Понятие эксперимента в социологии. Особенности социальных экспериментов - доклад

Социальный эксперимент

(лат. experimentum - проба, опыт) - метод научного исследования и элемент в управлении социальными явлениями и процессами; осуществляется в форме контролируемого воздействия на эти явления и процессы и имеет целью поиск возможностей для достижения запланированных новых результатов.

С. э. представляет собой важное средство совершенствования форм управления общественной жизнью, форм ее организации в соответствии с объективными законами ее развития; он в определенной степени позволяет, прежде чем идти на различного рода нововведения, предварительно выявить меру их целесообразности и эффективности в данных условиях. Эксперимент помогает обнаружить новые возможности и резервы повышения производительности труда, развития социальных отношений, роста активности трудящихся, их участия в управлении производством. Схема С. э. обычно следующая. Сначала формулируется целевая установка (и гипотеза, проверяемая в эксперименте), например, влияние системы оплаты труда и распределения премий в зависимости от конечных результатов производства (собранный урожай, поступившая в торговлю и проданная продукция данного предприятия, ремонт автобусов с гарантийным сроком их эксплуатации на линии и т. п.) на рост производительности труда, на отношение к труду. Затем подыскиваются экспериментальный и контрольный (служащий для сравнения) объекты, выделяются те значимые для конечного результата параметры (например, уровень технического оснащения, плановые показатели и др.), которые должны быть постоянными в ходе эксперимента, определяются сроки, осуществляются периодические измерения экспериментальных переменных и т. д. Перед проведением эксперимента необходимо предварительное разъяснение со стороны общественных организаций его целей и условий. Поскольку С. э. вплетается в реальную, обычную деятельность людей, естественными границами его применимости является недопустимость нанесения убытка в случае ложности гипотезы, тем более морального ущерба его участниками. Целью эксперимента является не только производственный эффект, но и воспитательный, повышение общественной активности его участников. Эксперименты подобного типа часто возникают в процессе подготовки и реализации планов социального развития трудовых коллективов (см. ) и неразрывно связаны с активной творческой деятельностью трудящихся. Они возможны лишь в условиях социалистического общества, где средства производства и государственная власть находятся в руках народа, руководимого коммунистической партией. Социальное экспериментирование таких предшественников научного коммунизма, как Оуэн, Фурье, было утопичным, не оправдало себя по той причине, что основывалось на попытках построить островки социалистических производственных отношений в рамках классово антагонистического общества с целью изменения этого общества под влиянием примера (см. ; ).

С. э. как метод научного исследования отличается от описанного выше эксперимента как элемента в управлении социальными процессами характером решения задач и тем, что субъектом экспериментальной деятельности здесь является ученый-экспериментатор. Испытуемые в этом случае не должны знать, что в их среде проводится экспериментальное исследование, так как само это знание может оказать влияние на результат. Научные социальные эксперименты активно проводятся в педагогике, социальной психологии и других общественных науках. Сфера их обычно ограничена малой группой, их целью является изучение механизмов, факторов, влияющих на становление личности и воспитание ее в коллективе.

В современных условиях, когда в социалистических странах предъявляются повышенные требования к уровню , практика социального экспериментирования расширяется. Все это делает необходимым дальнейшее совершенствование методов С. э., форм его проведения. Одним из перспективных методов является эксперимент на модели, предшествующий реальному эксперименту с самим социальным объектом и позволяющий в краткие сроки и без ущерба для объекта изучить и оценить различные варианты его изменения. Наиболее эффективной при этом является человеко-машинная система моделирования, в которой одна часть параметров объекта формализована, а другая часть остается неформализованной и представлена в виде концепций, сценариев, ценностных ориентации человека, взаимодействующего с формальной частью в диалоговом режиме. Модельные эксперименты позволяют более точно определить стратегию реального эксперимента, но не могут заменить его. Только эксперимент на самом объекте позволяет получить надежное знание об эффективности проверяемых гипотез.


Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Социальный эксперимент" в других словарях:

    Социальный эксперимент - Социальный эксперимент метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент… … Википедия

    Социальный эксперимент - (см. Эксперимент социальный) … Экология человека

    СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - техника исследования в социальных науках, заключающаяся в анализе общих закономерностей исследуемого объекта (индивида, коллектива, группы) с помощью создания специфических условий и факторов его функционирования … Профессиональное образование. Словарь

    Эксперимент - (от лат. experimentum проба, опыт) метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения (См. Наблюдение) активным оперированием изучаемым объектом, Э.… … Большая советская энциклопедия

    ЭКСПЕРИМЕНТ В СОЦИОЛОГИИ - метод сбора и анализа эмпирич. данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно (в реальном эксперименте) эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он… … Российская социологическая энциклопедия

    ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ - метод науч. познания и оптимизации социальных систем, к рый реализуется через наблюдение за их поведением в контролируемых и управляемых условиях. Э. с. выполняет одновременно две функции: исследовательскую и управленческую, и поэтому принадлежит … Философская энциклопедия

    См. Социальный эксперимент … Научный коммунизм: Словарь

    ЭКСПЕРИМЕНТ - (от лат. experimentum проба, опыт), метод познания, при помощи крого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его… … Философская энциклопедия

    Эксперимент Досади - The Dosadi Experiment

    ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ - англ. experiment, social; нем. Experiment, soziales. Метод изучения соц. явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением соц. объекта под воздействием факторов, к рые контролируют и направляют его развитие в соответствии с… … Энциклопедия социологии

Книги

  • СВОБОДА СЛОВА ПРОТИВ СТРАХА И УНИЖЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ И ПЕРВАЯ КАРТА ЭМОЦИЙ УКРАИНЫ , Савик Шустер. Человек года, самый красивый мужчина Украины, заслуженный журналист Украины, самый популярный телеведущий у Савика Шустера десятки громких эпитетов и званий. Егопрограммы и проекты, где бы ни…

Опыты над людьми - дело сложное и часто непредсказуемое, даже когда это не противоречит закону. Тем не менее зачастую только так - посредством социальных экспериментов - удаётся понять как особенности человеческого поведения, так и специфику исторических событий.

Один из известнейших социальных опытов проводился, чтобы объяснить конфликты в местах лишения свободы. Это знаменитый Стэнфордский эксперимент. По заказу правительства психолог Филипп Зимбардо набрал группу из 24 добровольцев, которых случайным образом поделил на две равные подгруппы: охранников и заключенных. Предполагалось, что в ходе исследования люди будут жить в условиях, схожих с тюремными, в то время как психологи будут анализировать изменения в их поведении.

Почти сразу ситуация вышла из-под контроля. Охранники стали проявлять склонность к садизму, унижали заключённых, заставляли их делать бессмысленные физические упражнения, лишали матрасов за непослушание, заставляли чистить унитазы, превращали душ в привилегию. Заключенные сначала пытались сопротивляться, даже устроили бунт. Вскоре у них начали проявляться различные неврозы и психические расстройства. Несколько человек даже заменили из-за резкого ухудшения здоровья. Когда один из новоприбывших объявил голодовку в знак протеста против садизма, его соседи посчитали это хулиганством и активно приветствовали фактические пытки со стороны надзирателей. Эксперимент продлился всего шесть дней вместо двух недель.

В кратчайшие сроки люди вжились в роли садистов и жертв


Примечательно, что лишь один человек явно осудил происходившее и поставил под сомнение необходимость подобных испытаний. Это была аспирантка и невеста Зимбардо, которая в итоге и добилась досрочного прекращения эксперимента.

К числу самых ужасных социальных экспериментов относят опыт Венделла Джонсона из Университета Айовы. Участниками его исследования стали дети-сироты. 22 ребёнка были разделены на две группы, которые затем проходили обучение. Одним в ходе испытаний постоянно говорили, что они молодцы, хорошо и правильно говорят и отлично со всем справляются. Другим, наоборот, активно прививали комплекс неполноценности. Исследование было сфокусировано на вопросе о природе заикания, так что детей постоянно - по поводу и без - обзывали заиками. В конце концов, в этой группе начались серьёзные проблемы с речью.

Из-за оскорблений заикаться стали и те дети, которые хорошо говорили

Эксперимент Джонсона обернулся проблемами со здоровьем, которые сохранились у испытуемые до конца дней - некоторых из них так и не смогли вылечить. То, что подобные исследования неприемлемы, понимали и в самом университете. До последнего информацию о работе Джонсона держали в секрете.

Широко известны эксперименты о влиянии большинства на отдельных людей, когда человек оказывается среди подставных актёров и готов, следуя мнению группы, назвать квадрат кругом, а красное - белым. Но насколько меньшинство может изменять представления группы и способны ли единицы определить мнение большинства? Ответы на эти вопросы искал Серж Московичи. В рамках одного из экспериментов группе из 6 человек показывали серии карточек и просили называть цвета. Двое подставных участников исследования всегда называли зелёный синим. Это привело к тому, что 8 процентов от числа остальных ответов были неверными - представители большинства поддавались влиянию группы диссидентов. Исследования показали, что идеи меньшинства распространяется в сообществе по нарастающей, стоит лишь переманить на свою сторону первого представителя большинства.

