Не и ни примеры. Отрицательная частица "не" и "ни": правила, примеры

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.

Частица НЕ – частица отрицания (не говорю, невесёлый, несправедливость,неглубоко)

Частица НИ – частица усиления (Сколько я ни говорил, мне всё равно не верили)

Правописание частицы НЕ с именами существительными

Первое, на что нужно обратить внимание, употребляется ли данное существительное

Второе, если существительное без данной частицы не употребляется,оно пишется с нею слитно: Ненастье, незабудка, ненависть, неумение, негодование, невежа.

Третье , если устанавливаем,что существительное без частицы НЕ употребляется, то обращаем внимание на признаки противопоставления.

Признак явного противопоставления – союз а.

Признаки подразумеваемого противопоставления – это усилительные отрицания

Далеко не

Отнюдь не

Вовсе не

Нет, не

Например:

Это неправда, а ложь

Это далеко не правда

Это отнюдь не правда

Нет, это не правда

Это вовсе не правда

Это неправда.

В химии изучаются металлы и неметаллы.

На конференции присутствовали литераторы и нелитераторы.

Примечание:

В пословицах и афоризмах НЕ с существительными пишется раздельно:

Жизнь прожить – не поле перейти.

Бедность не порок.

Правописание НЕ с именами прилагательными.

Правила смотри выше!

Всегда слитно:

Неумолчный шум. Нелепая история. Небрежный почерк. Неуклюжий медвежонок. Остров неприступен.

Не правильное, а ошибочное решение. Далеко не правильное решение. Нет, не правильное это решение. Вовсе не правильное это решение. Это решение неправильное. Очень нелёгкая задача. Совершенно ненужная книга. Абсолютно неинтересный фильм. Чрезвычайно неприятный случай.

Примечание № 1

Наличие пояснительных слов не влияет на написание частицы НЕ ,за исключением тех,в составе которых есть частица НИ . Такие слова требуют раздельного написания частицы НЕ, например:

Ненужная нам встреча. Никому не нужная встреча. Нелёгкая для учеников задача. Нисколько не интересный фильм. Ничуть не занимательная история.

Ещё раз проверим себя:

Не нужная, а лишняя встреча. Далеко не нужная встреча. Отнюдь не нужная встреча. Нет, не нужная эта встреча. Совершенно ненужная друзьям встреча. Совсем никому не нужная встреча.

Примечание № 2

Краткие прилагательные,имеющие полную форму,пишутся с НЕ так же, как и полные:

Вопрос неясен. Вопрос далеко не ясен. Нет, не ясен этот вопрос. Вопрос совершенно неясен.Этот вопрос никому не ясен. Этот вопрос неясен студентам. Внук вовсе не чуток к бабушке. Он не чуток, а груб к бабушке. Река неглубока.

Примечание № 3:

В пословицах и афоризмах НЕ с прилагательными пишется раздельно, например:

Собирать грибы – дело не простое.

Жизнь, увы, не вечный дар! (Пушкин)

Правописание НЕ с наречиями

Правила смотри выше!

Он поступил неосторожно. Мне вовсе не весело. Ему сейчас не легко, а трудно. Нетрудно подсчитать. Здесь совсем неглубоко. Здесь совсем неглубоко. Нет, не серьёзно он занимается. Мне нескучно.

Запомнить наречия:

не всюду не жаль не совсем

не там не скоро не сразу

не здесь не вполне не так

не всегда не зря не шутя

не впервые не иначе не оттуда

не слишком не случайно Не к спеху

не прочь не спеша Не по себе

не очень не только не по плечу

Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями.

Всегда слитно:

недоумевать недоумевая

Невзлюбить невзлюбив

Ненавидеть ненавидя

Негодовать негодуя

Во всех остальных случаях глаголы и деепричастия, как правило,пишутся с частицей НЕ раздельно,например:

Не знаю, не видел, не приду, не придёт, не было, не считая, не понимая, не встретив, не получив и т.д.

Обоснуем выражение «как правило».

НЕ – частица

(действие, не доведённое до конца)

Приставка недо

(действие ниже нормы)

Он не доел кашу.

Не досмотрел фильм до конца.

Не дослушал песню и ушел.

Ленинградцы недоедали, недосыпали.

За ребёнком недосмотрели.

Старик недослышал.

Правописание НЕ с причастиями.

Всегда слитно:

несокрушимый

неугасимый

непобедимый

негодующий

недоумевающий

Частица НЕ с причастием пишется слитно, если оно одиночное,и пишется раздельно, если причастие с зависимыми словами, т.е. в составе причастного оборота,например:

непроверенные работы

не проверенные преподавателем работы

ненаписанная сказка

ещё не написанная сказка

Запишем ещё примеры:

Незамеченный батальон; батальон, не замеченный противникам; не заботившаяся о подругах девочка; пшеница, ещё не созревшая;несозревшая пшеница;не освещённая солнцем роса;тишина невозмущаемая;верующий и не верующий в Бога.

Примечание № 1

Не с причастиями пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А ,например:

не исправленные, а подчёркнутые ошибки

не прочитанные, а просмотренные книги.

не отправленное, а оставленное на столе письмо .

Примечание 2

НЕ пишется раздельно с краткими причастиями, например:

Работа не закончена; письмо не отправлено; книга не прочитана; поле не мерено, овцы не считаны; рис в пирожках недоварен.

Примечание 3

Слова с суффиксами ЕМ , ИМ могут быть отглагольными прилагательными и причастиями. Если есть пояснительное слово в Т.п. ,то это будет причастие , и при наличии такого пояснительного слова будет писаться с НЕ раздельно.

Если нет пояснительного слова в Т.п ., то это прилагательное, и рассматривать его надо исходя из правила правописание НЕ с прилагательными, например:

нелюбимый ребёнок

не любимый родителями ребёнок

нелюбимый в детстве ребёнок

вовсе не любимый ребёнок

нет, не любимый это ребёнок.

