Понятие избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная. Мажоритарная и пропорциональная избирательная системы

На фоне проходящих постоянно выборов у большинства людей возникает вопрос о том, что такое пропорциональная избирательная система? Эта проблема давно перестала носить чисто энциклопедический характер, перейдя в плоскость в большей степени практическую. Поэтому имеет смысл дать характеристику обозначенного выборного процесса и выявить его достоинства, а также недостатки.

Пропорциональная отличительные характеристики

Если просто сформулировать сущность данного то она может выглядеть следующим образом: избиратель голосует за имидж той или иной политической силы. И именно это отличает данный вид от мажоритарной модели. Но такое определение требует расшифровки. Итак, основными признаками пропорционального вида являются:

  1. Отсутствие неучтенных голосов.
  2. Прямое соотношение между процентом отданных на выборах голосов и процентом мест в избираемом органе.

Эти два признака обуславливают сам Фактически определенный участок страны или все государство представляет собой многомандатный округ, в котором каждый волен избрать понравившуюся ему политическую силу. При этом избираемыми выступают партии, движения, объединения, блоки, но в орган проходят лишь представленные в зарегистрированных списках физические лица. Стоит отметить, что в странах развитой демократии в пропорциональной системе выборов могут выставляться «соединенные списки» и «независимые списки». В первом случае объединяющиеся политические силы идут на выборы единым фронтом, при этом не уточняя, кто именно будет представлять их в органе. Во втором - пропорциональная избирательная система позволяет выставлять кандидатуру единственного физического лица (такое положение характерно для Бельгии или Швейцарии).

В целом избирательный процесс по данной системе выглядит следующим образом: придя на участок для голосования, избиратель отдает свой единственный голос за конкретную партию. После подсчета голосов политическая сила получает такое количество мест в органе, которое соответствует проценту, полученному на выборах. Далее количество мандатов распределяется согласно списку, зарегистрированному заранее, между членами политической силы. Ротация мест происходит только в тех случаях, когда не в состоянии в силу физических или законодательных причин осуществлять полномочия.

Из всего этого можно сделать вывод, что пропорциональная избирательная система - это особый вид процесса выборов, при котором представитель электората голосует не за конкретных лиц, а за политические силы. Также стоит помнить, что территория, на которой происходят выборы, представляет собой один крупный многомандатный округ.

Пропорциональная избирательная система: достоинства и недостатки

Как и любой тип избирательного процесса, эта система обладает как достоинствами, так и недостатками. К числу преимуществ следует отнести тот факт, что пропорциональная избирательная система способствует учету предпочтений всего электората, который решил огласить свою волю. В данном случае она выгодно отличается от мажоритарной, учитывающей только волю большинства.

А вот к существенному недостатку данной системы относится то, что избирателю фактически дают право голосовать за имидж той или иной политической силы, а не за конкретную личность. Стоит отметить, что в данном случае облик может строиться на харизме лидера (как это случилось, например, в Германии в 1933). При этом пришедшие к власти иные физические лица могут быть и вовсе незнакомы электорату. Таким образом, пропорциональная избирательная система способствует развитию «культа личности» и, как следствие, возможному переходу от демократического строя к автократии. Однако такое положение встречается не так часто вследствие имплементации норм сдерживания.

Следовательно, пропорциональная избирательная система - это удобный механизм учета мнения всего общества, проживающего в конкретной части страны или во всем государстве.

С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Фокусом политической жизни в демократическом обществе будут выборы.
С одной точки зрения, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система содержит в себе два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс)

Избирательное право — ϶ᴛᴏ право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти.
Стоит отметить, что основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — ϶ᴛᴏ совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Стоит заметить, что он содержит в себе, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того ɥᴛᴏбы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Важно заметить, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на базе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ϶ᴛᴏго не произошло, назначается второй тур, в кᴏᴛᴏᴩом участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, кᴏᴛᴏᴩый зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По ϶ᴛᴏму признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Важно знать, что большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой) Недостатком мажоритарной системы будет то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, кᴏᴛᴏᴩые чаше могут быть использованы на президентских выборах и при кᴏᴛᴏᴩых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы крайне важно опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на кᴏᴛᴏᴩом представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума)

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест) На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), кᴏᴛᴏᴩый партии нужно преодолеть для того, ɥᴛᴏбы провести ϲʙᴏих кандидатов в парламент; в результате ϶ᴛᴏго мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство ϶ᴛᴏй системы — представительство партий в выборных органах в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при кᴏᴛᴏᴩой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при кᴏᴛᴏᴩой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент ϲʙᴏих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в т.ч. экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, кᴏᴛᴏᴩые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

Сегодня многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при ϶ᴛᴏм избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некᴏᴛᴏᴩые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Стоит заметить, что она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически ϶ᴛᴏ выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Главным регулятором выборов является избирательная система, т.е. совокупность правовых норм, которые определяют организацию и проведение выборов, способы подведения итогов голосования и распределения депутатских мандатов. Наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей округа или всей страны. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50%

плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно просто опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов. В нем участвуют лишь два кандидата, получившие наибольшее количество голосов.

