Что такое мещера. Летописный народ мещёра

На границе трёх областей России - Московской, Владимирской и Рязанской - раскинулась неповторимая страна лесов, изумрудных болот и озёр, неторопливых рек и янтарных сосняков, наполненных чистейшим воздухом. Это знаменитая Мещёра.

Мещёра - низменная равнина в междуречье рек Оки, Клязьмы, Москвы, Судогды («чистая вода») и Колпи. Судогодские предания рассказывают, что сам Иван Грозный во времена Казанского похода купался в хрустальной родниковой воде Судогды. В тиши судогодских лесов на берегах чистых рек русские помещики в XVIII-XIX вв. строили свои усадьбы. Самой удивительной из них, которую в народе называли «царская», была усадьба предводителя губернского дворянства В. С. Храповицкого. Парк-дендрарий, каскады фонтанов, замок, построенный в традициях западноевропейской архитектуры, - всё это удивляло и восхищало современников.

Центральная часть Мещёры целиком относится к бассейну Оки. Главными реками здесь являются Поль и Бужа. В среднем и нижнем течении реки сильно меандрируют.

Перекаты чередуются с плёсами. С перекатов вода с живым журчанием струится по каменистому дну, спешит скорее вырваться на простор. Сливаясь, реки образуют систему Клепиковских озёр, из которых вытекает Пра - главная артерия Мещёрской низменности.

С юга и востока Мещёра ограничена огромной петлёй среднего течения Оки, с севера - впадающей в неё Клязьмой, а с запада - рекой Москвой. В этом треугольнике лежит сильно заболоченная зандровая с многочисленными озёрами. Уникальное, драгоценное украшение - пойменные окские луга, интересны и высокие пойменные «гривы» и холмы. Они сильно остепнены. Здесь соседствуют и даже переплетаются типчак, таволга обыкновенная, козлобородник луговой, подмаренник северный, много клубники. В густой траве мелькает землеройка-белозубка. Особенно красивы луга в пору цветения белоснежной таволги обыкновенной, заполняющей сплошь всё пространство между пойменными лесными куртинами, и разбросанного по этому белоснежному полю крупными ярко-жёлтыми корзинками козлобородника восточного, розово-красной крупноцветковой гвоздики Фишера. С наступлением сумерек с луга уходят пёстрые краски и сам луг становится тёмным, как вода. Неожиданно раздаётся всплеск. Это небольшой выхухоль либо ондатра осматривают свои владения. На водоёме или на берегу можно увидеть кутору (землеройку). Прирусловую часть поймы Пры, а также некоторые лесные озёра плотно заселили бобры.

В настоящее время луга сохранены от распашки и используются под сенокосы и пастбища. Константин Паустовский писал: «Поверьте мне - я много видел просторов под любыми широтами, но такой богатой дали больше не видел и никогда, должно быть, не увижу». Во время весеннего разлива Пра поднимается до 5 м над меженным уровнем. На огромном пространстве бисером разбросанных округлых озёр, болот талые воды оказываются подпёртыми разливом Оки и Пры, поглощают озёра, болота, луга и леса. Над поверхностью воды остаются лишь вершины дюнных «гор».

Поражает необычайной загадочностью и дикой красотой самое крупное озеро - Святое. Оно мелководное, сильно заросшее, с песчаными, местами торфяными берегами. Тростник на водной глади уступает место рогульнику и сальвинии.

В Мещёре часто объединяются в крупные массивы, в которых сочетаются разные типы болот и разные растительные ассоциации. С ними, как правило, связана группа редких видов растений. А многие болотные сообщества относятся к разряду редких и исчезающих. Продолжительная и широкое развитие торфодобычи в регионе привели к исчезновению крупных болотных массивов и связанных с ними комплексов растений и животных, В задачи парка входит сохранение ставших уникальными болотных экосистем, их флоры и фауны. Низинные болота Мезиновское, Панфёрово, частично Тасинское, Рязанцевское и Староское заросли тростником и осоковым кочкарником с ивами. Низкорослые белоствольные берёзки соседствуют с неприхотливой ольхой. Осенью над глухими тёмными омутами под внезапными порывами ветра кружат бледно-розовые листья таволги. Большинство внепойменных озёр с торфянистыми берегами «питается» лесными речушками, пробирающимися сквозь торфянистые болота. Озёра Исихра и Святое-Лубяникское являются памятниками природы как уникальные водные объекты.

В растительном покрове края прослеживаются черты южной , хвойно-широколиственных и широколиственных лесов. Здесь же возникают переплетения «островов» сосновых боров и болот. Именно им посвящены лучшие страницы прозы К. Паустовского. По словам писателя, этот край «является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком „великого пояса хвойных лесов». Он тянулся некогда от Полесья до Урала». В настоящее время в заповеднике чистых ельников почти нет. Лесообразующая таёжная порода - европейская ель встречается довольно редко и в небольшом количестве, образуя заметные скопления в северной части на незаливаемых участках, на оподзоленных супесях.

Мещёра граничит с . Удивительное разнообразие растительных сообществ и создаёт здесь неповторимую мозаику: величественные сосновые боры и торфяные болота, светлые дубравы и затопленные черноольшаники, разбойничьи глухие чащи и пойменные луга, потаённые лесные озёра. Наибольшие по площади - мезотрофные (переходные) болота с пушицей. С большим трудом удерживаются здесь сосна и берёза белая. В центральной, заповедной, части парка находится знаменитое Бабье болото. Кочки с острой осокой достигают метровой высоты. В сырые годы оно практически непроходимо.

Холодные сфагновые болота - основные запасники воды. На толще сфагнума встречаются клюква, плотоядная росянка круглолистная. Низкорослая осока с грунокоренная пронизывает корневищами сфагновую дернину. Здесь можно увидеть лисицу и лося, бобра и барсука, лесного хорька и куницу, многих водоплавающих и хищных птиц.

Здесь часто встречаются волк, енотовидная собака, горностай, ласка, заяц-беляк, много кабанов. Изредка попадаются заяц-русак, американская норка. На всей территории заповедника живут белки. Восстановилась популяция бобра. В этом районе проходит южная граница ареала бурого медведя. Из млекопитающих Мещёры наибольшую ценность несомненно представляет русский выхухоль, включённый в Красную книгу Российской Федерации.

В фауне 50 видов млекопитающих, 170 гнездящихся видов птиц, 10 - амфибий, 5 - рептилий. В Мещёру заходят ареалы более чем 30 видов рыб. «…В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды» (К. Паустовский, «Мещёрская сторона»).

