Медитация осознанности. Как научиться быть спокойным? Что нам дает медитации в жизни? Для чего она нужна

Медитация и осознанность по системе Энди Паддикомба — эта прежде всего инструмент повышения качества жизни. Система автора не только снижает уровень стресса, помогает избавиться от тревог, раздражительности, но и помогает осознать что жизнь прекрасна. Кроме того состояние осознанности, которому учит медитация зачастую позволяет находить решения самых сложных жизненных задач.

Энди Паддикомб — Об Авторе

Энди Паддикомб — дипломированный консультант по клинической медитации, в прошлом буддистский монах. Он учился медитации по всему миру (в том числе и в России), а в 2004 году вернулся в Великобританию, где основал компанию Headspace. Его цель была ясной и простой — избавить медитации от флера таинственности и сделать ее приемлемой и доступной для всех людей.

Медитация и осознанность — обзор книги

Введение

Это медитация — но не так, какую вы знаете.

Тут не требуется бормотать заклинания сидя на полу, скрестив ноги, не нужно исповедовать какую-либо веру. Достаточно освоить простые навыки, и, занимаясь по 10 минут в день, вы получите заметные результаты.

Подход

Исследования медитации и осознанности показали, что медитация активизирует «счастливые» зоны мозга, осознанности снижает интенсивность негативных эмоций, медитация снижает негативный эффект стресса, доказано, что осознанность снижает уровень переживаний.

Практика

«Десятка»: краткое изложение

Подготовка

1. Найдите место,где вы сможете удобно сидеть, выпрямив спину

2. Убедитесь что во время медитации вас ничто не будет отвелкать.

3. Включите таймер на 10 минут.

Самонаблюдение

1. Сделайте пять глубоких вдохов, втягивая воздух через рот и выдыхая через нос.

2. Сфокусируйтесь на своём теле.

3. Просканируйте свой организм.

4. Осознайте как вы себя чувствуете.

Сосредоточение

1. Определите в какой части тела вдохи и выдохи ощущаются наиболее отчетливо

2. Следите за каждым вдохом, за ритмом дыхания.

3. Посчитайте вдохи и выдохи

4. Повторите цикл 5-10 раз.

Окончание

1. Примерно на 20 секунд расслабьтесь

2.. Вновь вернитесь мыслями к физическим ощущениям тела.

3. Не торопитесь открывать глаза. Откройте их когда будите готовы встать.

Для кого эта книга

Книга Медитация и осознанность написана для широкого круга читателей, которые хотят повысить свой уровень жизни и избавиться от стресса и переживаний. Упражнения и практики данные в книги, помогут легко вписать медитацию в собственный график дня, тратя на это всего лишь по 10 минут. Для людей, которые применяют медитацию как

Сегодня поговорим о том, что такое медитация осознанности. Или же, другими словами, медитация свидетельствующего сознания, наблюдателя.

Что это вообще такое, страшное и непонятное?

Для начала в двух словах скажу, что индийские философские школы делятся на ортодоксальные и неортодоксальные.

Ортодоксальные школы придерживаются философии «Вед». Я думаю о «Ведах» многие знают или по крайней мере что-то слышали.

Неортодоксальные школы не берут за основу «Веды» . К таким школам относится, например, буддизм , основу которого составляет Бхагават-Гита .

Эта статья расскажет о практике медитации ортодоксальной школы индийской философии, а именно - Веданты. В Веданте находят множество переплетений с буддизмом.

Итак, Веданта - это путь самопознания, целью которого является растождествление с мысленными привязанностями и концепциями, ограничивающими нашу осознанность.

Простыми словами: ум - не есть вы.

Мы привыкли думать, что ум и я есть одно и то же, одно целое и неделимое, однако это не является правдой. В таком понимании ума эта индийская философия схожа с буддизмом и также, в высокой степени, и с научными знаниями.

Наш мозг представляет собой достаточно сложную структуру с огромным множеством нейронных сетей и связей, с миллиардами клеток, взаимодействующими между собой и знающими, как нужно действовать, куда, в какую область мозга подавать сигнал.