Запишем ещё примеры:

Неизменяемые части речи; отнюдь не изменяемые части речи; неосязаемые результаты; совершенно неосязаемые результаты; невыносимый за скобку множитель; незаменимый на данной работе сотрудник; нерастворимый в воде элемент; не видимые простым глазом звёзды; эти методы работы неприменимы в теперешних условиях; не растворимый ни в какой жидкости элемент; ни с чем не сравнимая красота;не проницаемая ни для воды,ни для воздуха оболочка;ни в чём не различаемые детали;эти трудности ни при каких условиях не устранимы;этот остаток ни в чём не растворим.

Правописание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями

В отрицательных местоимениях и наречиях НЕ пишется под ударениям, а НИ в безударном положении,например:

никЕм – нЕкем нигдЕ– нЕгде

ничЕм – нЕчем никогдА - нЕкогда

никогО– нЕкого никакОй

ничегО – нЕчего никудА - нЕкуда

ничтО – нЕчто ниоткУда – нЕоткуда

Если местоимение или наречие разбивается предлогом, то всё пишется раздельно,т.е. в три слова,и принцип ударения при этом сохраняется, например:

ни ради чегО - ни для когО

ни к комУ - нЕ к кому

ни с кЕм – нЕ с чем

ни о кОм – нЕ о ком

ни о чём – нЕ о чем

Запомнить:

ни один – в значении «никто»

не один раз – в значении « много»

не раз – в значении « никогда»

немало – в значении « много»

нимало не волнует - в значении «ничуть»

Правописание частицы НИ

Частица НИ пишется :

1.при глаголе для усиления его смысла, например:

Сколько ни говори а мы всё равно не поверим.

Как ни спешила она, а разговор затянулся.

Где бы мы ни плавали, всегда помним о родных берегах.

2.в отрицательном предложении для усиления отрицания при перечислении, например:

Ах, я не верю ничему: ни снам,ни сладким уверениям, ни даже сердцу твоему.

Природы блеск не возбудил в груди изгнанника бесплодной ни новых чувств,ни новых сил.

Ни шороха, ни звука не доносилось из заснувшего зала

3. в устойчивых выражениях , например: ни рыба ни мясо,ни свет ни заря,ни поздно ни рано, ни много ни мало,ни два ни полтора, ни то ни сё ,ни дать ни взять

Примечание

1.Восклицательный или вопросительный знаки в конце предложения «меняют» частицу НИ на НЕ , например:

Откуда только не получал он писем!

Где не бывал он, по каким дорогам не ходил!

И кто их не обижал?

2.В выражениях «не кто иной»,»не что иное» НЕ является частицей и пишется раздельно, если есть союз КАК ,например:

2.Учитель был не кто иной, как Дубровский.

Честолюбие не что иное, как жажада власти.

Никто иной, кроме Антона Пафнутьевича, не знал об этом.

Диктант

Страх

Я немало постранствовал по свету, подолгу бродил по степи, не встречаясь ни с кем; но сколько я ни ездил,как ни темны бывали безлунные ночи, мне ни разу не случалось сбиться с дороги. Как- то выходило так, что я всегда вовремя доезжал до жилья. Случай ли выручал меня или собственная предосторожность, как бы то ни было, но в течение ряда лет я не раз благополучно избегал опасности.

И всё-таки однажды буран застал меня в степи, и я узнал все его ужасы. Местные жители уговаривали меня, они чего только не сулили мне в случае метели: « Обожди, переночуй, нельзя ехать на ночь!» Но я был молод, неосмотрителен, очень спешил, и ничьи доводы не производили на меня никакого впечатления.

Несмотря на предупреждения, мы выехали и попали в беду. Чтобы понять, что такое буран, надо самому его пережить так же, как пережил я.

Сердце невольно замирает у самого сильного, смелого человека; кровь застывает,и не от холода,потому что стужа во время бурана никогда не бывает очень сильной, а смотришь вперед: нет дороги ни взад ни вперёд,ни огонька, ни звука. Кажется, что огромные, взлохмаченные сугробы, как страшные чудовища,окружили тебя и ты никогда уже не выйдешь из их холодного царства.

Словарный диктант

Недурной вкус; незадолго; незамужняя; незачем спрашивать; не за чем укрыться от ветра; незлобный,но придирчивый;нейдёт на ум; не идёт учиться; некстати; не меньше; не более; не менее; немудрено заметить; не мудрствующий лукаво; не навсегда; не надо; не покладая рук; несдобровать; говорил не смотря ни на кого; несмотря на жару,несолоно хлебавший,неужели, не хватает места; не хватило денег; не яркий,а бледный тон; неясный,но тёплый день; ни больше ни меньше; ни за что ни про что; ни конца ни края, ни себе ни людям, ни с того ни с сего; ни туда ни сюда, увидел не кого иного,как однокурсника, никого иного не увидел; сообщил не кому иному,как декану; никому иному нельзя доложить; здание было не чем иным,как университетом;никак невозможно;нечем заняться;небольшое, но яркое облако; лицо незлое,но бесстрастное; ничем иным это не мотивировалось; ни к чему ему всё ;нипочём;я здесь ни при чём; никем непобедимый;деревни как не бывало; я не могла там не бывать; как ни в чём не бывало; не один товарищ думал так;ни один не подумал об этом; во что бы то ни стало; бежит она,что ни есть духу;не медля ни секунды.

Частица не пишется слитно:

1. Во всех случаях, когда без частицы слово не употребляется, например: невзгода, невзрачный, негодовать, нестерпимый, нельзя, неужто.

2. С существительными, прилагательными и наречиями на -о, -е, если частица придает слову новое, противоположное значение (такие слова нередко можно заменить словами, близкими по значению, но без частицы не), например: несчастье (беда), неплохой (хороший), нехорошо (плохо).

Примечание.

