Св писание петра и павла. Святые апостолы Петр и Павел

Такие разные Петр и Павел. Рыбак-трудяга и умник. Ближайший ученик Христа и проповедник, не имевший никакого отношения к евангельским событиям. История Петра и Павла - история разнообразия человеческих характеров и путей, ведущих к Богу.

1. Апостола Петра до встречи со Христом звали Симон, он был простым бедным рыбаком, почти безграмотным. Симон занимался ежедневным тяжелым трудом, зарабатывая себе на пропитание ловлей рыбы на Галилейском озере. По первому же слову Спасителя, благодаря пламенной вере и страхе Божием, он оставил все: ремесло, дом, имущество – и пошел за Христом.

Св. Петр и Павел в житии. Из церкви св. Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде. XVI в.

2. Павел происходил из знатной семьи, был родом из колена Вениаминова и до своего обращения носил имя Савл. Почетный римский гражданин, cтрожайщий исполнитель иудейского закона, воспитанник знаменитого законоучителя Гамалиила, уважаемый всем народом человек - вот кем был Савл. Он был наделен большой властью: имел особые полномочия от первосвященника преследовать христиан и предавать их на казнь. Но однажды Сам Господь Иисус Христос открылся ему на пути в Дамаск, тогда Савл с прежней ревностью встал на защиту Церкви и проповедь христианства.

Петр и Павел. Карелия. XV в.

3. Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу по три и даже по пять тысяч человек. Он исцелял безнадежных больных, воскрешал умерших. Люди выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. Он был первым апостолом, заключенным в темницу, подвергнутым преследованиям и побоям. Однако Петр только радовался, что претерпел муки за Христа и продолжал безбоязненно проповедовать в разных странах.

Петр и Павел. С. Слудка Ильинского района 1603-1624 гг.

4. Павел постоянно странствовал, проповедуя Евангелие, за это время он написал 14 посланий. Иоанн Златоуст говорил, что послания эти ограждают Вселенскую Церковь наподобие стены, построенной из адаманта. Он обращал ко Христу своими мудростью и красноречием. Когда на больных и страждущих возлагали платки взятые у апостола Павла, у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Иудеи неоднократно пытались убить апостола Павла, однажды свыше сорока человек даже поклялись не есть и не пить, пока не убьют его. Но Павел продолжал свое служение.

Первоверховные апостолы Петр и Павел, с деяниями в 12 клеймах. Север. Вторая половина XVII в.

5. "Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум”, – говорится в стихире праздника. “Петрова твердость" – мужество в исповедании веры и в принятии страданий. Недаром имя «Петр», нареченное Симону Господом, означает "камень". А "Павлов разум" – необыкновенная мудрость, которая уже две тысячи лет привлекает сердца людей к Богу.

в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла – 12 июля.

Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

Святой Петр (Симон)

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

Святой Павел (Савл)

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет). Paulus, то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

Апостолы Пётр и Павел

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «…Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18). Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «…Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Среди самых ранних последователей Иисуса Христа, ставших основателями Его Вселенской Церкви, есть два апостола, именуемых первоверховными. Пётр и апостол Павел. В земной жизни они были совершенно разными людьми не только по своему социальному положению, но и по образу мыслей, и по восприятию мира. Объединила их вера в воскресение Сына Божия, открывшего врата в Вечную Жизнь.

Рыбак с Геннисаретского озера

О святом апостоле Петре нам известно, что он родом из города Вифсаиды, расположенном на севере Геннисаретского озера. Его отец Иона происходил из колена Неффалимова. До встречи с Иисусом Христом апостол Пётр именовался Симоном. Жил он в Капернауме со своей женой и тёщей. Симон был простым и скромным рыбаком. Вместе со своим родным братом Андреем, будущим апостолом Андреем Первозванным, он тяжёлым трудом добывал свой хлеб, не помышлял о тайнах мироздания, и все его интересы сводились к заботам текущего дня.

В самом начале Своего земного служения Иисус, призвав к Себе обоих братьев, дал Симону новое имя ― Пётр, что в переводе означает «камень». Сказанные при этом Иисусом слова о том, что на этом «камне» Он построит церковь, неприступную для ада, свидетельствуют о той особой роли, которая была предначертана Им этому человеку. И Пётр с самого начала беззаветно поверил своему Учителю. В его простой и открытой душе не было места сомнению. Оставив всё, что связывало его с прежней жизнью, он, не задумываясь, последовал за Христом.

Прозрение апостола Павла

Совсем иным представляется нам апостол Павел. Он появился на свет в городе Тарсе, в семье еврея, имевшего римское гражданство, что юридически обеспечивало ему привилегированное положение. Первоначально он носил имя Савл и был фанатичным приверженцем иудейского Закона. В Иерусалиме, примкнув к фарисеям, он получил блестящее образование под руководством одного из известнейших в то время раввинов. Это сделало его ещё большим ревнителем иудаизма и гонителем христиан.

Но Господу было угодно просветить его разум светом истинной веры. Исполненный Духа Святого, Павел со всем жаром своего сердца начал проповедовать в синагогах учение, которое ещё вчера обличал как ложное и сторонников которого обвинял в преступлениях против Закона. Он был человеком образованным, и это предавало его проповедям особую силу. Вступив на этот новый для него жизненный путь, Савл стал именоваться Павлом, что глубоко символично, ― перемена имени означала изменение всей жизни.

Мученический конец святых апостолов

Согласно Священному Преданию, апостол Пётр и апостол Павел после своего многолетнего служения погибли от рук иудеев в один день ― 12 июля (н. с.). Он стал днём их памяти. Ежегодно в этот день отмечается праздник ― День Петра и Павла. предал смерти апостола Петра после того как ему стало известно, что Пётр своей проповедью значительно умножил число новообращённых христиан. Апостол был осуждён на распятие, как и его великий Учитель, но молил палачей пригвоздить его ко кресту вниз головой, так как счёл себя не достойным повторить смерть Христа, распятого стоя.

Апостол Павел являлся римским гражданином, и, согласно закону, его нельзя было распять, так как подобная казнь считалась позорной, и ей подвергались лишь беглые рабы и те, кто принадлежал к самым низшим слоям общества. По повелению императора, его вывезли за пределы Рима и на Остийской дороге обезглавили ударом меча. Предание гласит, что на том месте, где упала глава святого апостола, забил из земли чудодейственный источник.

В период раннего христианства почитание этих святых последовало непосредственно за их мученической кончиной, а место погребения явилось одной из величайших святынь. Тогда же начали отмечать и праздник ― День Петра и Павла. Известно, что когда в IV веке при императоре Константине Великом христианство наконец получило официальный статус и стало государственной религией, то в Риме и Константинополе были сооружены храмы в честь этих апостолов.