Здесь встает вопрос, а кто же управляет этими процессами , кто дирижер этого симфонического оркестра? Наука также задается такими вопросами, но ответ на них не найден до сих пор. Нет такого места в нашем мозгу или еще где-то, откуда было бы зарегистрировано управление всеми процессами.

Вопрос остается открытым.

Школа буддизма и Веданта отвечают по-своему на эти вопросы, но их суть такова, что мы и ум не есть одно и то же . Можно сказать, что осознание этого решает многие жизненные проблемы, разрушает ограничения и привязанности. Ну сами подумайте, когда вы понимаете что ваши проблемы в общем-то и не ваши, ваши переживания также не ваши, так чего тогда вообще переживать.

Медитация осознанности позволяет нам развить состояние наблюдателя , свидетеля, помогает нам ослабить отождествление с индивидуальным сознанием.

Практикуя медитацию по философии Веданты, мы учимся беспристрастно и спокойно наблюдать, осознавать все мысли и события, не оценивать их как плохие или хорошие, приятные или неприятные, вызывающие страдание или радость. Вы просто спокойно наблюдаете за деятельностью ума, никак не реагируя на возникающие мысли.

То есть вы будете учиться воспринимать ум или то место, откуда приходят наши мысли и куда они уходят, как нечто, что не является вами , как объект, за которым можно просто наблюдать. Вы не пытаетесь что-то изменить или как-то оценить, вы становитесь просто сторонним свидетелем.

Практик медитации очень много и все они могут применяться по разному и в различных местах. При глубоком понимании сути медитации и высоком уровне овладения медитативными техниками, можно медитировать и во время прогулки, и во время разговора, еды и так далее.

Медитация осознанности - это развитие состояния постоянного осознания того, что вы не есть ваши мысли и ваш ум.

Ваше «Я», к которому вы привыкли, как бы исчезает и растворяется.

Вы спокойно воспринимаете постоянно льющийся поток мыслей, понимаете, что это просто мысли, они не хорошие и не плохие, они просто такие, какие есть. Нет оценок событиям, обстоятельствам, соответственно нет страха перед ними. Когда вы выходите из себя или боитесь, это результат вашего восприятия той или иной стороны окружающего мира, но это лишь ваша оценка. Отбросив это, вы отбрасываете и проблемы, которые вызываются вашим восприятием.

Ум всегда спокоен и беспристрастен. Он неизменен и ничто и никогда не может вывести его из этого состояния.

Поэтому, медитируя, вы не создаете какое-то новое состояние, а просто наблюдаете за тем, что уже есть , за уже существующим состоянием. И это наблюдение не имеет ни выводов, ни суждений, ни оценок.

Как научиться быть спокойным?

Если человек сможет почувствовать и осознать, что он не есть «его» ум, «его» мысли, «его» чувства, «его» эмоции, а он является постоянным наблюдателем, или свидетелем как бы самого себя, то сразу приходят спокойствие и ясность.

Начинаешь понимать, что ты не есть то, что ты думал до этого, что ты есть нечто большее, чем просто тело с его заботами. Что мы являемся чем-то, что связывает нас со всеми живыми существами на планете, со всей Вселенной.

У нас есть выбор: отождествиться с тем, что вечно, либо с тем, что возникает и исчезает бесследно.

Это сложно понять и не менее сложно это в последующем осознать посредством выполнения медитативных практик.

Если мы видим и ощущаем этот мир так или иначе, это не значит, что все так и обстоит на самом деле. В общем-то мы достаточно редко подвергаем сомнениям свое мировосприятие и просто живем так, как живут все. И первый шаг к познанию мира, это принять тот факт, что мы не знаем о нем ничего.

Мыслить рационально и логически это конечно хорошо, но этот мир намного сложнее, чем это может вложится в рамки наших рассуждений и умозаключений, которые есть суть наш накопленный опыт жизни. И не более того. Только наш опыт, только нашей жизни. Это слишком узко, чтобы положиться полностью на эти правила и принять их за основу мировоззрения.

