Личность как субъект политической деятельности. Политология: учеб

Тесную связь человека с политикой подчеркивали мыслители Древнего мира (в частности, Платон, Аристотель), Эпохи Возрождения. Однако особая роль личности, как субъекта политики, признаётся политологами в наше время. Это связано с ускорением процесса политической социализации личности, повышением уровня ее политической культуры, изменением ценностей, интересов и потребностей.

В политической науке различают индивидуальный и совокупный субъект. Индивидуальным субъектом - является сознательно и ответственно действующая личность, которая в своих действиях руководствуется общественно значимыми интересами и целями и участвует в борьбе за их осуществление. В качестве таких личностей выступают, прежде всего, политические лидеры. Помимо них индивидуальными субъектами политики являются обычные люди. Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания, в процессе политической социализации. Категория личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта: 1. Личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых зависит большая политика. 2. Личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п. А также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованьях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики. 3. Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими чертами, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов. Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д. Социальные качества также многогранны. Первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д.

Участие личности в политике напрямую зависит от ее объективной вовлеченности в конкретные социальные проблемы, от ее доступа к ресурсам власти.

Формы политического поведения и участия личности: 1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни; 2. Личность, профессионально занимающиеся политикой; 3. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, акции); 4. Личность проявляющая интерес к политике, но лично не участвующая в ней; 5. Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;

Любая личность объективно включена в политическую деятельность. Степень же понимания ее механизма, желания и умения в нее включиться предопределяет место гражданина в сфере политики. Иногда это приобретается, порой достается по наследству в прямом или переносном смысле, даже в силу обычаев или традиции. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но возможны ли творчество, осознанная активность, заинтересованное участие вне демократии, доверия, гласности? Ответ однозначен: нет.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является непременным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельности аппарата управления, отделения функций управления от общества. Известно, например, что авторитарный, административно-командный стиль руководства отчуждает людей от власти, порождает замкнутость, неискренность, отдаляет аппарат управления от народа. Очевидно, что этот стиль настолько же неэффективен, насколько неэффективен преимущественно экстренный путь развития экономики. Альтернатива авторитаризму - демократический метод руководства и общения с людьми, уважительное отношение к мнению и политической позиции человека.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства. Не хлебом единым жив человек. Любые достижения предприятия, отрасли, региона, народного хозяйства в целом - это по большему счету все-таки промежуточный результат, конечный же - всегда человек. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. Можно предположить, что по мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоутверждения будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек - это, помимо прочего, и активный общественный деятель. Очевидно, чем дальше, тем в более широких масштабах наше общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвышения человеческого в человеке.

Каждая личность - хочет того или нет - является гражданином государства (это наиболее непосредственная, общая для всех личностей политическая роль и отправная социально-политическая установка); каждая личность является членом какой-либо социальной группы, представителем нации или народа и т.д. Уже сама объективная групповая принадлежность детерминирует в какой-то степени условия индивидуального существования личности. Следовательно, даже если кто-нибудь был бы аполитичным, даже считал, что является свободным от любой политики, он все равно является "вплетенным" в политику, по крайней мере, таким образом, что является предметом политических воздействий. Отсюда проистекает наличие, по крайней мере, трех резервов расширения и активизации в политике человеческого фактора. Во-первых, за счет количественного увеличения числа людей (новых политических рекрутов), принимающих непосредственное или осознанное участие в политике. Например, расширение электората при решении особо важных или принципиальных вопросов развития общества. Во-вторых, в силу развития, совершенствования и накопления политического опыта постоянными участниками и творцами политической деятельности. В-третьих, развитием системы политической социализации.

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально- культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижении определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.

Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности, по мнению многих политологов, оказывает такой фактор культуры, как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотные люди никакого отношения к политике иметь не могут. Как раз в силу своей необразованности они могут оказаться объектом политического манипулирования, быть втянутыми, вопреки своим интересам, в политические движения экстремистского толка и т.п. неграмотный человек стоит вне осознанной политики, является объектом политических действий, а не их субъектом. В зарубежной политологии сделан однозначный и, по-видимому, общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам. В частности, указывает на то, что образование расширяет политический кругозор человека, помогает ему понять необходимость терпимости, в значительной мере предохраняет от приверженности к экстремистским доктринам, увеличивает способность человека сделать рациональный выбор в период избирательных кампаний.

Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей.

    Субъекты и объекты политики: понятие и типы.

    Личность как субъект и объект политики.

    Политическая социализация личности.

  1. Субъекты и объекты политики.

Человеческое общество неоднородно. Во всех его сферах действуют разные социальные силы, стремящиеся добиться удовлетворения своих интересов и проявляющие ради этого активность. Этими силами являются человек, группа людей, классы, народ в целом.

В духовной сфере они действуют ради ценностей и идей. В экономической - ради отношений производства, обмена и потребления. В социальной – ради возможностей развития.

В политике действия субъектов связана с отношениями политической власти.

При этом степень активности данных сил в разных ситуациях и разных сферах неодинакова.

Субъектами политики называются те социальные силы, которые обладают политическим сознанием и активно участвуют в политической жизни. Отличительный признак любого субъекта вообще – это его активность, субъект – кто может действовать.

Чтобы быть субъектом политики, необходимы определенные условия:

    Наличие свободы воли;

    Наличие средств и возможностей для реализации решений и контроля за их реализацией;

    Наличие субъективных качеств.

Объект же – это тот, на кого направлено действие субъекта. Субъектом политики может быть отдельная личность, класс, партия, нация и т. д. – то есть кто имеет и реализует свои политические потребности. Объектами же политики являются политические отношения, политическая система, а также в других ситуациях та же личность, класс, народ и др. (ситуация с выборами).

Существуют различные классификации субъектов и объектов политики.

      Выделяют первичные и вторичные субъекты

    Первичные – это социальные силы, отдельные личности, которые осознают свои политические потребности и начинают предпринимать определенные шаги в политике.

    Вторичные субъекты. Рано или поздно человек, являясь первичным субъектом политики, начинает сознавать, что некоторых целей он может добиться, только объединившись и действуя сообща с другими людьми, поскольку оказывать давление на ту же власть проще и эффективнее, когда свои требования предъявляют тысячи. (В.И. Ленин: «Политика начинается там, где миллионы»). Так создаются вторичные субъекты – они как бы замещают первичные в политике, действуя от их лица (пример, партии обычно заявляют о том, что они представляют интересы той части населения, которая за них голосовала). Так люди создают партию, народ создает государство, социальные слои создают группы давления.