Московичи выявили наиболее эффективные способы изменения общественного мнения. Постоянное повторение одного тезиса и уверенность, безусловно, важны. Но ещё лучше, если диссиденты согласны с сообществом почти по всем пунктам, кроме одного. Тогда группа готова будет уступить, и меньшинство станет большинством.

Большинство людей настолько послушны, что готовы пойти даже на убийство под руководством авторитета. Это показали опыты, которые прославили американского социального психолога Стэнли Милгрэма. В испытании участвовали трое. Один из них - руководитель эксперимента. Двое других, согласно легенде, - испытуемые. На самом деле, лишь один из них был реальным объектом исследования, пару ему составлял профессиональный актёр.

В ходе сфальсифицированной жеребьёвки испытуемому доставалась роль ментора, в то время как второй человек становился учащимся и должен был отвечать на вопросы, как на экзамене. Под руководством руководителя эксперимента ментор наказывал за неверные ответы: он «активировал» электроды, подключённые к актёру. Никакого электричества, на самом деле, не было. «Учащийся» лишь изображал разные степени страдания от ударов током и молил о пощаде.

Сначала 45 вольт, потом 60, потом - по распоряжению руководителя эксперимента - ещё больше. Когда актёр орал и требовал прекратить эксперимент, социолог настаивал на продолжении. В какой-то момент из соседней комнаты прекращали доноситься крики - на панели перед «ментором» значилось 220 вольт, 300… Зная, что партнёр по эксперименту испытывает ужасающие мучения, испытуемые под чужим руководством доводили уровень напряжения до 450.

Лишь треть смогла настоять на своём и перестать мучить другого

Результаты потом были подтверждены другими аналогичными исследованиями. Это был шок - в послевоенные годы американцам предъявили доказательство того, что и их соседи могли бы пойти убивать людей в концлагеря под руководством сомнительных авторитетов. Более того, многие участники эксперименты верили, что наказывают «учащегося» по заслугам.

Размышления о том, как немецкий народ мог поддерживать нацизм, примерно в то же время обернулись экспериментом по созданию организации с тоталитарной идеологией. Учитель истории калифорнийской школы Рон Джонс решил на практике объяснить десятиклассникам, почему нацистская идеология была так популярна. Эти занятия длились всего неделю.

Сначала учитель рассказал о силе дисциплины: он требовал сидеть за партами смирно, входить и выходить из класса бесшумно и по первому же распоряжению. Школьники с удовольствием стали втягиваться в эту игру. Потом были уроки о силе общности: подростки скандировали лозунг «Сила в дисциплине, сила в общности», встречали друг друга специфическим приветствием, получили членские билеты и создали символику организации под названием «Третья волна». Наконец, дошло до «силы действия». На этом этапе в организацию вовлекали новых участников, а внутри появились ответственные за поиск «клеветников» и инакомыслящих. С каждым днём на эти занятия стало ходить всё больше людей.

Даже директор школы приветствовал ученого салютом «Третьей волны»


В четверг учитель рассказал школьникам, будто они участвуют в общегосударственной программе и такие организации создаются в разных штатах. В будущем, согласно этой легенде, молодёжь должна была бы поддержать нового кандидата в президенты. Джон анонсировал телеобращение в полдень пятницы, когда якобы должны были объявить мобилизацию «Третьей волны». В час икс в аудитории перед телевизором собралось около 200 школьников. Естественно, никакого обращения не было. Учащимся объяснили, что это пример того, насколько нацизму легко было бы укорениться даже в демократической стране. Подростки расходились подавленными, некоторые - со слезами на глазах. Примечательно, что широкой общественности об эксперименте Джонса стало известно лишь спустя годы.

Одним из широко распространенных общенаучных методов познания является эксперимент. Он начал применяться в естество­знании Нового времени, в работах Г.Галилея (1564-1642). Впер­вые идею о возможности использования эксперимента в изучении общества высказал П.Лаплас (1749-1827), однако только в 20-х годах XX столетия он получил достаточно широкое распростране­ние в социальных исследованиях. Необходимость применения со­циального эксперимента возникает в тех случаях, когда требуется решить задачи, связанные с определением того, каким образом та или иная социальная группа будет реагировать на включение в обычную для нее ситуацию тех или иных факторов, ведущих к из­менению данной ситуации. Из этого следует, что задача социаль­ного эксперимента заключается в том, чтобы измерить показатели

реагирования изучаемой группы на те или иные новые для обыч­ной ситуации ее повседневной деятельности факторы в искусст­венно созданных и контролируемых исследователем условиях.

Таким образом, осуществление социального эксперимента предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой дейст­вует изучаемая общность людей и определенное подчинение неко­торых видов деятельности этой общности целям самого экспери­мента. Поэтому применение эксперимента в общественной жизни, в социальных науках имеет более жесткие границы, чем в естест­венных науках. Пределы его применимости определяются, во-первых, тем, что социальная система может без ущерба для себя воспринять вторжение новых факторов экспериментального ха­рактера только в том случае, если они не нарушают закономерных взаимозависимостей и нормального функционирования данной системы как органической целостности. Во-вторых, далеко не все аспекты жизнедеятельности людей в тех или иных социальных си­туациях могут быть подвергнуты экспериментальным действиям, поскольку в любом из этих аспектов наряду с объективной, неза­висимой от сознания и воли людей стороной наличествует и ре­ально действует субъективный фактор, обусловленный сознанием, эмоциями, волей, интересами, потребностями, стремлениями лю­дей. Поэтому при проведении социального эксперимента прихо­дится считаться с интересами и стремлениями людей. В-третьих, содержание, структура и процедура социального эксперимента обусловлены также правовыми и моральными нормами, функцио­нирующими в обществе.

Что же представляет собой эксперимент в социологии?

Социологический эксперимент - это такой метод исследова­ ния, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (уп­равляемых) им новых факторов.

Обычно эта процедура осуществляется путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий путем включения в обычно существующую ситуацию новых, целесообразно выбран­ных или искусственно созданных контролируемых условий, при­водящих к изменению этой ситуации или к созданию новой, ранее не существовавшей ситуации, что позволяет зафиксировать соот­ветствие или несоответствие изменившихся условий и действий

изучаемой группы предварительным предположением. Поэтому в эксперименте проверяются гипотезы о причинных связях иссле­дуемых явлений, процессов и событий.

Социологический эксперимент основывается на разработке определенной гипотетической модели изучаемого явления или процесса. В последнем выделяются основные взаимосвязанные па­раметры и их связи с другими явлениями и процессами. На основе использования данной модели изучаемый социальный объект опи­сывается как целостная система переменных, среди которых выде­ляется независимая переменная (экспериментальный фактор), дей­ствие которой подчинено управлению и контролю экспериментато­ра и которая выступает в качестве гипотетической причины опреде­ленных изменений в зависимой переменной (неэкспериментальный фактор). Неэкспериментальными переменными выступают свойст­ва, отношения, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но не зависящие от условий и факторов, специально вводимых в данную систему экспериментатором.

В качестве независимых переменных в социологическом экс­перименте могут выбираться различные аспекты производственной деятельности коллектива (например, освещенность или загазован­ность помещения), способы воздействия на работников - поощре­ние, наказание, содержание совместной деятельности - производст­венная, научно-исследовательская, политическая, социокультурная и др., тип лидерства - демократический, попустительский, тотали­тарный и т.п.

В качестве изучаемых в социологическом эксперименте за­висимых переменных обычно выделяются индивидуальные зна­ния, навыки, мотивы деятельности, групповые мнения, ценности, стереотипы поведения, качество трудовой деятельности, актив­ность экономического, политического, религиозного поведения и т.п. Поскольку такого рода характеристики чаще всего носят нега­тивный характер, т.е. поддаются непосредственному обнаружению и количественному измерению, исследователь в процессе подго­товки к социологическому эксперименту предварительно опреде­ляет систему признаков, по которым он будет следить за измене­нием характеристики зависимых переменных.

Независимая переменная в социологическом эксперименте должна выбираться таким образом, чтобы ее относительно легко можно было наблюдать и измерять. Количественное измерение не-

зависимой переменной подразумевает численное фиксирование ее интенсивности (например, освещенности помещения) или эффек­тивности ее воздействия (например, наказания или поощрения) Социологический эксперимент как специфическая исследователь­ская процедура обладает определенной структурой. Ее основные компоненты сводятся к следующему

Экспериментатор - это исследователь или (гораздо чаще) группа исследователей, которые разрабатывают теоретическую модель эксперимента и осуществляют эксперимент на практике.

Экспериментальный фактор, или независимая переменная -условие или группа условий, которые вводятся в исследуемую си­туацию (деятельность) социологом Независимая переменная бу­дет управляемой и контролируемой со стороны экспериментатора, если ее направленность и интенсивность действия, качественные и количественные характеристики реализуются в пределах програм­мы эксперимента.

