Методика оценки эффективности обучения персонала. Расчет социально-экономической эффективности обучения персонала

Статья рассказывает, в чем заключается оценка эффективности обучения персонала, разъясняет тонкости законодательства.

Зачем нужна оценка

Зачастую молодые специалисты приходят работать в компанию и не знают, что делать. Методика обучения в институтах отстает от реальной ситуации. Учат в институтах одному, а руководителю нужно совсем другое. Молодого специалиста приходится всему учить.

Поэтому перед руководителями встает вопрос о необходимости обучения персонала.

Важно! Оценка эффективности обучения персонала показывает, какие результаты дало обучение, повысился ли профессиональный уровень специалистов. В результате делается вывод, было ли обучение эффективным или нет.

Если оценка покажет хорошие результаты, то издержки на обучение будут оправданны.

Как проводить анализ

Руководителю важно понимать, окупятся ли средства, вложенные в работников, принесет ли учеба желанный результат. Если учеба не дает результата, то вложение превращается в благотворительность.

Популярностью пользуется модель оценки, разработанная американцем Дональдом Киркпатриком. Книга «Четыре ступеньки к успешному тренингу» была написана в 1959 году.

Если оценивать персонал по этой модели, то сама процедура оценки будет стоить достаточно дорого. Сам автор книги признается, что анализ, проведенный по четвертой ступени, является очень дорогостоящим. Получается, что цель не оправдывает средства.

Анализ был усовершенствован другим американским ученым. Разработана пятая ступень исследования. Оценивается, какая имеется отдача от вложения денежных средств в развитие сотрудников.

Расчет позволяет узнать, за какое время окупятся затраты на обучение.

Еще одни способ анализа результативности малоизвестен в нашей стране. Называется способ «Таксономия Блюма».

  • полученные знания;
  • установки на получение заработка;
  • совершенствование навыков работы.

Недостатком этого способа является то, что с его помощью нельзя понять, есть ли выгода от сделанных вложений.

Алгоритм анализа

Методика имеет несколько направлений. Количественный анализ позволяет узнать следующие нюансы:

  • сколько специалистов повышало квалификацию;
  • кто из работников проходил обучение по различным направлениям;
  • какие способы обучения были использованы;
  • сколько компания истратила на обучение работников.

Читайте также Необходимость и особенности проведения независимой оценки квалификации работников

Такой анализ позволяет узнать нужные цифры, но не дает понятия о том, была ли учеба действительно результативной. Когда проходит обучение персонала применяется оценка качественная. Именно она позволяет узнать, достигнут ли желаемый эффект.

Качественная оценка

Анализ качества подготовки сотрудников проводится по нескольким направлениям.

  • выяснить, насколько хорошо служащие освоили курс обучения;
  • оценить, могут ли работники применять полученные знания на практике;
  • понять, произошло ли улучшение трудового процесса;
  • подсчитать, есть ли прибыль для предприятия.

Чтобы понять, насколько хорошо служащие усвоили урок, используется такая же система, как и в учебных заведениях. Проводятся экзамены и тестирования.

Через некоторое время выясняется, может ли человек применять полученные знания на производстве. Исследование проводится в течение полугода после завершения учебы. Естественно, сначала работники находятся в приподнятом настроении, поскольку получили возможность повысить свой профессиональный уровень. Но помогла ли им учеба на самом деле, можно узнать только спустя некоторое время.

Нужно исследовать, могут ли сотрудники применять полученные знания на практике, иначе не получится узнать, есть ли толк от учебы. Это самый важный этап исследования.

3 показателя для оценки:

  • численность сотрудников;
  • соотношение количества качественной продукции к бракованным изделиям;
  • количество работников, которые решили уволиться.

Эффективность обучающей программы зависит от того, какой доход в итоге получит компания.

2 результата исследования:

  1. Фирма получает прибыль. Значит, от вложений есть толк. Нужно учитывать тот факт, что вложения окупаются не сразу. Возможно, что прибыль будет получена через год или более длительный период. Иногда требуется время, чтобы оценить, есть ли результат.
  2. Прироста капитала нет. Значит, игра не стоит свеч. Руководителю стоит поискать другие направления вложения денежных средств.

Нюансы

Обученного работника отличает не только то, насколько хорошо он может применять знания на практике, но и образ мышления. Например, проводятся специальные тренинги для сейлз-менеджеров. Естественно, их обучают различным способам увеличения продаж. Но также должно поменяться и само отношение к своей работе. Продажнику, прежде всего, требуется уверенность в себе, своей компании и качестве продаваемого продукта. А это уже образ мышления. Если он изменится, значит, и работа станет более успешной.

Оценка эффективности обучения на производственном предприятии

Чтобы квалификация сотрудников производственных компаний соответствовала современным требованиям, их обучение и развитие должно быть встроено в общую систему управления персоналом. Каждому работнику необходимо постоянно принимать участие в обучающих программах.

Своевременное, регулярное обучение персонала особенно важно для тех предприятий, где ведутся работы повышенной опасности. Выполняющие такого рода работы сотрудники должны соответствовать требованиям законодательства: быть компетентными в вопросах охраны труда, пожарной безопасности, технической эксплуатации машин, механизмов и пр. Значит, для них нужно обеспечить особую подготовку, развитие необходимых навыков.

На нашем предприятии каждый, кто выполняет работы с повышенной опасностью, проходит специальную подготовку. Сначала проводится собеседование для определения наличного уровня знаний; по результатам первичной оценки разрабатывается индивидуальная программа профессионального обучения . Прежде чем приступить к самостоятельному выполнению работ, сотрудник обязан пройти:

  • первичный инструктаж;
  • специальную/профессиональную подготовку в соответствии с индивидуальной программой;
  • стажировку на рабочем месте;
  • первичную проверку знаний (экзамен);
  • этап работы в качестве дублера (для оперативного и оперативно-производственного персонала);
  • первичные противоаварийные и противопожарные тренировки.