Американский политолог Алмонд по степени сформированности политического сознания выделял следующие субъекты:

  • Субъекты парохиальные – те, кто просто преследует свои повседневные интересы и не осознает своего политического участия и своей политической роли

    Субъекты – подданные – понимают свою политическую роль, но не видят возможности самостоятельно воздействовать на политическую жизнь

    Субъекты – партиципанты – сознают свое место в политике, знают политические методы и средства, активно участвуют в политике.

Некоторые исследователи среди всех субъектов политики выделили еще так называемые основные субъекты. Так, для Маркса это классы, для Парето и Моски – элиты, для Бентли – заинтересованные группы.

      По степени политической активности:

    Аполитичные, отчужденные

    Пассивные

    Компетентные наблюдатели

    Проблема личности имеет в политической науке, по меньшей мере, три главных аспекта: 1) собственно человек с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми; 2) личность как представитель группы: статусной, классовой, соци&чьно-этнической, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена организации, парламентария; 3) личность как сознательный, активный участник общественной и политической жизни, человек, который обычно взаимодействует с властью и выступает субъектом и объектом воздействия политики.

    Место человека в политической жизни в общем плане рассматривалось во многих политических учениях. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них - учения Конфуция, Платона и Аристотеля.

    Конфуций разработал патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство представлялось как одна большая патриархальная семья, в которой вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, т.е. пассивного, бессознательного участника политики.

    В политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политической роли заведомо исключается и человек выступает лишь объектом власти.

    В учении Аристотеля политическая жизнь общества рассматривалась в соотношении с природой человека. Аристотель считает индивида существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе. В государстве как высшей форме общения людей реализуется природа человека - индивид становится органической частью живого и целостного политического организма. Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином, но в отличие от Платона он - противник огосударствления общества. В целом же Аристотель, как и его предшественники, не отделяет личность и общество от государства.

    В политической концепции Макиавелли человек рассматривался как начато негативное, а отношения между людьми характеризовались формулой «человек человеку - волк». Люди объединяются в толпу темных и необразованных людей. По Макиавелли, правитель должен считать всех людей злыми. Однако он был и теоретиком организационного поведения людей. С его именем связана теория элит, технология эффективного лидерства.

    Роль личности в политике в общем плане рассматривалась во многих политических учениях. Однако преобладающим было рассмотрение роли выдающихся политиков в соотношении с деятельностью народных масс, классов или даже толпы. В политических учениях речь шла преимущественно о политической роли выдающихся личностей - государственных деятелей, руководителей политических движений, идеологов, вождей, т.е. тех, кто оказывал заметное влияние на политику и массы. Поэтому политика часто персонифицируется, получает имя того, кто ее определял или осуществлял. При этом менее всего оказался разработанным вопрос о роли в политике «рядовой» или «массовой» личности. И только во второй половине XX в. под влиянием крушения тоталитарных режимов и дальнейшей демократизации общественной жизни этому направлению в политических учениях стали уделять достаточно серьезное внимание.

    Политика в любом проявлении так или иначе отражается в судьбах простых людей. В этом смысле можно говорить о том, что конечным объектом политики всегда выступает рядовой гражданин.

    Это обстоятельство обусловливает активную позицию рядового гражданина в политической жизни, т.е. чтобы он выступал в качестве субъекта политики.

    Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его жизненных потребностей. Замечено, что чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования. Уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека.

    Необходимым условием обеспечения эффективных возможностей влияния личности на государство и его органы является политическая культура личности, в особенности такой фактор культуры, как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это значит, что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, является объектом политических действий, а не их субъектом. И наоборот, чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам.

    Существенной предпосылкой активного политического участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти, участия членов общества на всех стадиях политического решения.

    Таким образом, политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

    Проблема личности как субъекта политической деятельности не сводится только к условиям, в которых осуществляются ее политические функции. Многое зависит от политической активности человека, от степени реализации им своей роли субъекта политики. В этом отношении обычно выделяют два аспекта - участие рядовых граждан в общественно-политической жизни и политическую деятельность лиц, для которых политика становится практически профессиональным занятием.

    Для обозначения действий рядовых граждан в сфере политики применяется понятие «политическое участие» Под ним обычно подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся ни политическими лидерами, ни функционерами властных структур или политических партий. Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс.

    Политическая активность граждан различна. В современных демократиях политическая активность граждан проявляется главным образом участием в голосовании на выборах, референдумах, в различных формах давления на властные структуры при принятии и реализации тех или иных важных решений.

    Важнейшим механизмом вовлечения граждан в политический процесс является деятельность политических партий, общественно-политических организаций и движений. Именно они выступают чаще всего инициаторами и организаторами таких действий граждан, как участие в избирательных кампаниях, демонстрациях, митингах, сборе подписей под петициями и т.д. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность может носить деструктивный характер.

    Участие граждан в политике является одним из центральных индикаторов качественных особенностей политических систем, степени их демократизма. В демократическом обществе это участие массовое, свободное и действенное в решении вопросов, затра гивающих существенные интересы граждан. В авторитарном обществе часть населения полностью или частично отстраняется от участия в политике. Тоталитарное же, наоборот, стремится к мобилизационному вовлечению в ритуальные действия поддержки режима максимальной доли населения.

    С точки зрения политической субъектности выделяются следующие основные типы личности:

    а) личность с высокой политической активностью, участвующая в политической жизни. Активисты постоянно интересуются политическими проблемами и информированы о них. Это может быть гражданин - член политической или общественной организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность; общественный, общественно-политический деятель; профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием; политический руководитель, лидер высшей инстанции - формальный или неформальный;

    б) личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, проявляющая интерес к политике, но лично в нем не участвующая. Если участвует, то лишь под воздействием каких-либо доводов или обстоятельств, которые она считает доминирующими. Эта категория людей также постоянно интересуется политикой, имеет свое мнение о ней и может оказывать политическое влияние на окружающих, нередко формируя общественное мнение;

    в) личность достаточно компетентного критика, участвующая или не участвующая в политике. Она хорошо информирована, но ее отношение к власти и политике, как правило, негативное;

    г) пассивная личность с нейтральным, отрицательным или безразличным отношением к политике;

    д) аполитичная и отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.