Экспериментальная ситуация- такая ситуация, которая преднамеренно создается исследователем в соответствии с про­граммой эксперимента и в которую не включается эксперимен­тальный фактор.

Экспериментальный объект- это группа лиц или социаль­ная общность, оказавшаяся в экспериментальных условиях, выте­кающих из программной установки на проведение социологиче­ского эксперимента.

Организация и проведение социологического эксперимента включают в себя несколько этапов (рис. 70).

Первый этап - теоретический На этом этапе эксперимен­татор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследо­вания. В качестве объекта исследования выступают определенные социальные группы и общности. При определении предмета ис­следования учитываются цель и задачи эксперимента, основные характеристики изучаемого объекта, проецируется в символах и знаках идеальный прототип исследуемой экспериментальной си­туации.

Второй этап- методический - представляет собой разра­ ботку программы проведения эксперимента. Важнейшими компо­нентами этой программы являются: построение методик исследо­вания, определение его процедур, формулирования плана создания экспериментальной ситуации.

Важное значение имеет типологшация социальных экспе­риментов, которая проводится по различным основаниям. В зави­симости от объекта и предмета исследования различают жоно-мические, социологические, правовые, психологические, экологи­ческие эксперименты. Например, правовой эксперимент представ­ляет собой предварительное испытание, проверку действенности и эффективности применения нового нормативного положения (от­дельной нормы или нормативного акта в целом, законодательной формы) с целью выявить в опытном порядке как возможные пре­имущества, так и негативные последствия нового положения в оп­ределенной сфере правового регулирования общественной жизни.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контро­лируемые и неконтролируемые (естественные).

Полевой социологический эксперимент представляет собой такую разновидность экспериментального исследования, в кото­ром воздействие экспериментального фактора на изучаемый соци­альный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (про­изводственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.). Классическим экспериментом этого типа яв­ляется проведение под руководством известного американского социолога Э. Мэйо знаменитых исследований в 1924-1932 гг. на Хоуторнских предприятиях близ Чикаго (США), ставивших своей первоначальной целью выявить зависимость между изменениями интенсивности освещения производственных помещений и произ­водительностью труда (так называемый Хоуторпский экспери­ мент). Результат первого этапа проведенного эксперимента ока­зался неожиданным, поскольку с усилением освещенности произ­водительность труда повышалась не только у рабочих экспери­ментальной группы, трудившихся в более освещенном помеще­нии, но и в контрольной группе, где освещенность оставалась прежней. Когда же освещенность стали понижать, то выработка все равно продолжала расти как в экспериментальной, так и в кон­трольной группах. На этой стадии были сделаны два важных вы­вода: 1)не существует прямой механической связи между одной переменной в условиях труда и производительностью; 2) необ­ходимо искать более важные, скрытые от исследователей, органи­зовавших эксперимент, факторы, определяющие трудовое поведе­ние людей, в том числе и производительность их груда. На после-

чующих этапах проведения данного эксперимента в качестве неза-писимой переменной (экспериментального фактора) применялись различные условия: температура помещения, влажность, увеличе­ние материальных стимулов и т.п., вплоть до групповой сплочен­ности людей, включенных в эксперимент. В результате выясни­лось, что, во-первых, условия труда воздействуют на трудовое по­ведение индивидов не непосредственно, а опосредованно, через гак называемый "групповой дух", т.е. через их ощущения, воспри­ятия, установки, через групповую сплоченность, а, во-вторых, что межличностные отношения и групповая сплоченность в условиях производственной деятельности оказывают благотворное влияние на эффективность труда.

Огромная теоретическая и методологическая значимость Хоуторнского эксперимента для дальнейшего развития социоло­гии заключается в том, что он привел, во-первых, к пересмотру роли и значимости материально-вещественных и субъективных, человеческих факторов в развитии производства; во-вторых, дал возможность выявить не только открытые функции и их роль в производстве (в частности, роль материальных условий трудовой деятельности), но и скрытые, латентные функции, ранее усколь­завшие от внимания исследователей и организаторов производства (роль «группового духа»); в-третьих, привел к пониманию значи­мости неформальной организации (групповая сплоченность кол­лектива работающих) в социально-экономической жизнедеятель­ности производственной системы; в-четвертых, положил начало развитию одного из важнейших направлений западной социоло-[ ии - так называемой теории «человеческих отношений».

По степени активности исследователя среди полевых экспе­риментов выделяют контролируемые и естественные. В случае проведения контролируемого эксперимента исследователь имеет отношение факторов, составляющих в своей совокупности соци­альный объект, и условий его функционирования, а затем вводит в действие независимую переменную в качестве гипотетической причины предполагаемых в будущем изменений. Именно так на­чинался хоуторнский эксперимент, в котором в качестве первона­чальной независимой переменной вычленялась изменяемость ос­вещенности помещений, в которых трудилась участвующая в экс­перименте группа рабочих.

Естественный эксперимент - это такая разновидность поле­вого эксперимента, в которой исследователь заранее не выбирает и

не подготавливает независимую переменную (экспериментальный фактор) и не вмешивается в ход событий. Если, к примеру, проис­ходит акционирование предприятия, то это мероприятие может быть использовано в научно-исследовательских целях. До его осу­ществления производится фиксация интересующих социолога пока­зателей (эффективность работы, уровень зарплаты, характер произ­водственных и межличностных отношений работающих и т.п.). Они сравниваются с аналогичными показателями, появившимися после осуществления акционирования, а также сопоставляются с динами-j кой изменений на сходном предприятии, которое не подверглось трансформации. Естественный эксперимент обладает тем преиму­ществом, что момент искусственности в нем сведен до минимума, а если подготовка к нему проведена тщательно и продуманно, то чис­тота и достоверность выводов, полученных в результате его прове­дения, обладает высокой степенью достоверности.

Лабораторный эксперимент- это такая разновидность экс­периментального исследования, при которой экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем искусствен­ной ситуации. Искусственность последней состоит в том, что ис­следуемый объект переводится в нее из своей обычной, естествен- | ной среды в обстановку, которая позволяет отвлечься от случай­ных факторов, увеличить возможность более точной фиксации пе­ременных. Вследствие этого вся исследуемая ситуация становится более повторяемой и управляемой. Однако при проведении лабо­раторного эксперимента социолог может столкнуться с различного рода трудностями. Это прежде всего необычность самой лабора­торной обстановки, наличие приборов, присутствие и активное действие экспериментатора, а также осознание объектом экспери­мента (испытуемым) искусственности специально созданной в це­лях исследования ситуации. Чтобы свести к минимуму отрица­тельное влияние этих трудностей, необходимо проведение четкого инструктажа всех участников эксперимента, с особым акцентиро­ванием требования, чтобы все участники получили четкую и яс­ную задачу их действий и чтобы все они одинаково, в одном и том же смысле понимали ее.

По характеру объекта и предмета исследования, особенно­стям применяемых процедур различают реальные и мысленные эксперименты.

Реальный эксперимент- это такая разновидность экспери­ментальной исследовательской деятельности, которая осуществля-

стся в сфере функционирования реального социального объекта путем воздействия экспериментатора через введение независимой переменной (экспериментального фактора) в реально существую­щую и привычную для исследуемой общности ситуацию. Ярким примером такой именно деятельности является описанный нами Хоуторнский эксперимент.

Мысленный эксперимент - специфическая разновидность жсперимента, проводимого не в социальной реальности, а на ос­нове информации о социальных явлениях и процессах. В послед­нее время все более широко используемой формой мысленного жсперимента является манипулирование на математических мо­делях социальных процессов, осуществляемое с помощью компь­ютеров. Отличительной особенностью таких экспериментов явля­ется их многофакторность, при которой экспериментатор получает возможность одновременно варьировать значениями не одного вводимого им в действие экспериментального фактора, а целого комплекса таких факторов. Это позволяет ставить и решать задачи комплексного изучения сложных социальных процессов и перехо­дить от уровня описания к уровню объяснения, а затем - к теории, позволяющей осуществлять прогнозирование.

Наиболее интересным примером осуществления такого именно типа мыслительного эксперимента является разработка в середине 60-х годов XX столетия сотрудниками Пенсильванского университета в Филадельфии (США) Р. Сиссоном и Р. Акоффом количественной теории эскалации и деэскалации социальных кон­фликтов. Авторы этой концепции разработали несколько мысли­тельных экспериментальных ситуаций, в которых использовали в качестве экспериментальных факторов несколько используемых в научной литературе показателей, характеризующих эскалацию вооруженного конфликта. Они таковы:

    явные разрушения или их отсутствие;

    денежная стоимость ресурсов (материалов и людей), уча­ ствующих в создании и применении систем разрушения, плюс яв­ ные потери конфликтующих сторон;

    общая разрушительная мощь оружия, способного пора­ зить рассматриваемый географический район;

    средняя разрушительная мощь, отнесенная к площади рассматриваемого района;

    комплексный показатель, характеризующий возможное состояние: а) в рассматриваемом районе нет вооружения; б) оно

есть, но к использованию не готово; в) вооружение находится в войсках и готово к использованию: г) спорадическое применение оружия; д) постоянное его применение; е) полная мобилизация всех имеющихся у страны ресурсов; ж) ядерная война.