Иногда возможно двоякое понимание текста в зависимости от слитного или раздельного написания слов с частицей, ср.: недорогое пальто (утверждается, что пальто дешево) - не дорогое пальто (лишь отрицается, что пальто дорого; следует понимать, что оно средней стоимости). Ср. также: заплатил недорого - заплатил не дорого.

3. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невыполненное задание, незамеченные ошибки. Ср.: не выполненное в срок задание, не замеченные учителем ошибки.

4. В неопределенных и отрицательных местоимениях, употребленных без предлогов, например: некто, нечто, некого, нечего (ср.: яе у кого, не к чему и т. п.).

5. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недосмотреть за больным (плохо, невнимательно смотреть).

Примечание.

От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до-, употребленные с отрицанием. Эти глаголы, пишущиеся с частицей не раздельно, обозначают не доведенное до конца действие: не досмотреть телепередачу и т. п.

6. В местоимениях и отглагольных наречиях, например: негде, некогда, некуда, неоткуда, незачем; нехотя, несмотря на, невзирая на.

Частица не пишется раздельно:

1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: не может не сказать, не оглядываясь.

Исключения: нейдет, неймет, неймется.

2. При причастиях в краткой форме, например: план не выполнен, повесть не написана.

3. При полных причастиях с пояснительными словами, например: не замеченный контролером изъян, не изданный при жизни автора рассказ.

Примечание.

Причастия, перешедшие в прилагательные, пишутся с частицей не слитно и при наличии пояснительных слов: веками нетронутые земли и т. п.

4. При существительных, прилагательных, наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: Он не приятель, а противник. Это не правда (а что?). Пение не веселое, а грустное. Этот человек не добрый (а какой?). До вокзала ехать не далеко, а близко. Врач примет больного, однако не сегодня (а когда?).

Примечание.

От противопоставления, выраженного союзом а, когда отрицается один из двух противоположных признаков, следует отличать противопоставление, выраженное союзом но, когда нет противоположных друг другу понятий и предмету приписываются оба признака. Ср.: Вода в заливе не холодная, а теплая.- Вода в заливе нехолодная, но соленая.

5. При числительных, местоимениях, усилительных наречиях, а также при несоотносительных с прилагательными наречиях, употребляемых в качестве сказуемого безличного предложения (при безлично-предикативных словах, или словах категории состояния), например: не пять, не шестеро; не я, не тот; не очень, не совсем; не надо, не жаль.

Примечания.

1. В отрицательных местоимениях частица не пишется раздельно, если они употреблены с предлогами: не с кем, не о чем и т. п. 2. Философский термин не-я пишется через дефис. Возможны подобные индивидуально-авторские написания частицы и с именами существительными: Это была не-любовь, не-встреча, не-надежда, не-привет, не-жизнь. (Аксен.)

Частица ни пишется слитно:

1. В местоимениях, если они употреблены без предлогов, например: никто, никого, ничто, ничего, никакой, ничей, никому, ничьим (ср.: ни с кем, ни о чем, ни с какими и т. п.). 2. В наречиях нигде, никак, никогда, никуда, нимало, ниоткуда, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.

Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно со словами, перед которыми она стоит.

Примечания.

1. Следует отличать выражения никто иной (другой) и ничто иное (другое) от выражений не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как. Сочетания с местоимениями никто и ничто обычно употребляются в предложениях, уже имеющих в своем составе отрицание, например: а) Никто иной не может этого сделать; б) Ничто иное, кроме музыки, его не увлекает. Сочетания с местоимениями кто и что и частицей не, пишущейся раздельно, употребляются в предложениях, в которых нет другого отрицания, но есть союз как, например: а) Это был не кто иной, как сам командующий фронтом; б) Причиной недоразумения было не что иное, как простая опечатка. 2. Надо запомнить написания таких устойчивых оборотов: во что бы то ни стало, где бы то ни было, как бы то ни было, как ни в чем не бывало, когда бы то ни было, кто бы ты ни был, откуда ни возьмись.

Упражнение 233. Объясните слитное и раздельное написание частицы не.

I. 1. Стояло ненастье. Онежка ежилась на холоде. (Залыг.) 2. Алеша перешел в челнок Захара Макарыча. Они вдвоем, в две суховилки, пробились к незадачливому охотнику. (Троеп.) 3. Неподалеку стоит подорванный танк, большой, пятнистый. (А.) 4. Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать. (Л.) 5. Капанадзе становилось жутко. Если это обман, бум, афера, тогда и он вольный или невольный пособник аферистов! (Полев.) 6. Иван был молод и в житейских делах неопытен. (Бабаев.) 7. С несвойственной ей обычно речистостью девушка оживленно беседовала с бородачом. (Полев.) 8. «Внешние приметы, Кузьмич,- это еще не главное»,- возразил Скуратов. (Бабаев.) 9. Больной лишь изредка, и то ненадолго, приходил в себя. (Федос.) 10. Неотлаженная механизация работала с перебоями. (Полев.) 11. Фундамент-то заложили, а стены нечем выводить. (Бабаев.) 12. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но недооценил способностей своего противника. (Н.-Пр.) 13. Мотоциклист потребовал еще и удостоверение, чиркнул спичку и читал, покуда она не догорела до ногтей. (А. Н. Т.) 14. Местность кругом была ровная, прятаться на ней было негде. (Полев.) 15. Поезд тащился нехотя, как все пригородные поезда. (Фед.)