Юго-восточная часть территории парка относится к бассейну реки Гусь, крайняя северо-восточная - к бассейну Клязьмы. Вдоль южной границы древнего покровного оледенения тянется полоса мещёрских полесий. Среди них возвышаются не затапливаемые водами ополья. Они имеют более плодородные почвы, и здесь издавна предпочитают селиться люди. В сухих сосняках на древних дюнах надпойменных террас красуется ажурной листвой ракитник русский и растёт дрок красильный с простыми линейно-ланцетными листьями. Бесконечное изобилие степных трав создаёт особый колорит боров. Сразу же после схода появляются крупные синие цветки сон-травы, или прострела. Его жёсткие пальчато-рассечённые листья переплетаются со множеством эфемеров - однолетников, отмирающих к началу лета. В конце мая - июне дюнные боры расцвечены обильными золотисто-жёлтыми цветками ракитника. Затем приходит очередь тёмно-золотистого дрока, цветущего до конца лета.

Особенности природы Мещёры показаны в специальных экспозициях, где также представлены виды, которые обитают в парке.

Природа Мещёры действует на сердце человека с необыкновенной силой, наполняет гордостью и благоговением перед красотой русской земли.

В нашей статье мы хотим поговорить о Мещерской земле. Именно эти края описывал в своей знаменитой повести «Мещерская сторона». Чем же она так примечательна?

Где находится Мещерский край?

Мещерские земли находятся недалеко от Москвы, между Рязанью и Владимиром. Они образуют своеобразный треугольник общей площадью около 25 тысяч квадратных километров.

Здесь вся земля сплошь покрыта лесами. Это один из тех немногих островков зеленых массивов, уцелевших и сохранившихся до наших времен, которые раньше входили в единый великий пояс хвойных деревьев. Некогда он тянулся от Урала и до Полесья.

Много тысячелетий назад Мещерский край покрывал ледник. Когда он сошел, после него осталась низменность, называемая нынче Мещерской впадиной. Именно в ее глубине и находятся мещерские леса - дикие и заповедные места. Тут преобладают хвойные породы. Имеется огромное количество торфяников и озер.

Реки и озера края

В этих краях озера и реки Пра и Бужа образовали большую водную систему, которая тянется с севера на юг более чем на 270 километров. Весенние разливы превращают все водоемы в одно огромное озеро. Во время весеннего половодья водой покрыто более 60% земли внутренней Мещеры.

Берега озер и рек покрыты березняком и папоротником, можжевельником и вереском, вековыми елями и дубами. Мещерские леса - это прежде всего ельник, торф, клюква, грибы и болота.

Мещерские леса стали настоящим домом для зайцев-беляков, белок и лис. Их тут водится большое количество.

Заповедные зоны

Безусловно, Мещера подверглась влиянию человека, но тут еще остались такие места, которые не сильно пострадали от деятельности человека, а то и вовсе сохранили первозданный вид. Такие участки представляют для изучения, а значит, и требуют пристальной охраны. Если мы сохраним леса Мещеры, то у нас будет кусочек первозданной и дикой природы, который является домом для множества редких птиц и животных.

В настоящее время в этом районе уже есть более 20 заказников. Есть даже один природный памятник. Вы удивитесь, но это трехсотлетние сосны. Они представляют огромную ценность и интерес, а также требуют особого охранного режима.

Заповедные участки края составляют территорию более 40 гектаров, а это значительная цифра для района. Нужно помнить, что большая часть территорий - это озера, болота и реки. А значит, большинство заказников связано с водой. Именно это сыграло решающую роль в их названиях: «Озеро Святое», «Долина реки Поля», «Синяя заводь», «Озеро Белое».

Все заказники разбросаны по территории и имеют различную площадь. Все они могут быть, чисто условно, разделены на 3 вида (по цели создания): зоологические, ботанические, комплексные. Есть заказники, которые созданы специально для охраны определенного вида животных и растений, как, например, «Озеро Белое». А есть и те, в которых комплексно подходят к охране всей флоры и фауны.

В заказнике «Озеро Белое» занимаются изучением и сохранением такого растения, как полушник озерный. Он примечателен тем, что способен создавать на мелководье целые луга, а на глубине настоящие леса. А в «Долине реки Поля» охраняют и разводят бобров. Благодаря этому, их популяция увеличилась и сейчас этот зверь стал обычным (не исчезающим) жителем лесных рек края.

Лыжи в парке Мещерский

Однако не только летом интересен мещерский лес. Лыжи - это то, чем может быть еще интересен этот край в зимнее время. Дело в том, что в парке Мещерский разработано пять маршрутов. Два из них - это туристические направления, а три- спортивные. Лыжными маршрутами испещрена вся парковая территория.

Наиболее длинной спортивной трассой является кольцо, протяженность которого составляет более 5 километров. Еще два спортивных направления немного покороче: 1,3 километра и 4 километра.

Что касается туристических маршрутов, то предусмотрены две трассы, их протяженность 2,6 и 1,8 километра.

Все они рассчитаны, как на сторонников классического стиля, так и для любителей Поддерживаются они в очень хорошем состоянии, ведь здесь проводятся соревнования. Не стоит переживать, если вы еще совсем не умеете стоять на лыжах, вас тут научат азам этого искусства. Для тех, кто только начинает кататься, проводят специальные групповые занятия с профессионалами.

Хотелось бы отметить, что все эти развлечения предлагает посетителям парк "Мещерский", который расположен в Одинцовском районе Московской области. Не стоит путать его с Национальным парком "Мещерский", который находится на территории Рязанской области, и его деятельность направлена исключительно на сохранение природных и историко-культурных богатств страны. Национальный Мещерский парк был создан еще в 1992 году. Представьте, что общая его площадь составляет 105 000 гектаров. Одних только озер на территории 28.

Развлечения в Мещерском парке

Вообще парк "Мещерский" (в Московской области) может вам предложить велосипедные прогулки по территории, детские развлечения (горки, туннели, лабиринты, скалолазание и многое другое), трассы для спортивных пробежек, профессиональное футбольное поле, отвечающее требованиям FIFA, детский "Панда-парк", роллерную трассу. И учтите, что какой бы вид отдыха вы ни выбрали, вас целый день будет окружать Мещерский лес. Расположение самого парка удобно тем, что это совершенно недалеко от Москвы. И в то же время вы попадаете в край совершенно дикой природы. Поверьте, что вы останетесь довольны тем временем, что проведете здесь. Тем более что тут есть чем заняться любому человеку - как любителю активного отдыха, так и стороннику более спокойного и размеренного ритма. А вот для детей здесь просто настоящая сказка, множество развлечений и вокруг природа.

Добраться до парка можно на собственном автомобиле из Москвы по трассе на Касимов (расстояние составляет примерно 185 километров).

Вместо послесловия

Желая отдохнуть от суеты мегаполиса и его безумного ритма, посетите Мещерские леса. Тут вас ждут непроходимые дикие дебри, грибы, ягоды, животные и птицы, которых вы не увидите в других местах.

