Пропорциональная и мажоритарная система избрания. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов – относительного, абсолютного или квалифицированного.

В разных странах действуют различные виды мажоритарной системы. Так, в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии действует система относительного большинства, а в Австралии – система абсолютного большинства. Иногда используются одновременно обе разновидности. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором – относительного. Система квалифицированного большинства встречается реже, так как менее результативна, чем две другие.

При мажоритарной системе, как правило, существуют непосредственные связи между кандидатом и избирателями. На выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране, что способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних партий. Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми, формируется эффективно работающее и стабильное правительство.

Однако мажоритарная система имеет и существенные недостатки. Они связаны с тем, что значительное число голосов избирателей (зачастую около половины) не учитываются при распределении мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может получить большинство депутатских мест. Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, еще более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география».



Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что избирательные округа формируются таким образом, что при сохранении формального равенства в них заранее обеспечивается преимущество сторонников одной из партий, сторонники других партий рассредоточиваются в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число концентрируется в 1–2 округах. То есть партия, осуществляющая формирование избирательных округов, старается сделать это таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа. Она идет на это, чтобы, «потеряв» их, обеспечить себе победу в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически результаты выборов предопределяются заранее.

Законодательство как ряда зарубежных стран (США, Франции, Великобритании, Японии), так и России, исходит из того, что практически невозможно образовать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило, 25 или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа. Это является основой «избирательной географии». Ее цель заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате при равном количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2–3 раза больше округов. Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы еще больше усиливаются.

При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.

Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств. Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение пропорционального представительства, реализуется эта цель в разной мере. В соответствии с данным критерием выделяется три типа:

системы, в полной мере реализующие принцип пропорциональности;

системы с недостаточной пропорциональностью;

системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры проникновению некоторых политических сил в парламент. Кандидаты от политической партии, не набравшей установленного законодательством процента голосов избирателей в масштабе всей страны, в парламент не попадают. Такой «избирательный метр» в Египте, например, составляет 8%, в Турции – 10%, в Швеции – 4% по стране и 12% в избирательном округе, в ФРГ и России – 5%. В Израиле этот барьер один самых низких – 1%.

Так как пропорциональная избирательная система действует в многомандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков. Здесь возможны различные варианты.

При системе «жестких» списков кандидаты располагаются в них не произвольно, а в зависимости от «веса», своего положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным депутатам. Выигранные списком мандаты отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в списке.

При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.

При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.

Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.

Во-первых, возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью. Например, в Италии, использующей пропорциональную избирательную систему, с 1945 г. сменилось 52 правительства.

Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.

В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.

В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.

Тема Избирательные системы

1.Общая характеристика избирательных систем.

2.Мажоритарная избирательная система.

3.Пропорциональная избирательная система.

4.Смешанная избирательная система.

Общая характеристика избирательных систем

Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых доступ к власти и право принимать решения осуществляются по результатам всеобщих свободных выборов. В современном государстве основной формой выборов является голосование, которое можно рассматривать как отбор наиболее достойных. Основной функцией выборов является перевод решений, принятых избирателями, т.е. их голосов, в конституционные правительственные полномочия и депутатские мандаты. Способы подсчета голосов и порядок распределения депутатских мандатов и являются избирательными системами.

Избирательная система - это приемы и способы, при помощи которых распределяются депутатские мандаты между кандидатами на соответствующие государственные посты согласно результатам голосования. Способы перевода решений избирателей в полномочия власти и парламентские места составляют характеристики избирательной системы:

v Количественный критерий, по которому определяются результаты выборов - один победитель или несколько;

v Тип избирательных округов - одномандатный или многомандатный;

v Тип избирательного списка и способы его заполнения.

Исходя из различных сочетаний данных признаков выделяют 2 типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. Способ голосования при избрании кандидатов и метод распределения депутатских мандатов и правительственных полномочий являются главными факторами по которым отличают одну избирательную систему от другой. Выбор в пользу той или иной системы в конкретной стране диктуется историческими условиями, специфическими задачами политического развития и культурно-политическими традициями. Если в Великобритании и США на протяжении столетий существует мажоритарная система, то в континентальной Европе - пропорциональная

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система - общий тип избирательных систем, в основу которых при определении результатов голосования положен принцип большинства и один победитель. Основная цель мажоритарной системы - определение победителя и сплоченного большинства, способного проводить преемственную политику. Голоса, отданные за проигравших кандидатов, просто не учитываются. Мажоритарная система применяется в 83 странах мира: США, Великобритания, Япония, Канада .

