Умения и навыки психология. Чем отличается навык от умения и как они формируются

Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. Именно в этих двух формах знания сохраняются в памяти. Главное назначение знаний - организовывать и регулировать практическую деятельность.

Знание - это теоретически обобщенный общественно-исторический опыт, результат овладения человеком действительности, ее познания.

Знание и действие тесно переплетены. Действия с предметами дают одновременно знания об их свойствах и о возможности использования этих предметов. Встречаясь с незнакомыми предметами, мы стремимся прежде всего получить знания о том, как с ними обходиться, как их использовать. Если мы имеем дело с новым техническим устройством, то прежде всего знакомимся с инструкцией по его использованию. На основании инструкции движения откладываются в виде двигательных представлений. Однако движений обычно бывает недостаточно для правильного обращения с предметом. Необходимы определенные теоретические знания о некоторых свойствах устройства, о закономерности и особенности явлений, связанных с ним. Эти знания можно приобрести с специальной литературы и использовать их, работая с устройством.

Знание поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Выполнение деятельности невозможно без знаний.

Кроме знаний, необходимыми компонентами деятельности являются умения и навыки. Соотношение этих компонентов объясняется психологами неоднозначно: одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие считают, что умение возникают раньше навыков.

Кроме того, неоднозначно толкуется и понятия умения. Так, умение иногда сводят к знанию конкретного дела, понимание последовательности ее выполнения. Однако это еще не является умение, а только предпосылка для его возникновения. Да, и первоклассник, и старшеклассник умеют читать, но это качественно отличные умения по их психологической структурой. Поэтому следует различать элементарные умения, которые идут сразу за знаниями и первым опытом действий, и умения, которые проявляются как мастерство в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыка. Элементарные умения - это действия, возникающие на почве знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Они могут возникать на основе подражания, из случайных знаний. Умение - мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний. Таким образом, необходимым внутренним условием умение есть определенная сноровка в выполнении тех действий, из которых состоит данная деятельность.

Итак, умение - это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность. Умение представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по меньшей мере в главных промежуточных пунктах и конечной цели.

Существование большого количества видов деятельности обуславливает существование соответствующего количества умений. Эти умения имеют как общие черты (то, что необходимо для любого вида деятельности: умение быть внимательным, планировать и контролировать деятельность и т.п.), так и отличные особенности, обусловлены содержанием того или иного вида деятельности.

Поскольку деятельность состоит из различных действий, то и умение ее выполнять состоит из ряда отдельных умений. Чем сложнее деятельность, чем более совершенными механизмы и устройства, которыми необходимо управлять, тем большим мастерством должны характеризоваться умение человека.

Навык - это действие, сформированная путем повторения и характеризуется высокой степенью постижения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Навыки являются компонентами сознательной деятельности человека, которые выполняются полностью автоматически. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

В результате неоднократного выполнения одних и тех же движений человек имеет возможность выполнять определенное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальной цели сознательно подбирать для нее способы ее выполнения, а не сосредоточивая специально внимания на выполнении отдельных операций.

Благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в виде навыков и переходят в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека освобождается от необходимости регулировать относительно элементарные акты, а направляется на выполнение сложных задач.

При автоматизации действий и операций их преобразования в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый целостный акт, называемый умением (например, сложная система движений человека, который пишет текст, выполняет спортивную упражнение, проводит хирургическую операцию, производит деталь предмета, читает лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним, проприоцептивная. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, становясь оптимальной или максимальной. Все это происходит в результате упражнений и тренировок.

Физиологическим основой автоматизации компонентов деятельности, которые изначально представлены в ее структуре в виде действий и операций и затем превращаются в навыки, является, как показал Н.А. Бернштейн, переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния - интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда: а) система движений, относящихся к одной навыки, соответствует системе движений, относящихся к другой навыки; б) когда реализация одной навыки создает благоприятные условия для выполнения другой (одна из навыков служит средством лучшего усвоения другой) в) когда конец одной навыки является фактическим началом другой и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: а) система движений, которые относятся к одной навыки, противоречит, не согласуется с системой движений, которые составляют структуру другой навыки; б) когда при переходе от одной навыки в другую фактически приходится переучиваться, разрушать структуру старой навыки; в) когда система движений, относящихся к одной навыки, частично содержится в другой, уже доведенной до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее усвоенной навыки, что приводит к искажению движений, необходимых для нового навыка) г) когда начало и конец последовательно выполняемых навыков не совпадают друг с другом. При полном автоматизации навыков явление интерференции сводится к минимуму или совсем исчезает.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их переноса, то есть распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того, чтобы такой перенос исполнилось нормально, необходимо, чтобы навык стала обобщенной, универсальной, согласованной с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенной до автоматизма.

Умение в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действий, то есть получение в результате надежного итоге действия. Само действие в структуре умения контролируется ее целью. Например, ученики младших классов при обучении письму выполняют действия, связанные с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки содержания карандаша в руке и выполнения элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, ее достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к условиям деятельности, меняются время от времени, с сохранением позитивных результатов работы. Так, умение делать что-нибудь своими руками означает, что человек, имеющий такие умения, всегда будет работать хорошо и способна сохранять высокое качество труда при любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика том, что знает и умеет сам.