    Допуск к самостоятельной работе оформляется только после проведения всех необходимых обучающих мероприятий (этот период может занять до девяти месяцев). Кроме того, для работников предусмотрено периодическое (раз в три-пять лет) повышение квалификации в лицензированных специальных учебных заведениях. Все требования к квалификации и программам обучения для выполнения работ повышенной опасности подробно описаны в государственных нормативных документах.

    Для успешной работы людям нужны дополнительные знания и новые профессиональные компетенции. Требования к уровню знаний персонала развивающегося предприятия повышаются постоянно, поэтому эйчары должны уметь своевременно выявлять потребности в обучении.

    Существует много методов выявления потребностей в обучении; выбор того или иного зависит от особенностей компании и ее возможностей. Мы используем следующие:

  • анализ результатов собеседования при приеме на работу;
  • анализ результатов деятельности в период адаптации (испытательного срока);
  • анализ результатов годовой оценки;
  • планы изменения технологий;
  • анализ перспективных планов;
  • анкетирование и интервьюирование руководителей и сотрудников компании.

    Полученные с помощью различных методов данные помогают провести анализ качества человеческих ресурсов предприятия (так называемый кадровый аудит ).

    При определении потребности в обучении сотрудников следует, прежде всего, исходить из:

  • целей компании и перспективных планов ее развития (определяют руководители высшего уровня);
  • данных о реализации этих планов и возникающих при этом проблемах (формулируют руководители среднего звена);
  • самооценки работников.

    Программы повышения квалификации персонала должны быть сориентированы на достижение перспективных целей развития бизнеса, а специализированное обучение - на решение конкретных производственных, технологических или организационных проблем и повышение качества выполнения работниками поставленных перед ними функциональных задач. В то же время важнейшую роль в повышении эффективности обучения играет стремление самих сотрудников к профессиональному совершенству.

    Задачами службы персонала на этапе определения потребности в обучении являются:

    1. Анализ информации.

    2. Методическая помощь руководителям и работникам подразделений.

    3. Организация учебных мероприятий (рис. 1 ).


    На нашем предприятии обучение планируется по результатам годовой оценки персонала : для каждого сотрудника инженерно-технического состава и руководителей разрабатывается индивидуальный план развития (ИПР), где указаны необходимые компетенции - «корпоративный минимум». За составление ИПР и реализацию предусмотренных в нем мероприятий отвечают сотрудники HR-подразделения.

    По опыту прошлых лет мы видим, что важными условиями эффективности программ обучения являются:

  • оперативность их выполнения: если между составлением плана и реализацией обучающих мероприятий проходит полгода, обучение теряет свою актуальность;
  • применение современных подходов и методов обучения;
  • эффективное использование выделенных денежных средств.

    Для оптимизации процесса обучения и развития на протяжении планируемого периода мы разработали процедуры, которые 1) обеспечивают успешную реализацию ИПР сотрудников, 2) повышают уровень организации образовательных программ и 3) позволяют оценить эффективность обучающих программ.

    Что это за процедуры? Прежде всего - новый регламент для тщательного выбора провайдеров образовательных услуг. В процессе поиска тренинговых компаний мы анализируем опыт и репутацию их специалистов, оцениваем качество предлагаемых услуг (в том числе и по отзывам их клиентов). Ключевой критерий выбора (при прочих равных условиях) - возможность адаптации программы под нужды нашего предприятия. При этом каждая программа (курс, тренинг) обязательно согласовывается с руководителем структурного подразделения, а при необходимости - корректируется с учетом его пожеланий.

    До начала обучения мы оцениваем потребность в нем каждого сотрудника. Руководители подразделений оценивают квалификацию своих подчиненных по таким показателям:

  • качество работы;
  • производительность труда;
  • наличие необходимых навыков и знаний;
  • принятие и выполнение делегируемых руководителем полномочий (надежность);
  • самостоятельность в выполнении функций (независимость).

    приложение 1


    рис. 2

    На основе этих оценок определяется необходимость развития у конкретного работника тех или иных компетенций. Сотрудники также оценивают свою потребность в обучении (приложение 1 ): ответы на вопросы анкеты помогают конкретизировать задачи и направления обучения, оценить перспективы дальнейшей «трансляции» новых знаний в конкретном подразделении, прояснить ожидания в отношении результатов учебных программ.

    После обработки анкет специалист отдела по работе с персоналом встречается с сотрудниками, для того чтобы люди смогли аргументировать свои пожелания, уточнить условия и сроки обучения. По результатам собеседования вносятся корректировки в ИПР, а также принимается решение о том, какая именно обучающая программа необходима сотруднику в данный период времени. Свои рекомендации по организации обучения специалист по обучению представляет линейному руководителю подразделения или топ-менеджеру.

    По завершении курса обучения следует этап оценки эффективности обучения . За основу мы взяли методику Киркпатрика* (рис. 2 ), которую адаптировали к потребностям нашего предприятия.

    _______________
    * Дональд Киркпатрик (Donald Kirkpatrick) - американский исследователь, в 1959 году разработавший четырехуровневую систему оценки эффективности обучения персонала. Подробнее см. в статье Г. Базаровой «Оценка эффективности тренинга».

  • Любая программа обучения и развития призвана содействовать росту эффективности или производительности труда работников, формированию такого рабочего поведения, которое обеспечит достижение целей и задач, стоящих перед организацией. Следовательно, программа обучения и развития может быть признана эффективной в том случае, если результаты, полученные по завершении обучения, будут превосходить затраты на его проведение.

    Анализ отдачи от обучения и развития персонала требует больших временных затрат, высокой компетенции специалистов, проводящих эту оценку. Однако многие организации не проводят такую оценку, считая, что любое обучение оправдывает себя. Такой подход имеет право на существование, но при этом надо учитывать, что обучение и развитие персонала является дорогим мероприятием, чтобы полагаться на случай. Подготовка работников должна иметь конкретные результаты, которые можно оценить количественно или качественно.

