Князь Олег: биография основателя Древнерусской державы. Жизнь князя вещего олега

Рюрик по причине несовершеннолетия был вынужден передать право управления Русью Олегу. Летописи, дошедшие до дней наших, повествуют о том, что Олег проявил себя как воинственный правитель. У него были грандиозные планы. Олег желал, чтобы ему принадлежал водный путь к Греции – река Днепр. Чтобы достичь намеченной цели, Олегу необходимо было подчинить своей власти народности и народы на Днепре живущие. Для осуществления задумки Олегу была необходима многочисленная и сильная армия. Сказано – сделано.

Пошел Олег со своею дружиной к намеченной цели. Первым городом, попадавшим на его пути был Смоленск, который был завоеван достаточно легко. Затем настала очередь Любеча. А потом и Киев показался. Олег был наслышан, что Киев, что говорится, голою рукою не возьмешь. Тогда он применил военную хитрость. Он со своими дружинниками сел в лодки и киевским князьям представился купцами. Так и взял он славный Киев-град. И стал он в Киеве княжить.

Но долго находиться на одном месте Олегу было скучно. Тогда он с дружиною своею стал набегать на земли в притоках Днепра и обкладывать данью народы, в тех местах живущие. А чтобы власть свою над ними укрепить, строил там остроги свои. Но и это занятие быстро Олегу наскучило.

Задумал Олег дело большое. Походом идти на Византию. Тогда он и флот велел в порядок привести, ладей только тысячи построить необходимо было. Сказано – и это сделано.

Летописцы древней Руси отмечают 906 год. Это дата, когда Олег к вратам Царьграда подошел. Люди, живущие в Царьграде, были в ужасе. Потому что видели они, какие ужасы творит Олег на их землях, боялись они его. Тогда решили византийцы, что уплатят огромную дань Олегу. Олег согласился на их предложение и вернулся на родину обласканный, как сегодня говорят, деньгами и славой.

Когда Олег с воинами вернулся на родные земли, то много слухов разных о нем слагалось. Говорили всякое. Упоминали, что Олег посуху на лодках к Царьграду подъезжал; что прибил свой щит на воротах города….

Эти досужие разговоры привели к тому, что Олегу стали приписывать необыкновенные могущественные силы. Все это дошло до нашего времени в летописях, которые велись тщательно во всех городах Руси.

Важна дата – 912 год. Это год смерти храброго русского князя Олега. Смерть его – это хрестоматийный пример из курса истории и литературы. Все мы со школьной скамьи помним, что Олег скончался от укуса змеи, которая выползла из черепа его верного коня. Кроме того, этот факт литературно преломлен гением русской литературы Александром Сергеевичем Пушкиным.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

Основоположник великой Киевской Руси князь Вещий Олег, вошел в историю, как один из самых значащих для русского народа персон. Многочисленные походы, торговый путь с Византией и внедрение письменности для людей русских, все это заслуги князя, который по легендам мог предвидеть свое будущие, что и послужило успехом в его правлении.

Один из самых известный и пой сей день князей древней Руси князь Вещий Олег. Который пришел на смену не менее великому Рюрику и принес не мало побед своему народу. Одной из самых известных заслуг героя Вещего Олега, это сотворения самой Киевской Руси и назначения центром ее великого города Киева. Олега стали называть Вещий, только потому, что он мог предсказывать будущее. Он очень умело рассказывал о событиях будущего и это было скорее всего не потому что у него были сверхъестественные силы, а потому что он мыслил логически и был хорошим психологом. Князь был не только государем своей державы, но и своего рода волхвом для народа и чародея, ведь люди верили, что ему власть править русским народом дана свыше. Ходит придание, что смерть Вещему Олегу принесла змея и умер он от ее укуса. Именно смерть великого царя стала причиной сочинения многих песен и легенд. Обязательными с истории стали не только песни о его подвигах, но и о его смерти, ведь очень обидно, что столь великий русский государь, стал жертвой змеи.