Одна из главных качеств, которые принадлежат к умениям, заключается в том, что человек имеет возможность изменить структуру умений - навыков, операций и действий, которые входят в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек может заменять один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, изготовить сам или воспользоваться имеющимися инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умение в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль это главное, что отличает умение от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, которые требуют оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется высшими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, то есть на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющих внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности (например, спортивные), целиком построенные на почве двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способность вести поиск, воспринимать, запоминать и обрабатывать информацию. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они проявляются в способности человека анализировать, обобщать материал, выдвигать гипотезы, теории, осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки всего оказываются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли. Практические умения проявляются при выполнении практической деятельности, изготовлении конкретного продукта. Именно на их примере можно продемонстрировать формирования и проявление умений в чистом виде.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки часто теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предусматривающие получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычка является негибкой (часто и неразумной) частью выполняемой деятельности человеком механически и не имеет сознательной цели или ярко выраженного продуктивного завершения. В отличие от простой навыки привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (вредные привычки). Привычки как элементы деятельности является наименее гибкой ее частью. Поэтому важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывают положительное влияние на формирование личности в целом.

Ученые до сих пор не договорились о том, что первично: навыки формируются на основе умений или, наоборот — умения на основе навыков. Пока спорят ученые-теоретики, мы попробуем усвоить, чем отличается навык от умения на практике. А для тех, кто занимается воспитанием детей, обучением специалистов в любой области деятельности, важно знать, как же быстро и правильно сформировать у них жизненные и трудовые навыки и умения.

Умения — это…

Словосочетание «умелый работник» произносится уважительно по отношению к тому, кто быстро и правильно выполняет свою работу, проявляет смекалку, решая возникшие производственные проблемы. Такой работник подготовлен теоретически и практически к выполнению определенных действий и творчески относится к работе.

Чем отличается навык от умения? Умение требует:

  • сознательного отношения к планированию своих действий для достижения результата;
  • знаний о свойствах, качествах объекта труда и приемов работы с ним;
  • навыков работы с инструментом, вспомогательными материалами.

То есть умение — это такой способ выполнения какого-то действия, который основан как на твердо сформированных навыках, так и на конкретных знаниях об объекте работы, о его свойствах, о возможных способах работы с ним. Навыки - основа формирования умений.

Что такое навыки

Тогда чем отличается навык от умения, что является более прочным?

Навык — это доведенный до автоматизма способ выполнения каких-то действий. Умение и навык отличаются друг от друга тем, что второй стереотипен, не требует особой теоретической подготовки, творчества.

Алгоритм выполнения конкретной операции не изменяется, мыслительные и физические действия согласованы и не требуют дополнительного обдумывания, предварительного планирования.

Например, обучая ребенка самостоятельным действиям ложкой, мать фиксирует его внимание на последовательности и правилах действий с нею (в какой руке и как держать, как правильно черпать еду, подносить ко рту). По мере формирования навыка указаний становится все меньше, ребенок усваивает действия и автоматически начинает правильно их выполнять в любой обстановке.

Двигательное умение и навык отличаются друг от друга степенью их осмысления и управляемости человеком. Умение также предполагает его творческое развитие и совершенствование.

Виды навыков и умений

Определение вида навыка связано с деятельностью человека. Из четырех видов навыков (сенсорные, двигательные, интеллектуальные, коммуникативные) наибольшим и частым изменениям подвергаются коммуникативные, поскольку правила общественной жизни быстро меняются самими людьми в соответствии с социально-историческими изменениями в стране и в мире.

Смешанные навыки сочетают в себе несколько видов: работа на компьютере требует сочетания интеллектуальных навыков (чтение и запись текста), двигательных (печатание). Особо выделяются общеучебные.

Сначала они вырабатываются в процессе обучения какому-либо предмету, но затем используются во многих сферах деятельности. В быту, например, мы свободно пользуемся вычислительными действиями, сформированными на уроках математики.

Ряд умений используется в узких сферах деятельности (специализированные умения): в медицине, в научной работе.

Умения могут быть:

  • простыми физическими, то есть такие несложные действия человека, как одевание, уборка в доме;
  • сложными, связанными, например, со взаимодействием с другими людьми для достижения каких-то целей — умение пропагандировать, писать статьи;
  • системными — способность различать настроения, психологические состояния людей, реагировать на них, ощущать собственные как физические, так и душевные состояния.

Список навыков и умений, необходимых современному человеку, обширен. Он отличается от тех, которые необходимы были, например, современникам Пушкина.

Зачем их формировать

Внимательный анализ любого вида деятельности показывает, что он представляет собой сумму разных видов умений и навыков — отсутствие одного из них не позволяет человеку получить желаемый результат. Это влечет за собой ухудшение качества жизни, душевный дискомфорт.

Несформированность двигательных навыков лишает человека свободы передвижений и действий, общения, вызывает излишнюю затрату сил, времени и материальных средств.

Умственная деятельность невозможна без наблюдения и запоминания информации, сравнения, анализа, без управления собственным вниманием, состоянием. Она тесно связана с развитием сенсорных навыков восприятия информации на слух, зрительно, осязательно. Чувствительность к запахам необходима химику, повару, врачу и многим другим специалистам.

Коммуникативные навыки считаются особо важными и формируются на основе знания правил поведения в различных ситуациях, позволяют человеку занять достойное место в обществе, стать его полноправным членом.

