Мотивационные сферы человека тест юмористических фраз. Тест юмористических фраз: результаты психометрического исследования с использованием оценочной версии (тюфо)

Тест юмористических фраз ТЮФ (В.С. Бабина (Болдырева), А.Г. Шмелев) – это простая и интересная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства классического измерительного теста и индивидуальной проективной методики.

Тестируемому предлагается отнести предложенные фразы к одной из десяти предложенных тем. Повышенная мотивационная значимость (доминантность) темы приводит к тому, что человек чаще видит определенную тему, игнорируя все остальные темы (признавая их второстепенность).

В результате количество стимулов, отнесенных субъектом к одной теме, резко превышает количество стимулов, отнесенных им к другим темам. Стимульный материал представляет собой набор из 100 юмористических фраз. 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными (можно выбрать любую тему из тех же 10-ти основных).

Тест юмористических фраз. Опросник ТЮФ (В.С. Бабина (Болдырева), А.Г. Шмелев). Методика диагностики мотивационной сферы личности:

Инструкция:

Перед вами 100 юмористических фраз и 10 разных сфер жизни, к которым они могут быть отнесены. Прочтите эти фразы и примите решение, к какой сфере относится каждая из них.

10 сфер жизни:

1. Агрессия - самозащита.

2. Межполовые отношения.

3. Вредные привычки.

4. Деньги.

6. Карьера.

7. Семейные неурядицы.

8. Социальные проблемы.

9. Отсутствие таланта в искусстве и другом творческом деле.

10. Человеческая глупость.

Стимульный материал к тесту ТЮФ.

1.Перья у писателя были, но ему не хватало крыльев.

3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.

4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.

5. Без женщин жить нельзя на свете - тем более в темноте.

6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.

11. «Терпение и труд все перетрут», - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.

12. Все в природе связано, поэтому без связей лучше не жить.

13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.

14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.

15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

16. И фиговый листок отпадает.

17. Одежда! Мой компас земной, а удача-награда за смелость.

18. Не было ни гроша, и не будет ни шиша.

19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.

20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.

21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

23. Выпился в алкоголики.

24. «Семь раз отмерь - один раз отрежь», - объяснял старый палач молодому.

25. Брала от жизни все, что входило в моду.

26. Деньги - тем меньшее зло, чем их меньше.

27. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется.

28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.

29. Выбирая из двух зол - выбирай оба: потом и этого не будет.

30. Она шипела на мужа как газированная вода.

31. Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, и начинаю сначала.

32. Не бойтесь этой гранаты: она - ручная.

33. Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.

34. «Не хлебом единым жив человек!» - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!

36. Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.

37. «Нелегок этот писательский труд», - говорил Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

38. Шагая в ногу с модой, следите за тем, чтобы она не свернула за угол.

39. «Деньги есть деньги!» - В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.

40. Призвание хорошо, а звание лучше.

41. Поэт шел в гору, но эта гора не была Парнасом.

42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

44. «Душит - значит любит» (Дездемона).

45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.

46. Нашел место в жизни - найди жене.

47. Писал с принципиальных кассовых позиций.

48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести на 2-3 часа раньше.

49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

50. Почему чаще всего неограниченные возможности у неограниченных людей?

51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже.

52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

53. «У меня ничего не осталось, кроме тебя», - признался он ей... за три дня до зарплаты.

54. Круглые дураки в люди не выходят, их выкатывают.

55. Мясник строил свое материальное благополучие на чужих костях.

56. Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.

57. «Пить - здоровью вредить», - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.

58. И на «пегасах» порой гарцуют всадники без головы.

59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.

60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

61. «Удивительное - ядом!» - сказал Сальери.

62. Нарушение моды королями становится модой для подданных.

63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.

64. Жена шефа намного лучше, чем шеф жены.

65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.

66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.

67. Когда она заговаривала о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком.

68. Не только сам укладывался в получку, но укладывал и своих приятелей.

69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.

71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.

72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, если он чужой.

73. В повести так немало пили, что из нее можно было гнать спирт.

74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.

75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.

76. В этой столовой можно не только червяка заморить.

77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.

78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.

79. Если все время мыслить, то на что же существовать?

80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна «рука» - тут, другая - там.

81. Мода на форму черепа стоила ей немалого.

82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

83. Ломал голову, а сломал шею.

84. «А здесь я работаю для потомства», - гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.

85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.

86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.

87. Интеллигенты умирают сидя.

88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.

89. Столько еще дантесов прозябает в неизвестности!

90. Забытый писатель искал забвение в вине.

91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.

92. Модельеры призваны одевать женщин. И они же все время стараются их раздеть.

93. Бывает осень и у людей.

94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.

95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.

96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!

97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.

98. Не всякая кучка - могучая.

99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.

100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета.

Ключ к тесту ТЮФ.

№ юмор. № темы № юмор. № темы фразы фразы Однозначные фразы Многозначные фразы 1 9 41 6, 9 2 6 42 2, 5 3 4 43 4, 5 4 5 44 1, 2 5 2 45 3, 10 6 1 46 6, 7 7 10 47 4, 9 8 3 48 3, 6 9 8 49 2, 10 10 7 50 8, 10 11 7 51 7, 1 12 8 52 4, 6 13 3 53 2, 4 14 9 54 6, 10, 8 15 1 55 1, 4, 8 16 2 56 5, 10 17 5 57 1, 2, 3 18 4 58 9, 10 19 6 59 4, 7 20 9 60 3, 8 21 6 61 1, 9 22 10 62 5, 6, 8 23 3 63 3, 5 24 1 64 2, 6, 7 25 5 65 2, 10 26 4 66 2, 8 27 2 67 5, 7 28 10 68 3, 4 29 8 69 2, 6 30 7 70 7, 9 31 3 71 4, 8 32 1 72 2, 7 33 7 73 3, 9 34 8 74 1, 4, 6 35 10 75 3, 7 36 2 76 2, 3 37 9 77 2, 3 38 5 78 5, 8 39 4 79 4, 10 40 6 80 6, 8 81 1, 5, 4 82 8, 9 83 1, 10, 8 84 2, 9 85 5, 9, 10 86 1, 2, 5 87 1, 8, 10 88 4, 5, 10 89 1, 6, 9 90 3, 9 91 4, 7 92 2, 4, 5 93 3, 8 94 1, 2, 7, 9 95 2, 7 96 8, 10 97 5, 8 98 8, 9, 10 99 2, 9, 10 100 4, 9

Интерпретация, обработка результатов теста ТЮФ.

