Готическая франция. Удивительная готическая архитектура франции в фотографиях

Собор в Шартре (XII-XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе. Шартр, где находились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ремесленники города.

В строительстве собора принимало участие множество людей: например, в 40-х гг. XII в.тысячи нормандских паломников явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту. Западный фасад - единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. С севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием "роза". Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах "розы" можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда. Собор в Шартре лучше освещён, чем парижский, благодаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам обширного пятинефного хора и светлому, голубовато-сиреневому колориту витражей, отличается крестообразно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами,органичностью структуры. «Королевский портал» (1145- 1155 гг.) собора в Шартре - яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами,которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти полностью сгорел, сохранились только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Возведение собора считалось праведным делом, за которое верующим простятся грехи, и будет обеспечено спасение на небесах.


Собор в Анжере относящийся к готическим конструкциям, сохранил все особенности западных областей Франции. Автор проекта не утолщал стен.
Он стремился уравновесить распределение тяжести, усиливая вертикальную нагрузку. Свод храма сильно выпуклый. Его мощные нервюры являются одним из украшений здания, так как проходящая между двумя валиками плоская лента покрыта резьбой; между ними как бы протянута гирлянда из цветов. В соборе сохранились витражи, относящиеся к разным периодам.


Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции - Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). Величественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 11б3 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий - до XIV в.Собор представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного - трансепта.. Это грандиозный (длина 130 ж, высота сводов 32,5 At) пятинефный храм,разделённый посередине длины коротким трансептом и завершённый хором с двойным обходом (1182), так что весь план вписывается в прямоугольник. При шестичастных сводах и одинаковых круглых столбах главной аркады, увенчанных крупными капителями, поставленная на них стена ещё массивна она получила большие верхние окна, необходимые для освещения нефа Хор собора, а также фасад с его ясными горизонтальными и вертикальными членениями, как бы с трудом врезанными в плотную стену порталами, великолепной розой и словно выросшими из тела сооружения монументальными башнями - совершенное произведение вполне установившегося стиля.
В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями - так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. На башнях собора располагаются скульптуры фантастических чудовищ - химер. В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон - черты, свойственные готическому искусству. Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему политическому значению города
как столицы государства и завершил первый этап развития готического стиля.


Архитектуре реймского собора (1211-1331) при строгости тектонического построения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех элементов и фигур, обилие скульптуры и декоративных деталей, которые, словно буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая горизонтальные членения. Даже стрельчатые обрамления порталов настолько повышены, что центральный тимпан прорезает ещё одна роза. Весь абрис фасада облегчён, заметно суживаясь кверху. Главный фасад Реймсского собора значительно отличается от классического Фасада.Порталы, выступающие вперед, глубоко лежащая роза в обрамлении высокой стрельчатой арки и высокий второй этаж создают новый тип готического фасада: в нем решительно преобладают вертикальные лини Вызывающие восхищение капители расположены на одном уровне,не прерывая тем самым чередования вертикальных и горизонтальных линий.Это впечатление однообразия усиливается подобным оформлением боковых нефов.

Заключение

В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам Европы, приобретая определённые черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами. В ХIII веке усиливается связь между двумя королевствами Испании и Франции. Французские зодчие работают на территории Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура ХIII веке кажется ветвью французской. Почти всегда враждебные, но всегда близкие отношения с Англией не могли не сказаться на архитектуре обоих королевств. Например, французский архитектор Гийом из Санса построил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех других английских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался памятником близких отношений между королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в
английских храмах. Влияние английской готики на французскую, падающее на XV век, коснулось не основной конструкции зданий, но главным образом их «пламенеющего декора» Замечательная готическая архитектура Чехии XIV века также связана с
именем французского архитектора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.
Сохранились сведения о том, что в1287 году Этьен де Боннейл отплывает с помощником в Швецию, чтобы построить собор в Упсале. Н

Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в её создании, развитии и воплощении принадлежала Франции.

Готическая архитектура Франции.

Классическое выражение готический стиль получил во Франции - родине готических соборов.