Легенда гласит, что правления князю перешло, когда Рюрик умирал. Именно на смертном одре, он сказал, что завещает ему правление, ведь сын его был еще мал, а Вещий Олег был его опекуном и доверенным лицом семьи. Только ему Рюрик мог доверить два своих самых дорогих сокровища. Это сына еще совсем маленького и государство, на которое у него были большие планы. И он не подвел своего товарища, он стал великим полководцем, он заслужил любовь своего народа и прослужил Руси почти 33 года. Если пройтись поверхностно по достижениям русского полководца, то самыми большими его победами в жизни было правление в Новгороде, Любиче и создание Киевской Руси. Но не менее важными событиями в его жизни, стали походы на Византию, обложение данью восточнославянские племена и торговые пути, которые отрыл поход на Византию. Это самых поход открыл много нового и интересного для русских, не только в плане торговли, но и искусстве.

Начало его подвигов положил поход на кривичей в 882 году, в ходе которого он захватил Смоленск. После вниз по Днепру был положен его путь. Который принес ему захват Любича. И в последствии он обманом лишил и жизни, и престола русского князей Аскольда и Дира, которые и правили Русью до него. После чего Вещий Олег стал не только князем Новгорода, но и князем Киева. Именно с этого момента по историческим фактам и считается, было положено началу создания великой Киевской Руси.

Далее значительной для князя новгородского и киевского Вещего Олега датой стал 907 год. Когда он повел в длительный поход войско Киева и варягов в Византию. Армия опустошила полностью город Константинополь, и после был составлен и принят договор, очень выгодный для Руси, по которому народ русский, который ехал в Византию с торговыми делами имели привилегии даже больше чем у граждан государства.

Не менее знаменитым стал договор Вещего Олега с греческими правителями, который был заключен в 912 году, после того, как был осажен Царьград, а византийцы с тот момент капитулировали. Но даже там еще не было ни слово о настоящем наследнике и фактическом правителе Руси, Игоре. Даже во времена правления Вещего князя весь народ понимал, что именно он основатель их государства. История тоже доподлинно понимает, что Олег сначала создал государство, потом расширил его границы, показал всем, что Рюрики, это вполне легитимная власть русского народа. И самое главное, он осмелился бросить вызов Хазарам. До того, как опекун Игоря стал править, хазары собирали огромную дань у всего славянского народа. Мало того, что они крали у людей, они еще и хотели, что русские исповедовали их религию- иудаизм.

«Повесть временных лет» это самый достоверный источник информации про Вещего государя русских людей, но только там описаны лишь самые основные деяния богатыря. Огромный пробел в целый 21 год, существует в летописи и по какой причине писари обошли это года правления князя не известно и по сей день. Но и с то время происходило немало значащих для истории вещей, ведь каждое решение князя, меняло ход всей истории и всего народа. Очень важным фактором, который вскрылся через много лет, стало то что с 885 г до 907 года в этом периоде был не только поход на хазар, но и одоление радимичей.

Видео: Документальный фильм о Вещем Олеге

Но летопись писали сугубо русские люди и поэтому они считали нужным фиксировать те события, которые только на все 100% касались русского народа и Олега. Очень важной деталью стал проход в 898 году рядом с Киевом эмигрирующего народа венгров (увгро). Не менее важным был приезд будущей жены Игоря княгини Ольги в 903 году. По рождению невесту звали Прекраса, но по воли князя Новгородского ее стали называть сначала Вольгой, а потом Ольгой. Мало кому было известно, что на самом девушка была дочерью Вещего Олега, и чтобы никто не узнал правду, ее стал и называть другим именем. Девушка была не только дочерью Вещего Олега еще и внучкой Гостомысла, именно он пригласил Рюрика много лет назад стать во главе правления Руси.

Рюрик передал на смертном одре своего сына и правление державой, и таким образом Олег продолжить династию Гостомысла по линии своей супруги, и занял место Рюрика. Получилось, что ни линия правления династии Рюрика, ни Гостомысла так и не прервалась.

В следствии этого, всегда вставал важный вопрос о том, у кого же больше прав править государством русским, у Олега или у Гостомысла. Никто не знал достоверно, правда или молва о том, что Ольга дочь Олега и внучка Гостомысла, ведь если это правда, то выходит, что супруг той самой дочки, Олег. А он может сравниться с любым из династии Рюриков. И получается, что у него вполне законные права на наследование престола, а не просто словесная дарственная земли русской Рюриком. Но этот факт старались всегда обходить стороной в летописях, чтобы свита Новгорода не стала претендовать на значительные государственные чины в Киеве.