    По мнению начальника управления по работе с персоналом «Райффайзенбанка», для «профессионального обучения есть вполне конкретные показатели. Например, после обучения программе Excel, насколько сократилось время подготовки отчетов. Эту цифру можно легко перевести в человеко-часы и конкретные суммы. Или, к примеру, после обучения продажам, насколько увеличилось количество встреч и подписанных договоров. Если же заходит речь о лидерских качествах, личной эффективности, то показатель ROI выделить предельно сложно. Но возможно. Для нас один из измерителей эффективности руководителя - это показатель вовлеченности сотрудников его подразделения и его динамика от года к году. Иногда достаточно и мнения заказчика, когда его ожидания превзошли ожидания» .

    Для определения эффективности обучения и развития работников следует организовать контроль за всеми этапами обучения и развития персонала.

    Контроль представляет собой процесс сопоставления фактических результатов с поставленными задачами. Хорошо налаженный контроль позволяет своевременно совершенствовать и корректировать все этапы обучения и развития персонала.

    Виды контроля:

    • предварительный;
    • текущий;
    • заключительный.

    По форме осуществления все виды контроля схожи, так как имеют одну цель: способствовать максимальной близости фактически получаемых и запланированных результатов. Отличительным моментом является время осуществления контрольных мероприятий. Характеристика видов контроля за проведением программ обучения и развития работников представлена в табл. 8.1 173 .

    Характеристика видов контроля

    Таблица 8.1

    Вид контроля

    Характеристика вида контроля

    1. Предварительный

    • 1. Организованный контроль, основной задачей которого является проверка готовности к началу проведения программ.
    • 2. Направлен на выявление возможных ошибок до их появления.
    • 3. Предназначен для разработки и реализации мер по выявленным отклонениям

    2. Текущий

    • 1. Реализуется в процессе выполнения работ.
    • 2. Нацелен на недопущение появления отклонений от намеченных планов.
    • 3. Реализуется принцип обратной связи, позволяющий оценить качество и внести необходимые коррективы

    3. Заключительный

    • 1. Реализуется после завершения запланированных работ.
    • 2. Направлен на итоговую оценку качества запланированных работ и сравнение полученных результатов с требуемыми.
    • 3. Результаты контроля используют при разработке будущих планов, что позволяет избежать ошибок

    Программы обучения и развития персонала должны иметь конкретные результаты, которые можно оценить количественно и качественно.

    Анализ отдачи от обучения и развития может проводиться с использованием различных тестов, экзаменов, практических заданий и др. Оценку могут проводить как сами сотрудники, специалисты, эксперты компании, так и их преподаватели или специально созданные комиссии.

    При определении эффективности обучения и развития работников важно контролировать все требования к организации учебного процесса, который включает в себя следующие элементы:

    • разработка программы;
    • подбор преподавателей и тренеров;
    • методы проведения обучения;
    • состав обучающихся работников;
    • оснащение учебного процесса;
    • входной контроль знаний;
    • текущий контроль знаний;
    • выходной контроль знаний.

    Затем приступают к оценке результатов учебного мероприятия (программы) по следующим критериям:

    • 1. Реакция сотрудника, прошедшего обучение. Принимается во внимание мнение самого сотрудника. Важно узнать, как он оценивает обучение, понравилась ли ему предложенная программа, не была ли нагрузка чрезмерной. Как правило, для этого используются разнообразные анкеты и опросные листы.
    • 2. Усвоение материала. Определяется объемом усвоенной информации, как правило, при помощи тестов, собеседования или интервью.
    • 3. Изменение поведения сотрудника. Определяется, как изменилось поведение работника, в какой степени он использует полученные в ходе обучения знания и навыки, присутствует ли эмоциональный подъем в коллективе.
    • 4. Рабочие результаты. Оценка реальной выгоды, которую после обучения получила организация.

    Например, в турфирме до прохождения обучения менеджеров по продажам количество проданных путевок составляло 100 в месяц, а после обучения - 140. В этом случае можно говорить об успешности обучения.

    В организации, где профессиональное обучение и развитие - ценность, вероятность проведения эффективного обучения гораздо выше, чем там, где этому аспекту не уделяют должного внимания.

    Из всех факторов высокой эффективности обучения и развития главным является фактор, характеризующий действия руководства организации до, во время и после обучения.

    Поддержка обучения и развития персонала со стороны высшего руководства характеризуется:

    • включением обучения и развития в перспективный и оперативный планы работы кадровой службы;
    • предварительной оценкой и уточнением потребностей организации в обучении и развитии работников;
    • выделением финансовых средств в необходимом объеме на обучение и развитие;
    • своевременным информированием работников и их руководителей о возможности и необходимости прохождения обучения и развития;
    • ознакомлением с результатами обучения и анализом их результативности.

    Отдельные компании используют следующие показатели для оценки параметров обучения и развития персонала.

    1. Количество обученных за год сотрудников компании.

    Этот показатель зависит не только от развития системы обучения, но и от размера компании. Крупная компания ежегодно обучает больше работников, чем средняя. При установлении плана по данному показателю следует помнить, что в компании есть группы сотрудников, которые могут проходить различное обучение в течение года. К таким работникам относятся руководители, специалисты, бухгалтеры и юристы, направляемые на краткосрочные семинары и тренинги по проблемам изменяющегося законодательства, нормативных документов и т.п. Этот показатель оценивает динамику объема обучения в компании при относительно стабильной численности ее персонала. Если численность компании существенно меняется по годам, то для анализа динамики развития обучения, а также для сравнения показателей обучения компании с другими аналогичными компаниями необходимо применять такой показатель, как отношение числа обученных за год сотрудников компании к общей численности сотрудников организации.

    2. Объемный показатель обучения.

    Этот показатель характеризует объем обучения, приходящийся в течение года на одного сотрудника компании. Измерить его можно в человеко-часах или человеко-днях. Поскольку отдельные учебные программы или курсы могут продолжаться и менее одного дня, пересчитывать часы в дни можно из расчета 1 день - 8 часов.

    Практика успешных компаний характеризуется объемом обучения на одного сотрудника, составляющим от 3 до 10 человеко-дней на одного сотрудника в год. В последние годы в мире наблюдается тенденция к снижению объема аудиторного обучения за счет расширения обучения с помощью компьютера и дистанционного обучения.