    У активистов отношение к личному участию в политической жизни, демократическим институтам положительное, они проявляют значительный интерес к политике, общественной жизни, обладают большой информированностью. Преимущественно из их среды выдвигаются лидеры, возглавляющие политические движения, институты. И наоборот, отчужденные от общественной жизни отрицательно относятся к политике, инертны. Разумеется, пас сивные, аполитичные и отчужденные граждане не могут быть подлинными субъектами политики. Они чаше всего являются объектом политических манипуляций.

    Основой различий между активными и пассивными участниками общественно-политической жизни являются мотивы и установки, по которым конкретные личности включаются в политическую деятельность.

    Политические мотивы, склоняющие людей добиваться власти или участвовать в ее осуществлении, могут быть эгоцентрическими и социоцентрическими. Эгоцентрические - это мотивы, которые концентрируются на собственной личности индивида. Социо- центрические (или общественные) - мотивы, концентрирующиеся на благе какой-то более широкой социальной группы людей, национальной общности, жителей определенного региона. Эти два мотива поведения часто сочетаются, взаимно усиливают друг друга и ведут к одному и тому же типу действий.

    Каковы мотивы, по которым при одинаковых условиях один человек проявляет готовность к участию в политической жизни, а другой - будет сторониться ее. В этой ситуации причины активности одного и пассивности другого следует искать в чертах их личности, семейном воспитании, социальной среде, образе жизни.

    Какие черты личности взрослого или молодого человека способствуют уходу от политики, принятию более или менее сознательно аполитичной роли в обществе? Политическая активность или пассивность индивида является следствием целого ряда личностных качеств.

    Это прежде всего сила индивидуальности, включающая такие черты, как уверенность в себе, в собственной компетентности, склонность к общению, стремление к самоутверждению, попытка доказать свое превосходство и т.д. Эти черты положительно соотносятся с участием в политической и общественной жизни. У большинства людей, избегающих политики, проявляется слабая индивидуальность, неуверенность в своих силах и возможностях.

    Положительно соотносится с участием в политической жизни личная вовлеченность индивида, которая заставляет его принимать активное участие в различных жизненных ситуациях. Избегают политики и участия в обшественной жизни люди, которые и в других жизненных ситуациях проявляют слабую вовлеченность, пассивность.

    Положительно сказывается на отношении людей к политике их высокий интеллектуальный уровень, интерес к познанию нового, а уклонение от участия в политической жизни часто характерно для людей с невысокой интеллектуальной активностью.

    Психологи считают, что участию в политике могут способствовать экстравертные склонности, характерные для лиц, наиболее готовых и непосредственно откликающихся на внешние события, ищущих общения с другими и хорошо чувствующих себя в их обществе. А противоположные им - интравертные склонности, характерные для личности, чья мыслительная деятельность направлена главным образом на собственный внутренний мир переживаний и чувств, и представляют собой психологическую предпосылку «бегства от политики».

    Необходимость разрядки внутренней напряженности нередко склоняет людей к участию в общественной деятельности, но одновременно мешает достижению в ней успеха. Люди, отличающиеся очень сильной психологической напряженностью и агрессивностью, терпят неудачу и поэтому избегают участия в политике. В то же время лица, свободные от агрессивности и психологической напряженности, не стремятся участвовать в политике и даже могут ее избегать из-за связанных с этой напряженностью конфликтов.

    На участие в политической деятельности может оказывать пример популярного политического лидера, представление о достаточности для участия в политике простого здравого смысла. Под воздействием средств массовой информации, пропагандирующих в популярной форме политические идеи, многие люди считают себя вправе давать политические оценки и рекомендации.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

    АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

    Психологический факультет

    Кафедра общей психологии

    Специальность 050407 - Педагогика и психология девиантного поведения

    Зачетная книжка № П - 1367

    Контрольная работа по дисциплине: Политология

    Тема 7. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

    Выполнил: Шакиров Д.Ф.

    Введение

    Проблема личности в политологии

    Взаимоотношения личности и власти

    Политическая социализация личности

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Наряду с политическим элитами, партиями, социальным и профессиональными группами, организациями и движениями субъектом политики выступает личность. Она является исходным, первичным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профессиональные группы, движения, классы, нации. Наконец, личности являются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодействуют с властью. Когда-то Аристотель, определяя сущность человека, назвал его политическим животным. По мнению античного философа, сущность человека - в его политических свойствах.

    Однако гражданские качества личности не наследуются, а формируются в процессе ее взаимодействия с обществом, группами, другими индивидами. Расширение политического участия, включение в политику все новых слоев населения, рост интереса к политике представляет сегодня глобальную тенденцию мирового развития. Вхождение в сложный мир политики новых поколений предполагает формирование у них определенного отношения к политическим целям и ценностям, которые они застают в конкретном обществе. Для обеспечения преемственности политического развития и сохранения целостности общества в ходе смены поколений важно знать, как осуществляется трансляция политических убеждений и стандартов политической жизни от одного поколения к другому и как происходит формирование самостоятельного и ответственного политического субъекта. Политические институты, политические лидеры, элиты, заинтересованные группы, церковь, семья, которые способствуют политической социализации, называются агентами социализации. На различных этапах социализации может доминировать влияние того или иного агента.

    Цель работы - выявить особенности личности как субъекта и объекта политики.

    Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется определенными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человек в политике все равно остается.

    Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта :

    Личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых зависит большая политика.

    Личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п. А также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованьях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики.

    Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими чертами, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

    Вопрос о взаимоотношениях личности и власти является центральным вопросом всех социально-политических теорий. Эту проблему исследовал Платон в «Республике», где выделял различные политические позиции в зависимости от «типа» человеческой природы; Аристотель в «Политике» отмечал, что человек по природе является политическим животным; Т. Гоббс в «Левиафане» сопоставлял «штучное тело Великого Левиафана» в лице государства с натуральным телом, которым является человек.

    В марксизме проблема участия личности в политике занимает одно из центральных мест, о чем свидетельствует классическое определение К. Маркса: «Личность - это совокупность всех общественных отношений». Заслуга марксизма состоит в том, что было дано понимание человек, как биосоциального существа. Являясь по своей сути продуктом общества, личность в то же время активно воздействует на это общество с целью изменить его, что и определяет ее сущность как субъекта политики .

