Чем отличается объект от предмета в студенческой работе. Разница между предметом и объектом

Общее понятие объекта и предмета исследования и разницы между ними

Особо важными компонентами исследовательской работы можно считать объект и предмет исследования. Сегодня можно обнаружить большое количество самых различных аспектов для описания данных понятий.

Например, В. Даль в своем Толковом словаре объясняет понятие объекта и предмета следующим образом:

Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов:

Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».

Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Подводя итог, можно составить рабочее описание понятий «объект» и «предмет исследования».

Определение 1

Объект - это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект - это та часть научного познания, которую исследователь изучает.

Объекты изучения могут быть:

  • материальными;
  • нематериальными.

Их самостоятельность выражается не в том, что они предстают как обязательно вещественные или энергетические образования (они могут быть и изображением психической жизни, духовной культуры), а в том, что они абсолютно не зависят от того, знают ли о них люди. Необходимо разделять действующие (или реальные) и допустимые объекты исследования.

Реальными объектами исследования можно назвать все вещи, предметы, свойства и отношения, которые включены в человеческую деятельность, в культуру того или иного народа.

Потенциальные объекты исследования, наоборот, события, еще не включенные в культуру, познания о которых неопределенны и неточные, показывают не природу существующей реальности как таковой, но такие очертания её вероятного существования, вероятность которых предполагается уже скопленными знаниями и культурой. Вследствие этого, вместе с реальными объектами появляется мир виртуальных объектов. Ему принадлежат все те объекты, которые в итоге составляют духовную культуру человека.

Предмет исследования - это та часть вопроса, анализируя которую, мы узнаем целостность объекта, отделяя его основные, наиболее значимые особенности.

Это очень четко раскрывается при изучении существующих в конкретной сфере систематизации наук. Можно отметить, что некоторые научные дисциплины (а также отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) занимаются исследованием отдельных «срезов» анализируемых объектов.

Предмет исследования должен всегда соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.

Объект и предмет исследования как научные категории можно сравнивать как нечто общее и частное.

Желательно обратить внимание, что объект и предмет исследования, так же, как и его цели и задачи, находятся в зависимости от темы, но и от плана исследователя.

Разница между объектом и предметом исследования

Изучение предмета и объекта исследования, а также в чем разница между ними является гносеологической проблемой. Появляется эта проблема всегда там, где по каким-то причинам прекращает свою работу методологический запрос на использование строго достоверных понятий, и всегда там, где объект науки, к с которой связанна данная работа, еще не отделен и не доказан.

Разница между объектом и предметом исследования появилась в связи с изучениями в такой сфере как гносеология. Постигая объективный мир, те или иные его аспекты, человек разрабатывает объективные познания об окружающей действительности. Каждый следующий исследователь, перед тем, как начать анализировать некоторые практические объекта, должен проработать уже существующие в обществе совокупность познаний, изображающих этот объект. В таком случае совместность знаний является предметом исследования.

Определяя соответствие и несоответствие между отдельно взятыми объектами существующего мира, человек практически отделяет различные объекты, обозначает их как предметы, как вероятные предметы для своей работы, для анализа. В данном случае предметы также являются объективной действительностью, так как их наличие не связано с деятельность человека.

В зависимости от человека находится только само действие отделение объект. Но, обозначив объект, человек делает из него предмет исследования. Это – характерная черта человека изменять объект - в предмет своей работы. Выделенные из объективной действительности, отдельно взятые объекты преобразуются в предметы деятельности человека, и каждый из этих объектов при подходящих обстоятельствах может обратиться в предмет какой-либо специфической науки.

Основным является объект исследования (более широкое понятие), второстепенным - предмет исследования, в котором выделяется отчетливое качество объекта исследования. Есть исследователи, которые не различают эти понятия и уравнивают предмет и объект исследования.

Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку и в течение всей научной работы постоянно обращаться к ним, вырабатывая цели, задачи, методы, а самое главное конечные выводы по итогам исследовательской работы.

Необходимо выделить объект и предмет научного исследования. Часто от того, насколько правильно определены эти понятия, зависит заключение аттестационной комиссии и конечная оценка. Студенту необходимо грамотно и четко сформулировать в своем научном проекте (будь то , курсовая или ) объект и предмет исследования и правильно описать их во введении. Что представляет собой каждое понятие, как правильно их выделить рассмотрим ниже.

Объект исследования — определенное научное знание, которое планируется изучаться. Это своего рода проблема, которая выбирается для проведения исследований.
Если вы защищаете диплом, объектом исследования является отдельное лицо, социальный слой, социальный институт, а также духовная жизнь, которая имеет отношение к отдельным вовлеченным личностям, или разным группам населения в мире.