Посмотрите фильм «Дом. История путешествия» и режиссера Яна Артюса-Бертрана, которые расширяют наш взгляд на мир, помогают понять, что то, что мы видим перед своими глазами есть лишь часть огромного мира. И строить принципы и убеждения только на своем, очень узком опыте не совсем правильно.

Это ограничивает нас.

Всегда оставайтесь открытыми к чему-то новому и будьте готовы изменить свое мировоззрение и взгляды на мир , потому что это нормально, это обычный процесс нашего развития. Но многие считают, что они уже познали все и могут разве что учить, но сами не способны учиться и слышать альтернативное мнение и в принципе не воспринимают информацию, которая не согласуется с их шаблонами и убеждениями.

Я прошу абстрагироваться от себя и того, что вы знаете и просто предположить, что вы ничего не знаете и что все возможно и все может быть. Отбросьте скептицизм и недоверие.

Мы очень много внимания уделяем своим мыслям , они занимают нашу голову и не дают нам спокойно жить. Практика медитации на развитие осознанности помогает нам успокоится и просто наблюдать за потоком мыслей, никак их не оценивая в принципе, не деля их на значимые и ненужные.

«Это просто невероятно, какое значение люди придают мыслям, которые они не могут вспомнить через две секунды»

Стефен Волински

Ум не делит, как мы, мысли на серьезные или глупые. Они все одинаковые. Абсолютно все. Если же вы отождествляете ум с собой, со своим телом, то это деление происходит автоматически.

Медитация осознанности позволяет поставить все мысли в один ряд, как про муху, так и про выплату кредита и сроках сдачи бизнес-проекта. Получить ответ на вопрос «Как научиться быть спокойным?» невозможно в виде одного слова либо предложения. Для этого важно практиковать медитацию и осознание шага за шагом будет проникать вашу сущность и жить станет легче, проблемы станут меньше и решать их будет проще.

Все не так уж важно, как вы себе представляете. Мы так быстро мчимся по жизни, что самой жизни то и не видим, не понимаем, что живем.

Главные цели нашей жизни кроются в познании нашей духовной, нематериальной природы. В духовном развитии.

И самое интересное, открывая свою душу, жизнь материальная также будет открываться для вас в другом ракурсе и под другим углом, и все в ней будет меняться в лучшую сторону.

И иногда сложно объяснить, как это происходит, иногда в это сложно поверить, так как это не укладывается в нашу рациональную форму миропонимания.

Но помните - возможно все!

Святые писания говорят, чтобы что-то получить, нужно сначала отказаться от этого. И если вы придаете очень большое значение идее денег, например, это возможно лишь отталкивает их от вас. Но научиться не хотеть их очень сложно, для этого большая внутренняя сила нужна, духовный фундамент, я бы сказал. Поэтому идея того, что ваши мысли - не ваши мысли и не стоит к ним привязываться имеет смысл.

«- Чтобы дойти до вкушенья всего, не хоти вкушать ничего ни в чём,
- Чтобы дойти до имения всякого, не хоти иметь ничего ни в чём.
- Чтобы дойти до того, чтобы всем быть, не хоти быть никем и нигде.
- Чтобы дойти до познанья всего, не хоти узнавать ничего ни в чем.
- Чтобы дойти до того, к чему не имеешь пристрастия, должен идти через то, к чему не имеешь пристрастия.
- Чтобы дойти до того, чего не узнаешь, должен идти чрез то, чего не познаешь.
- Чтобы дойти до того, чего не имеешь, должен идти чрез то, чего не имеешь.
- Чтобы дойти до того, что ты не есть, должен идти через то, что ты не есть.»

Если думать о себе: «Я хороший», «я плохой», «я неуверенный в себе», «я некрасивый», то именно таким вы себя и представляете и исходя из этих убеждений вы идете по жизни. И если вы думаете. что вы некрасивый, то вы не оставляете себе шансов на то,чтобы увидеть, что вы кому-то понравились. Если вы считаете себя неуверенным в себе, то это ограничивает вас в принятии многих важных решений.

Смысл практики медитации свидетельствующего сознания.

Из того, кого вы принимаете за себя вы перемещаетесь в того, кто наблюдает за ним.