Поклонение россиян святым апостолам

С первых дней принятия христианства на Руси апостол Пётр и апостол Павел стали одними из самых почитаемых и любимых россиянами святых. Креститель Руси ― равноапостольный князь Владимир, вернувшись из Корсуни, привёз в Киев икону с их изображением. Впоследствии она была передана в дар Новгороду, где долгое время хранилась в Софийском соборе. Позже она была утеряна, но и в наши дни под сводами этого храма можно видеть старинную фреску XI века, представляющую святого апостола Петра.

О многовековой традиции почитания на Руси первоверховных апостолов свидетельствуют настенные росписи относящиеся к XI-XII векам. На них также изображены апостол Пётр и апостол Павел. Два старинных российских монастыря в честь этих святых были основаны в начале XII века, один ― в Новгороде на Синичей горе, а другой ― в Ростове. Столетие спустя Петропавловский монастырь появился в Брянске. В этот период были написаны многие богослужебные тексты, в том числе и акафист Петру и Павлу.

О популярности апостолов Петра и Павла говорит и то широкое распространение, которое получили их имена среди православных жителей нашей страны. Достаточно вспомнить обширный сонм древнерусских святых. Среди них многие при крещении, а некоторые при монашеском постриге или принятии Великой Схимы нарекались именами первоверховных апостолов. Этот перечень можно продолжить именами людей, оставивших свой след в русской истории, а также теми бесчисленными Петрами и Павлами, прожившими свой век на необозримых просторах России.

Древнейшие изображения первоверховных апостолов

Говоря о развитии иконографии этих образов, нужно отметить, что святые апостолы Пётр и Павел изображались ещё первыми христианами на стенах катакомб, где они совершали свои богослужения. В то время подобные настенные рисунки представляли для адептов новой веры вполне определённую опасность, и по этой причине они часто прибегали к помощи символов. Однако известны отдельные фрески, относящиеся к этому периоду, на которых апостолам приданы вполне определённые, схожие между собой портретные черты, что позволяет исследователям допускать их реальное сходство с историческими прототипами. Следует заметить, что и в литературных памятниках, дошедших до нас из тех далёких времён, замечается та же тенденция: некоторые из них содержат в себе вполне сходные описания внешности апостолов.

Апостолы Пётр и Павел в русской иконописи

С установлением православия св. Петр и Павел стали теми святыми, образ которых непременно входил в число священных изображений каждого храма. Как правило, в основе их композиций были сюжеты Нового Завета, но известны и сцены из Священного Предания. Одной из них является широко распространённая обнимающихся, глядящих в глаза друг другу. Она являет зрителям момент встречи апостолов в Риме незадолго до казни. Подобное изображение в поясном варианте получило широкое распространение.

Однако большую известность со времён Древней Руси получили иконы, на которых апостолы Пётр и Павел представлены стоящими в полный рост, слегка обращёнными друг к другу. Одной из них является самая древняя дошедшая до нас икона, хранящаяся сегодня в Софийском соборе Новгорода. Это та самая икона, привезённая, согласно преданию, князем Владимиром из Корсуни, о которой упоминалось выше.

Возрастание значения апостольских образов

Со временем значение образов святых Петра и Павла столь возросло, что они стали неотъемлемой частью деисусного ряда каждого иконостаса. Вошло в традицию помещать изображение апостола Петра слева от центральной иконы Иисуса Христа, сразу за образами Богородицы и Архангела Михаила, а икону апостола Павла ― справа, непосредственно за иконой Иоанна Крестителя и образом Наиболее известными из таких изображений являются творения Андрея Рублёва, сохранившиеся до наших дней в Успенском соборе Владимира.

С конца XVII века в русской иконописи усилилось влияние западноевропейских школ. Этим объясняется появление тем, связанных с мученичеством апостолов. В прежние времена их традиционными атрибутами были: у Петра ― ключи от Царства Небесного, а у Павла ― свиток ― символ мудрости. Теперь же в руках апостолов мы видим орудия их мученической кончины ― у Петра ― крест, а у Павла ― меч. Известны даже иконы, на заднем плане которых изображены сцены казни.

С годами установилось чинопоследование посвящённых им церковных служб. Тексты сопровождающих их песнопений относятся в основном к VII-VIII векам. Их авторство приписывается таким столпам христианской церкви, как Герман и святитель Андрей Критский, чей покаянный канон читается ежегодно во дни Великого Поста. Кроме них упоминаются имена преподобного Иоанна Дамаскина и Козмы Маюмского. На службах всегда исполняется акафист Петру и Павлу, а также торжественные стихиры.

Имена святых, увековеченные в зодчестве

Имена святых апостолов Петра и Павла навсегда увековечены в храмовом зодчестве. Это в равной степени относится и к России, и к странам Запада. Достаточно вспомнить главный католический храм ― Собор Святого Петра в Риме. Над созданием этой крупнейшей исторической христианской церкви трудились величайшие художники и архитекторы. Среди них следующие: Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини и многие другие.

На православной Руси традиция возводить храмы в честь первоверховных апостолов Петра и Павла уходит своими корнями во времена святого князя Владимира. Известно, что в период его княжения появилась на Днепровских берегах первая церковь апостолов Петра и Павла, а вслед за ней на всей территории необъятной России, в городах, сёлах и даже совсем глухих деревнях во множестве строились храмы, посвящённые этим двум великим подвижникам.

Собор на Неве

Собор апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге занимает среди них особое место. Его называют также Петропавловским собором. Воздвигнутый по проекту архитектора Д. Тризини в 1712-1733 годах, он стал усыпальницей русских царей. Собор находится на территории Петропавловской крепости, заложенной в 1703 году по повелению Петра I для защиты устья Невы от возможного вторжения шведов.

Вначале появилась деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла. Когда же в 1712 году началось строительство каменного храма, то оно велось таким образом, что прежняя постройка оставалась невредимой внутри вновь возводимых стен, и службы в ней не прекращались всё время работ. Новый собор, построенный в стиле петровского барокко, стал одним из шедевров архитектуры, доныне украшающих город на Неве.

Храм в Сестрорецке

В 2009 году был торжественно освящён построенный в пригороде Санкт-Петербурга храм Петра и Павла. Сестрорецк ― это небольшой курортный город вблизи Северной столицы. Ещё в начале XVIII столетия здесь была выстроена деревянная церковь в честь первоверховных апостолов. Со временем её сменил каменный храм, ставший выдающемся достижением зодчества. Однако в годы богоборчества он был разрушен, и только с наступлением демократических реформ началось его восстановление.

Выстроенный заново и освящённый, храм Петра и Павла (Сестрорецк) является мемориальным памятником российским подводникам. Дело в том, что выстроен он на том самом месте, где в давние времена русский гений-самородок, крестьянин Ефим Никонов, демонстрировал царю Петру I своё изобретение ― первую подводную лодку. Это сохранилось в памяти сегодняшних моряков, и на территории храма создан целый мемориал памяти героев российского подводного флота.