    В роли субъекта политического процесса личность принимает активное участие в государственной и общественной жизни страны. Это значит, что личность занимается политической деятельностью. В политической литературе последняя определяется как участие в выработке и проведении в жизнь политики, действия конкретных личностей по реализации соответствующих политических интересов.

    Говоря о политической деятельности личности, обычно имеют в виду ее сознательную, целенаправленную, активную форму. Другими словами, речь идет о политической активности личности. Употребление понятия «политическая активность» чаще всего связано с желанием акцентировать внимание на качественной стороне политической деятельности личности. В таком случае политическая активность личности рассматривается как высшая степень политической деятельности. При этом не имеет решающего значения количественная характеристика, то есть интенсивность политического участия. Под политической активностью личности следует понимать определенное состояние политической деятельности, ее определенный уровень, связанный с пониманием и реализацией конкретных целей и задач той или иной социальной общности людей или политической организации.

    Степень активности субъектов политического процесса далеко не одинакова. У одних она выше, у других - ниже. Последних бывает значительно больше, чем первых. При этом следует иметь в виду, что у наиболее активных субъектов политического процесса политическая деятельность обычно является инициативной, творческой. Для большинства же политически активных людей в основном характерна исполнительская деятельность. Разумеется, оба вида политической активности необходимы и важны. Речь в данном случае идет лишь об уровне самой политической активности личности. Первый, т. е. творческий уровень, принято считать высшим, второй, т. е. исполнительский, - низшим. Однако деление политической активности личности на два уровня представляет собой скорее вопрос теоретический, нежели практический. Но знать об этом все-таки надо.

    Важным вопросом политической активности личности является ее характер. Как правило, политическую активность личность проявляет не в одиночку, а совместно с другими индивидами, будучи связанной с ними общими интересами и целями. Формы таких объединений чрезвычайно разнообразны. Наиболее распространенными среди них являются политические партии, движения, объединения, группы давления, неформальные самодеятельные образования. Говоря иначе, политическая активность личности может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной формах .

    Политическая деятельность личности может характеризоваться сочетанием в ней стихийных и сознательных, пассивных и активных, эгоистических и общественно значимых политических действий и поступков. Она может протекать как в рамках законности, так и носить противоправный характер. Это, прежде всего, относится к различным формам непосредственной демократии, например, таким, как стачки, забастовки, акции протеста и т. д. Политическая активность личности может быть разовой, эпизодической, временной или постоянной. Нередко прежде безразличные к политической деятельности лица проявляют повышенный интерес к ней и предпринимают активные действия под влиянием существенным образом изменившихся условий жизни (например, падения уровня жизни) или под влиянием каких-то явлений и событий политической жизни общества, причем иногда даже совсем не радикального характера.

    Направленность политической деятельности личности может быть различной. В одних случаях - это поддержка существующего в стране политического режима, стремление к укреплению, стабилизации государственной власти, защита прогрессивных политических институтов и т. д. В других случаях - это попытки дестабилизации общественно-политического строя, ослабления или отстранения от власти тех или иных политических сил и т. п.

    Участие личности в политическом процессе, ее активность характеризуются многообразием форм и видов. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые связаны с непосредственным (прямым) участием личности в решении вопросов государственной и общественной жизни. Наиболее широко распространены и известны среди них такие, как выборы, референдумы, митинги, демонстрации, политические стачки и забастовки, различные акции поддержки или протеста и многие другие.

    Среди множества форм непосредственного участия граждан в решении политических вопросов особое место занимают выборы в органы государственной власти. Таким образом личность участвует в политическом процессе на той его стадии, которая связана с формированием политической системы общества. Выборы, равно как и другие формы политической деятельности, являются средством выражения каждой личностью своего отношения (положительного или отрицательного) к политическому режиму, его курсу, политическим институтам, политическим лидерам и т. д.

    Ко второй группе относятся те формы, которые связаны с представительной демократией. Этим понятием принято обозначать участие личности в выработке, принятии и осуществлении политических решений путем передачи (делегирования) определенной части своих прав лицам, избираемым в различные представительные (чаще всего законодательные) органы политической власти - государственные, местного самоуправления, политических партий, движений, объединений и т. д. Самой распространенной в этом отношении формой является парламент. Его депутаты как раз и призваны представлять волю и интересы граждан - своих избирателей.

    Формы непосредственной и представительной демократии говорят о том, что участвующие в них граждане ведут активную политическую деятельность. Они сознательно и целенаправленно стремятся оказать воздействие на властные политические организации и учреждения с тем, чтобы принимаемые ими решения учитывали интересы этих граждан. Это относятся и к участникам таких форм политической деятельности, как митинги, демонстрации, пикетирования, акции одобрения или протеста, а также к участникам выборов, референдумов .

    Одни и те же формы политического участия могут иметь различную или противоположную направленность, что определяется в первую очередь политическими интересами действующих лиц. Так, митинги, демонстрации, пикетирования, уличные шествия, политические стачки, забастовки, акции протеста или одобрения могут быть организованы в поддержку существующего политического режима, принимаемых властями политических и иных решений, осуществляемого ими политического курса в целом, а могут ставить своей целью ослабление власти, отстранение от нее тех или иных государственных лидеров, коренные изменения в государственной и общественной жизни страны, замену господствующего политического режима новым и т. д. В соответствии с этим политическое участие граждан может быть прогрессивным или реакционным, созидательным или разрушительным по своей направленности.

    Активность личности в политическом процессе проявляется в различных формах во всех основных сферах жизни общества. Очевидно, что в первую очередь и наиболее полно это происходит в политической сфере общественной жизни. Основными направлениями политической деятельности личности в этой сфере являются познавательная (изучение и усвоение политических идей, концепций, учений); исполнительная (добросовестное выполнение конституционных норм и обязанностей, уставных положений общественных организаций, соблюдение общественной дисциплины); созидательная (различные формы инициатив и самодеятельности граждан); управленческая (регулирование и контроль государственных и общественно-политических функций) и др.

    Политическая активность личности проявляется также и в других сферах жизни общества - производственно-трудовой, социальной, правовой и духовной, будучи с ними неразрывно связанной. Ее специфика заключается в стремлении личности обеспечить достижение не только своих собственных целей и интересов, но и интересов государства и общества.

    личность политология общество социализация

    Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение .

    Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

    Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельно аппарате управления, отделений функций управления от общества.