При переходе к обработке и интерпретации результатов необходимо перевести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем: появление сильного тематического конструкта (многочисленного класса шуток) означает повышенную напряженность (значимость) соответствующей мотивационной темы, появление слабого тематического конструкта (малочисленного класса шуток) означает второстепенность соответствующей мотивационной темы.

При анализе мотивационных профилей ТЮФ следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу актуально удовлетворяемого мотива, но и силу преграды, блокирующей его удовлетворение. Авторы теста предлагают следующую теоретическую психологическую интерпретацию использованных тем:

Tема: "Садизм".

Мотив: самосохранение.

Преграда: разнообразные "агрессивные" факторы, угрожающие физической целостности индивида.

Tема: "Межполовые отношения".

Мотив: вступление в межполовые отношения, разрядка напряжения от неудовлетворенности.

Преграда: внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность) и интериоризованные субъектом социальные запреты на проявление близости вне специальных ситуаций супружеской интимности.

Tема: "Пагубные пристрастия".

Мотив: употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психо-фармакологических средств.

Преграда: интериоризованные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна алкогольных напитков и т.п.).

Tема: "Деньги".

Мотив: личное материальное благосостояние.

Преграда: недостаток денег, высокие цены и т.п.

Tема: "Мода".

Мотив: самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха.

Преграда: скачки моды, дефицит и высокая цена престижных товаров.

Tема: "Карьера".

Мотив: достижение высокого положения в обществе, получение

Широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице.

Преграда: конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, маскировки под рядового труженика.

Tема: "Семейные неурядицы".

Мотив: семейное благополучие.

Преграда: несоответствующее ожиданиям субъекта поведение членов семьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади).

Tема: "Социальные неурядицы".

Мотив: социальное благополучие.

Преграда: асоциальность, "несознательность" окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданской собственности.

Tема: "Бездарность в искусстве".

Мотив: поиск красоты, гармонии, эстетическая сензитивность.

Преграда: эстетическая беспринципность так называемых "людей искусства", обилие бездарных произведений.

Tема: "Человеческая глупость".

Мотив: познание, стремление к истине как к самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием.

Преграда: невежество, ограниченность окружающих.

Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации в каждом конкретном случае необходимы дополнительные диагностические сведения. Поэтому ТЮФ рекомендуется применять в батарее с другими методиками (прежде всего, с ТАТом).

Примечание.

1. При интерпретации выраженного "пика" на диагностическом профиле нужно учитывать (в индивидуальном случае) возможность инверсии функций мотива и преграды. Например, "пик" по 1-ой теме может означать и чрезмерную агрессивность (активно-оборонительную реакцию на страх - фрустрацию потребности в самосохранении), и чрезмерную "мозахистическую" пассивную незащищенность (депрессия, пассивно-оборонительная реакция).

2. Выраженный "провал" (низкий балл по теме) может означать "апперцептивную слепоту" по отношению к сверхзначимой теме - репрессивный механизм психологической защиты (подавление под действием внутренней цензуры и т.п.).

3. В интерпретации данных следует, как и в других многомерных тестах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или понижении напряженности определенных пар или троек тем. Кроме того, анализ попаданий в класс пунктов из "чужой" темы позволяет выявить склейку тематических конструктов.

4. В отличие от обыкновенных тест-опросников, где профиль может быть одновременно "приподнят" или "опущен" по всем шкалам, в данном случае используются ипсативные нормы - "площадь под кривой" профиля остается постоянной - равной 100 (количество фраз в тесте): одни темы "притягивают" к себе фразы из других тем.

Rating 4.50 (1 Vote)

Тест юмористических фраз

Тест юмористических фраз – оригинальная компактная методика оценки мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. Имеет две характерные особенности:


  1. Прием свободной тематической классификации неоднозначных стимулов. Проективный потенциал методики – в том, что испытуемый зачисляет в один класс как однозначные, так и многозначные стимулы. Чем больше многозначных стимулов объединил вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы. Появление сверхкрупного класса является свидетельством сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предмет содержания которой соответствует предмету содержания этого класса.

  2. Специфический стимулирующий материал. Это 100 юмористических фраз, из которых 40 (афоризмов) однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 являются многозначными. испытуемый в зависимости от своей собственной апперцепции усматривает в них то одну, то другую тему из десяти основных.
Все используемые фразы были опубликованы в отечественных сатирико-юмористических изданиях.

Каждая фраза предъявляется на отдельной карточке. Набор фраз при необходимости освежается за счет новых афоризмов и новых тем.

Процедура проведения теста. Она исключительно проста и оперативна, занимает 15-20 минут (если использовать карточки).

Экспериментатор предлагает испытуемому расклассифицировать колоду карточек с юмористическими фразами по инструкции, которая маскирует личностную направленность теста, ориентируя испытуемого на изучение остроумия.

Инструкция. «Этот тест на понимание юмористических фраз. Каждая юмористическая фраза или острота имеет определенное содержание. Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки на одну тему».

По ходу работы экспериментатор для предоставления испытуемому максимальной свободы в разложении карточек по темам поощряет его («В данном случае Вы эксперт, Вам виднее»).

Следует предупредить повторные перекладывания карточек из одной группы в другую, чтобы испытуемый не уравнивал группы по численности. На это надо дать следующее объяснение: «В экспертных оценках самым ценным, правильным является первое решение, которое приходит в голову».

Закончив тематическую классификацию, испытуемый дает названия выделенным классам. Как правило, уже по этим названиям экспериментатору очень легко идентифицировать десять используемых в данной версии теста юмористических фраз тем (даются типичные бытовые названия).


  1. садизм;

  2. секс;

  3. пагубные пристрастия (пьянство);

  4. деньги;

  5. мода;

  6. карьера;

  7. семейные неурядицы;

  8. социальные неурядицы;

  9. бездарность в искусстве;

  10. человеческая глупость.
Если испытуемый не формулировал ясных интерпретируемых названий, то идентификация темы производится по однородным фразам, попавшим в состав класса. (Если в выделенную группу карточек попадают 3 и более фраз, одновременно относящихся к одной теме, то к ней относится и вся группа).

Возможен и упрощенный вариант процедуры проведения теста – классификация по заданным темам, недостатком которого является навязывание тематических конструктов испытуемому. В этом случае инструкция такова : «Этот тест – на понимание юмористических фраз. Каждая юмористическая фраза или острота имеет определенное содержание. Вам нужно понять содержание и отнести фразу к соответствующей теме». Названия тем напечатаны на отдельных карточках, раскладываемых перед испытуемым.