Вы можете посетить Мещерский парк. В нем ежегодно отдыхают тысячи туристов. Где еще можно так замечательно провести время всей семьей, как не тут? Здесь вас ожидает масса развлечений, начиная от лыжных походов и заканчивая велосипедными и байдарочными прогулками. Надо сказать, что тут каждый найдет для себя что-то новое и интересное. На лоне природы представлен большой выбор развлечений. Хотя само окружение лесов и озер уже делает отдых незабываемым. Вас поразят местные красоты, и вы станете поклонником отдыха в Мещере в любое время года. Туристы, облюбовавшие эти места, дают самые хорошие отзывы. А значит, стоит и вам выбраться туда на выходные.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова мещера

мещера в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мещера

ж. Древнее племя финно-угорской языковой семьи, жившее по среднему течению реки Оки.

Мещера

древнее племя, жившее в 1-м тыс. н. э. по среднему течению Оки. Говорило на языке финно-угорской группы. По археологическим данным, с М. связаны могильники и городища 2≈12 вв., расположенные по среднему течению Оки. Культура М. была близка к древнемордовской. М. упоминается в Толковой Палее ≈ памятнике древнерусской литературы 13 в. и в русских летописях (в частности, в связи с походом Ивана IV на Казань). Большая часть М. к 16 в. обрусела, др. часть в период существования Казанского ханства (15≈16 вв.) слилась с татарами.

Википедия

Мещера (племя)

Мещера́ (также и мещёра, также мишари ) - древнее финно-угорское племя, вошедшее в состав Древнерусского государства и растворившееся в русской и эрзянской народности. Расселялось по среднему течению Оки (Мещёрская низменность). Язык финно-пермской группы (точнее - волжско-финской) - мещерский .

Примеры употребления слова мещера в литературе.

А кругом несметно племен: голядь, да мещера , да мурома, да мордва, да всяких прочих изрядно, забытых ныне.

Ветчаны, и в Култуки, и в Княжи, и в Уречное, и в Мамасево - в самые глухие медвежьи углы Мещеры .

Места: Талица, Выползов, Такасов - отошли к Москве, равно как Мещера , купля Донского.

Мещера хотя и купля московских князей, но доселе не укреплена за Москвою ханским ярлыком, также и Тарусское княжество, володетели коего давно уже держат руку Москвы.

За Сурою соединился государь с воеводами, шедшими через Рязань и Мещеру , и 13 августа достиг Свияжска, куда воеводы пришли, как в свой дом, из долгого и трудного пути: дичь, рыба и черемисский хлеб им очень наскучили, а в Свияжске почти каждого из них ожидали домашние запасы, привезенные на судах, кроме того, множество купцов наехало сюда с разными товарами, так что можно было все достать.

С приобретением Калуги, Мещеры при Донском, Козельска, Лихвина, Алексина, Тарусы, Мурома и Нижнего при его сыне все течение Оки - от впадения Упы и Жиздры до Коломны и от Городца Мещерского до Нижнего - оказалось во власти московского князя, так что Рязанское княжество очутилось с трех сторон среди волостей московских и владимирских, которые с Калиты были в московских же руках.

Владимира и Мещеры , и таком положении находились дела, когда единовластие Саип-Гирея дало новое препятствие к успешному наступлению на Казань.

Путивль, Тулу, Рязань, Мещеру , в другие украинные города и в Северу велел послать грамоты по детей боярских, по письменных по станичных голов и по их товарищей станичников, и по станичных вожей, и по сторожей, которые ездят из Путивля, из Тулы, Рязани, Мещеры, из Северской страны в станицах на поле к разным урочищам, и которые прежде езжали лет за десять и пятнадцать, велел им всем быть в Москву.

Приговорили идти двумя дорогами: самому государю идти на Владимир и Муром, воевод отпустить на Рязань и Мещеру , чтоб они могли заслонить царя от внезапного нападения ногаев, а сходиться на поле за Алатырем.

Ширины мимо меня вздумали воевать Мещеру , потому что нынче на Мещере наш недруг, а из старины этот юрт наш.

Если соединить на карте Москву, Владимир, Рязань линиями по Клязьме, Москва-реке, Оке, речкам Колпь и Судогда , которые берут начало в Гусь-Хрустальном районе и текут в Оку и в Клязьму, то получившийся треугольник, площадью около 25 тысяч кв. км., с острием у Москвы и есть знаменитая Мещёра .

Константин Паустовский в своей повести “Мещерская сторона ” писал: “Я не буду называть широт и долгот Мещёрского края . Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком великого пояса хвойных лесов. Он тянулся некогда от Полесья до Урала … В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь”.

Много тысячелетий назад прокатился по этой земле ледник, оставив после себя огромную чашу-впадину – Мещёрскую низменность . В глубине низменности, всего в 150 км от мегаполиса лежит дикий заповедный край с дремучими, преимущественно хвойными лесами (южной тайги), с многочисленными торфяными озёрами и реками.

Мещёрские (Клепиковские) озёра вместе с реками Бужа и Пра образуют здесь водную систему, протянувшуюся с севера на юг более чем на 270 км, над которой проходит основной пролёт северных птиц. Во время весенних разливов озёра сливаются вместе образуя огромное озеро. В половодья вода покрывает 60% территории внутренней Мещёры. Кто видел здешнее весеннее половодье обязательно вернётся сюда. Как говорит Василий Песков “Весна над Мещёрой – это непередаваемо: летят гуси, огромное количество мелких птиц – сорокопутов, соловьёв. Для меня несколько дней здесь провести – всё равно что верующему в Иерусалиме побывать!”.

Заросшие камышами торфяные берега озёр, березняки в папоротниках, песок и гривы боров-беломошников, можжевельник и вереск, вековые ели и дубравы по берегам неспешных тёмных рек, где некоторые дубы помнят времена Петра Великого. Торф, болота с клюквой, поросшие островами чапыжника – всё это и сегодня пейзажи родной Мещёры .

Главные реки Мещёры в границах национальных парковБужа с притоком Поль , и Пра . Бужа берёт начало в озере Исихра всего в нескольких километрах от Клязьмы, но течёт она не к ней, а с севера на юг, впадая в озеро Святое, с которого начинается цепь Мещёрский озёр. Протяженность Бужи 92 км, а площадь её бассейна 1400 кв. км. Протекает она по территории Владимирской Мещёры. Пра же берёт начало в Мещёрских озёрах у Спас-Клепиков, являясь, таким образом, продолжением Бужи. Пра несёт свои воды на юг, юго-восток и восток к Оке, через Мещёрские леса уже Рязанской области. Длина Пры 192 км. Вода в Пре, как и в Буже, тёмная (гумусная). Её русло непостоянно и имеет на своем протяжении 167км сотни заводей, рукавов и мелких озёр – стариц. На Пре и Оке расположен «Окский государственный природный биосферный заповедник ». Часть поймы реки Пра в пределах национального парка «Мещёрский » и пойма рек Пра и Ока в пределах Окского биосферного заповедника относятся к водно-болотному угодью международного значения (Рамсарская конвенция). Международный статус Биосферного резервата ЮНЕСКО заповедник получил в 1985 году. В Центральной Европейской части России нет рек более девственных и живописных чем Бужа и Пра.