    3. Экономический показатель обучения.

    Этот показатель может быть оценен с учетом двух основных характеристик самого мероприятия (программы) - продолжительности и количества участников. Его используют для экономической оценки групповых видов обучения, поэтому на практике его следует рассматривать как стоимость 1 дня (часа) обучения на одного обучаемого. Данный показатель можно назвать общим измерителем экономической эффективности обучения. Чем этот показатель меньше, тем большее количество сотрудников можно обучить при меньших затратах.

    Затраты на обучение и развитие рассматриваются как капиталовложения в человеческий ресурс, они должны принести организации отдачу в виде повышения эффективности ее деятельности, роста прибыли, более полной реализации ее целей и задач. Затраты на обучение и развитие персонала можно рассчитать с учетом потенциальных преимуществ (рис. 8.1) .

    Рис. 8.1

    Пример. Компания проводила в учебном центре обучение сотрудников. Цена одного курса: 26 000 руб. (оплата тьютера, затраты на подготовку помещения, аренда и т.д.). Заработная плата сотрудника в компании - около 200 руб./ч. Длительность обучения - 16 часов. Стоимость обучения сотрудников можно рассчитать по формуле

    О =(ДхГ) + Ц к,

    где 5 0 - стоимость обучения; /? - заработная плата сотрудника; / - объем курса (в часах); П - цена курса. Тогда

    200 X 16 + 26 000 = 29 200 руб.

    В часы, занятые обучением, работники не производят материальных ценностей, следовательно, компания несет двойные потери: недополучает прибыль вследствие отвлечения от работы и затрачивает средства на обучение.

    Затраты на обучение и развитие можно оценивать относительно прибыли и относительно фонда заработной платы, а также в расчете на одного сотрудника. Экономическая эффективность обучения соотносится так же, как цена и качество любого товара или услуги, а именно: чем ниже цена, тем, как правило, ниже и качество.

    Например, в ПАО «Ростелеком» оценка эффективности обучения - один из важных этапов обучения персонала.

    Оценка эффективности является инструментом контроля над:

    • результативностью используемых методов, форм и способов обучения;
    • правильностью выявления потребности в обучении;
    • своевременностью проведения обучения;
    • общей результативностью мероприятий по обучению и развитию персонала;
    • результативностью финансовых вложений в обучение и развитие персонала;
    • измерением влияния человеческого фактора на бизнес-результаты компании;
    • повышением прозрачности и управляемости организации обучения.

    С помощью критериев оценки обучения можно определить эффективность различных способов оценки (табл. 8.2).

    После анализа результатов обучения любым из перечисленных способов сотрудник по работе с персоналом в ПАО «Ростелеком» выявляет лучший и при необходимости готовит предложения по совершенствованию обучения.

    Без оценки эффективности процесса обучения невозможно выстроить систему обучения и развития, которая обеспечивает необходимые бизнес-результаты. Д. Киркпатрик предложил формулу для описания цикла обучения: реакция - обучение - поведение - результаты.

    Эффективность способов оценки

    Оцениваемый критерий

    Способы оценки

    1. Степень удовлетворенности участника обучения

    Степень удовлетворенности участника обучения:

    • полезностью обучения;
    • программой и преподавателем;
    • подготовкой и администрированием обучения
    • 1. Анкетирование/ интервьюирование участника обучения
    • 2. Интервьюирование линейным руководителем участника обучения для определения удовлетворенности последнего пройденным обучением

    2. Степень усвоения учебного материала

    Изменение знаний, навыков, установок и мотивации участника обучения

    • 1. Анкетирование самооценки знаний, навыков, установок, мотивов участником обучения
    • 2. Анкетирование /интервьюирование тренера /преподавателя (отчет)
    • 3. Контрольные упражнения (специально разработанные тесты, опросники и задания, позволяющие качественно измерить изменения)

    3. Динамика изменения рабочего поведения участника обучения, в том числе его компетенций

    Изменение рабочего поведения и компетенций участника обучения. Комплексное применение на практике полученных на тренинге знаний и навыков

    • 1. Наблюдение тренера-консультанта за работой участника обучения
    • 2. Регулярная оценка (аттестация)
    • 3. Оценка 360°

    4. Динамика изменения результатов деятельности участника обучения

    Изменение результатов достижения индивидуальных целей участника обучения, бизнес-показателей группы и структурного подразделения в целом после проведенного обучения

    • 1. Оценка индивидуальных результатов
    • 2. Оценка результатов подразделения

    5. Динамика изменения результатов деятельности компании и финансовый эффект от обучения

    Эффективность от вложения инвестиций в обучение

    Эффективность: доход от программы - затраты на программу

    Также он четко сформулировал критерии для всех четырех уровней оценки (табл. 8.3) .

    Четыре уровня оценки обучения Д. Киркпатрика

    Таблица 8.3

    Что оценивается

    Ключевые вопросы

    Уровень 1: «Реакция»

    Как участники реагируют на обучающее событие

    Понравился ли участникам процесс обучения?

    Что они планируют делать с новыми знаниями и навыками?

    Уровень 2: «Обучение»

    Насколько участники усвоили знания, навыки и сформировали необходимые отношения по завершении обучающего мероприятия

    Какие навыки, знания, установки изменились после обучения?

    Насколько значительны эти изменения?

    Уровень 3: «Поведение»

    Как участники применяют на рабочем месте то, что они узнали во время обучения

    Изменили ли участники свое поведение на рабочем месте после обучения?

    Уровень 4: «Результаты»

    В какой степени по итогам обучения достигнуты намеченные результаты

    Оказывают ли изменения в поведении участников

    положительное влияние на организацию?

    Данная модель актуальна для оценки эффективности обучения и сегодня, кроме того, специалисты добавили пятый уровень оценки.

    Уровень 5: «Рентабельность инвестиций». Оценка эффективности на этом уровне позволяет получить ответ на важный для бизнеса вопрос: «Что дало обучение для развития бизнеса?»