Как формируются навыки и умения

Любая сфера деятельности требует от человека конкретных алгоритмов действий: чем отличается навык от умения у танцора — правильно двигаться в соответствии с рисунком танца и звучанием музыки, не думая о движениях. У водителя — умения правильно реагировать на дорожную обстановку и вождения автомобиля конкретного типа; от педагога — навыков работы с литературой, с коллективом детей определенного возраста, с родителями, умения правильно ориентироваться в непредвиденных коммуникативных ситуациях.

Формирование навыка следует проводить на основе многократного закрепления в памяти последовательности и способа действия, доведения самого действия до автоматизма.

То есть упражнение — метод формирования навыка, который гарантирует качество выполняемого действия (работы) и ведет к формированию умения осознавать цель и выбирать нужную последовательность необходимых действий для ее достижения.

Немаловажный вопрос — учет индивидуальных способностей обучаемого. Качество и скорость мыслительных и двигательных влияют на сроки и качество формирования умений и навыков.

Таким образом, методы и приемы обучения человека осознанному отношению к процессу труда, предварительному планированию, обдумыванию вариантов предполагаемых действий и предвидению конечных их результатов лежат в основе формирования его навыков и умений.

Время на чтение: 56 мин

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня мы с вами поговорим не о , а о наболевшей теме всех безработных в какой-то период жизни людей, которых не берут на работу из-за неправильно составленного резюме. Казалось бы, что такого в написании этого документа? Не так уж это и сложно рассказать о себе, как о деловом партнере, о своих преимуществах перед другими претендентами на какую-либо должность. Но все не так просто, как кажется в начале, правильно написать резюме в первый раз непросто, а ведь потом еще следует !

Резюме - это ваша личная «визитка» при приеме на работу, от грамотного написания которой будет зависеть ваш дальнейший жизненный путь, а именно – заветные слова «Вы приняты!» в отделе кадров.

В данном случае, употребление фразы «грамотное написание» не означает правильную расстановку знаков препинания и высокий уровень орфографии, так как прием на работу на востребованную должность, в отличие от и так предусматривает отбор лучших из лучших. Поэтому, составляя резюме вы должны будете вспомнить все правила русского языка, которые изучали в школе. Но в понятие «грамотное написание» при написании также включаются следующее:

  • «Краткость – сестра таланта», - об этом выражении мы слышим с самого детства. Так вот, при составлении резюме, краткое изложение своих достижений, навыков, умений, а проще говоря всех преимуществ увеличивает ваш шанс получить желаемую должность, нежели пустые объемные рассказы.
  • Не стоит писать шаблонные фразочки в указании своих личностных характеристик, то есть такие выражения, как «коммуникабельны й (ая)», «легко поддаюсь обучению», «пунктуален (льна)» лучше сразу выбросить из своей головы, так как они не выделят вас из толпы.
  • Умение правильно сформулировать свои навыки и умения в резюме (простите за тавтологию). Все, что вы будете писать в этом разделе должно подходить именно к конкретной должности на какую вы и претендуете.

Так вот, уважаемые читатели, наша статья и будет посвящена третьему пункту, так как самые частые ошибки всех людей при написании резюме заключаются именно в некорректном описании своих умений и навыков касающихся той должности, которую эти люди и хотят получить. Ну что же, приступаем?

    1 Навыки и умения в резюме: главное, что нужно знать для правильного написания

    • 1.1 Навыки для резюме продавца и других работников, находящихся в регулярном общении с людьми

      1.3 Навыки для хорошего резюме лекторов и преподавателей семинаров или тренингов

      1.4 Способности в резюме компьютерщиков

      1.5 Навыки в резюме для бухгалтера и аудитора

      1.6 Навыки в резюме юриста

    2 Общие навыки и умения для хорошего резюме

    3 Пример в резюме навыков и умений

    4 Грамотное написание основных навыков и умений в резюме

    5 Как не перепутать разделы резюме «О себе» и «Навыки и умения»

    • 5.1 Пример написания навыков и умений для резюме на должность провизора

    6 Указание определенных навыков и способностей при написании резюме

    7 Заключение

Навыки и умения в резюме: главное, что нужно знать для правильного написания

Основные навыки и умения, которые вы укажете в своем резюме – это то, на что работодатель обратит внимание в первую очередь. Указание только наличия образования и опыта работы не сулит вам желаемой должности ввиду того, что этим вы не раскроете себя как личность, а значит не будете лидером среди ваших соперников при приеме на работу.

Качественно описав свои навыки и умения, вы можете быть уверены в том, что получите желаемую должность непременно (если, конечно, вас не обойдет более «умелый» человек).

Перечня основных навыков и умений для резюме, который будет подходящим для любой должности нет и априори (зато есть ). Но если вы и совсем не знаете, что написать в этом разделе, то можете воспользоваться следующим перечнем, который считается наиболее подходящим к каждой должности:

  1. умение организовывать и грамотно распоряжаться своим рабочим временем;
  2. обладание навыками управленческого характера;
  3. способность к лидерству в коллективе;
  4. внимательность к маловажным деталям;
  5. умение справляться с труднорешаемыми задачами;
  6. аналитические способности;
  7. умение общаться в деловом стиле;
  8. умение обходить конфликты в коллективе.

Этот список может быть бесконечным, главное подобрать пару важных для вашей должности пунктов.

Помните, что работодатель, ища сотрудников, всегда указывает в объявлении требуемые навыки и способности , которыми должны обладать сотрудники на конкретной должности.

