Военный меч самурая. Холодное оружие - Японский меч

, , ,


Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины - артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Вот некоторые смертоносные реликвии в истории Японии, известные на весь мир.

Кусанаги-но цуруги

Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли. © Дмитрий Зыков

Самурайский меч

Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку , позволяя изготавливать не просто боевое оружие , но настоящее произведение искусства, которое не удаётся воспроизвести в полной мере даже в современности. На протяжении примерно тысячи лет форма меча практически не менялась, незначительно видоизменяясь главным образом в длине и степени изгиба в соответствии с развитием тактики ближнего боя. Меч, являясь одной из трёх древних регалий японского императора , обладал также ритуальным и магическим значением в японском обществе.

Терминология

В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:

Сравнительная таблица японских мечей

Тип Длина
(нагаса ),
см
Ширина
(мотохаба ),
см
Прогиб
(сори ),
см
Толщина
(касанэ ),
мм
Примечания
Тати 61-71 2,4-3,5 1,2-2,1 5-6,6 Появился в XI веке . Носился на поясе лезвием вниз в паре с кинжалом танто.
Катана 61-73 2,8-3,1 0,4-1,9 6-8 Появилась в XIV веке . Носилась за поясом лезвием вверх в паре с вакидзаси.
Вакидзаси 32-60 2,1-3,2 0,2-1,7 4-7 Появился в XIV веке . Носился лезвием вверх в паре с катаной.
Танто 17-30 1.7-2.9 0-0.5 5-7 Носился в паре с мечом тати или отдельно как нож.
Все размеры приведены для клинка без учёта хвостовика. Ширина и толщина указаны для основания клинка, где он переходит в хвостовик. Данные взяты для мечей периодов Камакура и Муромати ( - гг.) по каталогам. Длина тати в начальный период Камакура и современных тати (гэндай-то) достигает 83 см.

История японского меча

Древние мечи. До IX века.

Первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы », III - вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука ( - гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо , а к VII веку освоили композитную технологию. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.

В старые времена (период мечей кото, около - гг.) существовало примерно 120 кузнечных школ, которые на протяжении веков производили мечи с характерными устойчивыми признаками, выработанными мастером-основателем школы. В новые времена (период мечей синто, - гг.) известно 80 школ. Насчитывают около 1000 выдающихся мастеров кузнечного ремесла, a всего на протяжении тысячи лет истории японского меча зафиксировано более 23 тыс. кузнецов-оружейников, из них больше всего (4 тыс.) в период кото (старых мечей) проживало в провинции Бидзэн (современная префектура Окаяма).

Слитки железа расплющивались в тонкие пластины, резко охлаждались в воде и затем разбивались на куски размером с монету. После этого производилась селекция кусочков, отбрасывались куски с крупными вкраплениями шлака, по цвету и гранулярной структуре разлома сортировались остальные. Такой метод позволял кузнецу отбирать сталь с предсказуемым содержанием углерода в диапазоне от 0,6 до 1,5 %.

Дальнейшее выделение остатков шлака в стали и уменьшение содержания углерода осуществлялось в процессе ковки - соединения отдельных мелких кусочков в заготовку для меча.

Ковка клинка

Сечение японского меча. Показаны две распространённые структуры с отличной комбинацией в направлении слоёв стали. Слева: металл клинка проявит текстуру итамэ , справа - масамэ .

Кусочки стали с примерно одинаковым содержанием углерода насыпались на пластину из того же металла, в едином блоке всё нагревается до 1300°С и ударами молота сваривается вместе. Начинается процесс проковки заготовки. Заготовка плющится и сворачивается вдвое, затем снова плющится и сворачивается вдвое в другом направлении. В результате многократной проковки получается многослоистая сталь, окончательно очищенная от шлаков. Легко подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки образуются почти 33 тысячи слоёв стали - типичная плотность дамаска для японских мечей.

Шлаки всё же остаются микроскопическим слоем на поверхности слоя стали, формируя своеобразную текстуру (хада ), напоминающую рисунок на поверхности древесины.

Для изготовления заготовки меча кузнец выковывает как минимум два бруска, из твёрдой высокоуглеродистой стали (каваганэ ) и более мягкой низкоуглеродистой (синганэ ). Из первого формируется U-образный профиль длиной примерно 30 см, внутрь которого вкладывается брусок синганэ , не доходя до той части, которая станет вершиной и которая сделана из лучшей и самой твердой стали каваганэ . Затем кузнец нагревает блок в горне и сваривает проковкой составные части, после чего ковкой увеличивает при 700-1100°С длину заготовки до размеров меча.

При более сложной технологии свариваются до 4 брусков: из самой твёрдой стали (хаганэ ) формируют режущее лезвие и вершину, 2 бруска из менее твёрдой стали идут на боковые стороны, а брусок из относительно мягкой стали формирует сердцевину. Композитная структура клинка может быть ещё сложнее с отдельным привариванием обуха.

Ковкой формируется лезвие клинка до толщины около 2,5 мм (в районе режущей кромки) и его грани. Верхний кончик также выправляется ковкой, для чего по диагонали срезается конец заготовки. Затем длинный конец (со стороны лезвия) диагонального среза ковкой подгибается к короткому (обуху), в результате чего структура металла в вершине обеспечивает повышенную прочность в ударной зоне меча, сохраняя при этом твёрдость и тем самым возможность очень острой заточки.

Закалка лезвия и полировка

Следующим важным этапом изготовления меча является термообработка лезвия для укрепления режущей кромки, в результате которой на поверхности меча появляется узор хамон , специфический именно для японских мечей. До половины заготовок в руках среднего кузнеца так и не становятся настоящими мечами в результате неудавшейся закалки.

Для термообработки клинок покрывается неравномерным слоем термостойкой пасты - смеси из глины, золы и каменной пудры. Точный состав пасты держался мастером в секрете. Тонким слоем покрывалось лезвие, наиболее толстый слой пасты наносился на среднюю по ширине часть клинка, где закалка была нежелательна. Жидкая смесь разравнивалась и после высыхания царапалась в определённом порядке в области ближе к лезвию, благодаря чему подготавливался рисунок узора хамон . Клинок с засохшей пастой нагревают равномерно вдоль длины до ок. 770°С (контролируется по цвету раскалённого металла), затем погружают в емкость с водой лезвием вниз. Резкое охлаждение меняет структуру металла около лезвия, где толщина металла и термозащитной пасты наименьшие. Затем клинок повторно нагревается до 160°С и снова охлаждается. Данная процедура помогает снизить напряжения в металле, возникшие при закалке.

Закалённая область лезвия имеет почти белый оттенок по сравнению с остальной более тёмной серо-голубоватой поверхностью клинка. Граница между ними чётко видна в виде узорной линии хамон , который представляет собой вкрапления блестящих кристалликов мартенсита в железо. В древности хамон выглядел как прямая линия вдоль клинка, в период Камакура линия стала волнистой, с причудливыми завитушками и поперечными черточками. Считается, что кроме эстетичного внешнего вида, волнистая неоднородная линия хамона позволяет клинку лучше противостоять ударным нагрузкам, демпфируя резкие напряжения в металле.