И самым неожиданным и приятным событием, которые принесло правление царя вещего, это то, что с его подачи народ русский узнал, что такое письменность. Кирилл и Мефодий, также в Повести временных лет, зафиксированы, как создатели письменности у славян. Такое деяние князя поистине великое, лишь спустя 90 лет по важности смог превзойти князя, Владимир, который принял христианство для русского народа. Олег принимал письменные реформы, азбуки и алфавит, который и по сей день присутствует в жизни людей.

В период, когда Рюрик появился в Новгороде, на Ладоге появились братья Кирилл и Мефодий. Разницы во времени нет, лишь существовала разница в территориальном пространстве. Кирилл положил начало своей миссии на юге, в 860-801 году он дошел до Хазарского каганата. Там он пытался внедрить письменность, но не совсем успешно и тогда он на время удалился в монастырь, где стал заниматься созданием азбуки и вершил эти деяния один из братьев в 862. Этот год даже никогда не подвергался сомнению, ведь тогда состоялся поход обоих братьев уже на руках с азбукой в Моравию.

Эти события в дельнейшие года приведут к тому, что и в Болгарии, и в Сербии стали применять славянскую письменность, но это произошло через 250 лет. Но только создание письменности, не могло принести к тому, что люди станут более грамотным, нужно было решение государя о том, что это необходимость и непосредственно нужен был его авторитет.

Герой олхв был очень непреклонным, и он хоть и принял азбуку у миссионеров, но их учения категорически отвергал. Тогда была только одна вера, языческая и язычники очень плохо относились к христианам, народ еще тогда просто был не готов к такой вере. Католические миссионеры натерпелись от Балтийских славян. Ведь те без разбору чинили над ними расправы. Тогда шло большое противостояние, и опекун малолетнего Игоря сыграл в этой борьбе не последнюю роль.

Даже когда великий князь умер, он стал именно тем, кто запустил процесс создания великого государства и этот процесс стал уже не обратимым, так как почва для него была уже настолько твердой, что ее было не сокрушить. Даже Карамзин однажды сказал, что России имела в своей истории много достойных правителей и государей, но таких заслуг перед государством как сотворил Князь Олег для Руси, не добился ни один из них.

Великий правитель Вещий Олег, заслуживает того, чтобы и по сей день перед его персоной и деяниями во имя Киевской Руси, люди склоняли голову с благодарностью. Он стала тем, кто создал государство Русь с нуля. Он проложил торговые пути самые выгодные с в истории русского народа, он был князем одновременно двух государств и женил свою дочь на законном наследнике Киевской Руси. Не говоря о внедрении письменности, которая стала началом обучения грамотности простых людей.

Князь Олег - первый правитель Древнерусского государства. После смерти Рюрика с 879 г. властвовал на территории Северной Руси, захватил в 882 г. Киев и объединил земли Северной и Южной Руси в единое государство - Киевскую Русь.

Олег - биография (жизнеописание)

Политическая деятельность Олега оказалась удачной: он расширил территорию Киевского княжества, подчинив многие народы Восточной Европы, а также совершил успешный поход на Константинополь в 907 г., после которого заключил выгодный торговый договор с греками.

Образ князя Олега, прозванного русским летописцем Вещим, стал чрезвычайно популярным в русской культуре - поэзии, литературе и изобразительном искусстве, но вместе с тем эта историческая фигура является одной из самых спорных и сложных для научного исследования. Даже считающиеся наиболее достоверными самые ранние русские летописи, составленные на рубеже XI - XII вв., некоторые основные факты биографии Олега сообщают противоречиво. Многие летописные сюжеты, связанные с этим князем, отражают исторические предания устного, фольклорного и даже мифоэпического характера, имеющие параллели в культуре других народов.

Князь или воевода?

Как заметил В. Я. Петрухин, наиболее полно жизнь Олега освещена в летописи Повесть временных лет (нач. XII в.). В 879 г. в связи со смертью в этой хронике впервые сообщается об этом князе. Княжение перешло к нему как к «родичу» Рюрика и опекуну над - малолетним сыном северорусского правителя. О степени их родства в большей мере, видимо, позволяет судить Иоакимовская летопись (XVII в.), на основании сведений которой считал, что Олег был шурином Рюрика, «урманским князем» из Швеции.