II. 1. К нему и птица не летит, и тигр нейдет: лишь вихорь черный на древо смерти набежит. (П.) 2. Молодые деревья чахнут на корню, не дотянувшись до света. (Федос.) 3. Мы достигли, чего хотели, но путь еще далеко не закончен. (Федос.) 4. Солнце брызгами яркого света взрывает тайгу, еще не успевшую стряхнуть с себя ночной покой. (Федос.) 5. Машина медленно развертывалась на небольшой площади, которую обступили еще не достроенные, скромной архитектуры, здания. (Полев.) 6. Убавив шагу, Николай Всеволодович принагнулся рассмотреть, насколько это возможно было в темноте: человек росту невысокого и вроде как бы загулявшего мещанинишки; одет не тепло и неприглядно. (Дост.) 7. Совсем не старинная, а очень современная шляпа. И небрежно брошенные на столе часики в никелевом браслете. (Пауст.) 8. Или завести фермы молочного скота. Только не такие, какие есть на хуторах, двадцать коровенок, да и те не породистые - истинно козы! (Бабаев) 9. Карие глаза с золотыми ободочками, где притаились тени, смотрят не сердито и без боли. (Стельм.) 10. Сад небольшой, но яблони в нем крупные. (Зам.) 11. Диву даешься - смотреть не на что, а в воду опустишь - словно оживет. (Федос.)

Упражнение 234. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Парень-то, кажется, гол, с него взять (не) чего. (П.) 2. (Не) где в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. (П.) 3. В деревне скучно, грязь, (не) настье, осенний ветер, мелкий снег. (П.) 4. Письмо, которое он послал вчера вечером, вероятно, (не) дошло еще. (Л. Т.) 5. Андрей (не) вольно остановился при виде католического монаха, возбуждавшего такое (не) навистное презрение в казаках. (Г.) 6. Ефимкин, уже привыкнувший к тому, что его (не) долюбливают на МТС, подошел к ним с таким видом, словно и в самом деле был в чем-то виновен. (Ник.) 7. Вдоль поезда мечутся шпики и жандармы, (не) взирая на проливной дождь. (Павл.) 8. (Не) ужели выродки, которые взорвали это здание, тоже когда-то в школу ходили? (Стельм.) 9. Какой-то (не) молодой, ТОЛСТЫЙ человек, стоя на коленях, старательно лепил из песка огромный женский профиль. (Чак.) 10. Стояла (не) тронутая тишина, которая предшествует первым птичьим голосам. (Фед.) 11. В общем, оправдывалось привычное рагозинское правило - решать все (не) медленно, но (не) торопиться. (Фед.) 12. Справа от перевала, куда тащит меня собака, виден большой цирк, окантованный высокими и уже развалившимися скалами. На подступах к нему место (не) крутое, бугристое, все в рытвинах. (Федос.) 13. Филька притворно кривится, точно от ушиба, прячет (не) прикуренную папиросу обратно в коробку. (Федос.} 14. Здесь ведь длительные пурги бывают. Ветер - это наше (не) счастье. (Федос.)

Упражнение 235. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал «(Не) надобно лекаря, батюшка скончался». (П.) 2. Природа (не) храм, а мастерская, и человек в ней работник. (Т.) 3. «Ну, а из каких мест, по-твоему, человек этот?» - «Бог его знает, барин, на лбу у него (не) написано». (Марк.) 4. Вернулись, но трое обещали друг другу - когда-нибудь, может быть (не) скоро, может быть очень (не) скоро, но обязательно достигнуть Усть-Чары … (Залыг.) 5. Светлые, будто бы выцветшие волосы. И такие же светлые, пристальные, почти (не) мигающие глаза. (Чак.) 6. Однажды в воскресенье Костя появился на улице (не) босой, как обычно, а в веревочных туфлях. (Кок.) 7. Ганна вдруг почувствовала себя удивительно (не) уверенной, (не) смелой, шла осторожно, будто боялась какой-то (не) ожиданности. (Мел.) 8. Булгаков тосковал. Он (не) мог остановить своих писательских мыслей. (Не) мог выбросить на свалку свое воображение. Худшей казни нет и (не) может быть для пишущего человека. (Пауст.) 9. Генерал-майор Павлов действительно появился ровно через десять минут. Высокий, суховатый, он вошел в приемную (не) торопливой, но твердой походкой. (Рыб.) 10. Если понемногу таскать у нее яйца, (не) все сразу, а оставлять одно-два, птица (не) догадывается о пропаже. (Федос.) 11. Женщина, (не) отрывая взгляда от нас, достала из-за пазухи трубку с прямым длинным чубуком. (Федос.)

Упражнение 236. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Вот ты кто! А я тебя (не) помню … Тогда я еще ребенком была … Там, на мосту, увидела тебя и подумала: нет, это (не) наш, (не) журавлинский, а командировочный. (Бабаев.) 2. Иван Лукич курил и отводил глаза. Молчал и Скуратов, и молчание это обоим было и (не) приятным и тягостным. (Бабаев.) 3. Сразу же за (не) видимой улицей пало темной пашней (не) спокойное мартовское небо. Меж облаками и в ломких сучьях одинокого обгорелого дерева блистали звезды, а (не) подалеку от них или совсем рядом лилась девичья песня. (Стельм.) 4. Взгляд его был опущен и с (не) приязнью передвигался но разрозненным на столе бумагам. (Фед.) 5. Сентябрьский холодок (не) тронуто держался в лесной тени. (Фед.) 6. Далеко отодвинутые в историю события откликались из прошлого (не) умирающим своим смыслом. (Фед.) 7. Клева (не) было. Поплавки будто вмерзли в (не) движимую, отливающую металлом поверхность воды. (Фед.) 8. Чего Илья ждал, все сбылось. Но почему же теперь нужно убеждать себя, что он вправду этого сбывшегося ждал? Почему чудится оно (не) гаданным, (не) жданным? (Фед.) 9. Собранный, сдержанный, (не) допускавший сам и (не) одобрявший в других чрезмерной общительности, он, видимо, с трудом выжимал на лице улыбку. (Полев.) 10. Казалось, там, за валами вздыбленной земли, пришельцы с какой-то другой, (не) ведомой планеты, строя что-то, понятное и нужное только им, безжалостно ворошат земную утробу. (Полев.) 11. Даже (не) людим Кукушкин, который, казалось, был в ссоре с целым светом, получал письма от матери. (Полев.) 12. На любом строительстве имеется категория работников, (не) предъявляющих к жилищному управлению и хозяйственной части больших претензий. (Полев.) 13. Капанадзе когда-то любил наблюдать преображение простых, порою (не) отесанных парней-новобранцев в дисциплинированных, вышколенных Матросов. (Полев.)