Здесь важна еще одна ваша способность (которую вы не будете указывать по понятным причинам) – переформулировка мыслей. То есть, увидев объявление «Требуются сотрудники …», в котором будут указаны все необходимые качества желанного сотрудника, составляя резюме вы будете писать тоже самое, только своими словами. Эдакий , как при , но только в реальной жизни.

Навыки для резюме продавца и других работников, находящихся в регулярном общении с людьми

При составлении резюме, люди претендующие на одну из этих должностей, могут написать в разделе «Навыки » следующее:

  1. способен (на) находить творческий подход в решении любых ситуаций;
  2. тактичен (на) и толерантен (на) в отношении других людей;
  3. умею выслушивать собеседников, помогаю решить возникшую у них проблему;
  4. способен (на) к обучению;
  5. обладаю грамотной речью и умением убеждать;
  6. имею большой опыт в продажах;
  7. умею управлять временем;
  8. умею находить подход к людям;
  9. в конфликтных ситуациях достигаю компромиссов.

Любого работодателя привлекут в потенциальном сотруднике, претендующем на любую должность такие способности, как:

  1. свободное владение иностранными языками (преимущественно – английским);
  2. уверенное пользование компьютером и компьютерной техникой;
  3. способность вести деловые переписки;
  4. обладание заинтересованнос тью и внимательностью к общим успехам предприятия.

Что касается конкретно людей, которые желают получить должность в сфере обслуживания, то их основными навыками должны быть те, которые способны удовлетворить любую потребность клиента.

Если вы хотите получить должность директора, администратора, начальника, менеджера или другую должность управленца, то вам потребуются следующие способности, о которых вы расскажете при написании резюме:

  • способность разрешать конфликты;
  • обладание критическим (или стратегическим) мышлением;
  • способность завоевывать доверие;
  • эффективность ведения переговоров;
  • грамотное распоряжение временными и трудовыми ресурсами предприятия;
  • самостоятельность принимаемых решений и ответственность за их последствия;
  • обладание коммуникативными навыками;
  • способности к эффективной мотивации сотрудников;
  • способность решать несколько задач одновременно;
  • умение распределять обязанности, а также следить за их четким выполнением.

Но не стоит писать о том, что вы не сможете сделать, так как если вас примут на работу, и вы не оправдаете ожиданий - то вам будет грозить увольнение в этот же миг.

Лучше указать то, что вы действительно сможете сделать без труда, но немного приукрасив для более высокой оценки работодателем вашей кандидатуры.

Навыки для хорошего резюме лекторов и преподавателей семинаров или тренингов

Если вы претендуете на должность учителя, лектора, преподавателя и подобные, то основными вашими навыками и способностями должны быть следующие:

  1. способность мотивировать;
  2. обладание высоким уровнем инициативности и энергичности;
  3. гибкость и терпеливость;
  4. способность организовывать рабочий процесс;
  5. умение заострять интерес слушателей на конкретном явлении на протяжении необходимого периода времени;
  6. обладание грамотной речью и четкой дикцией;
  7. умение общаться с людьми;
  8. способность налаживать контакты даже с самыми характерными людьми.

Проще говоря, вы должны заострить внимание вашего работодателя на том, что вы, как никто другой, являетесь отличным педагогом и в тоже время психологом.

Способности в резюме компьютерщиков

Если вы для себя выбрали карьеру IT-специалиста, то ваше призвание – это осуществление контроля над всей компьютерной техникой, принадлежащей вашему предприятию. А значит в вашем резюме должны отражаться следующие ваши способности:

  1. свободно владею английским языком;
  2. умею предотвращать компьютерные поломки;
  3. регулярно провожу мониторинг потенциальных рисков;
  4. осуществляю периодическую диагностику компьютерной техники;
  5. легко воспринимаю поступающую информацию.

И не забываем, что основной ваш навык – это профессиональное владение компьютерной техникой, иначе какая может быть должность IT-специалиста у человека, который не умеет в компьютере ничего, кроме как пользоваться браузерами и .

Навыки в резюме для бухгалтера и аудитора

Если вы считаете, что ваша жизнь должна быть тесно связана с бухгалтерским учетом, то подав документы на какое-либо предприятие с вас обязательно потребуют написания резюме, в разделе «Способности и навыки » которого вы можете указать следующее:

  1. умею мыслить аналитически;
  2. обладаю умением ежедневно создавать алгоритм предстоящей работы;
  3. умею эффективно планировать рабочее время;
  4. определяю значимые на данный момент задачи;
  5. умею общаться с представителями органов контроля;
  6. уделяю повышенное внимание мелочам и деталям;
  7. способен (на) определять степень приоритетов;
  8. регулярно анализирую все свои действия.

В общем, опишите все те способности, которыми должен обладать каждый грамотный специалист в области бухгалтерского учета.

Навыки в резюме юриста

Если вы претендуете на должность юриста, адвоката, судьи и подобные, то вашими основными навыками при написании резюме должны быть следующие:

  1. высокий уровень знаний законодательных и нормативно-право вых актов Российской Федерации;
  2. способность составления необходимых договоров;
  3. умение пользоваться электронными базами правового характера;
  4. способность к работе с представителями органов контроля;
  5. навык нахождения компромиссов в сложных ситуациях;
  6. четкое следование поставленным целям;
  7. проведение юридических экспертиз.

Данный список, естественно, является неполным. Это лишь пример, которым вы можете воспользоваться при написании резюме на должность, относящуюся к юриспруденции.