В 12-14 вв. происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской готики возник­ли в провинции Иль-де-Франс, центре королевских владений. Они сохраняют черты романской архитектуры: массивность гладких стен, грузность башен, четкость композиций, монументальную простоту форм, скупость декора.

Собор Парижской богоматери (Нотр Дам де Пари, заложен в 1163 г.; в отдельных частях достраи­вался до середины 13 в.; венец капелл - в 14 в.) (ил. 81-82) - величайшее сооружение ранней готики . В плане - это пятинефная базилика со слабо выступающим трансептом. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях и равновесии форм. В его композиции еще сохраняются спокойные горизонтальные членения. Три пер­спективно углубленных портала выявляют толщу цокольного этажа, под­черкивая устойчивость сооружения. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей» . Окно-роза , расположенное под глубокой полуциркульной аркой, отмечает центральный неф и высоту свода. Фланкирующие ее стрельчатые окна освещают залы первого этажа ба­шен. Над всем этим господствует украшенный резной листвой карниз. Построенная на постепенном облегчении форм, композиция фасада завершается двумя башнями, соединенными ажурной галереей. Все проемы портала, окон, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько по­логую в нижнем поясе и заостренную наверху, что сообщает всему фасаду медленное движение вверх.

Реймский собор (заложен в 1210 г.; закончен в начале 14 в.) - воплощение национального творческого гения Франции, место коронования французских королей (ил. 83, 84, 86). Период зрелой готики отмечен дальнейшим совершенством каркасной конструкции, обилием скульптуры и витражей. Реймский собор воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм в 150 м. длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями - одно из самых цельных создании готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры.

По сравнению с собором Парижской богоматери все формы западного фасада Реймского собора стройнее; пропорции фиалов, окон портала удли­няются, стрельчатые арки заостряются. Неудержимый поток линий и масс, устремленных вверх, лишь слегка задерживается горизонталь­ными членениями. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигантских стрельчатых порталов и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные де­тали конструкции, движение вертикальных тяг, аркбутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору. Движение замедляется, успокаивается в центре второго этажа огромной «розой» и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, острых стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом башен. Переходы между отдельными форма­ми, ярусами смягчаются игрой живописной светотени, не уничтожающей, однако, строгости архитектонического решения.

Множество скульптур собора перекликается с шумной городской площадью. Фигуры свя­тых то выступают стройными рядами, образуя фризы, то собираются в груп­пы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, как бы встречая посетителей и беседуя с ними. Движение фигур сплетается в орнаменталь­ные ряды, подчиняется основным архитектурным линиям. Архитектур­но-скульптурные декорации собора пронизаны единым ритмом и воспри­нимаются как завершенное целое, как некий идеальный мир, как выраже­ние высшего порядка.

Амьенский собор (заложен в 1220 г., закончен в 14-15 вв.). Интерьер поражает большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м.) центрального нефа . Нефы, трансепт и хор стали менее самостоятельными час­тями, подчинившись общему единству. В Амьенском соборе появляются черты переходного характера готики к ее позднему этапу - пламенеющей готике . Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей; перегруженность фасада декоративными элемен­тами нарушает конструктивную ясность форм.

Во второй половине 13-14 вв. еще продолжают достраивать начатые соборы, но типичным становится строительство небольших капелл по за­казу гильдий или частных лиц.

Собор Нотр Дам в Амьене. План

Двухэтаж­ная королевская капелла - Сент Шапель (1243-1248), выстроенная в Париже при Людовике IX, является одним из чудесных созданий французской готики. В ее верхней церкви стены полностью замене­ны высокими (15 м) окнами , заполняющими простенки между тонкими опо­рами сводов. Изумительный эффект в этом хрупком здании создают вит­ражи, сияющие чистыми звучными красками. Западный фасад украшен прорезывающей его во всю ширину розой.

Аббатство Мон Сен Мишель (ил. 89) - относится к этому же времени.

Готическая архитектура Германии .

