Танки рено первой мировой войны. Лучший танк первой мировой

Если бы еще пару лет назад мне сказали, что вскоре я возьмусь за постройку Renault FT-17, то я бы скорее всего посмеялся. Если честно, то этот танк никогда мне особо не нравился. Усугублялось впечатление еще и тем, что единственный доступный на тот момент вариант в 35ом масштабе — дровишки фирмы RPM, которые могут легко отбить всякое желание строить подобную модель. Однако, когда фирма Meng анонсировала скорый выход этого дедушки всех современных танков, у меня появился интерес к данной машине. Стал обращать внимание на интересные фотографии FT, попадавшеся мне на глаза и сохранять их в отдельную папку. Когда же, из Поднебесной прислали коробочку с этой моделью для обзора, я уже точно знал, что одним обзором дело не ограничится. (Кстати, обзор можно посмотреть .) Качество литья и проработки мелочей меня так впечатлили, что признаться честно, был охвачен шапкозакидательскими настроениями быстрой постройки данного набора, без заморочек с деталировкой. Казалось, что все настолько подробно, что и дорабатывать там почти нечего, да и тратить несколько месцев на постройку этой новинки желания не было. Однако, сложилось все несколько иначе. При начале постройки заглянул в пару валков, исправил пару косячков, потом еще пару, потом стал это подробно фотографировать, потом напряг друзей и коллег помощью с музейными и ч\б фото, и в итоге, решил подготовить статью. В общем, как это часто у меня бывает, капитально погрузился в работу над этой моделью на несколько месяцев вместо планировавшейся быстрой постройки.

Сам Renault FT-17 можно считать родоначальником большинства современных танков, так как именно в этой машине впервые была применена компоновка с вооружением, установленным во вращающейся башне в средней части корпуса, двигателем, расположенным в кормовой части и отделенным перегородкой и отделением управления в носовой части. Если смотреть по этим критериям, то большинство современных танков устроены аналогично. Первый опытный экземпляр был создан в январе 1917 года, а в марте следующего года Renault FT-17 были приняты на вооружение французской армии. 31 мая 1918 года танки были впервые применены в бою в лесистой местности в районе городка Retz и показали свое превосходство в подобных условиях по сравнению с неповоротливыми и громоздкими Mk V и Сен Шамон.

FT-17 был принят на вооружение в 27 странах и участвовал в двух мировых войнах, гражданской войне в России, Советско-польской войне, Зимней войне и других конфликтах. Сложно найти другую такую машину, которая была бы столь узнаваема, состояла бы на вооружении стольких стран и в течение столь долгого времени и давала моделистам такой широкий спектр для исторических привязок, схем окраски и конверсий. На мой взгляд, в этом аспекте ФТ-17 можно сравнить лишь с Т-34 и, возможно Т-55. Практически сразу решил, что буду строить свой ФТ-17 в каком-нибудь необычном варианте.

Довольно интересными, на мой взгляд, являются машины, попавшие на службу к немцам после падения Франции в 1940 году. По разным данным, Германия получила от 700 до 1800 экземпляров FT-17 в качестве трофеев. Правда, большинство источников сходятся на том, что в рабочем состоянии было около 500 штук, что тоже не мало. Это было лишь малой каплей того вклада, который Франция исправно вносила в котел побед Германии на протяжении нескольких лет с 1940 по 44 годы. Конечно, танки Рено были безнадежно устаревшими, но вполне подходили для использования на второстепенных ролях, например в качестве тягачей или для патрульно-охранной службы на территории Франции. Кроме того, они служили для обучения механиков-водителей в танковых школах. Часть машин использовали для борьбы с партизанами и защиты транспортных путей на оккупированных территориях, в частности в Югославии, Норвегии и на территории Советского Союза. Большое количество FT-17 эксплуатировалось и частями Люфтваффе, которые применяли их для охраны аэродромов, в качестве тягачей и, вероятно также для расчистки взлетных полос. О количестве FT-17 в немецких войсках может красноречиво говорить и тот факт, что при высадке в Нормандии, у союзного GI было не меньше, а может даже и больше шансов встретить старый FT-17, чем грозный Тигр или Патеру. Есть много кадров, где удивленные американские солдаты позируют на фоне брошенных немецких Реношек, которые они встретили в качестве «силы противостоящей вторжению». Как минимум один ФТ-17 даже был обратно захвачен силами FFI (французское сопротивление) и запечатлен катающимся по Парижу! В общем, на долю этих танков выпало многое и мне захотелось воспроизвести далеко не самый славный эпизод в их долгой жизни – службу на новых хозяев.