Храмы разных городов и разных конфессий

Нельзя не вспомнить и ещё два храма, находящихся в Санкт-Петербурге. Один из них ― храм апостолов Петра и Павла при Медицинской академии. Он находится на Пискарёвском проспекте. И другой, который расположен в самом центре города на Гороховой улице ― он является домовым храмом Педагогического университета имени А. И. Герцена. Оба они, созданные ещё до революции, были закрыты в советский период, и в наши дни вновь открыли свое двери для прихожан.

Во многих городах страны действуют ныне храмы в честь святых апостолов. Среди них Москва, Смоленск, Севастополь, Караганда, Барнаул, Уфа и многие другие. Кроме православных храмов служба Петру и Павлу регулярно совершается и в соборах иных христианских конфессий. Жителям столицы, например, хорошо знакомо восстановленное после атеистического лихолетья здание лютеранского кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке. Величественный католический храм упомянутым святым высится также в Великом Новгороде. И этот перечень можно продолжать долго.

Города, названные именами апостолов Петра и Павла

Память святых апостолов увековечена и в названиях некоторых городов. Наиболее известный среди них ― это Санкт-Петербург, носящий имя своего небесного покровителя ― апостола Петра. Он был основан в 1703 году. Именем святых апостолов назван и город на Дальнем Востоке ― Петропавловск. Острог, ставший его колыбелью, был заложен казаками в 1697 году. Со временем вокруг него образовалось поселение, из которого вырос город.

Ещё один Петропавловск находится на территории, которая в наши дни принадлежит Казахстану. Первоначально это была военная крепость, стоящая на пересечении важных торговых путей. Со временем она лишилась своего военного значения и превратилась в крупный населённый пункт ― узловую станцию транссибирской железнодорожной магистрали.

Искажение апостольских образов в современной культуре

С давних времён первоверховные апостолы Пётр и Павел становились персонажами как апокрифов (отвергнутых церковью, и не вошедших в число канонических, книг Ветхого и Нового Завета), так и народных фольклорных сюжетов. Традиционно апостол Пётр был представлен в них ключарём у райских ворот либо спутником Иисуса Христа, когда Он являлся людям. Апостолу Павлу соответствовал образ жителя или стража рая. Ему часто приписывалось покровительство огню и солнцу.

Эта вульгарная, свойственная народным низам трактовка священных образов, к сожалению, получила распространение в наши дни, она укоренилось во многих областях современной культуры. Особенно это заметно в кино и анимации. По той причине, что оба апостола традиционно изображаются вместе, и день их памяти отмечается одновременно - 12 июля, Петра и Павла объединили в некий единый образ. Например, в народном сознании оба считаются покровителями рыбаков, несмотря на то что только апостол Пётр занимался этим промыслом. Также несправедливо обоих отождествляют с тем камнем, на котором воздвигнуто здание церкви, поскольку эти слова Иисуса относятся лишь к апостолу Петру.

Среди всех последователей Христа первоверховные апостолы Пётр и Павел занимают совершенно особое место. Именуя их «первоверховными», Церковь указывает на то, что они больше других потрудились в деле распространения на земле Христова учения. Слово «апостол» в переводе с греческо го означает «посланник».

Иисус Христос, посылая их на проповедь, сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). «Научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28,19).

И апостолы, повинуясь голосу Бога, пошли по всей земле и понесли свет Христовой веры. Мир, куда они пошли, был развращён и пресыщен, сиял в блеске и величии. Могущественный и великолепный по внешности, это был мир Спартака и Цезаря, Плиния и Тацита, то есть это были Рим и Греция в эпоху своего самого блестящего и утончённого тлена.

С человеческой точки зрения, задача, которая стояла перед апостолами, людьми из далекой провинции, а именно духовное завоевание этого античного мира, могла показаться совершенным безумием. Иудеи требовали знамений, эллины — философского доказательства, а в ответ слышали: «Мы проповедуем Христа распятого», ибо апостолы знали, что с ними Господь. Они помнили Его слова: «Мужайтесь, Я победил мир! Я с вами до скончания века». И апостол Павел радостно восклицает: «Если Христос с нами, кто же против нас?».

При жизни оба апостола были совершенно разными и непохожими друг на друга людьми. Пётр был сельским жителем приморской деревушки Виф-саиды с берегов Тивериадского озера. Павел происходил из малоазийского города Тарса и даже имел римское гражданство (Деян. 16, 37).

Апостол Пётр был женат. Из Евангелия известно, что Господь исцелил его больную тещу. Апостол Павел был холост. В Иерусалиме у него жили только замужняя сестра и племянник.

Пётр до своего призвания занимался рыболовством и был совершенно неграмотным. Павел получил блестящее образование в академии иерусалимского раввина Гамалиила и хорошо знал греческую философию и классическую литературу. В пользу этого говорят не только его цитаты из языческих малоизвестных поэтов, а именно из Арата и афинского поэта Клеандра (Деян. 17, 28), из критского поэта Эпименида (Тит. 1, 12) и афинского поэта Менандра (1 Кор. 15, 23), но и его ещё более глубокие мысли о существе и развитии языческой религии и философии (1 Кор. 1).

Апостол Пётр с момента призвания постоянно был со Христом. Апостол Павел, по некоторым сведениям, до своего обращения никогда не видел Христа. Апостол Пётр в начале своей деятельности был весьма далёким от верного понимания дела Божия и часто старался даже перечить Христу. Апостол Павел сразу же после призвания стал неутомимым последователем Христа до своего последнего часа на земле.

Почему же Господь избирает этих двух таких разных людей для великого служения Евангелию? Потому что, несмотря на ошибки, сердца их были чисты и в них было великое горение веры. Кроме того, обоих апостолов уравнивала горячая любовь ко Христу и всему человечеству. Поэтому и Церковь объединила их память в одном празднике.

По своей родословной апостол Пётр происходил из колена Симеонова и вначале носил имя Симон. До встречи с Христом он, вместе с братом Андреем, ловил рыбу. Господь, проходя по берегу Тивериадского озера, увидел их и сказал: «Следуйте за Мною. Я сделаю вас ловцами человеков». И они, оставив всё, пошли за Христом.

Душа у апостола Петра была простая и беззлобная, как у ребёнка. По пылкости сердца он быстрее других откликался на слова Христа, часто обнаруживая при этом свои человеческие немощи и непонимание духа учения Христова, за что Господь иногда его строго обличал. Но зато раньше других Пётр выказывал свою веру и горячую любовь к Спасителю. Так он первым исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим (Мф. 16, 16). С мечом в руках он защищал Христа в Гефсиманском саду. Но когда настал страшный час испытания, Пётр не устоял и трижды отрёкся от своего Учителя. Однако горячее сердце апостола не выдержало взгляда Господа после этого малодушного поступка, и Пётр горько каялся. Древнее предание говорит, что всю последующую жизнь, когда ему случалось по ночам слышать крик петуха, он пробуждался ото сна, вставал на молитву и начинал плакать. От этих частых слёз под глазами апостола пролегли две глубокие борозды.