    С точки зрения экспертов, эта модель имеет слабые и сильные стороны. Легкость понимания для всех обучающихся людей, не только для специалистов в области обучения является сильной стороной модели Д. Киркпатрика. Ограничения модели заключаются в упрощенном подходе; уровни оценки не выходят за рамки обучения и др.

    Продолжая развивать свой подход к оценке обучения и развития, специалистам по обучению необходимо изменить принципы своей работы, научиться создавать реальные ценности для бизнеса и убедительно демонстрировать важность этих ценностей. В качестве исходного пункта обучающему (тренеру, преподавателю) необходимо обсудить с руководителями:

    • 1) ожидания бизнес-лидеров;
    • 2) их понимание успеха;
    • 3) какие наблюдаемые и измеримые показатели успеха будут использоваться для оценки результата (уровень 4).

    Итогом работы на этом этапе должно стать определение ожидаемых результатов. Затем специалисты по обучению и развитию должны обсудить с руководителями среднего звена, какое именно поведение критически важно для того, чтобы добиться намеченных результатов (уровень 3). Только после этого они могут приступить к проектированию учебных мероприятий (уровни 1 и 2).

    На этой основе можно обеспечить:

    • эффективное применение новых навыков и закрепление изменений в проведении на рабочем месте (уровень 3);
    • достижение бизнес-целей (уровень 4);
    • реализацию задач в области управления талантами (уровень 4). Чтобы эффективность полученных знаний, навыков и опыта

    в процессе программ обучения и развития усиливало бизнес-результаты, работник на своем рабочем месте должен получить поддержку и признание руководителей в их применении. Без этой поддержки успешно применяется на практике лишь 15% новых знаний, навыков и установок, что снижает ценность обучения для бизнеса.

    Большое значение в оценке эффективности обучения и развития играют сами методы оценки.

    • Хрипунова М. Обучение персонала-2016: как учить, чтобы получать прибыль, неординарные методы //Директору по персоналу. 2016. № 2.
    • Маслова В.М. Управление персоналом: учебник. - М.: Юрайт, 2015.
    • Киркпатрик Д.Л.,Киркпатрик Д.Д. Четыре ступеньки к успешному тренингу. М.: Эйч Ар Медиа, 2008.

    Одной из составляющих системы является обучение сотрудников и создание им условий для профессионального роста. Обучающие программы способствуют повышению квалификационного уровня работников, что сказывается на эффективности производства в целом.

    Чем диктуется необходимость обучения персонала

    Особенно актуально обучение для производств, считающихся потенциально опасными. Здесь малейшее отклонение от технологии может стать причиной техногенной аварии. Задействованные в этой отрасли сотрудники должны проявлять компетентность в вопросах технического устройства механизмов, пожарной безопасности и так далее. Они должны владеть полным комплексом сведений об охране труда и технике личной безопасности.

    Кроме того, производственные технологии не стоят на месте. Они развиваются и становятся все более сложными. Это требует от работников глобальных знаний по управлению инновационным оборудованием.

    Кроме того, обучение преследует несколько целей:

    1. Стремление занять более высокую должность. Допускается последующее совмещение должностей.
    2. Стремление глубже овладеть профессией.
    3. Стремление работодателя быть законопослушным. Существует категория программ и курсов, изучение которых является обязательным на производстве. Данный вид обучения подконтролен надзорным органам. В частности, Ростехнадзор достаточно строго относится к этому вопросу. Неисполнение его распоряжений чревато крупными штрафами для руководителя предприятия.

    Даже самые квалифицированные сотрудники иногда попросту не успевают за постоянно развивающимися и углубляющимися требованиями рынка. Достаточно часто молодые специалисты, демонстрирующие хорошие знания в процессе обучения на производстве оказываются недостаточно компетентными. Предлагаемые программы для обучения помогут «не отставать» персоналу.

    Зачем нужна оценка эффективности обучения персонала

    Каждый работодатель должен вкладывать средства предприятия на обучение персонала. Экономическая эффективность подобных инвестиций с лихвой окупается, если обучение было качественным.

    У работодателя появляется возможность сформировать команду, состоящую из профессионалов, готовую к выполнению задачи любой сложности. Управленческое решение по поводу распределения обязанностей становится более обоснованным и мотивируемым.

    Затраты работодателя включают в себя:

    • приобретение программ;
    • создание условий для их изучения;
    • последующую оценку качества полученных знаний персоналом.

    Экономическая отдача от обучения становится тем более полной, чем более объективной является картина оценки обучения.

    Отдача обучения оценивается по экономической эффективности, поскольку для работодателей это есть не что иное, как вложение в производство.

    От трудового потенциала зависит, будет ли развиваться бизнес дальше, каковы его профессиональные горизонты, и будет ли вообще будущее у предприятия. Эффективность обучения персонала определяется также степенью увеличения эффективности работы сотрудника после прохождения курсов или изучения программ.

    То есть, работодатель может определить целесообразность обучения по тому, насколько практически оно выгодно и применимо вообще при решении производственных задач.

    Критерии результативности обучения

    Наиболее объективным способом оценки эффективности обучения и наличия экономической отдачи от него считается метод экспертных оценок. Решающее мнение здесь отводится эксперту. Для этого собирается предварительная информация, которая позволит измерить уровень эффективности обучения.

    С ее помощью эксперт выявит, насколько повысилась компетентность персонала и, главное, как конкретно это отражается на результативности производства. Эффективное обучение должно улучшить финансовые показатели производства, в противном случае затраты на него будут не оправданными.

    К критериям результативности относится:

    Кроме того, эксперт анализирует уровень сокращения временных и финансовых затрат.

    Таким образом, оценка эффективности обучения персонала - это надежный вариант выяснения целесообразности и эффективности проведения обучения.

    Как оценить эффективность обучения персонала

    Самый объективный показатель - результативность труда после обучения.