Сам перечень применяемых в данном исследовании пере­менных показывает, что вести подобного рода эксперименты с эс­калацией и деэскалацией вооруженных конфликтов в лаборатории невозможно, а в естественных условиях нельзя идти на риск уси­ления конфликта экспериментальными манипуляциями. Следова­тельно, ни реальный, ни лабораторный варианты социального экс­перимента здесь неприменимы, остается возможность только мыс­ленного эксперимента.

В процессе подготовки и осуществления мысленного экспе­римента Р. Сиссон и Р Акофф прежде всего разработали теоретиче­скую экспериментальную ситуацию (своего рода "искусственную реальность"), относительно сложную, но в то же время открытую для упрощения, чтобы она удовлетворяла следующим условиям:

    позволяла проверить большое число гипотез относительно изучаемых реальных социальных процессов (в данном случае ди­ намики крупного вооруженного конфликта);

    обеспечивала ясную и четкую формулировку эксперимен­ тальных переменных, характеризующих ситуацию, единиц их из­ мерения и характера упрощения реальной ситуации;

    поддавалась количественному описанию враждующих сторон;

    позволяла мысленно расчленить изучаемую ситуацию на более простые экспериментальные ситуации, по возможности та­ кие, с которыми уже проводились эксперименты, либо наиболее соответствующие им.

Экспериментальная ситуация, удовлетворяющая этим усло­виям, использована авторами не как модель реальности, а скорее как реальность, которая моделируется, отсюда и ее название - "ис­кусственная реальность". Эксперименты проводятся с составными частями "искусственной реальности", каждая из которых обладает собственной "историей", которая опять-таки создается путем мыс­ленного экспериментирования. Затем разрабатывается "микротео­рия" для каждой из этих частей и ее "истории", а потом, на основе обобщения особенностей, общих для этих частных "историй", соз­дается макротеория "искусственной реальности". Полученная та­ким образом макротерория Ti модифицируется путем теоретиче-

окого приближения к действительно существующей реальности, в результате чего возникает макротеория второго уровня - Т%, по-;воляющая получить более приближенную к реальности картину конфликтной ситуации. Эта теория Т 2 проверяется на "истории" развития отображаемой ею реальности и перерастает в метатео­рию, способную приблизить исследователей к созданию обобщен­ной социологической теории реальных социальных конфликтов во всей их сложности и многогранности. Общая панорама развития данной концепции на основе применения целой серии таких мыс­ленных экспериментов отражена на рис. 71.

Одной из разновидностей мыслительного эксперимента яв­ляется "экс-постфактум" - эксперимент. Исследователь при про­ведении такого вида эксперимента исходит из того, что предпола­гаемая причинная связь между исследуемыми явлениями и про­цессами уже осуществилась, а само исследование направлено на сбор и анализ данных о совершившихся событиях, об условиях и предполагаемых причинах их свершения. По своей направленно­сти "экс-постфактум" - эксперимент означает движение исследо­вательской мысли от прошлого к настоящему. Именно такой экс­перимент был использован в качестве одного из компонентов се­рии мыслительных экспериментов, совершенных Р. Сиссоном и Р. Акоффом в целях разработки концепции динамики переменных, проводящих к эскалации социального конфликта с применением вооруженного насилия.

В зависимости от специфики решения поставленной задачи эксперименты подразделяются на научные и прикладные. Научный эксперимент ориентирован на проверку и подтверждение гипоте­зы, содержащей новые научные данные, еще не получившие сво­его подтверждения, следовательно, еще не доказанные. Примером такого рода эксперимента может служить уже описанные мысли­тельные операции, приведшие Р. Сиссона и Р. Акоффа к разработ­ке концепции социальных переменных, приводящих к эскалации конфликта. Прикладной эксперимент нацелен на проведение ре­альных экспериментальных манипуляций в сфере социально-эко­номической, политической и иной деятельности и ориентирован на получение реального практического эффекта, что характерно, на­пример, для первого этапа знаменитого Хоуторнского эксперимен­та, ставившего своей целью выяснить размеры влияния интенсив­ности производственного помещения на производительность труда рабочих.

По специфике используемых в исследовании факторов (неза­висимых переменных) эксперименты подразделяются на однофак- торные и многофакторные. Примером однофакторного экспери­мента является изучение в ученической или студенческой группе реального распределения отношений, привязанности, симпатии и антипатии между ее членами на основе лабораторного применения социометрического метода. В качестве примера многофакторного эксперимента может выступать уже описанный Хоуторнский экспе­римент на его втором и третьем этапах, когда исследовался целый комплекс факторов, влияющих на производственную деятельность, работников предприятия.

По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперимен­ты. Параллельный эксперимент- эта такая разновидность исследо­вательской деятельности, при которой выделяются эксперимен­тальная и контрольная группа, а доказательство гипотезы опирается на сравнение состояний двух исследуемых социальных объектов (экспериментального и контрольного) в одном и том же временном отрезке. Экспериментальной в таком случае называется группа, на которую исследователь воздействует независимой переменной (экс­периментальным фактором), т.е. та, в которой реально осуществля­ется эксперимент. В качестве контрольной выступает та группа, ко­торая является идентичной первой по своим основным характери­стикам (размеру, составу и т.п.), подлежащим исследованию, на ко­торую не влияют вводимые исследователем в изучаемую ситуацию экспериментальные факторы, т.е., в которой эксперимент не прово­дится. Сравнение состояния, деятельности, ценностных ориентации и т.п. обеих этих групп и дает возможность найти доказательства выдвинутой исследователем гипотезы о влиянии эксперименталь­ного фактора на состояние изучаемого объекта.

Интересным примером является параллельного эксперимен­та является проведенное в 1981 г. Р. Линденом и К. Филмор лабо­раторное исследование факторов отклоняющегося поведения -ка­надских студентов в городе Эдмонте в провинции Альберта на За­паде Канады. Оказалось, что в экспериментальной группе студен­тов низкая приспособляемость к социальной ситуации и наличие среды испытуемых друзей - правонарушителей содействует более широкому распространению отклоняющегося поведения. Парал­лельно по той же методике проведено изучение той же проблемы в контрольной группе, которую ставили студенты гор. Ричмонда в

штате Вирджиния на Юго-Востоке США. Сравнение полученных примерно в одно и тоже время результатов в двух группах - экспе­риментальной и контрольной, студентов, проживающих в разных городах двух разных стран, позволило Р. Линдену и К. Филмор сделать вывод, что факторы отклоняющегося поведения студенче­ской молодежи, изученные в одной из современных постиндус фи-альных стран, являются идентичными и для других стран такого же типа- не только для Канады и США, но и для Франции, Гер­мании, Японии.

Последовательный эксперимент обходится без специально выделенной контрольной группы Одна и та же группа выступает в нем в качестве контрольной до введения независимой переменной и в качестве экспериментальной - после того, как независимая пе­ременная (экспериментальный фактор) оказала на нее предусмот­ренное действие. В такой ситуации доказательство исходной гипо­тезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объек­та в разное время: до и после воздействия экспериментального фактора.

Кроме того, по специфике решаемой задачи в исследовании задачи выделяются проективные и ретроспективные эксперимен­ты. Проективный эксперимент ориентирован на воплощение в ре­альность определенной картины будущего: исследователь путем введения в поток событий экспериментального фактора, дейст­вующего в качестве причины, проектирует наступление опреде­ленных следствий. Например, вводя в экспериментальной ситуа­ции в прогнозируемые события новый управленческий фактор (скажем, более широкое делегирование управленческих полномо­чий по иерархической лестнице сверху вниз), исследователь ожи­дает появления новых желательных для лучшего функционирова­ния данной организации следствий - улучшение качества реше­ний, демократизацию процедуры их принятия и осуществления. Ретроспективный эксперимент направлен в прошлое: совершая его, исследователь анализирует информацию о прошлых событи­ях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызывавших уже со­вершившиеся или совершающиеся следствия. Если реальный экспе­римент всегда является проективным, то мысленный может быть как проективным, так и ретроспективным, что хорошо проявилось в серии экспериментов, проведенных Р. Сиссоном и Р. Акоффом. Ти­пология социальных экспериментов показана на рис. 72

В процессе осуществления социальных экспериментов ис-j следователь, как правило, получает множество различных данных,! как мы показали на приведенных выше примерах, целый ряд rie-i ременных и факторов, вызывающих различные последствия в ис­следуемых социальных явлениях и процессах. Поэтому важное значение приобретает упорядочение полученного эмпирического материала и классификация полученных результатов, которые должны быть произведены до того, как начинается логический анализ и теоретическое обобщение, полученного материала. Ре­зультаты упорядоченных и проклассифицированных эксперимен­тальных данных, обсчитанных чаще всего при помощи компьюте­ров, представляются в виде таблиц или графиков. Чтобы сделать из их анализа правильные выводы, необходимо принять во внима­ние, насколько полученная причинная связь между исследуемыми факторами выходит за рамки самого эксперимента, т.е. говоря иными словами, в какой мере полученные выводы могут быть рас­пространены на другие социальные объекты и условия их функ­ционирования. Следовательно, речь идет о том, насколько общий j характер могут иметь выделенные в эксперименте причинно-следст- ^ венные связи. При малом количестве экспериментов можно лишь J наметить изучаемую связь и предпочтительно судить о ее характере | и направленности. Только повторно проведенное, а еще лучше - ; многократное экспериментирование дает возможность выявить ус- ; тойчивые причинно-следственные связи, а стало быть и получить ■ достоверный научный или практически значимый результат из; проведенных экспериментов. Это хорошо видно из проведенных в j несколько этапов Хоуторских экспериментов, которые проводи- лись в течение почти 9 лет, но зато дали возможность Э. Майо, * Т. Тернеру, У. Уорнеру, Т. Уайтхеду и другим исследователям по­лучить не только практически значимые, но и теоретически зна­чимые результаты.

