Тяжелый атомный крейсер «Адмирал Нахимов»: когда взлетит «Орлан. Адмирал Нахимов (броненосный крейсер)

Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов" - русский броненосный крейсер, обладавший мощным вооружением и неплохой броней в ущерб дальности хода. Во многих отношениях являлся эпохальным кораблем, долгое время не имея себе равных по совокупности характеристик. Участвовал в Цусимском сражении: получил ряд повреждений в дневном бою и торпедное попадание ночью. Утром 28.05.1905 г. затоплен экипажем. Построен в единственном экземпляре.

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение : 8 473 т.

Длинна : 103,3 м.

Ширина : 18,6 м.

Скорость хода : 16,67 узлов.

Дальность плавания : 4400 миль при 10 узлах.

Вооружение :

  • 8 орудий калибра 203 мм;
  • 10 орудий калибра 152 мм;
  • 12 орудий калибра 47 мм;
  • 6 орудий калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм;
  • 3 торпедных аппарата (381 мм).

Бронирование: до 254 мм.

Экипаж : 572 человека, из них 23 офицера.

Введен в строй : 1888 г.

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Прообразом "Адмирала Нахимова" стал британский крейсер "Imperieuse", заложенный в 1881 г. и предназначенный для использования в качестве колониального флагмана. Его проект настолько впечатлил морских чиновников, что через полгода после закладки английского корабля Морской технический комитет получил приказ разработать отечественный аналог.

Первоначальным заданием была определена толщина главного бронепояса - до 254 мм и общая схема вооружения: носовая и кормовая барбетная установка, а также две установки по бортам, в каждой из них планировалось расположить по одному 280-мм орудию. Скорость нового крейсера должна была составлять не менее 15 узлов, а для увеличения дальности плавания предусматривалось полное парусное вооружение.

В общих чертах проект был готов к концу 1882 г., самым существенным отличием от первоначального задания были 229-мм орудия, поскольку одиннадцатидюймовые пушки оказались крайне неудачными и в производство не пошли. Официальный контракт на постройку нового крейсера был подписан с Балтийским заводом в мае 1893 г.

Постройка и испытания.

По ходу строительства, как водится, в проект успели внести массу изменений. Было принято решение отказаться от сложной и громоздкой телескопической выдвижной трубы, установив вместо нее традиционную постоянную, изменили состав парусного вооружения, упростили конструкцию бушприта.

А в 1885 г. Морской технический комитет принял решение, которое немедленно перевело "Нахимов" из ряда просто хороших крейсеров в выдающиеся. Дело в том, что артиллерия калибром 229 мм по ряду причин не вполне подходила для строящегося корабля. Одной из таких причин было то, что станки под эти орудия отсутствовали даже в проектах, а крейсер уже был готов к спуску на воду.

В итоге на заседании МТК приняли решение вооружить крейсер 8-дюймовыми орудиями, но теперь каждая из четырех барбетных установок должна была нести не одно, а два орудия. Таким образом, "Адмирал Нахимов" по окончательному проекту имел 8 орудий калибра 203 мм. Вес залпа ГК составил более 800 кг, что вдвое превышало первоначальный проект и по этому показателю новому крейсеру не было равных. Выросла и скорострельность орудий, а экономия водоизмещения позволила улучшить конструкцию барбетных установок и усилить их бронирование.

03 ноября 1885 г."Адмирал Нахимов" был торжественно спущен на воду в присутствии Императора Александра III. Полноценные испытания нового крейсера начались в конце лета 1886 г. Ходовые испытания продемонстрировали скорость более 17 узлов, но это было вызвано скорее отсутствием части брони и вооружения. В дальнейшем крейсер стабильно показывал скорость около 16 узлов, что превышало показатели в задании. По результатом испытаний изменили шаг винтов, других существенных переделок не было: крейсер "Адмирал Нахимов" был изготовлен очень тщательно и полностью соответствовал проекту. В сентябре 1888 г. корабль вступил в строй.

Описание конструкции.

Английский прототип "Адмирала Нахимова", несмотря на многообещающие характеристики, на практике обернулся полным провалом: медленный, чрезвычайно неудобный крейсер со слабым вооружением. Русский же корабль получился полной противоположностью и на момент ввода в строй мог стать украшением и гордостью флота любой мировой державы.

Длина крейсера составляла 103,3 метра, ширина - 18,6 м. Осадка доходила до 8,3 метра, фактическое водоизмещение составило 8 473 т. Корпус имел сильный завал бортов внутрь, что позволяло добиться требуемой остойчивости, несмотря на тяжелые барбетные установки. Для обеспечения живучести корпус делился на 11 главных водонепроницаемых отсеков, кроме того на корабле имелась водонепроницаемая продольная переборка и традиционное двойное дно.

Хотя на испытаниях нос корабля сильно зарывался в волну, после достройки и установки всего оборудования мореходность "Нахимова" оказалась весьма приличной, чему способствовали, в том числе, горизонтальные кили.

Бронирование.

Бронирование "Адмирала Нахимова" состояло из неполного бронепояса толщиной до 254 мм, который вместе с броневыми траверсами (до 229 мм) образовывал вертикальную защиту жизненно важных систем корабля.

Горизонтальная защита цитадели состояла из бронепалубы (до 50,5 мм), которая к оконечностям становилась карапасной (толщина на скосах до 76 мм). Кроме изложенного крейсер имел бронирование барбетов (до 203 мм), их подачных труб (76 мм) и боевой рубки (до 152 мм).

Вспомогательная артиллерия полноценных казематов не имела, но в местах ее расположения борт был усилен и достигал толщины 37 мм, а сами орудия разделялись легкими противоосколочными переборками. Вся броня крейсера была сталежелезной.

Дополнительную защиту обеспечивали угольные ямы, которые традиционно экранировали механизмы. Живучесть повышала и магистральная водоотливная система, которая показала себя относительно неплохо. Таким образом, защита "Адмирала Нахимова" была продуманной и достаточной, что подтвердило и Цусимское сражение. Если сравнивать защищенность крейсера с близким по задачам крейсером "Рюрик", "Нахимов" был бронирован заметно лучше. Главным преимуществом была защита артиллерии, пусть и не выдающаяся, но позволяющая сохранить орудия под огнем противника.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка производства Балтийского завода состояла из двух трехцилиндровых паровых машин, сумарной мощностью до 8 000 л.с., и 12 цилиндрических огнетрубных котлов.

Особенностью "Адмирала Нахимова" стала изумительная надежность механизмов: поломки были крайне редким явлением. Максимальная скорость хода доходила до 16,67 узлов, а дальность плавания экономическим ходов (10 узлов) - до 4 400 миль.

Крейсер имел полное парусное вооружение брига, что должно было повышать автономность и дальность при длительном нахождении в открытом море. Паруса оказались условно пригодными для эксплуатации: при хорошем ветре они могли разогнать корабль до 3-4 узлов. На британском "коллеге" - крейсере "Imperieuse" - парусное вооружение вообще оказалось бесполезным. Впрочем, и на "Нахимове" от парусов вскоре отказались, т.к. оно осложняло стрельбу из орудий главного калибра. Мореходные качества крейсера были не выдающимися, но достаточными для решения всех возложенных на него задач.

Вооружение.

Вооружение "Адмирала Нахимова" состояла из рекордных восьми орудий главного калибра (203 мм) в четырех барбетных установках. Орудия располагались ромбом, что позволяло использовать шесть из них для залпа в любом направлении.