    Наряду с этим, на современном производстве применяются следующие критерии:

    • Общественно-социологические. К ним относится анкетирование и интервьюирование.
    • Статистические. Математический анализ полученных данных также позволит увидеть целесообразность проведенного обучения. Простейшая математическая формула - S = (P * C) — Q - максимально объективно отражает картину состояния производства после обучения (S - экономический эффект, P - прирост продукции за определенную единицу времени; C - цена единицы произведенной продукции за данный промежуток времени; Q - затраты на обучение).
    • Оценочные. Сотруднику, прошедшему обучение, могут предложить выполнить контрольное задание, которое является итоговым тестом. По сути, это своеобразный экзамен на предмет усвоения новых сведений.

    Для руководителя обучение персонала - это хороший способ освоить новую продукцию или минимизировать издержки производства. Нельзя внедрить новые станки в цеху, если предварительно сотрудники не прошли обучение работы на данном оборудовании. Поэтому эффективность обучения персонала является жизненно важным фактором для работодателя.

    Влияние результатов обучения может благотворно сказаться на работе всего предприятия. Благодаря ему улучшается микроклимат организации и вырабатывается .

    В качестве оценки эксперты используют также показатели, полученные после прохождения обучения:

    Оценка эффективности обучения персонала на предприятии проводится также на основе отзывов клиентов и потребителей. Часто после прохождения обучения отзывы становятся более положительными, а жалобы на качество продукции или уровень обслуживания существенно сокращаются.

    Это также хороший способ проверить, насколько эффективным было обучение. Если команда сформирована из профессионалов, ставших более компетентными и хорошо владеющими навыками работы, в коллективе сокращается «текучка» и уменьшается число производственных конфликтов.

    Формирование эффективной команды - это конечная цель каждого работодателя.

    Путем расчета затрат на обучение и сопоставления их с финансовыми выгодами для компании от работы обученного сотрудника проверка действенности обучения может быть расширена до его оценки. При этом простота и точность оценки сильно варьируются:

    • - затраты на обучение с отрывом от основной работы гораздо проще оценить, чем затраты на обучение без отрыва от производства;
    • - финансовые выгоды обучения гораздо проще вычислить, если речь идет о физическом, а не об умственном труде;
    • - достаточно легко оценить издержки неадекватного обучения, например, стоимость брака, испорченных исходных материалов, жалоб клиентов, сверхурочной работы для исправления ошибок;
    • - польза от обучения выходит за пределы простого повышения эффективности работы .

    Значительные трудности могут возникнуть при попытке оценить эти выгоды в финансовых показателях.

    Оценка эффективности обучения является важным этапом в работе по организации обучения персонала организации. Можно выделить следующие цели определения эффективности:

    • - узнать, изменился ли у сотрудников настрой на работу;
    • - оценить глубину усвоенных сотрудником знаний;
    • - понять, рационально ли вложены деньги в обучение сотрудников;
    • - оценить экономический результат, который получила компания, проведя обучение персонала.

    Выбор времени оценки может влиять на конечный результат обучения:

    • - оценка перед началом программы обучения;
    • - оценка в последний день тренинга;
    • - оценка через некоторое время после проведения обучения.

    В последнее время все чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие персонала организации. Эти инвестиции должны принести отдачу в виде повышения результативности труда работников, получения дополнительной прибыли.

    Экономическая эффективность обучения работников оценивается на основе анализа общей суммы и структуры затрат и анализа результатов реализации конкретных программ обучения. Эффективность обучения определяется аналитическим или экспертным путем, сопоставлением многих элементов согласно схеме (рисунок 1) .

    Оценка эффективности программ обучения является заключительным этапом управления развитием персонала в современной организации. Различают количественные и качественные методы оценки результатов обучения. При количественном методе результаты обучения оцениваются по таким показателям, как:

    • - общее число обучающихся;
    • - численность обучающихся по категориям;
    • - виды форм повышения квалификации;
    • - сумма денежных средств, выделенных на развитие.

    Количественный учет результатов обучения необходим для подготовки социального баланса предприятия, но он не позволяет оценить эффективность профессиональной подготовки, ее соответствие целям предприятия.

    Качественные методы оценки результатов повышения квалификации позволяют определить эффективность обучения и его влияние на параметры производства. Выделяют четыре основных способа качественной оценки результатов профессионального обучения:

    • 1. Оценка способностей и знаний в процессе или в конце курса обучения.
    • 2. Оценка профессиональных знаний и навыков в условиях производственной ситуации.
    • 3. Оценка влияния обучения на параметры производства.
    • 4. Экономическая оценка.

    С помощью первого способа можно определить степень овладения профессиональными знаниями и навыками. В процедуре оценки участвуют, как правило, только преподаватели и слушатели; здесь может использоваться классическая форма экзамена, «проверочные ситуации» и т.д.

    Оценка профессиональных знаний и навыков в условиях производственной ситуации проводится непосредственным руководителем обучавшегося через определенный промежуток времени (полгода, год) после обучения, в течение которого полученные знания интегрируются с уже имеющимися, выявляется их ценность, устраняется эффект «энтузиазма», который может проявиться непосредственно по завершении обучения. С помощью этого способа можно определить степень практического использования полученных знаний .

    Определение влияния обучения на параметры производства может рассматриваться как основной оценочный уровень, связывающий результаты обучения с требованиями функционирования и развития производства. Показатели влияния обучения на параметры производства могут быть выражены в физических величинах численности персонала, коэффициентах (отходов, брака, текучести кадров) и т.д. Однако в настоящее время не разработаны комплексные методы анализа, которые позволяют точно определить степень влияния обучения на каждый отдельный фактор.

    Экономическая оценка результатов обучения основана на целесообразности осуществления инвестиций в человеческий капитал. В качестве критерия целесообразности осуществления инвестиций в человеческий капитал принимается размер приращения дополнительного чистого дохода после реализации программ обучения. В этом случае :

    • - если приращение больше нуля (D
    • - если D > C, то инвестиции в данную программу являются нецелесообразными и необходимо искать другие сферы приложения капитала.

    Целесообразность программы по обучению персонала прямо пропорциональна сроку возможного использования полученных знаний.