Условия эксперимента могут варьироваться от полностью искусственных до полностью естественных. Очевидно, что эмпи­рические данные, полученные в условиях лабораторного экспери­мента, где действия всех переменных, кроме выделенной исследо­вателем экспериментальной переменной, по возможности нейтра­лизуются, могут быть адекватными только для такого рода усло­вий. В этом случае результаты эксперимента нельзя безоговорочно и полностью переносить на естественные ситуации, где на изучае-

мую зависимую переменную, кроме используемого исследовате­лем экспериментального фактора, действует множество других факторов. Если же речь идет о хорошо организованном естествен­ном эксперименте, например, об эксперименте полевого этапа, то выводы, полученные в естественных, обычных для исследуемых индивидов и групп условиях и ситуациях, возможно распростра­нить на более обширный класс подобных ситуаций, следователь­но, уровень общности полученных результатов будет выше, а аде­кватность выводов более доказательной и реальной.

Для увеличения возможностей распространения полученных в эксперименте выводов за рамки экспериментальной ситуации необходимо, чтобы экспериментальная группа была репрезента­тивной, т.е. по своему составу, социальному статусу способам дея­тельности и т.п. воспроизводила основные параметры и значимые элементы более обширной социальной общности. Именно репре­зентативность экспериментальной группы дает основание для рас­пространения полученных в экспериментальном исследовании ре­зультатов и выводов на другие социальные объекты.

Применение эксперимента в социологическом исследовании связано с рядом трудностей, которые не позволяют в некоторых случаях добиться чистоты эксперимента, так как далеко не всегда оказываются учтенными воздействия на экспериментальные фак­торы дополнительных переменных или случайных факторов. Кро­ме того, социальный эксперимент, в той или иной мере затрагивает интересы конкретных людей, в связи с чем возникают определен­ные этические проблемы в его организации, а это сужает пределы применения эксперимента и требует повышенной ответственности от социологов при его подготовке и осуществлении.

Эксперимент в социологическом исследовании часто бывает органически связанным с наблюдением. Но если наблюдение ис­пользуется в первую очередь для формулирования гипотез, то со­циальный эксперимент ориентирован на проверку сформулиро­ванных гипотез, поскольку он позволяет установить причинно-следственные зависимости внутри изучаемых социальных объек­тов и (или) в их связях с другими объектами.

Значимость эксперимента в социологических исследованиях определяются тем, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах, во-вторых, дает воз­можность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследова-

телями гипотезы, в-третьих, позволяет получать практически зна­чимые результаты, которые можно реализовать в целях повыше­ния эффективности функционирования изучаемого объекта, в-четвертых, дает исследователям возможность изучить не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функ­ции латентные, ранее не проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов, и, наконец, в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое социальное пространство для форму­лирования и обоснования новых теоретических концепций разви­тия тех или иных сфер, явлений и процессов социальной действи­тельности.

Вопросы для самоконтроля и повторения

    В чем заключена сущность социологического эксперимента?

    Что такое независимая переменная (экспериментальный фактор) и зависимая переменная в эксперименте?

    Какова структура социального эксперимента?

    Какие этапы включает в себя проведение социального эксперимента?

    Какие типы социальных экспериментов вы знаете?

    В чем проявляются особенности полевого эксперимента" 7

    Каковы особенности и значимость мысленного эксперимента?

    Чем определяется значимость эксперимента в социологических ис­ следованиях?

Литература

    Андреенков В.Г. Эксперимент //Социология /Под ред. Г.В. Осипова.. Гл. 11. §4. М., 1996.

    Гречихин В.Г. Эксперимент в социологическом исследовании //Лек­ ции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

    Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

    Куприян А.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной прак­ тики. М, 1981.

    Эксперимент в конкретном социологическом исследовании //Рабо­ чая книга социолога. М, 1983.

    Эксперимент в социологическом исследовании //Методы сбора ин­ формации в социологических исследованиях. Кн. 2. М., 1990.

    Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.

Ключевые термины: Общенаучный метод. Логическое правило. Факторная переменная. Зависимая и независимая переменные. Факторный план. Изучаемая группа. Гипотетическая модель. Экпериментатор. Типология экспериментов. Натурный эксперимент. Полевой эксперимент. Модельный эксперимент. Мысленный эксперимент. Экс-постфактум эксперимент. Научный эксперимент. Прикладной эксперимент. Параллельный и последовательный эксперимент. Проективный эксперимент. Ретроспективный эксперимент. Искусственная реальность.

Прежде всего, отметим, что эксперимент, в широком значении термина, это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний, прежде всего о причинно-следственных отношениях в структуре явления или процесса. Первые его использования отмечены в естествознании в работах Г. Галилея (1564-1642). Впервые идею о возможности использования научного эксперимента в изучении общества Нового времени, высказал П. Лаплас (1749-1827), однако только в 20-х годах XX столетия, с развитием позитивистской социологии, метод получил достаточно широкое распространение в прикладных исследованиях и перешел из лабораторной стадии к натурной, полевой.

Как иследовательский метод, эксперимент была разработан в XIX в. Дж. С. Миллем. Его модель основывается на правиле двойного
логического различия в согласии
:если в эксперименте за серией событий А, Б и В следует событие а, но за серией событий Б, В не следует а, то А есть причина а. Первая из двух групп событий рассматривается как экспериментальная, а вторая - как контрольная. Единственное отличающее их событие называется независимой переменной, которая в ходе эксперимента может подвергаться различным изменениям. Двойное правило Миллябыло оснащено процедурами статистического анализа, известными на то время, по оценке причинно-следственных факторов. Их предназначение состояло в том, чтобы разработать методы позволяющие отбирать истинно причинные связи от всех связей опосредования и сопутствия. В дальнейшем, правило Милля было дополнено вероятностныи процедурами и средними. Это связано с тем, что средние наблюдаемых явлений оказываются устойчиво постоянными (как мера оценки явлений). Но это постоянстов связано с постоянством среды и лбое изменение средней (тенденции) происходит тогда когда изменяется среда.

Один из основоположников современных методов планирования эксперимента и методов его анализа R.A. Fisher (1890-1962) разработал свои подходы и методы, занимаясь обработкой данных сельскохозяйственных экспериментов в Хартфордшире (Англия), решая проблему наилучешего меню и привеса для поголовья животных. Многие методы статистики, разработанные тогда, с небольшими модификациями применяются и в общественных науках. В этом плане использование теории для решения практических задач всегда приносило прекрасные результаты («нет ничего практичней хорошей теории», как говорили классики).

Что же представляет собой эксперимент в социологии? Социологический эксперимент - это такой метод эмпирического исследования, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых экспериментатором новых или видоизменяемых существующих (управляемых) факторов.

Обычно эта процедура осуществляется путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий путем включения в обычно существующую ситуацию целесообразно определенных контролируемых условий. Такие условия приводят к образованию новой, эмерджентной, ранее не существовавшей ситуации, и позволяет зафиксировать соответствие или несоответствие состояния объекта изменившимся условиям, или действий изучаемой группы людей, в соответствии с выдвинутой гипотезой. Поэтому в эксперименте основной задачей является проверка гипотез о причинных связях (их наличии или отсутствии) исследуемых в эксперименте явлений, процессов и событий.

Необходимость проведения социального эксперимента возникает в тех случаях, когда требуется решить задачи, связанные с определением того, каким образом та или иная социальная (профессиональная, демографическая и т.п.) группа, или та или иная социальная сфера будет реагировать на включение в обычную для нее ситуацию тех или иных факторов, вызывающих перемены. Этими факторами, в рамках прикладного социологического исследования могу служить рекомендации, сформулированные в результате проведенного прикладного исследования. Их внедрение и сявязано с проведением эксперимента. Из этого следует, что задача заключается в том, чтобы измерить показатели реагирования изучаемой группы на те или иные, новые, по сравнению с обычной ситуацией ее повседневной деятельности факторы, в искусственно созданных и контролируемых исследователем условиях. Анализ реагирования осуществляется в рамках проведения детерминационного (казуального) анализа. Зависимая переменная, отражающая результат воздействия факторов, может быть только количественной. Независимые переменные (факторы) могут быть как количественными так и качественными. Важнейшим условием проведения любого эксперимента является устранение действия посторонних факторов на независимые переменные и случайный подбор контрольной и экспериментальной группы. Возможность применения эксперимента в прикладном исследовании зависит от специфики объекта и предмета исследования и от оценки характера реакции социальной группы на планируемые изменения. План эксперимента разрабатывается согласно стандартам, предъявляемым программой социологического исследования, как в ее методической, так и организационной частях. Это предопределяет и этапы его организации и проведения.