Отождествления и привязанности мешают нам жить полной жизнью, быть всем одновременно, а не видеть только то, что под ногами в том направлении, которое мы сами себе задали своими привязанностями и паттернами. Они мешают нам направить усилия и внимание на свою духовную природу, научиться жить душой.

Человек может пребывать в состоянии внутреннего покоя и счастья, которое возможно только тогда, когда он отделен от убеждений и оценок.

Свидетельствующее сознание - отсутствие идеи «Я существую» . Принимая эту идею, вы автоматически принимаете и все остальные идеи, связанные с вашим существованием. О том, кто вы такой, в чем вы нуждаетесь и так далее.

Если вы отбрасываете принцип «Я существую» , то вы отделяетесь от всего остального. И жизненные проблемы, переживания уже не видятся вам такими важными, непреодолимыми и не занимают весь ваш ум.

Достичь совершенства в этой практике под силу немногим и для этого нужно проникнуться этим и отдать всю свою жизнь. Но для обычного человека, который хочет научиться справляться со стрессам и постоянно обуревающими мыслями, эти медитативные практики очень помогут жить. А насколько глубоко уходить в это, дело каждого.

«Все, что вы знаете о себе, держит вас в разлуке с собой. Следует отбросить это знание, поскольку оно не есть вы».

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет - не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель - сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Не поленись уделить 5 минут своего времени, чтобы ознакомиться. Возможно, именно эти 5 минут изменят всю твою жизнь.

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо!

В книге нет никакой мистики, в доступной и занимательной форме автор излагает простейшие и действенные приемы ежедневного комплекса упражнений.

Описание

Медитация по системе Энди Паддикомба - это прежде всего инструмент повышения качества жизни. Она не только снижает уровень стресса, помогает избавиться от тревог, раздражительности, бессонницы, но и помогает осознать, что жизнь прекрасна. Кроме того, состояние осознанности, которому учит медитация, зачастую позволяет находить решения самых сложных жизненных задач и проблем. Здесь нет никакой мистики, в доступной и занимательной форме автор излагает простейшие и действенные приемы ежедневного комплекса упражнений. Они не требуют каких-либо специальных знаний или предварительной подготовки, пошаговые инструкции дают возможность освоить технику медитации самостоятельно. А главное - для того чтобы воспользоваться несомненными преимуществами этой методики, достаточно всего десяти минут в день.

В книге нет никакой мистики, в доступной и занимательной форме автор излагает простейшие и действенные приемы ежедневного комплекса упражнений. Они не требуют каких-либо специальных знаний или предварительной подготовки; пошаговые инструкции дают возможность освоить технику медитации самостоятельно. А главное — для того чтобы воспользоваться несомненными преимуществами этой методики, достаточно всего десяти минут в день.

Об авторе

Энди Паддикомб — дипломированный консультант по клинической медитации, в прошлом буддистский монах. Он учился медитации по всему миру, а в 2004 г. вернулся в Великобританию и основал компанию Headspace. Его цель была ясной и простой — избавить медитацию от флера таинственности и сделать ее приемлемой и доступной для обычных людей.

Медитация осознавания возвращает нас к пребыванию в настоящем, в потоке жизни, не привязываясь к событиям и вещам.

План действий

Медитация полного осознавания состоит из пяти шагов. Внимательно изучите описание медитации, затем рекомендации. После чего можете переходить к изучению техники медитации и её выполнению. Вы можете дополнить 5 шагов описанной техникой ходячей медитации.

Описание

Первая медитация — медитация полной осознанности, предложенная Буддой.

Медитация полной осознанности — теория.

Мир это волнующийся океан, в котором волны печали и радости, насилия и мира, любви и ненависти постоянно поднимается и опускается. Среди этих непрекращающихся изменений мы имеем выбор — либо стать жертвой волн и столкнуться с хаосом, либо стать свидетелем, наблюдателем этих волн. Становясь свидетелями мы можем чувствовать хаос на мгновение, но волны вскорости схлынут, не оставив никаких следов на нашем теле и мозге. У нас есть врожденная способность наблюдать за этими волнами мыслей и эмоций. Если мы решим кататься на волнах, словно на американских горках, то жизнь превратится в постоянную борьбу, и в итоге одна из таких волн накроет с головой, и поглотит своей пучине.