ПРОТОТИП МОДЕЛИ
Довольно долго ломал голову над тем, какую машину выбрать в качестве прототипа. На фото фигурирует большое количество интересных «германизированнных» ФТ-17. Сначала я планировал сделать свою модель в пулеметном варианте FT-31, опираясь на фото машины из крайнего номера Panzerwrecks, принадлежавшей частям Люфтваффе и брошенной в Париже, благо такой вариант предусматривает комплектация менговской модели. Но немного смущала куцеватость танка, который без хвоста для преодоления траншей и с пулеметом вместо орудия, смотрелся совсем несолидно. Хотелось выбрать прототип с более типичной внешностью. Поиски продолжились, и к своему удивлению обнаружил, что наличие хвоста у немецких FT-17 было большой редкостью. Видимо, за ненадобностью его повсеместно демонтировали. Благо, что Василий Дюнов помог, поделившись своими фотографиями немецких реношек ковыряясь, в которых я все-таки выбрал себе понравившийся прототип.
К сожалению, не удалось узнать, где и когда был сделан снимок, равно как неизвестно и какому подразделению принадлежала машина. (Если кто-то может помочь в этом вопросе, буду крайне признателен). Но при внимательном рассмотрении многочисленных электрических фотографий трофейных FT-17, их систематизации и сортировке удалось выявить еще несколько машин с абсолютно идентичной по расположению, стилистике и размерам маркировкой и наличием хвоста, что являлось большой редкостью для немцев. Предположил, что эти танки вполне могли принадлежать одному подразделению. Кстати, на одной из фоток написаны слова Сербия и Балканы, так что мне ничего не оставалось, как принять эту информацию на веру, тем более, что старые французские танки часто применялись немцами для борьбы с партизанами на Балканах.

СБОРКА
Изначально к постройке этого кита я отнесся как к проекту без серьезного вникания в нюансы. Планировал построить из коробки и поставить новинку на полку. Первое впечатление было таким, будто в модели почти все идеально и этого будет достаточно. Однако, при просмотре валков и музейных фото обнаружилось, что здесь есть где приложить руки и для постройки достоверной модели надо потратить немало усилий. Ни в коем случае не говорю ничего плохого про менговскую новинку. Набор действительно великолепен, особенно для моделиста-изкоробочника, так как стыкуемость и литье на высочайшем уровне, но для опытного моделиста здесь есть задачи, которые требуют решения. На тот момент, когда я занялся постройкой этой модели, специального набора травлёнки еще не было выпущено, поэтому обзавелся набором фирмы Aber, который был рассчитан еще на старый набор фирмы RPM. На самом деле, из этого набора потребовалось совсем не много, что объясняется гигантской разницей в качестве между моделями RPM и Meng. То, что у рпмовского нужно было обязательно менять, у менга отлично имитировано в платике и не требует замены. Также решил использовать в работе металлические траки фирмы Friulmodel, которые как и изкоробочные менговские хоть и обладают целым рядом недостатков, но все-таки чуть более достоверны. Собсвенно, афтермаркет на этом и исчерпывается, так как большинство доработок делались руками с использованием подручных средств. Все перипетии постройки и доработки иллюстрированы на фотографиях в технологической статье .

Маркировка потребовала тщательного изучения фотографий прототипа, чтобы максимально точно передать размеры и пропорции элементов. Кресты я нанес, используя сухие декали Microwold. Они подошли практически идеально, только края пришлось чуть-чуть укоротить. Не смотря на то, что декали Обратил внимание, что крест на люке доступа в мто нанесен не по центру, а чуть смещен вправо, что воспроизвел и на модели. В связи с тем, что на фото прототипа ракурс съемки такой, что носовую часть не видно, крест на лобовой плите воспроизвел с учетом фотографий машин из того же подразделения (по моей версии), сфотографированных спереди. Кстати, обратил внимание на интересную особенность маркировки немецких FT-17. Если на башне нанесены балкенкройцы, то на лобовой плите их нет, если же на башне нанесены номера, то почти обязательно будет крест на лобовой бронеплите. Вот такое наблюдение.

На этом все. Работа над данным проектом растянулась с октября 2013 года по февраль 2014 года. Надеюсь, статья по постройке и окраске этой модели пригодится многим коллегам, тем более, что данный ФТ-17 хоть и трофейный, но при этом не подвергался никакой германизации, кроме окраски. Далеко не все неточности были мной исправлены, но, думаю, что от этого материала уже можно отталкиваться при постройке своего Менговского ФТ-17, чтобы добиться большей достоверности. Что касается самого набора, то могу сказать, что он очень хорош, как по качеству литья, так и по стыкуемости и менговцы хорошо выполнили свою работу за исключением некоторых неточностей. В любом случае, по сравнению со старым набором фирмы RPM, этот реношка очень хорош!