Классический социологический эксперимент включает три стадии: формирование групп (контрольной и экспериментальной); проведение эксперимента (ввод экспериментальных факторов или условий); измерение и анализ результатов эксперимента. Классический сценарий проведения эксперимента, в ходе его совершенствования, точнее, в ходе его использования для решения весе более сложных социальных и естественно-научных экспериментов, был дополнен факторным планом. Онпредполагает возможность последовательного ввода нескольких независимых признаков и использование корреляционного, дисперсионного, факторного, регрессионного видов анализа и других, для определения решающих причинно-следственных связей и переменных.

Виды социологического эксперимента. Различают два основных вида: натурный (полевой, лабораторный) и мысленный (модельный) эксперименты. Использование натурных экспериментов в социологии ограничено природой социальных объектов исследования, состоящих из личностей, что требует от исследователей неукоснительного соблюдения моральной нормы ‑ "не навреди". Поэтому большинство натурных социологических экспериментов проводится на малых группах и обычно имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. Однако мы знаем, что в ходе реформирования нашего Отечества в последние полтора десятилетия было осуществлено немало жестких натурных экспериментов в масштабах всего общества. Попытка их осмысления была предпринята группой Т.И. Заславской, в серии работ под общим названием «Куда идет Россия?».Цетральной проблемой в этом проекте стало общество в целом. В рамках деятельностно-структурной концепции трансформационного Российского процесса ключевое место занимает изучение социального механизма, обеспечивающего воспроизводство и развитие процесса перехода страны в новое качество. По нашему мнению основным предметом любого эксперимента и выступают социальные механизмы, начиная с малой группы и завершая крупной организацией и социумом в целом.

Мысленные социологические эксперименты распространены гораздо шире, по существу, они присутствуют в каждом крупном социологическом исследовании, где используются методы статистического анализа, и являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. Наиболее эффективной при этом является, так называемая, человеко-машинная система моделирования, в которой одна часть параметров объекта формализована, а другая остается неформализованной и представлена в виде концепций, сценариев, ценностных ориентаций человека, взаимодействующего с формальной частью в диалоговом режиме. Модельные эксперименты позволяют более точно определить стратегию натурного социального эксперимента, но не могут заменить его. Большое распространение получили локальные социальные эксперименты- в масштабах производственных коллективов и территориальных общностей. Если в ходе эксперимента решается вопрос об истинности одной из двух или более гипотез, то говорят о решающем эксперименте.

Таким образом, осуществление социального эксперимента предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой действует изучаемая общность людей и определенное подчинение некоторых видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Поэтому применение эксперимента в общественной жизни, в социальных науках имеет более жесткие границы, чем в естественных науках. Пределы его применимости определяются, во-первых, возможностями социальной системы без ущерба для себя воспринять внедрение новых факторов экспериментального характера, когда они не нарушают закономерных взаимозависимостей и нормального функционирования данной системы как органической целостности. Во-вторых, далеко не все аспекты жизнедеятельности людей в тех или иных социальных ситуациях могут быть подвергнуты экспериментальным действиям, поскольку в любом из этих аспектов наряду с объективной, независимой от сознания и воли людей стороной, наличествует и реально действует субъективный фактор, обусловленный сознанием, эмоциями, волей, интересами, потребностями, стремлениями людей. Поэтому при проведении социального эксперимента приходится считаться, прежде всего, с интересами и стремлениями людей. В-третьих, содержание, структура и процедура социального эксперимента обусловлены правовыми и моральными нормами, функционирующими в обществе.

В качестве независимых переменных в социологическом эксперименте могут выбираться различные аспекты производственной деятельности коллектива, например, освещенность или загазованность помещения; способы мотивационного воздействия на работников - поощрение, наказание, продвижение. В плане могут рассматриваться различные стороны совместной деятельности: групповой, инновационной, производственной, научно-исследовательской, политической, экономической. А также различные стороны власти в организации и типы лидерства: демократического, либерального, авторитарного и т.п.

В качестве зависимых переменных используемых в социологическом эксперименте обычно выделяются индивидуальные знания, навыки, мотивы деятельности, групповые мнения, ценности, стереотипы поведения, качество трудовой деятельности, активность экономического, политического, религиозного поведения и т.п. Поскольку такого рода характеристики чаще всего носят неявный характер, т.е. не поддаются непосредственному обнаружению и количественному измерению, исследователь в процессе подготовки к социологическому эксперименту предварительно определяет систему индикаторов, по которым он будет следить за изменением характеристики зависимых переменных.

Независимая переменная в социологическом эксперименте должна выбираться таким образом, чтобы ее относительно легко можно было наблюдать и измерять. Количественное измерение независимой переменной подразумевает численное фиксирование интенсивности или эффективности ее проявления (например, освещенности помещения) или воздействия (например, наказания или поощрения). В этой связи возникает важная статистическая проблема - отделения естественных неконтролируемых различий между индивидами или их группами, от различий которые возникают из-за управляемых изменений во внешних условиях. Успех решения этой задачи расширил применение эксперимента в сфере социального управления при поиске новых средств и методов достижения поставленных целей, что позволяет говорить о социально-управленческом или социальном эксперименте.Последний термин используется и в более широком значении - как любой эксперимент в общественных науках. Применяемый в социологии, с учетом специфики ее объектов и методов, он позволяет говорить о социологическом эксперименте , о котором ниже и пойдет речь.

Социологический эксперимент как специфический метод прикладного исследования обладает имманентными компонентами.

Экспериментатор - это исследователь или (гораздо чаще) группа исследователей, которые разрабатывают теоретическую модель эксперимента и осуществляют эксперимент на практике.

Экспериментальный фактор, или независимая переменная (признак) - условие или группа условий, которые вводятся в исследуемую ситуацию (деятельность) социологом. Независимая переменная управляется и контролируется со стороны экспериментатора, в ходе реализации программы эксперимента.

Экспериментальная ситуация - такая ситуация, которая преднамеренно создается исследователем в соответствии с программой и гипотезой эксперимента и в которую не включается экспериментальный фактор.

Экспериментальный объект - это организация или небольшая социальная общность, оказавшаяся в экспериментальных условиях, определяемых гипотезой социологического эксперимента.

Разработка программы и проведение социологического эксперимента включают в себя несколько этапов.

Первый этап - методологический. На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, цели и задачи исследования. В качестве объекта исследования выступают определенные социальные группы, общности, организации. Цели и задачи эксперимента определяются основными характеристики изучаемого объекта, Важнейшей частью методологи эксперимента является разработка определенной гипотетической модели изучаемого явления или процесса, которая создается, в символах и знаках, как идеальный прототип (модель) исследуемой экспериментальной ситуации.. В модели выделяются основные взаимозависимые параметры и их возможные связи с другими явлениями, процессами. Модель описывается как целостная система переменных, среди которых выделяется независимая (независимые) переменная , или как ее еще определяют - экспериментальный фактор.Ее действие регулируется экспериментатором и выступает в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной(переменных). Не экспериментальными переменными выступают свойства, отношения, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но не зависящие от условий и факторов, специально вводимых в данную систему экспериментатором.

Второй этап - методический. Важнейшими компонентами этого этапа исследования являются разработка методики исследования, определение его процедур, формулирования плана создания экспериментальной ситуации.

Третий этап – организационный, проведение эксперимента. В процессе его формулируется организационный план осуществления намеченной программы, создается экспериментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые независимые переменные (экспериментальные факторы).

Четвертый этап – проведение анализа и оценка результатов полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов раскрывают причинно-следственные связи, подтверждают исследовательскую гипотезу, и, следовательно, достигнуты ли намеченные цели и задачи исследования.

Типология социальных экспериментов.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контролируемые и неконтролируемые (естественные).

Полевой социологический эксперимент представляет собой такую разновидность экспериментального исследования, в котором воздействие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (производственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.).