Различают 3 типа мажоритарной системы:

  • Мажоритарная система абсолютного большинства;
  • Мажоритарная система простого (относительного) большинства;
  • Мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства - способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать абсолютное большинство голосов (50% + 1), т.е. число, превышающее хотя бы на один голос половину численности избирателей в данном округе (обычно от числа проголосовавших). Преимущество данной системы в простоте определения результатов, а также в том, что победитель действительно представляет абсолютное большинство избирателей. Недостаток - существует возможность отсутствия абсолютного большинства, а значит и победителя, что приводит к повторному голосованию, до тех пор, пока не соберется абсолютное большинство. С целью сокращения расходов в отдельных странах вводится механизм перебаллотировки, которая означает определение победителя в двухтуровом голосовании: в 1 туре для победы необходимо абсолютное большинство, во 2 туре требуется простое большинство, т.е. надо просто опередить конкурентов. Мажоритарная система относительного большинства - способ определения результатов голосования, при котором требуется собрать простое или относительное большинство голосов, т.е. больше чем у оппонентов. Преимущество данной системы в обязательном наличии результата. Недостаток - значительная степень неучтенных голосов. Данная система возникла в Великобритании и действует в 43 странах. Мажоритарная система квалифицированного большинства - это способ определения результатов голосования, при котором кандидату для победы необходимо собрать четко установленное количество голосов избирателей, всегда превышающее половину избирателей проживающих в округе (2/3, ¾ и т.д.). Из-за сложности проведения, данная система на сегодняшний день не применяется.

Преимущества

2. Определенность результата, соревновательный характер выборов;

3. Тесная связь депутата с избирательным округом;

4. Политическая ответственность депутата перед избирателями;

5. Взаимосвязь общенациональных проблем с местными;

6. Создание стабильного однопартийного правительства и монолитного большинства в парламенте, способных работать сообща и проводить преемственную политику;

Недостатки

1. Слабая представленность;

3. Существует возможность злоупотреблений, манипулирование избирательными округами;

4. Победитель в реальности может не располагать большинством голосов в масштабах страны;

5. Исключение третьих партий из правительственных и парламентских коалиций, несмотря на регулярно получаемую высокую долю голосов.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система - способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.

Впервые пропорциональная система была применена в Бельгии в 1884 г. В настоящее время используется в 57 странах: Израиль, Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды .

Отличительные черты пропорциональной системы:

ü Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.

ü Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.

ü Наличие многомандатных округов.

ü Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.

Существует 2 основных типа пропорциональной системы:

  • Пропорциональная система партийных списков
  • Пропорциональная система передачи голосов.

Пропорциональная система партийных списков . Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России - 5%, в Турции - 10%. Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.

Преимущества

2. Способствует становлению многопартийной системы;

3. Стимулирует коалиционные действия и коалиционное парламентское большинство;

4. Защищает интересы политических меньшинств;

5. Более или менее четкие партийные идентификации избирателей.

Недостатки

1. Сложность определения результатов;

2. Передача партиям права назначать депутатов;

3. Не существует связи депутатов с избирательными округами;

4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;

5. Тенденция к установлению партийной олигархии;

6. Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных.

Смешанная избирательная система

Одним из вариантов избирательной системы является смешанная избирательная система, которая призвана нейтрализовать недостатки и усилить преимущества обеих систем. Данная система характеризуется объединением элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Как правило, выделяют 2 вида смешанной системы:

  • Смешанная система структурного типа - предполагает двухпалатный парламент, где одна палата (состоящая из представителей административно-территориальных единиц) избирается по мажоритарной системе, а вторая (нижняя) - по пропорциональной системе.
  • Смешанная система линейного типа - возможен однопалатный парламент, где часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а остальные по пропорциональной.

Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат mandatum – поручение – документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого депутата.

Пропорциональная система – наиболее распространенная избирательная система в мире. Она имеет две разновидности:

Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне, когда избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны, и избирательные округа не выделяются.

Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах, когда депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах.

Что касается мажоритарной системы, то она характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% плюс один голос и более). Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто первый «придет к финишу». Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура.

Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинства и недостатки. К числу достоинств мажоритарной системы следует отнести то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

В качестве основных недостатков мажоритарной системы следует рассмотреть следующее:

Значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти;

Партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

Две партии, набравшие равное или близкое к равному число голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов.

К достоинствам пропорциональной системы следует отнести то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Эта система способствует развитию многопартийности и политического плюрализма.

Основными недостатками пропорциональной избирательной системы можно считать следующее:

Возникают сложности в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии, создания многопартийных коалиций, включающих разные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства;

Непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;

Независимость депутатов от своих партий.

Трудно сказать, какая избирательная система более демократична, то есть, точнее отражает мнение избирателей, то самый vox populi. На первый взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором.

Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя все положительные черты как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант наиболее демократичен и эффективен для достижения политической стабильности.

Сама избирательная система может влиять на электоральное пространство, или избирателей. По характеру воздействия ее эффекты условно делятся на краткосрочные и долгосрочные.

В краткосрочном плане результаты отдельных голосований позволяют судить о том, насколько электоральные правила обеспечивают принцип пропорционального представительства в выборном органе. Сочетание различных компонентов, таких как величина округа (количество мест, распределяемых в каждом из них), электоральная формула, порог представительства и тип бюллетеня, влияют на степень пропорциональности при распределении мест между политическими акторами на основе полученных ими на выборах голосах. В данной связи избирательная система может рассматриваться как один из процедурных факторов (избирательные технологии, роль публичных дебатов и т.д.), воздействующих на исход каких-нибудь выборов.

В долгосрочной перспективе избирательная система во многом определяет уровень фрагментации партийной системы, структурируя, таким образом, электоральное пространство. Выбор стратегий электорального соревнования акторов, а также стратегий голосования избирателей оказывается зависимой переменной от типа избирательных правил.

Теоретическая модель, релевантная для анализа краткосрочных и долгосрочных эффектов избирательной системы – это схема М. Дюверже. Он разделил эффекты электоральной системы на «механический» и «психологический». Действие первого из них можно оценить, анализируя результаты единичных выборов. Любая избирательная система усиливает представительство сильных политических участников за счет слабых. Степень, в которой сильные участники получают преимущество, зависит от факторов, которые я приводил выше. Установлено, что системы пропорционального представительства с высокой величиной округа в большей степени способствуют пропорциональному распределению мест на основе полученных голосов, и, следовательно, являются предпочтительными для слабых акторов. В то же время системы большинства, не важно, относительного или абсолютного, с низкой величиной округа производят большую диспропорциональность, тем самым меньшее число акторов добивается представительства в парламенте.

Для того, чтобы начал действовать психологический эффект избирательной системы, необходимо проведение как минимум вторых выборов. Он возникает в качестве реакции политических акторов и избирателей на действие механического эффекта. Таким образом, политические акторы прибегают к построениям коалиций, а избиратели предпочитают отдавать голоса крупным партиям или важным кандидатам. Так происходит структурирование электорального пространства в направлении снижения фрагментации.

Избирательные системы

Существует две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная .

В свою очередь мажоритарная система делится на следующие основные виды:

Мажоритарная система относительного большинства. При этой системе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников.

При такой системе выборы, как правило, проводятся в одномандатных округах , то есть от округа избирается один депутат. Гораздо реже встречаются округа многомандатные , когда от округа избирается несколько депутатов. В качестве примера можно привести выборы коллегии президентских выборщиков в США в штате или федеральном округе, в которых соперничают списки выборщиков.

Как правило, при такой системе не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

Достоинством данной системы является то, что выборы проходят в один тур.

Главный недостаток этой системы заключается в том, что депутат избирается относительным большинством голосов. Абсолютное большинство может проголосовать против, но при этом их голоса пропадают. Кроме того, депутаты, выдвинутые от малочисленных партий, как правило, проигрывают выборы и эти партии теряют представительство. Однако при этом партия победитель зачастую обеспечивает абсолютное большинство в парламенте и может сформировать устойчивое правительство.

Мажоритарная система абсолютного большинства. При этой системе для избрания требуется набрать более половины голосов избирателей.

Абсолютное большинство может быть трояким:

а) от числа зарегистрированных избирателей;

При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут - выборы признаются недействительными или несостоявшимися.