При соблюдении процедуры как показатель качества закалки обух клинка приобретает белёсый оттенок, уцури (букв. отражение ). Уцури напоминает хамон , но его появление является не следствием образования мартенсита, а оптическим эффектом в результате слабого изменения структуры металла в этой зоне по сравнению с близлежащим телом клинка. Уцури не является обязательным атрибутом качественного меча, но свидетельствует об успешно проведённой термообработке для некоторых технологий.

При нагреве лезвия в процессе закалки до температуры более 770° его поверхность приобретает насыщенность оттенков и богатство деталей узора. Однако при этом может пострадать прочность меча. Совместить боевые качества меча с роскошным оформлением поверхности металла удалось только кузнецам провинции Сагами в период Камакура, высококачественные мечи других школ отличаются скорее строгой манерой оформления клинка.

Окончательную доводку меча осуществляет уже не кузнец, а ремесленник-полировщик, мастерство которого также высоко ценилось. Используя серию полировальных камней разной зернистости и воду, полировщик доводил клинок до идеального состояния, после чего кузнец выбивал своё имя и другие сведения на неотшлифованном хвостовике. Меч считался готовым, остальные операции по креплению рукояти (цуки ), гарды (цубы ), нанесению украшений относились к разряду вспомогательных процедур, не требовавших магического мастерства.

Боевые качества

Боевое качество самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.

Современная оценка японских мечей

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (NBTHK), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.

Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

  • Национальное сокровище (кокухо ). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.
  • Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.
  • Особо важный меч.
  • Важный меч.
  • Особо оберегаемый меч.
  • Оберегаемый меч.

В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется обществом по охране японского меча (NTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу.

В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

Источники

Статья написана по материалам следующих изданий:

  • Sword. Kodansha encyclopedia of Japan. 1-st ed. 1983. ISBN 0-87011-620-7 (U.S.)
  • А. Г. Баженов, «История японского меча», -С.-Пб., 2001, 264 с. ISBN 5-901555-01-5
  • А. Г. Баженов, «Экспертиза японского меча», -С.-Пб., 2003, 440 с. ISBN 5-901555-14-7.
  • Leon and Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara, «The Craft of the Japanese Sword». Перевод на русский язык на сайте www.katori.ru .

Примечания

  1. Термин «тати» установился в русскоязычной литературе. Русская фонетика не позволяет точно передать звучание, английская фонетика воспроизводит название как tachi .
  2. Точного стандарта прогиба для тати не существует. В начале меч тати обладал почти сабельной кривизной, к XIV веку клинок выпрямляется. Прогиб «сори» стандартно измеряется как максимальной расстояние от обуха до прямой линии между кончиком меча и основанием клинка. Рукоять в расчёт кривизны не принимается.
  3. Определения типов японских мечей приведены в книге А. Баженова «Экспертиза японского меча» согласно пояснению японской ассоциации NBTHK («Общество по сохранению художественных японских мечей»), ответственной за сертификацию японских клинков.
  4. Хотя тати в среднем длинней катаны, нередко длина катаны превосходит длину тати.
  5. Такие длины получаются переводом традиционной японской меры длины сяку (30,3 см, прим. длина локтя) в см.
  6. То есть до конца периода Момояма . Традиционно японская история делится на неравные периоды, определяемые по названию населённых пунктов, которые становились местом обитания императора.
  7. Aoi Art Tokyo : японский аукционный дом, специализирующийся по японским мечам.
    Japanese Sword Ginza Choshuya Magazine : магазин по продаже японских мечей, каждый месяц выпускает каталог.
  8. Meч Когарасу-Мару выполнен в необычном стиле киссаки-мороха, популярном в период Нара . Половина клинка до острия обоюдоострая, другая половина с тупым обухом. Вдоль клинка проходит центральная ложбинка, сам клинок очень слабо изогнут, но наблюдается довольно сильный изгиб хвостовика по отношению к клинку. Подпись на мече отсутствует. Хранится в коллекции императорской семьи. См. фото в книге Баженова «История японского меча».
  9. «Поясничный изгиб» (коси-дзори ) назван так потому, что максимальный прогиб клинка при ношении меча удобно облегал тело как раз в области поясницы.
  10. Обух может быть плоский или полукруглый, однако такие образцы среди настоящих японских мечей встречаются крайне редко.
  11. А. Г. Баженов, «История японского меча», стр. 41
  12. А. Г. Баженов, «История японского меча», стр. 147
  13. Sword. Kodansha encyclopedia of Japan.
  14. А. Баженов, «Экспертиза японского меча», стр. 307-308
  15. Блестящий чистый цвет разлома говорит о содержании углерода выше 1 % (высокоуглеродистая сталь).
  16. Процесс ковки меча описан по буклету Всеяпонской ассоциации кузнецов-мечников и книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники), описывающей восстановленную современным мастером древнюю технологию.

Японский меч - клинковое однолезвийное рубяще-режущее оружие, произведённое по традиционной японской технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.
Попробуем немного разобраться в многообразии японских мечей.
По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь.
Изгиб меча (сори), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он сформировался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена совершенная форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб получается отчасти и из-за особенностей термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.
Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцировано. Зачастую клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твердость 60 по Роквеллу, а задней части меча - лишь 40 единиц.

Дай-сё

Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») - пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто - более 66 см, длина сёто - 33-66 см Дайто служил основным оружием самурая, сёто - дополнительным оружием.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати - длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной - вакидзаси.
Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто). Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом - бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.

Катана

Катана (яп. 刀) - длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана - японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) - то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».
Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это - принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто - деревянный меч.

Вакидзаси

Вакидзаси (яп. 脇差) - короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка - от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку.

Тати

Тати (яп. 太刀) - длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати - как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.
Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Другое название этого меча - дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч») - в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана». Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа 刀 - «катана», а онное чтение - «то:».

Танто

Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») - кинжал самурая.
«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски - хамоно (яп. 刃物 хамоно)).
Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера».
Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны - собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.
Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.

Одати

Одати (яп. 大太刀, «большой меч») - один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀, «полевой меч»), означает другой тип меча, но часто ошибочно используется вместо одати.
Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати - это мечи с клинками 1,6 - 1,8 метров.
Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри - сыном Тоётоми Хидэёси).
Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.
Одати более не использовались по прямому назначению, но всё ещё были ценным даром в период Синто («новых мечей»). Это стало их главным назначением. По причине того, что их изготовление требует высочайшего мастерства, было признано, что почтение, внушаемое их появлением, соответствует молитве богам.

Нодати

Сефирот с мечом нодати "Масамунэ"

Нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») - японский термин, относящийся к большому японскому мечу. Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было исключением, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако нодати не выхватывали из-за спины. Из-за своей большой длины и веса, он был очень сложным оружием.
Одним из назначений Нодати была борьба со всадниками. Часто он используется вместе с копьем, потому что с длинным лезвием он был идеальным для поражения противника и его коня одним махом. Из-за своего веса он не мог применяться везде с легкостью и, как правило, отбрасывался, когда начинался ближний бой. Меч одним ударом мог поразить сразу несколько вражеских солдат. После использования нодати самураи применяли для ближнего боя более короткую и удобную катану.