Это удивительная страна болот и лесов, озер и рек. Издавна эти земли считались дремучим, загадочным, заповедным краем. Существуют легенды, будто Мещеру населяют русалки, водяные, лешие. Говорят, что поблизости, на старинном Муромском тракте, бывал сам Соловей-разбойник. Именно в Мещерах находится таинственное урочище Шушмор .

Мещера притягивала многих писателей, поэтов художников и музыкантов.

Константин Паустовский на протяжении двух десятилетий приезжал сюда отдыхать и творить. Мещёре посвящены многие из его произведений, такие как повесть «Мещёрская сторона», новелла «Кордон 273» и другие. Кордон 273 – это кордон лесника Алексея Желтова у которого останавливался писатель. Благодаря Паустовскому этот кордон и его хозяин стали известны далеко за пределами Мещёры, также как и краса этого волшебного края. Кордон 273 стоит на берегу заводи Пры примерно в полукилометре от русла реки. Его координаты N55 00.007’ E040 17.527’. Неподалеку от кордона находятся два чудесных лесных озера – Шуя и Орос, где любил рыбачить писатель. В настоящее время кордон необитаем, нет окон и дверей, а лесники, видимо, живут южнее примерно в двух километрах в селении, обозначенном как Жуковские выселки.

Кроме К.Паустовского в Мещёре жили и творили многие писатели и художники – В. Васнецов , А. Куприн, С. Есенин, В. Полторацкий, А. Солженицын. Родом из Мещёры художники И. Пожалостин, А. Архипов, Ф. Малявин, скульптор А. Голубкина и певцы А.С. и Г.С. Пироговы.

Первое упоминание о названии Мещёра можно найти в Толковой Палее, памятнике русской литературы XIII века. Тогда Мещёра занимала территорию между Муромо-Рязанским и Владимиро-Суздальским княжествами и весь XIII век прошел в борьбе между ними за контроль над этой территорией.

Во время татаро-монгольского нашествия в 1237г. новые жители Рязани, Мурома и Владимира уже боялись мещёрских лесов и болот не меньше монголо-татар и не спасались в Мещёре, куда захватчики даже не вступали. А в XIV веке Великий Князь Олег Рязанский уже постоянно сохранял от набегов степных кочевников в дремучей и заболоченной Мещёре свою дружину.

Государственная власть окончательно утвердилась здесь лишь к шестнадцатому веку. Однако, вплоть до конца восемнадцатого века здешние леса давали убежище беглым крепостным, раскольникам и лихим людям, дорога же из Владимира в Муром всегда считалась разбойничьей. На старинном Муромском тракте , ещё в древние времена промышлял, согласно преданиям, Соловей-разбойник .

Здесь стоял когда-то скромный погост Старый Егорий, центр торговли в этом глухом крае, давший начало современному городу Егорьевску. В Мещёре высятся и сейчас древние стены и храмы Солотчинского и Радовицкого монастырей и неожиданные в центре России восточные минареты и мечети Касимова – столицы касимовских татар, а у берегов неширокой извилистой речки Гусь живут старинным своим ремеслом заводские поселки Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный . Запад же Мещёры – это край Гжельского и Кузнецовского фарфора . Ещё западная Мещёра известна как Гуслица – край великой старообрядческой культуры .

Племя мещера

Мещера́ (также и меще́ра) - древнее финно-угорское племя, вошедшее в состав Древнерусского государства и растворившееся в древнерусской народности. Расселялось по среднему течению Оки (Мещёрская низменность). Язык финно-пермской группы (точнее- волжско-финской)- мещерский.

Археология связывает с этим племенем могильники и городища II-XII вв., расположенные по среднему течению Оки.

Выводы А. Иванова по материалам Пустошенского могильника мещеры:
Народность могильника по характеру и составу своего инвентаря Пустошенский могильник принадлежит к тому типу погребений, который знаменует, повидимому, особую культуру. Характерными признаками данного типа следует признать: присутствие пластинчатых шейных гривен с цилиндрическими привесками, пластинчатых луновидных серег с такими же привесками, витых из проволоки шейных гривен с конусообразными шипами на концах, большого количества раковин каури и довольно грубых, но оригинальных имитаций из проволоки различных курганных находок, как то: шейных гривен и браслет с завязанными концами, ажурных подвесок и типичных на цепочках привесок в виде цилиндриков и ромбов. Все описанного типа вещи согласно приписываются финскому или во всяком случае инородческому племени, предшествовавшему славянской колонизации края.

Первое упоминание о мещере мы находим у Иордана: Новейшая публикация «Гетики» Иордана представляет текст списка в следующем виде:
«thiudos: Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Nauego Bubegenas Coldas» [Иордан, 116]. Его следует интерпретировать как сильно испорченный фрагмент текста на готском языке [Анфертьев 1994: 150-151], оригинал которого в части, касающейся интересующих нас территорий от Прибалтики до средней Волги можно восстанавливать примерно как «þiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Ragos stadjans / stadins » и переводить: ‘[покорил] народы: в Аунуксе - весь, в Абронкасе (?) - мерю, мордву в Мещере, [по] Волге местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]’.

Упоминания о Мещере также встречаются в Толковой Палее - памятнике древнерусской литературы XIII века и в русских летописях (например, в связи с походом Ивана IV на Казань).
Мещера как область в исторических документах впервые упоминается в 1298 г. при переделе власти между Бахметом Усейновым сыном Ширинским, «выдворившем из Мещеры Махмета царя Осан-Уланова сына Крымскова».
Во второй раз Мещера упоминается в 1328 г. в русской летописи в связи с обретением земли (одновременно с другими приокскими городами- Тарусой, Муромом, Нижним Новгородом, расположенными от верховья до устья р. Оки), великим князем Дмитрием Ивановичем у золотоордынского хана Тохтамыша.

Князь Курбский писал:
«А нас послал тогда Иван Грозный с Тремя на десять тысяч люду через Рязанскую землю и потом через Мещерскую, иде же есть мордовский язык».
Постепенно славяне заселили и Мещерский край. Племя мещера частью было ассимилировано, частью оттеснено к Волге. Однако название осталось, и те места, где некогда обитали финские племена, с незапамятных времен называют Мещерским краем или просто Мещерой.

Язык мещеры

В сообщении князя Курбского сказано, что у мещеры «мордовский» язык. Необходимо отметить, что сейчас «мордовского» языка не существует, а есть мокшанский и эрзянский языки. Сообщение Курбского дает основания полагать, что язык мещеры был достаточно близок мокшанскому и эрзянскому языкам. Материалы, собранные Л. П. Смоляковой на территории бывшей Парахинской волости в середине 60-х гг., подтвердили наблюдения предшественников и её собственные выводы относительно иноязычного (финского) влияния. Специфика русских говоров Татарии, используемых обрусевшей или обрусевающей эрзей- носителями эрзянского языка, позволило автору предположить, что именно эрзя субстрат (а не диалект мокша) был в основе мещерских говоров. Отличительной особенностью мещеры является так называемое цоканье, которое распространено в Поочье на территории былого расселения мещеры.