И мы можем выбрать второй вариант, став наблюдателем, так чтобы чувствовать и ощущать всё что бы ни происходило внутри и снаружи, но продолжать сохранять спокойствие и осознанность. Когда мы не находимся в состоянии войны, то сохраняем энергию нашего ума и тела. Спокойный и полный энергии ум способен фокусироваться на жизненных проблемах и решать их. Если ум находится в состоянии непрерывной борьбы, то его кидает вверх и вниз волнами жизни, и в таком уме нет энергии. Такой ум тащит за собой все прошлые неудачи. Обремененный прошлыми неудачами, он испытывают недостаток в свежей энергии для решения любых новых возникающих проблем. Ведь вся его энергия тратится на борьбу с тысячей старых проблем. Любовь и ненависть, злость и спокойствие, печаль и радость являются интегральными частями ума и его коренной природой. Мы можем закрыть глаза на этот факт и жить жизнью, полной хаоса и страдания, или же мы попытаемся выйти за пределы этого ограничения. С помощью наблюдения или осознавания мы способны превзойти природу. Когда мы смотрим на жизненные события и проблемы в режиме свидетельствования, не вынося по поводу них каких-либо суждений, тогда мы способны видеть в них самую суть.

Только осознав проблему во всей полноте, мы способны ее разрешить. Обычно мы осознаём только какую-то часть проблемы из-за нашего выборочного внимания и ментальных фильтров, которые связаны с нашей обусловленности и воспитанием. Неполное понимание проблемы дает только частичное разрешение, а частичное разрешение проблемы будет воспроизводить проблему снова и снова. Другим аспектом ума являются его привычки. Большинство реакций являются автоматическими паттернами, в которых совсем немного осознанности. Мы воспроизводим реакции, запрограммированные в нас семьей, культурой и обществом. Социальная и культурная обусловленность делит нас на всевозможные категории национальностей, рас, религий, политических партий, бедных и богатых. Мы действуем как роботы, реагируя на эти ярлыки, воображая что мы и есть эти самые ярлыки. Но если мы внимательно исследуем нашу собственную жизнь, то обнаружим, что наше поведение есть результат обусловливания со стороны внешних сил, агентств и институтов. Нам даже может показаться, что ум нам не принадлежит, а в него вселился кто-то чужой.
Но как только мы начинаем осознавать паттерны нашего ума, наблюдая за своими реакциями, наши шаблоны привычек начинают исчезать.

Быть свидетелем происходящего, пожалуй, единственное естественное действие обусловленного ума. Пламя свидетельствования расплавляет закристаллизовавшиеся и застывшие шаблоны ума. Ум становится текучим и в процессе медитации высвобождается много энергии по мере того как программирование идет на убыль или исчезает совсем, мы начинаем ощущать свежесть и находим новый центр мудрости внутри, который не принадлежит никакому институту или культуре.

Как мы можем достичь динамического состояния свидетеля?

Одним из способов сохранить состояние свидетеля является наблюдение за хаосом волн с расстояния, сидя на берегу и не погружаясь в бурлящий океан. Но этот способ не позволяет нам войти в жизнь целиком, тотально, наполниться этой жизнью. Этот путь будет нас отстранять от жизни. Это может подойти некоторым людям, но это путь отречения, и многим из нас не понравился бы такой путь. Поэтому здесь мы не рассматриваем его.

И существует другой путь, заключающееся в том чтобы погрузиться глубоко в океан, достигнув исходной точки, где рождаются кипучие волны и быть наблюдателем, свидетелем этих волн. Это и есть истинное созерцание и осознанность. Такое осознавание даёт инсайт о том, что жизнь никогда не меняется по своей сути, и в тоже время в ней нет постоянства ни в одном событии, ни в одной вещи физического бытия. Такое созерцание укрепляет нас в настоящем. Отсюда мы можем влиять на наше прошлое и будущее в полном спокойствии, полностью принимая его, но не вовлекаясь и не переживая по какому-либо реальному или надуманному поводу.