Барбеты прикрывались цилиндрическими конструкциями, внешне напоминающими башни, что обеспечивало дополнительную защиту расчетам, хотя до полноценных башен она, конечно, не дотягивала.Интересной особенностью стало наличие только ручного привода наведения: ни гидравлика, ни электричество не нашли применения.

Второй калибр состоял из 10 орудий 152-мм калибра, по 5 с каждого борта. Поскольку на момент постройки крейсера орудия Канэ еще не стали стандартом русского флота, 6-дюймовые орудия были системы Бринка образца 1887 г. Противоминная артиллерия изначально состояла из 87-мм орудий, но уже в 1898 г. их сняли и заменили на 12 орудий Гочкиса калибром 47 мм и 6 орудий калибром 37 мм (на надстройках и верхней палубе).

Торпедное вооружение состояло из трех торпедных аппаратов. Комплекс вооружения крейсера был надежным и мощным, но имел два недостатка, несколько снижающих эффективность. Первым из них была ручная подача снарядов, что, мягко говоря, не способствовало скорострельности. Вторым неприятным моментом стало использование дымного пороха, который еще больше замедлял темп стрельбы, поскольку в плотном облаке дыма целиться несколько проблематично.

Оборудование и вспомогательные системы.

Оснащение корабля не отличалось какими-либо новшествами: до распространения телефонной связи и широкого применения электричества пройдет еще несколько лет. Единственным новаторским решением в части оборудования "Адмирала Нахимова" стало полностью электрическое освещение - масляные фонари окончательно ушли в историю. По мере появления новых технологий крейсер неспешно модернизировался: в 1893 г. добавили электроприводы для орудий главного калибра, позже сняли парусную оснастку за ненадобностью. В остальном крейсер был оборудован скорее как корабль середины XIX века, чем начала XX.

Служба.

До Русско-японской войны.

"Адмирал Нахимов" в русском флоте был одним из "чемпионов" по дальним походам. Почти сразу после вступления в строй крейсер направился на Дальний Восток. Зайдя в Германию и Францию, "Нахимов" обогнул Африку и пришел в Сингапур, где стал флагманом русской эскадры. Посетив порты Чемульпо и Нагасаки, "Адмирал Нахимов" прибыл во Владивосток.

В ходе длительного плавания крейсер показал великолепную надежность: не было отмечено ни одной сколь-нибудь существенной поломки. На высоте оказалась и выучка экипажа. В 1891 г. "Адмирал Нахимов" вернулся в Кронштадт, где прошел необходимый ремонт и незначительную модернизацию.

Через два года корабль направился во второе дальнее плавание - на этот раз к берегам Америки. В мае 1894 г. "Адмирал Нахимов" вновь прибыл во Владивосток, а в 1897 г. стал одним из первых русских кораблей, зашедших в новую базу флота - в Порт-Артур. В 1898 г. крейсер вновь возвращается на Балтику, где проходит ремонт и модернизацию, а уже через два года, вновь переброшенный к Порт-Артуру, принимает участие в подавлении Восстания Боксеров. Возвращение в Кронштадт состоялось в 1903 г.

Русско-японская война.

После начала Русско-японской войны и крайне неудачных действий русского флота, "Адмирал Нахимов" был включен в состав Второй Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского и направился на помощь кораблям Порт-Артура. К тому времени крейсер уже устарел, хотя и оставался весьма грозным противником.

В дневном бою под Цусимой "Нахимов" получил многочисленные попадания снарядами всех калибров: осколками были перебиты коммуникации, разрушены надстройки, выведена из строя часть артиллерии. Несмотря на это крейсер продемонстрировал отличную живучесть и высокий уровень защиты: скорость сохранялась, большая часть артиллерии оставалась в строю, а потери личного состава были совсем не велики - около 25 человек.

Фатальной для "Адмирала Нахимова" стала ночь на 28 мая: торпеда с японского миноносца поразила носовую часть крейсера, проделав в корпусе огромную пробоину. Хотя корабль и остался на плаву, было очевидно, что спасти его не удастся. Утром полузатопленный "Адмирал Нахимов" был обнаружен японскими вспомогательными кораблями, которые приняли на борт эвакуирующийся экипаж. Около 10 часов утра "Адмирал Нахимов" скрылся под водой.

Долгое время был в числе самых мощных и быстроходных крейсеров в мире.

«Адмирал Нахимов»

«Адмирал Нахимов» в 1899 году
Служба
Россия Россия
Назван в честь Павел Степанович Нахимов
Класс и тип судна Броненосный крейсер
Порт приписки Санкт-Петербург
Организация Вторая Тихоокеанская эскадра
Изготовитель Балтийский завод
Строительство начато 1884 год
Спущен на воду 21 октября 1885 года
Введён в эксплуатацию 9 сентября 1888 года
Выведен из состава флота 15 мая 1905 года
Статус Потоплен в Цусимском сражении
Основные характеристики
Водоизмещение 8473 тонн
Длина 101,3 м
Ширина 18,6 м
Осадка 8,3 м
Бронирование компаунд борт - 254 мм,
барбеты - 203 мм,
палуба - 51…76 мм,
рубка - 152 мм
Двигатели 2 трёхцилиндровые паровые машины двойного расширения мощностью по 4000 и. л. с. Балтийского завода, 12 котлов
Мощность 7768 л. с. (5,9 МВт)
Движитель парус
два гребных винта
Скорость хода 16,74 узлов (30,2 км/ч)
Экипаж 23 офицера и 549 матросов
Вооружение
Артиллерия 4× 2-203-мм ,
10 × 152-мм ,
12 × 47-мм,
6 × 37-мм,
2 × 64-мм десантных
Минно-торпедное вооружение 3 × 381-мм торпедных аппарата
Изображения на Викискладе

Проектирование и постройка

Согласно заданию, данному Морскому техническому комитету на проектирование нового броненосного крейсера в рамках программы 1881 года, новый корабль должен был иметь броню по ватерлинии не менее 254 мм, артиллерию главного калибра 11 дюймов, большой запас угля, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 7,92 м и полное парусное вооружение. В качестве прототипа был выбран английский броненосный крейсер Imperieuse , отличавшийся «ромбовидным» расположением орудий главного калибра (на носовой и кормовой оконечности и по обоим бортам).

19 ноября 1882 года проект был утверждён. По сравнению с английским прототипом: диаметр барбетов был увеличен на 1,5 м, чтобы вместить 229-мм орудия Обуховского завода; изменено расположение машинно-котельной установки, проект которой разрабатывался в Управлении главного инженер-механика флота генерал-майора А. И. Соколова. Более компактное размещение котельных отделений в средней части корпуса позволило обойтись одной дымовой трубой. Запас угля возрос в полтора раза, при этом, суммарная дополнительная нагрузка в 390 т увеличила проектное водоизмещение до 7782 т. Длина корпуса возросла на 1,83 м, осадка на 0,1 м.