Обработка результатов. Необходимо перевести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем. Появление сильного тематического конструкта (многочисленного класса шуток) означает повышение напряженности (значимости) соответствующей мотивационной темы, а появление слабого (малочисленного класса шуток) означает второстепенность соответствующей мотивационной темы.

Статистически значимым событием является появление класса из 14 и более карточек. Тест юмористических фраз сензитивен не только к мотивам как устойчивым характеристикам личности, но и к ситуационно детерминированным мотивационным состояниям. Разделение этих двух возможных результатов достигается с помощью отсроченного перетестирования. Сам подсчет тестового балла не сводится к применению ключей. Диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. 10 подсчитанных таким образом показателей могут быть представлены в виде графика: выявленная порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминирующие, второстепенные и т.д. но эта особенность не означает невозможности получения популяционных норм (например, 1, 8, 9, 10 классы являются многочисленными у большинства людей).

При анализе мотивационных профилей теста юмористических фраз следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу мотива, но и силу преграды. Поэтому мотивационная структура испытуемого интерпретируется либо в терминах предмета потребности, либо в терминах преграды (фрустратора потребности).

Мотив – самосохранение, преграда – различные агрессивные факторы, угрожающие физической целостности индивида.

2.Секс.


Мотив – вступление в интимно-сексуальные отношения, разрядка напряжения от сексуальной неудовлетворенности. Преграда – внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность), интериоризированные индивидом социальные запреты на проявление сексуальности вне социальной супружеской интимности.

3.Пьянство.

Мотив – употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психофармакологических средств. Преграда - интериоризированные индивидом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда, внешние трудности (административное преследование, дороговизна спиртных напитков).

Мотив – личное материальное благосостояние. Преграда – недостаток денег, высокие цены.

5.Мода.


Мотив – самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха. Преграда -–скачки моды, дефицит, высокая цена престижных товаров.

6.Карьера.

Мотив – достижение высокого положения в обществе, получение широкого признания за счет профессии и социального продвижения по служебной лестнице. Преграда – конкуренция, необходимость компромисса, унижения, маскировки.

7.Семейные неурядицы.

Мотив – семейное благополучие. Преграда – несоответствие ожидаемым индивидом поступков членов семьи или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади).

8.Социальные неурядицы.

Мотив – социальное благополучие. Преграда – асоциальность, несознательность окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданственности.

9.Бездарность в искусстве.

Мотив – поиск красоты, гармонии, эстетическая сензитивность. Преграда – эстетическая беспринципность "людей искусства", обилие бездарных работ.

10.Человеческая глупость.

Мотив – познание, стремление к истине как самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинными знаниями. Преграда – невежество, ограниченность окружающих.

Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации в каждом конкретном случае необходимы дополнительные сведения. Поэтому тест юмористических фраз рекомендуется применять в батарее с другими методиками, а также в сочетании с беседой и анализом биографических данных испытуемого.

Дополнительные замечания.


  1. При интерпретации выраженного пика на мотивационном профиле в каждом индивидуальном случае необходимо учитывать возможность инверсии функций мотива и преграды . Например, пик по 1-й теме может означать и чрезмерную агрессивность, и чрезмерную мазохистическую пассивную незащищенность (депрессия).

  2. Выраженный провал может означать апперцептивную слепоту по отношению к сверхзначимой теме.

  3. В интерпретации данных следует анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выраженные в одновременном повышении или понижении напряженности отдельных пар или трех тем. Кроме того, анализ попаданий в класс пунктов из чужой темы позволяет выявить "склейку" тематических конструктов.

  4. В отличие от обыкновенных тестов-опросников, где профиль может быть одновременно приподнятым или опущенным по всем шкалам, в данном случае используются инсативные нормы, т.е. площадь под кривой профиля остается постоянной, равной 100. Одни темы притягивают к себе фразы из других тем.

  5. Различные темы имеют неоднотиповой статус. Например, темы 1, 2, возможно 3 представляют потребности организма, 4,5,6, возможно 3, 7, 8 – потребности социального индивида, 9, 10, возможно 7, 8 – потребности личности.
Практическая задача теста юмористических фраз – диагностика в целях индивидуальной психологической консультации и коррекции.

Юмористический характер материала способствует установлению раскрепощенного, доверительного контакта между психологом и клиентом. В составе диагностических батарей тест юмористических фраз приобретает особое диагностическое значение, которое связано с тем, что экспресс-диагностика мотивационных напряженных "очагов" позволяет психологу сориентировать направление дальнейшей диагностической работы с клиентом. Поэтому проведения теста юмористических фраз в начале психодиагностического обследования может сыграть определяющую роль в коррекции или подборе состава методик.

Ключ к ТЮФ

Номера тем, соответствующих однозначным или многозначным фразам.

Однозначные
Многозначные

№№ фраз

тема

№№ фраз

тема

№№ фраз

тема

1

9

41

6, 9
4, 5
3, 10
4, 9
2, 10
7, 1
2, 4
1, 4, 8
1, 2, 3
4, 7
1, 9
3, 5
2, 10
5, 7
2, 6
4, 8
3, 9
3, 7
2, 3
4, 10
1, 4, 5

83

1, 8, 10
5, 9, 10
1, 8, 10
1, 6, 9
4, 7
3, 8
5, 8
2, 9, 10

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ
1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.

3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.

4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.

5. Без женщин жить нельзя на свете - тем более в темноте.

6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.

11. "Терпение и труд все перетрут" - напомнил Евгений Сазонов супруге, пе­ретирающей гору посуды.

12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.

13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.

14. Морская качка изображена художником с таким сходством , что при одном взгляде на картину тошнило.

15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

16. И фиговый листок отпадает.

17. Одежда! Мой компас земной, а удача - награда за смелость.

18. Не было ни гроша, и не будет!

19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.

20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экрани­зация его романа.

21. Если считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

23. Выпился в алкоголики.

24. "Семь раз отмерь - один отрежь" - объяснил старый палач молодому.

25. Брала от жизни все, что входило в моду.

26. Деньги тем большее зло, чем их меньше.

27. Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется.

28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.

29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.

30. Она шипела на мужа, как газированная вода.

31. Я не пью больше ста граммов, но, выпив сто граммов, становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.

32. Не бойтесь этой гранаты: она ручная.

33. Дети - цветы жизни. Не давай, однако, им распускаться.

34. Не хлебом единым жив человек! - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!

36. Единственное, что было в нем мужественного , он не мог обнаружить из-за приличий.

37. "Нелегок этот писательский труд," - говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.

39. Деньги есть деньги! В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.

40. Призвание хорошо, а звание лучше.

41. Поэт шел в гору, но гора эта не была Парнасом.