Готический стиль в Германии развивается на основе худо­жественного опыта французов . Однако немецкое искусство не обладает цельностью и единством французской готики. Драматизм, экспрессивность, отличающие немецкую готику, сочетаются в архитектуре с сохраняющи­мися романскими традициями .

Планы соборов просты , большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл . Во внешнем облике зда­ния присущая готике устремленность вверх получает предельное выраже­ние . Часто встречается тип однобашенного собора , напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора.

Собор во Фрейбург­е (ок. 1200 г.- конец 15 в.) (ил. 85). Мощная башня фасада, завершающаяся ажурным шатром из каменных брусьев, интерьер с невы­соким средним и широкими боковыми нефами производят мрачное впечат­ление.

Собор в Кёльне, (1248-1880). Грандиозный пятинефный собор построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами на запад­ном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. За­мена розы стрельчатым окном повышает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была за­кончена лишь в 19 в.



В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и рас­тущее самосознание горожан получили отражение в строительстве мону­ментальных ратуш.

Готическая архитектура ИТАЛИИ .

Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия.

Дворец дожей (правителей рес­публики; 14-15 вв.), Венеция, (ил. 91) обширный по размерам, поражающий великолепием, во многом определяет своеобразный облик центральной площади святого Марка в Венеции . Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивность, а де­коративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с более тонкими, но часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными стрельчатыми окнами. Вся плос­кость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розо­во-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоратив­ного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает стро­гую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, мону­ментальность со светской жизнерадостностью.

Палаццо делла Синьория (Веккьо, 1298-1314) во Флоренции. Грандиозный дворец города-республики сохраняет черты крепостной романской архитектуры. Трехэтажное здание, сложенное из грубо обтесанных квадров камня (руст), воспринимается как единый замкнутый объем. Его суровый облик подчеркивают зубчатый силуэт и горделиво устремленная вверх грозная сторожевая башня. Соору­женный на месте разрушенного феодального замка, Палаццо Веккьо слу­жил олицетворением могущества свободного города. В Палаццо Веккьо намечаются черты, которые получат развитие в архитектуре жилого дома, дворца эпохи Возрождения.

Скульптура.

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Именно скульптуре принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Особенно богато украшался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. В храме - модели вселен­ной - стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Сре­доточием скульптурных композиции стали порталы , где большие по раз­меру статуи апостолов, пророков, святых следовали вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались рельефами и статуями. Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов , реб­рам башенок , аркбутанам стремительно пробегали полураспустив­шиеся листочки (крабы) , шпили увенчивались цветком (крестоцвет) . Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон .

Готическая скульптура-была органической частью архитектуры собо­ра. Принцип единения всех видов искусств, их подчинения архитектуре нашел яркое и полное воплощение в готике. Статуи сохраняют связь со стеной, с опорой. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикаль­ные членения архитектуры. Размеры их находились в точном соотноше­нии с архитектурными формами. Скульптура, однако, живет и само­стоятельной жизнью - готика продолжает начатое романскими ваяте­лями обособление человеческого образа от общего убранства. Усиливается роль круглой пластики. Статуи, ставшие округлыми отделяются от сте­ны, часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Легкие изги­бы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, харак­терные позы и жесты наполняют фигуры движением , которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. В характеристике святых появляются человечность, мягкость . Их образы становятся остро-индивидуальными, конкретными, возвышенное сочетается в них с жи­тейским. Лица оживляются мыслью или переживаниями, они обращены к окружающим и друг к другу , как бы беседуют между собой, полны ду­шевного единения.

Возрождая пластические завоевания греков (про­фильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готи­ческие мастера идут самостоятельным путем . Их отношение к окружаю­щему миру носит более личный, эмоциональный характер, они следуют непосредственному наблюдению, обращаются к единичному, к неповто­римым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитек­турой.

В начале 13-го века, это римско-католический собор был возведен в городе Бурж, столице провинции Берри. Построенный во французском готическом стиле, Буржский собор стоит в месте религиозного значения, начиная, по крайней мере с третьего века, именно здесь, в римском городе Аварикум нашли защиту первые христиане среди галлов. Сегодня собор имеет современный дизайн и великолепный фасад с ошеломляющей затейливой резьбой и украшениями. Удивительно, но большая часть витражей осталось оригинальной, многие из них с изображением истории из Ветхого и Нового Заветов.