В Новгородской первой летописи, наиболее близкой к Начальному своду 1090-х гг., лежащему в основе самых древних русских хроник, Олег - не князь, а воевода при уже вполне взрослом князе Игоре. Соответственно, и захват Киева - совместное мероприятие Игоря и Олега.

Хронология событий, в которых участвует Олег, в новгородском летописании «запаздывает» по отношению к той, которую отражает Повесть временных лет. Так, знаменитый поход Олега на Константинополь 907 г. здесь датируется 922 г. Впрочем, исследователями давно признана условность ранних летописных датировок и их «зависимость» от дат греческих хронографов, с которыми «сверялись» древнерусские авторы.

Первая «столица» Олега?

Этот вопрос напрямую связан со статусом Олега и возрастом . Так, крупнейший исследователь русского летописания А. А. Шахматов полагал, что Олег и Игорь независимо друг от друга правили: один в Киеве, другой - в . Предания об обоих соединил автор Начального свода, который и «сделал» Олега воеводой при Игоре. Составитель же Повести временных лет «вернул» ему княжеский титул. Для того чтобы объяснить одновременность двух князей, летописец и показал Игоря младенцем на руках Олега.

Но где же «сидел» Олег до захвата Киева? Летописи об этом прямо не говорят. Подразумевается, что после смерти Рюрика там же, где находился последний, то есть в Новгороде. Но ведь есть источники, например, Ипатьевская летопись, которые указывают и на , как первую резиденцию . Да и «одна из могил» Олега летописным рассказом приурочена к Ладоге.

Известный польский ученый Х. Ловмяньский предположил, что первой резиденцией Олега была Ладога, а затем он сделал местом своего пребывания , учитывая его роль как важного торгового центра. Правда, сам же историк и указал на слабое место в своей гипотезе: Смоленск не был упомянут летописью в списке важнейших городов, подвластных Киеву (907 г.). Да и подчинил себе Олег Смоленск незадолго до киевских событий.

Как Киев стал «матерью городам русским»

По сообщению Повести временных лет Олег в 882 г., собрав воинов от многих народов, проживавших на севере Руси, выступил в поход на юг. «Приняв власть» в и «посадив в нем своего мужа», захватил далее Любеч. Теперь путь Олега лежал на Киев. В Киеве правили и Дир, бывшие дружинники Рюрика, отпущенные им в 866 г. в поход на Византию и осевшие здесь после возвращения из похода. Олег спрятал своих воинов в ладьях и на берегу, а сам послал за варягами, велев им передать, что они, мол, купцы, идут к грекам от Олега и княжича Игоря, «придите к нам, к родичам своим». В Никоновской (Патриаршей) летописи (XVI в.) для убедительности добавлено, что Олег сказался больным и, видимо, поэтому приглашает к себе правителей Киева.

Когда и Дир явились на место встречи, Олег, обвинил их в том, что они не имеют прав на княжение в Киеве, в отличие, как раз, от него и Игоря - сына Рюрика. По его знаку выбежавшие из засады воины убили Аскольда и Дира. Далее, судя по всему, уже бескровно Олег утвердил свою власть над Киевом.

Военная хитрость Олега, а именно западня, устроенная «лжекупцами», находит аналогии в эпосе других народов (египетские, иранские, античные, западноевропейские параллели), что позволило некоторым исследователям видеть не историческую достоверность, а фольклорный характер соответствующего предания о взятии Киева Олегом.

Оценив выгодное стратегическое положение Киева и на пути «из варяг в греки», и в центре нового объединенного государства, Олег сделал этот город столицей. Стольных городов на Руси было немало, но именно Киев с легкой руки князя стал «матерью городам русским». Как показал известный исследователь А. В. Назаренко, это летописное выражение было калькой с греческого эпитета Константинополя и его использование «указывало на значение цареградской парадигмы для столичного статуса Киева».