Материальная культура

Культура была близка к культуре эрзян, так например у мещеры были распространено набедренное украшение, такое как пулагай.
В связи с предположением о наличии у древних славян вертикального ткацкого стана, Н.И. Лебедева приводит сведения о ткачестве «пулагаев» «русской мещерой» с. Мелехова Рязанской обл. и с. Вяземка Земетчинского района Пензенской обл., которые представляют из себя «затканную полоску с очень длинной красной шерстяной бахромой». При этом она подчеркивает, что территория «обитания мещеры совпадает с поселениями Городецкого типа, в которых бытовал вертикальный ткацкий стан». Одним из локальных вариантов южновеликорусского типа одежды Г.С.Маслова считает костюм заокской части Рязанской и Тамбовской областей - «русской мещеры»- одной из древнейших групп южновеликоруссов. Здесь сохранились очень старые черты, восходящие, по мнению автора статьи, к вятической одежде (понева, тип головных уборов) и черты, которые сближают одежду русского населения с одеждой народов Поволжья (особенно мордовской) - тип лаптя, черные повилы, раковины-ужовки, пулагай-пояс с бахромой.
Д.К. Зеленин отмечает такие особенности в одежде мещеры:
у мещеры были распространены поневы без прошивы, не сшитые спереди, рогатые кички и черные онучи.
Черные повилы (они же онучи) также распространены у эрзи:
Происходили изменения и в способах ношения обуви. Если маленькие дети, особенно летом, ходили как правило босиком, то подростки начинали носить лапти, а по праздникам и кожаную обувь- сапоги или кожаные ботинки. Причём, девочки обязательно должны были одевать онучи, а у теньгушевской эрзи девочки с десяти лет носили черные повилы- сепракстат. Это был кусок шерстяной ткани шириной 10,0& см и длиной до 2,5& м. Повилы по краям отделывались красным шерстяным шнуром. Они туго наматывались прямо на голени. Такие же повилы были распространены и у некоторых групп мокши. У мокши и шокши по праздникам девочки носили также красные обмотки- якстеренъ каркст. Процесс их наматывания был очень долгим, поэтому обычно это делалось вечером и девушки спали обутыми. Если праздник длился несколько дней, то обмотки не снимали на всем его протяжении.

Антропология

Гипотеза о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей в 1950-е годы подверглась проверке учеными научно-исследовательского института антропологии МГУ. На основании антропологических материалов они высказались «против точки зрения, утверждающей единство происхождения мишарей и так называемой русской мещеры», и указали на возможность генетической связи русской мещеры с локальными «группами мордвы-эрзя».

Академик Т.И. Алексеева пишет:
«Русские с территории обитания муромы также очень сходны с мещерой. У них относительно светлая пигментация, ослабленное развитие бороды, очень узкое лицо, преимущественно прямой нос и т.д. Этот факт может быть истолкован как подтверждение связи мещеры и муромы, а при учете того, что в населении, окружающем эти группы, проявляются иные антропологические типы- валдайский и восточновеликорусский - как подтверждение генетического родства этих реликтовых восточнофинских приокских групп».

«Локализация такого своеобразного морфологического комплекса на относительно изолированной территории позволяет поставить вопрос о выделении нового антропологического типа в систематике Восточной Европы. На основании сходства с ильменским его можно отнести к восточноевропейской контактной группе типов североевропеоидной или балтийской малой расы (по Чебоксарову). Последовательно проводя географический принцип в обозначении расовых типов, следует назвать его среднеокским».
«Сравнение черепов мещеры, мери и муромы с восточнославянскими, с одной стороны, и с финноугорскими - с другой, говорит о значительно большем сходстве их с первыми. В этом смысле мы можем говорить о генетических связях восточнославянских и восточнофиннских народностей на территории Волго-Окского бассейна, возникших задолго до их этнического оформления».

Пустошенский могильник

А. Иванов

Раскопки в селе Пустоши, Судогодского уезда Владимирской губернии 1924 г. Владимирское издательство «Призыв» 1925 г. ()
Село Пустоши, в котором находится описываемый нами могильник, расположено в юго-западном углу Судогодского уезда, пограничном с Егорьевским уездом, Рязанской губернии. Местность эта составляет наиболее низинную часть песчано-болотисто и равнины, которая охватывает половину Судогодского уезда и затем далеко заходит в пределы соседней Рязанской губернии. Здесь редко можно встретить возвышенный холм. На пространстве многих десятков верст тянутся сплошные болота, покрытые мхом, нес’едобными травами или чахлой древесной растительностью. При ширине от 1-10 в. и длине до 20 в. и более болота эти, надо думать, представляют остатки некогда обширного водного бассейна, доказательством чего служит наличие в них мощных торфяниковых образований. Исключение из общей картины составляют те немногие и незначительные площади, где еще в отдаленную эпоху, быть может, ближайшую к отступлению последнего ледника, оставленные ледниками пески были переработаны ветром и собраны в то плоские и довольно широкие, то узкие и более или менее высокие холмы, какие изредка наблюдаются здесь и являются как бы островами среди болотистой равнины. На одном из таких широких и плоских островов среди моря болот и лесов приютилось с Пустоши.

Существование в указанном селе могильника открыто совершенно случайно. Осенью 1923 г. крестьянин этого села С. Ф. Алексеев при рытье ямы под картофель вскрыл на своей усадьбе древнее погребение, которое находилось, по его словам, на глубине около 0,6 м и состояло из костяка и при нем бронзовых или медных вещей: шейных гривен (14), височных колец (5), ручных браслет (6), малых спиральных колец, нарукавных нашивок и разнообразных подвесок (3). Летом 1924 г. мной совершена была поездка на место находки и все вещи вывезены во Владимирский Исторический Музей. По характеру своему вещи оказались типичными для древнейшей культуры до славянской поры (финской). При опросе С. Ф. Алексеева и некоторых других крестьян выяснилось, что подобные находки на данной усадьбе случались и раньше. Действительно, во Владимирском Историческом Музее имеются две планшетки с нашитыми на них следующими вещами:
1) шейная гривна, витая из медных проволок, с завязанными концами.
2) шейная гривна, витая из медных проволок, с конусообразными шипами на концах.
3) два витых из проволоки браслета с завязанными концами.
4) браслет, спаянный из четырех проволочных плетений, с 20-ю нанизанными на нем колечками, витыми из тонких медных проволок.
5) большая ажурная подвеска из проволок с лопастными на цепочках привесками.