    В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

    Возможны четыре основных способа взаимоотношений индивидов с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуалистический и партиципаторный (участия) .

    Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отождествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над частью и полного подчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра.

    Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны, высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитарный правитель (монарх, диктатор и т.п.), венчающий пирамиду власти.

    Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства. Последнее является результатом соглашения, договора свободных индивидов. Оно подконтрольно народу и призвано выполнять лишь строго ограниченные функции - обеспечение безопасности и свободы граждан, поддержание общественного порядка, некоторые другие.

    Взаимоотношения индивида и власти во вне политических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема прав человека ставится главным образом в форме ограждающих от посягательств власти прав, т. е. узко и ограниченно.

    В современной политической науке преобладает третий, пар-тиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается не только и не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.

    Политическая социализация личности

    Воспроизводство и развитие политической культуры осуществляются через усвоение и поддержание людьми ее языка, ценностей, норм, образцов поведения в процессе политической социализации. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, знаний и умений, благодаря которым индивид становится дееспособным участником политического взаимодействия. Иначе говоря, политическая социализация - это процесс становления индивида как субъекта политики, формирование у индивида качеств и свойств, позволяющих адаптироваться к данной политической системе и выполнять там определенные функции. Политическая социализация охватывает все формы приобщения индивида к политической культуре. Главный смысл политической социализации для индивида заключается в том, чтобы научиться ориентироваться в политической жизни и выполнять в ней определенные властные функции .

    По своему содержанию политическая социализация, как и всякая социализация, - это двусторонний процесс. С одной стороны, этот процесс состоит в передаче обществом накопленного поколениями социально-политического опыта, символов, ценностей, норм и образцов поведения, а с другой - их освоение индивидом, интериоризацию. Под интериоризацией в данном случае понимается переход высших по своей форме процессов общественно-политической жизни во внутренние процессы сознания, при котором они претерпевают соответствующую трансформацию: обобщаются, вербализируются, становятся способными к дальнейшему развитию.

    Одна из главных проблем политологии в этой сфере знания: как правильно организовать процесс социализации, от активности какой стороны этого процесса (общества или индивида) зависят политические итоги социализации. В американской политологии долгое время господствовала концепция социализации, опирающаяся на учение бихевиоризма. В этой концепции главной целью политической социализации считалось создание у индивида политической установки на существующую политическую систему. Активная роль в создании такой установки принадлежит самой системе. Личность представлялась как пассивный субъект воздействия политической системы, как резервуар, содержание которого заполняется предписаниями властных структур.

    В рамках этого подхода развивалась теория «политической поддержки» Д. Истона и Дж. Дениса. Эти авторы считали, что силовыми методами добиться принятия политических ценностей невозможно. Надо помочь людям добровольно принять их. А это, по их мнению, возможно, если политическая система может задавать психологическую установку на добровольность принятия норм и ценностей господствующей в обществе политической культуры. А для этого необходимо поддерживать веру индивидов в легитимность и законность власти. Положительная установка индивидов на политическую систему формируется под воздействием агентов и институтов социализации. Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за передачу общественно-политического опыта. Институты социализации - это учреждения и организации, которые влияют на процесс политической специализации и направляют его. Эта концепция удобна для политической власти, поскольку в ней предполагается возможность целенаправленного воздействия и контроля за процессом социализации и формированием субъектов с заранее заданными характеристиками .

    Однако наука и практика показали, что добиться такого эффекта возможно только в тоталитарных государствах, где система воспитания и образования с самого раннего возраста находится под контролем государства. В странах с демократической политической культурой процесс политической социализации протекает более сложно. В этих странах сохраняется автономность субъекта социализации, и этот субъект избирательно осваивает политический опыт, ценности и образцы поведения.

    От чего же зависит выбор индивида тех или иных ценностных ориентации, норм, образцов политического поведения? Исследования показывают, что этот выбор зависит от общей культуры, от тех внутренних убеждений и верований, ценностных ориентации, которые сформировались у него в процессе становления социального «я», его самосознания как личности. Таким образом, стало ясно, что влияние общества на формирование политических качеств личности, а также контроль за ходом политической социализации в решающей степени ограничиваются общей культурой. Именно она задает рамки политической социализации. А это означает, что процесс политической социализации не может быть рассмотрен как самостоятельный процесс отдельно от процесса социализации индивида в целом, становления индивида как личности. Необходимо выстроить такую модель социализации, которая бы, опираясь на общесоциологическую теорию социализации, показала специфику политической социализации.

    В социологии выделяются первичный и вторичный этапы социализации. На каждом из этих этапов действуют различные агенты Социализации, и каждый этап связан с определенным жизненным циклом в биографии человека.

    Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т. д. Эти агенты называются первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности находится на первом месте по степени значимости. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т. д.

    Основываясь на теории политической поддержки, Д. Истон и Дж. Денис предложили определенную схему развития процесса социализации. Решающую роль они придавали первоначальной социализации, т. е. формированию тех психологических установок, которые приобретаются в детстве. Процесс первоначальной социализации, по их мнению, проходит в четыре периода :

    Политизация. У ребенка в этот период формируется осознание наличия политической власти как более важной, чем власть родителей.

    1. Персонализация. Политическая власть в сознании ребенка приобретает конкретно осязаемые черты через фигуры, символизирующие ее: полицейского, Президента и т. д.
    2. Идеализация. Ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества.
    3. Институционализация - ребенок переходит от персонификации представлений о власти к институционализации, т. е. восприятию власти не через личности, а через обезличенные институты: парламент, армию, суд, партии и т. д.

    Эта концепция строится на ряде необоснованных теоретических допущений. Например, первый период - политизация объясняется тем, что беспомощность детей, их психологическая уязвимость заставляют их искать поддержки у политических лидеров, у институтов власти, а не у родителей, сверстников и других агентов первичной социализации. Социально-психологические исследования в области социализации свидетельствуют об обратном. Первичным механизмом социализации является имитация. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. И образцами для подражания чаще всего выступают родители, родственники, соседи, друзья и т. д. На следующем этапе осуществляется идентификация. Идентификация - это способ осознания принадлежность к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают ценности, нормы, образцы поведения агентов первичной социализации как свои собственные. Они начинают выполнять те же роли и функции.