    Некоторые программы обучения создаются не для выработки конкретных профессиональных навыков, а для формирования определенного типа мышления и поведения. Эффективность такой программы довольно сложно измерить напрямую, поскольку ее результаты рассчитаны на долговременный период и связаны с поведением и сознанием людей, которые не поддаются точной оценке. В подобных случаях используются косвенные методы:

    • - тесты, проводимые до и после обучения и показывающие, насколько увеличились знания обучающихся;
    • - наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;
    • - наблюдение за реакцией обучающихся в ходе программы;
    • - оценка эффективности программы самими обучающимися с помощью анкетирования или в ходе открытого обсуждения.

    Критерии оценки эффективности обучающих программ должны быть установлены до обучения и доведены до сведения обучающихся, обучающих и управляющих процессом профессионального обучения в организации. После завершения обучения и проведения его оценки результаты сообщаются в службу управления персоналом, руководителям обучавшихся сотрудников и самим сотрудникам, а также используются при дальнейшем планировании профессионального обучения.

    С помощью такой информации возможно совершенствовать учебные планы, сделав их более соответствующими поставленным целям, сконцентрировать внимание на дальнейших потребностях в обучении конкретных сотрудников.

    Исследователи выделяют два наиболее известных метода оценки эффективности обучения :

    • - ROI (Return On Investment, Fillips, 1996);
    • - 4-уровневая модель, разработанная Дональдом Кирпатриком.

    ROI (от англ. return on investment) - финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций. ROI обычно выражается в процентах, реже - в виде дроби. Этот показатель может также иметь следующие названия:

    • - прибыль на инвестированный капитал,
    • - прибыль на инвестиции,
    • - возврат,
    • - доходность инвестированного капитала,
    • - норма доходности.

    Показатель ROI является отношением суммы прибыли или убытков к сумме инвестиций. Значением прибыли может быть процентный доход, прибыль / убытки по бухгалтерскому учёту, прибыль / убытки по управленческому учёту или чистая прибыль / убыток. Значением суммы инвестиций могут быть активы, капитал, сумма основного долга бизнеса и другие выраженные в деньгах инвестиции .

    Дональд Киркпатрик рассматривает оценку как неотъемлемую часть цикла проведения обучения, который включает 10 этапов:

    • - Определение потребностей.
    • - Постановка целей.
    • - Определение предметного содержания.
    • - Выбор участников обучения.
    • - Формирование оптимального расписания.
    • - Подбор соответствующего помещения.
    • - Подбор соответствующих преподавателей.
    • - Подготовка аудиовизуальных средств.
    • - Координация программы.
    • - Оценка программы.
    • - Оправдать существование отдела обучения, показав, какой вклад делает этот отдел в достижение целей и задач организации.
    • - Принять решение о том, продолжать или прекратить тренинговую программу.
    • - Получить информацию о том, как улучшить тренинговую программу в будущем.

    Киркпатрик считает, что в большинстве случаев оценка проводится для того, чтобы понять, как повысить эффективность тренинга, какими способами можно его улучшить. В связи с этим предлагается ответить на следующие 8 вопросов:

    • - В какой мере содержание тренинга соответствует потребностям участников?
    • - Является ли выбор преподавателя оптимальным?
    • - Использует ли преподаватель наиболее эффективные методы для поддержания интереса участников, передачи им знаний, формирования у них навыков и установок?
    • - Являются ли условия для проведения обучения удовлетворительными?
    • - Устраивает ли участников расписание занятий?
    • - Способствуют ли аудиовизуальные средства улучшению коммуникации и поддержанию интереса участников?
    • - Была ли координация программы удовлетворительной?
    • - Что еще может быть сделано для улучшения программы?

    Отметим, что все вопросы кроме первого и последнего сформулированы автором как закрытые (предполагающие ответы «да» или «нет»). С точки зрения формулирования вопросов задания для проведения оценки такая форма вопросов хороша далеко не всегда.

    Киркпатрик считает, что в большинстве случаев оценка ограничивается использованием анкет по окончании тренинга - изучением непосредственной реакции слушателей на обучение. Он называет эти анкеты «листами для улыбки» (smile-sheets), имея в виду, что чаще всего участники используют анкеты для выражения благодарности. Более сложная и глубокая оценка не проводится, потому что:

    • - ее не считают срочной или важной,
    • - никто не знает, как ее провести,
    • - руководство не требует этого,
    • - люди чувствуют себя в безопасности и не видят нужды «копать» глубже,
    • - есть много вещей, которые для них более важны или которыми они предпочитают заниматься .

    Четыре уровня, по Киркпатрику, определяют последовательность проведения оценки обучения (тренинга). Он пишет: «Каждый уровень важен и влияет на следующий за ним уровень. При переходе от уровня к уровню процесс оценки становится более трудным и требует больше времени, но при этом позволяет получить более ценную информацию. Ни один из уровней не может быть пропущен просто потому, чтобы сконцентрировать на том, что тренер считает наиболее важным» (надо заметить, что многие специалисты не согласны с этим утверждением Киркпатрика). Вот знаменитые четыре уровня по версии автора:

    • 1. Реакция (Reaction);
    • 2. Научение (Learning);
    • 3. Поведение (Behavior);
    • 4. Результаты (Results).

    Реакция. Оценка на этом уровне определяет, как участники программы реагируют на нее. Киркпатрик называет это оценкой удовлетворенности потребителей. В случае, когда обучение проводится внутри фирмы, реакция участников не всегда интерпретируется как удовлетворенность потребителей. Дело в том, что участие в таких тренингах бывает обязательным. У людей просто нет выбора. Руководство компании определяет необходимость данного тренинга и обязывает сотрудников принимать в нем участие. Казалось бы, в этом случае, нужно говорить о реакции руководства. Киркпатрик подчеркивает, что и в этом случае реакция участников является очень важным критерием успешности тренинга, как минимум, по двум причинам.

    Во-первых, люди так или иначе делятся своими впечатлениями от тренинга со своим руководством, и эта информация уходит выше. Следовательно, она влияет на принятие решений о продолжении тренинга.