На планшетках отмечено, что означенные вещи поступили из села Пустоши, Судогодского уезда. К сожалению, установить точно, когда, кем и при каких условиях означенные вещи добыты, мне не удалось, так как ни в печати, ни в архиве Музея сведений об этом не имеется. Вероятнее всего, они добыты Н. Е. Макаренко в 1905 г. во время его раскопок в Судогодском и Меленковском уездах, но отчета об этих раскопках нигде не сохранилось. Принимая во внимание характер вырытых вещей и сообщения о прежних находках, можно было думать, что здесь имеется могильник древней культуры, значительно уже потревоженный картофельными ямами. Так как могильнику грозила опасность дальнейшего разрушения, то мною было исходатайствовано от Главнауки НКП разрешение на производство археологических раскопок. Раскопки произведены мною совместно с археологом Ф. Я. Селезневым в конце сентября 1924 года. Вскрытый нами могильник оказался довольно значительным по количеству погребений, но бедным предметным инвентарем.

Описание могильника

Могильник расположен в СВ окраине села Пустоши, на трех последних крестьянских усадьбах, позади надворных построек. Центр могильника находился на усадьбе кр-на С. Ф. Алексеева, окраины же задевали две соседние крестьянские усадьбы. Местность, где расположен могильник, представляет собой покатый спуск от ЮЗЗ на СВВ, который ограничивается с ЮЗЗ сельскими строениями, с ССЗ полем и с СВВ болотистой долиной. Весь спуск распахан крестьянами под картофель и огородные насаждения. Площадь, занимаемая могильником, равняется приблизительно 375 кв. метрам и имеет несколько удлиненную форму с направлением с ЮЗЗ на СВВ (25х15 м.) Границы определялись боковыми и пробными траншеями, не давшими никаких могильных признаков. Всего проведено было 22 траншеи шириною в 2 м и с общим протяжением 124 метра. На вскрытой площади обнаружено 25 людских погребений. Сохранность костяков оказалась различной: 1 погребение имело костяк необыкновенно хорошей сохранности, 3-удовлетворительной сохранности, в 8 погребениях костяки были в последней степени разрушения, в 4 погребениях костяки были неполные в 3 сохранились одни черепа и, наконец, в погребений оказались пустыми и намечались лишь могильными пятнами с довольно правильными очертаниями. Погребения в 23 случаях были определенно одиночные. В одном случае в могиле оказались 2 черепа и в одном костяк взрослого и детский череп. Глубина могил колебалась в. пределах 0,4-0,7 м. Могильное пятно прослеживалось обычно на глубине 0,15 м. Предметный инвентарь могильника оказался довольно бедным. За исключением нескольких кусков шерстяной ткани и кожи, 3 черепков глиняной посуды, остатков железного ножа и нескольких раковин каури (Сypraca moneta), он весь слагался из бронзовых предметов, служивших принадлежностями женских украшений. Надо думать, что несколько богатых инвентарем погребений разрушены и расхищены в прежнее время. На это указывают рассказы местных жителей о прежних находках и следы многочисленных старых картофельных ям, обнаруженных на месте могильника раскопками.

Дневник раскопок

Раскопки начаты были с того места, где осенью 1923 года кр-н С. Ф. Алексеев обнаружил погребение с большим количеством бронзовых вещей. Поверхность древне-культурного пласта, современного образованию могильника, представляла прямую горизонтальную линию. Такое явление позволяет думать, что над могильником не было насыпного бугра или возвышений над отдельными могилами. Отсюда можно заключить, что могильник является представителем похоронной обрядности более древнего населения по сравнению с тем, которое оставило нам курганные кладбища, столь многочисленные во Владимирской губернии. Появление типа курганного погребения в пределах Владимирской губернии относится к X в., а самое широкое распространение к ХI-ХП в. Этот тип погребения занесен в Суздальский край западными славянами (кривичами) в период начальной массовой колонизации края русским населением. Форма обрядов погребения могильника также самая древняя, предшествовавшая в языческие времена трупосожжению и погребению в сидячем положении. Покойники в могильнике положены на спину, вытянуто, с направлением головой преимущественно к ЮЗ и СЗ. Славянский обычай положения головой на 3 здесь встретился только 2 раза из 25 случаев. Инвентарь могильника в общей массе носит резко инородческий характер Присутствие височных колец и горшечных черепков с славянской орнаментикой указывает лишь на случайное и самое раннее соприкосновение с славянской культурой. В виду всего этого Лустошенский могильник следует отнести к инородческой культуре и при том более раннего времени, нежели родственные ему Заколпинский могильник (XII - XIII в.) и курганы у Касимова (Парахинские и Поповские), Рязан. губ. (XII в.), в которых наблюдалось положение костяков с преимущественным направлением на 3 и среди инвентаря которых встретились вещи христианского характера (кресты и образки). С другой стороны, среди инвентаря Пустошенского могильника не оказалось ни одной вещи, которую бы можно было датировать раньше XI в. Самую ближайшую аналогию предметы могильника имеют в находках близь с. Жабок, Егорьевского у., Рязанской губернии, датированных XI в. Наиболее надежной датой для Пустошенского могильника будет также XI в. Народность могильника по характеру и составу своего инвентаря Пустошенский могильник принадлежит к тому типу погребений, который знаменует, повидимому, особую культуру. Характерными признаками данного типа следует признать: присутствие пластинчатых шейных гривен с цилиндрическими привесками, пластинчатых луновидных серег с такими же привесками, витых из проволоки шейных гривен с конусообразными шипами на концах, большого количества раковин каури и довольно грубых, но оригинальных имитаций из проволоки различных курганных находок, как то: шейных гривен и браслет с завязанными концами, ажурных подвесок и типичных на цепочках привесок в виде цилиндриков и ромбов. Все описанного типа вещи согласно приписываются финскому или во всяком случае инородческому племени, предшествовавшему славянской колонизации края.

По характеру своего инвентаря могильник этот принадлежит к типу Максимовского и отмечает границу новой культуры, которая представлена в Муромском уезде целой серией могильников, частью уже обследованных, а частью только что открытых (Подболотский, Максимовский, Перемиловский, Корниловский, Ефановский и др.). Замечательно, что в инвентаре этих могильников мы не имеем совершенно аналогий с Пустошенским и Заколпинским могильниками, за исключением некоторого сходства в подвеске в форме трубочки с привесками. В. А. Городцов считает возможным выделить могильники Муромского края в особую группу и приписать их специально Муроме, одному из исторических финских племен, частью агломерированному, частью вытесненному славянами в XI в. Обращаясь на СВ от Пустошенского и Заколпинского могильников, мы имеем на своем пути два могильника: Новленский, расположенный в ЮВ углу Судогодского уезда и Холуйский, Вязниковского уезда. Первый примыкает по своей культуре всецело к серии Муромских могильников и, в частности, однотипен с Максимовским. Второй может быть отнесен к типу Рязанско-окских могильников (Борковский, Кузьминский, Курмановский, Пальновский, Тырновский и др.), выделенных археол. наукой в особую группу и представляющих своеобразную культуру инородческого племени, обитавшего в Рязанском крае по берегам Оки. Среди инвентаря Рязанско-окских могильников имеются некоторые вещи сходные с предметами Пустошенского и Заколпинского могильников. К числу таких относятся: спиральные кольца в несколько оборотов, медное кольцо с утолщенной серединой, украшенной рубчатой насечкой, подвески в виде трубочки с душкой и обоймицами по краям и середине и лопастными привесками. Но все эти сходства не отличаются полным тождеством и не относятся к предметам наиболее характерным для Пустошенского и Заколпинского могильников, а потому совершенно не могут быть признаны в качестве свидетельств однородности культур. В дальнейшем направлении к СВ, а затем к С, СЗ и 3 до сих пор не открыто вообще могильников. Здесь за пределами Судогодского уезда начинается курганная культура, оставленная первыми русскими колонизаторами Владимиро-Суздальского края в X-XII вв.