    Процесс социализации вообще, тем более политической социализации, не заканчивается в детстве, он происходит на протяжении всей жизни человека. На каждой ступени жизненного цикла человека происходят два взаимодополняющих друг друга процесса: десоциализации и ресоциализации. Десоциализация - это процесс отказа от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация - процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых. Особенности первоначальной социализации состоят в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Ресоциализация же происходит тогда, когда у человека сформировалась определенная система взглядов, убеждений, и он как личность способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к индивидуальной переоценке культурных норм и традиций, пересмотру своих идеологических позиций и т. д. В принципе ресоциализация может идти неправильно. Ее уровень отражает непрерывность самоконтроля личностью своих представлений, ценностей, способов политического поведения и идеологических позиций .

    В западной политологии на основе характера политической культуры выделяют ряд основных типов социализации. Британо-американская гомогенная политическая культура предполагает гармоничный тип политической социализации, который обеспечивают культурно-однородная среда, зрелые демократические традиции, гражданское общество. В этом обществе существует уважительный диалог индивида и власти. Индивид основывает ценности доминирующей политической культуры непосредственно в процессе становления своего «я».

    В странах Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности и власти. Политическая культура стран Западной Европы фрагментарна. Существование значительного числа разнородных структур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах ценностных ориентации своей культурно-этнической группы. Однако наличие конфессионально-культурного многообразия не препятствует достижению политического согласия участников политического взаимодействия, благодаря их приверженности ценностям либерально-демократического типа (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, плюрализм и т. д.). Именно приверженность ценностям либерализма исторически обеспечивала способность индивида воспринимать ценности иных политических субкультур, подвижность и изменчивость политических пристрастий.

    Общества не западной цивилизации характеризуются конфликтным типом политической социализации. Жесткая привязанность индивида местническим ценностям клана, рода, племени, препятствует достижению согласия между носителями различных ценностей и норм политического поведения. Для граждан этих стран характерен настрой на отторжение иных политических культур. А главное, в обществе отсутствуют единые, интегральные ценности.

    Определенной разновидностью этого типа социализации является гегемонистский тип. Он предполагает вхождение в политическую жизнь только на основе признания ценностей какого-либо класса (буржуазии или пролетариата) или же религии (например ислам), а также идеологии (коммунизма, фашизма, либерализма). Этот тип политической социализации характерен для закрытых политических систем, которые не приемлют иные ценности. Так осуществлялась политическая социализация в СССР, в фашистской Германии, в некоторых странах Азии (Иран) и Африки .

    Заключение

    Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это - собственно права).

    Политология выясняет роль и место человека в системе политических отношений, взаимоотношения между личностью и обществом. Понятие личность многозначно. Но наиболее «политологично» является ее понимание как социального индивида, совокупность в ней социально значимых черт. Марксизм видел в личности совокупность всех общественных отношений. Влияние со стороны общества человек испытывает в ходе активного взаимодействия с социальной реальностью. По накоплении социального опыта он превращается в сознательного субъекта общественного развития. В то же время личность и общество находятся в диалектической взаимосвязи. «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (К. Маркс).

    Развитие государства, общества приводит к изменениям в системе существующих взаимоотношений личности и государственно-правовых образований. Это происходит вследствие эволюционирования как институтов государственной власти, так и взглядов самой личности на свое место и роль в государственном управлении, в системе государственно-властных отношений, а также нате функции, которые государственная власть должна выполнять для общества и каждой личности.

    Список литературы

    1. Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение. 2012, №2.

    Власть силы, сила власти. Сборник научных трудов./ Под ред. И.А. Исаева, М.: Юрист. 2014.

    Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис: политические исследования. 2012 г. № 3.

    Кашанина Т.В. Основы российского права. - М., 2012

    Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М., 2013

    Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право, 2011, №3.

    Введение

    Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе и главным образом на политическую власть.Какую бы значительную роль ни играли социальные группы,массовые общественные движения,политические партии,в конечном счете ее главным субъектом выступает личность,поскольку сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержанием и направленность политического процесса,всей политической жизни общества.

    Понятие «человеческое измерение политики» прочно вошло в политический лексикон конца XX в. Включенность граждан в общественно-политический процесс как сознательных его участников провозглашается повсеместно идеалом большинства политических доктрин, движений,организаций. Разумеется,конкретная политическая практика достаточно далека от этого идеала. Поэтому разработка вопросов, связанных с политической ролью личности, является важной для современной политической практики.Личностное измерение политики имеет исключительно важное значение при анализе текущих политических процессов,конфликтов и ситуаций.Проблема личностного фактора в политики –это проблема соотношения личности и общества, личности и государства, процессов политической социализации личности и ее участия в политической жизни.

    Глава1.ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

    Проблема личности имеет в политической науке, по меньшей мере три главных аспекта:

      Собственно человек с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми;

      Личность как представитель группы:статусной, классовой,социально-этнической,элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена организации, парламентария;

      Личность как сознательный,активный участник общественной и политической жизни человека, который обычно взаимодействует с властью и выступает субъектом и объектом воздействия политики.

    Место человека в политической жизни в общем плане рассматривалось во многих политических учениях.Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них –учения Конфуция, Платона и Аристотеля.

    Конфуций разработал патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство представлялось как одна большая патриархальная семья, в которой вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, т.е пассивного, бессознательного участника политики.

    В политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политической роли заведомо исключается и человек выступает лишь объектом власти.

    В учении Аристотеля политическая жизнь общества рассматривалась в соотношении с природой человека. Аристотель считает индивида существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе.В государстве как высшей форме общения людей реализуется природа человека-индивид становится органической частью живого и целостного политического организма. Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином,но в отличие от Платона он-противник огосударствления общества. В целом же Аристотель, как и его предшественники, не отделяет личность и общество от государства.

    В политической концепции Макиавелли человек рассматривался как начало негативное, а отношение между людьми характеризовались формулой «человек человеку - волк». Люди объединяются в толпу темных и необразованных людей. По Макиавелли,правитель должен считать всех людей злыми. Однако он был и теоретиком организационного поведения людей. С его именем связана теория элит, технология эффективного лидерства.