Сперва Пётр проповедовал Евангелие только иудеям. Но потом ему было сказано, чтобы он шёл и к язычникам. Тогда апостол крестил семью Корни-лия-сотника и с этого момента стал проповедовать языческому миру. Велика была духовная сила Петра. В Писании сказано, что когда он проходил по городам и сёлам, то «выносили больных на улицы, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них... и исцелялись все».

За веру и преданность Господь назвал Петра «камнем» и обещал дать ему ключи Царства Небесного, то есть власть разрешать и связывать грехи человеческие. Поэтому в христианской иконографии апостол Пётр часто изображается с ключами.

Первоверховный апостол Павел до своего призвания также носил иное имя — Савл. Он обладал сильным и стремительным характером. Ревнивый последователь еврейского закона, он был вначале непримиримым врагом христианства. «Я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса... я много святых заключал в темницы... и в чрезмерной против них ярости преследовал даже и в чужих городах» (Деян. 26, 9-11). Так свидетельствует он сам.

Расправившись с христианской общиной в Иерусалиме, Савл отправился в Дамаск продолжать гонения и там, но на пути вдруг был объят сильным светом и услышал голос Христа, который упрекал его за гонения. Свет стал настолько ярким, что ослеплённый Савл упал на землю. Переворот, происшедший в его душе в эту минуту, — это одно из необычных событий, ставшее величайшим и сложным психологическим актом. Упал на землю гонитель христиан Савл — а восстал великий апостол языков Павел.

Что могло произвести такой переворот в душе преследователя? Какая сила превратила убийцу в благовестника? Мы напрасно стали бы искать земного источника этой чудесной силы, ибо она нездешняя. Как над Петром пылал язык Божественного пламени в горнице Сионской, так и Павлу воссиял с небес неизречённый свет на пути в Дамаск. Оттуда, из запредельных высот, он услышал голос, говорящий: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?».

Под руки спутники Савла отвели его в Дамаск, где он три дня ничего не видел и не ел. Затем принял Крещение и стал называться Павлом.

Когда Дамаск облетела весть, что вчерашний гонитель крестился во имя Иисуса, страх христиан сменился радостью. Павел же удалился в Аравию, где несколько лет прожил в одиночестве. Всё происшедшее требовало уединения и подготовки к новой жизни. Эти годы были временем напряжённой духовной работы.

По возвращении в Дамаск Павел начал проповедь о Христе и вскоре сам подвергся жестоким гонениям. Враги христиан сговорились убить Павла, у ворот города были расставлены патрули, но верующие ночью спустили апостола с городской стены в корзине, и ему удалось избежать ареста. После этого Павел отправился в Иерусалим, город, где его помнили как гонителя Церкви. Поэтому он был встречен сдержанно и даже с некоторой подозрительностью. Апостол чувствовал себя в Иерусалиме чужим и одиноким, и только добрый и проницательный христианин Варнава был обеспокоен его судьбой. Он сделал всё, чтобы рассеять недоразумения и сблизить апостола Павла с Петром. Две недели, которые Павел провёл под гостеприимным кровом галилейского рыбака, остались как одно из наиболее светлых воспоминаний. Здесь он впервые услышал о жизни Спасителя из уст очевидцев. Так началась дружба двух великих апостолов, которая не нарушалась до конца их жизни.

После этой встречи начинаются знаменитые миссионерские путешествия апостола Павла, сперва с Варнавой в Сирию, затем на Кипр, в Малую Азию, Македонию, Грецию и Рим, где он основывал церкви и утверждал христианство. Ему сопутствовал племянник Варнавы Марк, который и написал второе Евангелие.

Тысячи километров прошёл апостол пешком, проповедуя Слово Божие. Свою проповедь он подкреплял силою чудес, совершённых его руками. Даже платки и пояса с его тела верующие возлагали на больных и у тех прекращались болезни. За проповедь Евангелия его много раз заключали в темницу. Бесчисленное количество раз он был на волосок от смерти. Фанатики побивали его камнями, оставляя полумёртвым, а римская стража бросала в темницу. Три раза он терпел кораблекрушение и целые сутки плыл на обломке корабля. Но Господь хранил Своего избранника. Помня о том, что когда-то он был гонителем христиан, Павел с глубокой скорбью говорил: «Я, как некий изверг, недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию».

В довершение всего апостола постоянно сопровождал мучительный недуг, который он называл «жалом плоти». «Бедный я человек, — восклицает апостол, — кто избавит меня от сего тела смерти» (Рим. 7, 2-4). «Три раза умолял я Господа, чтобы Он избавил меня от этого. Но Господь сказал: «Довольно с тебя и благодати Моей, а сила Божия в немощи совершается».

Иоанн Златоуст, восхищаясь апостолом Павлом, говорит: «Я не найду слов, чтобы описать, какой любовью к людям пылало сердце этого апостола. Его любовь была шире океана и жарче огня. Он любил людей так, как будто был их отцом; готов был сам пойти в ад, только бы спаслись те, которым он проповедовал Слово Божие».

За то суждено было ему самому первому из апостолов ступить на землю Европы для просвещения язычников. Первый европейский город, куда прибыл Павел, находился на севере Греци!}, в Македонии, и назывался Филиппы. Апостол основал здесь Церковь и, уходя дальше, оставил его жителям письменное назидание, которое называется «Послание к Филиппийцам».

Особая трудность в деле проповеди ожидала его в Афинах. Здесь слово крестное надлежало возвестить «мудрым века сего» — философам, риторам, поэтам. Город был полон языческих идолов, и, осмотрев его, апостол возмутился духом. Но среди множества греческих богов Павел нашёл надпись «Неведомому Богу». И тогда он стал говорить: «Афиняне! Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано «Неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Здесь, в афинском ареопаге, у Павла, благодаря проповеди, нашёлся последователь и ученик — Дионисий Ареопагит.

Эти миссионерские путешествия апостола Павла имели великое значение. Во-первых, на европейском континенте был основан целый ряд церквей, во-вторых, они положили начало литературным памятникам христианской культуры. Эти письменные назидания, в неповреждённости дошедшие до нас, Иоанн Златоуст называет «неиссякаемым кладезем премудрости». Сколько бы мы ни учились на этих апостольских посланиях, сколько бы ни черпали из этого кладезя — всегда в нём для нас много нового, назидательного и нужного для нашего спасения и укрепления нашей слабой веры.

Основав ряд церквей в Греции, апостол Павел решил отправиться на запад и дойти до Испании. Опорным пунктом для этого путешествия он мог избрать Рим, где в это время была уже большая христианская община. Апостол написал Послание к Римлянам, в котором системно изложил свой взгляд на отношение Ветхого Завета к Евангелию. В Риме произошла и последняя встреча двух великих апостолов.