Обращаясь к Ю, мы вступаем в пределы Рязанской губ., где встречаем уже ряд пунктов этнографически родственных Пустсшенскому и Заколпинскому могильникам. Так, близь.с. Жабок, Егорьевского уезда, выпахан был в 1871 г. клад, заключавший в себе довольно много вещей совершенно тождественных с предметами Пустошенского и Заколпинского могильников. В 1891 г. около того же села на другом месте найдены были новые вещи тех же типов, вместе с костями. В 1893 г. здесь А. Спицыным произведены были раскопки, давшие новые находки того же типа, но не обнаружившие могильника. Вещи датированы XI в. Территориальное распространение культуры Пустошенского могильника с несомненностью можно проследить в южной части Судогодского и Меленковского уездов, Владимирской губернии, и в северных уездах Егорьевском и Касимовском, Рязанской губернии. В географическом отношении вся эта местность, занимающая бассейны рек Цны, Пры, Поли, Гуся и Колпи, отличается чрезвычайным однообразием: она представляет собою болотистую, лесистую и неплодородную низменность.

Некоторые уцелевшие в литературе обрывки и, главное, народное предание считают древними насельниками данной местности особое финское племя «Мещеру». До настоящего времени вся северо-восточная часть Рязанской губернии и юго западные части Судогодского и Меленковского уездов, Владимирской губернии, называются «Мещерским краем». Мы не решаемся пока со всей категоричностью приписывать Пустошенский могильник племени «Мещере», поскольку для такого утверждения не имеется вполне достаточного историко-археологического материала. Но что народность, населявшая в XI в. так называемый «Мещерский край» и оставившая нам на ряду с другими упомянутыми выше памятниками Пустошенский могильник, принадлежала к особому финскому племени-это можно считать весьма достоверным. Доказательством тому служат не только оригинальность добытых раскопками вещей, знаменующих особую культуру, но и своеобразность географических названий инородческого происхождения, как-то: Таса, Тесерьма, Нармочь, Нинуру, Дандуру, Кикуру, Сентуру, Синуру и др.

Жизнь и культура племени. Добытый раскопками материал, довольно бедный по количеству и чрезвычайно однообразный по качеству, не дает возможности восстановить полную картину жизни и культуры народности, оставившей Пустошенский и Заколпинский могильники и Касимовские курганы. На основании его мы можем составить лишь отрывочные представления о некоторых сторонах экономического и духовного быта племени, обитавшего в XI-XI вв. в так называемой Мещерской стороне.

Первое, что бросается в глаза при рассмотрении могильного инвентаря, это отсутствие каких-либо предметов вооружения. Среди вещественных находок не оказаось ни одного из известных нам видов оружия, употреблявшихся в ту эпоху соседними финскими племенами. Найденные в незначительном количестве железные ножики слишком малы по своим размерам и должны быть отнесены к предметам домашнего обихода. По всем признакам, древние насельники Мещерской стороны отличались весьма мирным характером и совершенно не заботились об обеспечении себя военным снаряжением. Этим следует отчасти объяснить быстрое и почти бесследное исчезновение описываемой нами культуры, сметенной потоком воинственных славянских пришельцев. Занятия племени и вообще весь его хозяйственный быт складывались под влиянием окружающей природной обстановки. Песчаная бесплодная почва не могла побудить к обработке земли. В могильном инвентаре не обнаружено никаких признаков земледельческой деятельности. Повидимому, земледелие введено было в данной местности уже славянами в позднейшие времена. Для разведения скота имелись несколько более благоприятные условия. Указания на скотоводство можно видеть в остатках шерстяной ткани и кожаных изделий, а также в находках конского зуба и осколков костей коровы.

Однако главными промыслами жителей Мещерского края были, несомненно, охота, рыболовство и бортничество. Занятия охотой и рыбной ловлей являлись главными потому, что девственная природа обеспечивала богатую добычу. Что касается бортничества, то этот промысел чрезвычайно распространен в Мещерской стороне до настоящего времени. Житель данного края до сих пор считается лучшим знатоком по бортному делу, так что борть и пчела занимают у него первое место даже в религии. Весь мир разделяется им на три пчельника: светлый, белый и темный. Светлый помещается на небесах и пчелы его составляющие - звезд, белый пчельник - это живые люди на земле, а темный состоит из умерших и помещается под землей. Круг домашних ремесел ограничивался, повидимому, исключительно практическими потребностями самих жителей. Археологический материал позволяет выделить с известной определенностью гончарное производство, выработку тканей и кожи и литейное дело. Найденные при раскопках образцы означенных изделий отличаются довольно высокой техникой. Некоторые из предметов женских украшений, как, например, прорезной медный браслет, не лишены при этом оригинальной красоты. В общем же, судя по обстановке погребений, хозяйственный быт племени, оставившего могильник, рисуется довольно бедным. Из 26 вскрытых могил только в 5 обнаружены остатки деревянных гробов. Во всех прочих случаях оказалась дешевая и скромная лубочная обертка. Инвентарем снабжены были также только 5 покойников. Все это, несомненно, свидетельствует о плохом имущественном положении древних обитателей края.

Относительно общественного и домашнего быта трудно сказать что-нибудь определенное за отсутствием положительных данных. Различие могил по количеству имеющегося в них инвентаря может быть принято за указание на разделение местного населения по общественному положению. Но что лежало в основе этого деления - размеры имущества, или сословное происхождение - ответить с решительностью мы не в состоянии. Обычай награждать умерших женщин и детей предметами крашения и хозяйственного обихода свидетельствует о хорошем их положении в семье. По-видимому, женщины и дети не считались рабами и не обязаны были следовать за мужьями и родителями в загробный мир. Особенности похоронной обрядности и незначительные остатки тризн близь могил показывают, что религиозные верования имели уже место в жизни описываемого нами племени. Эти верования сложились под влиянием окружающей природы и не успели еще вылиться в стройную систему. Основу их составляла вера в загробную жизнь, которая представлялась такой же, как и земная. Отсюда желанна живых снабдить своих родственников перед отправлением в загробный мир всем необходимым вплоть до украшений. Несомненно, такой обряд подрывал благосостояние народа, но любовь к своим покойникам была сильней всяких расчетов и выгод. Можно предполагать, что в этот период, если не существовало замкнутой жреческой касты, то уже были отдельные личности, взявшие на себя обязанность служения богам. В летописях сохранились сведения о волхвах и кудесниках, упорно противодействовавших распространению христианства в наших местностях.