42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

44. "Душит - значит любит" (Дездемона).

45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.

46. Нашел место в жизни - найди жене.

47. Писал с принципиальных кассовых позиций.

48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу про­вести за 2-3 часа до ее начала.

49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

50. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?

51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель тоже.

52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

53. У меня ничего не осталось , кроме тебя, - признался он ей... за 3 дня до зар­платы.

54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают.

55. Мясник строил материальное благополучие на чужих костях.

56. Голова эта чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.

57. "Пить - здоровью вредить," - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ласками Юдифь.

58. И на "пегасах" порой гарцуют всадники без головы.

59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.

60. Те, кому не дают на чай, пьют коньяк.

61. "Удивительное - ядом!" - сказал Сальери.

62. Нарушение моды королями становится модой для подданных.

63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.

64. Жена шефа много лучше, чем шеф жены.

65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.

66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у про­давщиц пряталось под прилавком.

67. Когда она заговаривала о чернобурой лисе, муж смотрел на нее волком.

68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.

69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.

71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.

72. Хорошо, когда у женщины есть муж , но еще лучше, когда он чужой.

73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.

74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.

75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.

76. В этой столовой можно не только червячка заморить.

77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.

78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.

79. Если все время мыслить, на что же существовать?

80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна "рука" тут, другая - там.

81. Мода на форму черепа стоила ей многого.

82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

83. Ломал голову, а сломал шею.

84. "А здесь я работаю для потомства" - гордо намекнул Евгений Сазонов, ука­зывая посетителям на диван.

85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.

86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.

87. Интеллигенты умирают сидя.

88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.

89. Сколько еще дантесов прозябает в неизвестности!

90. Забытый писатель искал забвение в вине.

91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.

92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раз­деть.

93. Не лещь без бутылки.

94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересован­ность.

95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.

96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!

97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.

98. Не всякая кучка могучая.

99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.

100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета?

Проективная методика для диагностики мотивационной сферы личности «Тест юмористических фраз» (ТЮФ), предложенная в 1982 году А. Шмелевым и В. Болдыревой, заслуживает внимания практиков. У нее есть много привлекательных сторон: она легка в проведении и интерпретации, не занимает много времени, дает картину реальных движущих мотивов личности.

В качестве стимульного материала теста испытуемому предлагаются юмористические фразы (афоризмы). В первом варианте тест состоял из 80 юмористических фраз, 40 из которых однозначно соотносились с одной из 10 тем, представляющих мотивационную сферу личности. Остальные 40 - многозначны и легко могли быть отнесены к различным темам, в зависимости от предпочтений и установок испытуемого.

Процедура проведения теста очень проста. Испытуемому предлагается разложить карточки (9 х 5 см) с фразами по темам (в отдельные стопки), группируя их по своему усмотрению. Затем нужно дать названия полученным тематическим группам.

  1. Агрессия/самозащита (в первом варианте - «садизм»).
  2. Взаимоотношения полов (в первом варианте - «секс»).
  3. Деньги.
  4. Мода.
  5. Карьера.
  6. Семейные неурядицы.
  7. Человеческая глупость.
  8. Бездарность в искусстве.
  9. Социальные неурядицы (в первом варианте теста; в сокращенном варианте ТЮФ-44-9 эта тема отсутствует).

В классификации ТЮФ просматривается группировка мотивов по трем уровням:

  1. Темы «Агрессия (самозащита)», «Взаимоотношение полов» и, возможно, «Пагубные пристрастия (пьянство)» апеллируют к базовым потребностям индивида.
  2. Темы «Деньги», «Мода», «Карьера» и, вероятно, «Семейные неурядицы» - к социальным потребностям индивида.
  3. Темы «Человеческая глупость», «Бездарность в искусстве» и, возможно, «Семейные неурядицы» затрагивают личностные потребности более высокого порядка (если проводить параллели с иерархией потребностей А. Маслоу - в самоактуализации).

В 1993 году специалисты петербургской компании «Иматон», занимающейся разработкой, адаптацией и производством профессионального инструментария для психологов, выявили, что ряд афоризмов устарел: некоторые фразы предполагают наличие определенного образования или опыта, а в целом процедура занимает много времени и приводит к утомлению испытуемых. После доработки теста для профессионального использования был предложен укороченный и адаптированный вариант - «ТЮФ-44-9», где 9 - число категорий, 44 - количество карточек с афоризмами, включая одну пустую карточку.

Кроме того, специалисты «Иматона» предложили перевод «сырых» баллов (определяемых количеством карточек, отнесенных к каждой категории) в стандартизированные - с помощью специальной таблицы. Это значительно упрощает работу с проективной методикой, сам процесс интерпретации. Однако на сегодня эта таблица требует повторной адаптации.

В 2000–2003 годах тест был модифицирован с использованием 140 новых шуток-афоризмов, полученных путем изучения интернет-фольклора. Валидность ТЮФ оценивалась с помощью методики ГОЛ (групповая оценка личности), а также путем параллельного применения других опросников мотивации и проективных методик.

Особенность нового варианта теста в том, что карточки предлагаются вместе с названиями тем. Авторы методики первоначально сами использовали именно такой подход, но затем отдали предпочтение варианту, при котором темы самостоятельно придумывал испытуемый. На основе собственного опыта можно отметить, что первый вариант хорошо работает при психологическом консультировании, когда испытуемый сам обратился за консультацией. При использовании методики для диагностики сотрудников организации предпочтительнее использовать вариант, когда названия тем уже определены.

В ТЮФ-44-9 был введен показатель «контрольная L »: количество карточек, стандартно относящихся к определенной теме, но не отнесенных к ней испытуемым. При написании теста стандартным считалось следующее количество несовпадений: два - по второй теме и по одному в любой из остальных тем. При количестве несовпадений - четыре и более - результаты интерпретировать не рекомендовалось: это может свидетельствовать о непонимании инструкции или о нестандартном понимании содержания карточек. Однако практические результаты применения теста на выборке испытуемых обоего пола в возрасте до 25 лет показывают: в настоящее время «контрольная L » попадает в интервал от 4 и более баллов. Этот факт объясняется тем, что со временем изменилась смысловая нагрузка отдельных фраз и афоризмов, меняется и отношение людей младшего поколения к выделенным темам.

Эйчарам рекомендуется использовать положительные стороны обоих вариантов методики: 1) сокращенный и отредактированный стимульный материал, предложенный специалистами компании «Иматон» (см. приложение ); 2) вариант интерпретации теста, первоначально предложенный авторами (предполагает простое суммирование карточек по каждой теме и не предусматривает стандартизации данных с применением ключей).