2. Страсбургский собор (Strasbourg Cathedral)

Страсбургский собор иногда называют Розовым собором. Собор построен из песчаника, который придает ему розовый оттенок. Несмотря на то что значительные его части возведены в романском стиле, он считается одним из лучших примеров высокой, или поздней, готической архитектуры. В соборе Страсбурга до сих пор продолжаются католические церковные службы, которые вы можете посетить.

Участок, на котором стоит Страсбургский собор первоначально был занят римским храмом, затем романской церковью, которая была построена в 1015 году, а затем разрушена в результате пожара. Настоящий Собор был завершен в 1284 году.

Уникальный, не имеющий аналогов, шпиль Страсбургского собора был самым высоким в христианском мире в течение четырех столетий.


3. Монолитная церковь Сен-Жан (Monolithic Church of Saint-Jean)

Обтер-сюр-Дрон, это маленький и живописный городок, с традиционной архитектурой и причудливыми домами в регионе Нувель-Аквитания на юго-западе Франции. Сам по себе городок является уникальной достопримечательностью Франции, но центром притяжения без сомнения является церковь Сен-Жан, вырезанная почти полностью из известняка в скале. Построенная в 7-м веке и значительно расширенная в 12-м веке, церковь имеет сводчатый неф, крестильный бассейн и десятки древних гробов.


4. Руанский собор (Rouen Cathedral)

Руанский собор, эторимско - католический готический собор в Руане , Нормандия. Руан иногда называют городом тысячи шпилей, потому что он является домом для многих церквей. Тем не менее, одна выделяется среди остальных: Кафедральный собор Руана. Этот огромный, возвышающийся собор является самым высоким во всей Франции.

Строительство нынешнего здания началось в 12- м веке. На земле на которой возвышается собор, похоронен предводитель викингов, Ролло , основатель герцогства Нормандии , он был крещен здесь в 915 году и похоронен в 932 году.


5. Базилика Сакре-Кер (Sacre-Coeur)

Базилика Сакре-Кер является одной из самых известных церквей во Франции, расположена в Париже, на холме Монмартр, который является самой высокой точкой в Париже. Она была построена в романо-византийском стиле, и очень похожа на знаменитый собор Святой Софии в Стамбуле. Одной из главных особенностей базилики Сакре-Кер является огромная мозаика Иисуса. Тройной арочный портик, увенчан двумя бронзовыми конными статуями французских национальных святых , Жанны Д"Арк и короля Людовика IX святого, разработанный Ипполитом Лефевром. Колокол собора является одним из самых тяжелых в мире, его вес составляет 19 тонн. С купола открывается превосходный панорамный вид на Париж.

Место где стоит базилика традиционно ассоциируется с обезглавливанием покровителя города, Сен-Дени в 3-м веке.


6. Нотр-Дам-де-ла-Гард (Notre Dame de la Garde)

Портовый город Марсель является местом расположения невероятной Нотр-Дам-де-ла-гард. Собор возведен в честь покровителя моряков. Римско-католический собор был построен на руинах древней крепости в 19-м веке, и он был создан в византийском стиле Возрождения. Внутри собора вы будете впечатлены статуей Мадонны с младенцем, а также впечатляющей колокольней и каменными сводами.


7. Аббатство Мон-Сен-Мишель (Mont Saint Michel Abbey)

Своей популярности у туристов аббатство Мон-Сен-Мишель обязано своему расположению на острове. Остров Мон-Сен-Мишель находится всего в полумиле от побережья недалеко от Нормандии, что делает доступ к нему ограниченным. Здесь до сих пор проживают монахи-бенедиктинцы, аббатство находится в окружении причудливых улиц, магазинов, кафе и музеев, посвященных острову и его истории.

С более чем 1,7 миллиона посетителей в 2014 году аббатство является одним из самых посещаемых культурных объектов во Франции . Внесено в список всемирного наследия Юнеско.