Последующие годы (883-885) Олег посвятил завоеванию соседних с Киевом славянских народов на правом и левом берегах Днепра - полян, древлян, северян, радимичей, забирая их из под дани «неразумных хазар» и включая в состав Древнерусского государства. Но для честолюбивого русского правителя главным соперником и самой желанной добычей, конечно же, был Константинополь.

Щит на вратах Царьграда

В 907 г. по сообщениям Повести временных лет Олег, собрав огромное, 80-тысячное, войско из варягов и воинов подвластных Руси славянских и неславянских народов, на кораблях, число которых достигало 2000, двинулся на Царьград.

Греки перекрыли цепью доступ вражеским кораблям в гавань Константинополя. Тогда изобретательный Олег приказал водрузить корабли на колеса. Попутный ветер погнал неисчислимую армаду к стенам византийской столицы по суше. Греки испугались и запросили мира. Коварные ромеи вынесли Олегу угощение - вино и яства, но русский князь отказался от них, подозревая, что они отравлены. Он потребовал большую дань - по 12 гривен на каждого воина и в знак победы повесил свой щит на вратах Царьграда. После этого похода прозвали Олега Вещим.

Но состоялся ли поход Олега?

В историографии издавна утвердились кардинально противоположные мнения по поводу того, состоялся ли в действительности поход Олега на Константинополь. Приверженцы идеи о том, что поход имел место, в качестве доказательства ссылаются на достоверность заключенного после него русско-византийского договора 911 г. Но есть серьезные аргументы в пользу мнения о легендарности похода:

  • О походе 907 г. говорят только русские источники, но молчат греческие. А ведь византийские авторы часто и красочно описывали многочисленные вражеские осады и нападения, которым подвергался Константинополь на протяжении веков, в том числе и нападения Руси в 860 и 941 гг.
  • Но и русские источники, описывающие поход Олега, содержат противоречия. Это и разные даты события, и различающийся состав участников войска Олега.
  • Описание похода 907 г. по многим деталям и стилю напоминает описание русской летописью похода князя Игоря на греков в 941 г., а они оба обнаруживают «зависимость» от текста греческой хроники Амартола, рассказывающей о нападении русских 941 г. на Византию.
  • В изложении русского летописца о походе Олега в 907 г. содержатся элементы, признающиеся рядом исследователей фольклорно-эпическими. Например, щит победителя на вратах византийской столицы - эпизод, содержащийся в древнем эпосе других народов, но не встречающийся больше в русских источниках. Большие «подозрения» ученых в искусственности описания похода вызывает сюжет кораблей на колесах, и об этом нужно сказать особо.

Корабли на колесах: метафора или средство передвижения?

Уже на самых древних памятниках искусства - египетских, вавилонских, античных, дальневосточных, можно встретить изображения кораблей на колесницах. Присутствуют они и в эпосе многих народов. Ближайшая по времени аналогия сюжету о кораблях на колесах Олега встречается в произведении Саксона Грамматика «Gesta Danorum» (XII в.), рассказывающем о легендарном датском конунге Рагнаре Лодброке. Многие исследователи сближают два этих сказания.

Но у Саксона вместо кораблей упомянуты медные кони на колесах. О том, что автор метафорически подразумевал корабли, говорят исследователи. В изложении Саксона весь эпизод выглядит неопределенно и туманно, в отличие от ясного и понятного рассказа русского летописца.

Безусловно, права Е. А. Рыдзевская в том, что предание о походе Олега сложилось на Руси, а не в скандинавском мире, его использовал летописец для эффектного рассказа о нападении Олега на Царьград. Другое дело, что предание могло быть занесено варягами в Скандинавию и отразиться в соответствующем эпизоде с Рагнаром у Саксона Грамматика. Но этой же исследовательнице принадлежит мысль о том, что появление кораблей на колесах в летописном сюжете - не дань эпической культовой традиции, а отражение вполне реальной практики в описываемую эпоху. И викинги, и славяне могли рассматривать корабли на колесах как усовершенствованный способ передвижения судов волоком.

Вещий, потому что Олег?