Подобно всем другим методам свидетельствование также включает в себя набор инструкций. Но по мере того как мы все больше погружаемся в медитацию, нам придется отставить оставить технику, чтобы осталось только медитации, в спонтанной и лишенной усилий форме.

В начале этого метода, часть нашего ума становится наблюдателем, и наблюдает за остальным умом, со всем его наполнением, состоящим из эмоций и мыслей. В определенный момент происходит прорыв и возникает замечательное состояние спокойно осознанности, спонтанное, которое наблюдает и свидетельствует всю полноту ума и его содержимого. Такое свидетельствование или созерцание является врожденным качеством ума. Такой спонтанное созерцание также является началом трансценденции, расширения сознания.

И это состояние чувственного дистанцирования позволяет полностью пребывать в потоке жизни без того, чтобы быть привязанным к событиям или совсем затеряться среди них. Ум становится подобен резиновому полотну батута, который испытывает удары человека или вещи, но отталкивает их обратно, а на его поверхности не остается никаких вмятин, изменений или шрамов. Такой ум свободен от ранения и ушибов. В таком уме злость, ненависть, насилие, ревность, страх и печаль могут прийти на мгновение, но вскорости естественным образом растворятся, не оставив и следа. Мозг быстро возвращается в состояние динамического баланса.

Как научиться

Медитация осознанности — техника

Первый шаг:

Мягко концентрируем внимание и ощущения, без размышлений и анализа, осознавая наши левые:
— пальцы ног;
— ступни и лодыжки;
— голени и колено;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, без размышлений и анализа, осознавая наши правые:
— пальцы ног;
— ступни и лодыжки;
— голени и колено;
— бедро и область тазобедренного сустава;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая:
— область паха;
— живот и его движения;
— грудь и дыхание;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая свои левые:
— пальцы рук;
— запястья и предплечья;
— локоть и плечо;
— плечи;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая свои правые:
— пальцы рук;
— запястья и предплечья;
— локоть и плечо;
— плечи;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая свои:
— шею со всех сторон;
— верх спины, середину спины и низ спины;
— подбородок, лицо, нос, щеки, глаза, уши, лоб, обе стороны головы, макушку и затылок.

Теперь мягко ощутите своё тело целиком как одно целое, как одну живую сущность.

Шаг второй: 5 минут
Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая движения живота, как он двигается вверх и вниз на каждом вдохе и выдохе. Пока вы концентрируетесь на движениях живота, осознавать и уделяйте внимание любым мыслям и эмоциям. Позвольте этим мыслям и эмоциям уйти, и снова возвращаетесь движениям живота.

Шаг третий: 5 минут
Мягко концентрируйте внимание, осознавая дыхание, осознавая как воздух входит через ноздри в глотку, проходит через трахею в легкие, а на выдохе выходит из легких, снова проходить через трахею, глотку и выходит из ноздрей. Пока вы наблюдаете за дыханием, будьте внимательны к любым эмоции и мыслям, позвольте им уйти и снова возвращайтесь к вашему дыханию.

Шаг четвертый: 5 минут
С закрытыми глазами, мягко фокусируясь и созерцайте, осознавая эмоции и мысли в вашем уме, смотрите на них как на волны, поднимающиеся на поверхности океана, без суждения и оценки. Если ваш ум начинает погружаться в мысли и эмоции — мягко верните его к созерцанию мыслей и эмоций.

Созерцание в ходячей медитации
Двигаясь медленными шагами и сознательно, осознавайте движения ваших стоп и всех ощущений в стопах. Осознайте ощущения во всём теле, осознайте ощущения тела в вашем уме и осознайте ощущения тела в эмоциях. Позвольте им уйти и снова вернитесь к ощущению движения стоп и ощущений в стопах.