8. Собор Реймса (Reims Cathedral)

Более 800 лет назад началось строительство собора Реймса, он заменил старую церковь, разрушенную в результате пожара в 1211 году , которая была построена на месте базилики , где Хлодвиг был крещен епископом Реймса в 496 году. Сегодня собор является потрясающим примером готической архитектуры и служит главной достопримечательностью в городе Реймс. Именно в этом самом соборе, короновались многие французские короли и записи показывают, что даже Жанна д"Арк присутствовала на одной из этих церемоний в 15-м веке. Собор является резиденцией архиепископа Реймса.


9. Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris)

Самым известным собором Франции является Нотр-Дам де Пари, который был построен в середине 12-го века, во время правления Людовика VII. Нотр-Дам является самым популярным памятником в Париже и во всей Франции, переигрывая даже Эйфелеву башню, каждый год собор посещают более 15 миллионов туристов.

Но знаменитый собор также является действующей католической церковью, местом паломничества, и координационным центром католицизма во Франции. Жемчужина парижской архитектуры, Нотр-Дам де Пари, возведен в готическом стиле, и он может похвастаться своими невероятными размерами. Его контрфорсы были одними из первых в мире, и многие горгульи использованы не только для украшения, но и для опоры колонн.

Нотр- Дам де Пари стоит на месте первой христианской церкви Парижа, базилики Сент- Этьен, которая сама была построена на месте римского храма Юпитера .


10. Шартрский собор (Chartres Cathedral)

Шартрский собор является готический по архитектуре, латинской церковью, расположенной в Шартре в 80 километрах к юго - западу от Парижа. Возведение собора в Шартре началось в 11-м веке. Это невероятное здание, построенное в готическом стиле, считается одним из самых важных частей архитектуры во Франции. Красочные витражи сохранились хорошо, а два разных шпиля конкурируют за внимание туристов. Хотя внешний вид является феноменальным, не пропустите реликвии находящиеся внутри, такие как платье, которое якобы носила Мария, когда она родила Иисуса.

Собор находится в исключительном хорошем состоянии для своих лет. Большинство оригинальных витражей остались нетронутыми, в то время как в архитектуру внесены лишь незначительные изменения с начала 13-го века. Во внешнем виде здания преобладают тяжелые контрфорсы , что позволило архитекторам значительно увеличить размер окна, в западной части доминируют два контрастных шпиля высотой 105 метров.

Он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, который называет Шартрский собор "высокой точкой французского готического искусства " и "шедевром".


Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили: 1. Раннюю готику, 2. Зрелую готику (высокую), 3. Позднюю готику, 4. «Перпендикулярную готику».

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.


План собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.


Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.

На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509).


Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан. Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане).


Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44).


К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.

В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.

Старые города постепенно разрастались, укреплялись, перестраивались, новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. Главным городским сооружением остался собор, господствовавший над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор, деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появились искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390-1420г.). В 15 веке возник тип богатого городского дома - отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).

В готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благославляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене, высокоодухотворённые образы группы «Посещение Марией Елизаветы» на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры. В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую наряду с каноническими сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).

В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты. Решительный переход к правдивому и жизненно убедительному изображению реальной среды произошёл в творчестве Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались произведения искусства: мелкая пластика, эмали шпалеры, резная мебель.

Стиль французской Готики проявился в удобных и вместе с тем торжественно-импозантных постройках королей и дворянских замков, функционально продуманных и прихотливо отделанных городских особняках. В них готически логичная конструкция, вертикализм и живописность композиции, живой силуэт удачно сочетаются с лёгким изящным декором и тонким членением плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз (1492-1498), Гайон (1501—10), отель Бур-терульд и Бюро финансов в Руане.

Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне образованные французские архитекторы — Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо. Глубоко национальные произведения стали живописные, неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо, 1518-1529г.; Шенонсо, 1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.). Роскошная отделка парадных залов резным деревом, фресками, стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали итальянские мастера-маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо.

Жемчужиной зрелости эпохи во Франции стало здание нового Лувра (1546—74, арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже.


Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения в изобразительном искуссве наиболее ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечатательных мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион.

Готические соборы Франции

На етой странице вы узнаете в кратце о нескольких соборов Франции. Эти соборы лучшие «готические соборы Франции» . Они достойны чтобы их осматривали милионы людей. Это не сомнено еталон готической архитектуры. Но хочу напомнить что Франция насчитывает 86 готических соборов.

И так, к вашему вниманию четыри готических собора Франции :

  • Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)
  • Нотр-Дам де Амьене (Notre-Dame d’Amien)
  • Нотр-Дам де Шартр (Notre-Dame de Chartres)
  • Нотр-Дам де Реймс (Notre-Dame de Reims)

С обор П арижской Б огоматери (Notre-Dame de Paris) — строительный монумент ранешней французской готики в Париже на о. Сите. Пятинефная базилика (1163-1257, длина 130 м, ширина 108 м, высота интерьера 32,5 м) с трансептом и 2-мя фланкирующими западными башнями (высота 69 м).

— наибольший готический собор во Франции. Он занимает 7760 м2, высота его сводов 42,5 м, высота шпиля 112 м. Надо сказать то, что собор был построен в XIII веке в период с 1220 по 1269 г, является прототипом « золотого века » соборов.

Нотр-Дам де Реймс — один из наибольших готических соборов во Франции. Само-собой разумеется, собор в Реймсе именуют владыкой всех соборов. Не для кого не секрет то, что он был построен в период с 1211 по 1285 г. пятью конструкторами.

В конце XII столетия на смену романскому архитектурному стилю пришел более утонченный и изысканный готический стиль, родиной которого по праву считается центральная часть Франции. Именно архитекторы Франции стали первыми использовать архитектурные элементы, которые впоследствии назовут «готикой». Готический стиль гармонично сменился роскошным ренессансом в самом конце XVI века, но и в современном мире еще используются элементы роскошного архитектурного стиля.

Готическая архитектура во Франции стала неотъемлемой частью культовой архитектуры и градостроительства. А рейтинг вы можете увидеть также на нашем сайте сайт

Начнем с памятника, который был разрушен в 1789, и остался только в старых чертежах и изображениях. Париж строился как готический город, и потому его главная крепость, выстроенная в 1370 году, естественно, была построена в стиле готики.

Название происходит от французского «бастида» - небольшого каменного укрепления, а со временем стал мрачным символом Абсолютизма. Тюрьма, в которой содержали государственных преступников, всегда вызывала страх у французов.

Когда во Франции разгорался пожар революции, первым зданием, которое разрушил народ, стала именно Бастилия. А день разрушения, 14 июля, стал национальным праздником.

Базилика Сен-Никола-де-Пор

Церковь в готическом стиле появилась в Сен-Николя-де-Пор благодаря герцогу Лотарингии Рене II. Правитель таким образом, решил ознаменовать свою победу в битве при Нанси в 1477 году над войсками Карла по прозвищу «Смелый».

Начали строительство в 1481 году, а освятили культовое сооружение и алтарь в 1545. В 1860 базилику включили в список архитектурных памятников Франции.

Во время бомбардировок 1940 года храм был сильно разрушен и полное восстановление завершилось только в начале 80-х годов, а деньги на реставрацию оставила американка Камилла Фридман, уроженки городка Сен-Николя-де-Пор.

Культовое сооружение во французском Бове рекордсмен в нескольких номинациях. Во-первых, это самый высокий готический собор в стране, а, во-вторых, это так и не достроенный долгострой.

Хоры в храме также самые высокие, и их высота составляет 48,5 м. Заложили церковь в 1225 году, а основные архитектурные конструкции были завершены к 1578 г. Однако храм неоднократно перестраивался, а сейчас ведутся работы, с целью избежать обрушения трансепта.

Французские архитекторы возвели временные крепления, а власти города объявили конкурс на лучший проект восстановления шедевра средневековья.

Церковь Сен-Пьер

Святой Петр, особо почитаемый святой в католической церкви, и потому во Франции множество культовых сооружений, освященных в честь апостола.