Хочу выразить благодарность всем друзьям и коллегам, чьё участие, советы и фотографии очень помогли мне при постройке этой модели! Отдельно хочу поблагодарить Игоря Перепелицу за его замечатеьный валк по Реношке из музея в Пароле, Сергея Бека за его советы и помощь музейными фотографиями и Василия Дюнова за помощь с подборкой фото для выбора прототипа. Без помощи коллег, этой модели могло и не быть. По крайней мере, она точно была бы другой и, в любом случае, менее достоверной.
Отдельную благодарность за терпение хочу выразить своей жене Екатерине! Именно она является первым зрителем и критиком всех моих трудов и очень часто помогает дельным советом в самый нужный момент. Ну и конечно же спасибо фирме MENG за то, что они выпустили этот набор, да еще и прислали его для подготовки обзора.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:
MENG – сама модель
Aber – фототравление
Aber – набор инструментов
Friulmodel – траки
North Star models – ведро
АК – цепь
Verlinden – игральные карты
Verlinden – сапоги
Verlinden – бутылки и картонки с провизией
DioPark – пассатижи, воронка, наручные часы
PlusModel – листья
PlusModel – масляная канистра
Пластиковые и латунные прутки и трубочки Lion roar
Листовой пластик Tamiya

Владимир Яшин
Новосибирск 2014

Первый танк Рено — Renault Ft

Первый французский танк Renault FT (FT-17) был разработан в 1916—1917 годах под руководством Луи Рено как танк непосредственной поддержки пехоты. Принят на вооружение французской армией в 1917 году. Всего было выпущено около3500 экземпляров. Кроме того, Рено FT-17 выпускался по лицензии в США под названием M1917 (Ford Two Man) (выпущено 950 экземпляров) и в Италии под названием FIAT 3000. Модифицированная копия выпускалась также в СССР под названием «Рено русский».

Танк Renault FT стал первым серийным легким танком, первым танком имевшим башню кругового вращения (360градусов), а также первым танком классической компоновки: отделение управления — спереди, боевое — в центре и моторно-трансмиссионным — сзади.

Танк Renault FT-17 стал одним из самых выдающихся танков за всю историю танкостроения.

Германия хорошо запомнила несколько сражений с участием данных танков, например битву под Суассоном.

Интересный факт — есть версия, что первые танки Renault имеют русские корни

Танк Renault Ft имеет русские корни в своем создании. История этого танка началась в декабре 1915 года, когда член французского Консультативного комитета по артиллерии специального назначения полковник Жан-Батист Эжен Эстьен, побывав в союзной французам России, познакомился спроектом первого в мире танка Вездеход, созданного Александром Пороховщиковым.Заплатив кому следует в русском военном министерстве, Эстьен добился закрытия финансирования проекта Пороховщикова и получил подробные чертежи русской конструкции.

На основе этого танка также были разработаны танки Renault NC-27/NC-31,NC1, М26,NC2, М24 иNC3.

Renault FT применялся вплоть до начала 1940-х годов.

Бронирование башни: лоб-16мм, борт-16мм, корма-14мм

Вес танка: 6.5 тонн в пулеметной версии, 6.7 тонн в пушечной

Двигатель: Renault

Мощность двигателя: 39 л.с.

Экипаж: 2 человека

Renault FT AC

Renault FT AC был разработан на основе танка Renault Ft. Проект остался на бумаге, танк серийно не выпускался, а на вооружение поступили новые танки Франции.

Бронирование корпуса: лоб-16мм, борт-16мм, корма-16мм

Бронирование башни: лоб-16мм

Вес танка: 6.5 тонн

Дивгатель: Renault

Мощность двигателя: 39 л.с.

Экипаж: 2 человека

Renault FT 75 BS

Renault FT BS — самоходная артиллерийская установка с 75 мм короткоствольной гаубицей Блокхаус Шнайдер, установленной в бронерубке. Ее размер был больше предыдущих, из-за чего вес танка увеличился до7,2 тонн. Из-за большого орудия размер боекомплекта снизился до 30 снарядов.Экипаж состоял из 3 человек. Французской армии проект понравился и впоследствии поступил заказ на 970 машин. Но Первая мировая война закончилась, и к тому времени было создано лишь 39 машин, после чего выпуск прекратился. Нет достоверной информации насчет использования этого танка в 1940-х годах, но некоторые из машинприняли участие в боях в Северной Африке. Два танка Renault FT BS были захвачены Союзниками(США, Великобритания, Сражающаяся Франция) во время Мароккано-алжирской операции «Факел».