Кодати

Кодати (яп. 小太刀) - буквально переводимое как «маленький тати», это японский меч, бывший слишком коротким, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинным, чтобы быть кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать им. Он мог применяться там, где движения были стеснены или при атаке плечом к плечу. Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), он был разрешён в период Эдо к ношению не самураями, обычно торговцами.
Кодати похож по длине на вакидзаси, и хотя их клинки значительно различаются по конструкции, кодати и вакидзаси настолько похожи по технике использования, что эти термины иногда (ошибочно) используются один взамен другого. Главное отличие между тем и другим состоит в том, что кодати (обычно) шире чем вакидзаси. Кроме того, кодати, в отличие от вакидзаси всегда носился в специальной перевязи изгибом вниз (как тати), в то время как вакидзаси носили заткнутым за оби изгибом клинка вверх. В отличие от других видов японского оружия, вместе с кодати обычно не носили никакого другого меча.

Кайкэн

Кайкэн (яп. 懐剣, до реформы правописания квайкэн, также футокоро-гатана) - кинжал, носимый мужчинами и женщинами самурайского класса в Японии, разновидность танто. Кайкэны использовались для самообороны в помещении, где длинные катаны и средней длины вакидзаси были менее удобны и эффективны, чем короткие кинжалы. Женщины носили их в поясе-оби для самозащиты или (редко) для самоубийства (дзигая). Можно было носить их и в парчовом мешочке с затягивающимся шнурком, позволявшим быстро достать кинжал. Кайкэн входил в число свадебных подарков женщине. В настоящее время он является одним из аксессуаров традиционной японской брачной церемонии: невеста берёт кайкэн, чтобы ей сопутствовала удача.

Кусунгобу, ёроидоси, мэтэдзаси.

Кусунгобу (яп. девять сун пять бу) - прямой тонкий кинжал с клинком 29,7 см длиной. На практике ёроидоси, мэтэдзаси и кусунгобу - одно и то же.

Нагината

Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод - «длинный меч») - японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.

Бисэнто

Бисэнто (яп. 眉尖刀 бисэнто:) - японское холодное оружие с длинной рукоятью, редкая разновидность нагинаты.
Бисэнто отличается от нагинаты бо́льшим размером и другим стилем обращения. Этим оружием работают обязательно с широким хватом, задействуя оба конца, при том, что ведущая рука должна находиться около гарды.
Есть и преимущества стиля борьбы с бисэнто над стилем борьбы с нагинатой. В бою спинка клинка бисэнто, в отличие от катаны, может не только отбивать и отводить удар, но и надавливать, и контролировать. Бисэнто тяжелее катаны, поэтому его рубящие удары в большой степени проносные, чем фиксированные. Они наносятся со значительно большим размахом. Несмотря на это, бисэнто может с лёгкостью отрубить голову как человеку, так и лошади, что с нагинатой сделать не так просто. Вес меча играет роль как в пробивном, и в толчковом свойстве.
Есть мнение, что идею этого оружия, японцы взяли у китайских мечей.

Нагамаки

Нагамаки (яп. 長巻 - «длинная обёртка») - японское холодное оружие, состоящее из древковой рукояти с большим наконечником. Было популярно в XII-XIV веках. Было схоже с совней, нагинатой или глевией, но отличалось тем, что длины рукояти и наконечника были примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч.
Нагамаки - оружие, изготовлявшееся в различных масштабах. Обычно полная длина составляла 180-210 см, наконечник - до 90-120 см. Лезвие имелось только с одной стороны. Рукоять нагамаки обматывалась шнурами в перекрещенной манере, наподобие рукояти катаны.
Это оружие применялось в периоды Камакура (1192-1333), Намбоку-тё (1334-1392) и в период Муромати (1392-1573) достигло наибольшей распространённости. Также его использовал Ода Нобунага.

Цуруги

Цуруги (яп. 剣) - японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).
Использовался как боевой в VII-IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии - в церемониальных и религиозных целях.
Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.

Тёкуто

Тёкуто (яп. 直刀 тёкуто:, «прямой меч») - это общее название древнего типа мечей, которые появились у японских воинов примерно в II-IV веке нашей эры. Точно неизвестно, появился ли тёкуто в Японии или был вывезен из Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Как и западные аналоги, тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов.
Характерными особенностями тёкуто был прямой клинок и односторонняя заточка. Наиболее распространенными были два вида тёкуто: кадзути-но-цуруги (меч с молотовидной головкой) имел эфес с овальной гардой, оканчиваю*щийся медной головкой в форме луковицы, а кома-но-цуруги («корейский меч») имел эфес с головкой в форме кольца. Длина мечей составляла 0,6-1,2 м, но чаще всего была 0,9 м. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами.

Син-гунто

Син-гунто (1934) - японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Это оружие повторяло форму боевого меча тати, как в оформлении (аналогично тати, син гунто носился на портупее лезвием вниз и в его конструкции применялся колпачок рукояти кабуто-ганэ, вместо касиро, принятого на катанах), так и в приемах обращения с ним. В отличие от мечей тати и катана, изготавливавшихся кузнецами-оружейниками индивидуально по традиционной технологии, син-гунто массово производился фабричным способом.
Син-гунто был очень популярен и пережил несколько модификаций. В последние годы Второй мировой войны они в основном были связаны со стремлением уменьшить затраты на производство. Так, рукояти мечей для младших армейских чинов изготавливали уже без оплетки, а иногда и вовсе из штампованного алюминия.
Для морских чинов в 1937 году был введен свой военный - кай-гунто. Он представлял вариацию на тему син-гунто, но отличался оформлением - оплётка рукояти коричневая, на рукояти черная кожа ската, ножны всегда деревянные (у син-гунто - металлические) с черной отделкой.
После окончания Второй мировой войны большая часть син-гунто была уничтожена по приказу оккупационных властей.
Ниндзято, синобигатана(вымышленный)
Ниндзято (яп. 忍者刀 ниндзято:), так же известен как ниндзякэн (яп. 忍者刀) или синобигатана (яп. 忍刀) - меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны так же был мощный режущий удар.

Сикомидзуэ

Сикомидзуэ (яп. 仕込み杖 Shikomizue) - оружие для "скрытой войны". В Японии его использовали ниндзя. В наше время этот клинок часто появляется в кинофильмах.
Сикомидзуэ представлял собой деревянную или бамбуковую трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Сикомидзуэ мог быть и длинным мечом, и коротким кинжалом. Поэтому длина трости зависела от длины оружия.

Дзанбато, замбато, чжаньмадао

Японское чтение иероглифов чжаньмадао - дзамбато (яп. 斬馬刀 дзамбато:) (также дзаммато), однако неизвестно, применялось ли такое оружие в Японии в действительности. Тем не менее, дзамбато упоминается в некоторых современных японских произведениях массовой культуры.
Чжаньмадао или мачжаньдао (кит. 斬馬刀, пиньинь zhǎn mǎ dāo, буквально «меч, чтобы рубить коней») - китайская двуручная сабля с широким и длинным клинком, использовался пехотинцами против кавалерии во времена династии Сун (упоминание о мачжаньдао присутствует, в частности, в "Жизнеописании Юэ Фэя" династийной истории "Сун ши"). Тактика применения мачжаньдао, согласно данным "Сун ши", приписывается знаменитому военачальнику Юэ Фэю. Пехотные отряды, имевшие на вооружении мачжаньдао, действовавшие перед построением основной части войск в рассыпном строю, старались с его помощью перерубить ноги вражеским лошадям. Аналогичная тактика применялась и в 1650-х годах войсками Чжэн Чэнгуна в боях с цинской конницей. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что сабля мачжаньдао применялась также монгольской армией Чингисхана.