    Роль личности в политике в общем плане рассматривалась во многих политических учениях.Однако преобладающим было рассмотрение роли выдающихся политиков в соотношении с деятельностью народных масс, классов или даже толпы. В политических учениях речь шла преимущественно о политической роли выдающихся личностей- государственных деятелей, руководителей политических движений, идеологов, вождей и т.е. тех, кто оказывал заметное влияние на политику и массы. Поэтому политика часто персонифицируется, получает имя того, кто ее определял или осуществлял. При этом менее всего оказался разработанным вопрос о роли в политике «рядовой» или «массовой» личности. И только во второй половине XXв. под влиянием крушения тоталитарных режимов и дальнейшей демократизации общественной жизни этому направлению в политических учениях стали уделять достаточно серьезное внимание.

    Политика в любом проявлении так или иначе отражается в судьбах простых людей. В этом смысле можно говорить о том, что конечным объектом политики всегда выступает рядовой гражданин. Это обстоятельство обусловливает активную позицию рядового гражданина в политической жизни, т.е. чтобы он выступал в качестве субъекта политики.

    Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальны, социально- культурные и политико – правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его жизненных потребностей. Замечено, что чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования. Уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека.

    Необходимым условием обеспечения эффективных возможностей влияния личности на государство и его органы является политическая культура личности, в особенности такой фактор культуры, как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это значит, что неграмотный человек вне лично осознанной политики, является объектом политических действий а не их субъектом. И наоборот, чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам.

    Существенной предпосылкой активного политического участия является также политико- правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти, участия членов общества на всех стадиях политического решения.

    Таким образом, политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно- политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

    Тема2.ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

    Проблема личности как субъекта политической деятельности не сводится только к условиям, в которых осуществляются ее политические функции. Многое зависит от политической активности человека, от степени реализации им своей роли субъекта политики. В этом отношении обычно выделяют два аспекта – участие рядовых граждан в общественно- политической жизни и политическую деятельность лиц, для которых политика становится практически профессиональным занятием.

    Для обозначения действия рядовых граждан в сфере политики применяется понятие «политическое участие». Под ним обычно подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся ни политическими лидерами, ни функционерами властных структур или политических партий. Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс.

    Политическая активность граждан различна. В современных демократиях политическая активность граждан появляется главным образом участием в голосовании на выборах, референдумах, в различных формах давления на властные структуры при принятии и реализации тех или иных важных решений.

    Важнейшим механизмом вовлечения граждан в политический процесс является деятельность политических партий, общественно- политических организаций и движений. Именно они выступают чаще всего инициатором и организаторами таких действий граждан, как участие в избирательных кампаниях, демонстрациях, митингах, сборе подписей под петициями и т.д. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность может носить деструктивный характер.

    Участие граждан в политике является одним из центральных индикаторов качественных особенностей политических систем, степени их демократизма. В демократическом обществе это участие массовое, свободное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. В авторитарном обществе часть населения полностью или частично отстраняется от участия в политике. Тоталитарное же, наоборот, стремится к мобилизационному вовлечению в ритуальные действия поддержки режима максимальной доли населения.

    С точки зрения политической субъектности выделяется следующие основные типы личности:

      личность с высокой политической активностью, участвующая в политической жизни. Активисты постоянно интересуются политическими проблемами и информированы о них. Это может быть гражданин- член политической или общественной организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность; общественный, общественно- политический деятель; профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием; политический руководитель, лидер высшей инстанции- формальный или неформальной;

      личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, проявляющая интерес к политике, но лично в ней не участвующая.Если участвует, то лишь под воздействием каких- либо доводов или обстоятельств, которые она считает доминирующими. Эта категория людей также постоянно интересуется политикой, имеет свое мнение о ней и может оказывать политическое влияние на окружающих, нередко формируя общественное мнение;

      личность достаточно компетентного критика, участвующая или не участвующая в политике. Она хорошо информирована, но ее отношение к власти и политике, как правило, негативное;

      пассивная личность с нейтральным, отрицательным или безразличным отношением к политике;

      аполитичная и отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.

    У активистов отношение к личному участию в политической жизни, демократическим институтом положительное, они проявляют значительный интерес к политике, общественной жизни, обладают большой информированностью. Преимущественно из их среды выдвигаются лидеры, возглавляющие политические движения, институты. И наоборот, отчужденные от общественной жизни отрицательно относятся к политике,инертны. Разумеется, пассивные, аполитичные и отчужденные граждане не могут быть подлинными субъектами политики. Они чаще всего являются объектом политических манипуляций.

    Основой различий между активными и пассивными участниками общественно- политической жизни являются мотивы и установки, по которым конкретные личности включаются в политическую деятельность.

    Политические мотивы, склоняющие людей добиваться власти или участвовать в ее осуществлении, могут быть эгоцентрическими и социоцентрическими. Эгоцентрические – это мотивы, которые концентрируются на собственной личности индивида. Социоцентрические (или общественные) – мотивы,концентрирующиеся на благе какой- то более широкой социальной группы людей, национальной общности, жителей определенного региона. Эти два мотива поведения часто сочетаются, взаимно усиливают друг друга и ведут к одному и тому же типу действий.

    Каковы мотивы, по которым при одинаковых условиях один человек проявляет готовность к участию в политической жизни, а другой –будет сторониться ее. В этой ситуации причины активности одного и пассивности другого следует искать в чертах их личности, семейном воспитании, социальной среде, образе жизни.

    Какие черты личности взрослого или молодого человека способствуют уходу от политики, принятию более или менее сознательно аполитичной роли в обществе? Политическая активность или пассивность индивида является следствием целого ряда личностных качеств.

    Это прежде всего сила индивидуальности, включающая такие черты, как уверенность в себе, в собственной компетентности, склонность к общению, стремление к самоутверждению, попытка доказать свое превосходство и т.д. Эти черты положительно соотносятся с участием в политической и общественной жизни. У большинства людей, избегающих политики, проявляется слабая индивидуальность, неуверенность в своих силах и возможностях.

    Положительно соотносится с участием в политической жизни личная вовлеченность индивида, которая заставляет его принимать активное участие в различных жизненных ситуациях. Избегают политики и участия в общественной жизни люди, которые и в других жизненных ситуациях проявляют слабую вовлеченность, пассивность.

    Положительно сказывается на отношении людей к политике их высокий интеллектуальный уровень, интерес к познанию нового, а уклонение от участия в политической жизни часто характерно для людей с невысокой интеллектуальной активностью.

    Психологи считают, что участие в политике могут способствовать экстравертные склонности, характерные для лиц, наиболее готовых и непосредственно откликающихся на внешние события, ищущих общения с другими и хорошо чувствующих себя в их обществе. А противоположные им- интравертные склонности, характерные для личности, чья мыслительная деятельность направлена главным образом на собственный внутренний мир переживаний и чувств, и представляют собой психологическую предпосылку «бегства от политики».