Бронирование корпуса:

корма-16мм

Бронирование башни:

Вестанка: 7.2 тонны

Двигатель: Renault

Мощность двигателя: 39 л.с.

Экипаж: 3 человека

Луи Рено (1877-1944). После создания FT-17 и его успешного применения стал национальным героем Франции и кавалером ордена Почётного Легиона. Однако после освобождения Парижа был обвинён в сотрудничестве с вражеской Германией, был арестован и умер в тюрьме при загадочных обстоятельствах. Компания Renault была национализирована.

Подробнее о судьбе Луи Рено читайте в .

Посмотрите прекрасный видеоролик про историю создания танков во Франции:

Команда Wargaming TV подготовила обзорное видео про зарождение и основные боевые машины французской школы танкостроения с историческими справками о знаковых танках Франции начала и середины прошлого века: от первых бронированных «самоходных пушек» до AMX 13.

Приятного просмотра!

Для Вас и Ваших детей предлагаем сделать бумажный макет танка Renault.

Для этого понадобится плотная бумага, цветной принтер и свободное время для сборки.

Скачать файл с макетом танка Renault-FT-AC с Яндекс.Диска

Материал подготовлен с участием Wargaming TV и World of Tanks

410 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса (верх), мм/град. 16 / 17° Лоб корпуса (середина), мм/град. 16 / 70° Лоб корпуса (низ), мм/град. 16 / 30° Борт корпуса, мм/град. 16 / 0° Корма корпуса, мм/град. 16 / 0° Днище, мм 6 Крыша корпуса, мм 8 / 65-90° Лоб башни, мм/град. 16 / 12° Маска орудия , мм/град. 16 Борт башни, мм/град. 16 / 12° Корма башни, мм/град. 16 / 12° Крыша башни, мм 8 / 73-90° Вооружение Калибр и марка пушки 37-мм «Гочкисс» SA18 (пушечная версия) Тип пушки нарезная Длина ствола , калибров 21 Боекомплект пушки 237 Углы ВН, град. −20…+35 Прицелы телескопический Пулемёты 1 × 8-мм «Гочкисс» mod.1914 (пушечная версия) Подвижность Тип двигателя рядный
4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 39 Скорость по шоссе, км/ч 7,8 Запас хода по шоссе , км 35 Тип подвески блокированная, на листовых рессорах Удельное давление на грунт, кг/см² 0,60 Преодолеваемый подъём, град. до 45 Преодолеваемая стенка, м 0,6 Преодолеваемый ров, м 1,35
1,8 (с «хвостом») Преодолеваемый брод , м 0,7

Рено FT-17 (Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917) (фр. Renault FT-17 ) - первый серийный лёгкий танк . Первый танк, имевший башню кругового вращения (360 градусов), а также первый танк классической компоновки (отделение управления - впереди, боевое - в центре и моторное - сзади). Один из самых удачных танков Первой мировой войны .

Разработан в 1916-1917 годах под руководством Луи Рено как танк непосредственной поддержки пехоты. Принят на вооружение французской армией в 1917 году . Выпущено около 3500 экземпляров. Кроме того, Рено FT-17 выпускался по лицензии в США под названием M1917 (Ford Two Man) (выпущено 950 экземпляров) и в Италии под названием FIAT 3000 . Модифицированная копия выпускалась также в Советской России под названием «Рено русский». Применялся вплоть до начала 1940-х годов.

Он же, вид сверху

История создания и производства

Поделись и выиграй от 100 золота

Рено FT-17 (Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917) (фр. Renault FT-17) - первый серийный лёгкий танк. Первый танк, имевший башню кругового вращения (360 градусов), а также первый танк классической компоновки (отделение управления - впереди, боевое - в центре и моторное - сзади). Один из самых удачных танков Первой мировой войны.

Разработан в 1916-1917 годах под руководством Луи Рено как танк непосредственной поддержки пехоты. Принят на вооружение французской армией в 1917 году. Выпущено около 3500 экземпляров. Кроме того, Рено FT-17 выпускался по лицензии в США под названием M1917 (Ford Two Man) (выпущено 950 экземпляров) и в Италии под названием FIAT 3000. Модифицированная копия выпускалась также в Советской России под названием «Рено русский». Применялся вплоть до начала 1940-х годов.