В январе 1885 года, в ходе стапельных работ, было решено использовать в качестве главного калибра 203-мм орудия образца 1884 года на станках Вавассера. Перевооружение обеспечило повышение веса бортового залпа и скорострельность артиллерии главного калибра, возможность уменьшить диаметр барбетов на 62 см, что давало надежду на улучшение мореходных качеств корабля. Кроме того, барбетные установки получили тонкое круговое бронирование. В отличие от английского предшественника, проект крейсера «Нахимов» был признан удачным и в свою очередь, явился прототипом для вполне удачного американского проекта крейсера «Бруклин» [ ] . По основным параметрам «Адмирал Нахимов», даже спустя двадцать лет, к началу русско-японской войны, имел значительные резервы для технической модернизации, и при условии замены устаревших орудийных установок главного калибра, вполне соответствовал новейшим броненосным крейсерам. Он по сути стал прообразом появившихся почти через треть века многобашенных крейсеров.

Конструкция

Длина его составляла 103,3 метра, при ширине 18,6 метров. Осадка при нормальной нагрузке составляла 7,67 метра. Форштевень (29 т) и ахтерштевень (15 т) представляли собой цельные брон­зовые отливки Балтийского завода. Поперечные водонепроницаемые переборки проходили по шпангоутам 36, 60, 83 и 102; от внутреннего дна до жи­лой палубы они имели толщину 9,5 мм, а выше неё - до верхней палубы - 6,4 мм. Нормальное водоизмещение крейсера составило 7781,7 тонн. Полное - 8473 тонны.

Вооружение

Вооружение крейсера было рассчитано на максимально мощный догонный и ретирадный огонь. Он был вооружен восемью 203-мм орудиями с длиной канала ствола 35 калибров, установленных в четырёх барбетных установках и десятью 152-мм орудиями с длиной канала ствола 35 калибров, стоявших на батарейной палубе. Противоминное вооружение крейсера состояло из шести 47-мм одноствольных, четырёх 37-мм пятиствольных орудий системы Готчкисса.

Два 63,5-мм десантных орудия системы Барановского на колесных лафетах предназначались для вооружения десантных партий.

Бронирование

Борт корабля был защищен сталежелезным броневым поясом длиной 42,4 м (от 32 до 106 шпангоута). Пояс имел толщину 229 мм, утончаясь к низу до 152 мм, плиты укладывались на лиственничную подкладку толщиной 254 мм. С носа и кормы пояс замыкали 229-мм броневые траверзы, образовывая цитадель, в которой находились все жизненно важные механизмы и погреба. Все броневые плиты были брони компаунд (сталежелезная) и изго­тавливались на Ижорском заводе по тех­нологии английского завода Кэммел из Шеффилда. В пределах цитадели на 12,5 мм прокладку из корабельной стали стелился ряд 38-мм стальных плит, и общая толщина броневой палубы достигала 50,5 мм. За пределами цитадели в нос и корму простиралась 76,2-мм карапасная палуба.

Силовая установка

На корабле стояли две паровых машины двойного расширения общей проектной мощностью 8000 л. с. Машины в 1886 году изготовливались на Балтийском заводе. Каждая машина имела три цилиндра - один высокого диаметром 1524 мм и два низкого (диаметром 1981 мм) давления и работала на свой гребной винт. Ход поршня составлял 1066 мм. Гребные винты системы Грифита имели шаг 21 фут (6,4 м) и диаметр 16 футов (4,88 м). После замены лопастей диаметр увеличился до 17 футов (5,18 м).

Пар к механизмам подавался от двенадцати цилиндрических огнетрубных котлов, с рабочим давлением 5,2 атмосферы. Масса котлов с водой составляла 670 тонн.

Четыре мили были пройдены за 13 минут 36 секунд при среднем числе оборотов 112 и паре 75 фунт., выверенный ход составил 17,56 узла.

В 1894 году крейсер участвовал в манёврах на рейде китайского порта Чифу , затем посетил Владивосток , корейские и японские порты. В мае 1898 года вернулся на Балтику.

После модернизации крейсер, в 1900 году причисленный к гвардейскому экипажу, отправился в третье плавание на Тихий океан. В течение двух лет участвовал в манёврах Порт-Артурской эскадры, посетил Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года вернулся в Кронштадт. К сожалению, во время модернизации, не были заменены устаревшие орудия. Эта, уже намеченная замена, в ходе работ, была перенесена на следующую модернизацию, а как следствие в русско-японскую войну, в общем то ещё мощный крейсер, был почти безоружен перед своими противниками вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии. Во многом ради этой модернизации (а также планового ремонта) крейсер был возвращен в канун войны на Балтику. Однако ослабив своим отсутствием 1-ю Тихоокеанскую эскадру (несмотря на то, что старые орудия были плохо приспособлены к эскадренному бою, а скорость уже не позволяла выполнять рейдерские операции, благодаря наличию нескольких 8" орудий ГК, он являлся идеальным кораблём для защиты от миноносцев), он, не успев пройти намеченную модернизацию, лишь незначительно усилил 2-ю [ ] (низкая скорость, слабое бронирование и уже запредельно низкая для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии, делала крейсер малоприспособленным кораблем линейного боя, для которого и была создана эта эскадра).

В 1902-1903 годы старшим офицером крейсера служил великий князь Кирилл Владимирович Романов .

Русско-японская война, гибель крейсера

комендоров русского броненосного крейсера [ ] , что следует из донесения командира кормовой 8-дюймовой башни мичмана Алексея Рождественского, пишущего о стрельбе по данному кораблю и данных о повреждении крейсера 8" снарядами, отсутствующими на других кораблях русского флота. Возможна ошибка в оценке повреждений (японцы могли спутать близкие по мощи 8" снаряды «Адмирала Нахимова» и 9" «Николая I»), поэтому данное утверждение можно отнести к разряду высоковероятностных.

Утром 15 мая полузатопленный корабль продолжал героическое движение кормой вперёд (из-за носовой пробоины и как следствие сильного дифферента) и был окончательно затоплен экипажем лишь при появлении японских кораблей.

Миф о затонувшем золоте

Крейсер «Адмирал Нахимов» пребывал в относительной безвестности, пока в 1933 году американец Гарри Ризберг в книге «600 миллиардов под водой» заявил о том, что на борту четырёх русских кораблей из 2-й Тихоокеанской эскадры, потопленных при Цусиме, находились сокровища на общую сумму в 5 млн долларов. По чистой случайности американец указал, что больше всего золота (2 млн долларов) пошло на дно вместе с «Адмиралом Нахимовым».

В ноябре 1980 года японский миллионер Такео Сасагава заявил, что выделил огромную сумму на спасение русского золота, поскольку затонувший «Адмирал Нахимов» был найден. Миллионер рассказывал о найденных на борту ящиках с золотыми монетами, слитками платины и золота. Позднее Сасагава позировал перед фотографами, держа в руках платиновые слитки, якобы поднятые с крейсера, однако новых находок не демонстрировал, ссылаясь на непредвиденные трудности.

Цусимский финал

В ночь на 27 января 1904 года внезапным нападением японских миноносцев на стоящие на внешнем рейде Порт-Артура русские корабли началась война с Японией. Тихоокеанская эскадра понесла с самого начала боевых действий большие потери, не причинив какого-либо ущерба неприятелю, и на Балтике начали спешно комплектовать подкрепления. Сформированную «Вторую эскадру Тихого океана» (заблокированная в Порт-Артуре стала «Первой») возглавил вице-адмирал З.П.Рожественский. Старый крейсер одним из первых был зачислен в ее состав вместе с «дальневосточными ветеранами» - броненосцами «Наварим» и «Сисой Великий».