Упражнение 237. Объясните слитное и раздельное написание частиц не и ни.

1. Настала ночь, никто во граде очей бессонных не смыкал. (П.) 2. В тишину, еще никем не потревоженную, врывается шорох камней. (Федос.) 3. Ничего подобного мне не приходилось видеть ни до, ни после. (Федос.) 4. Крылов действовал, как птенец кукушки: он выталкивал из гнезда все, что ему мешало, он ни с кем не стал уживаться, он поглотил одну за другой старые теории грозы, и ни о каком притоке не могло быть и речи. (Гран.) 5. Невероятно: никогда и ни перед кем Сеня не оправдывался. (Залыг.) 6. Солдат медлил, неловко переступая с ноги на ногу. Никак не мог он представить, что после такого шума вдруг может начаться мирный разговор. (Рыб.) 7. Где бы человек ни потерялся, в горах или в тайге, одинаково плохо. (Федос.) 8. Скользнув под проволоку, Мельников так плотно прижался к земле, что ни одна металлическая иголка не коснулась шинели. (Рыб.) 9. Слова Томского были не что иное, как мазурочная болтовня. (П.) 10. Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. (Л. Т.) 11. Как вдруг, откуда ни возьмись, в окно влетает змий крылатый. (П.) 12. Митька как ни в чем не бывало подошел к Илье. (Иван.)

Упражнение 238. Перепишите, раскрыв скобки и объяснив правописание частиц не и ни.

1. В Трактовой есть и кино, и магазины, и Дом культуры, и всегда там людно. А что в Прискорбном? (Ни), чего. Одиноко, как сироты, стоят хатенки, и по вечерам в хуторе тихо, как в могиле: (не) слышно (ни) гармошки, (ни) девичьих голосов. (Бабаев.) 2. Нарты цепляются за деревья, упряжные ремни рвутся, но ни (у) кого уже нет сил связывать их. (Федос.) 3. Буду подчинять себе других, (ни) чего другого я так (не) желаю, (ни) (из-за) чего так не живу, как из-за этого желания! (Залыг.) 4. Внезапно охватило (не) преодолимое желание сейчас же бежать в больницу и во что бы то (ни) стало увидеть ее. (Зам.) 5. Сей (не) известный собиратель был (не) кто иной, как, Мериме, острый и оригинальный писатель. (П.) 6. В лесу как (ни) (в) чем (не) бывало продолжалась весенняя жизнь. (Пр.) 7. На собраниях Бочкарев забивался в дальний угол, (ни) когда его (не) заставишь выступить. (Гран.) 8. Вокруг (не) было видно (ни) души - (ни) человека, (ни) лошади, (ни) птицы, (ни) машины. Замок казался (не) обитаемым. (Пауст.) 9. Геолог был человеком добродушным, молчаливым и (ни) кому (не) мешал. (Пауст.) 10. Я (не) знал тогда, что эти стихи (не) Багрицкого, а какого-то другого поэта. Но это обстоятельство Багрицкий, очевидно, считал (не) существенным, так как (ни) чего (не) сказал мне об этом. (Пауст.)

Упражнение 239.

1. (Н…) вежда в физике, а в музыке знаток услышал соловья, поющего на ветке. (Кр.) 2. Павел Александрович вышел в переднюю и надевал уже шубу, как вдруг, откуда (н…) возьмись, Настасья Петровна. (Дост.) 3. Яркое, на всем блестящее, но (н…) жаркое солнце, ручьи и проталинки, пахучая свежесть в воздухе. (Л. Т.) 4. На столе наперсток, катушка ниток, (н…) довязанный чулок. (Ч.) 5. Вдруг мысль останавливается - и (н…)с места. Голова набита плотно, как мешок муки,- (н…) пробиться. (Фед.) 6. Горячо признателен родной Академии за привет и добрые пожелания. Что (н…) делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке. (Павлов.) 7. Володин посмотрел на подполковника как на героя, совсем забыв о (н…) приязненном чувстве, которое испытывал к нему вчера. (Ан.) 8. Почему (н…) вечно на земле весна? (Федос.) 9. Волосы у старика (н…) податливые, завитые мелкими колечками. (Лип.) 10. Яблони отцветали, укрывая землю белой и бледно-розовой душистой порошей (н…) успевших еще увянуть лепестков. (Алекс.) 11. С (н…) ожиданной покорностью девушка, встав на лыжи, двинулась в указанном направлении. (Полев.) 12. Вертолет поднимается, тайга уже (н…) заснеженное море с крупной зеленой волной, а что-то вроде мозаического поля. (Полев.)

Упражнение 240. Перепишите, опустив скобки и вставив пропущенные буквы.