    Необходимость разрядки внутренней напряженности нередко склоняет людей к участию в общественной деятельности, но одновременно мешает достижению в ней успеха. Люди, отличающиеся очень сильно психологической напряженностью и агрессивностью, терпят неудачу и поэтому избегают участия в политике. В то же время лица, свободные от агрессивности и психологической напряженности, не стремятся участвовать в политике и даже могут ее избегать из-за связанных с этой напряженностью конфликтов.

    На участие в политической деятельности может оказывать пример популярного политического лидера, представление о достаточности для участия в политике простого здравого смысла. Под воздействием средств массовой информации, пропагандирующих в популярной форме политические идеи, многие люди считают себя вправе давать политические оценки и рекомендации.

    Таковы мотивы, по которым одни люди участвуют в политике, а другие избегают участия в политической жизни.

    Следует учитывать, что общественно- политическая активность не является обычным мерилом общей жизненной активности, но может различным образом с ней совпадать. Обычно выделяют четыре основных типа людей с точки зрения соотношения политической активности(или ее отсутствия) с другими формами активности.

    Во- первых, это люди, активные во всех областях жизни; во- вторых, люди, активные в неполитических областях, но пассивные в политической сфере; в- третьих, люди, проявляющие слабую активность в неполитических областях жизни, но весьма политически активные; в- четвертых, люди, пассивные во всех сферах жизни.

    Таким образом, подлинным политическим субъектом личность может стать только в демократическом обществе и правовом государстве при условии высокой политической культуры, активной совместной деятельности с другими личностями и при наличии условий для политической деятельности.

    Тема 3.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

    Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания человека в процессе его политической социализации.

    Политическая социализация- это процесс вхождения человека в мир политики; формирование политических представлений, ориентаций и установок; усвоение опыта, норм и традиций политической культуры.

    Политическая социализация является частью общей социализации личности, ее приобщение к социальному опыту, накопленному предшествующими поколениями людей. Другими словами, речь идет о формировании жизненной позиции человека на основе усвоения социального опыта, его гражданском становлении.

    В процессе политической социализации личность получает определенные знания о политической жизни, приобретает навыки общественно- политической деятельности, позволяющие ей стать полноправным участником политических отношений. Вместе с тем происходит и формирование определенных ориентаций, предпочтений, вкусов, установок личности в сфере политической реальности.

    В результате политической социализации формируется политическое сознание, закладываются основы для его политического поведения. Однако социализация личности не предполагает пассивного усвоения культивируемых политической системой ценностей. Огромное значение имеют политическая практика, собственный социальный опыт личности и выработка на этой основе рационального, адекватного складывающимся реалиям политического поведения.

    Политическая социализация – сложный многофакторный процесс. Темпы и степень социализации обусловливаются многими факторами. В их числе влияние:

      макросреды –общественно-экономической формации, государства, класса, нации, других социальных групп, политической культуры общества;

      микросреды – институционных и неформальных общностей, школы, семьи, отдельных личностей;

      биопсихологических характеристик

      самовоспитания

    Политическая социализация осуществляется двумя способами:

      Это целенаправленные усилия политической системы по политическому просвещению населения. Сюда относятся прежде всего социализирующее воздействие изучения политической науки, исторических и обществоведческих дисциплин в образовательных учреждениях, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, особенно в ходе предвыборных кампаний.

      Это стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне- международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий и т.д. Правда, стихийность этого влияния относительна: оно опосредуется средствами массовой информации, вносящими свою лепту в интерпретации социальной и политической практики.

    Важным фактором политической социализации является личное участие индивида в общественно- политической жизни. Именно в процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом, отход от некоторых иллюзорных представлений. Собственный опыт помогает человеку

    корректировать ранее приобретенные представления, усваивать новые для него ценности и образцы политического поведения.

    Политическая социализация личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь. В наиболее общем виде в ней можно выделить два этапа.

    Первый этап- это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение конституционного права участия в выборах. На этом этапе происходит накапливание политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентаций.

    На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической активности, освоением новых социальных и политических ролей.

    Первичной ячейкой социализации выступает семья, где закладываются фундаментальные мотивационные нормы социального поведения, или социализации, личности. Замечено, что наиболее прочные ценности, нормы и политические предпочтения приобретаются под влиянием в семье настроений. В процессе вхождения ребенка в окружающий мир семья знакомит его с некоторыми установками, которые в дальнейшем отражаются на его участии в общественных учреждениях. Приобретаемые в семье психологические установки и ценности во многом определяют дальнейшее отношение юноши или девушки к власти. Политические представления и ценности, приобретенные в семейном кругу (в процессе первичной политической социализации), могут либо сохраняться, либо видоизменяться впоследствии под влиянием дальнейшего опыта социализации.

    В рамках политической системы действуют различные институты, целью которых является развитие процессов политической социализации. Ими является: средняя школа, средние профессиональные учебные заведения, вузы, молодежные организации, служба в армии, общественно- политическая организация или политическая партия. Особенно важна роль средней школы, без которой трудно представить процесс политической социализации. Во многих случаях уровень образования влияет на восприятие человеком политической реальности.

    Социализация не завершается с молодостью, она продолжается в течение всей жизни человека, по мере вхождения его в те или иные социальные группы и движения, приобретения им опыта в реальном потоке политических событий. Определенным итогом политической социализации является формирование политической культуры личности.Усвоенные политические нормы и ценности, установки к осуществлению определенных социально- политических ролей, выработанные стереотипы и привычные реакции порождают у человека более или менее стабильные модели поведения в сфере политики. Человек не просто усваивает социальный опыт,но и преобразовывает его в собственные ценности,установки, ориентации, поступки. Результаты политической социализации непосредственно отражаются на практическом участии его в общественно- политической жизни, на степени реализации им своей роли субъекта политики.

    Как объектом , так и субъектом . Проблема личности как субъекта политики состоит в определении...

  • Личность как субъект управления. Сущность и теории лидерства

    Реферат >> Психология

    Введение Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в... Личность как субъект управления» и «Лидерство», справочная литература, прочие актуальные источники информации 1.Личность как субъект ... частями плана. Лидер как политик . Одной из важнейших...