В это время столица мира представляла собой печальное зрелище. Последний император из династии Юлиев-Августов, цезарь Нерон (54-68 гг. н.э.) добился римского престола ценою многих преступлений. Он установил в Риме настоящий террор (Тацит. «Анналы» 13, 45). Забросив государственные дела, часто выступал перед публикой в качестве певца, заставляя аплодировать себе. (Светоний. «Нерон» 2, 20). Одержимый безумными идеями, он решил перестроить Рим и поджёг старые кварталы предместья. Но загорелся весь город. Из зверинцев были выпущены звери, и началась паника. Тысячные толпы людей, спасаясь от огня и диких животных, давили друг друга. Пламя бушевало целую неделю, погибли десятки тысяч римлян. Из четырнадцати кварталов столицы уцелело только четыре, и тогда в народе поползли зловещие слухи. Зрело восстание против цезаря. Желая снять с себя вину, Нерон обратил народный гнев против христиан, обвинив их в поджоге. Начались массовые аресты и казни всех, кто открыто исповедовал Христа. Среди множества мучеников, имена которых нам неизвестны, были апостолы Пётр и Павел.

По преданию, Пётр успел бежать из Рима под покровом ночи вместе с женой. Но ранним утром на Аппиевой дороге ему явился Христос, и после этого апостол вернулся в Рим, где его распяли на кресте вниз головой. Уже во II веке на месте казни апостола Петра была сооружена гробница, открытая археологами в 1950 году.

О последних днях жизни апостола Павла нам известно гораздо меньше. Во всяком случае, он провёл их в темнице при обстоятельствах, о которых красноречиво свидетельствует его второе послание к Тимофею. Это лебединая песнь апостола, идущего навстречу смерти. Давая последние указания Тимофею, Павел сообщает о безнадёжности своего положения. «Я уже становлюсь жертвой, — пишет апостол, — и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение (жизни) совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его...» (2. Тим. 4, 6-8). В этом же послании есть знаменательные слова, свидетельствующие о несокрушимой силе, которая поддерживала измученное тело и истомлённую душу: «Я знаю, в Кого уверовал».

Он жил Христом и во Христе, через него Господь обращался к миру, и огненное слово Божие пылало в сердце сгорбленного старца так же, как оно пылало в сердце юноши Савла, который много лет назад вступил в Дамаск. Как римского гражданина его не стали подвергать крестным пыткам, но обезглавили мечом. Древнее предание говорит, что он был казнён в один день и час с апостолом Петром. По свидетельству Тертуллиана, это произошло в трёх милях от Рима, на Остийской дороге.

В истории человечества трудно найти более целостные образы, чем апостолы Пётр и Павел. На них была возложена великая миссия: нести миру свет Царства Божия, и они отдали жизнь на служение этой миссии. В течение тридцати лет, от первых шагов проповеди до самой смерти, они сохраняли единство в своей деятельности. Это духовное единство было создано их любовью к Богу и людям. Эта преданность Христу в деле распространения Евангелия, чуждая национальной ограниченности, была целью их жизни. И ничто не могло отклонить их от крестного пути. Благодаря этим двум апостолам, все народы греко-римского Средиземноморья получили христианское просвещение. Именно они вдохнули в одряхлевшие формы античного мира новую жизнь, давшую великие плоды в европейской культуре.

Достигли славы в веках эти апостолы и вся первохристианская Церковь, конечно же, не земными путями и не человеческой мудростью, не ухищрением слова и умением использовать обстановку, а только силой веры, молитвы и любви. Невыразимая человеческими средствами похвала, которую заслужили апостолы, должна прежде всего воздаваться Тому, чьей силой совершилось призвание Петра и обращение Савла в Павла, и Кто Сам всё трудное сделал исполнимым, ибо «сила Божия в немощи совершается».

Пройдут века, пронесутся тысячелетия. Но в недрах Святой Церкви и в памяти народной всегда будут жить имена апостолов Петра и Павла.

История праздника в честь святых верховных апостолов Петра и Павла

Апостолы Петр и Павел были очень разными. Неученый Петр и получивший прекрасное образование Павел. Петр был ближайшим учеником Христа, а Павел - гонителем христиан. Петр был женат, а Павел - девственник. Но Церковь почитает их одинаково: «Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас! » Апостолы Петр и Павел скончались мученически в один день - 29 июня по юлианскому календарю. Об этом говорится в Римском (IV в.) и Карфагенском (V в.) календарях, мартирологе (списке мучеников) блаженного Иеронима (IV в.) и сакраментарии (служебнике) папы Римского Григория Великого (VI в.). Апостола Петра распяли на кресте головой вниз, апостолу Павлу отсекли голову. По мнению некоторых церковных историков, апостол Павел скончался ровно через год после апостола Петра. Перенесение мощей святых апостолов произошло в 258 году, также 29 июня.

Праздник в честь верховных апостолов известен уже с первых веков христианства. Около 324 года, во время правления Константина Великого в Риме и Константинополе - двух столицах Римской империи, были построены первые храмы в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени праздник стали отмечать еще торжественнее.

Жизнь апостола Петра

Простые галилейские рыбаки Симон и Андрей, услышав призыв Христа: «Идите за мной!», оставляют сети и становятся апостолами, «ловцами человеков». Симон был одним из ближайших учеников Господа. Свидетель многих чудес, задолго до Воскресения он говорит о своем вероисповедании: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго» и слышит в ответ:

Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 16-18).

Новыми именами Симона становятся Петр и Кифа - греческое и арамейское слова, обозначающие скалу.

Ближайшие ученики Спасителя - Петр, Иоанн и Иаков - видели его на Фаворской горе, вместе с ним пришли и в Гефсиманский сад и были свидетелями Его ареста. Петр даже отсек ухо одному из стражников. Искренне верующий, бывший свидетелем Божественного Преображения, Петр в ночь страстей Христовых трижды отрекся от своего Учителя, а затем «изшед вон, плакася горце» (Мф. 26, 75). Настолько искренним было его покаяние и горячей вера, что услышал он слова прощения от Господа после Воскресения:

Любиши ли мя?.. Паси овец моих (Ин.21, 15-17).

Именно апостол Петр произнес вдохновенную проповедь после сошествия Святаго Духа в день Пятидесятницы, после чего 3000 человек обратились ко Христу. Через несколько дней вторая его проповедь, после исцеления хромого, обратила к вере Христовой еще 5000 человек. Даже тень его исцеляла болящих (Деян. 5, 15).

Апостол Петр проповедовал в Иудее, странах Малой Азии, Италии. По мнению церковных историков, в Рим он пришел в 67 году. Когда император Нерон начал гонение на христиан, ученики уговорили апостола Петра скрыться. Но, выйдя из Рима, на Аппиевой дороге апостол увидел Христа: «Куда идешь, Господи?» Услышав ответ: «В Рим, чтобы снова распяться», апостол вернулся в город, был арестован и заключен в подземелье Мамертинской тюрьмы. На Ватиканском холме, где находился цирк Нерона, для апостола приготовили крест. Из смирения он просил, чтобы его распяли вниз головой. Здесь же, на холме, священномученик Климент Римский и другие ученики погребли тело апостола. Так исполнились слова Господа:

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин. 21, 18).