Прототип был постепенно доведен до приемлемого состояния в течение первой половины 1917 года. В начале производства танки FT-17 часто имели проблемы с приводным ремнем вентилятора радиатора и системой охлаждения. Только 84 были изготовлены в 1917 году, но до конца войны было поставлены 2697 танков. В общей сложности было выпущено по крайней мере 3177 единиц (возможно, больше: по некоторым оценкам, всего более, чем 4000 единиц всех версий машины). Так или иначе, 3177 танков было поставлено французской армии, и дополнительные 514 единиц, возможно, были поставлены непосредственно армии США, и приблизительно три танка - итальянской армии.

6-тонный танк M1917 - (англ. Six-ton Tank M1917), также известный как «Форд-двухместный» (англ. Ford Two-man) - лёгкий танк США периода Первой мировой войны, вариант Рено FT-17. Производился серийно с октября 1918 года, общий выпуск составил 952 машины в нескольких вариантах. В Первой мировой войне эти машины принять участия не успели, однако использовались для учебно-тренировочных целей до конца 1930-х годов, а с началом Второй мировой войны многие из оставшихся M1917 были переданы Великобритании и Канаде, для использования в том же качестве.

На основе FT-17 свой танк создали итальянцы. «Fiat 3000» (L5/21) и Fiat 3000B (L5/30). Разработку танка осуществили фирмы «Ансальдо» и «Бреда», а заказ на производство 1400 машин был размещён на фирме «Фиат». По сравнению с FT-17 «Фиат 3000» был более лёгким и скоростным. До появления в 1929 году английских танков «Карден-Лойд» Mk VI «Фиаты 3000» были единственными машинами, которыми в большом количестве располагала итальянская армия. Итальянцы использовали их в Абиссинии, Ливии и даже в самой Италии. В последний раз «Фиаты 3000» принимали участие в боевых действиях в ходе высадки союзных войск на Сицилии.

Также вариант FT-17 производился в Советской России. Танк КС (сокращение от «Красное Сормово», также известный как «Танк М» и «Рено русский»), представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка «Рено» FT-17. Выпускался в 1920 году мелкой серией на Сормовском заводе. Произведено всего 15 машин, каждая с личным названием, как у корабля - «Борец за свободу тов. Ленин», «Борец за свободу тов. Троцкий», «Пролетарий» («Пролетариат»), «Красный боец», «Парижская коммуна», «Буря», «Гроза», «Илья Муромец», «Победа», и т.п. Участия в каких-либо боевых действиях танки не принимали.

Позже, в 1925-27 годах, на основе FT-17 и «Fiat 3000» был создан первый советский крупносерийный танк Т-18 (или МС-1). Производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. В конце 1920-х - начале 1930-х годов Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в бою в конфликте на КВЖД, но в 1938-1939 годах устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или использовались как неподвижные огневые точки. В незначительном количестве эти танки ещё оставались в войсках в боеспособном состоянии к началу Великой Отечественной войны и использовались на начальном её этапе.

Рено FT-17 был сравнительно простым танком; характеризовался небольшим давлением на грунт - 0,6 кг/см², что важно при движении по пересечённой местности. Танк мог преодолевать окопы шириной до 1,8 метра и склоны до 35°.

Первая танковая часть на территории бывшей Российской империи - танковый дивизион при Совнаркоме Советской Украины - была создана в Харькове краскомом Селявкиным в 1919 г. из трофейных танков Рено FT-17, захваченных под Одессой (станция Березовка). Впоследствии первая в СССР танковая часть была преобразована в Танковую эскадру РККА (т. н. «лефортовскую») (1922), основной ударной силой которой были трофейные британские танки Mark V.
- Брестская крепость: 14 сентября 1939 г. 77 танков германской 10-й танковой дивизии попытались взять город и крепость с налета, но были отбиты польской пехотой при поддержке 12 танков FT-17.

Недавно я утащил у Юры Пашолока пост о восстановленном в Польше до ходового состояния танке Renault FT. Вывезенный поляками из Афганистана танк оказался с богатой историей, погружение в которую открыло не только удивительную судьбу этих французких ровесников Первой мировой войны, но и картину тотального разграбления культурного наследия Афганистана участниками международной коалиции во главе с США за последние 15 лет.