После царского смотра в Ревеле 26 сентября корабли З.П.Рожественского перешли в Либаву, откуда 2 октября начался беспримерный 220-суточный поход. Через три недели в Танжере (на африканском берегу Гибралтарского пролива) эскадра разделилась: вместе с новыми броненосцами и большими крейсерами «Адмирал Нахимов» под флагом начальника отряда крейсеров контр-адмирала О.А.Энквиста направился вокруг Африки, встретившись в бухте Носи-Бэ на Мадагаскаре с кораблями контр-адмирала Д.Г.Фелькерзама, которые пошли Суэцким каналом. Там О.А.Энквист перешел на догнавший эскадру новейший бронепалубный крейсер «Олег», а «Нахимов» вернулся во 2-й броненосный отряд контр-адмирала Д.Г.Фелькерзама - пожалуй, наиболее нелепое соединение эскадры, включавшее еще эскадренный броненосец (фактически большой броненосный крейсер) «Ослябя», устаревшие «Наварин» и «Сисой». Кроме совершенно различных ходовых и маневренных элементов, не позволявших отряду действовать на мало-мальски приличной скорости (да и максимальная не превышала 14 узлов - предел для ветеранов с изношенными машинами), эти четыре корабля имели на вооружении орудия крупного и среднего калибра восьми (!) систем, что полностью исключало какое-либо управление стрельбой на ожидавшихся дистанциях боя. Разнотипность кораблей эскадры еще больше усилилась, когда у берегов Индокитая 26 апреля 1905 года она соединилась с отрядом контр-адмирала Н.И.Небогатова, состоящего из совсем старых броненосца «Император Николай I» и крейсера «Владимир Мономах», а также трех небольших броненосцев береговой обороны. Это «подкрепление» вышло из Либавы 3 февраля 1905 года, когда порт-артурская эскадра почти полностью погибла, так и не ослабив сколь-нибудь существенно японский флот.

«Адмирал Нахимов» перед последним походом, Балтика, 1904 г.

Последний парад. Николай II обходит строй офицеров крейсера. Ревель, 26 сентября 1904 г.

14 мая эскадра З.П.Рожественского после долгого 17 000-мильного перехода встретила превосходящие силы японского флота под командованием адмирала Х.Того в Корейском проливе у островов Цусима. Замыкавший 2-й броненосный отряд «Адмирал Нахимов» шел восьмым в длинной кильватерной колонне главных сил. Как и все русские корабли, крейсер вступал в бой перегруженным: на борту имелся полный запас угля, провизии, смазочных материалов и около 1000 т воды в междудонном пространстве. Когда флагманский «Князь Суворов» открыл огонь по разворачивающимся для охвата головы русской колонны японским кораблям, «Нахимов» находился в 62 кабельтовых от ближайшего противника, и его снаряды еще не могли достигать до цели. Но как только позволила дистанция, орудия крейсера включились в общую канонаду, после каждого залпа окутывая его густыми клубами дыма. В начале боя «Нахимов» не привлекал внимания японских кораблей, которые сосредоточили огонь на головных броненосцах. Всего через полчаса после открытия огня вышел из строя «Ослябя», вскоре опрокинувшийся через левый борт и ушедший на дно с большим дифферентом на нос. Засыпая градом снарядов один русский броненосец за другим, японцы превращали их в груды пылающих обломков; к концу дня погибли «Александр ИЬ и «Бородино». Буквально на несколько минут пережил их и полностью разбитый флагман З.П.Рожественского «Князь Суворов», торпедированный японскими миноносцами.

«Адмирал Нахимов» в дневном бою из-за постоянного выхода из строя головных кораблей иногда оказывался даже четвертым в русской колонне, и на его долю пришлось почти 30 попаданий снарядов калибром от 76 до 305 мм - в основном во время жаркой перестрелки с броненосными крейсерами вице-адмирала Х.Камимуры около 18.30. На нем разрушило надстройки, выбило из строя несколько орудий, убило 25 и ранило 51 человека. Но фатальных повреждений и подводных пробоин удалось избежать, и старый корабль оставался боеспособным, уверенно держа место в строю за броненосцем «Наварин». О результатах его ответного огня по противнику известно мало. Капитан Пэкингхем, представитель английского Адмиралтейства, находившийся во время Цусимского сражения на японском броненосце «Асахи», после боя, скрупулезно собрав сведения о повреждениях японских кораблей, насчитал только три пробоины от 203-мм снарядов, попавших в броненосный крейсер «Ивате», которые можно отнести на счет «Нахимова» (других кораблей с орудиями такого калибра на русской эскадре не было). Но они не нанесли кораблю младшего флагмана контр-адмирала Х.Симамуры серьезных повреждений, и уже 15 мая «Ивате» отличился при потоплении броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков».

Вечером остатки разгромленной эскадры возглавил контр-адмирал Н.И.Небогатое, перешедший со своим отрядом во главу колонны, так что «Нахимов» оказался концевым. После нескольких резких отворотов на SW и О в попытке оторваться от появившихся со всех румбов пяти десятков японских истребителей и миноносцев Небогатое взял курс на Владивосток. Корабли его отряда, приученные ходить сомкнутым строем в полной темноте, вместе с поврежденным броненосцем 1-го отряда «Орел», удачно отражая атаки миноносцев, стали на 12-узловой скорости удаляться от поврежденных «Адмирала Ушакова», «Наварина», «Сисоя Великого» и «Нахимова». Последние три корабля включили прожекторы, обнаружив свое положение, и именно на них пришлись основные торпедные атаки.

На «Нахимове» боевое освещение наладили как раз к началу атак, подняв на мостики спрятанные на время дневного боя в продольном коридоре прожекторы. Занимая невыгодное положение замыкающего колонну, светящий прожекторами крейсер сразу привлек к себе внимание японцев, и между 21.30 и 22.00 получил торпедное попадание в носовую часть правого борта. До сих пор точно не известно, какому из японских миноносцев принадлежала эта торпеда: сильное волнение и ветер, плохая видимость и частый огонь обеих сторон не позволяли атаковавшим с разных направлений 21-му японскому истребителю и 28-ми миноносцам точно идентифицировать цели и уж тем более наблюдать результаты своих атак. Многие из них получили серьезные повреждения не только от артогня, но и от столкновения друг с другом. По свидетельству очевидцев с «Нахимова», фатальную торпеду выпустил миноносец, проскочивший перед носом корабля справа налево и тут же уничтоженный выстрелом 203-мм орудия. По японским данным, одним из первых по концевому кораблю, то есть «Адмиралу Нахимову», в это время (с 21.20 по 21.30) выпустили торпеды миноносцы 9-го отряда «Аотака» и «Кари», которые на 800 метров приблизились к русской колонне с юго-востока, но не пересекали ее курс. Почти одновременно в атаку вышел 1-й отряд: миноносец № 68 в 21.1 5 выпустил торпеду по отряду из четырех судов, подойдя к нему на 300 м с правой раковины; № 67 также выпустил на контр-курсе торпеду в правый борт одного из русских кораблей (два других миноносца этого отряда из-за повреждений торпеды не выпустили, а пострадавший в столкновении № 69 около 22.45 затонул). За ними миноносцы №№ 40, 41 и 39 10-го отряда с дистанции 400–500 м разрядили торпедные аппараты тоже в правый борт противника (№ 43 был поврежден перед атакой). В 21.40 строй русской колонны, и именно справа налево, пересек миноносец «Хибари» 15-го отряда, но он выпустил торпеду в 22.10 в левый борт одного из кораблей. Головной миноносец 17-го отряда № 34, прорезая линию русских кораблей в 21.10 с дистанции 250 м атаковал двух из них, получив при этом такие повреждения, что вскоре после 22.00 пошел ко дну. Следующий за ним № 31 выстрелил торпедой с 600 метров, но смог избежать попаданий. Два других - № 32 и № 33, - находясь справа от противника, выпустили торпеды в 21.23 и 21.30 с дистанции 250 и 500 метров, но также не видели результата, причем первый был серьезно поврежден русскими снарядами. Последний претендент на попадание в «Нахимова», миноносец № 35 подходившего справа и сзади 18-го отряда в попытке пересечь курс русской колонны сблизился с ней почти вплотную, выпустил торпеду, но затем получил множество попаданий, остановился и после снятия экипажа миноносцем № 31 затонул. Остальные миноносцы выпускали торпеды, находясь с левого борта от цели. В ходе ожесточенных атак были торпедированы как раз те корабли, которые пытались отстреливаться и включали прожекторы: «Сисой Великий», «Наварим», «Нахимов» и «Мономах».