Все прошлое древней и феодальной Японии - это нескончаемые сражения. Основное отличие от битв на континенте состоит в том, войны разгорались среди японцев, другими словами, в пределах одной национальности и культуры.

Враждующие применяли одно оружие и похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.

Виды японского холодного оружия
В японском боевом прошлом выделяют три определяющих эпохи: эра лука, эра копья и эра меча.
Период Лука

Лук (юми) - старейшее оружие Японии. Луки применялись в качестве оружия с древнейших времен. Стрельба из лука делилась на две формы - как необходимая часть синтоистских церемоний кюдо (Путь лука) и как боевое мастерство кюдзицу (Навых стрельбы из лука). В кюдо обычно упражнялась знать, кюдзицу практиковали самураи.


Японский лук асимметричной формы, верхняя часть которого приблизительно вдвое длиннее нижней. Длиной лук от двух метров. Как правило, части лука изготавливают композитно, другими словами, снаружи лук сделан из дерева, а внутри - из бамбука.

Из-за этого стрела почти никогда не движется по прямой траектории, в результате чего меткая стрельба становится возможной только после накопления большого опыта. Среднее расстояние меткого полета стрелы - примерно 60 метров, для профессионала - вдвое дальше.



Юми японский лук
Зачастую наконечники стрел изготовлялись пустыми для того, чтобы в полете они испускали свист, который по верованиям отгонял злых демонов. В старину иногда применялись японские луки, которые необходимо было натягивать не в одиночку, а несколькими воинами (например луки, для натяжения которых требовалась сила семи лучников!). Такие луки применялись не только для отстрела пехоты, но и в битвах на море для потопления вражеских лодок. Кроме обычной стрельбы из лука, особым мастерством являлась бакюдзицу - верховая стрельба с лошади.
Эра Копья

В 16 столетии в Японское государство из Португалии были привезены мушкеты. Они практически полностью вытеснили луки.

Вместе с тем повысилась важность копья (яри). Из-за этого эпоху междоусобиц именуют Эрой Копья.Копье Яри оружие Японии.
Копье Яри фото

Преимущественно копья применялись для сбивания всадников с лошади. После падения такой боец оказывался незащищенным. Как правило копья применяла пехота. Копье яри было 5 метров в дляну, и чтобы его использовать, нужно было обладать большой силой и выносливостью. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Разновидности холодного оружия самураев.

Эра Меча
С приходом к власти сёгуната Токугава в 1603 году значение военного мастерства как умения "победы любой ценой" ушло в историю. Оно превратилось в самостоятельную технику самосовершенствования и состязания. Благодаря этому физическую мощь профессионалов копья сменило кэндзюцу - искусство владения мечом.
Именно в эту эпоху самурайский меч стал называться "душой самурая". Меч самурая оттачивался с выпуклого наружу края, а другая грань является своеобразным "щитом" во время сражения. Меч, изготовленный специальными методами многослойной ковки удивительно прочный и острый. Его изготовление занимает длительное время и требует огромных трудовых затрат, поэтому новый самурайский меч всегда имел огромную стоимость. Старинный же меч, произведенный знаменитым мастером, стоил целое состояние. В завещании самурая в специальном разделе всегда указывалось распределение мечей между отпрысками.

Дайсё - большой и маленький меч.
Известно, что самурай носил два меча - длинный и короткий. Такая пара называлась Дайсё (букв. "больший и меньший") и состояла из Дайто ("большего меча"), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето ("меньшего меча"), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу - кинжал для ближнего боя.

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) - 95-120 см, короткий - Сето (Вакадзаси) - 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси - на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей - около 3-х см, толщина спинки - 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она "цуба".

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке - Катанакакэ.
Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них - Ко-катана (кокатана) - вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны.
Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта - кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.
Катана - это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:


    Тати - меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.


    Танто - малый самурайский меч.


    Козука - японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.


    Та-чи - однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.


Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати - "полевой меч" с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было - поражение конных войск.

Нодати.

Метательные звёзды.


Сюрикены использовались для отвлечения противника.
Проблема метательных звёзд в том, что они имеют очень мало общего с ниндзя. Более известные как сюрикены, они предстают в двух основных формах: в форме звезды, и прямой. В то время как они летят во врага, у самурая появляется время, чтобы достать свой меч и убить противника. Они являются одной из форм оружия отвлечения. Сюрикенами пользовались самураи каждой самурайской школы, давшие им различные названия в зависимости от их формы. Их связь с ниндзя не прослеживалась до 20-го века, поэтому называть их «звёздами смерти ниндзя» неправильно.

Кастет с шипами.


Такие «кастеты» использовались во время ближнего боя.
Самураи использовали для нападения шипы, чтобы наносить увечья противнику. Пример на картинке показывает, что шип может перемещаться из скрытой позиции против запястья, тем самым нанося смертельные раны врагу. В дополнение к этому, есть кольца с шипами, используемые для нанесения ударов и захватов при попытке захвата противника. Так называемые «кастеты», являющиеся куском железа, зажатым в руках, использовались для поражения тела или защиты от других видов оружия.

Цепи.


Цепи в умелых руках были грозным оружием.
У самураев были цепи и веса разных длин и стилей. Их главным образом можно было разделить на два основных типа: цепи с меньшими весами на обоих концах и цепи с увесистым грузом на одном конце. Первый в основном используется, чтобы захватить и удерживать людей. Второй тип может легко убить человека, если цель была достигнута. Версию этого оружия можно увидеть в фильме «Убить Билла», где Чёрная мамба (героиня Умы Турман) дерётся с японской школьницей. Это оружие используется для удара, сдерживания и удушения противника.

Металлическая дубинка.


Дубинка является одним из старинных видов оружия в Японии.
В древней Японии оружием было всё: от простых деревянных дубинок до металлических мечей. Самураям часто приходилось оставлять свои мечи с сопровождающим или в специальной комнате на вечере. Хозяин мог даже попросить убрать их короткие мечи. В этой ситуации самурай мог взять для защиты дубинку, а имея на ней тяжёлый металлический «вентилятор», он смело мог отражать любое внезапное нападение. Кроме того, так называемая «полиция»(некоторые самураи и военные) использовала дубинки, чтобы ловить преступников.

Трость с железным крюком.


Такие трости использовались не только огнеборцами.
Так как дома и крупные здания в Японии были сделаны из дерева, огонь постоянно угрожал городам и населённым пунктам. Чтобы противостоять этому, были созданы команды пожарных. Часть их работы заключалась в разрушении здания вокруг пожара так, чтобы он не распространялся. Такую работу выполняли абсолютно все — от самураев до простолюдинов. Одним из основных инструментов был тяжёлым железный башмак в форме клюва. Люди разбивали ими стены и препятствия, снося участки зданий, чтобы огонь не распространялся. Тем не менее, некоторые из этих банд сформировали плохую репутацию, и этот инструмент стал ассоциироваться как разрушительное оружие.