Испытуемому предлагаются девять карточек с названиями тем и 44 карточки, на которых записаны афоризмы. Необходимо рассортировать афоризмы по темам (номер каждой темы остается постоянным). Пустую карточку нужно положить в ту стопку, фразы в которой наиболее понравились.

На вопрос человека о целях тестирования можно ответить, что изучаются особенности чувства юмора у разных людей. Выбор чувства юмора определяется его важностью в работе, связанной с общением, частыми контактами с людьми, требующимися в большинстве профессий.

При проведении тестирования в индивидуальном варианте специальный бланк для ответов не нужен, достаточно иметь лишь комплект карточек с отпечатанными на них афоризмами. В приведенном перечне фраз (см. приложение ) в правой колонке указан стандартный номер темы. При обработке результатов нужно сравнить, соответствует ли предложенный испытуемым вариант отнесения фразы к теме стандартному.

Одна из ключевых идей ТЮФ состоит в том, что напряженность мотивационной темы показывает не только силу мотива, но и силу преграды. Чтобы понять, как именно можно интерпретировать результаты (профиль мотивационной структуры испытуемого), идет ли речь о предмете потребности или о преграде (фрустраторе), целесообразно провести дополнительное интервью с испытуемым по результатам теста.

По сравнению с большинством стандартизированных опросников, в которых профиль результатов испытуемого обычно получается достаточно ровный, в данной методике профиль может быть очень рельефным, «изломанным», поскольку некоторые темы получают гораздо больше «голосов», чем другие.

Стандартная интерпретация смыслового содержания мотивов и преград по каждой из тем приводится в таблице .

Интерпретация различий мотивов и преград


п/п

Название темы

Мотивы

Преграды

Агрессия (самозащита) Самосохранение Различные «агрессивные» факторы, угрожающие физической целостности индивида
Взаимоотношения полов Интимно-сексуальные отношения, разрядка напряжения при сексуальной неудовлетворенности Внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность, скованность), социальные запреты
Употребление спиртного, снятие напряжения с помощью психофармакологических средств Внешние трудности, интериоризированные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда
Деньги Личное материальное благополучие Недостаток денег, высокие цены, низкий уровень жизни
Мода Престиж, самовыражение посредством внешних атрибутов успеха, самоподача Скачки моды, неудовлетворительный выбор желаемого товара, высокая цена престижной одежды
Карьера Достижение высокого положения, признания в обществе за счет продвижения по служебной лестнице Конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, приспособления, интриг и т. п.
Семейные неурядицы Семейное благополучие Несоответствие поступков членов семьи ожиданиям субъекта или объективные трудности (низкий семейный доход, неудовлетворительные жилищные условия и т. п.)
Человеческая глупость Познание, стремление к истине как самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием Невежество, ограниченность окружающих
Бездарность в искусстве Поиск красоты, гармонии, эстетическая сензитивность Обилие бездарности, эстетическая беспринципность «людей искусства»

При интерпретации полученных данных особый интерес представляют значения «экстремумов» (наибольшее и наименьшее количество карточек, отнесенных к определенным темам). Интерпретация строится на предположении, что акцент на той или иной теме (повышенное внимание к ней или игнорирование) может свидетельствовать о наличии в структуре мотивации специфического мотива или преграды.

Первоначально это предположение формулируется в виде рабочей гипотезы, которая затем рассматривается с участием самого испытуемого. При проведении интервью используются результаты тестирования (диаграмма). Зачастую именно визуализация данных, вместе с обсуждением различных вариантов интерпретации (как мотива, так и преграды), дает испытуемому возможность осознать свои мотивы, прийти к новым для себя выводам. При интерпретации результатов менеджером по персоналу, как правило, используются также личные наблюдения.

Достаточно часто применяется и групповой вариант методики. В исходном тесте для индивидуального тестирования только 10 стандартных фраз имеют номера, соответствующие номеру темы: две по теме «Взаимоотношение полов» и по одной - из восьми остальных тем (см. приложение , часть А). При групповом варианте проведения теста всем оставшимся непронумерованными карточкам с фразами нужно также присвоить номера. Психолог или менеджер по персоналу зачитывает группе испытуемых инструкцию и в произвольном порядке читает фразы, указывая их номера; испытуемые заносят ответы в специальные бланки (см. приложение , часть Б).

Групповой вариант применения метода ранее не описывался в литературе, но апробирован на практике и может применяться менеджерами по персоналу. Некоторые сложности возникают при интерпретации полученного результата (среднего по группе), в частности при прояснении вопроса, с чем мы имеем дело - с мотивом или преградой? Эти проблемы можно успешно разрешить при условии, если имеется достаточно много информации обо всех членах группы. Отнесение всех или большинства карточек к одной теме (и, соответственно, «нулевые» ответы по другим) на практике не встречаются. Гипотетически такой случай возможен, например, при серьезных нарушениях психики у испытуемого.

Человек - система очень сложная, и простых рецептов в области мотивации и стимулирования нет и быть не может. Для получения практических результатов имеет значение не столько количество используемых инструментов, сколько правильная постановка целей исследования, понимание, каким образом будут использоваться результаты. Важно уметь понимать сложность «объекта исследования» - личности сотрудника, учитывать множество показателей и данных, полученных как с помощью тестов, так и в результате практического наблюдения за человеком, общения с ним, анализа его жизни, деятельности и взаимодействия с людьми.

Приложение

Тест юмористических фраз (ТЮФ)

А. Индивидуальный вариант

Инструкция: Вам предлагается разложить карточки с фразами и афоризмами по предложенным в списке темам (по разным стопкам). Пустую карточку нужно положить в ту стопку, фразы в которой Вам понравились больше всего. Здесь нет правильных или неправильных ответов, старайтесь не задумываться слишком долго.

Список тем

  1. Агрессия (самозащита).
  2. Взаимоотношения полов.
  3. Пагубные пристрастия (пьянство).
  4. Деньги.
  5. Мода.
  6. Карьера.
  7. Семейные неурядицы.
  8. Человеческая глупость.
  9. Бездарность в искусстве.

Перечень юмористических афоризмов


п/п

Афоризм на карточке

Номер темы,
для которой фраза является стандартной

Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев

Счастье не в деньгах, а в их количестве

Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть

Дурак, совершенствуясь, становится круглым

Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене

Не брал за горло никого, кроме бутылки

И фиговый листок отпадает

Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист

Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды

«Семь раз отмерь - один отрежь», - объяснял старый палач молодому

Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется

Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет

Не бойтесь этой гранаты, она ручная

Дети - цветы жизни. Не давай им, однако, распускаться

Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол

Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой

«Душит - значит, любит» (Дездемона)

Нашел место в жизни - найди жене

Почему неограниченные возможности чаще всего у ограниченных людей?