«Нахимов» в составе Второй Тихоокеанской эскадры, 1904 г.

Торпедное попадание в «Нахимова» так сильно встряхнуло корабль, что поначалу никто не понял, где же пробоина. Всем казалось, что взрыв произошел где-то совсем рядом, и крейсер вот-вот затонет. В панике, запирая за собой двери в переборках, начали выскакивать наверх даже люди из кормовых помещений. Только через 10 минут выяснилось, что торпедой разрушен правый борт в носу, напротив шкиперского отделения, которое вместе со смежным отделением динамо-машин сразу заполнилось водой. Электрическое освещение погасло, вода быстро стала распространяться по кораблю, несмотря на закрытые двери в переборках - резиновые прокладки оказались никуда не годными. Эффективной борьбе с водой мешали и в беспорядке наваленные на палубах грузы, препятствующие быстрому закрытию дверей и люков. Один за другим заполнялись носовые кладовые, цепной ящик, угольные ямы, коридоры, минный и артиллерийский погреба. Нос крейсера стал погружаться в воду, а корма подниматься, оголяя винты, из-за чего ход корабля заметно упал. Эскадра ушла вперед, оставив «Нахимова» в одиночестве среди японских миноносцев.

Электрическое освещение быстро наладили, взяв ток от кормовой динамо-машины. Но командир корабля А.А.Родионов приказал выключить демаскирующие прожекторы и все наружные огни. Снова погрузившийся в темноту крейсер медленно уклонился влево от основного курса и застопорил машины. Попытки почти ста человек подвести под пробоину пластырь долго не приносили результата. Мешали темнота, свежая погода, 8-градусный крен и висящий на заклиненной в клюзе цепи правый якорь, который еще днем был сбит снарядом со своего места. Сказывалась и неподготовленность экипажа, за весь поход ни разу не практиковавшегося в постановке пластыря, хоти до войны на Тихоокеанской эскадре такое учение входило в обязательную программу боевой подготовки. Только после того, как расклепали якорную цепь, отправив якорь на дно, пластырь удалось подвести. Но он не полностью закрыл пробоину, и вода, несмотря на непрерывную работу пожарных и водоотливных помп, продолжала прибывать, начиная затапливать жилую палубу.

Дали малый ход вперед, снова взяв курс на Владивосток. При сеете показавшейся луны под пробоину подвели еще и огромный парус, но и это не возымело действия. Дифферент и крен продолжали увеличиваться, хотя уставшая команда непрерывно перетаскивала тонны угля из правых угольных ям в левые. Вся носовая часть до водонепроницаемой переборки по 36-му шпангоуту была уже затоплена. Эта проржавевшая за 17 лет службы и гнущаяся под напором воды переборка оставалась последней преградой на пути воды: если бы она не выдержала, затопило бы носовое котельное отделение, что грозило кораблю гибелью от потери плавучести и взрыва котлов. По предложению старшего механика командир развернул крейсер и дал задний ход. Напор воды на переборку уменьшился, появилась надежда на спасение. Трехузловым ходом «Адмирал Нахимов» шел к корейскому берегу, где капитан 1 ранга Родионов надеялся справиться с пробоиной с помощью водолазов и затем продолжить путь во Владивосток.

К утру под напором воды разрушились ветхие продольные переборки, и вода затопила погреба левого борта. Крен заметно уменьшился, но зато корабль еще больше погрузился носом. С рассветом открылся северный берег острова Цусима - такая ошибка в счислении объяснялась частой сменой курса ночью и выходом из строя компасов. В четырех милях от берега застопорили машины, так как подходить ближе сильно осевшему крейсеру было опасно. Командир понял, что до Владивостока не дойти, и приказал спускать шлюпки, чтобы свезти экипаж на берег.

Последнее фото поврежденного «Адмирала Нахимова», сделанное с борта «Садо-Мару» утром 15 мая 1905 г., приблизительно за полтора часа до гибели русского крейсера.

Спуск уцелевших шлюпок из-за повреждения шлюпбалок и талей проходил очень медленно. Около 5 часов утра, когда на них начали переносить раненых, на севере показался неприятельский истребитель «Сирануи». Командир крейсера тотчас распорядился ускорить эвакуацию людей и подготовить корабль к взрыву. В минном погребе заложили подрывной патрон, а провода от него протянули на шестерку, где уже сидел с гребцами младший минный офицер мичман П.И.Михайлов. Шлюпка отошла на три кабельтова и стала ждать сигнала от оставшегося на мостике командира корабля.

«Сирануи» открыл огонь из носового 76-мм орудия, но, убедившись, что противник не отвечает, прекратил стрельбу. Тем более, что с юга к «Нахимову» приближался вспомогательный крейсер «Садо-Мару», «главный трофейщик» японского флота (14 мая «Садо-Мару» отвел в бухту Миура захваченное госпитальное судно «Орел», а 15-го высаживал призовые команды на «Адмирала Нахимова» и «Владимира Мономаха»). «Сирануи», приблизившись на 8-10 кабельтовых, поднял сигнал по международному своду: «Предлагаю крейсер сдать и спустить кормовой флаг, в противном случае никого спасать не буду». Капитан 1 ранга Родионов приказал ответить: «Ясно вижу до половины», и тут же крикнул команде: «Спасайся, кто как может! Взрываю крейсер!»

На корабле среди тех, кто не успел сесть в шлюпки, началась паника. Многие бросались за борт с койками и спасательными кругами или поясами. Среди массы находившихся в воде людей, давя их форштевнем, кружил минный катер с заклиненным еще во время боя рулем. В конце концов катер остановился, и на него, невзирая на угрозы старшего офицера, полезли десятки обезумевших людей. От перегрузки катер сильно осел, через разбитые осколками иллюминаторы внутрь хлынула вода, и он быстро пошел ко дну, увлекая за собой тех, кто остался в кубрике и машинном отделении. Всего при эвакуации утонуло 18 человек.

«Садо-Мару» приближался, на ходу спуская шлюпки. Подойдя на 500 метров, он остановился, и капитан 1 ранга Камая послал на «Нахимов» призовую партию во главе со штурманом старшим лейтенантом Инудзукой. На борту «Нахимова» остались только штурман лейтенант В.Е.Клочковский и командир А.А.Родионов, который подал условный сигнал на шестерку. Однако взрыва не последовало - покидавшие последними крейсер гальванеры и минеры, считая его и так обреченным, перерезали провода. Мичман Михайлов после нескольких безуспешных попыток замкнуть контакты, видя приближающийся «Сирануи», приказал выбросить за борт батареи и провода.