Предмет исследования — это определенный спектр понятий связанных с объектом, отдельная сторона, которая напрямую зависит от профессии.
К этому пункту предъявляются требования по четкому отделению от объекта и демонстрации присущих ему индивидуальных черт. Предмет курсовой или дипломной работы должен быть значимым и актуальным, даже если объект в целом особого интереса не представляет.

Субъект в научной работе. Часто в дипломной работе субъектом изучения называется тот же предмет. Это формальность, которая зависит от методических требований того или иного ВУЗа. Субъект часто связан с ответами на вопросы, которые требуется раскрыть в теме работы и ее проблемами.

Основное отличие объекта от предмета

Примеры выделения объекта и предмета исследования

Анализируем тему Выбираем объект исследования Выделаем предмет исследования
Реферат связан со СМИ Средства массовой информации и культура Особенности влияния СМИ на уровень культурного развития населения
Для темы, связанной с развитием дошкольников Детские сады, как фактор, влияющий на развитие Влияние детских садов на детей дошкольного возраста
«Персонал компании» Персонал строительной организации Эффективные способы мотивирования и особенности организации сотрудников строительной компании.
В курсовой работе на тему «Женщина в культе ислама» Процесс становления культа ислама Женщины в процессе становления и развития культа ислама
Если работа изучает методы увеличения доходов организации Определенное предприятие или особенности расширения организаций строительного типа Выявление событий, ведущих к получению увеличенных доходов в определенных организациях строительного типа
В дипломной работе по праву «Похищение человека» Сформулируем объект исследования как общественные отношения, возникающие в связи с совершением актов похищения человека Предметом выделим уголовно-правовых нормы, устанавливающие ответственность за похищение человека
Оценка и повышение конкурентоспособности предприятия Само предприятие Конкурентоспособность предприятия
Договор купли-продажи недвижимого имущества Отношения, которые складываются между людьми в процессе купли-продажи недвижимого имущества Нормы законодательства в области гос. регистрации прав на недвижимое имущество
Библиотеки как главная база непрерывного образования Образовательная среда библиотеки общеобразовательного учреждения Деятельность школьной библиотеки по образованию информационной среды общеобразовательного учреждения

Рассмотренные понятия должны присутствовать в любой студенческой работе. При этом объект — более широкий спектр для изучения, а предмет — его уточненная проблема.

В любом научном труде, будь реферат или проект, курсовая или дипломная работа, важным компонентом является введение. Именно на него обращают пристальное внимание при проверке, и качественно изложенное и оформленное введение часто гарантирует успех всей научной работы.

В составе введения есть несколько элементов, которые перечисляются в определённом порядке. Среди них не последнее место занимают объект и предмет исследования . Эта статья поможет вам правильно выделить и оформить эти компоненты введения.

Причины важности объекта и предмета

Можно задать вопрос: почему объект и предмет настолько важны, если и цель и задачи исследования уже достаточным образом задают направление научного труда. Ответ в том, что объект и предмет очерчивают границы научного труда, дают понять, что будет и что не будет представлено в работе. Оформление этих элементов помогает не только читателю, но и автору научного труда при поиске опорного материала. Неправильно сформулированные проект и объект могут завести исследователя при максимально далеко от намеченного конечного результата, а также ввести в заблуждение читателя, который будет ожидать от научной работы определённые содержание и выводы, но увидит абсолютно другие.

Объект исследования: формулировка и оформление

Объект – это то научное пространство, на которое обращён пристальный взор исследователя. Это та сфера, где наблюдаются значительные проблемы, требующие немедленного решения. Чтобы грамотно сформулировать объект, нужно задать себе вопрос, какая область знаний рассматривается, к какой сфере относится тема исследования. Ответом может стать какой-либо одушевленный или неодушевленный объект, долгосрочное явление или текущее событие.

Важно чётко и лаконично сформулировать объект работы, избегать двусмысленности и непонятных формулировок. Для этого следует ясно представлять, в каком пространстве проводится исследование.

Предмет исследования: формулировка и оформление

Предмет исследования указывает на проблематику, в рамках которой запланировано исследование. Это своеобразная узкая дорога, выход за границы которой приведёт к неверному результату далеко от заданной цели.

Предмет можно сформулировать с опорой на тему исследования, т.к. эти два понятия очень близки. Вопрос, который поможет красиво сформулировать предмет, звучит следующим образом: «Что конкретно изучается в научном исследовании?»