И так, поставленные Францией Польше танки Renault FT в количестве 120 (?) экземпляров после незначительных переделок исправно служили в Войске польском. В 1920 году 6-8 (по другим данным до 20) экземпляров из них были захвчены Красной Армией во время Советско-польской войны. В частности 4 экземпляра были захвачены под Ровно (?) 5 июля. Далее эти танки на равне с другими британскими и французскими трофеями Гражданской войны создают основу зарождавшихся бронетанковых сил Красной Армии. Именно копией Renault FT стал первый советский танк "ручной" сборки "Русский Рено" (выпущено 15 единиц). Конструкция Renault FT легла в основу и первого советского серийного танка МС-1.
В 1923 году четыре (по другим данным 6) танка Renault FT были подарены Советским правительством эмиру Афганистана в знак благодарности за признание Афганистаном Советской России. К 1930 году все находящиеся в РККА танки Renault FT были сняты с вооружения и отправлены в перелавку по причине выхода из строя и морального устаревания. Сохранился только один экземпляр в Кубинке. А вот "афганские" танки уцелели, несмотря на череду войн и раззорений. Часть из них стояла на постаментах, а один, по слухам, находился в гараже шаха. Металлолом в Афганистане особой популярностью не пользуется, а вот танк на постаменте перед каким-нибудь статусным зданием явление популярное.
Что интересно, во времена нахождения советского контингента в Афганистане эти танки не заинтересовали ни военных ни культурного атташе СССР. Да и во времена СССР было как-то не принято грабить друзей. Но пришли к власти талибы, повесили Наджибуллу и по мере возможности стали сносить памятники которые не укладывались в их концепцию мировосприятия.

К моменту американской операции в Афганистане два танка были вывезены талибами на свалку металлолома на окраине Кабула, а еще пара продолжала выполнять функцию военных монументов.
Если советские военные везли из Афганистана мелкую сувенирку и бытовой буржуазный ширпотреб, то американские коллеги подошли к делу со всей основательностью и коммерческой смекалкой.
Первыми в США отправились два танка Renault FT с местной свалки металлолома. Заместитель министра обороны Афганистана генерал Абдул Рашид Дустум санкционировал вывоз в знак признательности за то, что США сделали для его страны.
На фото четко виден один полностью комплектный танк, гусеница и, возможно, еще один корпус за головой "культурного атташе".

На этой свалке есть чем поживиться. На дальнем плане два индийских броневичка времен Второй мировой войны, по слухам не сохранившихся ни в одном музее мира

Wheeled India Pattern Mk IV.

Несомтря на то, что на свалке пасется примерно до 7 единиц техники времен Второй мировой, вернемся к нашим Renault FT
Американцы осматривают Renault FT перед отправкой из Афганистана. Этот разукомплектован и на боку

(не всегда открываются фото, одно дублирую ниже)

Интересное фото. На заднем плане видна полутушка Renault FT с выбитым сектором на ленивце. На на левом!

Тот который был на первом снимке общего плана или другой? Не видно свалки металлолома. Здесь комплект полный. Фото не отзеркалено? Есть версия, что именно этот экземпляр перебрался на постамент перед комплеком зданий Министерства обороны Афганистана и вместо пушки получил трубу. Правда у того ручка люка механика-водителя на левой створке, а здесь на правой.

Полутушка на свалке металлолома, она уже мелькала на фото вверху

И того получается условных два с половиной танка.
Теперь посмотрим где они всплыли после отправки из Афганистана в 2003 году в США. Кстати, эта отправка вызвала неоднозначную реакцию на военно-историческх форумах.
1. Renault FT - National Infantry Museum, Fort Benning, GA (USA). Этот танк был вывезен в 2003 году со свалки под Кабулом при участии майора Роберта Реддинга с разрешения афганского правительства. Первоначально был частью коллекции Patton Museum in Fort Knox


Собственно в Форт Беннинг из Форта Нокс танк перехал не индивидуально, а вместе с музеем Паттона Национальной бронетанковой школы в 2011 году, и будет располагаться здесь, пока не соберут денег на создание Национального музея брони


2. Renault FT - National Armor and Cavalry Museum, Fort Benning, GA (USA). Этот танк № 1410 был вывезен из Афганистана в 2003 году со свалки под Кабулом при участии майора Роберта Реддинга с разрешения афганского правительства. В процессе реставрации


Попав в США этот экземпляр за номером 1403 изначально был помещен в Паттон музей кавалерии и брони, Форт-Нокс, штат Кентукки, США (До 15 декабря 2010 года), затем перевезен вместе со всей коллекцией в Форт-Беннинг, Маскоги, штат Джорджия, США вместе с остальными экспонатами


Надеюсь с этими двумя таками в США ничего не напутал. По информации в сети в процессе раставрации на одном или обоих танках отмечены следы польской модернизации и остатки польской краски.
Переходим к трофеям союзников по антиталибской коалиции. Младшим братьям на свалке металлолома ничего не перепало, поэтому пришлось тащить уцелевшие памятники.