Мажоритарная система имеет свои достоинства и недостатки. К числу первых относятся:

Формирование победившей на выборах партией, имеющей большинство в парламенте, стабильного правительства;

Наличие прочных связей между избирателями и депутатами, которые складываются во время избирательной кампании. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, его проблемы и интересы.

Существенными недостатками мажоритарной избирательной системы являются:

Она не дает в парламенте адекватного представления о расстановке политических сил в стране, так как не все политические партии в нем оказываются представленными. Тем самым не обеспечивается реализация принципа всеобщности избирательного права;

Она искажает реальную картину предпочтений и воли избирателей, так как возможна ситуация, когда партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, имеет в парламенте большинство депутатских мест;

Ограничивая доступ в депутатский корпус представителей меньшинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у власти недоверие к политическому строю.

Наиболее распространенной является пропорциональная избирательная система. Например, она применяется в 10 из 12 стран ЕС (за исключением Англии и Франции), используется в большинстве стран Латинской Америки. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями на выборах. Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список, а значит, за программу конкретной партии. Распределение мандатов предполагает определение избирательной квоты, т.е. числа голосов, необходимых для избрания одного депутата. Она устанавливается следующим образом: общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест в парламенте. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.


К достоинствам пропорциональной избирательной системы относятся:

Обеспечение более адекватного реальности представительства политических сил на парламентском уровне. В результате создается возможность принятия законодательных и административных решений, в большей степени учитывающих интересы отдельных социальных и политических групп;

Стимулирование развития политического плюрализма, многопартийности.

Применение пропорциональной избирательной системы имеет и недостатки:

Ослабевает связь между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет не за конкретных лиц, а за политические партии;

Списки кандидатов в депутаты составляются чаще всего партийным аппаратом, что позволяет оказывать давление на кандидатов;

Пропорциональная система приводит к представительству в парламенте различных политических сил, что создает сложности при формировании правительства. Отсутствие доминирующей партии делает неизбежным многопартийные коалиции, основанные на компромиссе между партиями с различными целевыми установками. Поскольку он непрочен, коалиции часто распадаются при изменении ситуации. В результате возникает перманентная правительственная нестабильность.

Для преодоления недостатков пропорциональной системы существуют различные способы. Один из них - "заградительные барьеры" или процентные оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (Германия) процентов всех поданных голосов. Партии, не набравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата. Для ослабления влияния партийного аппарата на составление партийных списков существует практика персональных преференций (от лат. - предпочтений), когда избиратель, отдавая голос за партийный список, отмечает конкретное лицо, которое предпочитает. Это учитывается при окончательном распределении мандатов. Используется и панаширование, когда избирателю разрешено голосовать за кандидатов из различных партийных списков.

Для максимального учета достоинств и смягчения недостатков обеих избирательных систем применяются смешанные системы. Они сочетают элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Так, в Германии одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе.

Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций. В каждой стране избирательные нормы имеют свою специфику, обусловленную историческими, культурными, политическими, социальными особенностями развития этих стран. Принято выделять три основных типа избирательных систем: мажоритарную (абсолютного и относительного большинства), пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система , в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Мажоритарная считается самой простой системой, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Такая система успешно применяется в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Индии и Японии. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. Мажоритарная система относительного большинства несправедлива по отношению к средним и малым политическим партиям. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством.

Для мажоритарной системы абсолютного большинства выигрывает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов, т.е. 50% + 1 голос. Обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, то выборы считаются недействительными или несостоявшимися.

В случае применения мажоритарной системы квалифицированного большинства избранным считается тот кандидат, который получил квалифицированное, т.е. установленное законом, большинство голосов. Квалифицированное большинство превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах. общество мажоритарный предвыборный pr

Главная идея пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности. Разумеется, проблемы возникают в случае, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства, а такой ситуации пропорциональная система благоприятствует.

Пропорциональной системы придерживаются значительное число стран. Это - Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др. Однако, у пропорциональной системы также имеются свои недостатки. Во-первых, возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью. Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране. В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая. В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.

Из-за существенных недостатков пропорциональной и мажоритарной систем произошло формирование смешанной избирательной системы . Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть - в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. Смешанная избирательная система характерна для России, Австралии, Египта Мексиканских Соединенных Штатов.