Следует помнить, что у одного объекта всегда бывает несколько предметов, то есть проблемных вопросов. Вот почему следует чётко определиться с выбором исследования, чтобы не пойти по ложному пути в научном труде.

Оформлять предмет исследования при следует кратко, достаточно одного-двух абзацев. Начать можно с фразы: «Предмет настоящего исследования», затем раскрыть его после двоеточия. При необходимости можно чуть подробнее коснуться предмета, его характерных сторон, чтобы доказать его важность.

Сравнение предмета и исследования

Часто учащиеся путают предмет и объект, меняют их местами или сливают их воедино, описывая предмет теми же словами, что и объект, только немного меняя фразы для уникализации. Чтобы избежать этих ошибок, следует понимать главные отличия между этими элементами введения.

Предмет – это один из составных элементов объекта

Предмет относится к объекту так же, как частное относится к целому. Понятие объекта гораздо шире предмета. Если провести аналогию с обычной жизнью в определённой стране, то объект – это вся окружающая действительность во всей её сложности и многогранности. Это общая тематика исследования, абстрактное понятие, которое включает в себя массу частностей. Предмет же – это один из составных элементов объекта, то направление, на которое при изучении вы решили обратить пристальное внимание. Если продолжить аналогию с реальной действительностью, то предметом исследования здесь могут стать общественные настроения, климатические особенности или политическая обстановка в стране изучения, то есть любая характеристика объекта. При всей своей многогранности объект не безграничен, он устанавливает рамки, за которые нельзя выходить при раскрытии и формулировке предмета.

Порядок оформления объекта и предмета

Необходимо выполнить следующие шаги, чтобы грамотно оформить эти компоненты введения:

  1. Выберите тему исследования и, исходя из неё, оформите цель. Теперь вы уже знаете, о чём и для чего вы будете писать свой научный труд.
  2. Определите, к какой области знаний относится ваша тема. Какую сферу вы будете изучать в широком понимании: психологию, политику, экономику или прочие направления? Какие вопросы в выбранной сфере вас интересуют больше всего? Это будет объект вашего научного труда.
  3. Задумайтесь, какая характеристика объекта вызывает наибольший интерес, отражает животрепещущую проблему, задаваемую текущей ситуацией в изучаемой области. Так вы сформулируете предмет научного труда.
  4. В введении предмет раскрывается сразу под объектом, важно правильно разместить эти элементы. Как правило, высшие учебные заведения или сам преподаватель указывают желаемый порядок упоминания всех компонентов введения. Если же эта информация не была вам представлена, руководствуйтесь предписаниями надлежащего ГОСТа.

Для лёгкости формулировки рекомендуется приступать к написанию введения (что включает в себя объект и предмет) после завершения основной части работы. Так у вас в памяти отложится материал, вы сможете без проблем ответить на вопрос, в какой сфере вы проводили исследование и какую сторону проблемы вы изучали.

Читатели же будут знакомиться с вашей работой, начиная с введения. Они ещё не будут знать, о чём ваша работа, поэтому грамотно сформулированные объект и предмет помогут им настроиться на определённую волну, предугадать контент работы и оценить её результат. При написании , руководитель также обратит внимание на наличие эти составляющих.

Примеры объекта и предмета

Рассмотрим на конкретном примере весь ход мыслей при поиске объекта и исследования, отталкиваясь от заданной или выбранной самостоятельно темы научного труда. Допустим, наша тема – Девиантное поведение подростков. Это важный психологический вопрос, который интересует будущих психологов и педагогов. Давайте рассмотрим, какое проявление девиантного поведения подростков вызывает наибольшее опасение. Разумеется, это участившиеся случаи суицидов. Пусть они и будут объектом нашего исследования. Теперь зададим вопрос: какие аспекты при изучении этого объекта привлекают внимание, требуют немедленного решения? В данном случае для предотвращения случаев суицида (что является целью нашего исследования) следует глубоко изучить их мотивы и причины, т.к. любую проблему нужно решать с самого начала, с её истока. Вот мы и выделили предмет нашего исследования!

Ещё один пример , на этот раз в области экономики. Тема исследования: «Экономическое сотрудничество России и стран, входящих в СНГ». Цель работы заключается в анализе текущих взаимоотношений стран-участниц СНГ с последующими предложениями по их совершенствованию. Объектом работы выступает экономическая и политическая ситуация стран СНГ, на фоне которой осуществляется экономическое сотрудничество между ними. Предмет здесь – именно факт сотрудничества, товарооборота, его сильные и слабые стороны.