О наружных признаках населения, оставившего Пустошанский могильник, можно сказать очень немногое, так как добытый раскопками антропологический материал остается пока неисследованным. По всем признакам, население было среднего роста, коренастое, черноволосое и отличалось крепостью и здоровьем. При рассмотрении черепов нами не обнаружено ни одного случая попорченности зубов даже у покойников сравнительно старого возраста.

В заключение следует пожелать, чтобы на глухой Мещерский край обращено было более глубокое внимание со стороны историков археологической науки. При тщательном исследовании его все берега больших и малых рек, все курганы, могильники и городища обратятся в живую летопись и тогда перед нами развернется полная и яркая картина жизни и культуры уже исчезнувшего народа.

Грунтовый могильник Жабкинский

Жабки. Грунтовый могильник, 11-13 вв. По сведениям А.А. Спицына 1893 г., расположен «на противоположных концах» с., на правом берегу р. Цна (левый приток р. Ока). На одном из концов села исследованы (А.А. Спицын) остатки, вероятно, одного погребения, где с «обломками окрашенных в зеленый цвет костей» находились «медные украшения», в т.ч. два браслета или височных кольца, бубенчики, подвески-трубочки, пронизка с двумя лапчатыми подвесками, четыре спиральных перстня, раковина каури. Погребение датируется 11 в. На другом конце села, где в 1870 и 1871 гг. был найден «клад медных вещей», раскопками А.А. Спицына «не обнаружено следов могильника». В связи с этим исследователь заключает: «Приходится остаться при старом мнении, что находка эта имеет характер клада». В кладе, среди вещей, «плетеных из медной проволоки», находились большая подвеска со схематизированными конскими головками и шумящими привесками, бляхи в виде лунниц, пряжки, браслеты. По мнению А.А. Спицына, «вещи эти могут быть отнесены приблизительно в 11-12 вв.». Исследователь отмечает также, что хотя места находок «лежали на значительном расстоянии друг от друга, на противоположных концах села, … сами предметы обеих находок вполне тождественны». А.Л. Монгайт, датирующий памятник 11 в, отмечает, что в нем мы «видим яркую картину славянизации древнего местного населения, - вероятно, мещеры, - под влиянием колонизовавших этот район кривичей». Колл. в ГЭ, РИАМ, Егорьевском краеведческом музее.

Археологическая карта России. Московская область. Часть 4.

– Заколпье ( , Владимирская обл.). Грунтовый могильник Заколпский , 11-12 вв. 2 км. к юго-востоку от пос., левый берег р. Колпь. Занимает выступ первой надпойменной террасы на высоте 0.5-2.0 м. над рекой. Исследовано (А.П. Поликарпов, 1899 г.; Н.Е. Макаренко, 1905 г.) 21 погребение, в т.ч. 17 трупоположений и четыре трупосожжения. Захоронения по обряду трупоположения совершались в неглубоких могильных ямах размерами до 2.1х0.8 м., глубиной до 0.7 м., преимущественно с западной ориентировкой. Отмечено также положение погребенных головой на север, северо-восток, юго-юго-запад. В заполнении могильных ям встречались углистые включения. В одном случае вокруг могилы зафиксированы две концентрические кольцевые канавки с золистым заполнением. Находки происходят из женских погребений. Среди них – височные кольца браслетообразные с завязанными концами и перстнеобразные загнутоконечные, шейные гривны витые, части пластинчатого венчика с шумящими привесками, литые крестики, иконка-медальон, шумящая подвеска арочного типа, бусы стеклянные зонные желтого, зеленого и синего цветов, раковины-каури, обломки гончарной посуды. Могильник является одним из немногих известных памятников финно-угорского племени мещера, испытавшего сильное славянское влияние.

Археологическая карта России. Владимирская область.

Археологические находки, относящиеся к племени мещера в Гусь-Хрустальном районе (могильники и бронзовые украшения) были сделаны в самом начале 20 в. у села Заколпье на реке Колпь. Однако более богатые и разнообразные предметы культуры этого племени были найдены в Жабкинском могильнике (в 20 км к югу от г. Егорьевска Московской области). Эти и другие находки, сделанные на территории Клязьминско-Окского междуречья свидетельствуют, что культура мещеры процветала в этом крае в 9-12 вв.
Одной из характерных особенностей одежды племени мещера были искусные украшения из бронзы и меди в виде шумящих подвесок у женщин и нагрудных блях – у мужчин. Нагрудная бляха - медное украшение, символ солнца, помимо сакральных функций, она была отличительным знаком принадлежности к определенному этносу.
В конце 2003 года историко-художественный музей Егорьевска посетил научный сотрудник Государственного Исторического Музея Москвы Ахмедов И.Р. Являясь одним из крупнейших специалистов по археологии поволжских финнов, он естественно заинтересовался находками из Жабкинского могильника, хранящиеся в музее. Увидев мужские нагрудные бляхи, он был поражен их сходством с нагрудными бляхами многочисленных рязано-окских могильников 3-4 века среднего течения Оки! Последующие исследования подтвердили его докадку - это предметы одной культуры!..
Посути дела это - научная сенсация! Если погребения на месте нынешнего села Жабки в Подмосковье начались еще в эпоху рязано-окской культуры 3-4 вв. - культуры суровых воинов Средней Оки, то это решает проблему происхождения мещеры!
В начале первого тысячелетия н.э. на огромной территории от современной Коломны под Москвой почти до Владимира на севере и Мордовии на востоке появляются хорошо вооруженные племена, культуру которых археологи весьма условно назвали рязано-окской. Их жизненный уклад и культура мало соответствовали местным поволжским финнам городецкой культуры (предкам эрзян и мокши), жившим здесь исстари, мирно осваивавшим поймы рек, занимавшимся земледелием и свиноводством. Пришельцы отличались свирепым нравом - грабили и целиком сжигали городецкие поселения, поголовно уничтожая их жителей.

Курганные захоронения рязано-окцев были обнаружены в Гусевском районе близ д.Парахино, а так же в Заколпье…. По образу жизни рязано-окцы были воинами – скотоводами, хорошо знали кузнечное дело и медеплавильное производство. Среднее течение Оки в то время имело важное стратегическое значение. Здесь проходил древний «Серебряный» волжский торговый путь еще задолго до появления известного торгового пути «из варяг в греки». Археологи считают, что рязано-окцы пришли в Мещеру из Донских степей и были в союзе с восточными готами. Вооружение, воинские доспехи, конская сбруя – все было западного образца. В обычай этого племени входило захоронение рядом с погибшим воином, наряду с полным воинским убранством, разрубленного на куски коня, которого помещали в ногах умершего.
См.

Индоевропейские корни племени мещёра
Николай Скулов