Серп с цепью.


Серп с цепью использовался как многофункциональное оружие.
Серп представляет собой изогнутое лезвие, используемое для резки растений и травы; он был распространён во всём средневековом мире. Воины Японии прикрепили цепь к валу серпа, превратив его в грозное оружие. Цепь могла держать противника на расстоянии или его опутывать, в то время как серпом можно было резать врага. Ниндзя тоже использовали серпы, но не для боевых действий. С их помощью они прорывались через заборы и барьеры, а в некоторых кланах были раскладные версии, которые можно было носить в рукавах кимоно.

Быстрая» верёвка.


Такая верёвка использовалась для поимки преступников.
Если предполагаемый оппонент самурая или полицейского должен был быть живым, «быстрая» верёвка — то, что нужно. Она состоит из острого железного крючка на конце разворачивающейся с большой скоростью длинной и тонкой верёвки. Крючок можно было воткнуть в ухо, щёку или руку противника. После того как враг пойман, для связывания цели использовалась более надёжная верёвка. В Японии существовала сложная система традиций о том, как связать заключённого в зависимости от его социального статуса. Считалось, что самураев сразу связывали верёвкой. Это не так. На самом деле, в начале ареста использовалась «быстрая» верёвка, и только после того, как оппонент уже ничему не угрожал, его связывали согласно статусу.

Боевой ухват.
Сасумата.


С таким оружием можно было держать врага на расстоянии.
Если подойти к цели было слишком опасно или она очень далеко, то задержание проводилось с помощью боевого ухвата. Это набор из трёх длинных шестов с различными насадками. Наконечником старались поймать противника за ногу, шею или сустав, или зацепить часть одежды, чтобы задержать его, пока остальные не поймают и свяжут. На древке делались шипы, чтобы противник не мог ухватиться за него. Такие эффективные инструменты использовались для поимки особо опасных самураев, воров или преступников.

Личный нож с шипом.


Нож с шипом использовался не только в бою.
Вы когда-нибудь видели, что на некоторых самурайских мечах есть тонкий шип на одной стороне ножен и маленьким ножом на другой, мягко скользящим в нужном положении с помощью рукояти? Существуют различные теории для их использования, но школа самураев под названием Натори-рю говорит нам, что шип использовался для прокалывания уха обезглавленного противника, чтобы можно было прикрепить записку с именем жертвы. Шип также используется, чтобы затолкнуть язык обратно в рот, поскольку это считается неприличным. Нож для самурая был персонализированным оружием и часто использовался в качестве доказательства. Если самурай проник вглубь вражеской территории, он мог оставить его спрятанным, чтобы доказать, что он был там, когда союзники возьмут вражеские земли, или если самураю необходимо отправить важное сообщение, он может послать личный нож в качестве доказательства справедливости. Этот набор был чем-то вроде швейцарского армейского ножа времён самураев.

Длинный и короткий мечи.


Только настоящим воинам разрешалось их носить.
Многие знают, что ношение двух мечей (более короткий меч называется вакидзаси, а более длинный меч называется катана) является символом самураев, и только воинам было разрешено нести эти мечи. Тем не менее, до конца 16-го века мечами мог обладать почти любой человек. Победа в бою могла означать продвижение в самураи. Тем не менее с объединением Японии в 16-м веке произошло угнетение крестьян и затвердевание системы класса. Правительство самураев издало указ «Охота за мечами», лишивший простой народ своего оружия. Издав данный указ, правительство пыталось предотвратить возможные восстания. Только в период Эдо — последний век самураев — меч действительно стал их символом. До этого им были в первую очередь копье и лук. Итак, мы рассказали вам о видах самурайского оружия. Теперь вы знаете, что самураи орудовали не только своими катанами. Каждым из приведённых в списке оружий они владели в совершенстве, что делало их крайне опасными противниками.

Оригинал взят у

Рассмотрим устройство японского меча на примере катаны.

Катана - длинный самурайский меч, длина меча 90-120 см, длина рукояти 25-30 см или 3 охвата руки, ширина клинка 27-35 мм, прогиб равен или чуть больше ширины клинка. Рукоять обтягивается кожей ската или акульей кожей. Гарда катаны называется цубой и имеет чаще всего круглую форму.

Длина лезвия меча рассчитывается следующим образом: чтобы получить предельную длину, нужно из вашего роста вычесть 90 см. Чтобы также учесть вопросы удобства обращения с мечом, обычно отнимают еще 8 см из полученной величины. Например, 175 - 90 = 85 см, 85 - 8 = 77 см. (лично моё мнение - это не научно, ниже информация из другого источника) .

Если нет твоего роста в таблице, то на каждый дополнительный сантиметр роста нужно добавлять 3 мм к длине клинка, т. о. можно более точно вычислить длину клинка (но это только рекомендация т.к. на протяжении всего существования меча менялась его длина и техника владения им, тут боец вправе сам выбирать длину меча в зависимости от боевой ситуации) .

Оправа букэ-дзукури, или ути-гата-на косираэ . Мечи, оправленные в этом стиле, носили засунутыми за пояс. На ножнах имелся выступ куриката , через который пропускался шнур сагэо .

Детали оправы букэ-дзукури

Касира - головка рукояти у мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури .

Кодзири - наконечник ножен у мечей в стиле букэ-дзукури ; может отсутствовать, тогда оконечность ножен просто закруглена и отлакирована так же, как и все ножны.

Коигути - «рот карпа»; вход в ножны (или кутиганэ , если устье ножен охватывается металлическим кольцом).

Куриката - выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длины меча ниже коигути на лицевой стороне ножен омотэ , через который проходит шнур сагэо .

Мэкуги - крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча.

Мэнуки - орнамент на рукояти меча.

Сагэо - шнур на ножнах меча.

Самэ - кожа ската, которой покрывалась пука .

Сая - ножны.

Сэппа - пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды.

Фути - муфта на рукояти.

Цуба - гарда.

Цука - рукоять.

Цука-ито - обмотка рукояти

Наиболее известный вид мечей стиля букэ-дзукури - это катана (дайто) и вакидзаси (сёто) . Вакидзаси являлся просто уменьшенной копией катана . Вместе они образовывали дайсё («большой и малый»). Если же все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё-сороимоно .

Ножны (сая) меча делаются обычно из хо-но-ки (магнолии) и состоят из двух половинок. В сечении они почти всегда имеют форму удлиненного овала такой же формы и размера, как и сэппа (шайбы), находящиеся рядом с ними, и остаются одинаковыми на протяжении всей длины. Ножны для меча, как правило, были покрыты очень прочным лаком. У дайсё - пары мечей, носившихся самураями, - этот лак обычно спокойных тонов, как правило, черный, и все остальные украшения выдержаны в том же спокойном стиле. Яркие броские цвета предпочитались щеголями, а ярко-красный лак, ввозимый из Китая, был на мечах, носившихся самураями из провинций Сацума и Хюга, которые славились отвагой и большой горячностью.