Renault FT из коллекции танкового музея в Самюре (Франция) восстановлен до ходового состояния. К "афганцам" имеет опосредованное отношение. Согласно справочнику ранее был вооружен пулеметом, но в процессе реставрации перевооружен на 37-мм орудие от FT из Афганистана (AFV News forum).
Правый ленивец имеет характерное повреждение


3. Renault FT из коллекции танкового музея в Самюре (Франция). В 2007 году в ывезен во Францию из Афганистана French Military Special Forces (info. from the museum). Первоначально был вооружен 37-мм орудием, но был восстановлен с пулеметом одного из FT находящемся в ходовом состоянии (AFV News forum). Просто поменяли пушку и пулемет у двух танков, т.к. ходовой экземпляр с пушкой более аутентично сомтрится.


А вот этот экземпляр в естественном окружении в Афганистане
Renault FT в Спинбулдак, вывезен в Samur. Говорят, его первоначально хотели дернуть в США, но офицер. который ездил за ним в Спинбулдак на Афгано-пакистанскую границу получил выговор, т.к. подверг риску жизни солдат мобирая военные сувениры.

Обратите внимание на правый ленивец, на нем хорошо видено повреждение и следы стояния танка глубоко в грунте

Renault FT в Спинбулдак, вероятно вывезен в Samur. Шильдик с рельса. в котором закреплены опорные катки куда-то исчез, в остальном вроде бы бьет. Люди говорят что фото сделано в периож 1978-1989 гг. Слева солдат с АК-47

Процес реставрации "афганского" Renault FT в танковом музее Samur


Март 2007 Samur

Теперь рассмотрим судьбу четвертого танка Renault FT из Афганистана, вывезенному в 2012 году в Польшу
Именно он засветился в yuripasholok в Одним ходовым Renault FT больше

Фоторепортаж был снят в этом году в Warszawa. Fort IX Czerniakowski ul. Powsińska 13

Привязка и процесс изъятия

Вид с кормы

Именно этот танк когда-то гордо стоял у ворот комплекса зданий Министерства обороны Афганистана, а потом перебрался на техническую территорию

Тут есть более точные маркеры помимо дефектов гусеницы. На рельсе опорных катков левого борта (ближе к корме) присутствуют какие-то отметины. Толи следы пулевых попаданий, то ли следы краски. Если у машины на фото в розах они не видны, то на фотографиях сделаных в процессе ее эвакуации эти отметины присутствуют со 100% вероятностью.

Вот как был представлен процесс "возвращения" машины из Афганистана в Польшу на сайте польского МИДа.

20 октября 2012 года. Исторический танк вернулся в Польшу из Афганистана
Рено FT-17, уникальный остаток 1920 польско-советской войны, был найден в Афганистане благодаря давние усилия Министерства иностранных дел и Министерства национальной обороны. Танк в ближайшее время будет транспортировать в Польшу.
20 октября, Министерство обороны Афганистана официально передал исторического транспортного средства польского посла в Кабуле Петр Лукасевичем. Россияне, вероятно, захватили танк во время войны 1920 года, и представил его в качестве подарка в то время афганской эмира в 1923 году.
Польские дипломаты долго пытались восстановить историческую автомобиль. Разговор с президентом Бронислав Коморовский на обочине совещании в сентябре Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, президент Хамид Карзай согласился с польского просьбой дать обратно танк.
Возвращение танка является свидетельством польско-афганская дружба и признание вклада Польши в реконструкции Афганистана.
Польское посольство в Кабуле транспортируется бак на базу Баграм и передали его польским военного контингента в Афганистане. Это теперь будет передана в Польшу оперативного командования и вооруженных сил поддержки инспекции. Рено FT-17 будет позже отремонтирован Чарнецкий Сухопутных войск учебного центра в Познани. В соответствии с решением президента Бронислава Коморовского, танк будет выставить на всеобщее обозрение в качестве ценного напоминание о 1920 польско-советской войны.
МИД выражает благодарность всем дипломатов, военнослужащих и должностных лиц, которые помогли восстановить танк. Возвращение этого ценного объекта не будет возможно, но за их усилия и участие.
Бозаски Марцин
официального представителя МИД
Источник текста и фото: МИД Польши