Над могилой апостола Петра во II веке христиане воздвигли небольшую часовню. На этом же месте император Константин Великий построил большой храм, освященный в 329 году. Мощи апостола Петра находятся в подземелье базилики. Собор находится на территории государства Ватикан, которым управляет Римский папа - глава католической церкви.

Жизнь апостола Павла

До обращения ко Христу Павла звали Савл. Родился он в Тарсе, столице провинции Киликия в Малой Азии. Происходил из колена Вениаминова, как и царь Сеул, в честь которого получил имя. По рождению был он римским гражданином, что давало в те времена огромные привилегии, особенно в провинции. Римское имя Павл (лат. - малый), вероятно, также получил при рождении, но пользоваться им стал только после обращения ко Христу.

Будущий апостол Павел был ревностным фарисеем, учился в Иерусалиме у Гамалиила - самого авторитетного иудейского учителя того времени. Когда побивали камнями первомученика архидиакона Стефана, Савл стерег одежду мучителей. Он настолько ненавидел христиан, что преследовал их везде и всюду. По пути в Дамаск, куда он шел преследовать христиан, Господь чудесным образом призвал его на служение апостольское. Внезапно воссиял очень яркий свет и послышался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» Он ослеп и упал на землю. Спутники слышали только голос, но ничего не видели. Они под руки привели Савла в Дамаск, где Анания, один из семидесяти апостолов, научил его вере Христовой и крестил. Зрение вернулось во время погружения в воду.

Савл стал апостолом Павлом. Так же ревностно, как прежде гнал, теперь он проповедовал веру Христову в Аравии, Сирии, Палестине, Антиохии, на острове Кипр и в Афинах. Основал множество поместных церквей, которым направлял свои послания, составившие бо́льшую часть книги Апостол, читаемую за утренней службой в православных храмах.

Апостол Павел, в отличие от Петра, получил прекрасное образование. Он хорошо знал не только ветхозаветное писание, но и был знаком с греко-римской культурой того времени: философией, литературой, религией, владел приемами риторики. Все это позволило ему свободно полемизировать с греческими философами в Афинах. Проповедь апостола Павла была обращена прежде всего к язычникам.

Когда апостол Павел в очередной раз посетил Иерусалим, иудеи обвинили его в том, что он водит язычников в Храм Соломона. Суд синедриона не мог приговорить римского гражданина к смерти, поэтому его отправили в Кесарию, где находился римский прокуратор, управлявший провинцией. Воспользовавшись правом римского гражданина требовать суда самого императора, арестованный Павел в узах под конвоем едет в Рим. Разбирательство длилось еще около двух лет. Даже находясь в заключении, он имел возможность видеться с апостолом Петром и римскими христианами.

По преданию, последние дни перед казнью апостолы провели вместе в подземелье Мамертинской тюрьме. Там они крестили темничных стражей Прокесса и Мартиниана и еще 47 узников. Воды для крещения не было, но случилось чудо: забил источник.

На казнь апостолов повели вместе, они простились на Остийской дороге. Петра распяли на Ватиканском холме, Павла увели за город, на Сальвийские воды. Римского гражданина распинать на кресте не полагалось, поэтому ему отсекли голову мечом. На месте, где упала глава апостола, забили три источника, сохранившиеся и до нашего времени.

Тело апостола Павла погребли на том же месте. Император Константин Великий построил над гробницей церковь. В последующем базилику расширяли и украшали. Храм был разрушен при пожаре 1823 года. В 1854 году вновь был построен огромный собор длиной 120 метров.

Служба верховным апостолам Петру и Павлу

В настоящее время в Православии праздник Петра и Павла относится к числу великих, приравненных к . В этот день заканчивается Петров пост, начавшийся через неделю после праздника . Но если праздник приходится на среду или пятницу, то разрешается пища только с рыбой .

Стихеры для службы Петру и Павлу были написаны в VII–VIII веках константинопольским патриархом Германом , святителем Андреем Критским , преподобными Иоанном Дамаскиным , Козмой Маюмским и другими православными гимнографами.

Часть стихер обращена одновременно к Петру и Павлу:

Да́л еси́ утверже́ние Це́ркви Твое́й, Го́споди, Петро́ву тве́рдость, и Па́влов ра́зум, и све́тлую му́дрость, и обою́ богогла́сие и́стинное, е́ллинскую пре́лесть отгоня́щее. Те́мже та́йно науча́еми от обои́х, пое́м Тя́, Ису́се Всеси́льне, Спа́се душа́м на́шим.

Перевод: «Утверждение Твоей Церкви, Господи, Ты дал твердость Петра и Павла разум и светлую мудрость, и обоих истинную божественную проповедь, отгоняющую обман безбожия. Потому мы, научаемые ими обоими тайнам Божественным, поем Тя, Исусе всесильныи, Спасителю душ наших».

Другие стихеры обращены только к Петру:

Тре́тие вопроше́ние, е́же: Пе́тре, лю́биши ли Мя́? Тре́тияго отверже́ния Христо́с испра́вил е́сть. Те́мже и к Тайнове́дцу Си́мон: Го́споди, вся́ ве́си, вся́ зна́еши, Ты́ ве́си, я́ко люблю́ Тя́. Те́мже к нему́ Спа́с: паси́ о́вцы Моя́, паси́ избра́нныя Моя́, паси́ а́гнцы Моя́, я́же Свое́ю кро́вию снабде́х во спасе́ние. Того́ моли́, Богоблаже́нне апо́столе, дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Перевод: «Троекратным вопросом: «Петр, любишь ли ты Меня?» троекратное отречение Христос исправил. Потому и Ведающему тайное Симон ответил: «Господи, Ты все ведаешь, все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» Тогда Спаситель обратился к нему: «Паси овец Моих, паси избранных Моих, паси агнцев Моих, которых Своею кровию приобрел Я во спасение!» Его моли, Богоблаженныи апостоле, даровать нам великую милость».

Есть в службе и такие стихеры, которые обращены к одному Павлу:

Я́же по вся́ гра́ды у́зы и ско́рби твоя́, кто́ ска́жет, сла́вныи апо́столе Па́вле? Труды́, боле́зни и бде́ния, я́же во а́лчи и в жа́жди злостра́стия. Я́же в зиме́ и наготе́, ко́шницу и жезлы́ бие́ния. Ка́менное мета́ние и презре́ние. Глубины́ истопле́ния. Позо́р бы́сть А́нгелом и челове́ком. Вся́ у́бо претерпе́л еси́, о укрепля́ющем тя́ Христе́, да ми́р приобря́щеши, о Христе́ Ису́се, Го́споде свое́м. Те́мже мо́лим тя́, творя́щии па́мять твою́ ве́рно, непреста́нно моли́, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: «Во всех городах узах и скорби твои кто перечислит, славный апостол Павел? Труды, борения, бдения, страдания голода и жажды, холода и наготы, корзину и удары палками, побивание камнями и презрение людей, глубину, в которой тонул при кораблекрушении. Зрелище ты стал для Ангелов и людей. Все ты претерпел за укрепляющего тебя Христа, чтобы весь мир приобрести, во Христе Исусе, Господе твоем. Потому мы просим тебя совершая память твою с верою: Непрестанно моли о спасении душ наших».