Среди загадок, заданных русскими летописями в отношении Олега, одна из главных - его прозвище. Вещий - предвидящий будущие события! Но если Повесть временных лет дает некоторое основание полагать, что Олег так назван, потому что провидел смертельную угрозу в угощении греков, то новгородская летопись не указывает даже и этого мотива. Читатель летописи не может не задаться вопросом: Как случилось, что Олег, будучи Вещим, свою смерть от коня своего, к тому же предсказанную волхвами, не предотвратил? Что стоит за словом Вещий? Способности? Так он, получается, их не проявил. А может имя?

Древнескандинавская этимология имени Олег - Helgi, не вызывает сомнений у большинства современных исследователей. Оно восходит к слову, общее значение которого - «священный, сакральный» и которое отражало в языческую эпоху сакральность верховной власти. В древнегерманском именослове оно встречается нечасто, потому что давалось только представителям знатных родов. Семантическим ядром корня *hail были понятия телесной целостности и личной удачи. То есть, те качества, которыми должен был обладать конунг, правитель.

Попав в славянскую языковую среду, скандинавское имя неизбежно переосмысливалось. В условиях славянского языческого мировоззрения, для которого представления о личной удаче и судьбе не характерны, на первый план выступили колдовские способности правителя, умение провидеть, предсказывать. Таким образом, по мнению Е. А. Мельниковой, скандинавское имя князя Helgi в восточнославянском мире приобрело двойное отражение: и как фонетическое - в виде имени Ольгъ/Олегъ, и как смысловое - в виде прозвища «Вещий».

Интерпретации прозвища Вещий неминуемо приводили ученых к исследованию обстоятельств смерти князя Олега.

Несчастный случай?

Пожалуй, рассказ о смерти Вещего Олега - это самая интригующая часть летописной биографии русского князя и по сравнению с остальными сведениями в наибольшей степени носит мифоэпический характер.

В Повести временных лет под 912 г. помещен пространный рассказ о том, что еще до византийского похода волхвы предрекли смерть князю от его собственного любимого коня. Олег поверил волхвам, приказал лошадь кормить, но к себе уже не подпускал. Вернувшись из похода, князь узнает, что его конь умер и велел привести себя на место его захоронения. Олег толкнул конский череп ногой, из него выползла змея и смертельно ужалила князя.

По Новгородской первой летописи Олег также умирает от укуса змеи (без упоминания коня), но это происходит в 922 г. и не в Киеве, а в . Эта же летопись, по реконструкции А. А. Шахматова, сообщает, что Олег «ушел за море» и умер там. Данные известия летописцы подтверждают и упоминанием о захоронениях Олега - соответственно, в Киеве и Ладоге. Похожий сюжет (смерть от змеи, прятавшейся среди останков любимого коня) существует и в скандинавской саге о норвежце Орвар-Одде. Е. А. Рыдзевская аргументировано показала, что русское летописное повествование о смерти Олега первично по отношению к рассказу саги.

Любопытен лишенный эпических «наслоений» рассказ о смерти русского князя Олега в булгарской летописи Гази-Бараджа (1229-1246 гг.), помещенной в свод «Джагфар тарихы» Бахши Имана (XVII в.). Салахби (так передает восточный источник имя Олега) купил боевого «тюркменского коня по кличке Джилан». При покупке он выронил под ноги коня монету и необдуманно нагнулся за ней. Ахалтекинец, обученный в условиях боя топтать пеших, тут же ударил его копытом и убил наповал.

В исследованиях летописного рассказа о смерти Олега в последние годы наметилась перспективная тенденция рассматривать его мифоэпические истоки сквозь призму распределения властных функций первых русских князей.

Месть Велеса и волхвов

Появление варягов в Восточной Европе внесло серьезные изменения в религиозную жизнь местного восточнославянского населения. Скандинавское общество в этот период исповедовало культ воинской силы и сильной светской власти. Жречество было слабым, а функции жрецов, колдунов и даже знахарей часто брали на себя военные предводители, которые свою власть ни с кем не хотели делить. Известно, что чем больше успех военного вождя, тем больше он стремится узурпировать функции «духовного» сословия. В сагах часто присутствуют мотивы колдовства и знахарства конунгов.