Классическим экспериментом этого типа (и получившего название Хотторнского), является проведение под руководством профессора Элтона Мэйо известных исследований в 1924-1932 гг. на Хотторнских электрических заводах близ Чикаго (США). При решении первоначально поставленных задач (повышение производительности туда) были сделаны два важных вывода: 1) не существует прямой механической связи между переменной «условия труда» (освещенность) и «производительность» (отрицательный результат – тоже результат!!!); 2) необходимо искать иные, опосредованные, скрытые от исследователей, факторы определяющие трудовое поведение людей, находящихся под наблюдением, в том числе и производительность их труда. На последующих этапах, когда в качестве независимых переменных использовались: температура помещения, влажность, материальные стимулы, психологическое давление на группу (бригаду), было выяснено следующее. Во-первых, условия труда воздействуют на трудовое поведение индивидов не непосредственно, а опосредованно, через так называемый "групповой дух" т.е. через групповую сплоченность, понимаемую как самоценность группы по отношению ко всему окружающему, а во-вторых, что именно групповая сплоченность является решающим фактором роста эффективность труда.

Историческая значимость Хотторнского эксперимента заключается в том, что в области методологии он привел, во-первых, к переосмыслению роли, значимости и соотношения материального и субъективного в производственном процессе; во-вторых, выявил место и роль латентных факторов работы в группе ("групповой дух"), ранее ускользавших от внимания исследователей и организаторов производства; в-третьих, привел к пониманию значимости неформальной организации (групповая сплоченность и солидарность), в-четвертых, положил начало развитию одного из важнейших направлений западной социологии и менеджмента ‑ бихевиоризма.

По степени активности исследователя, среди полевых экспериментов выделяют контролируемые и естественные. В случае проведения контролируемого эксперимента исследователь разрабатывает модель социального объекта в виде набора переменных, отражающих условия его функционирования, а затем вводит в действие независимую переменную (или последовательный набор переменных) для проверки предполагаемых под его действием будущих изменений.

Естественный эксперимент - это такая разновидность полевого эксперимента, в которой исследователь является скорее наблюдателем, чем экспериментатором. Наша действительность является уникальной экспериментальной площадкой, где опытному исследователю предоставлены прекрасные возможности экспериментального наблюдения за социально-экономическими процессами в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, недружественных поглощений предприятий и фирм, акционирования и формирования корпораций. Все зависит от поставленных целей и задач исследования, разработки соответствующей модели объекта исследования, определения факторных и результирующих переменных, уровня методического обеспечения работы в целом. Естественный эксперимент обладает тем преимуществом, что момент искусственности в нем сведен до минимума, а если подготовка к нему проведена тщательно и продуманно, то чистота и достоверность выводов, полученных в результате его проведения, обладает высокой степенью достоверности и фактологичности.

Лабораторный эксперимент - разновидность экспериментального исследования, который проводится в искусственной ситуации. Искусственность последней состоит в том, что исследуемый объект переводится в нее из своей обычной, естественной среды в обстановку, которая позволяет отвлечься от случайных факторов, увеличить возможность более точной фиксации переменных. Вследствие этого вся исследуемая ситуация становится более контролируемой и управляемой. Трудности проведения ЛЭ связаны с необычностью самой лабораторной обстановки, наличием приборов, присутствием и активным действием экспериментатора, а также осознание испытуемыми искусственности ситуации. Сведение к минимуму этих недостатков требует четкого инструктажа всех участников эксперимента, четкости и ясности понимания задач и адекватности действий.

Специфическая разновидность лабораторного эксперимента является уже упомянутый мысленный эксперимент. Дополним, что в последнее время все более широко используемой формой мысленного эксперимента является манипулирование на математических моделях социальных процессов, осуществляемое с помощью компьютеров. Отличительной особенностью таких экспериментов является их многофакторность, при которой экспериментатор получает возможность одновременно варьировать значениями не одного вводимого им в действие экспериментального фактора, а целого комплекса таких факторов. Это позволяет ставить и решать задачи комплексного изучения сложных социальных процессов и переходить от уровня описания к уровню объяснения, а затем - к теории, позволяющей осуществлять прогнозирование.

Одним из примеров мысленного эксперимента является разработка в середине 60-х годов XX столетия сотрудниками Пенсильванского университета в Филадельфии (США) Р. Сиссоном и Р. Акоффом, известными учеными в области стратегического управления, количественной теории эскалации и деэскалации военных конфликтов. Моделью разрабатывались, на основе нескольких ранее описанных в научной литературе сценариев, эскалации вооруженных конфликтов, содержание которых основывалось на принципах действие – противодействие («Если…, ….то… .). Эти эксперименты дополнили методический арсенал экспертного оценивания развития событий в данной сфере.

Перечень применяемых в данном эксперименте переменных показывал, что подобного рода полевые эксперименты с эскалацией и деэскалацией вооруженных конфликтов, с использованием ядерного оружия, возможны только в лаборатории. В наше время, ситуация кардинально изменилась. По мнению многих исследователей, война США с Ираком, представляется реальным полевым экспериментом военных кругов США, который, как показывают реальные события, был недостаточно детально просчитан. Следовательно, как показывает практика, социальные эксперименты, проведение которых ранее казались немыслимым предприятием, ныне осуществляются в глобальном масштабе.

Теоретическая экспериментальная ситуация, рассматриваемая как " искусственная реальность" , должна удовлетворять следующим условиям:

Возможность проверки нескольких гипотез относительно изучаемых реальных социальных процессов;

Ясность и четкость формулировки понятий для экспериментальных переменных, характеризующих ситуацию;

Операционализацию переменных в «хорошие» измерители и количественное описание развитие событий;

Возможность «сжатия» описания сценария для упрощения " искусственной реальности»;

Возможность разбивки всей ситуации на отдельные логические блоки, которые ранее где-то уже прошли экспериментальную либо практическую проверку.

Все эти условия позволяют, путем последовательных итераций максимально приближаться к оптимальному подобию к объективной реальности, разработки сценариев эксперимента с выдвижением различных альтернатив. Одна из таких схем приведена ниже. Схема № 1

Общая концептуальная схема мысленного эксперимента

Одной из разновидностей мыслительного эксперимента является "экс-постфактум"- эксперимент. Как следует из названия, событие уже произошло, результаты его известны. В этом случае, целью исследования является восстановление причинно-следственных связей процессе событий, а также сбор и анализ данных о совершившихся событиях, акторах, условиях и предполагаемых мотивах их свершения, на основе новой методологии и методики. По своей направленности "экс-постфактум" - эксперимент означает движение исследовательской мысли от прошлого к настоящему. Одним из примеров такого эксперимента являлось исследование проведенное М.Х. Титма в в Институте социологии Эстонской ССР, основной гипотезой которого было предположение о том, чем выше поколенческое образование, тем выше социальная активность этой группы и тем выше служебное и профессиональное продвижение члена данной когорты.

В зависимости от специфики решения поставленной задачи эксперименты подразделяются на научные и прикладные. Научный эксперимент ориентирован на проверку и подтверждение гипотезы, содержащей ранее неизвестные данные, новые научные данные, еще не получившие своего подтверждения, следовательно, еще не доказанные. Прикладной эксперимент нацелен на проведение реальных манипуляций в различных сферах жизнедеятельности общества и ориентирован на получение как реального практического, так и потенциального политического эффекта.

По специфике используемых в исследовании факторов (независимых переменных) эксперименты подразделяются на однофакторные и многофакторные. По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперименты. Параллельный эксперимент - эта такая разновидность исследовательской деятельности, при которой выделяются экспериментальная и контрольная группа (как в Хотторнском эксперименте), а доказательство гипотезы опирается на сравнение состояний двух исследуемых социальных объектов (экспериментального и контрольного) на одном и том же временном отрезке. Экспериментальной в таком случае называется группа, на которую исследователь воздействует независимой переменной (экспериментальным фактором), т.е. та, в которой реально осуществляется эксперимент. В качестве контрольной является группа, которая является идентичной первой по своим основным характеристикам (размеру, составу и т.п.), подлежащим исследованию, но для которой экспериментальные факторы не вводятся. Сравнение состояния, деятельности, ценностных ориентации и т.п. обеих групп и дает возможность найти доказательства выдвинутой исследователем гипотезы о влиянии экспериментального фактора на состояние изучаемого объекта.

Последовательный эксперимент обходится без специально выделенной контрольной группы. Одна и та же группа первоначально исследуется в ее «естественной» ситуации для получения отправных, контрольных данных и в качестве экспериментальной - после того, как независимая переменная (экспериментальный фактор) оказала на нее предусмотренное (или какое-либо иное) действие. В такой ситуации доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта: до и после воздействия экспериментального фактора.

Кроме того, по специфике решаемой в исследовании задачи выделяются проективные и ретроспективные эксперименты. Проективный эксперимент ориентирован на создание определенной картины будущего ‑ проектирования наступления определенных событий под действием экспериментального фактора. Ретроспективный эксперимент направлен в прошлое. Осуществляя его, исследователь анализирует информацию о прошлых событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызывавших уже свершившиеся или совершающиеся следствия. Если реальный эксперимент всегда является проективным, то мысленный эксперимент не ограничен «стрелой времени» и может быть как проективным, так и ретроспективным.

Завершающим этапом эксперимента, как и для всех «жестких» методов СИ является обработка, анализ, интерпретация и представление данных. Результаты упорядоченных и типологизированных экспериментальных данных, обработанных специальными пакетами программ, представляются, как правило, в виде таблиц, схем или графиков. Основой надежности сценариев и выводов по-прежнему остается проверка и подтверждение выдвинутых гипотез, а также возможность повторной или независимой их проверки. Расширение прикладного применения эксперимента требует также репрезентативности экспериментального объекта, группы или процесса, по основным экспериментальным переменным.