Третий пример связан с исследованием трубы газопровода. Этот научный труд должен применяться на практике с целью повышения производительности передачи газа на большие расстояния. Объект исследования – сам газопровод, а предмет – его частная характеристика, а именно качество сварных швов.

Существует необычный способ поиска и оформления предмета и объекта, например, во . Этот метод действует только в том случае, если исследование основывается на некоем опыте, эксперименте с участием контрольной группы добровольно участвующих людей. Эта группа и будет объектом исследования, а его предмет соответствует цели эксперимента, раскрывает то, что хочет постичь исследователь. Например , в научном труде, посвященном влиянию потребления фаст-фуда на состояние здоровья, объектом исследования будут две группы людей. Первая группа будет потреблять фастфуд каждый день в определённых объёмах, а вторая – не будет вовсе. Предметом исследования будет влияние этой пищи на различные параметры здоровья: самочувствие, давление, пульс и пр.

Итак, правильные объект и предмет исследования очень важны для успеха научного труда, а данная статья поможет сориентироваться в выборе этих элементов при или ВКР.

Июн 2, 2018 Mariya Zhukova

Труднейшим моментом, возникающим при написании введения , считается правильное определение объекта и предмета курсовой работы . Зачастую студент вуза обращается за помощью к справочникам и словарям.

В толковом словаре В. Даля под предметом понимается всё то, что представляется чувствами, а в словаре русского языка С.И. Ожёгова - любая материальная вещь или явление.

В толковом словаре обществоведческих терминов Н.Е. Яценко объект - любое явление, существование которого не зависит от человеческого сознания, а в словаре С.И Ожёгова — предмет, на который направлена какая-либо человеческая деятельность.

В общем, понять «язык» словарей студенту представляется весьма трудным. Из-за этого и правильное определение объекта и предмета перерастает в ещё одну проблему курсовой работы . Мы постараемся как можно проще объяснить, что такое .

Под объектом понимается некий процесс или некоторое явление, которое порождает проблемную ситуацию. Это явление и берёт автор проекта для проведения исследования. В качестве предмета выступает та область знаний, которая заключена в границах объекта.

Объект - определённая часть научных знаний, подвергающаяся исследованию. Предмет - конкретный аспект проблемы , занимаясь рассмотрением которого авторами познаётся целостный объект, обозначаются и выделяются его характерные свойства. Предмет исследования зачастую очень близок с выбранной студентом темой курсового проекта или полностью с ней совпадает. Как категории науки объект и предмет соотносятся как общее и частное.

Следует понимать, что определение объекта и предмета исследования зависит как от общей темы проекта, так и от замысла самого изыскателя.

В любом случае, первичным считается объект, так как представляет собой многогранное понятие, а вторичным - предмет, потому что в нём выделяется конкретное свойство, черта, признак, принадлежащий объекту.

Примеры выделения объекта и предмета исследования курсовой работы

Курсовая работа по информатике: «Основные принципы функционирования электронной почты».

Объект: электронная почта.

Предмет: основные принципы функционирования электронной почты.

Курсовая работа по педагогике: «Влияние межличностных отношений между учеником и педагогом на успеваемость учащегося в МБОУ СОШ».

Объект: учебно-образовательный процесс МБОУ СОШ.

Предмет: межличностные отношения между педагогом и учащимся в учебно-образовательном процессе МБОУ СОШ и их влияние на успеваемость.

Курсовая работа по экономике: «Эффективность производственной деятельности».

Объект: производственная деятельность.

Предмет : эффективность производственной деятельности.

Курсовая работа по экономике: «Экономическое обоснование инвестиционной деятельности».

Объект: инвестиционная деятельность.

Предмет: экономическое обоснование инвестиционной деятельности.

/ Как поступить в аспирантуру, докторантуру

Как определяется объект и предмет исследования?

Существует разное понимание объекта и предмета исследования. Поэтому обратимся к справочникам.

В. Даль : «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самимъ предметомъ». «Предметъ - все, что представляется чувствамъ. «Предметъ сочинения - основа, смысл его» .

С. И. Ожегов : «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Н. Е. Яценко : «Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность ». «Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство» .

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

По нашему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.

Порой объект и предмет исследования определяются практически одинаково. В автореферате диссертации по экономике «Пути повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи» (2003) объектом исследования названы «социально-трудовые отношения, реализуемые в процессе обеспечения занятости молодежи»; а предметом исследования - «организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи».

Немало диссертаций, в которых объект и предмет исследования вообще не указываются.

Определив предмет и объект исследования, автор диссертации должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.