Варяжские князья на Руси также стали брать на себя функции «колдовского» сословия. Судя по прозвищу, первым на роль князя-жреца претендовал уже Олег. Возможно, что он, как и князь Владимир семь десятилетий позднее, руководил жертвоприношениями языческим идолам. Ведь о Владимире «Повесть временных лет» рассказывает под 983 г., что он «пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими».

Придя к славянам, где сильным было влияние волхвов, варяжские «князья-колдуны» должны были неминуемо вступить с последними в конфликт. Но, нуждаясь в привлечении местных словен, кривичей и чуди в качестве военной силы для решения внешнеполитических задач собирания новых земель, Олег, как пишет Д. А. Мачинский, «принял вместе с «пришлой Русью» местную славяно-русскую религию, основанную на культе Перуна и Велеса». И клятвы Руси в русско-византийских договорах и другие многочисленные источники указывают, что элита древнерусского общества - князь и его окружение, дружина, бояре, отдавала предпочтение «громовержцу» Перуну, покровителю светской воинской власти.

В то же время «остальная Русь», славяне находились в большей мере под влиянием «скотьего бога» Велеса (Волоса). Культ Велеса, бога подземного мира, покровителя сакральной власти, имевшего змееподобный вид, осуществляли на Руси волхвы.

Ответ на вопрос, почему в эпическом предании о смерти Олега, последний умирает от укуса змеи, а саму смерть предвещают русскому князю волхвы, содержится в иллюстрированной Радзивиловской летописи. Миниатюры последней скопированы с миниатюр Владимирского свода 1212 г. Присутствие змеи на миниатюре, когда она выползает из черепа коня и жалит князя, можно при желании понимать только в буквальном смысле. Но присутствие змеи на миниатюре, на которой воспроизведена клятва мужей Олега, позволяет считать, что змея на обеих миниатюрах символизирует змееподобного Велеса (Волоса).

«Несомненно, летописец и художник начала XIII в. были уверены в антропоморфности кумира Перуна и змееобразности Волоса, - пишет Д.А. Мачинский, - Вероятно, миниатюрист также полагал, что Волос-змей, покровитель скота и особенно коней, и змея, жившая в черепе коня и ужалившая Олега, - существа тождественные или родственные». Видимо прав был гениальный

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Русская народная пословица

В 882 году князь Олег вещий захватил Киев, хитростью умертвив его князей Аскольда и Дира. Сразу же после въезда в Киев он произнес свои знаменитые слова, что отныне суждено Киеву быть матерью городов Русских. Князь Олег произнес эти слова не случайно. Он был весьма доволен тем, насколько удачно было выбрано место для строительства города. Пологие берега Днепра, были практически неприступными, что позволяло надеяться, что город будет надежной защитой для своих жителей.

Наличие преграды со стороны водной границы города было очень актуальным, поскольку именно по этой части Днепра проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки. Этот путь представлял и себя путешествие через крупные русские реки. Он брал свое начало в Финском заливе Байкальского моря, которое на тот момент называлось Варяжским. Далее путь шел через реку Неву к Ладожскому озеру. Путь из варяг в греки продолжался устьем реки Волхов до озера Ильни. Оттуда он мелкими реками добирался до истоков Днепра, а оттуда уже проходил до самого Черного моря. Таким путем, начинаясь в Варяжском море и заканчиваясь в Черном море, и проходил известный до сих пор торговый путь.

Внешняя политика вещего Олега

Князь Олег Вещий после захвата Киева решил продолжить расширение территории государства, за счет включения в него новых территорий, которые были заселены народами, издревле плативших дань хазарам. В результате в состав Киевской Руси вошли племена:

  • радимичи
  • поляне
  • словене
  • северяне
  • кривичи
  • древляне.

Кроме того, князь Олег Вещий навязал свое влияние и другим соседствующим племенам: дреговичам, уличам и тиверцам. В то же время к Киеву подошли угорские племена, вытесненные с территории Урала половцами. В летописях не сохранилось данных о том прошли ли эти племена с миром по Киевской Руси, либо были выбиты из нее. Но доподлинно можно сказать то, что на Руси долго мирились с их пребыванием вблизи Киева. Это место вблизи Киева и по сей день называет Угорским. Эти племена позднее перешли через реку Днепр, захватили близлежащие земли (Молдавию и Бессарабию) и отправились вглубь Европы, где обосновали государство Венгерское.

Новый поход на Византию

907 год ознаменуется новым поворотом внешней политики Руси. Предвкушая большую добычу, русичи отправляются войной на Византию. Таким образом, князь Олег вещий становится вторым русским князем объявившим войну Византии, после Аскольда и Дира. В состав войска Олега входило почти 2000 кораблей по 40 воинов на каждом. Берегом их сопровождала конница. Византийский император позволил русскому войску беспрепятственно грабить близлежащие окрестности Константинополя. Вход же в бухту города, носящей название Бухта Золотого Рога, был перекрыт цепями. Летописей Нестор описывает невиданную жестокость русского войска, с которой они разоряли окрестности византийской столицы. Но даже этим они не могли угрожать Константинополю. На выручку пришла хитрость Олега, который приказал оборудовать все корабли колесами . Далее по земле, при попутном ветре, на всех парусах отправиться на столицу Византии. Так и сделали. Над Византией нависла угроза поражения, и греки, осознав всю горесть нависшей над ними опасности, решили заключить мир с неприятелем. Киевский князь потребовал от проигравших оплатить по 12 (двенадцать) гривен на каждого воина, на что греки согласились. В результате 2 сентября 911 года (по данным летописей Нестора) между Киевской Русью и Византийской империей был составлен письменный мирный договор. Князь Олег добился выплаты дани русским городам Киеву и Чернигову, а также права беспошлинной торговли для русских купцов.

В 879 г., оставив малолетнего сына Игоря, умер новгородский князь Рюрик . Правление взял в свои руки Олег Вещий, князь новгородский с 879 г. и великий князь киевский с 882 г. Стремясь расширить свои владения, князь собрал достаточно сильное войско. В него вошли кривичи, ильменские славяне и представители финских племен. Двинувшись на юг, Олег присоединил к своим владениям города Смоленск и Любеч. Однако планы молодого правителя были более грандиозны. Отдав власть в завоеванных городах верным ему людям, воинственный князь двинулся к Киеву. Поход Олега на Киев увенчался успехом. В 882 г. город был захвачен, а его правители Аскольд и Дир - убиты. Олег взошел на киевский престол. Этот же год считается датой .

Правление князя Олега в Киеве началось с укрепления городских стен и защитных сооружений. Границы Киевской Руси также укреплялись небольшими крепостями («заставами»), где несли постоянную службу дружинники. В 883-885 гг. князь предпринял несколько успешных походов. Были подчинены славянские племена, селившиеся по берегам Днепра, радимичи, жившие на берегах Днестра, Буга, Сожа, древляне и северяне. По приказу Олега в захваченных землях строились города. Покоренные племена были обязаны платить подати. Собственно, вся внутренняя политика Олега, как и других князей того времени, сводилась к сбору податей.

Внешняя политика Олега была успешной. Важнейшим событием стал поход на Византию в 907 г. Князь собрал для этого похода огромное по тем временам войско (по некоторым сведениям, до 80 тыс. человек). Византия, несмотря на оборонительные хитрости греков, была захвачена, пригороды - разграблены. Результатом похода стала богатая дань, а также торговые льготы для русских купцов. Через пять лет мир с Византией был подтвержден заключением письменного договора. Именно после этого похода великий киевский князь Олег, основатель государства Киевская Русь, стал называться Вещим (т.е. чародеем).

Князь Олег, один из величайших правителей Руси, умер в 912 г. Его смерть окутана легендами. По одной из них, наиболее известной, Олег спросил о своей смерти встреченного на дороге волхва. Тот предсказал князю гибель от любимого боевого коня. На этого коня князь никогда больше не садился, но приказал приближенным заботиться о нем. Через много лет Олег пожелал увидеть кости коня, решив, что волхв ошибся. Он наступил на череп, а из него выползла ядовитая змея и ужалила князя. После смерти Олег был похоронен в Киеве. Существует и другая версия гибели князя, согласно которой воинственный Олег погиб в бою.

Биография Олега, ставшего первым князем, жизнь и деяния которого подтверждены летописями, стала источником множества легенд и литературных произведений. Одно из них - «Песнь о Вещем Олеге» - принадлежит перу А.С. Пушкина.