Что такое психологическое консультирование в психологии. Психологическое консультирование

Психологическая помощь - широкое понятие, включающее многообразные теоретические и практические направления. Со­держание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки лич­ности или группы в трудных ситуациях.

По мнению М. К. Тутушкиной, психологическая помощь включает в себя психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д.

Психологическая помощь может включать в себя: психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответствен­ность за достоверность и форму сообщения несет психолог), психологическая коррекция (организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психического развития; разрабатывается индивидуальная про­грамма), психологическое консультирование (помощь для психически нормальных людей для достижения ими целей личностного развития) и психотерапия (активное воздействие психотерапевта на личность клиента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности).

Виды психологической помощи

Психологическая помощь может классифицировать­ся по разным показателям

1) по времени действия: неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, кон­фликтов (психологические консультации);

2) по направленности: прямая - направленная не­посредственно на клиента, на его обращение за помо­щью; откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуа­цию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.

3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;

4) по выполнению функций психологом: диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская - отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п, информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консульта­тивная; терапевтическая;

5) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки);

6) по вмешательству психолога: директивная - указующая, дающая советы, как жить, недирективная - идущая за клиентом.

Консультирование - это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений, в которой особое значение имеет диагностика. Консультирование отказывается от концепции болезни, то есть признает право человека на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Основной функцией психолога-консультанта является предоставление клиенту необходимой психологической информации, стимулирование его активности работы над собой, что является одной из задач психотерапии. Подготовка консультанта не ориентирована на глубокое освоение методов психотерапии. Также отмечается функция психолога-консультанта как посредника между клиентом и психотерапевтом.

Цель психологического консультирования - культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная ана­лизировать ситуацию с различных точек зрения. Разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. В целом эффективность консультативного процесса связывают с личностным продвижением и ростом.

Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи людям следующими основными особенностями. В отличие, например, от индивидуальной и групповой психотерапии оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом. Разные виды индивидуальной и групповой психотерапии рассчитаны обычно на более длительный срок непрерывного взаимодействия психолога с клиентом – от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет, при значительно большем общем количестве часов, затрачиваемых на работу с клиентом.

В психотерапии (в отличие от практики психологического консультирования) активную роль в избавлении клиента от психологических проблем играет психолог. Именно он предпринимает активные действия, направленные на решение проблемы клиента, а сам клиент играет в основном пассивную роль, то есть просто воспринимает воздействия психотерапевта и реагирует на них. В психологическом консультировании дело обстоит иначе: здесь психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой.

В других видах практической психологической работы с клиентами в отличие от консультирования проводимая психотерапевтическая практика предполагает непосредственное личное общение, взаимодействие клиента и психолога, причем даже в то время, когда клиент решает свою проблему. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.

В психологическом консультировании психодиагностика в начале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов. В психокоррекционной работе психодиагностика играет более заметную роль, проводится обычно в самом начале консультации и на нее отводится гораздо больше времени.

За конечные результаты работы с клиентом психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами). Консультант отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций. В других видах психотерапевтической практики психолог несет личную ответственность за конечные результаты своей работы с клиентом, поскольку сам занимается коррекцией психологии и поведения клиента, сам реализует свои выводы и рекомендации.

Консультант-психолог не обязательно должен владеть приемами и методами психотерапии, за исключением тех, которые он может применить в самой консультационной практике. Психотерапевт же, занимающийся практической коррекцией, должен профессионально владеть ее методами, так как в их применении и заключается основная часть его работы.

Скалли и Хопсон. Целесообразно оделить консультирование от других страте­гий психологической помощи:

    предоставления информации;

    прямого действия - осуществления конкретных действий, направленных на оказание помощи клиенту (например, в кризис­ных ситуациях, в случаях самодеструктивного поведения или ре­альной угрозы психическому и/или физическому здоровью лю­дей);

    обучения - помощи в приобретении умений и навыков, не­обходимых клиенту в конкретной ситуации;

    системных изменений - оказания направленного воздействия на ту систему, которая явилась причиной возникновения труд­ностей;

совета - высказывания собственного мнения, основанного на своем видении ситуации, в которой находится другой человек.

По определению Роберта Семеновича Немова психологическое консультирование – сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый человек физически и психически здоровый, в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.

Именно убежденность в том, что в каждом человеке заложен потенциал для решения его проблемы – фундамент психологического консультирования. Здесь в отличие от большинства рассмотренных выше подходов реализуется контакт не в формате “врач-пациент”, а в позициях “равный-равный” или “психолог-клиент”, и в этом заключается принципиальное отличие психологического консультирования.