В 7.50 на палубу медленно погружавшегося в воду крейсера ступили японцы и первым делом подняли на фок-мачте свой флаг. Но вскоре с «Садо-Мару» им приказали вернуться - на горизонте показался также торпедированный крейсер «Владимир Мономах». Приняв из воды 523 члена экипажа «Нахимова» (в том числе 26 офицеров) и вернувшуюся призовую команду, японский корабль погнался за новой добычей (по свидетельству побывавших на крейсере японцев, его повреждения от артогня были незначительны, а потери не превышали 10 человек).

Скрывавшиеся в кормовой части корабля Родионов и Клочковский после ухода японцев сорвали неприятельский флаг. Около 10 часов «Адмирал Нахимов» с большим креном на правый борт ушел носом под воду в точке с координатами 34 градуса 34 минуты с.ш. и 129 градусов 32 минуты в.д. Только вечером командира и штурмана подобрали рыбаки. Еще два офицера и 99 нижних чинов высадились со шлюпок у местечка Моги на о. Цусима, где и были взяты в плен.

Вместе с большинством других кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры крейсер 1 ранга «Адмирал Нахимов» исключили из списков Российского императорского флота 15 сентября 1905 года. В первую мировую войну его имя присвоили легкому крейсеру Черноморского флота, который был достроен уже в советское время и переименован в «Червону Украину».

Из книги Разгром на востоке [Поражение фашистской Германии, 1944-1945] автора Торвальд Юрген

Глава 9 Финал Вечером 8 мая 1945 г. двадцатипятилетний капитан Бройнингер сидел в своей квартире в Либау на побережье Курляндии и писал письмо отцу.«Дорогой отец, теперь все заканчивается. Те из нас, кто увидит свои дома снова, оставят Либау сегодня вечером и поплывут в Киль.

Из книги Лжегерои русского флота автора Шигин Владимир Виленович

ФИНАЛ В КОНСТАНЦЕ Во время перехода в Румынию настроение команды было самое гнетущее. Все понимали, что игра закончена и теперь предстоит расплата за всё совершённое. Несколько радовало то, что румыны обещали не отдавать их в руки царских властей.Вспоминает машинный

Из книги Керченская катастрофа 1942 автора Абрамов Всеволод Валентинович

Глава 12. Финал трагедии В начале сентября 1942 г., когда части 47-й армии вынуждены были отойти с Таманского полуострова на Кавказ, у защитников каменоломен уже не было надежды на скорую высадку десанта советских войск в Крыму. Это было самое тяжелое время, резко усилилась

Из книги Fw 189 «летающий глаз» вермахта автора Иванов С. В.

Финал В конце сентября венгерская эскадрилья все еще оставалась в Ужгороде., в октябре она перелетела Гёдёллё, где личный состав сдал свою материальную часть немцам. Наступил финал двух с половиной летнего участия венгерских воздушных разведчиков в боях на восточном

Из книги Асы корейской войны 1950-1953 автора Иванов С. В.

Финал «Метеоров» В день, когда майор Хагерстоун открыл свой боевой счет, летчики 77-й австралийской эскадрильи занесли на счет своего подразделения четвертую и последнюю подтвержденную победу над МиГ-15. Отличился сержант Джордж Хэл, летавший на «Метеоре» F.8 борт «А77-851» с

Из книги Супермены Сталина. Диверсанты Страны Советов автора Дегтярев Клим

Финал чекистской карьеры После окончания войны Николай Михайлашев продолжил службу в органах государственной безопасности.В 1953 году окончил исторический факультет Минского педагогического института.В 1954 году ему присвоено звание полковника.В 1975 году, когда ему

Из книги Житейская правда разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

ФИНАЛ О смерти поэта Горожанину сообщил руководитель Харьковского ОПТУ. Валерия Михаиловича никогда не видели плачущим, но здесь он не выдержал.В Москву на похороны Горожанин вылетел попутным самолетом. Когда возвратился, харьковские чекисты настойчиво попросили

Из книги Легендарный Колчак [Адмирал и Верховный Правитель России] автора Рунов Валентин Александрович

Глава 18. Финал Камера номер пять губернской тюрьмы, которую отвели, была маленькая: восемь шагов в длину от зарешеченного тусклого оконца и четыре шага в ширину от стенки до стенки. Пахло в камере пылью, мышами и пауками, из нор в углах тянуло сыростью и плесенью, судя по

Из книги С них начиналась разведка автора Антонов Владимир Сергеевич

ФИНАЛ Шло время. «Ворон» продолжал снабжать Центр исключительно важной информацией. Неудача с покушением на советского посла, казалось, уже забыта. Но через полтора года после этого у «Ворона» состоялся серьезный разговор с отцом, который высказал предположения о его

Из книги Дело «Памяти Азова» автора Шигин Владимир Виленович

Финал трагикомедии Пока мятежники упивались властью и ждали профессиональных революционеров, которые бы направили их туда, куда надо, в недрах крейсера вот–вот должен был начаться контрмятеж. Матросы слишком хорошо помнили финал мятежного «Потемкина» и то, что нашли в

Из книги Мясищев. Неудобный гений [Забытые победы советской авиации] автора Якубович Николай Васильевич

Финал ОКБ-23 В 1958 году ОКБ-23 было на подъеме. На вооружении дальней авиации Советского Союза находились бомбардировщики М-4 и 3М. Большие надежды возлагались на будущие стратегические системы М-50 и М-52К. Но на «горизонте» уже виднелось начало ракетного бума, приведшего

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том II автора Галенин Борис Глебович

2.1. Цусимский бой в зеркале массовой культуры Вот что сообщает о Цусимском бое известный словарь Томаса Бенфилда Харботла «Битвы Мировой Истории»{1}. Словарь этот увидел впервые свет за год до интересующей нас битвы стальных гигантов, в 1904 году. После безвременной кончины

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том I автора Галенин Борис Глебович

Часть четвертая. ЦУСИМСКИЙ БОЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ Облачен я весь В одежды черного цвета. Черные, что ягоды тута. Записи древних дел. Гл. 21. VIII век, эпоха Нара 1. Эскадры сближаются К полудню 14 мая 1905 года море в Восточно-Корейском проливе стало затихать, а бывший с утра

Из книги Непрочитанные страницы Цусимы автора Цыбулько Владимир Васильевич

Цусимский бой в историческом интерьере Облечен я весь В одежды черного цвета Черные, что ягоды тута. Кодзики, или Записи древних дел. Эпоха Нара * * *Эскадры сближаютсяК полудню 14 мая 1905 года море в Восточно-Корейском проливе стало затихать, а бывший с утра туман рассеялся.

Из книги Во имя победы автора Устинов Дмитрий Федорович

6. Цусимский бой. Вероломный захват госпитальных судов "Орел" и "Кострома" Ранним утром 14 мая 1905 г. те, кто уже поднялся на верхнюю палубу и начал наблюдение за обстановкой, не увидели постоянного походного порядка эскадры, к которому они привыкли на долгом пути на Дальний

Из книги автора

«Адмирал Нахимов» станет ракетным линкором

Вслед за США Россия готовит собственный потенциал быстрого глобального удара

В Северодвинске начались активные работы по ремонту и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин») проекта 11442 «Орлан». Почти обезлюдевшую гигантскую ржавую «посудину», бесцельно проторчавшую у здешнего заводского причала с июля 1997 года, решено не просто реанимировать, а превратить, по сути, в частично бронированный «ракетный линкор», не имеющий аналогов в мире.