Общие навыки и умения для хорошего резюме


Я приведу вам несколько навыков, которые являются общими для многих профессий и соискателей. То есть, каждый из нижеперечисленны х навыков не подойдет под любую должность, но выбрать что-то подходящее под свою желаемую карьеру можно.

Итак, вот этот список общих навыков для составления хорошего и запоминающегося резюме :

  1. знание иностранных языков (здесь вы должны будете указать конкретный иностранный язык, а также степень владения им: свободное владение, чтение со словарем и т.д.);
  2. навыки программирования;
  3. способоность планировать и разрабатывать бюджеты;
  4. умение общаться грамотно в деловом стиле (как в письменной, так и в устной форме);
  5. опыт создания клиентских баз, а также работы с ними в дальнейшем;
  6. оперативно-розыс кное обеспечение допуска к сведениям;
  7. способность к разработке планов;
  8. проведение анализа относительно фактов совершенных продаж, как самим предприятием, так и его конкурентами;
  9. навыки проведения и организации инвентаризационн ых мероприятий;
  10. умение вести переговоры;
  11. способность обучать и мотивировать рабочий коллектив;
  12. навыки работы с коммерческими предложениями;
  13. способность к прогнозированию;
  14. способности убеждать;
  15. навыки работать с прикладными компьютерными программами (например: с пакетом Microsoft Word, 1C:Бухгалтерия, Excel , владение Фотошопом и другими);
  16. обладание организационными навыками;
  17. способность принимать самостоятельные решения;
  18. умелое обращение с оргтехникой (офисной техникой);
  19. способность работать в команде;
  20. умение пользоваться первичными данными;
  21. навыки экономить, грамотно закупать товар, распределять финансовые средства предприятия с умом;
  22. способности в ценообразовании и прямых продажах;
  23. навыки осуществлять продажи по сотовой связи;
  24. способность собирать и подготавливать статистическую информацию;
  25. умение разрабатывать и проводить мероприятия, связанные с исследованием рынка и рекламными компаниями;
  26. способность к скрупулезному отношению в сборе и подготовке отчетной документации.

На определенную должность требуются определенные способности со стороны работника. Я больше чем уверен, что при написании резюме вы обязательно воспользуетесь хотя бы одним из вышеперечисленны х пунктов. Ведь многие из них подходят к каждому серьезному человеку, намеренному претендовать на хорошую высокооплачиваем ую должность.

Пример в резюме навыков и умений

Если вы претендуете на особую должность, на которую к сожалению в статье не нашлось подходящего примера грамотного резюме, то вы можете указать в разделе «Навыки и умения » один из следующих примеров (если он конечно подходит к вашей предполагаемой должности):

  1. обладание чертами характера, присущими лидеру;
  2. обладание техническими знаниями;
  3. способность организовывать и разрабатывать проекты, а также управлять ими в дальнейшем;
  4. обладание знаниями и достижениями в области маркетинга;
  5. умение устанавливать контакт с контрагентами предприятия;
  6. обладание ораторскими навыками;
  7. способность проявлять инициативу;
  8. обладание высокой энергичностью при решении появляющихся задач;
  9. способность принимать решения незамедлительно;
  10. ответственность за каждое порученное дело;
  11. выполнение любых (даже крайне сложных) действий, которые смогут привести к успехам предприятия;
  12. достижение больших успехов в сфере обслуживания и (или) продаж.

Любой из пунктов, написанных выше приятно удивит вашего работодателя. А это значит, что вы станете еще ближе к желаемой должности.

Грамотное написание основных навыков и умений в резюме

Советую вам при поиске работы не ограничиваться написанием одного резюме, правильнее будет регулярно изменять его в соответствии с предполагаемой должностью. Но и представление навыков для основного экземпляра резюме должно различаться с экземплярами резюме на конкретные должности.

В основном экземпляре резюме, который будет подходить к большинству должностей, вы должны будете сразу после раздела «Опыт работы » расписывать ваши «Навыки и умения », то есть все, чему вы научились - исходит из предыдущей работы.

Приведу наглядный пример: на протяжении определенного времени (допустим, пяти лет) Анастасия работала воспитателем в детском саду, но зарплата ее категорически не устраивала. Она уволилась, а теперь ищет работу на ту же должность.

Так вот, основными навыками и достижениями, которые Настя получила на предыдущей работе являются для нее следующие:

  • высокие знания в области детской психологии;
  • способность решать возникшие конфликты между детьми;
  • умение найти индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • способность проводить развлекательные мероприятия познавательного характера;
  • умение рисовать;
  • способность играть на фортепиано;
  • навыки общаться с детьми;
  • владение навыками по подготовке детей к начальной школе.

Этот перечень может быть бесконечно долгим, но бесполезным. Почему? Потому что сильно перехваливать себя в резюме тоже не стоит.

Идеальных людей не существует – это всем известный факт. Поэтому слишком слащавое резюме работодатель может также не одобрить, как и неграмотно составленное.

Также, хотелось бы вас предупредить о том, что писать в резюме нужно обязательно только правду. Если бы Анастасия, проработавшая пять лет воспитателем детского сада, вдруг захотела бы стать учителем математики (не имея при этом специального образования и опыта работы) и укажет в резюме, что обладает знаниями по высшей математики и подобную ложь, то работодатель попросту не поверит Анастасии, так как у него имеются документы, которые подтверждают ее вранье в резюме.