Одна из них была выстроена в городе Авиньоне на месте старой разрушенной церкви в первой половине XIV столетия. Фасад церкви поражает множеством декоративных украшений, характерных для поздней готики.

Специалисты и туристы называют церковь самой красивой из всех сооружений Авиньона, а любимым местом туристов является смотровая площадка колокольни, с которой открываются живописные виды на французский город.

Красивейшая церковь Кан возвышается над площадью Вильгельма завоевателя и стоит напротив величественного замка, создавая уникальный архитектурный комплекс.

Туристы, посещающие город, спешат сюда, чтобы ознакомиться с великолепным готическим сооружением XIII века. Особенно впечатляет резной декор фасада, на котором размещены каменные горгульи и скульптуры христианских святых.

Во время революции католическая святыня стала храмом нового культа, а после реставрации монархии церковь вернули верующим. Сегодня площадь, и стоящая на ней святыня одна из самых посещаемых гостями города достопримечательность.

Кафедральный собор, выстроенный в готическом стиле, является главной и самой популярной достопримечательностью города Тур.

Заложили собор в честь покровителя городских жителей Гатиана Турского в 1170 году, а вот завершили строительство почти через 400 лет, в 1547 году. С западного фасада к нему примыкают две высокие башни, высотой 69 и 68 метров.

Основной стиль сооружения готический, но готика поглотила некоторые конструкции романского стиля, а во время реконструкций в более поздние периоды, в здание были вплетены элементы Возрождения.

Церковь в городе Лан, выстроенная на месте древнего храма посвятили Христу и Деве Марии. Примечательно, что первый храм на этом месте освятил Карл Великий.

Старый храм уже не мог вмещать всю паству, и епископ Готье де Мортань в 1155 году заложил новый величественный храм, выстроенный уже в традициях готики. Как всегда, первоначально выстроили алтарную часть, над которой возвели хоры.

На строительство шли местные белые камни, а средства на возведение выделила городская община городка Лан. Сейчас церковь одна из главных городских достопримечательностей, в которой сохранились уникальные средневековые витражи.

Кафедральный Буржский собор освятили в мае 1324 года в честь святого Стефана, но строительство продолжалось еще вплоть до середины XVI столетия.

Один удивительный момент из истории Франции заключается в том, что даты начала строительства соборов в Шартре и Бурже практически совпадают, и оба храма стали настоящими шедеврами, посмотреть на которые приезжают десятки тысяч туристов.

В церкви располагается епископат города, а уникальная архитектура, красочные витражи и скульптуры стали обоснованием для включения Собора в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Каменный красавец в городе Шартре начали возводить в 1194 году на месте старых христианских церквей VI-VII столетий. Одна из главных христианских реликвий, плащаница девы Марии была торжественно внесена в собор во время его освящения в 1260 году.

Во время строительства работу зодчих несколько раз практически полностью разрушали пожары, и потому при строительстве немного изменили первоначальный план. В архитектуре четко просматривается трехнефное здание, в основе которого лежит латинский крест.

Особенно впечатляют королевский портал со статуями монархов, а также витражное окно-роза, расположенное на северном трансепте.

Готическое искусство Франции не может не восхищать, а собор в Реймсе еще имеет и огромное историческое значение, ведь среди величественных стен собора короновались французские монархи.

Возвели его по средневековым меркам довольно быстро. Строительство начали в 1211 году, а закончили через 100 лет, в 1311. Последний, кто короновался в Реймсе, был Карл Х, а Жанна д’Арк провела в Реймс дофина Карла VII для коронации через всю Францию, оккупированную англичанами.

Собор, посвященный Деве Марии яркий пример так называемого ланцевидного стиля в готике Франции, а вот западный фасад, возведенный немного позже, стал ярким образцом зрелой готики.

Готическая часовня возведена на месте бывшей Королевской резиденции на красивейшем парижском островке Сите в самом сердце французской столицы.

Король Людовик Святой повелел построить часовню, строительство которой проходило с 1242 по 1248 год. Монарх возвел церковь, чтобы хранить в ней реликвии, привезенные крестоносцами из святой земли.