Величание святым апостолам:

Величаем вас апостоли Христовы Петре и Павле. Иже весь мiр ученьми своими просветивших, и вся концы ко Христу приведших.

За вечерней службой накануне праздника читаются паремии - отрывки из соборного послания апостола Петра. Поскольку читаются тексты новозаветной книги, молящиеся слушают их стоя (обычно на паремиях можно сидеть). На утрени читаются два канона, написанные преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Один канон обращен к апостолу Петру, другой - к Павлу.

————————
Библиотека Русской веры

Народные традиции праздника Петра и Павла

День святых апостолов Петра и Павла в народе считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду был известен как покровитель рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей носил даже название «рыболова». Петровым днем заканчивалась весенняя и начиналась летняя рыболовная пора: в этот день завершались расчеты по весеннему лову и заключались новые сделки на лето. Рыбаки молились апостолу Петру, служили молебны, а в некоторых местах установили даже обычай ежегодно, в день 29 июня, собирать «Петру-рыболову на мирскую свечу», которая и ставилась в храме перед его образом. У прочего же населения день св. апостолов не считался первостепенным и не связывался с какими-либо особыми религиозными обрядами.

В круговороте земледельческих работ Петров день считался началом покоса трав, хотя почти не связывался с какими-нибудь особыми приметами. Говорили только, что «с Петрова дня зарница хлеб зарит» и что «если просо в Петров день в ложку, то будет его и на ложку». «Ключарь-апостол», которому, по стародавнему преданию, передан Господом ключ от Царства Небесного, считался одним из самых надежных - после «Николы-Милосливого» - покровителей засеянных хлебом полей.

Деревенская молодежь еще с вечера накануне праздника уходила в поле и здесь, вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «карауля солнышко»: по народному понятию солнце в день Петра и Павла, как и в день Светлого Христова Воскресенья, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся как радуга. В некоторых местностях сходились в Петров день на три ключа-родника, умывались «петровой водицею» и угощались при этом хмельными напитками. Устраивали Петровские хороводы, «гулянки-Петровки», в некоторых селах девушки ходили в лес «крестить кукушку».

В крестьянской среде Петровский пост соблюдали во всей строгости церковного устава, а дни «заговин» и «разговин» считались праздничными. Например, в Вологодской губернии существовал даже обычай общих разговин всем миром. Каждая семья заблаговременно готовилась к Петрову дню: пекли, жарили и варили, так как все имели в виду прием гостей и родственников, которые в Петров день приезжали даже из дальних деревень. Если же праздник попадал на среду или пятницу, то в народе говорилось, что «мясоед с постом побратался».

Святые апостолы Петр и Павел. Иконы

Иконографическая традиция изображения святых апостолов Петра и Павла пришла на Русь из Византии.

В Русском государстве она творчески перерабатывалась. Это привело к тому, что апостолы Петр и Павел на русских иконах (в отличие от большинства других апостолов) легко узнаваемы: в мозаиках Киевской Софии и на ранних новгородских иконах, в деисусном чине из Высоцкого монастыря, у преподобного Андрея Рублева, даже на миниатюре Хлудовской Псалтыри. Ярко выраженные портретные черты апостолов Петра и Павла прослеживаются уже в раннехристианской иконографии: в росписи римских катакомб III - начала IV вв. можно узнать апостола Петра с короткими седыми волосами и небольшой бородой и Павла с его характерной иудейской внешностью, высоким лбом и длинной темной бородой.



Лики апостолов Петра и Павла. Базилика Космы и Дамиана (Санти-Косма-э-Дамиано). Первая треть VI в.

Типичным для домонгольского периода является изображение святых апостолов Петра и Павла в полный рост, стоящих рядом. Именно так они изображены на древнейшей (XI в.) из дошедших до нас икон - из Софийского собора в Новгороде. Возможно, эту икону привез из Корсуни в Киев сам равноапостольный великий князь Владимир, а позднее она попала в Новгород. В настоящее время исследователи датируют ее серединой XI в. - возможно, это список более ранней Киевской иконы, переданный в Новгород. Икона почиталась как чудотворная, поэтому в XVI в. Иоанн IV вместе с другими чтимыми святынями вывез ее из Новгорода в Москву.

Позднее икону вернули в Новгород, и она находилась в Софийском соборе до середины XX в. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немецкими оккупантами в Германию, но в начале 1950-х гг. ее вернули в Новгород. После реставрации, уже в XXI в., она вновь поступила в Новгородский музей-заповедник. В иконографии этой самой ранней нашей иконы апостолов присутствуют детали, ставшие каноническими для последующих времен. Это не только характерная внешность апостолов. Апостол Павел держит закрытую книгу в драгоценном окладе, у Петра - свернутый свиток - символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (Ин. 21:15-17) и золотые ключи (Мф. 16:19). Между апостолами, чуть выше, словно в отдалении - оплечное изображение благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке.

Другая известная икона, парно изображающая первоверховных апостолов, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, относится к концу XII - началу XIII вв. и находится в Государственном Русском музее. Она отличается от новгородской строгой лаконичностью: апостолы изображены рядом и обращены к зрителю, они вполне узнаваемы по портретному сходству с каноническими образцами, но руки их сложены почти в одинаковом благословляющем жесте, почти одинаково и расположение их писаний - книги у апостола Павла и свитка у Петра. Ни посоха, ни ключей у Петра нет. Этот иконографический тип также получил на Руси распространение: примером может служить икона XV в. из Петрозаводского музея изобразительных искусств.


Изображение предельно упрощено; у апостолов в руках лишь их писания, причем Павел держит книгу обеими руками, а у Петра придерживающая свиток десница сложена для благословения. Портретное сходство заметно, но у апостола Павла борода не вполне темная. Примеров дальнейшего развития первого - «новгородского» иконографического типа парного изображения первоверховных апостолов немало. На иконе начала XVII в. из села Слудка (Пермская картинная галерея) портретное сходство неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины в волосах, а у Павла борода не столь темная и длинная, как на ранних иконах. Они предстоят в молитве пред Спасителем, восседающим на Престоле на облацех в окружении Небесных сил бесплотных. Десницы апостолов изображены не в благословляющем жесте, а молитвенно простертыми ко Христу. На раскрытую ладонь Петра надета тонкая цепочка с изящным золотым ключом. Но большую часть сохранившихся изображений первоверховных апостолов составляют иконы деисусного чина. Они, в зависимости от принятой схемы, могут быть и поясными, как, например, находящийся в Государственной Третьяковской галерее знаменитый «Высоцкий» чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове), и ростовыми. Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым (ГТГ). До нашего времени дошли всего три иконы из деисусного чина, написанные преподобным Андреем, по-видимому, для московского Воскресенского «на Высоком» монастыря.