Обойдется стране это минимум в 50 миллиардов рублей - примерно в сумму, за которую мы неизвестно зачем покупаем у Франции каждый вертолетоносец типа «Мистраль».

Впрочем, недавно завершившаяся многолетняя история с превращением в том же Северодвинске тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в полноценный индийский авианосец «Викрамадитья» свидетельствует, что на самом деле ремонт «Нахимова» обойдется куда дороже покупки «Мистраля».

авианосец “ Викрамадитья “

На Севмаше завершено строительство первого понтона для перевода крейсера «Адмирал Нахимов» через ворота батопорта. Работы начались в ноябре прошлого года. Сейчас изделие проходит испытания.

На Северный флот обновленный «Адмирал Нахимов» по плану должен вернуться в 2018 году. Однако это будет нечто большее, чем просто мощное усиление корабельного состава североморцев. На самом деле, то, что сегодня происходит с «Нахимовым», свидетельствует, что Россия резко меняет свои подходы к ведению современных войн. Наряду с ядерным сдерживанием в военно-политическом арсенале Кремля появилась и собственная концепция быстрого глобального удара. Подобная той, которую конгресс США одобрил еще в 1997 году.

В чем суть такой концепции? С появлением высокоточного оружия большой дальности для мгновенного нанесения неприемлемого ущерба врагу стало необязательным применение ядерного оружия. Достаточно одновременно с разных направлений запустить сотни (а если мало - то и тысячи!) крылатых ракет в обычном снаряжении, каждая из которых способна, как утверждают, влететь даже не в конкретное окно, а в форточку за тысячи километров от места старта. Целями могут стать не только военные объекты, но и мосты, причалы, вокзалы, заводы, центры связи и управления, электростанции и т. д. Никакая ПВО не способна гарантированно остановить всю эту хищную стаю. Хотя бы половина ракет долетит и в считанные минуты втопчет страну в каменный век.

При этом по сведениям доктора военных наук, капитана 1 ранга Константина Сивкова, «для поражения объекта типа «среднее предприятие» или «аэродром» требуется от 8-10 до 15-20 крылатых ракет с учетом возможного противодействия сил и средств ПВО. Потребный расход этого оружия для поражения площадной цели типа «лагерь террористов» с уничтожением до 70 процентов находящегося в нем личного состава может составить от 4-5 до 10-12 ракет.

До сих пор США с тысячами их «Томагавками» были единоличным обладателем подобной стратегической дубины. У нас крылатые ракеты большой дальности для ударов по береговым целям тоже давно на вооружении. К примеру - оперативно-стратегические 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр» и С-10 «Гранат» для кораблей и подводных лодок и Х-555 для бомбардировщиков. Бить по любым целям они способны не хуже «Томагавков». А в ряде случаев и лучше. Скажем, «Гранаты» по дальности полета превосходят американский аналог (3000 против 2500 километров). А недавно принятая на вооружение крылатая ракета воздушного базирования Х-101, по сообщениям прессы, способна летать на 5000 километров. И имеет просто фантастическую перспективу увеличения дальности - до 10000 километров.

Ракетный эсминец США Preble (DDG 88) проводит оперативный запуск «Томагавков»

Вот только настоящего эффекта этим грозным арсеналом можно добиться, как уже сказано, лишь при массированном его применении. То есть, необходимо достаточное число носителей - самолетов, кораблей и подводных лодок. Вот с этим дело пока обстоит похуже, чем у Пентагона.

Скажем, американцы давно переделали четыре своих атомных подводных лодки типа «Огайо» для стрельбы «Томагавками». На каждом таком ракетоносце - по 154 крылатые ракеты. На 54 эсминцах ВМС США класса «Арли Бёрк» в ударном варианте может быть по 56 «Томагавков». На двадцати двух крейсерах ВМС США класса «Тикондерога» в стандартном варианте - по 26 таких пусковых установок. К этой армаде добавим еще стратегическую авиацию - вот и потенциал именно для быстрого и именно для глобального удара по любому уголку планеты.

Подводная лодка типа «Огайо» USS Maine (SSBN-741)

А у нас? Пока в России основная масса оперативно-стратегических крылатых ракет - под крыльями ВВС. Каждый Ту-160 (всего их у нас 16) способен разом поднять 12 Х-555. На Ту-95МС (их в боеготовом состоянии не более 32) - около восьми точек подвески для такого оружия. На Ту-22М3 (их нынче по сообщениям открытых источников способно подняться в воздух порядка 40) - по 4 Х-555. Даже если удастся использовать их все - более шести сотен КР не получится. Для глобальности маловато.

Группа стратегических бомбардировщиков Ту-160

Остается флот. По западным оценкам, сделанным, правда, еще в 1988 году, на наших подводных лодках всего около 100 ракет комплексов С-10 «Гранат». С той поры, впрочем, если это количество и изменилось, то лишь в меньшую сторону - вместе с числом атомных подводных ракетных крейсеров, которые частью пошли «на иголки», частью - в безнадежный отстой и бесконечный ремонт.

«Калибрами» будут вооружены строящиеся новейшие многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 типа «Ясень» - по 32 пусковые установки на каждом. Относительно готовым пока можно считать всего один корабль этой серии - АПЛ «Северодвинск» (в декабре 2013 года принята в опытовую эксплуатацию).

Тот же комплекс составит главный калибр и фрегатов проекта 11356, которые спешно клепают в Калининграде для Черноморского флота. На каждом - по 8 таких ракет. По плану первые три фрегата - «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» - черноморцы должны были получить уже в нынешнем году. Но это вряд ли. Судя по темпам работ, получить бы в 2014-м хотя бы «Григоровича».

Ракетный корабль «Дагестан» - это первый корабль российского ВМФ, вооруженный универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», способным применять несколько типов высокоточных ракет как по надводным, так и береговым целям

Все планы сорваны и по вводу в строй новейшего фрегата проекта 22350, который должен нести до 16 оперативно-стратегических крылатых ракет. Головной корабль этой серии «Адмирал Горшков» спущен на воду в Санкт-Петербурге еще в 2010 году. Но дело с ним идет как-то особенно туго.

Сложить все вместе - суммарный залп выйдет все равно куда скромнее, чем даже у одного американского атомного подводного крейсера типа «Огайо». Поэтому принята программа перевооружения «Калибрами» еще и российских атомных подводных ракетных крейсеров проекта 949А типа «Антей». Когда-то они создавались для борьбы с авианосцами. И соответственно вооружались замечательными сверхзвуковыми дальнобойными противокорабельными ракетами оперативного назначения 3М45 «Гранит». Поскольку теперь гоняться по океанам за американскими эскадрами вряд ли придется, «Антеи» меняют специализацию. А вместе с ними и «Граниты» - на «Калибры». Причем, как утверждают, число пусковых установок на «Антеях» останется тем же - по 24 на каждой лодке.