1. Верьте, где б я (н…) был, душа моя, какова (н…) есть, принадлежит Вам и тем, которых умел я любить. (П.) 2. Девушки между тем пели, и особенно усердствовала Наташа Пытина. Пылая вся, она смотрела на жениха широко открытыми, (н…) мигающими глазами с (н…) свойственной ей храбростью. (Алекс.) 3. Вы аккуратны,- это правда, но правда и то, что вы иногда злоупотребляете этим прекрасным качеством и делаете его даже (н…) удобством, а (н…) удобством. (Леск.) 4. Весной и летом (н…) чего, кроме фермы, и в ум (н…) идет. (Ник.) 5. Над головой с (н…) громким, едва уловимым посвистом прошлась стайка пуль, всколыхнув (н…) подвижный горячий воздух. (Ан.) 6. Дина даже приподнялась на локте, чтобы посмотреть, как Литвинов, который явно (н…) желает посвящать кого бы то (н…) было в свои переговоры с Иннокентием Седых, будет отвечать. (Полев.) 7. Рагозин наклонил голову - (н…) согласно, а с тем выражением, что, мол, (н…) только может понять обиду Извекова, но очень хорошо, что он обиделся. (Фед.) 8. Весь день Мельников провел в думах о жене и детях. Куда бы (н…) шел, за что бы (н…) брался, перед взором стояли высокая палуба парохода и до боли родные лица. (Рыб.) 9. (Н…) прошло и десяти минут, как возле гармониста собралась чуть ли (н…) вся рота. (Рыб.) 10. Юлия Павловна взблеснула россыпью своих ноготков, поправляя, впрочем, (н…) сколько (н…) потревоженную прическу. (Фед.) 11. Деревья стоят тесно, спокойно, (н…) щелохнется (н…) одна веточка. (Федос.) 12. Задерживаться (н…) льзя (н…) на минуту: холод пронизывает насквозь. (Федос.)

Упражнение 241. Перепишите, опустив скобки и вставив пропущенные буквы.

1. Кланяюсь Шнейдеру: (н…) кого здесь (н…) вижу и (н…) у кого осведомиться о его представлении. (П.) 2. Вера добрая и умная, да дикая (не…) людимка, (н…) входит (н…) во что. (Гот.) 3. Сначала (н…) досчитались сорока человек, но потом доползли (н…) сколько человек отставших и (н…) раненых. (С.-Ц.) 4. Иван Лукич думал о том странном «потолке», который существует, оказывается, даже в небе. И, собственно, удивлял и озадачивал его как раз (н…) небесный потолок, а земной, которого тоже, оказывается, (н…) кто (н…) видел. (Бабаев.) 5. Как бы (н…) было уныло и (н…) приветливо покинутое место, как бы ты (н…) тяготился пребыванием в нем, всегда остается в душе сожаление, а может быть, и любовь. (Пауст.) 6. Мы поведаем об этой женщине (н…) спеша, (н…) упуская (н…) малейших подробностей из ее (н…) легкой жизни … (Бабаев.) 7. Река (н…) зеленая, (н…) синяя, (н…) коричневая, а просто черная. (Лип.) 8. Сажусь на камень - свет (н…) мил, (н…) чему (н…) рад. (Федос.) 9. За сном (н…) медленно наступает рабочий день, (н…) когда потягиваться и (н…) житься в постели. (Федос.) 10. За мутной завесой бурана (н…) чего (н…) видно, только изредка попадаются каменистые овраги да сиротки-лиственницы, на (н…) счастье свое поселившиеся в этом холодном и мрачном ущелье. (Федос.) 11. Это была (н…) внутренняя борьба, а только раздумье над чем-то (н…) ясным, еще (н…) созревшим, но уже зародившимся в нем. (Федос.)

Упражнение 242. Перепишите, опустив скобки и вставив пропущенные буквы.

Есть целые полосы жизни, о каких (н…) хочется вспоминать. И (н…) потому, что с ними связаны какие-(н…) будь наши ошибки, (н…) счастья или (н…) удачи. В (н…) удачах, как говорил мне мой отец, тоже бывают хорошие стороны.

Нет, (н…) из-за этих причин мне (н…) хочется иной раз возвращаться памятью к прошлому. Вспоминать о (н…) которых годах нет охоты потому, что они (н…) чего (н…) прибавили к тому представлению о настоящей жизни, какое существует у каждого из нас. Наоборот, они даже урезали это представление.

Таким плохим было время, когда я ушел летом 1924 года из газеты «На вахте» и перешел на работу в телеграфное агентство РОСТА. Туда меня затащил Фраерман, переехавший в Москву из Тифлиса.

Поначалу я зарабатывал в РОСТА очень мало. Я все еще жил в Пушкине и (н…) как (н…) мог устроить свою жизнь более сносно. Каждый месяц у меня дней за десять до получки кончались деньги. На еду еще кое-как хватало, но на папиросы (н…) оставалось чего.

«Стрелять» папиросы у друзей и знакомых было (н…) ловко и в конце концов (н…) возможно. У этого занятия тоже был свой предел. Тогда я совершенно (н…) ожиданно открыл простой и бесплатный способ добычи табака.

Я выходил в Пушкине к полотну Северной железной дороги и шел вдоль путей, подбирая все окурки и так называемые «бычки», выброшенные пассажирами из окон вагонов. На пути от Пушкина до Клязьмы за какие- (н…) будь три километра я обычно набирал до двух сотен окурков.

Постепенно у меня накопились ценные наблюдения и над окурками и над курильщиками. (Н…) которых курильщиков я презирал, а к другим, правда к (н…) многим, чувствовал симпатию и благодарность.

(Н…) взлюбил я тех, кто докуривал папиросы до картонного мундштука. Очевидно, это были люди расчетливые и скупые.

С одобрением я относился к курильщикам (н…) рвным и капризным. Они (н…) когда (н…) докуривали папирос до конца, а сплошь и рядом выбрасывали их после одной-двух затяжек.

(К. Г. Паустовский)

Трудно бы нам пришлось отвечать на что-либо отказом, если бы не отрицательная частица. Как одна из самых употребляемых служебных частей речи, она помогает нам выражать свое отношение к той или иной ситуации. О ее роли в русском языке, а также о разновидностях поговорим в нашей статье.

Частицы

Все части речи принято делить на две большие группы. К первой относят самостоятельные слова. Они обладают собственным значением и являются основой нашей речи. Однако нам трудно было бы составлять текст, используя только эту группу. Поэтому им на помощь приходят так называемые служебные К ним относится и отрицательная частица. Однако это не единственная разновидность данной группы.