Выборы, как правило, проводятся по одномандатным округам.

Недостатки данной системы:

а) партия, получившая в стране большинство голосов, может получить не самое большое количество мест в парламенте;

в) нерезультативность выборов, особенно при большом числе кандидатов. Если ни один из кандидатов не наберет в первом туре необходимое число голосов, проводится второй тур (повторное голосование), в котором, как правило, участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре (перебаллотировка) .

Основными способами преодоления нерезультативности являются следующие:

а) для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов;

б) альтернативное голосование. Данную систему можно рассмотреть на примере Австралии. При голосовании избиратели расставляют номера по предпочтительности (1, 2, 3, 4 и т.д.). Если никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства, то проводится перераспределение голосов между кандидатами начиная с набравшего наименьшее количество по указанным в его бюллетенях двум первым предпочтениям, пока кто-либо из кандидатов не наберет нужное число голосов.

Мажоритарная система квалифицированного большинства . Для избрания по этой системе необходимо набрать 2/3 голосов избирателей. Иногда закон может определять и иной процент голосов.

Своеобразной разновидностью мажоритарной системы являются кумулятивный вотум и система единственного непередаваемого голоса.

Кумулятивный вотум - каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов, либо иное число, установленное законом, но у всех избирателей оно равное. Избиратель может отдать по одному голосу нескольким кандидатам либо все голоса отдать одному кандидату. Такая система встречается на выборах в органы самоуправления в некоторых землях Германии.

Система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная) - в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата из того или иного партийного списка. Избранными считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. при определении результатов голосования действует принцип мажоритарной системы относительного большинства.

Система пропорционального представительства политических партий .

Сущность данной системы состоит в том, что число депутатских мандатов, получаемых партией, пропорционально числу поданных за нее голосов избирателей. Партии выдвигают списки кандидатов и избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за список кандидатов от партии.

Списки кандидатов могут быть связанными и свободными. При связанном списке избиратель не имеет права внести изменения в списки, представленные партиями. При свободных списках избиратели имеют такое право.

Основное достоинство системы состоит в гарантированном представительстве даже мелких партий, но все же имеющих свой электорат.

К недостаткам системы пропорционального представительства относятся следующие:

а) неустойчивость парламента, где ни одна партия или их коалиция не могут получить устойчивое большинство;

б) избиратель может не знать всех кандидатов от поддерживаемой партии, то есть фактически он голосует за определенную партию, а не за конкретных кандидатов;

в) система может применяться только в многомандатных округах. Чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

Главными средствами преодоления этих недостатков являются избирательная квота и метод делителей.

Избирательная квота (избирательный метр) - это минимальное число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.

Метод делителей заключается в последовательном делении числа голосов, получаемых каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей. В зависимости от того, какие устанавливаются делители, преимущества получают крупные или мелкие партии. Наименьший делитель представляет собой избирательную квоту. В случае выдвижения независимого кандидата он должен получить установленную квоту голосов.

Заградительный пункт может ограничивать участие партий в распределении депутатских мандатов по двум основаниям:

а) не допускаются к участию во втором распределении мандатов те партии, которые не получили ни одного мандата в первом распределении, хотя у них могут быть значительные остатки голосов;

б) чаще всего из распределения мандатов исключаются партии, не набравшие определенного процента голосов.

Это недостаток преодолевается следующими способами:

Соединение списков кандидатов (блокирование) - партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют эти мандаты между собой.



Панаширование - право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в эти списки новых кандидатов. Панаширование может применяться при мажоритарной системе с многомандатными округами либо по пропорциональной системе. При пропорциональной системе панаширование может сочетаться с преференциальным голосованием.

Смешанные (мажоритарно-пропорциональные системы) . При смешанной системе чаще всего половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной.

Пропорциональная и мажоритарная система

1. Избирательная система - важный фактор в политической жизни любой страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собой широкие последствия: от раскола партий до распада страны. В настоящее время самым прогрессивным является демократический режим, который невозможен без народовластия, проявляющегося именно во время выборных кампаний. Россия вста­ла на путь демократического развития сравнительно недавно. Се­годня на уроке мы познакомимся с особенностями избирательной системы России, сравним её с системами других стран.