И все равно для глобальности маловато. Вот тут и подошла очередь застоявшегося в Северодвинске «Адмирала Нахимова». Самым грозным его оружием тоже были «Граниты», расположенные в 20 шахтных пусковых установках. Теперь их решено менять на противокорабельные П-900 «Оникс» и 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр» для стрельбы по береговым целям. Всего под палубой «Адмирала Нахимова» будет 80 пусковых установок крылатых ракет. Что наверняка весьма впечатлит любого врага и заставит считаться с «Нахимовым». При этом сколько «Ониксов» и сколько «Бирюзы» и в каком количестве заряжать в пусковые установки - это в зависимости от поставленной боевой задачи.

Естественно, модернизация коснется не только ударного оружия будущего «ракетного линкора». Планируется поставить на него и новые системы ПВО (вместо двух ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» - новейшую зенитно-ракетную систему «Редут-Полимент», корабельный вариант С-400 «Триумф»). Более совершенным станет противолодочное вооружение «Адмирала Нахимова», системы связи, управления и т. д.

Уже решено, что через несколько лет у причала северодвинского завода этот корабль заменит единственный оставшийся в строю его собрат - «Петр Великий». И ему предстоит тот же вариант обновления.

А вот что делать с двумя другими «Орланами» - «Адмиралом Лазаревым» (бывший «Фрунзе», в отстое на Тихоокеанском флоте с 1999 года) и «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров», в отстое на Севере с 1991 года)? Они и сейчас выглядят особенно дряхлыми. С учетом намеченной модернизации «Петра Великого» очередь до них до 2020 года точно не дойдет. И как быть с этими кораблями - пока не знает никто.

В 1895 году крейсер участвовал в маневрах на рейде китайского порта Чифу , затем посетил Владивосток , корейские и японские порты. В мае 1898 года вернулся на Балтику.

После модернизации крейсер, в 1900 году причисленный к гвардейскому экипажу, отправился в третье плавание на Тихий океан. В течение двух лет участвовал в маневрах Порт-Артурской эскадры, посетил Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года вернулся в Кронштадт. К сожалению, во время модернизации, не были заменены устаревшие орудия. Эта, уже намеченная замена, в ходе работ, была перенесена на следующую модернизацию, а как следствие в русско-японскую войну, в общем то ещё мощный крейсер, был почти безоружен перед своими противниками вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии. Во многом ради этой модернизации (а также планового ремонта) крейсер был возвращен в канун войны на Балтику. Однако ослабив своим отсутствием 1-ю Тихоокеанскую эскадру (несмотря на то, что старые орудия были плохо приспособлены к эскадренному бою, а скорость уже не позволяла выполнять рейдерские операции, благодаря наличию нескольких 8" орудий ГК, он являлся идеальным кораблём для защиты от миноносцев), он, не успев пройти намеченную модернизацию, лишь незначительно усилил 2-ю(низкая скорость, слабое бронирование и уже запредельно низкая для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии, делала крейсер малоприспособленным кораблем линейного боя, для которого и была создана эта эскадра).

В 1902-1903 годы старшим офицером крейсера служил великий князь Кирилл Владимирович Романов .

Русско-японская война, гибель крейсера

С началом русско-японской войны «Адмирал Нахимов» под командованием капитана 1-го ранга А. А. Родионова вошел в состав 2-го броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры (командир отряда - контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам). 14 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсер получил около 20 попаданий снарядами, а ночью в 21:30-22:00 торпедирован в правый борт с носа. По данным экипажа (не подтверждаемыми японскими историками) в ходе ночного боя крейсер потопил два (по утверждению Родионова даже три) миноносца противника залпами кормовой и правой 8" башен. Ещё как-минимум три попадания 8" снарядов в крейсер «Ивате», нанесших последнему серьёзные повреждения, тоже стоит отнести на счёт комендоров русского броненосного крейсера, что следует из донесения командира кормовой 8-дюймовой башни мичмана Алексея Рождественского, пишущего о стрельбе по данному кораблю и данных о повреждении крейсера 8" снарядами, отсутствующими на других кораблях русского флота. Возможна ошибка в оценке повреждений (японцы могли спутать близкие по мощи 8" снаряды «Адмирала Нахимова» и 9" «Николая I»), по этому данное утверждение можно отнести к разряду высоковероятностных.

Утром 15 мая полузатопленный корабль, продолжал героическое движение кормой вперед (из-за носовой пробоины и как следствие сильного дифферента) и был окончательно затоплен экипажем лишь при появлении японских кораблей.

В целом, предельно устаревший крейсер проявил в тяжелейших условиях «цусимского побоища » более чем достойно. Этому способствовали и как независящие факторы (малое огневое воздействие противника), так и умелые действия экипажа вкупе с удачным расположение артиллерии для отражения миноносных атак.

Список офицеров крейсера, взятых в плен после Цусимского сражения

  1. Кобыльченко Иван, прапорщик (младший судовой механик)
  2. Фролков Николай, прапорщик (младший судовой механик)
  3. Микуловский Болеслав, прапорщик (вахтенный офицер)
  4. Лонфельд А. К., прапорщик (вахтенный офицер)
  5. Энгельгардт Михаил, мичман (вахтенный офицер)
  6. Винокуров Евгений, мичман (вахтенный офицер)
  7. Рождественский Алексей, мичман (вахтенный офицер)
  8. Кузьминский Василий, мичман (младший штурманский офицер)
  9. Михайлов Павел, мичман (младший минный офицер)
  10. Данилов Николай, мичман (вахтенный начальник)
  11. Щепотьев Сергей, поручик (младший судовой механик)
  12. Сухаржевский Дмитрий, поручик (младший судовой механик)
  13. Родионов М. А, лейтенант (помощник старшего судового механика)
  14. Шеманов Н. З., подполковник (старший судовой механик)
  15. Нордман Николай, лейтенант (ревизор)
  16. Крашенинников Пётр, лейтенант (вахтенный начальник)
  17. Мисников Николай, лейтенант (вахтенный начальник)
  18. Смирнов Н. А., лейтенант (младший артиллерийский офицер)
  19. Гертнер 1-й И. М., лейтенант (старший артиллерийский офицер)
  20. Мазуров Г. Н ., капитан 2-го ранга (вахтенный начальник)
  21. Семёнов, капитан 2-го ранга
  22. Гроссман В. А., капитан 2-го ранга (старший офицер)
  23. Клочковский В. Е. , лейтенант (старший вахтенный офицер, и. д. штурманского помощника)
  24. Родионов А. А. , капитан 1-го ранга (командир)

Миф о затонувшем золоте

Крейсер «Адмирал Нахимов» пребывал в относительной безвестности, пока в 1933 году американец Гарри Ризберг в книге «600 миллиардов под водой» заявил о том, что на борту четырех русских кораблей из 2-й Тихоокеанской эскадры, потопленных при Цусиме, находились сокровища на общую сумму в 5 млн долларов. По чистой случайности американец указал, что больше всего золота (2 млн долларов) пошло на дно вместе с «Адмиралом Нахимовым».

В ноябре 1980 года японский миллионер Такео Сасагава заявил, что выделил огромную сумму на спасение русского золота, поскольку затонувший «Адмирал Нахимов» был найден. Миллионер рассказывал о найденных на борту ящиках с золотыми монетами, слитками платины и золота. Позднее Сасагава позировал перед фотографами, держа в руках платиновые слитки, якобы поднятые с крейсера, однако новых находок не демонстрировал, ссылаясь на непредвиденные трудности.