Энди Паддикомб – Медитация и осознанность. 10 минут в день, которые приведут ваши мысли в порядок

Get Some Headspace


10 Minutes Can Make All the Difference




Медитация и осознанность


10 минут в день, которые приведут ваши мысли в порядок


Энди Паддикомб


Перевод с английского


УДК 159 901 ББК 88 287 2



Переводчик Екатерина Милицкая Редактор Тамара Казакова


Паддикомб Э


П88 Медитация и осознанность 10 минут в день, которые приведут


ваши мысли в порядок / Энди Паддикомб, Пер с англ – М Альпина нон-фикшн, 2014 – 330 с


ISBN 978-5-91671-286-5

Медитация по системе Энди Паддикомба – это прежде всего инструмент повышения качества жизни Она не только снижает уровень стресса, помогает избавиться от тревог, раздражительности, бессонницы, но и помогает осознать, что жизнь прекрасна Кроме того, состояние осознанности, которому учит медитация, зачастую позволяет находить решения самых сложных жизненных задач и проблем


Здесь нет никакой мистики, в доступной и занимательной форме автор излагает простейшие и действенные приемы ежедневного комплекса упражнений Они не требуют каких-либо специальных знаний или предварительной подготовки, пошаговые инструкции дают возможность освоить технику медитации самостоятельно А главное – для того чтобы воспользоваться несомненными преимуществами этой методики, достаточно всего десяти минут в день

УДК 159 9 01 ББК 88 287 2


Все права защищены. Никакая часть этой книги н быть воспроизведена в какой бы то ни было форм ми бы то ни бжо средствами, включаяразмещні Интернет и в корпоративных сетях, а также зап


По вопросу организации доступа к электронной би издательства обращайтесь по адресу


О Andy Puddicombe, 2011 © Издание на русском языке, перевод,


ISBN 978-5-91671-286-5 (рус) оформление ООО «Альпина нон-фикшн»,


ISBN 978-1-444-72220-8 (англ) 2014

TOC \o "1-5" \h \z

Благодарности 7


Введение 9



Практика 121


Интеграция 165


Дневник медитации 257


Практические аспекты 271


Байки из клиники 301


Литература 325

Благодарности


Я хотел бы поблагодарить многих и многих людей за помощь в осуществлении этого проекта, однако мой список по праву возглавляют учителя, у которых мне посчастливилось учиться медитации в монастырях и учебных центрах в различных местах планеты. Я не смог бы написать эту книгу, если бы не уроки этих выдающихся людей, вобравших в себя все лучшие традиции медитации. Особо я хотел бы поблагодарить Дональда Кридона - за поддержку, доброту и высоко ценимую мною многолетнюю дружбу.


Я хочу поблагодарить моего редактора, Ханну Блэк, и всю команду издательства Hodder & Stoughton за то, что работа над книгой оказалась таким приятным занятием. Отдельное спасибо Энтони Топпингу из литературного агентства Greene and Heaton, Ричу Пирсону и Марии Шонфелд из «Медитации» за критический взгляд на первые, еще сырые версии этого труда и многочисленные полезные замечания. Кроме того, я благодарен Нику Бегли за его бесценный вклад в научно-исследовательские разделы этой книги.


Спасибо вам, Иен Пирсон, Миша Абрамов и Маркус Купер, за щедрую и бескорыстную помощь проекту «Медитация». От имени всех участников проекта я выражаю вам бесконечную благодарность.


Наконец, последнюю по порядку, но отнюдь не по значимости благодарность я хотел бы адресовать своим родным и друзьям – за их горячую поддержку этой книги и проекта «Медитация» в целом. Особенно я благодарен своей подруге Люсинде Инсалл-Джонс за любовь, терпение и непоколебимую веру во все, что я делаю. Для меня это важнее всего на свете.

Введение


Было глубоко за полночь. Я сидел на стене и смотрел вниз. Высокие сосны надежно скрывали меня в темноте, но я не смог побороть искушение и еще раз оглянулся: не увязалась ли за мной погоня? Почему так вышло? Я вновь бросил взгляд вниз. До земли было метра четыре. Не сказать чтобы слишком высоко, однако меня, скрюченного на стене в пижаме и легких сандалиях, при мысли о прыжке охватывала дрожь. Зачем я только надел эти сандалии? Я обернул их обшлагами брюк, когда крался по монастырю, стараясь не разбудить других монахов. Я пришел в монастырь, чтобы размышлять о жизни, и вот теперь протираю штаны на этой стене и размышляю о собственных сандалиях, готовясь спрыгнуть обратно в мир.