Поверхность, на которую накладывается лак, либо простая гладкая, либо на ней могут быть широкие или узкие бороздки, идущие диагонально или поперечно. Сама лакируемая основа может быть как зернистой, так и хорошо отшлифованной, одноцветной или украшенной насидзи (золотой пылью), гури-бори или в других стилях, или даже полосатой двухцветной. Довольно часто также встречается лакировка типа рыбы ската (самэ-нури ). Эти основы могут далее получать любую фор­ му украшения, но для дайсё изощренный маки-э (свободный узор) не соответствует японскому вкусу. Однако в отношении кинжалов мастер мог допустить свободный полет фантазии, и здесь часто встречаются инкрустированные металлические орнаменты (канамоно) .

Следующие шесть частей ножен мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури , могли иметь особые детали украшений:

    Кольцо, охватывающее вход в ножны - кои-гути («рот карпа») или кутиганэ , если оно металлическое;

    урагавара - укрепляющий брусок, идущий поперек основания прорези для ко-гатана ;

    Облицовка прорезей для ко-гатана и когай . Обычно бывает из полированного черного лака, полированного натурального рога, либо из мягкой буйволовой кожи;

    куриката («форма каштана») - выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длинны меча ниже кои-гути на стороне омотэ , через который проходит шнур сагэо;

    сори-цуно («возвращающий рог»), или ориганэ , - маленький крючкообразный выступ еще ниже на той же стороне, направленный в сторону эфеса. Он служит для того, чтобы не дать ножнам выскользнуть вперед из-за пояса. Встречается довольно редко и обычно на вакидзаси , но его присутствие часто говорит о хорошем
    клинке;

    кодзири - наконечник ножен. Его часто не бывает, особенно у вакидзаси , и оконечность ножен просто закруглена и отлакирована также, как и все ножны. По форме, материалу и украшению он очень часто соответствует касира .

Все эти детали (за исключением облицовки прорезей для ко-гатана и когай ) обычно металлические, более или менее одинаково украшенные. Но в неброских оправах они могут быть из полированного черного рога простейшей формы и наи­ меньшего размера, необходимого для их предназначения.

Сагэо - это плоский шелковый шнур, пропущенный сквозь курикату , которым меч привязывался к поясу. Длина сагэо была от 60 до 150 см в зависимости от размера оружия, и его можно было снять перед боем и использовать как тасуки для подвязывания длинных рукавов гражданского костюма, чтобы дать свободу движениям рук. Сагэо использовали и для связывания плененного врага. Цвет сагэо соответствует цвету ножен. Если последние в хорошем японском вкусе, неброские и строгие, такой же будет и сагэо . У ярких и пёс­ трых оправ сагэо соответствующий.

Рукоять (цука) всегда делалась из двух склеенных вместе половинок дерева, предпочтительно хо-но-ки (магнолии). Между ними оставалось отверстие для хвостовика (накаго) , называемое цука-гути . Дерево обычно покрывалось единым куском белого самэ - узловатой кожи ската. Шов шел по центру стороны ура , и обычно кусок подбирался так, чтобы центральный ряд из трех или четырех большего размера узелков оказался сверху стороны омотэ .

Сверху накладывалась обмотка цука-ито («нить эфеса»), состоящая из полоски крепкой плоской шелковой (реже кожаной или хлопковой) ленты ути-хим о шириной до 0,6 см. Довольно редко вместо плоской ленты встречается шнур, обмотанный рядами. Как правило, цука-ито была черной, изредка мягкого коричневого, темно-синего или зеленого цвета. Иногда даймё использовали катаны с белой обмоткой; это было также чертой определенного типа тати . Изредка находят кожаный шнур и китовый ус. Центр ленты помещали вплотную к муфте рукояти фути на стороне омотэ , а два конца оборачивали вокруг рукояти соответственно справа и слева и на одинаковых расстояниях дважды перекручивали. В результате самэ оказывалась полностью закрытой, кроме ряда ромбовидных промежутков на обоих сторонах рукояти. После того, как ленту пропускали через стороны головки рукояти касира , ее закрепляли на обеих сторонах рукояти плоским компактным узлом. Немного ниже центра рукояти на стороне омотэ и немного выше него на стороне ура обмотка частично закрывала и крепила на месте два украшения мэнуки .

Варианты обмотки рукояти цука и техника обмотки, приводящая к образцу, который показан вверху в центре

Закрепление шнура цука-ито на касира

Существовало много исключений из этого обычного цука-маки (метода обмотки рукояти). Например, на мечах, которые носили даймё при официальной одежде, называемой камисимо , при дворе сёгуна в период Эдо, черная шелковая обмотка перекрещивалась поверх касира , вместо того, чтобы проходить внутри; касира в этом случае была из простого черного рога. Этот стиль известен как маки-какэ-но-касира , а меч с такой обмоткой назывался камисимо-дзаси .

У определенных придворных мечей, так же как и у большинства коротких мечей и кинжалов, рукоять из кожи ската оставалась необмотанной. В таких случаях касира и оба мэнуки приходилось крепить клеем, скрытыми булавками, декоративными кнопками или другим подходящим способом. Этот стиль называется ханаси-мэнуки (свободный мэнуки ). Существует также много форм необмотанного эфеса, большей частью у кинжалов, рукоять которых покрыта полированным или резным деревом, лаком, ротанговой пальмой или металлом. Обычно, если на рукояти отсутствовала кожа ската, боковые стыки между половинками рукояти закрывались полосками металла, называемыми кэнуки-канамоно .

По форме рукоять состоит из узкой эллиптической секции и обычно совсем слегка утончается с обоих концов к середине. У кинжалов с необмотанной рукоятью сторона омотэ может иметь косой срез на расстоянии 2,5 см от касира . В том случае, когда кинжал носят на груди в одежде (квайкэн ), эта особенность дает человеку возможность тут же почувствовать, с ка­ кой стороны находится лезвие.

Гарда (цуба) обычно имеет форму диска. Исключение составляют только гарды древних мечей, которые имеют форму небольшой крестовины и называются сито-ги (по форме напоминающие жертвенный рисовый пирог Синто, откуда и пошло название). Такие гарды встречаются также на некоторых парадных типах тати . Попадаются чашевидные гарды, но довольно редко.

Гарды бывают различных форм и размеров, хотя наиболее распространены круглые или овальные с диаметром от 6 до 9 см.

Гарды почти всегда сделаны из металла, хотя на парадных мечах они могут быть из лакированной кожи, кожи, натянутой на дерево, или из папье-маше. Вплоть до XVI в. гарды цуба обычно делались из железа. Простые по дизайну, они служили чисто утилитарной цели - защите руки. Позднее, по мере развития металлургии, цуба стала также произведением искусства. Украшения гарды достигают своего расцвета в мирный период Эдо. Для их украшения начали использоваться такие металлы, как золото, серебро, медь с различной красноватой патиной, а также сплавы меди: сякудо, сибуити, самбо гин, рогин, караканэ, нигуромэ, сэнтоку и чистая латунь синтю . Применение различных химических соединений позволяло придавать им самые разные цвета. К ним надо добавить интересные контрастные комбинации двух или более сплавов разного цвета.

Детали гарды (цуба)

Хира («плоское тело») - часть гарды между мими и сэппадаи .

Мими - ободок.