В Новгородском музее-заповеднике хранятся иконы начала XVI в. из деисусного чина Михаило-Архангельской церкви села Подчевары Кирилловского уезда Новгородской губернии (чин был вывезен к выставке XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 г. и поступил в НГОМЗ из Новгородского епархиального древлехранилища).

Иконография апостолов Петра и Павла напоминает иконы деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Хочется обратить внимание на интересные детали: на перекинутой через ладонь цепочке у апостола Петра висит лишь связка ключей, но согнутая в локте рука, видимо, поддерживала свиток с писаниями апостола (изображение свитка не сохранилось). У апостола Павла - книга, которую он поддерживает левой рукой, а пальцами правой готовится перелистать.



Апостолы Петр и Павел. Из деисусного чина. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов

Иконы деисусного чина главного иконостаса Софийского собора Великого Новгорода, написанные иконописцами Андреем Лаврентьевым и Иваном Дермой Ярцевым, датируются 1509 г. (об этом имеется запись в Новгородской четвертой летописи: «В лето 7017. Повелением господина Преосвященного архиепископа Серапиона дописан бысть Деосус в Софеи святой сысполна, а мастеры писали Ондрей Лаврентьев да Дерма Ярцев сын» (ПСРЛ, т.4,ч. 1, с. 461). В 1537 г. иконы были украшены серебряными окладами с басмой, золочением и эмалью. Иконы деисусного чина из церкви св. Димитрия в Поле (Псковский музей) совмещены с праздничным чином: апостола Петра со Сретением Господним, а Петра - с Вознесением. Апостол Петр жестом правой руки словно указывает на свиток со своими писаниями, а Павел держит книгу обеими руками и словно подает ее зрителю для прочтения.

На иконах середины XVI в. из деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (они находятся в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике) портретным сходством наделен только апостол Павел, причем иудейские черты лица у него минимизированы - это, скорее, монгольский тип лица. Апостол же Петр изображен довольно молодым и рыжеволосым; определить его можно, пожалуй, лишь по ключу, свисающему на красном шнурке с левой руки, которой он плотно держит свиток.

Достаточно редко встречаются изображения апостолов Петра и Павла на царских вратах; иконографически это все те же деисусные иконы - как, например, на царских вратах монастыря святого Павла на Афоне. Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла. На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с житием (XVI в.) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали. Апостол Петр облачен в гиматий золотистого цвета, а свиток в его левой руке веерообразно раскрыт (правая рука сложена в именословном благословении). Апостол Павел держит двумя руками книгу практически горизонтально; читать ее в таком положении затруднительно. В житийных клеймах приведены сцены из жития святых апостолов, в том числе и их мученическая кончина: распятие апостола Петра на кресте стремглав, т. е. вниз головой, и усекновение главы апостола Павла мечом.

Таким образом, в древнерусских памятниках иконографии первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только следование канону, но многообразие его трактовок, которое прослеживается уже в самых ранних изображениях.

Святые апостолы Петр и Павел. Картины

Известные живописцы, такие как Эль Греко (1541–1614 гг.), В.Л Боровиковский (1757–1825 гг.), Н.Н. Ге (1831–1894 гг.) и другие в своих произведениях изображали апостолов Петра и Павла.

Святые апостолы Петр и Павел. Скульптуры

Петропавловские храмы и монастыри

Издавна на Руси строились храмы во имя верховных апостолов Петра и Павла . Пожалуй, самый древний сохранился в Смоленске. Его строила в 1140-1150 годах княжеская артель. Освящал Симеон, первый смоленский епископ. Впоследствии несколько раз храм перестраивался, первоначальный вид восстановил П.Д. Барановский. Церковь, построенная из кирпича, представляет собой образец крестово-купольного одноглавого древнерусского храма. Смоленские мастера продолжили традиции Киевской Руси и Византии. Храм этот похож на владимиро-суздальские и раннемосковские, но некоторые декоративные элементы напоминают образцы новгородской и псковской архитектуры.

Несколько древних церквей в честь апостолов Петра и Павла сохранились в Великом Новгороде. В конце XII века была построена церковь Петра и Павла на Синичьей горе . Ее строительство велось в 1185-1192 годах. Возможно, храм был построен на месте более древнего. При нем были женский монастырь и кладбище. Место это находилось за городом. На монастырь в 1611 году напали шведы. В 1764 году обитель упразднили. С 1925 года и по настоящее время храм недействующий, находится в аварийном состоянии. В 1992 году внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Еще одна церковь - храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках, 1406 года постройки. Это одноглавый четырехстолпный новгородский храм на улице Бредова-Звериной, у южной части бывшего Зверина Покровского монастыря.

Храм Петра и Павла на Славне построен в 1367 году, рядом со старообрядческой церковью во имя пророка Илии (ул. Знаменская). Сейчас церковь заброшена.

В Брянске князь Олег в 1275 году основал Петропавловский монастырь , в котором и сам постригся, оставив княжение. При Екатерине II обитель лишили всех угодий и она пришла в упадок. Упразднена в 1830 году. Позднее монастырь восстановили как женский общежительный. До настоящего времени сохранились несколько жилых зданий и собор Введения Богородицы, построенный в начале XVIII века на месте старинной деревянной церкви.

На берегу Онежского озера в поселке Повенец в 1600 году был построен собор во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла. Упразднен около 1945 года.

В г. Пскове существует храм Петра и Павла с Буя. Первоначально на месте существующей церкви в 1373 году стоял храм, здание было восстановлено в 1540 году в месте схождения основных улиц города. Храм поставлен на месте древнейшего городского кладбища - Буя, у крепостной стены среднего города. В 1810 году были разобраны два ветхих придела и звонница, к западному притвору достроено крыльцо.


Старообрядческие Петропавловские храмы

Традиция строить и освящать храмы во имя апостолов Петра и Павла сохранилась и в старообрядчестве. Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в г. Якутске Вольске

Название Петропавловска носит и несколько городов. Один из них, основанный 12 июля 1752 года как военная крепость, находится теперь в Казахстане. Здесь сходились торговые пути из России и Средней Азии. В конце XVIII лека в Петропавловской крепости принес присягу на верность русскому правительству султан Средней Киргизской Орды Вали. В 1896 году рядом с городом была построена станция Петропавловск транссибирской железнодорожной магистрали. В 1920 году образована Киргизская республика, впоследствии Казахская АССР, к которой отнесли и Петропавловск. Стоит заметить, что этот город в советские годы не переименовывали.

Петропавловском называется и один из самых первых русских городов на Дальнем Востоке. Острог основали казаки в 1697 году. В 1740 году сюда прибыла экспедиция Беринга, корабли которой назывались «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел». На месте острога заложили поселение, которое является теперь столицей Камчатки - город Петропавловск-Камчатский.