II. Рассмотрение основной проблемы. Работа в группах.

I группа - сторонники мажоритарной системы.

II группа - сторонники пропорциональной системы.

III группа - колеблющиеся.

Задание I и II группам. Используя раздаточный материал, подготовить выступление об особенностях системы, ее до­стоинствах. Дать информацию, в каких странах она применяется и почему. Группа колеблющихся выявляет недостатки избирательных сис­тем, задает вопросы группам и формирует собственную позицию по вопросу лучшей системы для современной России.

III. Дискуссия. Презентация позиции сторонников систем.

Материалы групп.

Информационный лист I группы.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная система опирается на принцип большинства. При этой системе кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же мень­шинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется для победы на выборах, мажори­тарные избирательные системы делятся на систему абсолютного большинства, при котором победитель должен получить больше по­ловины голосов (50 % + 1 голос), и систему относительного большин­ства, где для победы достаточно опередить других кандидатов хотя бы на один голос. При применении принципа абсолютного боль­шинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше полови­ны голосов, проводится второй тур выборов, на котором, как пра­вило, представлены два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель, как правило, определяется по системе относительного большинства. Эта система – практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, избирательные округа создаются обычно одномандатные, то есть в каждом из них должен быть избран только один депутат.

Мажоритарная избирательная система имеет свои достоинства. К числу достоинств мажоритарной избирательной системы отно­сится то, что в ней заложены возможности формирования эффек­тивно работающего и стабильного правительства. В странах, имеющих давние демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых, в основном, и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, которые на основе большинства формируют од­нопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии создавать коалиции или слияния еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государ­ственную политику. При мажоритарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возни­кают крепкие устойчивые связи между депутатами и избирателями. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами оп­ределенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, стараются, по воз­можности, выполнить свои предвыборные обещания или отклик­нуться на текущие просьбы избирателей. В свою очередь избирате­ли лучше знают своих депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе. Мажоритар­ная избирательная система в настоящее время применяется в Великобритании, США, Франции, Японии, Индии, частично в Германии и в России. Весьма часто она используется при местных выборах.

В России п.2 статьёй 70 рамочного Федерального закона предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20% от

числа избирателей внесенных в списки избирателей.

Более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов.

Информационный лист II группы.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная система предполагает распределение ман­датов пропорционально голосам, полученным партиями или изби­рательными коалициями. Пропорциональная система также имеет две разновидности:

1. Пропорциональная избирательная система на общегосударствен­ном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии и объединения в масштабах всей страны (например, фе­деральный избирательный округ в России). Другие более мелкие из­бирательные округа не выделяются.

2. Пропорциональная избира­тельная система основывается на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе пропорцио­нального распределения голосов, поданных в том или ином избира­тельном округе за политические партии и объединения.

Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количе­ством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избиратель­ная система наиболее адекватно отражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится и то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки по­литических сил. Она даёт возможность быть представленными в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Тем са­мым пропорциональная избирательная система обеспечивает об­ратную связь между государством и организациями гражданско­го общества, способствует легитимизации (законности) власти, активизирует участие населения в выборах.

Пропорциональная избирательная система принята в Авст­рии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции и других странах. 22 апреля 2005 года Государственной Думой РФ был принят изменённый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Основное изменение, которое было внесено, заключается в следующем: если раньше из 450 депутатов Государственной Думы 225 избирались по мажоритарной системе, а другие 225 – по пропорциональной избирательной системе, то теперь все 450 человек 2 декабря 2007 года были избраны по последней – пропорциональной системе.

Информационный лист III группы

Недостатки мажоритарной системы

Вместе с тем мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым не отражает волю из­бирателей. При данной системе для распределения парламентс­ких мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же, от­данные всем другим кандидатам, при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. В результате получается:

1) значительная часть избирателей страны (иногда 50 %) остают­ся не представленными в органах власти;

2)партии и движения, получившие на выборах меньше голо­сов, чем их соперник, могут оказаться представленными в пар­ламенте большинством депутатских мест и, наоборот, поскольку при данной системе весьма значительная часть голосов пропадает, буду­чи поданной за неизбранных кандидатов, то порой оказывается, что партия кандидатов, которую по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.