Применение эксперимента в социологическом исследовании связано с рядом трудностей, которые не позволяют в некоторых случаях добиться чистоты эксперимента, так как далеко не всегда оказываются учтенными воздействия на экспериментальные факторы дополнительных переменных или случайных факторов. Кроме того, социальный эксперимент, в той или иной мере затрагивает интересы конкретных людей, в связи с чем, возникают определенные этические проблемы при его организации, а это сужает область применения эксперимента и требует повышенной ответственности от социологов при его подготовке и осуществлении.

Эксперимент в социологическом исследовании часто бывает органически связан с наблюдением. Но если наблюдение используется в первую очередь для формулирования гипотез, то социальный эксперимент ориентирован, прежде всего, на их проверку и выявление внешних и внутренних причинно-следственных связей социальных объектов и процессов.

Значимость эксперимента в социологических исследованиях определяется тем, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах; во-вторых, дает возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы; в-третьих, позволяет получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения социального управления и планирования; в четвертых, дает исследователям возможность изучить не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов. И, наконец, в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое социальное пространство для формулирования и обоснования новых теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и процессов социального развития.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. История развития эксперимента как общенаучного метода.

2. В чем заключена сущность социологического эксперимента?

3. Что такое независимая переменная (экспериментальный фактор) и зависимая

переменная в эксперименте?

4. Классификация метода эксперимента

5. Какова структура социального эксперимента?

6. Какие этапы включает в себя проведение социального эксперимента?

7. Какие типы социальных экспериментов вы знаете?

8. В чем проявляются особенности полевого эксперимента?

9. Каковы особенности и значимость мысленного эксперимента?

10.Чем определяется значимость эксперимента в социологических исследованиях?

Дополнительная литература

1. Алексеев А.Н. Драматическая социология: эксперимент социолога-рабочего: 2 кн. - М., 1997.

2. Андреенков В.Г. Эксперимент. //Социология. /Под ред. Г.В. Осипова М, 1996. Гл.11.§4.

3. Вознесенский В. А. Статистические методы планирования эксперимен­та в технико-экономических исследованиях. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1981. Гл. 2, 3.

4. Готтсбанкер Р. Основы психологического эксперимента: Пер. с англ. М: Изд-во МГУ, 1982.

5. Гречихин В.Г. Эксперимент в социологическом исследовании; //Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

6. Дружинин К К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.

7. КуприянА.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной практики. М.,1981.

8. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971.

9. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при­кладных исследованиях: Пер. с англ. /Сост. и общ. ред. М. И. Боб-невой. М.: Прогресс, 1980

10.Методы сбора информации в социологических исследованиях: организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. - М.: Наука, 1990. Кн. 2.

11.Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1991.

12.Эксперимент в конкретном социологическом исследовании. //Рабочая книга социолога. М., 1983.

13.Эксперимент в социологическом исследовании. //Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М., 1990.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ПОДГОТОВКА, ОБРАБОТКА, АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ

Социологический эксперимент – метод социологического исследования, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.

Социологический эксперимент не следует отождествлять с социальным экспериментом . Понятие социального эксперимента используется, как правило, в более широком понимании, т.е. как любой эксперимент в обществе и общественных науках, например, в социальной психологии. Термин "социологический эксперимент" используется лишь в социологии с учетом специфики ее объектов и методов.

В эксперименте обычно проверяются гипотезы о причинных связях исследуемых явлений, процессов и событий. Следовательно, особенность эксперимента как метода сбора социологической информации состоит в том, что его проведение требует разработки гипотезы о причинно-следственной связи между независимой и зависимой переменными. Исключение могут составлять ситуации, когда эксперимент проводится для достижения эффекта в практически-преобразовательной деятельности путем экспериментального поиска эффективных приемов управления: в этом случае познавательная функция становится не главной.

Гипотеза, проверяемая в процессе эксперимента, должна удовлетворять ряду требований. Здесь перечислим требования по В. А. Ядову .

  • 1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не может считаться проверяемой.
  • 2. Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам.
  • 3. Гипотеза должна быть простой и не должна содержать слишком много допущений и ограничений.
  • 4. Особо значимы гипотезы, которые приложимы к более широкому кругу явлений, нежели область, непосредственно затрагиваемая в исследовании. Например, при исследовании гипотезы о факторах, определяющих производительность труда рабочих, важно знать, что нет фактов, которые сделают эту гипотезу неприменимой к сельскому или инженерному труду.
  • 5. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. Пример гипотезы, неудачной с этой точки зрения: "Чем меньше поддержки оказывается в стране политическим институтам, тем более неустойчивой оказывается стабильность ее политической системы". Эту гипотезу трудно опровергнуть, потому что оба понятия схожи. Чтобы провести требуемую проверку, предстоит провести независимые измерения поддержки политических институтов и стабильности политической системы. В противном случае, оба явления будут измерены с помощью одних и тех же индикаторов, и такую гипотезу невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.
  • 6. В формулировке гипотезы следует указать способ се проверки в данном исследовании.

Общая логика эксперимента в социологии заимствована из общей психологии и социальной психологии, где в качестве модели используются малые (10–15 человек) группы, являющиеся объектом экспериментальной ситуации. Выводы по итогам эксперимента в таких группах считаются репрезентативными для данной и аналогичных по составу других малых групп, но не экстраполируются на генеральную совокупность, т.е. на группы существенно большего численного состава. В отличие от этого в прикладной социологии модель эксперимента должна служить основой для выводов, которые можно распространить на массовые явления. Логика заключается в том, чтобы выбрав экспериментальную группу (или группы) и поместив ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора), проследить направление, масштабы и устойчивость изменения характеристик, называемых контрольными. В этом смысле эксперимент представляет собой "замкнутую систему", элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем "сценарию" .

При формировании эксперимента следует соблюдать ряд требований.

  • 1. В качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы.
  • 2. Изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы либо среды проведения эксперимента, которые вводятся или изменяются исследователем. Такие характеристики называются факторными . Характеристики, исключенные из экспериментального исследования, называются нейтральными . Необходимо, чтобы изменения нейтральных характеристик не отражались на контрольных.
  • 3. На протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее.

Подготовка и проведение эксперимента предполагает решение ряда вопросов.

  • 1. Определение цели эксперимента.
  • 2. Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной, а также контрольной группы (групп).
  • 3. Выделение предмета эксперимента (той стороны объекта, которая непосредственно подлежит изучению).
  • 4. Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков.
  • 5. Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации.
  • 6. Формулировку гипотез и определение задач.
  • 7. Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.
  • 8. Определение метода фиксации результатов.
  • 9. Выбор критерия эффективности эксперимента.

Пример

Чтобы подчеркнуть сложность проведения социологических экспериментов, а также ответственность, с ко торой требуется к ним подходить, приведем небольшой пример, когда фактор, казалось бы, мало связанный с экспериментом, может исказить результаты. Допустим, при экспериментальном исследовании влияния стиля управления в IT-фирме на эффективность труда программистов в качестве факторных характеристик будут выступать политика руководства и принятая методология программной разработки, а в качестве контрольных – различные метрики производительности труда и качества разработанных программ. Что делает при этом владелец автомобиля в гараже недалеко от офисного здания, кажется совершенно посторонним вопросом. Но если он включит громкую музыку на несколько часов, причем она будет отлично слышна в рабочем помещении программистов, то кого-то она может "подбодрить", а кому-то помешает работать.

Основные достоинства социологического эксперимента следующие.

  • 1. Возможность изучить причинно-следственные связи между событиями.
  • 2. Высокая объективность, поскольку результаты эксперимента – это фактически произошедшие события.
  • 3. Возможность создания и воспроизведения условий, труднодостижимых при наблюдении.

Какие бы громадные возможности порой ни открывал социологический эксперимент, он характеризуется рядом недостатков , о которых следует помнить.

  • 1. Утверждение о силе и характере влияния конкретной независимой переменной на зависимую переменную имеет только вероятностный характер.
  • 2. Не всегда возможно применение результатов эксперимента в других условиях среды.
  • 3. Затруднено нивелирование влияния посторонних факторов.
  • 4. Нередко возможны значительные временны́е и финансовые затраты. Например, последние характерны для ситуаций, когда в эксперименте участвуют оплачиваемые добровольцы.

Эксперимент в социологических исследованиях проводится относительно редко, поскольку его использование для сбора социологической информации сопряжено с немалыми трудностями. Тем не менее отдача от него может быть довольно высокой. Уже сам процесс организации и осуществления эксперимента независимо от его результатов позволяет по-новому взглянуть на многие сложные социальные явления и процессы, избежать возможных ошибок и снизить издержки при практических действиях.

  • Ядов В. А. Указ. соч. С. 61–63.
  • Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Цит. соч. С. 147.