Сэппадаи («позиция для шайб») - место для шайб сэппа . Овальная часть гарды вокруг отверстия для хвостовика. К этому месту прилегают две шайбы (сэппа ) между гардой и клинком и гардой и рукоятью. Когда гарда находится на мече, сэппадаи полностью скрыта от глаз. Обычно совершенно непримечательная, за исключением подписи, она часто представляет собой слегка выпуклый правильный овал.

Накаго-ана - отверстие для хвостовика. Отверстие в центре гарды, через которое проходит хвостовик полосы меча.

Удэнуки-ана - отверстия для темляка. На некоторых гардах бывает два отверстия различного размера. К ним крепился темляк.

Сэкиганэ - заполнитель. Металлический заполнитель, используемый для того, чтобы подгонять размер отверстия для хвостовика к конкретной полосе меча и обеспечивать его фиксацию. Эти отверстия встречаются на железных гардах и говорят о том, что это ранняя гарда. Заполнитель используется и в рё-хицу .

Когай хицу-ана - отверстие для когай . Это отверстие часто бывает в форме половины четырехлепесткового цветка.

Кодзука хицу-ана - отверстие для кодзу-ки . Это отверстие, расположенное напротив когай хицу-ана , предназначено для рукояти ко-гатана . Отверстие часто имеет форму половины луны. Вместе когай хицу-ана и кодзука хицу-ана называются рё-хицу .

Муфта рукояти (фути) и головка рукояти (касира). Эти две детали оправы, как правило, рассматриваются вместе, так как они обычно одинаково оформляются и делаются одним мастером.

Функция фути (муфты рукояти) и касира (головки рукояти) состоит в укреплении рукояти с обоих концов. Термин «касира» (букв. «голова») - это сокращение от первоначального названия «цука-гасира» (голова рукояти), а фути - общий термин для обозначения границы. Обе вещи вместе обычно называются фути-касира .

Фути , как правило, состоит из плоской металлической ленты-кольца шириной до 1,3 см, которая охватывает рукоять рядом с гардой и которую легко снять. У основания фути имеется овальная пластина, называемая тэндзё-ганэ («потолочный металл»), как правило медная, с отверстием для хвостовика меча.

Касира представляет собой небольшую чашечку обычно с приплюснутым дном, хотя также часто встречаются касира с совершенно круглым дном. На фути основная часть узора расположена на стороне омотэ . На касира узор расположен на торце рукояти, чтобы он был виден при ношении меча.

С каждой стороны касира имеется овальная прорезь - ситодомэ-ана , снабженная убираемой петелькой-проушиной - ситодомэ («глазок овсянки») из позолоченной меди, как раз такого размера, чтобы прошел шнур рукояти. На эфесе с обмоткой рукояти касира больше никак не крепится. Однако на рукояти без обмотки она обычно закреплена не только клеем, но и двумя булавками с листообразными головками, достаточно большими, чтобы скрыть ситодомэ-ана (петелька с которой убрана).

Фути подписывается на стороне омотэ внешней поверхности тэндзё-ганэ и иногда на видимой части. На касира подпись, в тех редких случаях, когда она есть, находится на маленькой металлической пластине, припаянной изнутри или снаружи. Так же она расположена и у мэнуки .

Мэнуки - это пара маленьких орнаментов из декорированного металла, находящихся по обе стороны рукояти. Они служат не только украшением, но и для более плотного охвата рукояти. Вероятно, они ведут свое происхождение от декорированных шляпок крепежных штырей на древних мечах. Вместе с когай и ко-гатана (кодзука ) они могут составлять единый комплект, называемый митокоро-моно («три места вещи»). Единый стиль может распространяться до полного комплекта металлических деталей для меча - сороимоно («единообразная вещь») или пары мечей - дайсё-сороимоно . Митокоро-моно или сороимоно работы известного мастера по металлу - предпочтительно одного из Гото - было любимым подарком у даймё и других высокопоставленных лиц в торжественных случаях.

Мэкуги - это крепежный штырь, который проходит через рукоять и хвостовик меча и не дает полосе меча выпасть из рукояти. Обычно он делается из бамбука, но нередко и из темного рога (очень редко из слоновой кости). При обмотанной рукояти слегка сужающийся мэкуги входит на стороне ура в центре одного из открытых ромбиков самэ так, что на стороне омотэ его более узкий конец скрыт обмоткой. Но из этого правила есть исключения. В необмотанных рукоятях кинжалов мэкуги может проходить сквозь проушину из металла или слоновой кости или сквозь металлическую ленту - до-ганэ («металл тела»), охватывающую рукоять.

Металлический мэкуги - это поразительная черта большинства необмотанных рукоятей. Он состоит из толстой медной трубки с декоративной шляпкой, часто серебряной, в которую вдевается или ввинчивается с другой стороны медный штырь с такой же шляпкой. Резьба на винтах часто левосторонняя, и при демонтаже такого оружия надо быть крайне осторожным.

Шайбы (сэппа) - это пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды. Они почти всегда сделаны из меди, простой, позолоченной, посеребренной или покрытой золотой или серебряной фольгой. Видимые поверхности могут быть полированными или покрыты легкими штрихами. Их края обычно фрезерованные или украшены отверстиями. У некоторых мечей их бывает две или три пары, а у тати дополнительно к этим обычным сэппа часто встречается еще значительно большая пара, называемая о-сэппа (большие шайбы). Они покрывают большую часть гарды и бывают украшены гравировкой, причем основу узора часто составляет изящный Мальтийский крест. Говорят, что сэппа начали применяться в XII в. Их назначение - предохранять фути и гарду от повреждений и придавать всему законченный вид.

Муфта (хабаки). Несмотря на то что с художественной стороны хабаки наименее значительна, она абсолютно необходима, и её находят на всех японских мечах, кинжалах и копьях. Эта толстая металлическая муфта, внутренняя сторона которой плотно прилегает к последним двум-трем сантиметрам клинка и первым двум-трем сантиметрам хвостовика (накаго ) (примерные цифры для оружия средней величины), имеет несколько функций. Во-первых, она плотно удерживает меч в ножнах, исключая трение клинка и особенно закаленной части клинка о внутреннюю поверхность ножен. Во-вторых, она в какой-то мере предохраняет клинок от появления ржавчины в этом опасном месте, поэтому часть полосы меча под хабаки должна быть слегка смазана маслом. Но самая важная её функция состоит в том, что она переносит отдачу от удара через гарду на всю рукоять, а не на сравнительно слабый сдерживающий колышек мэкуги из бамбука или рога.

Хабаки обычно сделана из меди, посеребренной или позолоченной, или же покрыта фольгой из золота, серебра или сплава сякудо . Поверхность либо полированная, либо покрыта косыми штрихами, которые называются нэко-гаки («скребет кошка»). Если присутствует тонкое фольговое покрытие, оно может быть вделано в эти нэко-гаки или же украшено штампованным узором. Изредка также встречаются хабаки из железа, драгоценных металлов или даже из слоновой кости или дерева, но только на мечах, оправленных не для серьезного использования. Если полоса меча тоньше средней и, таким образом, требует хабаки дополнительной толщины, то может использоваться нид-зю-хабаки - двойная хабаки. Это просто обыкновенных размеров хабаки, усиленная отдельным, но аккуратно подогнанным куском, который добавляет две «щеки», чтобы усилить нижнюю часть (соседнюю с гардой). По хабаки часто можно оценить качество клинка. Нидзю-хаба-ки и особенно хабаки , украшенные фамильным гербом мон , обычно принадлежат хорошим мечам.