Мясник строил материальное благополучие на чужих костях

Нарушение моды королями становится модой для их подданных

Те, кому дают на чай, пьют коньяк

Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни

Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все,
что у продавщиц пряталось под прилавком

Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей

Когда музы молчат, говорят музы поэтов

Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги

Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой

В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт

Мечтает устроиться на доходное лобное место

При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка

Если все время мыслить, на что же существовать?

Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник

Закон всеобщего тяготения к шаблону

Всем модам Отелло предпочитал декольте

Интеллигенты умирают сидя

Сколько еще Дантесов прозябает в неизвестности!

Забытый писатель искал забвения в вине

Многие женятся по любви потому, что не имеют возможности жениться по расчету

Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность

Любопытство к женщинам не должно быть праздным

Если жена не следит за модой, за ней можно не следить

Не всякая кучка могучая

Карточка без текста

Обработка результатов

Результирующая оценка подсчитывается простым суммированием количества карточек, отнесенных к каждой теме.

На основании полученных данных можно построить профиль испытуемого. В качестве примера приведем вариант графического отображения результатов сотрудницы Петровой:

Полученные данные (рис. 1 ) показывают, что данного человека больше всего волнуют две темы: «Взаимоотношения полов» и «Семейные неурядицы». Отношение к другим темам достаточно ровное. Перед нами сотрудник с выраженными проблемами в личной жизни. «Напряжение», возникающее в этой связи, весьма серьезно, оно может оказывать влияние на производительность и качество работы и взаимоотношения с коллегами.

Рис. 1. Графическое изображение результатов
индивидуального тестирования по методике ТЮФ

Понять, отображают ли полученные результаты мотив или «хроническую» преграду, можно только проведя дополнительное интервью. Моменты, которые целесообразно выяснить до проведения беседы, - возраст и особенности ситуации в семье сотрудника (несчастливый брак или преграда на пути создания семьи, в организации личной жизни). В интервью можно использовать следующие вопросы:

  • Что значит для Вас личная жизнь?
  • Какая, по Вашему мнению, семья считается счастливой?
  • Что главное в отношении мужчины и женщины? И т. д.
  • Очень хорошо работают проективные вопросы, когда вопрос ставится не лично человеку, а как бы «переносится вовне»:
  • Есть ли у вас знакомые, имеющие счастливые семьи?
  • Многие ли из ваших знакомых удовлетворены своей личной жизнью? И т. д.

Искренне отвечая на проективные вопросы, человек, как правило, «проецирует» на других свое понимание ситуации, показывает собственную «смысловую карту». Безусловно, это возможно лишь при достаточно высокой степени доверия к экспериментатору.

В приведенном примере сотрудница Петрова действительно была глубоко несчастным человеком, несмотря на высокий профессионализм и привлекательную внешность. Большую часть времени эта женщина проводила на работе. Безусловно, она знала о своей проблеме, но именно визуализация «проблемного узла» жизни и последующий разговор с эйчаром привели к изменению ее отношения к теме.

Случай Петровой - достаточно простой, более сложной оказалась обработка результатов сотрудника Елизарова:

Его ответы распределены слишком равномерно. Такая картина нередко возникает, когда тестируемый догадался о том, что с помощью юмористических афоризмов «измеряется» его отношение к темам и «навел порядок» в стопках с карточками. Задача специалиста, проводящего тестирование, - по возможности, не допустить подобной «рационализации». Конечно, нельзя исключать, что мотив активен и действует до момента удовлетворения потребности, и действительно встречаются люди, у которых жизнь идет размеренно, без эксцессов. В таком случае в их индивидуальных графиках пиковых значений не будет.

Б. Групповой вариант

Бланк для ответов

_________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

Инструкция: Вам будут зачитываться по порядку юмористические фразы и называться их номер. Подумайте, к какой теме относится каждая из фраз. Впишите номер фразы в строку, соответствующую выбранной вами теме. Карточки без номера нужно добавить к тем темам, которые вам больше понравились. Здесь нет правильных или неправильных ответов, старайтесь не задумываться слишком долго.


темы

Название темы

Номера фраз, соответствующих темам

Агрессия (самозащита)
Взаимоотношения полов
Пагубные пристрастия (пьянство)
Деньги
Мода
Карьера
Семейные неурядицы
Человеческая глупость
Бездарность в искусстве

Обработка результатов

Результирующая оценка подсчитывается простым суммированием количества карточек, отнесенных к каждой из тем.


темы

Название темы

Ф.И.О./Количество баллов

Петрова

Егоров

Кузьмин

Елизаров

Агрессия (самозащита)
Взаимоотношения полов
Пагубные пристрастия (пьянство)
Деньги
Мода
Карьера
Семейные неурядицы
Человеческая глупость
Бездарность в искусстве

Пример получения группового результата:

Испытуемые

Номер темы

Количество карточек,
помещенных в стопку
Петрова С. К.
Егоров Г. И.
Кузьмин И. Н.
Елизаров А. А.
Среднее арифметическое по группе 4 4 6 9 4 6 6 3 3

Графическое изображение результатов группового тестирования по методике ТЮФ представлено на рисунке 2 .


Рис. 2. Графическое изображение результатов
группового тестирования по методике ТЮФ

Групповое тестирование проводится с целью узнать картину усредненного «мотивационного набора» в группе сотрудников. Как видно из графика, максимально заострена в этой группе тема «Деньги», в меньшей степени - «Пагубные пристрастия», «Карьера», «Семейные неурядицы».

Таким образом, мы получили определенную «карту» преобладающих в группе мотивов. Эти данные важно учитывать при построении системы мотивации: в первую очередь сотрудников интересует заработная плата, далее - возможность карьерного роста и удовлетворение рабочим процессом, совместное проведение времени, возможность нормально организовать личную жизнь.

Не следует понимать интерес к теме «Пагубные пристрастия» при групповом тестировании буквально. Высокие показатели по данной теме не означают, что в компании собрались латентные (скрытые) алкоголики, а свидетельствуют лишь о том, что коллектив хотел бы чаще проводить совместные мероприятия (праздники, отдых на природе, занятия спортом и т. п.).