Еще один опермещении "афганского" Renault FT в Польшу
С базы Баграм в Афганистане прибудет в Познани польского танка от межвоенного периода, найденного в Кабуле. Что касается Renault F-17, который принимал участие в польско-советских 1920-х годов. После нескольких месяцев усилий, афганское правительство пожертвовал его Польша.
Резервуар находится в удивительно хорошем состоянии. . Хотя ему не хватает многих механических частей, оболочка сохраняется почти полностью Тропа Рено придумал афганской сотрудника польского посольства, - сказал посол Петр Лукашевич. Он заметил его на афганского министерства обороны. Он стоял на обочине в закрытом блоке. Это стоило нам немного лечения, - добавил дипломат.
В случае чего ценного памятника он участвует в военных и МИД. Президент Бронислав Коморовский говорили об этом в прошлом месяце с президентом Хамидом Карзаем, когда они встретились в Соединенных Штатах во время Генеральной Ассамблеи ООН. Министр обороны Томаш Семоняк сообщил, что танк будет идти далеко на ремонт в Познань. Затем встаньте на место чести польского Музей армии в качестве одного из, пожалуй, самых ценных экспонатов - сказал министр.

Фото, а еще и видео (рекомендую посмотреть по ссылке выше) сделано на базе Баграм перед отправкой в Польшу. Как видим, башня литая и даже номер читается

В Польше

Метки на рельсе присутствуют

Отпескоструили?


Есть еще один странный репортаж про перевозку Renault FT. Странный совими фотографиями. если первое фото могло быть взято откуда угодно, то вот второе черно-белое фото интересно. На дальнем плане проглядывает КАМАЗ, но башня у Renault FT не литая, а собранная из броневых листов. Машина явно не та, про которую статья. Откуда фото и где оно сделано, я не понял. Надо разбираться.
12.11.2012. Уникальную находку, танк Renault FT-17 1920-го года, на заброшенных территориях Министерства обороны Афганистана обнаружил местный житель Кабула, работающий в посольстве Польши.
Пройдя множество административных барьеров польскому правительству удалось договориться с Кабулом о возвращении машины на территорию Польши. Говорят, что для возвращения исторической находки на место исходной дислокации президенту Польши Б. Коморовскому и его дипломатам в Афганистане пришлось сильно постараться, ведь танк в 1923 году, был подарен Советским руководством влиятельному афганскому эмиру Аманулле-хану в знак уважения за налаживание дипломатических отношений между странами и последующем заключении пакта о ненападении между СССР и Афганистаном, впрочем, последний документ был заключен спустя три года, но, опять же, по слухам, эмир был очень доволен подарком, что само собой благоприятным образом повлияло на его отношения с Советским Союзом.
Обратите внимание у данного экземпляра на фото башня клепанная. Что за это машина, откуда и куда она была вывезена я не нашел..

Танк Renault FT-17 готовят к перевозке. Автор фото: stkone.

Самолетом, с афганской базы Баграм, танк был перевезен в Познань, бесценная находка, по словам польских экспертов, находится в неплохом состоянии, более того, сотрудниками познаньского военно-исторического центра было принято решение приложить все усилия, чтобы поставить машину на гусеницы. Такой шанс действительно есть, будет поднята архивная техническая документация, танк полностью разберут, произведут недостающие детали и механизмы, и машина своим ходом поедет в военно-исторический музей Войска Польского.
Кирилл Усанов, специально для Renaultstory.ru
Вопрос Кирилу Усанову - что за машины на фото, где и когда они сняты?

В сухом остатке две не понятные фотографии со свалки под Кабулом

К полутушке вполне могли в штатах приделать башню, а экземпляр на левом фото нуждается в дополнительной идентификации

И еще вот это непонятное фото, скорее всего к Афганистану не имеющее отношения

История этих танков иллюстрирует неоколониальные подходы США и их союзников к разграблению культурного наследия тех стран, где появляются войска НАТО. Такой мелкобуржуазный подходец - тащить все что плохо лежит, получив разрешение от хозяев, которым предварительно выкрутили руки.
Сложно представить, чтобы себя так же вели наши военные советники и офицеры из ограниченного контингента в Афганистане. Да тащили, но ничего боле крупного чем ширпотреб для личного потребления.
А если в новейшую эпоху рынка и вседозволенности мы стали такими же как и они? Тогда возникает вопрос: чем занимаются наши культурные атташе?
Вспоминается история раритетной бронетехники разбросанной по джунглям и городам Судана и, в частности, в Южном Дарфуре. А ведь я говорил лично нашему спецпредставителю по проблемам Судана, что было бы не плохо их... Но потом наших из Судана вымели, страна разделилась на две части, причем в южной установился весьма не дружественный нам режим головорезов. Говорят, один из Скорпионов по прежнему в качестве мусорного бачка используется.