Существуют и следующие:

  • Образующие форму: пускай, бы, давай.
  • Вопросительные: ужель, разве, ли.
  • Восклицательные: как, что за.
  • Требование: то, ка, с.
  • Сомнение: ли.

Каждая из них имеет свою определенную цель и особую роль в русском языке. Трудно было бы выражать эмоции, не используя частиц.

"Ни"

В написании отрицательных частиц очень часто возникают трудности. Оказывается, «не» и «ни» имеют абсолютно разное значение. Каждое из правил имеет историческую основу.

Мы будем писать «ни»:

  • Когда хотим усилить существующее отрицание. Сравним два предложения:
  1. В озере не было рыбы. 2. Мы не увидели ни одной рыбы в озере.

Во втором предложении отрицание сильнее, чем в первом. Делается акцент на то, что в водоеме рыбаки вообще не наблюдали рыбы, абсолютно никакой.

  • В сложноподчиненных предложениях. Эта частица очень часто используется в зависимой части.

Например: Куда бы я ни пошел, везде думал о море.

Не получается у меня учить правила, как ни старайся.

  • При использовании однородных и перечисляющихся членов.

Ни математика, ни биология, ни физика не были сделаны Петей вовремя.

  • Отсутствует сказуемое. Очень часто к ним можно подставить слова «нельзя» или «нет».

Например: Ни огня, ни дыма (нет).

Ни прилечь, ни отдохнуть (нельзя).

Основной функцией, которая передает эта отрицательная частица, является усиление.

"Не"

Немного иное значение несет данная служебная часть речи. Обычно мы употребляем «не», когда хотим отказать в чем-то либо придать слову антонимичное значение. Рассмотрим и другие случаи, когда «не» является отрицательной частицей:

  • Двойное «не» произносится при утверждении.

Например: Не мог не сказать об этом. Я понимал, что нельзя не сознаться.

  • В некоторых восклицательных предложениях, обозначающих удивление тоже пишем «не»:

Как же не любоваться этим городом! Каким только цветом не мерцало небо во время грозы!

Стоит отличать правописание «не» и «ни» в местоимениях. В данной ситуации все зависит от ударения. В сильной позиции пишем «Е»: нЕкого, НЕ с кем, НЕ у кого. Без ударения употребляем «И»: Никак, НИ у какого, НИ про кого.

и деепричастиями

Непросто приходится школьникам запоминать правила правописания данной частицы с различными группами речи. Каждая из них имеет свои орфографические особенности. Как же пишется частица «Не» с деепричастиями? Ответ на этот вопрос прост: всегда раздельно. Сразу же вспоминаем ее аналогичное правописание с глаголом. Деепричастие образуется как раз от него. Отсюда и одинаковый принцип их написания. Например: не делать - не делая, не загорать - не загорая.

Однако бывают случаи, когда слово без этой важной частицы попросту не употребляется. В таком случае мы будем ее писать слитно. Рассмотрим пример: Негодовать по поводу дождя - кричать, негодуя по поводу дождя. Как с глаголом, так и с аналогичным деепричастием отрицательная частица пишется вместе.

Данное правило легче всего запоминается обучающимися, поскольку исключений у него совсем немного.

Частица «не» с существительными

Далеко не всегда правила правописания слов просты. К примеру, им.сущ, а также им.прил. и наречия имеют свою схему употребления их с частицей «не».

Слитно будем писать ее в случаях:

  • Образования антонима с «не». Например: друг - недруг, погода - непогода, красивый - некрасивый, мало - немало.
  • Невозможности употребления слов без «не»: Неуклюжий, негодяй, неряха, неистово.

Раздельно «не» пишется, если:

  • Есть явное противопоставление. Обычно оно выражается союзом «а». Например: Мужчина оказался ему не другом, а врагом. Не удача, а полный крах и разочарование ожидали нас.
  • Подчеркивается отрицание: По телефону звонила не мама (а кто-то другой). Мы пришли не вечером, а ночью.
  • Есть усиление. Например: Наш сосед вовсе не высокого роста. Моя сестра отнюдь не ябеда.

Нами представлены основные случаи, когда частица «не» с существительными пишется как слитно, так и раздельно. Не стоит забывать, что под это правило попадают также и наречия с прилагательными. Если помнить об этой важной особенности, тогда не придется запоминать правописание «не» для каждой части речи в отдельности.

«Не» с причастиями

Еще один случай, когда пишется отрицательная частица «не», а не «ни» - это употребление ее с причастиями. Многие путают его правописание с деепричастиями. Эти части речи образовались от глаголов, но с «не» пишутся совершенно по-разному.

Всем известно, что причастия имеют способность образовывать обороты с помощью зависимых слов. В случае, когда оно употребляется именно в составе оборота, мы будем писать его раздельно с «не». Пример: Ученик, не выполнивший упражнение, получил двойку. Как видим, причастие «не выполнивший» пишется отдельно от «не», поскольку имеет при себе зависимое слово «упражнение». В данном случае оно входит в что объясняет его правописание с отрицательной частицей.

Однако есть и другая сторона этого правила. В случае, когда оборота нет, причастие меняет свое написание. Рассмотрим пример: Упражнение так и осталось невыполненным.

Казалось бы, смысл предложения не поменялся. Однако синтаксис в нем совершенно иной. Теперь причастие не имеет при себе никаких зависимых слов. Это означает, что нет оснований писать его с частицей раздельно.

Изменим данный пример лишь одним словом: Упражнение так и осталось не выполненным учениками. Отмечаем разницу: теперь появилось слово, которое образует причастный оборот (учениками). В такой ситуации мы уже напишем его отдельно от «не».

Ну, и, конечно, как в каждом правиле, здесь есть исключения. Если причастие без этой частицы не употребляется, то напишем его слитно, независимо от того, есть оборот или отсутствует. Например: Неистовствующий ветер не утихал до рассвета.