"Ни в чем не проявляется так характер людей,
как в том, что они находят смешным".
Иоганн Вольфганг Гете

Цели исследования

Как известно, разные люди смеются над разными вещами. В данном исследовании была предпринята попытка подтвердить или опровергнуть данный тезис. Для этого необходимо выяснить, существуют ли значимые различия в предпочтениях юмора. И, во-вторых, являются ли эти различия столь устойчивыми и значимыми в статистическом смысле, что на них можно построить косвенную психодиагностическую методику.

Прикладной и методический контекст исследования

С 1982 года под руководством А.Г.Шмелева создан ряд версий оригинального Теста Юмористических Фраз (см. Шмелев, Болдырева, 1982; Общая психодиагностика, 1997; Словарь-справочник по психодиагностике, 1999). Наибольшее распространение и признание получила так называемая классификационная версия этой методики. В этом случае испытуемому предлагается отнести юмористическую фразу (афоризм) к одному из тематических классов. Эта методика обнаружила ряд своих достоинств, но одновременно и ряд недостатков. Для использования в контексте консультативной практики (в ситуации клиента) она оказалась более пригодной, чем для использования в ситуации экспертизы - в контексте организационной (индустриальной) психологии. За годы либеральных реформ существенно устарел, потерял "свежесть" и "социальную остроту" сам набор фраз, на которых строился ТЮФ. Пять лет назад возникла идея обновления стимульного материала (набора фраз), а также изучения психодиагностических возможностей другого методического приема, основанного на задании испытуемого оценить, насколько та или иная фраза кажется ему "смешной". Эту версию ТЮФа мы назвали "оценочной", и она получила условной рабочее обозначение ТЮФО.

Разработка стандартизированной проективной методики ТЮФО (тест юмористических фраз в его оценочной модификации) проводится в рамках исследований, связанных с изучением возможности косвенной диагностики личности (Большой Пятерки факторов), основанной на принципе оценочного шкалирования юмористических фраз.

Проективный потенциал методики заключается в использовании метода шкалирования специфического стимульного материала (юмористических фраз), непосредственно не связанного с основной задачей разрабатываемого теста - личностной диагностики (Большая Пятерка факторов).

Основной процедурой изучения возможности косвенной диагностики личности являлась проверка внешней валидности версии теста юмористических фраз (ТЮФО). Как уже отмечалось, в этом тесте испытуемым предлагается оценить юмористическую фразу по степени юмора. В качестве внешнего критерия валидности использовался тест "Большая пятерка ".

Это, в свою очередь, позволило выделить шутки, над которыми смеются люди с теми или иными личностными характеристиками.

"ЭКСТРАВЕРСИЯ-ИНТРОВЕРСИЯ"

По данной шкале получено 19 значимых корреляций, среди которых преобладают прямокоррелирующие пункты (18 пунктов). Прямые корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по высокому полюсу шкалы "Экстраверсия-интроверия" чаще других оценивают данные шутки (18 фраз) как наиболее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным низким показателем (ближе к полюсу "интроверсия") чаще других оценивают данные шутки (18 фраз) как наименее смешные или остроумные.

Шутки с обратной корреляцией (1 фраза) выше оцениваются "интровертами". То есть, над тем, над чем смеются экстраверты, не смеются интроверты, и наоборот. Но в целом, как мы видим, "экстраверты" в нашем эксперимента смеются чаще. Что следует признать вполне содержательно правдоподобной содержательной закономерностью, так как именно с полюсом "эстраверсия" связан более высокий уровень "оптимизма" и "жизнелюбия". Напомним, например, что в этот вторичный фактор Р.Кэттел включает свой первичный фактор F из 16PF.

Большинство "значимых" шуток, коррелирующих с данной шкалой "Большой пятерки", связаны с межличностными отношениями, обращены ко второму лицу, предполагают диалог ("Девушка, а Вы владеете языком по-французски?"; "Если Вы рассказали даме фривольный анекдот, а дама не смеется, значит, она его знала"; "Мадам! Банан еще и кушать можно"; "Я сказал выпивке "нет", но она на это не реагирует" и т.п.).

В целом, юмор экстравертов носит несколько бесцеремонный, издевательский и даже агрессивный характер. Многие фразы, скоррелированные с данным фактором, относятся к классам "садизм" и "секс" - примитивно-организмических шуток ("Чем удобряли, то и выросло"; "Если есть на ночь молоко с огурцами, то Ваша финская сантехника быстрее окупится!" и т.п.). То есть, это так называемый "организмический" уровень, срабатывают мотивы, тесно связанные с базальными биологическими потребностями, которые обычно подвергаются действию цензуры сознания у людей с высоким уровнем социализации.

"СОГЛАСИЕ-НЕЗАВИСИМОСТЬ"

По данной шкале получено 9 значимых корреляций, среди которых есть как прямые (5 пунктов), так и обратные корреляции (4 пункта).

Прямые корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по шкале "согласие" чаще других оценивают данные шутки (5 фраз) как наиболее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным показателем по шкале "независимость" чаще других оценивают данные шутки (5 фраз) как наименее смешные или остроумные.

Шутки, прямокоррелирующие с данной шкалой, носят самоуничижительный характер, - неконфликтные люди смеются над собой ("Скромное молчание лучший повод в споре с руководством"; "Вы меня, дурака, за кого держите?"; "Что у женщины на уме, то мужчине не по карману!" и т.п.).

Большинство "значимых" шуток, обратнокоррелирующих с данной шкалой, связаны с т.н. "черным юмором", - это злые, жестокие шутки ("Мертвый друг не предаст"; "Не трогай папу за нос! И, вообще, отойди от гроба" и т.п.). Данные фразы относятся к классу "садизм".

"САМОКОНТРОЛЬ-ИМПУЛЬСИВНОСТЬ"

По данной шкале получено 10 значимых корреляций, среди которых есть как прямые (6 пунктов), так и обратные корреляции (4 пункта).

Прямые корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по шкале "самоконтроль" чаще других оценивают данные шутки (6 фраз) как наиболее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным показателем по шкале "импульсивность" чаще других оценивают данные шутки (6 фраз) как наименее смешные или остроумные.

Шутки, с обратной корреляцией (4 фразы) оцениваются данными респондентами с точностью наоборот.

Шутки, прямокоррелирующие с данной шкалой, представляют собой рекомендации, инструкции к действиям ("Капли в рот не брать! Надпись на глазных каплях"; "Сразу не стреляй! Поздоровайся сначала!"; "Хочешь вернуться из отпуска позже - предупреди начальника, а хочешь вернуться раньше - предупреди жену" и т.п.). То есть, люди, которым свойственен высокий уровень самоконтроля, более смешными считают шутки, в которых также наблюдается организованность действий.

Большинство "значимых" шуток, обратнокоррелирующих с данной шкалой, объединены использованием эмоциональных оценочных категорий ("Расизм - это как негр. Его не должно быть!"; "Возвращается муж домой внезапно из Интернета…" и т.п.). То есть, люди, которым свойственна импульсивность действий, более смешными считают шутки, в которых наблюдается "вербальная импульсивность".

"СТАБИЛЬНОСТЬ-ТРЕВОЖНОСТЬ"

По данной шкале получено 7 значимых корреляций, среди которых есть как прямые (4 пункта), так и обратные корреляции (3 пункта).

Прямые корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по шкале "стабильность" чаще других оценивают данные шутки (4 фразы) как наиболее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным показателем по шкале "тревожность" чаще других оценивают данные шутки (4 фразы) как наименее смешные или остроумные.

Шутки, с обратной корреляцией (3 фразы) оцениваются данными респондентами с точностью наоборот.

Большинство "значимых" шуток, как прямо, так и обратнокоррелирующих с данной шкалой, представляют собой оценки различных ситуаций и явлений; некие наблюдения, умозаключения, основанные на собственном опыте (прямые: "Если никакого смысла нет в вопросе, - не стоит искать его в ответе"; "Лучше ничем не заниматься, чем заниматься ничем"; обратные: "Никто никогда не сплетничает о тайных достоинствах других людей" и т.п.). По всей видимости, тревожные люди чаще других пытаются рационализировать явления окружающей действительности, избавиться от неопределенности, поэтому шутки подобного рода оцениваются ими как более смешные или остроумные.

"ОБУЧАЕМОСТЬ-ИНЕРТНОСТЬ"

По данной шкале получено 15 значимых корреляций, среди которых преобладают обратнокоррелирующие пункты (13 фраз).

Обратные корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по шкале "обучаемость" чаще других оценивают данные шутки (13 фраз) как наименее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным показателем по шкале "инертность" чаще других оценивают данные шутки (13 фраз) как наиболее смешные или остроумные.

Шутки, с прямой корреляцией (2 фразы) оцениваются данными респондентами с точностью наоборот.

"Значимые" шутки, обратнокоррелирующие с данной шкалой, так или иначе связаны темами денег, работы, профессиональной самоактуализации, карьеризма, конкуренции ("Конечно, счастье не зависит от количества денег. Но лучше плакать в лимузине, чем в автобусе"; "Как не работай - всегда найдется козел, который работает меньше, а получает больше"; "В бизнесмене все должно быть прекрасно - и 600-й мерс, и дача на канарах, и контрольный выстрел в голову..."; "Пока семь раз отмеришь - другие уже отрежут!"; "Первым гаишником был Соловей-разбойник. Он сидел у дороги, свистел и грабил").

Шутки, прямокоррелирующие с данной шкалой, носят характер некоторого высмеивания других ("Имел такой склад ума, что хоть сторожа нанимай", "Видеть Вас одно удовольствие, а не видеть - другое").

Наибольшее число пунктов, коррелирующих внешним фактором, приходится на первый фактор индивидуальности - "Экстраверсия" (19 пунктов).

  • пятый фактор "Обучаемость" - 15 пунктов;
  • третий фактор "Самоконтроль" - 10 пунктов;
  • второй фактор "Согласие" - 9 пунктов;
  • четвертый фактор "Стабильность" - 7 пунктов.

Максимальное количество значимых пунктов по данной шкале из всех факторов Большой Пятерки обусловлено тем, что экстравертированные люди более общительны, открыты, предположительно, смеются чаще.

Таким образом, мы подтвердили утверждение о том, что "разные люди смеются над разными вещами", а, следовательно, можем констатировать возможность косвенной диагностики личности.

Это открывает определенные перспективы на дальнейшее совершенствование тестов такого рода, что может привести к тому, что психологическое тестирование из утомительной и длительной процедуры, например, заполнения анкет, содержащих множество похожих вопросов, превратится в, своего рода, развлечение. Ведь, то, над чем мы смеемся, раскрывает в определенной степени суть нашей личности.

Тест юмористических фраз (ТЮФ ) – оригинальная методика А.Г. Шмелева и В.С. Бабиной. Для испытуемого этот опросник интересен тем, что содержит 100 юмористических фраз и афоризмов, – это само по себе может стать поводом улыбнуться или задуматься. Для психолога же тест станет дополнительным источником информации о пациенте. Мы предлагаем пройти тест юмористических фраз онлайн. Хотя в данном случае нельзя добиться того же эффекта, как от очной консультации со специалистом, даже в таком виде ТЮФ наверняка покажется вам занятным и, возможно, поможет узнать о себе кое-что новое.

Как работает тест юмористических фраз?

Ваша задача в этом тесте проста: вам надо отнести предлагаемую фразу к одной из десяти категорий . Всего перед вами будет 100 афоризмов . А как же работает ТЮФ?

Наверное, вы слышали фразы: «Каждый понимает все в меру своей испорченности» и «У кого чего болит, тот о том и говорит». Примерно на этом же принципе построен тест юмористических фраз. Дело в том, что некоторые (но не все) афоризмы могут быть интерпретированы по-разному и, соответственно, отнесены к разным категориям. Из 100 фраз 60, как правило, рассматриваются однозначно, и это определяется самим высказыванием. Оставшиеся же 40 могут быть восприняты по-разному , и их отнесение к той или иной категории зависит уже от испытуемого. Но мы, конечно же, не скажем вам, какие фразы к какой группе относятся.

Многократный выбор в пользу определенной категории говорит о том, что у испытуемого с данной сферой связаны какие-то проблемы. Это могут быть и явно осознаваемые человеком неурядицы, из-за которых мысли крутятся вокруг одной сферы. Также ТЮФ может показать наличие «подсознательных» проблем: комплексов, неосознаваемых желаний, потребностей и т.д. При этом тест не дает объяснений , почему человек пришел к тому или иному результату, – ТЮФ становится, скорее, инструментом, помогающим психологу определить направления для дальнейшей работы.

Что касается онлайн-версии теста, то, пройдя его, вы получите список категорий с результатами, сколько высказываний было к ним отнесено. Соответственно, те категории, что набрали наибольшее количество очков, и являются для вас «проблемными». Это может быть одна категория-лидер или несколько заботящих вас примерно в равной степени (имеются в виду именно те категории, где больше очков, чем в других). Напоминаем, что тест не подскажет, почему вас «беспокоят» именно эти сферы, он лишь демонстрирует само наличие таких областей, которым ваше подсознание уделяет больше внимания, чем другим. Однако, возможно, уже это даст вам определенную пищу для размышлений.