Сейчас это великолепный памятник архитектуры готического стиля небольших размеров с уникальными витражами и роскошными элементами внутреннего убранства.

Собор Амьенской Богоматери наряду с другими культовыми сооружениями, также известен как яркий образец готической архитектуры, и по праву входит в список, куда входят самые известные готические храмы.

Собор в Амьене самый крупный из всех готических сооружений Франции, а возвели его в XIII столетии. Работами сначала руководил Робер де Люзарш, а затем, после его смерти, приемники Томас де Кормон с сыном Рено.

Главной реликвией храма является лицевая часть головы Иоанна Предтечи, которую крестоносцы привезли в Амьен из разграбленного в 1205 году Константинополя.

Собор Парижской Богоматери

В архитектуре средневековой Франции Нотр-Дам-де-Пари стал ярким примером готического стиля и одним из самых узнаваемых символов французской столицы.

Инициатором возведения роскошного собора выступил епископ Морис де Сюли, а возведение храма, начавшееся в 1163 году, завершилось в 1345. Алтарь освятили в 1182 году, а во время строительства первоначальный план несколько раз меняли.

Собор в Париже стал первым крупным готическим собором шестичастным невюрным сводом, но, что интересно сохранил переходные элементы от романского стиля к классической готике.

Могущественный замок в северной части страны возвели в середине XIII века, а главная башня крепости имела в основании 35 м, а возвышалась над долиной на высоту в 55 м.

Вокруг гигантской башни было выстроено четыре башни и оборонительные стены, толщиной до 7 м. Долгое время замок служил важным стратегическим объектом, а в 1862 году власти страны внесли его в список памятников архитектуры.

В 1917 году отступающие немецкие войска взорвали замок, и сегодня его расчищенные руины служат «памятником вандализма». Деньги на расчистку руин французы получили от немцев в качестве репараций.

Комплекс «Чудо» аббатства Мон-Сен-Мишель

Небольшой скалистый остров у северо-западного побережья Франции знаменит тем, что в свое время был превращен в город-крепость, а в VII столетии здесь построили первую церковь, которая и положило начала аббатству.

В XIII веке монарх Франции, который стал еще и сюзереном Нормандии, выделил средства на строительство в северной части острова комплекса зданий в традиционном готическом стиле.

В 1228 году работы были завершены, и миру предстал красивый архитектурный комплекс, названный La Merveille, что переводится с французского языка как чудо. Виктор Гюго, подплывая к острову, назвал это шедевр самой красивой стеной Европы.

Башня Сен-Жак

Яркий пример пламенеющей готики возвышается над 4-м округом Парижа, башня Сен-Жак привлекает взоры туристов своей монументальностью и величием.

Ее строительство завершилось в 1523 году, а вершину башни венчает статуя Святого Иакова. Окружают статую мифические крылатые фигуры, символизирующие четыре символа и добродетель евангелистов.

В начале 2000-х. муниципалитет Парижа провел масштабную реконструкцию, и сегодня это важный культурный объект столицы. Из-за узкой лестницы, ведущей к вершине постройки, туристов пускают внутрь небольшими группами, по 17 человек в час.

Завершим знакомство со светской готикой Франции во Дворце правосудия в городе Руане, который по праву считается образцом поздней готической архитектуры европейского государства.

Двор здания был первоначально замкнут, а весь комплекс состоит из трех последовательно выстроенных частей. Западную часть возводили со стрельчатым сводом, известную как Дом прокурора. Северные и Западные части завершили комплекс.

Дворец подвергался бомбежке, и при реставрации поврежденного фасада строители оставили часть повреждений, как напоминание об ужасах войны.

Подведём итог

Вот мы и представили шедевры французской готики, давно вошедшие в сокровищницу мировой архитектуры. Как видим готический стиль использовался не только при возведении храмов, но и в гражданской архитектуре, а также при декорировании внутреннего убранства церквей. К примеру, готическому стилю посвящена купюра номиналом в 20 евро.

Отметим, что в своем развитии готический стиль прошел три этапа, и историки архитектуры выделяют раннюю, высокую и позднюю готику.