    Во-вторых, если участники не будут реагировать позитивно, то у них не будет мотивации к научению. По мнению Киркпатрика, позитивная реакция не гарантирует успешного освоения новых знаний, умений и навыков. Отрицательная же реакция на тренинг почти наверняка означает уменьшение вероятности научения .

    Научение определяется как изменение установок, улучшение знаний и совершенствование навыков участников в результате прохождения ими программы обучения. Киркпатрик утверждает, что изменение поведения участников в результате тренинга возможно только тогда, когда произойдет научение (изменятся установки, улучшатся знания или усовершенствуются навыки).

    Поведение. На этом уровне происходит оценка того, в какой степени изменилось поведение участников в результате обучения. Киркпартик указывает на то, что отсутствие изменений в поведении участников не означает, что тренинг был неэффективен. Возможны ситуации, когда реакция на тренинг была позитивной, научение произошло, но поведение участников в дальнейшем не изменилось, поскольку для этого не были соблюдены необходимые условия. Поэтому отсутствие изменения поведения участников после тренинга не может быть поводом для принятия решения о прекращении программы. Киркпартик рекомендует в этих случаях кроме оценки реакции и научения проверить наличие следующих условий:

    • - Желание участников изменить поведение.
    • - Наличие у участников знаний о том, что и как делать.
    • - Наличие соответствующего социально-психологического климата.
    • - Поощрение участников за изменение поведения.

    Говоря о социально-психологическом климате, Киркпатрик имеет в виду прежде всего непосредственных руководителей участников обучения. Он выделяет пять видов «климата»:

    • - запрещающий,
    • - обескураживающий,
    • - нейтральный,
    • - поддерживающий,
    • - требующий.

    Позиция руководителя, соответственно, меняется от запрета на изменение поведения до требования изменить поведение после окончания тренинга. Киркпатрик считает, что единственный способ создания позитивного климата - вовлечение руководителей в разработку учебных программ .

    Результаты. К результатам относятся изменения, которые произошли в связи с тем, что участники прошли обучение. В качестве примеров результатов Киркпатрик приводит увеличение производительности, улучшение качества, уменьшение количества несчастных случаев, увеличение продаж, снижение текучести кадров. Киркпатрик настаивает на том, что результаты не следует измерять в деньгах.

    Он считает, что перечисленные выше изменения могут, в свою очередь, приводить к увеличению прибыли. Киркпатрик пишет: «Меня разбирает смех, когда я слышу, что профессиональные тренеры должны уметь показывать выгоду для клиента в терминах возврата на инвестиции в тренинг. То же самое я думаю о связи между тренинговыми программами и прибылью. Вы только представьте себе все факторы, которые влияют на прибыль! И можете добавить их к списку факторов, влияющих на возврат на инвестиции».

    По мнению Киркпатрика, оценка на этом уровне - самая сложная и дорогостоящая. Вот несколько практических рекомендаций, которые могут помочь в оценке результатов:

    • - если возможно, использовать контрольную группу (не проходившую обучение),
    • - проводить оценку через некоторое время, чтобы результаты стали заметны,
    • - проводить оценку до и после программы (если это возможно),
    • - провести оценку несколько раз в ходе программы,
    • - сопоставить ценность информации, которую удастся получить с помощью оценки и стоимость получения этой информации (автор считает, что проведение оценки на 4 уровне не всегда целесообразно в связи с ее высокой стоимостью).

    Чаще всего на практике используется метод, который соединяет в себе элементы этих двух моделей оценки обучения. Смысл данного метода заключается в следующем: последовательно оцениваются эффекты влияния обучающих интервенций на каждом уровне.

    Уровни оценки эффективности обучения

    Уровень оценки

    Тип результата

    Способы и методы оценки

    1. Уровень

    Мнение участников:

    понравилось или нет,

    позитивный настрой,

    готовность применять

    полученные знания,

    повышение сплоченности

    1. Оценочная анкета в

    конце тренинга

    2. Опросы участников

    тренинга, сделанные

    руководством компании

    2. Уровень

    усвоенных

    Получение конкретных

    знаний (т.н. учебный

    результат)

    Повышение

    профессиональной

    мотивации

    Преодоление устойчивых

    стереотипов мышления

    • 1. Экзамены
    • 2. Тесты
    • 3. Проектные работы
    • 4. Кейсы
    • 5. Цифровые замеры
    • (результаты

    предтренинговой анкеты

    сравниваются с

    результатами

    посттренинговой анкеты)

    3. Уровень

    изменения

    поведения

    Системное применение

    полученных на тренинге

    знаний на рабочем месте

    1. Включенное

    наблюдение за работой

    сотрудника, прошедшего

    обучение, на рабочем

    2. Сбор материала для

    аттестации, содержащего

    описание примеров

    эффективного и

    неэффективного

    поведения при

    исполнении должностных

    обязанностей

    3. Проведение

    специализированных

    интервью

    4. Оценка методом

    «360 градусов»

    4. Уровень

    Изменение результатов

    деятельности компании

    Изменение качественных

    показателей:

    Возросшая степень

    удовлетворенности

    клиентов

    • - известность компании
    • (имидж)
    • - улучшение

    психологического климата

    Уменьшение текучести

    Изменение количественных

    показателей:

    • - объема продаж
    • - нормы прибыли
    • - коэффициента

    рентабельности и др.

    Изучение

    удовлетворенности

    клиентов с помощью

    Анкеты клиента

    Заказное исследование

    об имидже компании

    Личные наблюдения

    руководства компании

    Отслеживание процента

    текучести кадров

    Расчет экономических

    показателей

    5. Уровень

    возврата

    инвестиций

    Возврат инвестиций в

    обучение

    Здесь необходим расчет

    финансовых

    коэффициентов, таких

    Отношение расходов

    на обучение к общим

    расходам

    Расходы на обучение

    одного работника

    Доход в расчете на

    одного работника за

    Можно сделать вывод, что оценка эффективности обучения персонала является центральным моментом управления профессиональным обучением в современной организации.