Терминология полосы меча

Полоса меча, кинжала или любого другого клинкового оружия состоит из клинка и хвостовика.

Острие (кисаки) - это наиболее сложная для ковки и полировки часть меча. Ценность меча в значительной степени определяется состоянием кисаки . Линия закалки на острие (боси ) может быть неодинаковой с разных сторон клинка.

Существует великое множество типов линии закалки на острие (так же, как и на самом клинке).

Типы острия меча (кисаки ) и линии закалки (боси ) классифицируются:

1. по форме лезвия:

- фукура-карэру - прямое;
- фукура-цуку - изогнутое;

2. по размеру:

-ко-кисаки - маленькое острие. Характерно для тати периода Хэйан и начала периода Камакура;
- тю-кисаки - среднее. Широко распространенный тип для всех мечей, начиная примерно с 1232 г.;
- о-кисаки - длинное;
- икари-о-кисаки - длинное и изогнутое;

3. по линии закалки (боси):

- ко-мару - слабое закругление;
- о-мару - сильное закругление. Ширина закаленной части уже, чем в ко-мару ;
- дзидзо - в форме головы божества Дзидзо;
- яки-дзумэ - невозвращающаяся. Как правило, линия закалки доходит до острия и поворачивает назад к хвостовику. В данном случае возврат (каэри ) отсутствует;
- мидарэ-коми - волнистая;
- каэн - огненная;
- ити-маи - полная. Все острие закалено;
- каэри-цуёси - прямая линия возврата;
- каэри-фукаси - длинный возврат;
- каэри-асаси - короткий возврат.


Полоса меча

Коми, или ми, - клинок.
Накаго - хвостовик.
Тосин - полоса меча.

Терминология полосы меча

Боси - линия закалки на острие.

Ёкотэ - линия, разделяющая остриё и клинок.

Дзи (илихира-дзи) - плоскость между лезвием и синоги (ее ширина называется нику ).

Дзихада - поверхностный узор хада .

Дзи-цуя - более темная (по сравнению с ха-цуя ) часть клинка (остальной клинок, кроме закаленной части).

Касанэ - толщина клинка, измеряемая по обуху; бывает мото-касаиэ и саки-касанэ .

Кисаки - острие (иногда под этим терми­ ном понимают всю область от ёкотэ до самого кончика клинка).

Ко-синоги - ребро клинка на острие.

Мидзукагэ - нечеткая линия на плоскости дзи , обычно возникающая при повторной закалке клинка.

Михаба - ширина клинка; бывает мото-хаба и саки-хаба .

Мицу-кадо - точка, где встречаются ёкотэ , синоги и ко-синоги .

Моноути - часть лезвия, которой наносится большинство ударов, представляет собой часть клинка длиной около 15 см, расположенную на расстоянии около 10 см ниже ёкотэ (данные для длинного меча, у коротких мечей и кинжалов она пропорционально уменьшена).

Мото-касанэ - толщина клинка у мунэ-мати .

Мото-хаба - ширина клинка между ха-мати и мунэ-мати .

Мунэ - обух клинка.

Мунэ-мати - небольшой срез, отделяющий хвостовик от клинка на стороне обуха, край мунэ .

Мунэ-саки - название обуха возле острия;

Мэи - надписи (на накаго и др.).

Мэкуги-ана - отверстия в накаго для мэнуки .

Нагаса - длина клинка (измеряется между мунэ-мати и острием).

Накаго-дзири - оконечность накаго .

Сабигива - граница между хабаки-мото и ясури-мэ .

Саки-касанэ - толщина клинка у ёкотэ .

Саки-хаба - ширина клинка у ёкотэ .

Синоги - ребро клинка.

Синоги-дзи - плоскость клинка между синоги и мунэ .

Сори - кривизна клинка.

Сугата - форма клинка.

Фукура - форма лезвия у кисаки .

Ха (или ха-саки ) - лезвие.

Хабаки-мото - часть полосы меча, которая находится под муфтой хабаки .

Хада - слоистость стали; результат складывания стали в процессе ковки.

Ха-мати - небольшой срез, отделяющий хвостовик от клинка на стороне лезвия, край ха .

Хамон - линия якиба .

Хатараки - «активности», выработки на поверхности металла (ниои, ниэ и др.).

Ха-цуя - более светлая часть клинка по сравнению с дзи-цуя ; практически то же, что якиба .

Хи - дол.

Хоримоно - гравировка на клинке.

Якиба - закаленная часть клинка.

Якихаба - ширина якиба .

Ясури-мэ - насечки на хвостовике.

Ребро клинка (синоги) отсутствует на клинках хира-дзукури . Существует двух типов:

    выступающее (синоги-такаси) . Толщина клинка между ребрами жесткости значительно больше, чем у обуха;

  • ровное (синоги -хикуси) .

Плоскость между ребром и обухом клинка (синоги-дзи) бывает широкой и узкой.

Дол (хи) первоначально делали для увеличения прочности клинка и для уменьшения его веса. Позднее его стали рассматривать как украшение. Иногда дол делали для того, чтобы восстановить баланс укороченного меча или чтобы скрыть изъяны клинка (такие долы, добавленные позже, называются ато-би ). Встречается 8 типов долов, из которых коси-хи, томабаси, сёбу-хи, куитигаи-хи и нагината-хи - на коротких мечах.

Кроме того, существует 4 формы дола у хвостовика, из которых каки-тоси и каки-нагаси обычно находят на полосах мечей, сделанных кузнецами периода старого меча (кото ).

Дол может пересекать ёкотэ (тип хи-саки-агари ) и останавливаться немного не доходя до ёкотэ (тип хисаки-сагари ).

Плоскость синоги-дзи , не вырезанная долом, называется тири . Дол может иметь тири с обеих сторон (тип рё-тири ) или только с одной стороны (тип ката-тири ).

Типы долов на полосе меча

Бо-хи - широкий дол.
Бо-хи-ни-цурэ-хи - широкий и узкий дол.
Гомабаси - два коротких дола.
Каки-нагаси - идущий до половины хвостовика.
Каки-тоси - проходящий по всему хвостовику.
Каку-домэ - прямоугольный конец.
Коси-хи - короткий дол.
Куитигаи -хи - двойной нерегулярный дол, соединяющийся в конце.
Нагината-хи - короткий широкий дол; характерен для нагината , но встречается и на мечах.
Сёбу-хи - двойной дол, соединяющийся в конце.
Футасудзи-хи - два узких дола.
Мару-домэ - округлый конец.

Гравировка (хоримоно) . На клинках японских мечей встречаются различные типы гравировки. Наиболее частые сюжеты: палочки для еды (гома-хаси ), ритуальный меч кэн , дракон (курикара ) и надписи китайскими или японскими иероглифами (бондзи ).

Хатараки
Дзи-ниэ - пятна ниэ в дзи .
Кинсудзи , инадзума и сунагаси - полоски ниже и выше линии хамон .
Ко-ниэ - маленькие точки ниэ над хамон .
Утинокэ - «активность» в форме полумесяца.