Предметное поле психологического консультирования очень широко. Психологическое консультирование рассматривается как:

l совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений (лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США);

l отрасль науки и практики, основными функциями которой являются, во-первых, оказание помощи людям, которые испытывают какие-либо трудности в настоящий момент; во-вторых, профилактика трудностей, которые могут возникнуть в будущем; в-третьих, содействие людям в открытии и реализации их потенциала;

l профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно осуществляется в системе личность-личность (хотя иногда в нем участвуют более двух человек), для помощи последнему в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера;

l процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, выступающим временно в роли его клиентов (устав Британской Ассоциации Консультирования);

l помощь индивидууму в исследовании его проблемы, прояснении конфликтующих между собой точек; поиск новых, альтернативных способов совладения с ситуацией, «помощь людям в их помощи самим себе» (М.А. Гулина );

l восстановление логики индивидуальной жизни клиента и оказание профессионального воздействия, не нарушающего эту логику (Г.С. Абрамова ).

В таблице 1 представлены различия психологического консультирования и психотерапии по основным категориям.

Таблица 1. Психотерапия и психологическое консультирование в сравнении



Психотерапия Психологическое консультирование
Ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека Ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его отношений с людьми, миром и собой
Репертуар воздействий Отношения помощи, информирование, объяснение
Акцент на изменении в личности Акцент на использовании имеющихся у клиента ресурсов
Локус жалоб: жалобы на неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания, а также некоторые формы поведения Локус жалоб: подчеркивание негативной роли других людей в возникших неприятностях и проблемах
Долгосрочное – десятки, сотни встреч Краткосрочное – от 5 до 15 встреч

Основные приемы психологического консультирования: беседа, интервью, активное слушание, наблюдение, эмпатическое слушание и т.д.

Различие используемых приемов объясняется различными существующими на сегодняшний теориями личности, которые лежат в основеметода , т.е. совокупности психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий.


Глава 2. Психодинамические концепции

Как было отмечено в главе 1, в основе концепций и методов психологического помощи лежат теории человеческой личности, предлагаемые на различных этапах развития психологической науки и практики. Любая теория - это некая модель человеческой личности, причем модель достаточно удачная, поскольку если она закрепилась в психологической науке, была подтверждена десятками лет практики, все это говорит о том, что сама жизнь доказала ее право на существование. Однако всегда следует помнить, что любая теория - это всего лишь модель, которая с определенной погрешностью, в определенном приближении пытается объяснить нам действительность, в данном случае – природу человеческой личности.

Каждая теория выполняет 4 основные функции:

1. Обобщает накопленную информацию

2. Делает более понятными сложные явления, т.е. оформляет их форме модели

3. Предсказывает последствия разных обстоятельств.

Это очень важная отличительная особенность теории, поскольку научная теория, если она - действительно научная, обеспечивает повторяемость результатов. Если модель такую повторяемость может обеспечить и, исходя из предпосылок, предсказать с достаточно большой вероятностью ход развития событий, то данная модель может называться научной теорией.

4. Способствует поиску новых фактов исходя из тех закономерностей, которые мы наблюдаем, и которые подтверждаются.

Отчего же зависит выбор теоретической ориентации каждого специалиста? Конечно от личностных особенностей специалиста, от его взгляда на мир, от его личностной позиции, и от его ответов на 5 главных вопросов

1. Что есть человек?

2. Какие врожденные тенденции ему свойственны?

3. Свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или предопределен?

4. Влияют ли на поведение человека наследственность и события прошлого?

5. Существуют ли предпосылки изменения человека, и как он может изменяться?

Стоит напомнить, что для специалиста-психолога не имеет принципиального значения, какую психологическую ориентацию он выберет, опираясь на какие концепции личности будет работать, будет он психоаналитиком или логотерапевтом, так как любая выбранная теория разными путем приводит к одному и тому же результату – помощи клиенту. Решающее значение имеют два других фактора:

1) зрелость личности консультанта (которой, во многом, способствует прохождение личной терапии и работа с супервизором)

2) высокая профессиональная подготовка (которая складывается из теоретических знаний и из той практики, которую вы приобретаете разными способами).

В последнее время большую популярность приобретает так называемое эклектичное консультирование, при котором специалисты интегрируют в своей практике подходы различных школ и концепций личности, что в конечном итоге, позволяет специалисту быть максимально конгруэнтным и дает высокий результат. Можно сказать, что профессиональная зрелость консультанта – это создание своего индивидуального стиля консультирования, то есть того эклектичного стиля работы, который в итоге приводит Вас к успешному результату во взаимодействии с клиентом.

Для того чтобы расширить спектр своей консультативной деятельности, иметь возможность сочетать различные техники и методики, необходимо их более подробно изучить. В настоящей главе будут рассмотрены те теории, которые появились в мировой психологической практике в начале XX века, и начнем наше рассмотрение с психоаналитического подхода.


1 вопрос

    • Что такое психологическое консультирование

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.

У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.

Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.

    • Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть. Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.

Те, кто обращаются в психологическую консультацию, – это обычно не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для того, чтобы получить обстоятельную консультацию психолога, необходимо время. Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно неудачи вынуждают этих людей, чувствующих себя физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

Когда же эти и другие люди активно начинают искать помощь у психолога? Это, как правило, происходит не сразу при возникновении у них проблем, а в самые тяжелые периоды их жизни. Человек приходит к психологу-консультанту тогда, когда не знает, как поступить, или когда исчерпаны его возможности самостоятельно справиться со своей проблемой. За консультативной помощью к психологу человек может обратиться тогда, когда находится в состоянии

душевного расстройства, когда ему кажется, что с ним или с близкими для него людьми происходит что-то ужасное, чреватое неприятными последствиями.

Что же ищут люди у психолога-консультанта? Зачем они обращаются к нему? На эти вопросы можно ответить следующим образом. Некоторые клиенты в общем знают, как решать свою проблему, и ищут у психолога-консультанта лишь эмоциональной поддержки. Другие не знают, как справиться с проблемой, и идут к психологу за советом. Третьи не вполне уверены в себе или не знают, что конкретно выбрать из имеющихся у них возможностей для решения своей проблемы. Их необходимо убедить и направить их активность в нужное русло. Четвертым - это в большинстве своем одинокие люди -просто надо с кем-то поговорить по душам. У них обычно нет серьезных психологических проблем, но время от времени они остро нуждаются во внимательном и доброжелательном собеседнике. Среди клиентов психологической консультации встречаются и такие, кого к психологу-консультанту приводит праздное любопытство или желание просто бросить ему вызов. Некоторые искренне хотят узнать, кто такой психолог-консультант и чем он занимается, другие заранее убеждены, что он занимается несерьезным делом, и пытаются это ему доказать, поставив психолога-консультанта в неловкое положение.

Профессиональная позиция психолога-консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют. Это не только связано с необходимостью для профессионального психолога сохранить свой авторитет и лицо, но также с тем, что он так же, как и врач, по нормам своей профессиональной этики обязан оказывать помощь всем, кто к нему обращается и кто в этом нуждается, в том числе и тем, кто во время консультации ведет себя не вполне этично.

2 вопрос

§1 Особенности подросткового возраста

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Нарушения развития самосознания могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда и к суицидальным попыткам.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, тому, что они сами о себе думают.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт - к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне .

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды .

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, - это самоопределение. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает, как правило, в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста .

В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь. Потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.

Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими сверстниками общие интересы и увлечения. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте

В отечественной психологической литературе нет четкого разделения понятий «консультативная психология» и «психологическое консультирование». Иногда они используются как синонимы. На наш взгляд, такое разделение необходимо. «Консультативная психология» является термином для описания отдельной отрасли психологии, тогда как «психологическое консультирование» более правильно использовать при разговоре о наиболее общих аспектах консультативного процесса и его субъектах - психологе и клиенте.

Для четкой дифференциации предмета нужно определить, какое именно консультирование имеется в виду: индивидуальное психологическое, семейное, психолого-педагогическое. Далее по тексту под термином «психологическое консультирование» мы будем подразумевать индивидуальное психологическое консультирование как один из разделов консультативной психологии.

На сегодняшний день индивидуальное психологическое консультирование является одной из наиболее разработанных областей консультативной психологии. Становление консультанта любой специализации начинается с основ, т.е. с изучения теории и практики индивидуального психологического консультирования. Как уже отмечалось, для этого необходимо выяснить, что является предметом психологического консультирования.

О широком предметном поле психологического консультирования свидетельствуют его разнообразные определения. Психологическое консультирование рассматривается как:

  • совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений (лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США);
  • отрасль науки и практики, основными функциями которой являются, во-первых, оказание помощи людям, которые испытывают какие-либо трудности в настоящий момент; во-вторых, профилактика трудностей, которые могут возникнуть в будущем; в-третьих, содействие людям в открытии и реализации их потенциала;
  • профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно осуществляется в системе личность-личность (хотя иногда в нем участвуют более двух человек), для помощи последнему в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера (H.Burks, В. Stefflre);
  • процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, выступающим временно в роли его клиентов (устав Британской Ассоциации Консультирования);
  • помощь индивидууму в исследовании его проблемы, прояснении конфликтующих между собой точек; поиск новых, альтернативных способов совладения с ситуацией, «помощь людям в их помощи самим себе» (М.А. Гулина);
  • восстановление логики индивидуальной жизни клиента и оказание профессионального воздействия, не нарушающего эту логику (Г.С. Абрамова).

Наиболее часто встречающимися в этих определениях являются слова «консультант», «клиент» (как человек, личность), «проблема», «взаимодействие», «помощь», «(раз)решение».

Таким образом, консультирование предоставляет клиенту помощь, направленную на выполнение следующих задач:

  • разрешение актуальных жизненных проблем;
  • развитие, социализацию и самореализацию личности;
  • достижение более полной внутриличностной интеграции путем согласования личных и социальных интересов;
  • выработку альтернативных способов поведения, адекватных определенным жизненным ситуациям;
  • осуществление выбора и принятие ответственности за этот выбор.

Анализ различных понятий консультирования позволяет разделить их на две большие группы, стоящие на позициях: 1) воздействия на клиента; 2) взаимодействия с клиентом. Определения консультирования, ориентированные на воздействие, чаще всего отражают позицию «Психолог лучше знает, что и как вам, пациент, лучше...», хотя и не в такой сильной степени, как в медицине. На наш взгляд, сущностью консультирования как личностно-ориентированной практики является консультативное взаимодействие между клиентом и консультантом, основанное на философии клиент-центрированной терапии (К. Роджерс), диалогичное (М.М. Бахтин), специфических взаимоотношениях между психологом и клиентом («Я-Ты отношения» в терминологии М. Бубера).

Далее мы будем придерживаться следующего определения. Психологическое консультирование как форма оказания профессиональной психологической помощи - это процесс взаимодействия между профессионально компетентным консультантом и клиентом, ориентированный на научение и личностный рост последнего, в ходе которого консультант с помощью адекватных методов и средств стремится способствовать клиенту узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания со своими целями, чтобы достигнуть более полного и гармоничного «бытия-в-мире».

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Прежде всего, выделим так называемое интимно-личностное психологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психологопедагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Каждый из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности. Обсудим их.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых от посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента, доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психологаконсультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Семейное консультирование в свою очередь требует знания психологом-консультантом сути

семейных проблем, способов их разрешения, желательно – на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли сможет стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отрицательном плане. Вместе с тем надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения. Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам – и неплохими – становились люди, сами неоднократно потерпевшие неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

То же самое, что только что было сказано относительно психолого-педагогического консультирования, касается и делового консультирования. Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они собираются вести психологическое консультирование.

УСЛОВИЯ результативности психологического консультирования

Для того чтобы психологическое консультирование было достаточно успешным, т. е. давало максимально возможные положительные результаты, в процессе проведения консультирования необходимо соблюсти ряд условий.

Раскроем суть и поясним эти условия.

Условие 1. Человек, обращающийся за помощью к психологу-консультанту, должен иметь реальную, а не вымышленную проблему психологического характера, а также явно выраженное желание как можно скорее ее решить. Выше мы уже говорили о том, что некоторые люди идут на прием к психологу-консультанту не потому, что у них на самом деле есть сложная проблема, которую они во что бы то ни стало хотят решить, а, например, просто из праздного любопытства или с явным намерением что-то доказать психологу-консультанту, то есть намерением, весьма далеким от желания что-либо изменить в самих себе. Психолог-консультант таким людям вряд напрямую сможет чем-то существенно помочь, за исключением, быть может, снижения их амбиций и самоуверенности.

Если же у человека есть реальная проблема, но он ее не вполне осознает и, как следствие этого, не выражает желания от нее избавиться, то такому человеку психолог-консультант сможет помочь лишь в том случае, если в результате беседы с ним у клиента произойдет осознание собственной проблемы и возникнет желание как можно скорее от нее избавиться. Если же клиент достаточно хорошо знает свою проблему, но ничего не хочет менять ни в своей психологии, ни в поведении, то такому человеку вряд ли чем-либо существенно поможет даже достаточно опытный психологконсультант.

Условие 2. Консультант-психолог, к которому за практической помощью обратился клиент, должен иметь опыт проведения психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку. В связи с этим психологическое консультирование аналогично в некотором роде врачебной практике. От психолога-консультанта, как и от врача, прежде всего требуется не навредить клиенту и сделать все от него зависящее, чтобы консультирование прошло успешно.

Условие 3. По количеству затрачиваемого на него времени психологическое консультирование должно быть достаточно длительным для того, чтобы психолог-консультант смог до конца понять и найти оптимальное решение проблемы, волнующей клиента, а также успешно ее решить вместе

с самим клиентом. Здесь также имеется в виду время, необходимое для того, чтобы проконтролировать шаги, направленные на решение проблемы, дать оценку получаемых результатов и довести начатое дело до конца, т.е. получить то, что полностью удовлетворило бы как клиента, так и консультанта-психолога.

Иногда клиенту, который, естественно, имеет меньше опыта решения психологических проблем, чем консультант, может показаться, что положительного результата в консультировании нет или получаемый результат совсем не такой, на который рассчитывал клиент. Психолог же со своей стороны может быть убежден, что дело сделано вполне правильно и нужный результат налицо. Тогда перед консультантом-психологом возникает дополнительная задача – доказать клиенту, убедить его в том, что проблема решена вполне удовлетворительно. Иногда, напротив, клиенту кажется, что дело сделано хорошо, хотя сам психолог-консультант полагает, что начатая работа еще не доведена до своего логического завершения. В данном случае психологуконсультанту необходимо не только постараться убедить в этом клиента, но сделать все от него зависящее для того, чтобы проблема клиента была полностью решена. В этом случае прекращать процесс консультирования можно только по взаимной договоренности психолога и клиента. Если же психологическое консультирование практически прерывается до ранее намеченного срока его окончания, т.е. до получения требуемого результата, то психолог-консультант обязан предупредить об этом клиента, а также сообщить ему о возможных последствиях этого решения.

Условие 4. Клиент должен строго соблюдать полученные от психолога-консультанта рекомендации. В противном случае проблема клиента вряд ли будет решена, и советы консультанта клиенту останутся для последнего лишь благим пожеланием, но не руководством к действию.

Условие 5. Психологическое консультирование должно проводиться в подходящей, благоприятствующей ему обстановке. О том, какой должна быть эта обстановка, специально будет сказано дальше, а сейчас следует заметить, что в большинстве случаев психологическое консультирование должно проводиться в обстановке кон фиденциальности, оно должно не разделять, а сближать между собой психолога-консультанта и

клиента, снимать напряженность у клиента, позволять ему быть вполне открытым и откровенным в общении с психологом-консультантом.

Упражнения

Если у вас еще нет собственного опыта проведения психологического консультирования, то выполните, пожалуйста, следующие задания:

1. Определите, каким из видов психологического консультирования вам хотелось бы заниматься больше всего. Чем вызвано такое ваше желание?

2. На что в первую очередь необходимо обратить внимание для того, чтобы ваше первое психологическое консультирование оказалось достаточно результативным?

Практические задания

Если у вас уже имеется личный опыт проведения психологического консультирования, то выполните, пожалуйста, следующие два задания:

1. Вспомните, с какими проблемами к вам за консультацией обращались клиенты в течение двух последних месяцев.

2. В соответствии с приведенной в данной главе классификацией установите, какими по своим индивидуальным психологическим особенностям чаще всего оказывались те люди, которые обращались к вам за консультацией. Попробуйте объяснить, почему именно эти люди и именно к вам обратились за психологической помощью.

Ключевые слова

Психологическое консультирование. Психолог-консультант. Клиент. Место проведения психологической консультации. Время проведения психологического консультирования. Количество встреч психолога-консультанта с клиентом.

Зона повышенного риска. Жизненные неудачи. Эмоциональные отклонения. Разочарование. Фрустрация. Тяжелый период жизни. Состояние душевного расстройства. Моральная поддержка. Профессиональный долг психолога-консультанта.

Индивидуальная и групповая психотерапия. Коррекционная работа. Частота, непрерывность и длительность контактов психолога-консультанта с клиентом. Активность психолога-консультанта и клиента в процессе проведения консультирования. Ответственность психолога-консультанта и