Вывод

В данной статье мы рассмотрели основные случаи, когда «не» является отрицательной частицей, а когда выполняет другие роли. Не стоит путать ее с «ни»: они имеют различные особенности правописания. Однако основной функцией «не» все же является отрицание. В некоторых вопросительно-восклицательных предложениях мы можем ее употребить как утвердительную. Также не стоит забывать, что с каждой частью речи она пишется по-разному.

Зачастую при письме люди сталкиваются с определенными орфографическими проблемами, способными ввести человека в творческий ступор. Например, многие не знают когда пишется "не", а когда "ни". Зачастую люди путаются. Употребление частиц "не" и "ни" с разными частями речи осуществляется согласно чётким правилам. Знание их позволит справиться с верным написанием слов в тексте.

Общее значение частиц

Итак, подробнее. Каждая из частиц наделена собственным значением, которое играет ключевую роль при непосредственной постановке словоформ в определенное положение. Для того чтобы понять когда пишется "ни", а когда "не", необходимо ознакомиться с общим видом соответствующего правила.

Употребление частицы не Употребление частицы ни
Выражение основного отрицания: Мы не отправимся в путешествие. Придание эффекта усиленного отрицания: Я не увидел ни звездочки.
Употребление в форме устойчивых элеметов: Этот ученик вовсе не глупец! Употребление в качестве устойчивых словосочетаний: Его одежда - ни кафтан ни ряса.
В отрицательных или вопросительных предложениях (довольно часто "не" идёт бок о бок с частицей "только"): Чего я только не вытворял в канун летних каникул! Отрицание в предложении, в котором отсутствует подлежащее: В заброшенном замке ни души.

Использование в качестве повторяющегося элемента (частицы) Юные внуки не могли не подумать о благополучии своей бабушки.

Правописание частиц при существительных и прилагательных

Рассмотрим сочетания с конкретными частями речи. В первом случае употребление частиц "не" и "ни" подчиняется правилу, которое имеет небольшой аспект, имеющий отношение как к имени прилагательному, так и к существительному. Что это значит?

Если к определённому слову можно подобрать синоним, не обладающий приставкой "не-", то оно пишется слитно в обоих случаях:

Мои друзья увидели небольшой (=маленький, компактный) домик на лужайке;

Не нужно говорить мне неправду (=ложь, обман).

А если после соответствующего слова наблюдается противопоставление в виде "союз "а"+ антоним", необходимо писать "не" раздельно:

Эта каменная дороге не широкая, а узкая ;

Я считаю его не другом, а врагом .

Также "не" пишется раздельно с прилагательным в следующих случаях:

  • обозначение какого-либо цвета или вкуса: он нарисовал не алые паруса;
  • сравнительная степень: но я ничуть не ниже своего брата.

Правописание частиц при глаголах и деепричастиях

Поскольку деепричастия представляют собой особую форму глагола, обе части речи имеют под собой общую основу в виде единого правила. Практически всегда перечисленные элементы русского языка отделяются от "не":

Не задумываясь о своем будущем, он редко придавал значение образованию;

Белоснежный конь не решился перепрыгнуть забор.

Правописание частиц при причастиях

Сталкиваясь с этими частями речи, люди нередко задумываются о том, когда пишется "не", а когда "ни", что влечет за собой ряд небольших проблем. На самом деле ситуация вовсе не сложна, стоит лишь обратить пристальное внимание на некоторые аспекты.

Слитное написание Раздельное написание

Отсутствие зависимых слов при полной форме причастия: у меня в кармане еще есть не растраченные деньги.

Наличие зависимых слов при полном причастии: не решенная отличником задача
В роли зависимых слов при полном причастии выступают наречия степени или меры: это совершенно не подходящее место При расположении противопставления, которое выражается с помощью союза "а": на клумбе виднелись не распустившиеся, а увядающие розы
Причастие характеризуется краткой формой: наше с некоторыми просьбами еще не отправлено

Правописание частиц при местоимениях

Если между 2-мя элементами местоимения наблюдается предлог, то данное сочетание будет выражаться в виде трех отдельных слов. Например:

Моему отцу не у кого занять небольшую сумму денег;

На первом уроке нам не о чем было разговаривать.

Наибольшее количество вопросов возникает в случае употребления "не" и "ни" в качестве приставок. На самом деле, все очень просто:

Также существует еще одно правило, которое позволяет уточнять когда пишется "не", а когда "ни" при встрече с определенными конструкциями конструкциями. Вот оно:

Правописание частиц при наречиях

Любое отрицательное наречие будет писаться слитно с элементами "не" или "ни". Например:

Я ничуть не сожалею о совершенном поступке;

Моему другу незачем приносить с собой шпоргалку: он и так знает все ответы.

Но частица отделяется от основного слова в некоторых случаях. Если:

  1. писать наречие следует через дефис: вы ведете себя не по-христиански;
  2. рядом располагается усилительное наречие: мы не очень хотим идти в школу;
  3. наречие не оканчивается на буквы -е или -о: я не всегда рисую красочные картинки.

Существенная часть рассматриваемых неизменяемых частей речи, оканчивающихся на -о или -е, подчиняется правилам, которые обладают собственной особой характеристикой. Вот они:

Правописание частиц при союзах и предлогах

В русском языке помимо самостоятельных частей речи существуют и служебные, являщиеся своеобразными "клейкими" сегментами, благодаря которым предложения приобретают цельный и логически завершенный вид. Эти малые элементы тоже могут находиться рядом с частицами "не" и "ни". Правила, регулирующие подобные ситуации, имеют довольно понятный вид с кратким обьяснением сути:

  • "не" всегда отделяется от сочинительных союзов, но поддается слиянию в области составного союза что" (=хотя);
  • "не" пишется раздельно со всеми непроизводными предлогами, а слитно - с "невзирая на" или "несмотря на" (=вопреки);
  • "не" является частью только одной частицы "неужели", в остальных случаях отрицательная частица пишется раздельно.

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва