Животные и птицы весной. Читаем с детьми

Рассказы, сказочные и не очень, о животных полезны не только для школьников, но и для начинающих читать дошкольников, потому что кроме навыков чтения расширяют кругозор ребят. С примерами текстов можно познакомиться .

Понимание и запоминание значительно облегчаются. Не все дети (по разным причинам) любят рисовать. Поэтому мы придумали рассказы к раскраскам : читаем текст и раскрашиваем животное. Сайт "Нестандартные дети" желает успехов.

Короткие рассказы о животных

Рассказ о белочке.

Жила в старом лесу белка. У белки весной появилась дочка белочка.

Один раз белка с белочкой собирали грибы на зиму. Вдруг на соседней ёлке появилась куница. Она приготовилась схватить белочку. Мама – белка прыгнула навстречу кунице и крикнула дочке: «Беги!»

Белочка бросилась наутёк. Наконец она остановилась. Посмотрела по сторонам, а места незнакомые! Мамы – белки нет. Что делать?

Увидела белочка дупло на сосне, спряталась и заснула. А утром мама дочку нашла.

Жадная белка

Около новой школы строители оставили десятка два берёз и сосен. Получился небольшой сквер.

Несмотря на школьный шум и гам в нём поселились две белки. Зверьки были молоденькие и ловкие. Если внизу кто-то появлялся, они сразу взмывали на верхушку дерева.

Школьники приносили белкам орешки. Они оставляли угощение на большом валуне посреди сквера. Когда дети уходили, зверьки спускались и кормились.

Иногда приходили хулиганы. Они бросали в белок камни. Но зверьки убегали на верхушки деревьев. Камни туда не долетали.

Однажды в сквере появилась чужая старая белка. Сначала она съела все орехи на камне. Маленькие белочки попытались тоже спуститься за кормом. Но чужая белка прогнала их.

Так было несколько раз. Молодые белочки голодали. Они съели свои запасы и ушли из сквера из-за жадной старой белки.

Рассказ о сове

В северных лесах живёт сова. Но не простая сова, а полярная. Эта сова белая. Лапы мохнатые, покрыты перьями. Густые перья берегут ноги птицы от мороза.

Белую сову не видно на снегу. Летает сова тихо. Спрячется в снегу и подкараулит мышку. Глупая мышка не заметит.

Рассказ о лосе

Старый лось долго ходил по лесу. Он очень устал. Остановился лось и задремал.

Приснилось лосю, что он ещё маленький лосёнок. Он идёт с мамой по лесу. Мама ест ветки и листья. А лосёнок весело прыгает по тропинке рядом.

Вдруг кто-то страшно загудел около уха. Лосёнок испугался и побежал к маме. Мама сказала: "Не бойся. Это шмель. Он лосят не кусает".

На лесной поляне лосёнку понравились бабочки. Сначала лосёнок их не заметил. Бабочки смирно сидели на цветах. Лосёнок поскакал по полянке. Тут бабочки взлетели в воздух. Их было очень много, целый рой. А одна, самая красивая, села лосёнку на нос.

Далеко за лесом загудел поезд. Старый лось проснулся. Он отдохнул. Можно идти дальше по своим делам.

Рассказ об олене

Олени живут на Севере. Родина оленей называется тундра. В тундре растёт трава, кустарники и седой олений мох. Олений мох – пища для оленей.

Олени ходят стадами. В стаде олени разного возраста. Есть старые олени и малыши – оленята. Взрослые олени защищают малышей от волков.

Бывает, волки нападают на стадо. Тогда олени окружают оленят и выставляют вперёд рога. Рога у них острые. Волки опасаются оленьих рогов.

В стаде есть вожак. Это самый сильный олень. Все олени ему подчиняются. Вожак охраняет стадо. Когда стадо отдыхает, вожак находит высокий камень. Он стоит на камне и смотрит во все стороны. Увидит опасность и затрубит. Олени встанут и уйдут подальше от беды.

Рассказ о лисе

У подножия горы было круглое озеро. Место было безлюдное, тихое. В озере плавало много рыбы. Это озерцо понравилось стае уток. Утки свили гнёзда и вывели утят. Так жили они на озере всё лето.

Однажды на берегу появилась лиса. Лиса охотилась и набрела на озеро с утками. Утята уже подросли, но летать ещё не научились. Лиса думала легко поймать себе добычу. Но не тут-то было.

Хитрые утки уплыли далеко на другой берег. Лиса разорила утиные гнёзда и убежала.

В горах Хибинах на Севере можно повстречать медведя. Весной медведь злой, потому что голодный. Всю зиму он спал в берлоге. А зима на Севере длинная. Медведь проголодался. Оттого зол.

Вот пришёл он к озеру. Поймает рыбку, съест. Воды напьётся. Озёра в горах чистые. Вода свежая и прозрачная.

К середине лета медведь наестся, растолстеет. Добродушнее станет. Но всё равно не стоит с ним встречаться. Медведь – дикий зверь, опасный.

К осени медведь ест всё подряд: рыбу, ягоды, грибы. Жир под шкурой копит к зимней спячке. Жир в берлоге зимой его и кормит, и греет.

екатерина абдельнасир

Цель :Формирование умения у детей составлять рассказ о Весне .

Задачи :Расширять словарный запас у детей (проталина;капель;долгожданная;цветущая)

Упражнять детей в подборе имен существительных и прилагательных женского;

мужского и среднего родов.

Упражнять детей в словообразовании.

Развивать слухо-речевую память.

Формировать у детей умение передавать интонацией чувства (радость;безразличие;

огорчение).

1. Приветствие.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.

2. Сообщение темы. Ребята;отгадайте о чем мы сегодня будем говорить.

Она приходит с ласкою;

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет;

В лесу подснежник расцветет. (Весна )

Правильно. Вывешивается картина о Весне .

Какое время года изображено на картине? Дети отвечают (Весна ) .

Воспитатель :На этой картине лежит снег. Я думаю;что это зима.

А здесь я вижу цветы;может быть это лето. Докажите;что это весна .

Но не забывайте о правилах :Поднимаем руку и отвечаем полным предложением.

Дети :На этой картине я вижу светит ярко солнце

Тает снег;появляются проталины

Звенит капель;бегут ручьи

На деревьях набухают почки и распускаются листочки

Из теплых краев прилетают перелетные птицы

Воспитатель :Молодцы ребята;вы все правильно сказали. Весна-замечательное и

прекрасное время года;когда просыпается природа и оживает после долгого сна.

3. Ребята;оказывается у каждого слова есть слова родственники.

Какие слова можно образовать от слова весна ?

Дети :весняночка ;весенний;веснушки ;весенняя;весеннее.

Игра ""Волшебный мяч "".

Воспитатель :Про что можно сказать весенний?

Дети :гром;ветер;листок;дождь;цветок;ручей;снежок;день;букет;праздник.

Воспитатель :Про что можно сказать весенняя?

Дети :вода;лужа;капель;проталина;река;ночь;погода;радуга.

Воспитатель :Про что можно сказать весеннее?

Дети :утро;небо;облако;солнце;настроение.

Как можно сказать о весне ?Какая она?

Дети :Теплая;красивая;солнечная;ранняя;яркая;дружная;долгожданная;цветущая;звенящая;

4. А теперь мы с вами поиграем в игру ""Весна"" .

Солнышко;солнышко (дети идут по кругу;взявшись за руки)

Золотое донышко.

Гори;гори ясно

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу)

Прилетело сто грачей (летят по кругу)

А сугробы тают;тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках;руки вверх) .

Игра продолжается 3 раза.

5. У меня в руках мнемотаблица-помошница. Сегодня с помощью таблицы мы будем

составлять рассказ про весну . Дети составляют рассказ 6-7 человек .

А чей рассказ вам больше всего понравился? Дети отвечают.

6. Ребята;вы знаете что одно и то же предложение может звучать по-разному;

стоит поменять интонацию. Можно сказать с радостью Весна пришла !

Можно сказать с грустью Снова дождь идет. А можно сказать с безразличием тоесть

вам всеравно (светит солнце или дождь идет) .

Дети выполняют упражнение (придумывают короткие предложения и говорят их

с разной интонацией).

Ребята;что нового узнали сегодня?

Что вам больше всего понравилось?

Что было трудным для вас?

Публикации по теме:

Развитие базовых механизмов речи Ведущая деятельность – это та, которая обеспечивает максимальное развитие мышления и речи (Д. Б. Эльконин). Основная деятельность в младенческом.

Развитие навыков связной речи Каждый ребенок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно говорить, связно и последовательно излагать свои мысли.

Консультация для родителей «Развитие речи» Развиваем речь детей От речевого развития зависят общее психологическое развитие ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия,.

Материал для фотоотчета подготовила воситатель ГБОУ школы №2065 детского сада " Чудо- остров" Белотелова Наталия Александровна. Занятие.

Развитие речи детей 6–7 лет Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический.

Развитие речи детей в возрасте от 1.5 до 3 лет У ребенка второго года жизни ведущей формой деятельности, стимулирующей его речевое развитие, является предметно-действенное общение со.

Развитие речи посредством пальчиковых игр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» Шатурского муниципального района Московской области.

Весна - период пробуждения и расцвета природы. Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.

Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?

Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать - в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.

  1. Медведи весной.

В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу - ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу - выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам - медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.

Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

Иногда в семье медведей есть старший медвежонок - «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун - главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей - медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа - медведь не принимает участия в воспитании малышей - медвежат.

  1. Ежи весной.

Ёжики просыпаются после зимней спячки, только когда прогревается его норка. А норка прогревается, когда земля оттаивает. В конце марта, в начале апреля вы можете прийти в лес и услышать под кустами фырканье, кашель и шуршание прошлогодними листьями. Это наверняка ёжик. А если проснулся ёжик, значит, зима уже точно не вернётся.

В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама - ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

Ёжиков любят. Знаете почему... Потому что редко с ними встречаются. А те кто с ними знаком знает, что характер и манеры у ёжиков... Ну, короче, ёжики - это вам не зайчики пушистые!

Для начала я вам сообщу, что ёжики ужасные засони. Спят они много. И долго. С октября по март они в спячке. Да и летом, когда они наедают бока, ёжики могут проспать большую часть суток. Уж очень любят они поспать.

Особенно любит поспать ёж-папа. Он убегает от жены сразу после свадебной церемонии. В одну из своих норок, которых у него обычно штук десять. А ежиха 30-40 дней ухаживает за своим потомством. После этого маленькие ёжики разбегаются в разные стороны: кто за жуками, кто за слизняками, а самые хитрые - за личинками комаров и многоножек. Когда подрастают грибы и созревают ягоды, ёжики могут стать вегетарианцами.

Поесть ёжики тоже очень любят, - иногда за ночь они съедают столько, что их вес увеличивается на треть.

  • В есной многие животные линяют . .

Они меняют зимнюю шубку - теплую, толстую - на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси. Белка становится снова рыжей, а не серебристой как зимой.

Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев. Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.

Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть — мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.

Белка тоже наряд меняет — зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу и заметишь».

  • Весной появляются у зверей детеныши.

Почти все малыши - зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.

  1. Белки весной.

У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа - белка не живет с семьей, он живет отдельно.

Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.

Весной белка - это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

  1. Зайцы весной.

Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня - ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.

У зайчих чужих зайчат не бывает - все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли - учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов - и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.

Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

  1. Лисы весной .

Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте - апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них - белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

К лисятам никого не подпускает их мама - лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место - подальше от прежней норы. Папа - лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами?

Лисы и собаки - близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.

  1. Волки весной.

Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа - волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.

Весна вступила в свои права, хочется и сказок весенних и о весне.

Астрономическим началом весны считаются дни весеннего равноденствия 20-21 марта. В это время и ощущается оживление природы. Не случайно древнерусское название марта - протальник, солнечный про-тальник. В русской народной устной словесности сохранилось множество поэтичных строк, песенок-приговорок, посвящённых весне, например:

Весна-красна! На чём пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке. Ржаном колесочке!
Весна-красна! Что ты нам принесла?
Красное летечко!

Дети, забираясь на солнечные пригорки, залезая на крыши домов, прямо на резные коньки весело распевали весенние заклички:

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

В начале обратимся к давно написанному: «Весенняя сказка» Д. Н. Садовникова , 1880 г.

Дети, весна на дворе!
Льдинка на мерзлом окне
Сказку о милой весне
Утром напомнила мне.

В царстве суровой Зимы
Нет суеты никакой,
Только жестокий Мороз
Ходит повсюду с клюкой.
Смотрит, надежен ли лед,
Плотен ли выпавший снег,
Сыты ли волки в лесу,
Жив ли в избе дровосек.

Все от Мороза ушли,
Все, кому жизнь дорога,
Только деревья стоят:
Их придавили снега…
Некуда лесу уйти:
В землю корнями он врос…
Ходит вокруг и стучит
Палкою белый Мороз.

В царстве Весны молодой
Все по-иному живет:
Звонко сбегают ручьи,
Шумно проносится лед:
Там, где проходит
Весна В блеске своей красоты,
Рядятся в зелень луга
И выбегают цветы.
Листьями кроется лес,
Все в нем растет и поет…
Возле веселой Весны
Пестрый сплелся хоровод.

«Милая, спой, расскажи,
Что ты видала во сне?» —

Резвые дети кричат,
Шумно сбегаясь к Весне.
Слышал Мороз про Весну,
Думает: «Дай погляжу,
Сам на людей посмотрю,
Людям себя покажу.
Чем я Весне не жених?
(Мысли приходят ему).

А не захочет, тогда
Силою в жены возьму!
Стар я, да что за беда,
Все же в округе я – царь.
Сплошь мне по этим местам
Вся повинуется тварь…»

В путь собрался и пошел,
Бросив подругу Метель,
Ту, что холодной Зиме
Снежную стелет постель.

Всеми любимой Весне
Вести приносит гонец,
Пестрый товарищ людей —
Наш домовитый скворец.

Утром я видел Мороз…
Всем нам большая беда:
Он осердился опять,
Хочет вернуть холода.
Видел я сам: на полях
Стало бело-пребело,
Видел на тихой воде
Льда голубое стекло.
Сам он с большой бородой,
Белый и строгий на вид…

Мы не пускаем, а он:
«Сватать иду!» — говорит.
Душно Морозу идти…
Скоро ли кончится путь?
Думает он, где б прилечь,
Где бы ему отдохнуть.
Видит — глубокий овраг,
В нем затаился лесок…
Как до березы дошел,
Возле свернулся и лег.

Много ли, мало ли он
В этом овраге проспал,
Только очнулся когда —
Стал удивительно мал.
В лес побежали гурьбой
Дети черемуху рвать…
Вот так ледышка лежит —
Взяли Весне показать.

Дети! Вы были в лесу?
Вам не попался Мороз?
Только сосульку нашли!
Вот он! В кармане принес!
Слыша такие слова,
Все засмеялись вокруг:
Птицы, цветы и ручьи,
Озеро, роща и луг.
Так что, царица сама
Нахохоталась до слез…
Сильно ее насмешил
Дедушка белый Мороз

Этого автора второй половины 19 века знают и издают мало. Д.Садовников — автор стихотворения «Из-за острова на стрежень», ставшего популярной русской песней. В изданной в 1963г книжке отобраны для детей стихи этого поэта, прославляющие Волгу и основанные на народных преданиях, легендах, сказках.

И в современной литературе о весне – больше именно стихов, чем сказок. Но тем ценнее те, что удалось собрать.
Русских народных сказок о весне совсем не много. Зимняя сказка «Снегурочка» входит в число первых, упоминаемых и как весенняя. А об этой сказке говорилось .
А. Н. Островский определил жанр своей совсем не детской пьесы «Снегурочка» как весенняя сказка (в четырёх действиях с прологом).

Так же – на стыке зимы и весны – живут герои известной сказки «Лиса, Заяц и Петух»
В Озоне В Лабиринте
и менее известной «Как Весна Зиму поборола» .
Среди Уральских сказов есть сказка «Весенушка» , которая начинается вот так:

«Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко теплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят?

Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольет над ней свою благодать - вот и пришла весна-красна. А в прежние-то годы (давным-давно!) об этой поре вот какую побывальщинку сказывали».

Большая часть, написанного о весне, по жанру — это сказка-рассказ. И тут начало пошло от классиков: Л. Н. Толстой «Пришла весна» , отрывок «Анна Каренина» часть вторая, глава XII,
А. П. Чехов «Весной», «Встреча весны: (Рассуждение)», Александр Куприн «Скворцы».

Константин Паустовский “Стальное колечко” :
В Озоне В Лабиринте
Скребицкий Г.А.:»Сказка о Весне», «Счастливый Жучок, «Весна — художник».
Отрывок из рассказа Скребицкого Г.А «Грачи прилетели»: «Первыми к нам прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже важно расхаживают по дорогам – чёрные, белоносые. Выберут грачи парк или рощу и начнут гнёзда устраивать. Весь день они шумят, сучья для гнёзд ломают. Старые гнёзда чинят, новые вьют. А вечером сядут у своих гнёзд и спят до утра. А утром снова за работу! Спешат грачи! Пора выводить птенцов. Грачата – самые ранние птенцы. Ещё на деревьях листья не распустились, а малыши уже кричат, есть просят».
Георгий Скребицкий. Сказки следопыта . В книге 6 рассказов: Весенняя песня, Самый упрямый, Хитрая птица, Счастливый жучок, Загадочная находка, Скрипун-невидимка. Книга рекомендована для самостоятельного чтения в начальных классах. Содержание рассказов интересное, доступное.
В Озоне В Лабиринте
А прочитать подборку о весне: «Рассказы о весне - Скребицкий Георгий Алексеевич»

К классике относят и часть «Весна» в Маугли — Вторая книга джунглей Р.Д. Киплинга .

Много весенних рассказов-сказок написали авторы, писавшие (и пишущие) о природе, о жителях лесов и полей. Наиболее известные из них:
Иван Соколов-Микитов: сб. «Весна в лесу» (рассказы: По глухим чащобам, Ранее утро, На краю леса, В овраге, Медвежья семья, Логово рыси, У старой сосны, На опушке, Ранней весной, Над болотом, Вечер в лесу).

Николай Сладков — известный писатель-натуралист, друг и единомышленник Виталия Бианки. В его сборнике «Лесные тайнички. Рассказы и сказки» есть тексты на каждый месяц:

Март : Зимние долги, Заячий хоровод, Весенние ручьи, Вежливая галка, Первые Крылатые песни, Тетеревиные ноты, Тёплая струйка, Овсянкины советы, Медведь и солнце, Сногсшибательный душ, О чём пела сорока? Отчаянный путешественник, Стеклянный дождь, Синички-арифметички, Оттаявшие происшествия.

Апрель Двое на одном бревне, Следы и солнце, Весенняя баня, Ранняя птичка, Лесные оборотни, Нечеловеческие шаги, Певица, Пылесос, Незваные гости, Лебеди, Целая жизнь, Дрозд и сова, Плясуны, Филипп и Федя, Весёлые старушки, Флажки на болоте, Дятлово колечко, Барабанщица, Ивовый пир, Пять тетеревей, Шепчущие следы, Все хотят петь, Лесной гребешок.

Май: Званый гость, Птицы весну принесли, Растерявшиеся перелески, Любитель цветов, Горячая пора, Гнездо, Сиплая кукушка, Чижик, Дятел, Новый голосок, Воробьишкина весна, Деревья, Соловей поёт, С днём рожденья, Лишний гвоздь, Отчего у лисы длинный хвост? Сердитые чайники, Ночная кукушка.

Позже чудные сказки пишет Сергей Козлов – и тоже есть несколько сказок на весеннюю тему: Чистые птицы, Лесная оттепель, Весенняя сказка, Как Ёжик ходил встречать рассвет, Необыкновенная весна . Часть этих сказок есть в сборнике Сергей Козлов: «Сказки».

Владимир Сутеев: «Весна» . Сборник рассказов про Машу и Ваню Кнопочкиных: Как зима кончилась.

Туве Янссон – финская писательница, иллюстратор, художник, которая приобрела всемирную известность благодаря своим книгам о муми-троллях, написала в этом цикле сказку «Весенняя песня» .

Елена Ермолова Иллюстратор: Инна Колтушина «Весенняя сказка» . Книга из серии «Читаем по слогам». Добрая сказка про зверят.

Марина Аромштам «Весенние сказки» — маленькая книжка (тоненькая, в ней всего 2 рассказика) — вся наполнена солнцем и ожиданием весны. Такие истории надо начинать читать в марте, когда все уже ждут с нетерпением солнышка, которое растопит снег.

Юлия Каспарова «Весенние истории» . Книжка из серии «Читаем с Ванечкой и Сонечкой». Книга предназначена для совместных занятий взрослого с малышом: одну страничку читает мама, а соседнюю - ребенок. Веселые истории о затеях и приключениях Ванечки и Сонечки, игровые задания с буквами, слогами, словами и простыми предложениями, а также добрые иллюстрации.

А. Гончарова «Еня и Еля. Весенние истории» . Весенние истории про енотиков из Волшебного леса помогают весело и с пользой проводить время, знакомят с законами дружбы, рассказывают о волшебной силе слов и учат замечать прекрасное в каждом времени года. Истории украшены великолепными иллюстрациями и дополнены увлекательной викториной.

Интересный сборник «Весна-красна, ты на чем пришла?» был издан в 2012г — Энциклопедия детского фольклора. Календарные песни, сказки и напевы к ним, вошедшие в книгу, собраны музыковедом-фольклористом, членом Союза композиторов России Георгием Марковичем Науменко за тридцать лет в фольклорных экспедициях в Ивановской, Костромской, Вологодской, Архангельской, Смоленской, Курской, Брянской, Рязанской и других областях. Очень много сказок и песен о весне.

И ещё один необычный сборник «Вестник весны. Сборник для детей» составлен по материалам дореволюционных журналов «Светлячок», «Путеводный огонёк», «Задушевное слово» и многих других, выходивших под редакцией замечательного детского писателя Александра Фёдорова-Давыдова. В книгу вошли также произведения поэтов и писателей XIX-XX веков: Александра Ишимова, Николая Лескова, Николая Позднякова, Леонида Вельского и др.; стихи, рассказы и очерки разных авторов о животных.

«Весна мишки Бруно» Гунилла Ингвес Мишка Бруно и его собака Лолла — герои 4-х книжек-картинок, созданных современной шведской художницей Гуниллой Ингвес. Каждая книга посвящена одному из времен года — зиме, весне, лету и осени — и в ней описывается один день из жизни героев, наполненный занятиями и развлечениями «по сезону». В книге «Весна мишки Бруно» мишка с собакой с утра отправляются на прогулку, чтобы посмотреть, что же изменилось в природе с наступлением весны. Они наблюдают за тем, как птицы вьют гнёзда и выводят птенцов, как сквозь прошлогоднюю листву пробивается молодая травка, как просыпаются насекомые. Они учатся различать по голосам певчих птиц — жаворонка, дятла, сову, сажают рассаду и делают весеннюю уборку в доме.

Джилл Барклем «Весенняя история» . Автор — одна из самых популярных детских авторов и иллюстраторов Англии — приглашает на Ежевичную поляну! Здесь, на другой стороне ручья, за полем, среди корней и в старых стволах деревьев живут веселые мышки, с которыми происходят разные истории. Публикуется в России впервые.

Весной солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными. Не зря в народе говорят: весна да осень - на дню погод восемь.
И все же, постепенно оттаивают бугорки и опушки, появляются первые проталины. Солнце все выше поднимается над землей, давая все больше тепла, пробуждая природу от зимнего сна.
На полях начинает таять снег, журчат первые ручейки. На небе появляются белые облака-барашки. Они называются кучевыми облаками.

На реках, прудах и озерах во льду от весеннего тепла появляются трещины. На реках начинается ледоход. Льдины сталкиваются, нагромождаясь друг на друга, и плывут по течению, пока не растают. Реки переполняются водой и выходят из берегов - наступает половодье.
Все это признаки наступления весны в неживой природе, и главный из них - таяние снега.

Растения весной
С изменениями в неживой природе происходят изменения в жизни растений, животных и людей.
Весне радуется все живое на Земле. Лес пробуждается, наполняется звуками, движением. На северных склонах еще лежат сугробы мокрого снега, а южные уже дымятся, подсыхая.
Растения начинают тянуться вверх, стараясь получить как можно больше солнечного света. Корни растений всасывают из теплой почвы влагу, растворяющую накопленные в стволах питательные вещества. Стебли растений передают питание почкам, которые вскоре станут листьями и цветами.
Еще одно заметное изменение в природе весной - на кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка. Зацветают подснежники. Появляются красные цветки медуницы. Пройдет немного времени, и ее цветы станут лиловыми, а потом синими.

Птицы весной
Появляются первые насекомые и среди них сонные мухи, которые медленно ползают и греются на солнышке.
Пришло время возвращаться перелетным птицам: для них есть корм - насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся от снега почве. В начале марта раньше других прилетают грачи и скворцы, а за ними - жаворонки, чибисы, кукушки, ласточки, стрижи.
Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег и птицы не могут найти себе корм.
Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся.
В это время много птиц погибает от голода, поэтому весной в холодную погоду их надо подкармливать.
Весной птицы вьют гнезда, которые служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов. Кукушки гнезда не вьют, а откладывают свои яйца в гнезда других птиц.
Птенцам нужен корм, и птицы добывают его, уничтожая огромное количество вредных для человека насекомых.
Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, и, тем более, не берите в руки птенцов. Птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо. Птенцы без помощи родителей погибают.

Звери весной
С приходом весны появляется много корма и для зверей, поэтому весной у них рождаются детеныши. Ранней весной рождаются зайчата, бельчата, волчата, лисята и многие другие зверята.
Сразу же после рождения зайчата начинают играть, бегать и учиться прятаться от врагов. Они даже не замечают, как остаются без надзора. У зайчихи такое жирное и питательное молоко, что, накормив детенышей, она может покинуть их на два-три дня. Уже через две недели после рождения зайчата становятся полностью самостоятельными. Они сами ищут себе пищу - ветки, кору кустарников, траву, побеги молодых деревьев.
После зимней спячки появляются медведи, ежи, барсуки. Вместе с ними выходят и их детеныши. Матери продолжают кормить их молоком, но вскоре зверята приучаются самостоятельно отыскивать насекомых, прошлогодние ягоды, луковицы растений и молодую траву.
Весной у многих зверей начинается линька - зимняя густая шерсть меняется на более редкую, а заяц, горностай, ласка, белка и песец меняют цвет своих шубок.
Теряют свои белые перышки и куропатки, а на их месте отрастают бурые и серые. У лосей и косуль вырастают новые рога.

В апреле в лесу появляется много цветов - хохлатки, фиалки, анемоны. Они спешат отцвести, пока солнечные лучи пробиваются сквозь начинающие распускаться листья деревьев. Поэтому эти цветы называют ранневесенними.
В конце марта рождаются поросята у диких свиней. У маленьких поросят на спине и боках видны яркие продольные полосы, которые через три месяца исчезают. У самки рождается по десять - двенадцать поросят. Растут они быстро, и через полгода поросенок уже весит 100 килограммов.

Вскоре выпускают свои листочки кусты смородины и сирени. Из деревьев первой зацветает ольха. Семена ольхи созревают только осенью, поэтому долгое время остаются на дереве. Ими питаются птицы - чижи и чечетки. С цветов вербы собирают пыльцу пчелы, шмели и другие насекомые.

В апреле прилетают аисты. Прохаживаясь по лугам, аист ищет пищу - лягушек и насекомых. В это время аисты устраивают свои гнезда. Похожи они на кучи хвороста, которые птицы сооружают на невысоких деревьях и крышах домов.

Скоро лето
Поздняя весна, месяц май - пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши.
Большинство птиц в мае уже сделали кладки и высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Они прилетают перед цветением черемухи, устраивают гнезда на земле, в густых зарослях травы. Питаются соловьи червями, пауками, насекомыми, ягодами.

Весной рыба идет на нерест. Она упорно преодолевает течение, плывет в верховья рек, выходит на залитые водой луга. Здесь для мальков безопасней и много корма. Рыба нерестится как можно ближе к верховьям реки, к ее истокам, чтобы течением слабых мальков не унесло - в море.

Еще один признак весны - весенние дожди. В народе говорят: если в мае идет дождь, значит, будет в поле рожь.

Домашние животные весной
Домашние животные весной все еще находятся в помещениях, где люди по-прежнему продолжают ухаживать за ними. Только с наступлением тепла овец, коров, коз, баранов выгоняют на пастбища. Для молодняка - маленьких ягнят, козлят, телят - отводят специальные безопасные территории, выгоны.
В это время домашние животные тоже линяют. Из шерсти некоторых животных, например, из шерсти коз, люди изготавливают теплые платки, красивые кофточки, свитера, варежки и шапочки.

Труд людей весной
Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель.
В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты. В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.
Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников.
На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.