгоценные изделия. Вскрывали даже подоконники. В конечном итоге конфисковали в общей сложности порядка 10 кг золотых изделий и драгоценностей, нажитых своим трудом. Зная о надвигающейся на их семьи опасности, братья многое из имущества раздали соседям. Они всегда пользовались среди соседей уважением и большим авторитетом. И при дальнейших допросах никто из соседей не сказал про них ни единого плохого слова.

Все знали их, как предприимчивых людей, которые в нужное время всегда могли помочь бедным людям. Об их деловой смекалке говорит следующий пример.

Когда в Бахчисарае впервые появились велосипеды, Эмирали-къартбаба закупил их несколько штук и сдавал на прокат приезжим туристам, чтобы они могли быстро добираться до Ханского дворца и других достопримечательностей Бахчисарая. Его судьба сложилась так, что он еще до войны вернулся из Гянджи в Бахчисарай и там скончался.

Жизнь в депортации

Во время депортации Энвер с новыми родителями попал в Ферганскую долину в Ташлакский р-н, колхоз «Фергана». В 1946 году семья по вербовке попала в Фергану, где родители устроились на работу на текстилькомбинат.

В 1946 г. глава семьи Абдураман за неосторожное высказывание был осужден на 10 лет и сослан в Читинскую область. Вернулся домой после смерти Сталина.

Энвер в 1947 году пошел в школу. Жизнь была трудная, и с малолетства пришлось подрабатывать. Он вспоминает, как в 14-летнем возрасте формовал кирпичи на стройках.

Как сложилась судьба отца Энвера-агъа Эмирсале Веляева

Жизнь так сложилась, что во время его проживания на поселении в Уфе у Эмирсале-агъа появилась спутница в жизни, и в дальнейшем у них родилась дочь. И все же отец занимался поисками своих родных. И он узнал, что его родная сестра Фатиме проживает в Андижане. В дальнейшем он с новой семьей переехал туда.

Необычной оказалась встреча героя нашего рассказа Энвера-агъа с отцом. Отец был хорошим музыкантом и выступал на свадьбах. И вот на одной из таких свадеб, на которой присутствовали отец и сын, их представили друг другу. Это было незадолго до кончины отца. В дальнейшем вторая семья отца тоже переехала в Крым, и Энвер-агъа постоянно общается со своей сестрой Наджие. Вот такое переплетение судеб людей.

Трудности в жизни Энвера Абдурахманова

В силу необычности биографии у Энвера-агъа были свои трудности. В младшем возрасте новые родители, чтобы не травмировать ребенка, не давали ему знать, что он приемный сын. Но когда он повзрослел, появились проблемы с получением паспорта. Из-за отсутствия метрики паспорт ему не выдавали. Он два раза писал в Бахчисарай, но оттуда приходил ответ, что архив сгорел и документы не сохранились. Из-за нужды не было возможности учиться в старших классах. Энвер закончил курсы в ДОСААФ, получил удостоверение водителя 3 класса и в 1961 году был призван в армию.

Вернувшись из армии, устроился работать шофером. В дальнейшем окончил автомеханический техникум. Женился. В семье родилось двое детей. Работал в ПТУ-1.

Участие в национальном движении

В конце восьмидесятых годов влился в национальное движение за возвращение на свою родину.

Как вспоминает Энвер-агъа, весь народ был проникнут этой мечтой. В Облисполкоме активистам выделили комнату, где они буквально дневали и ночевали, решая всевозможные вопросы, вставшие перед возвращающимся на родину народом.

Оригинальная идея созрела у активистов национального движения по возврату группы молодых соотечественников в Крым. Работники ПТУ знали, как сложно продвигается набор учащихся в ПТУ в начале каждого учебного года. И у активистов зародилась мысль организовать группу молодежи из числа наших соотечественников для поступления в профтехучилища Крыма. Для согласования этого вопроса Энвер-ага был командирован в Москву в министерство образования. В свою очередь, сотрудники министерства согласовали этот вопрос с министерством образования Украины и Крыма. Был получен положительный ответ.

В Фергане в местных газетах было дано объявление о наборе учащихся в крымские ПТУ. Желающих из наших соотечественников оказалось более чем достаточно. Это был один из способов возвращения на родину. Детально был разработан план по перевозу молодежи, изъявившей желание поступать в училища в Крыму. Были сформированы два специальных вагона, и около двухсот абитуриентов были направлены в Симферополь. Сопровождали молодежь Сеитхалил-агъа, мастер производственного обучения одного из ПТУ Ферганы и Шевхие Аблякимова, работница народного образования Облисполкома.

Энвер-агъа встречал эту необычную делегацию на вокзале Симферополя. Было арендовано два троллейбуса и абитуриентов привезли в ПТУ-26. Вначале планировалось распределить будущих учащихся по всему Крыму. Но директор 26 училища изъявил желание зачислить всех новобранцев в свое учебное заведение. В итоге через 1-2 года эти выпускники, наши соотечественники, были распределены по строительным подразделениям “Гражданстроя”, ПМК и других строительных организаций, занимавшихся строительством и обустройством наших соотечественников на родной земле.

Возвращение на родину

Сам Энвер-агъа переехал в Крым с семьей в 1992 году. Вначале обосновались в Раздольненском районе. В дальнейшем переехали в Симферополь. Его приняли на работу в “Рескомнац”. В конце 90-х годов вышел на пенсию. Герой нашего рассказа считает себя счастливым человеком. У них с супругой двое детей, пятеро внуков и внучек. Как и все наши соотечественники, он мечтает о дальнейшем процветании нашего народа на родной земле. И все же нет-нет да его одолевает тоска, что он не знает судьбу без вести пропавшей матери, брата и сестры, переданных на воспитание в другие семьи. Энвер-агъа неоднократно обращался через прессу с запросами об их судьбе, но положительного результата так и не получил. И все же утешением ему служат справки по метрикам его и его сестры Майре, полученные в архивах Крыма уже после возвращения на родину. Что же делать, такова судьба многих наших соотечественников старшего поколения, переживших трагедию депортации.

Энвер МУРАТ