3)две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в парламент неодинаковое число депутатов. Бо­лее того, не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата

4)практически при этой системе, чем больше кандидатов баллотиру­ются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кан­дидат, за которого подано 10% и даже меньше. К тому же в ряде стран, применяющих данную систему, не установлены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная их доля, участие ко­торой необходимо для признания выборов действительными.

В Великобритании, например, если в избирательном округе вы­двинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя.

5)существует довольно большая возможность манипулировать волей избирателей через «нарезку избирательных округов». И здесь, зная предпочтения избирателей, можно манипулировать географией округов. Например, либо создавать чисто сельские и чисто городс­кие округа, либо, наоборот, их смешивать, когда это выгодно тому или иному кандидату. Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на боль­шинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большин­ства населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент пред­ставителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослаблять легитим­ность власти, вызывать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах и даже политический радикализм.

Недостатки пропорциональной системы

1) Относительно меньшая стабильность правительства. Ха­рактерное для этой системы широкое представительство в парла­менте различных политических сил очень часто не позволяет ка­кой-либо партии сформировать однопартийное правительство и по­буждает к образованию коалиций. Объединение же разнородных по своим целям партий может приводить к обострению противоре­чий между ними, к распаду коалиций и отставке правительства. Кроме того, политика правительства, сформированная на базе меж­партийной коалиции, отличается меньшей последовательностью, что способствует снижению эффективности работы правитель­ства.

2) Пропорциональная система даёт возможность войти в парламент мелким националистическим, религиозным, регио­нальным партиям. Эта сильная сторона данной системы является также и ее недостатком, поскол

ьку в результате этого политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, на обще­национальном уровне, получают представительство в органах госу­дарственной власти.

3) Поскольку при пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за спис­ки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между кандидатами и избирателями.

4) Это обстоятельство также способствует большей зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей. Такая несвобода отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов. Депутат чаще всего голосует в интересах партии и ее лидеров, чем своих избирателей.

Недостатки пропорциональной избирательной системы стремятся смягчить, в том числе и за счет различных барьеров. Так, в ФРГ действует пятипроцентный барьер, в России и Грузии семипроцентный и т. д. Это значит: для того, чтобы быть представленной в парламенте партия или объединение должны набрать не менее 5 % или 7 % в зависимости от нормы, установленной в законодатель­стве данной страны.

IV. Подведение итогов. (заполнение таблицы).

Группы по итогам урока заполняют таблицу: «Достоинства и недостатки из­бирательных систем».

Пропорциональная система

Мажоритарная система

1.В сформировавшихся органах власти представлена реальная картина политической жизни общества

1.Возникают сложности

в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии

1.В ней заложены возможности формирования эффективно работающего правительства

1.Значительная часть

Избирателей страны не представлена в органах власти

2.Четко прослеживается расстановка политических сил

2. Создаются многопартийные коалиции из партий с различными целями и задачами

2.Стабильность правительства

2. Партия, получившая меньшее количество голосов может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест.

3.Способствует развитию многопартийности и политического плюрализма

3.Нестабильность сформированного правительства

3.На выборах побеждают крупные, хорошо организованные

партии

3.Две партии, набравшие равное число голосов проводят в органы власти число голосов

4.Слабая связь между депутатами и избирателями

Выводы:

- Каждая избирательная система имеет свои плюсы и ми­нусы.

Мажоритарная система обеспечивает сильное и эффективное

законодательное большинство. Способствует установлению прочной связи законо­дателей с конкретным округом. Вместе с тем она ведёт к не учёту мне­ния значительного числа избирателей. Является единственно возможной при выборах Президента РФ.

Пропорциональная система способствует формированию многопартийности, более быстрому становлению гражданского общества, что является одной из предпосылок перехода к плюралистическому обществу. У избира­телей есть возможность выбрать ту или иную партию, которую представляет тот или иной кандидат. А партия, в свою очередь, несёт ответственность за своих кандидатов и становится активным субъектом политического процесса.

Политические партии современной России реально действуют и избирательном процессе, в парламентской деятельности. Партии определяют «лицо нижней палаты парламента».

За короткий по историческим меркам срок сделан принципи­альный рывок от монополии одной партии, пронизывающей все сферы общественной жизни, до реального политического плюрализ­ма и многопартийности.

Невозможно сделать однозначный вывод о том какая избирательная система больше подходит современной России, видимо наиболее приемлемым является смешанный вариант.