Как не перепутать разделы резюме «О себе» и «Навыки и умения»

Раздел «О себе » включает в себя такие фразы и слова, как «Пунктуальный (ая)», «Общительный (ая)», «Ответственный (ая)», но никак не такие, как в разделах типа «Способности и умения», «Навыки и достижения» или «Профессиональны е навыки». Это большая ошибка, которую допускают многие искатели работы при написании резюме.

Составляя раздел «» вы должны указывать все те, которые вы получили на предыдущем месте работы или же находясь на обучении в колледже, институте или университете. В этом же разделе вы можете указать свои достижения, которых добились, работая (или обучаясь) на этой должности.

Другими словами, данный раздел должен показать вас как квалифицированно го специалиста, который точно должен занять вакантную должность . Чем ярче вы расскажете о своих навыкам , тем больше работодателей заинтересует ваше резюме .

Воспользуйтесь следующими советами при составлении резюме, чтобы увеличить ваш шанс получения желаемой должности:

  1. Описывайте свою квалификацию сразу же после раздела «Образование ». Это будет более разумным, нежели лепить текст абы как.
  2. Раздел «Профессиональны е навыки и умения » должен точно подходить к должности, на которую вы претендуете в момент написания резюме. То есть, если вы отправляете сразу два резюме на разные предприятия и на разные должности, то данный раздел должен отличаться в обоих экземплярах.
  3. Как я уже говорил выше, делать из себя идеального сотрудника совершенно нежелательно. Поэтому достаточно 5-10 достижений, навыков и т.п. при написании резюме. Если вы хотите рассказать об одних навыках, то придется исключить остальные.
  4. Преимущественно на первом месте должны находиться те способности, которые как никакие другие подходят к должности на которую вы претендуете.
  5. Делайте ваш перечень навыков приятным для чтения: не допускайте примитивных орфографических и пунктуационных ошибок, не пишите через чур заумными фразами, но при этом не делайте получившийся перечень слишком глупым.
  6. Рассказывать нужно о тех способностях, которые вы увидели в объявлении.
  7. Каждый навык следует начинать с таких словосочетаний и слов, как «Имею », «Знаю », «Обладаю », «Владею », «Умею » и т.д. и т.п.
  8. Категорически запрещено рассказывать о своих личностных чертах в разделе «Профессиональны е достижения ». О пунктуальности и коммуникабельнос ти можно писать хоть поэмы в разделе «О себе ».

Везет тем людям (не имеющим опыта работы), которые наткнутся на хедхантинг при поиске работы. То есть, таким предприятиям требуются сотрудники узкой специальности, которые имеют это образование, а опыт работы для них совершенно не важен.

Пример написания навыков и умений для резюме на должность провизора

Вот так должен выглядеть раздел резюме «Профессиональны е навыки и умения » у человека, претендующего на должность провизора:

  • Профессиональны й стаж – 7 лет в крупнейших аптеках города Москвы. Обладаю умениями по организации фармацевтической службы, по производству и контролю качества лекарственных средств и полуфабрикатов, по проведению инвентаризации товарно-материал ьных ценностей, по оформлению инвентаризации товарно-материал ьных ценностей.
  • Умею проводить исследования и оценивать рынки фармацевтических товаров, определять спрос и расчет потребности в лекарственных препаратах и товарах медицинского назначения, организовывать предпринимательс кую деятельность.

Для облегчения читабельности вашего резюме вы можете писать каждый новый навык с красной строки, но учтите, что это займет намного больше места.

Если вы правильно подберете подходящие на вашу должность навыки и умения, то можете не сомневаться что вам действительно перезвонят.

Образование и опыт работы – это конечно же неотъемлемые части резюме, но ничто так не расскажет о ваших способностях как раздел «Профессиональны е навыки и умения ». Именно здесь вы можете раскрыть себя, как специалиста.

Работодателю мало знаний о вашем прежнем месте работы, а также о названии вашего университета (колледжа, вуза). А вот узнать действительно ли вы полезны предприятию ему очень бы хотелось. Чем грамотнее вы составите список навыков и знаний, тем больше заинтересуете работодателя. Поэтому при составлении этого списка нужно быть предельно осторожным.

Указание определенных навыков и способностей при написании резюме

Если вы пишите резюме для конкретной должности, то перечень ваших основных навыков и способностей должен максимально точно относиться к этой должности.

Увидев объявление, внимательно вчитайтесь в него и поймите, кого конкретно ищет работодатель и что этот кто-то должен уметь. Подумайте как следует, подходите ли вы под эти требования. Если да, то эти требования должны быть вашими навыками и умениями в резюме .

Но переписать все требования работодателя как свои способности – «дохлый номер». Работодатель сразу поймет, что вы недобросовестно отнеслись к составлению резюме и отбросит вашу кандидатуру раз и навсегда. Чтобы этого не случилось, видоизмените все требования работодателя в разделе «Навыки и умения », добавляя при этом что-то свое, что как вы считаете будет приносить большую пользу предприятию.

Допустим, вы прочитали в объявлении, что на какую-то должность требуется сотрудник, который свободно владеет английским языком. Составляя резюме, вы можете дополнить этот пункт тем, что умеете организовывать процесс получения визы для вашего работодателя (если конечно умеете). Ведь раз работодателя интересует знание английского языка среди его сотрудников, значит он ведет постоянные переговоры с контрагентами из зарубежных стран, которые говорят на английском языке. А значит то, что вы сможете оформить ему визу, выделит вас среди толпы конкурентов – претендентов на вашу должность .

Еще хотелось бы вам напомнить о том, что работодатели зачастую ищут сотрудников по ключевым фразам в резюме. Поэтому, перечисляя ваши навыки и умения, ориентируйтесь на объявление. Не забываем: переписывать – нельзя! Видоизменять и дополнять – можно всегда!

Заключение

На этом, сегодняшняя статья подошла к концу. Надеюсь, что она будет полезна каждому из вас, дорогие читатели. Ведь каждый хоть раз в жизни сталкивался с написанием резюме, от которого зависела его дальнейшая судьба. Кому-то повезло больше, и он работает сейчас на желанной должности. А кто-то не смог ее получить ввиду неумения определять свои основные навыки и умения.

Но теперь, воспользовавшись данной статьей, вы сможете самостоятельно написать замечательное резюме, которое заинтересует любого даже самого привередливого работодателя.

Грамотный список навыков и достижений, высокий уровень орфографии и пунктуации, небольшая хитрость в дополнении разделов – и все, должность ваша!

Наконец, хотелось бы пожелать каждому написать свое резюме, получить желанную должность и работать на ней в радость, до самой пенсии. Советую вам посмотреть следующее видео о том, как правильно писать резюме и каких ошибок следует при этом избежать:

На этом все, дорогие читатели! Спасибо за прочтение! Желаю всем удачи и высокооплачиваемой должности! Знакомьтесь с и может быть настоящая работа вам вообще не потребуется! А вот и стандартный шаблон для резюме, который вы можете скачать прямо сейчас:

Умения и навыки - До сих пор не уточнены соотношения между понятиями и. Большинство психологов и педагогов считают, что умение-более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.

Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.

Признаком сформированности навыка (или умения) является качество действия, а не его автоматизация: ведь автоматизировать можно и неправильно выполняемое действие. - Имеется два вида контроля за осуществлением действия: динамический (при интенсивном внимании) и тонический (при минимальной интенсивности внимания). Первый контроль больше связан с функцией осмысления действия, второй - с функцией слежения за программой действия.

Знание человеком того, что и как надо сделать, образование динамического стереотипа и возникновение чувства уверенности делает не обязательным тщательный и постоянный динамический контроль при сформированном навыке. Автоматизация действий состоит в возможности переключения контроля за действием в контроль за результатом действия и в возможности переключения внимания на внешнюю ситуацию.

Умение (навык)-это действие, выполняемое определенным способом и с определенным качеством.

Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже па восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но и в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка.

Навыки-это автоматизированные компоненты-сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Развитие ребенка всегда сопровождается формированием умений и навыков в разных сферах жизни. Это навыки общения и обучения, которые предусматриваются программой дошкольного и школьного образования детей. Правда, сегодня родители не ограничиваются обязательной программой, а стараются дать детям всестороннее образование, отдают их в музыкальную и художественную школы, на курсы иностранных языков, в спортивные школы. Таким образом, они формируют навыки и умения детей с ориентацией на их способности и интересы. Итак, подробнее об этом формировании.

Что такое умения и навыки?

Умения и навыки - это способность выполнять те или иные действия. Разница между первым и вторым состоит в степени владения этим действием. Пробуя делать что-то новое (писать, рисовать, вязать), ребенок сосредоточивает свое внимание на процессе и способе выполнения действия. Он учится выполнять определенное действие. Это его умение.

Проделав одно и то же действие много раз и доведя его до автоматизма, малыш полностью им овладевает. Это его навык.

Навыки формируются в результате многоразового повторения и обучения. Многие умения даются ребенку природой. Так, в младенчестве дитя уже умеет поворачивать головку, сидеть, дотягиваться до игрушки. Такие способности в ребенке заложены природой. А вот способность читать нужно формировать. Со временем она переходит в навык - ребенок читает автоматически и очень быстро.

Формирование двигательных умений и навыков

Физическое воспитание ребенка предусматривает не только его полноценное физическое развитие, но и формирование двигательных навыков и умений.

С ростом малыша под воздействием окружающих быстро расширяется круг доступных ему движений. Так, в младшем дошкольном возрасте он приобретает умение приседать, а в старшем дошкольном возрасте уже имеет навык приседания, то есть делает это с прямой спинкой, удерживая равновесие, смотрит при этом перед собой, а не на ноги, делает это ритмично под музыку или счет. Это простой пример формирования навыка с умения.

Двигательные умения ребенка тесно связаны с двигательными качествами: ловкостью и быстротой, силой и выносливостью. Это взаимная связь. И чем шире диапазон двигательных умений, тем легче мальчику или девочке добиться успеха в двигательной деятельности, в спорте.

Разнообразные упражнения и двигательные игры дошкольников развивают свободное владение телом, мышечные чувства, увеличивают возможность грамотно распоряжаться движениями тела в пространстве.

От ясельной группы до старшей у малыша увеличивается объем его двигательных умений. При этом и воспитатели, и родители должны учить ребенка овладевать новыми движениями. Так, например, к конькам можно приучать уже в дошкольном возрасте. То же самое касается лыж, некоторых сложных физических упражнений, например, кувырков через голову. Именно в дошкольном возрасте легче всего обучить детей двигаться на лыжах, коньках, поскольку в этом возрасте они пластичны и, как губки, впитывают все то, чему их учат.

Кроме этого, двигательные умения, приобретенные в раннем возрасте, затем легче развивать. Как вы думаете, у кого больше шансов стать олимпийской чемпионкой: у девочки, которая стала заниматься гимнастикой в старших классах либо у той, которая на гимнастику ходит с 3 лет?

Приобретенные в дошкольном возрасте двигательные способности лучше поддаются автоматизации, то есть переходу в степень навыка. Не зря говорят: все, что человек умеет, он обретает до 5 лет. Имеется в виду заложенная система умений, которые становятся (или не становятся) навыками.

В дошкольном возрасте очень ярко проявляются детские способности, в том числе и двигательные. Так, некоторые малыши могут опережать старших детей в искусстве прыгать, быстро бегать, делать упражнения на шведской стенке, тренажерах. И тут взрослым важно вовремя заметить спортивные способности чада, его выносливость, пластичность. Возможно, его уже нужно приобщать к легкой атлетике и формировать навыки бегуна, спринтера, гимнаста.

Если же ребенок, наоборот, отстает в овладении двигательными способностями, то заниматься с ним нужно индивидуально, чтобы у него не было комплекса неполноценности. То есть формирование двигательных умений и навыков требует индивидуального подхода.

Формирование умений и навыков общения

Общение - основа формирования всех умений и навыков ребенка. То есть коммуникативный опыт дает ему возможность понять самого себя, свои потребности и желания, найти себя в жизни.

Коммуникацией называется процесс обмена информацией между людьми. Коммуникация - это передача и прием знаний, выражение идей и мнений, чувств и оценок происходящего. Главным средством коммуникации служит наша речь.

В словарях русского языка слово «коммуникация» трактуется как общение. Это синонимы или эквивалентные термины.

Развитие коммуникабельности, то есть искусства общаться, является основой преемственности дошкольного и школьного образования. Следует отметить, что умение общаться лучше формируется в детском коллективе. Это означает, что ребенок, посещающий детский садик, имеет больше возможностей для развития речи, удовлетворения своего любопытства, формирования культуры поведения, нежели тот, кто воспитывается дома. И это одна из причин, по которой сторонники дошкольных детских учреждений дают утвердительный ответ на вопрос, нужен ли ребенку детский сад ..

Коммуникативные навыки ребенка - это компоненты его речевой деятельности, которой способствует общение со сверстниками и педагогами. Такие навыки подразумевают распознавание ситуации, после которой в голове всплывают способы и реакции на определенную ситуацию. Так, простейший навык общения - это ответ на приветствие. Если в группу заходит незнакомый человек и здоровается, дети ему отвечают. В старшем возрасте дети уже подают такому человеку стульчик как знак уважения и культуры поведения.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется комплекс коммуникативных умений. Овладение этим комплексом способствует формированию его личности. Итак, вот главные коммуникативные способности:

  1. Межличностная коммуникация. Это невербальные средства общения, передача эмоциональной информации (улыбка, жесты, мимика - как выражение себя).
  2. Межличностные взаимодействия. Это способность устанавливать обратную связь (познакомиться со сверстником во дворе, вступить в игру, задать интересующий вопрос взрослому).
  3. Межличностное восприятие. Это умение воспринимать позицию другого человека и слышать его, включаться в любое общение (оценка нехорошего поступка товарища, присоединение к разговору о зоопарке, сестричке или братике).

Овладение этими умениями - это и есть развитие коммуникабельности детей.

Следует отметить, что результат общения со сверстниками - это появление особенных межличностных взаимоотношений. От этих отношений зависит статус ребенка в детском обществе, уровень эмоционального комфорта. Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни уже с раннего детства общаются на равных со всеми и занимают позиции лидеров. Другие же, наоборот, как серые мышки, играют сами с собой, неохотно общаются со сверстниками в своей группе. Задача педагога и родителей - активизировать таких детей и с помощью индивидуального подхода активнее задействовать их на занятиях и в играх, на прогулках и развлечениях, на утренниках и закаливающих процедурах . Таких детей нужно чаще хвалить, давать шансы проявить себя, чтобы в будущем конкурентная школьная среда воспринималась ними как возможности, а не как ограничение.

Итак, навыки общения - это стремление к оценке и самооценке, к знаниям и самопознанию.

Формирование умений и навыков в процессе обучения

Образование ребенка начинается с детского сада и предусматривает усвоение не только знаний, но и системы навыков и умений в разных сферах. Эти способности четко отображены в Программе воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Они делятся строго по направлениям и возрасту. Например, в изобразительной деятельности это умение рисовать красками и карандашами, изображать определенные предметы и фигуры; в физическом развитии- - бегать и прыгать, выполнять упражнения под музыку, перестраиваться из шеренги в колонны и так далее.

Формируются умения и навыки детей на занятиях, в играх, развлечениях, праздниках в детском саду. Ведущей формой обучения и является занятие. Освоение детьми нового материала на занятии происходит на базе воспроизведения старого (например, колобка дети изображают, предварительно научившись рисовать круг).

Дидактическая игра - одна из форм обучения в детском саду. Ее педагоги применяют для закрепления навыков, умений и для овладения новыми знаниями.

В школьной программе основной формой овладения детьми новыми умениями и навыками является урок. Овладевая знаниями по разным предметам, школьники постепенно усваивают новые способности: чтение географической карты и прыжок через «козла», решение уравнений и написание сочинений, составление гербария и общение на английском языке.

Специально для - Диана Руденко