Я и подумать не мог, что все так обернется. Мне и раньше доводилось вести жизнь буддистского монаха, причем в куда более суровых условиях. Но другие монастыри словно бы излучали тепло, доброту и участие, и жизнь там была пусть и трудной, но наполненной смыслом. Этот монастырь оказался совсем другим - пожалуй, единственным в своем роде. Запертый днем и ночью, окруженный высокими каменными стенами, без малейшего контакта с внешним миром, временами я чувствовал себя, как в тюрьме. Конечно, мне следовало винить только себя: ведь я попал туда по собственной воле. Все же монашество отличается от мафии: став монахом, ты не обязан оставаться им всю жизнь, лишенный права выхода. Наоборот, буддистские монастыри известны своей терпимостью и состраданием. И теперь сам факт того, что мне приходится бежать из одного из них, преодолевая на пути к свободе четырехметровую стену, оставался для меня загадкой.


Все началось несколько лет назад, когда я решил отправиться в Азию, податься в монахи. В то время я учился в университете, на физкультурном отделении. Это может показаться переломным моментом в моей жизни, однако на самом деле принял я это решение весьма легкомысленно. Правда, друзья и родные тревожились гораздо сильнее меня, может, даже опасались, все ли у меня в порядке с головой, тем не менее оказывали мне необходимую поддержку. В университете все было иначе. Ус лыш ав от меня эту новость, куратор курса предложил мне отправиться к доктору за лекарством от депрессии – по его мнению, это принесло бы мне куда больше пользы. Он безусловно желал мне добра, однако мне казалось, что он меня совершенно не понимает. Неужели он полагал, что счастье и смысл жизни, которые я жаждал обрести, ищут в пузырьке с таблетками? Когда я повернулся к выходу, он сказал: «Энди, ты всю жизнь будешь жалеть об этом решении!» Однако оно оказалось одним из лучших решений, принятых мной за всю жизнь.


Вы наверняка гадаете, кем надо быть, чтобы в один прекрасный день отправиться в Азию и стать буддистским монахом. Возможно, вы представляете себе спятившего студента, склонного к самолечению, или творческую личность, бунтующую против общества потребления. В действительности все обстояло гораздо проще. Я просто боролся с собой. Нет, не подумайте, что я спятил: меня всего лишь одолевали разные мысли. Мой разум крутился, переключаясь с одного режима на другой, как стиральная машина. Какие-то мысли доставляли мне удовольствие. Другие совсем не нравились. То же самое происходило с чувствами. Мало того что мой мозг не давал мне покоя, так еще временами меня одолевали тоска, беспокойство, отчаяние. В общем-то, самые обычные чувства, но порой ими невозможно было управлять. И я ничего не мог с этим поделать. Мне казалось, что это они управляют мной и несут неизвестно куда. Бывали хорошие дни, когда все было прекрасно, но бывали и плохие, когда мне казалось, что голова моя вот-вот взорвется.


Испытывая такие сильные чувства, я стремился научиться управлять сознанием. Я понятия не имел, как это делается, однако еще в юном возрасте попробовал медитировать и понял, что в этом кроется возможное решение проблем. Не думайте, что я был каким-то вундеркиндом, с отрочества сидевшим на полу в позе лотоса: нет, все было совсем иначе. По– настоящему я обратился к искусству медитации лишь в 22 года, однако первый опыт управления собственным сознанием еще в одиннадцатилетнем возрасте послужил своего рода путеводной звездой. Я, конечно, хотел бы заявить, что на первые в моей жизни курсы медитации я записался, стремясь постичь смысл жизни, однако в действительности я пытался уйти от одиночества. Мои родители только что развелись, и чтобы как-то с этим справиться, моя мать записалась на шестинедельный курс. Узнав, что моя сестра тоже идет с ней, я напросился к ним в компанию.