Выглядят ангельские. Земные ангелы

В Библии ангелы упоминаются много раз. Они всегда присутствуют при важнейших, эпических событиях. Также ангелы веками занимали видное место в искусстве: от милых херувимов на картинах эпохи Возрождения до крылатых плачущих ангелов на надгробьях.Большая часть наших представлений о том, кто есть ангелы и как они выглядят, ошибочна - по крайней мере, если брать за основу Библию, а не искусство, привнесшее в образ много новых черт.

Все мы слышали истории о людях, спасённых таинственным незнакомцем. Или слова людей, уверенных, что о них заботится некое сверхъестественное существо. Отрадно думать, что кто-то неизмеримо умнее и лучше нас знает, как направить человека по верному пути и уберечь от всех бед. Но в Библии нет ничего о том, что к каждому человеку приставлен собственный ангел-хранитель.

В нескольких отрывках действительно говорится об ангелах-опекунах. Например, Евангелие от Матфея, глава 18:10:

«Не презирайте ни одного из малых сих. Ибо, говорю вам, что Ангелы на небесах всегда видят лицо Отца моего Небесного».

Отрывок часто трактуют как указание на ангелов, которые наблюдают за детьми или за всеми верными христианами в мире, но нет ни слова о том, что у каждого есть свой «личный» ангел.

Идея о личных ангелах-хранителях появилась относительно недавно. Она - продукт медленной эволюции истории. В средние века было много рассказов о святых, встретившихся с ангелами, и ангелы их якобы защитили. Постепенно они превратились в истории, где ангелы приходили на помощь человеку в обычной жизни - об этом говорили в 18-м и 19-м веках. И к 20-му веку люди уже верили в ангела-хранителя, который стоит за плечом у каждого человека и защищает его от бед.

Все мы знаем, как выглядят херувимы - именно их изображения чаще всего встречаются в искусстве. Это маленькие голенькие дети: очаровательные, пухлые и крылатые. Таких ангелов относительно недавно придумали художники, а настоящие библейские херувимы куда необычнее.

Херувимы - ангелы очень специфические. Бог настолько приблизил их к себе, что они служат непосредственно ему и не бывают посланниками к человечеству. В Ветхом завете они упоминаются довольно часто, и очаровательными их назвать никак нельзя.

Согласно Книге Бытия, двум херувимам было приказано охранять древо жизни. У Иезекииля, в главе 1:5–11, дано их полное описание. Согласно Писанию, херувимы выглядели как люди за некоторыми исключениями. Их ноги заканчивались телячьими копытами. У каждого было по четыре крыла, которые скрывали их человеческие руки, и по четыре лица. Когда они двигались, лица никогда не поворачивались. Спереди лицо было человеческим, справа - морда льва, слева - быка или вола, а сзади - орла.

Каждый херувим горел будто в огне. Далее Иезекииль описывает их как некую живую и разумную Божью колесницу, как силу, подвластную только Богу. В его видении Бог едет в колеснице, где херувимы выступают в качестве колёс. Четыре херувима стоят вместе, олицетворяя силу льва, свободу орла, тяжесть и приземлённость быка и мудрость величайшего божественного творения - человека. Все эти существа - первые в своих сферах. Каждый херувим прикрывает тело одной парой крыльев и простирает другие. Сами крылья покрыты глазами.

Очень далеко от симпатичных голеньких ребятишек, правда?

3. Херувимы совсем не обязательно добрые

На картинах херувимы всегда очаровательны. На их губах играет улыбка, за спиной развеваются крылья. Ещё они, как правило, играют на арфах. Библейские херувимы не такие милашки. Для примера рассмотрим Трон милосердия - крышку Ковчега завета. Мы все её видели - спасибо Индиане Джонсу.

Две фигуры на Троне милосердия - херувимы, чьи лица и тела скрыты двумя парами крыльев. Другие пары херувимы тянут друг к другу. Так они образуют престол, и, в соответствии с Писанием, Трон означает потенциально смертельное присутствие гневного Бога. Каждый год первосвященник проводил церемонию: кропил Трон милосердия кровью жертвенных животных, чтобы умилостивить Бога и отвратить его гнев ещё на один год.

Чтобы без страха приблизиться к Трону милосердия, нужно было провести другой специфический ритуал. Считалось, что любое отклонение от ритуала смертельно для священника, который окажется достаточно глупым, чтобы не относиться к нему с должным почтением. Каждый год херувимы должны были получать кровавую жертву. Церемонии прекратились только после распятия Христа - его жертвы и крови было достаточно, чтобы навсегда удовлетворить херувимов.

В фильмах такое происходит часто, но в Библии нет ни единого свидетельства того, что добрые праведные люди становятся ангелами, когда умирают. Пара отрывков даже указывает на невозможность этого.

И ангелов, и людей создал Бог, но служат они разным целям. В «Послании к Евреям», глава 1:14, ясно говорится, что ангелы созданы, дабы протянуть руку помощи тем, кто верит в Бога. А в Книге Бытия, глава 1:26, написано, что ангелы - духовные существа, способные принимать не только человеческую, но и любую форму по воле Бога.

Книга Петра говорит о том, что ангелы - это бывшие праведники:

«И было явлено им, что они не служат себе самим, но вам, через мудрость, явленную вам через тех, чьими устами говорит Дух Святой, посланный с небес: мудрость, на которую ангелы долго смотрят».

Дух проповедует человечеству, а ангелы хотят, чтобы они могли слышать те же самые откровения. И ангелы эти не были когда-то людьми.

На бесчисленных картинах изображены ангелы-мужчины, появляющиеся перед людьми в библейских сценах, а кладбищенские изваяния у могил часто выполнены в виде скорбящих ангелов-женщин. Но в Библии нет ни слова про женщин-ангелов.

Ангелы не люди, они не подчиняются тем же биологическим ограничениям. Такие вещи, как секс и вопросы пола, ангелам вообще чужды. Но во всей Библии ангелы предстают мужчинами. Даже само греческое слово «angelos» в Новом Завете - слово мужского рода, и формы женского рода у него нет.

Только у двух Господних ангелов есть имена - Михаил и Гавриил, а другие всегда упоминаются как просто «он». Один раз в Библии упоминается крылатое существо женского пола. В Книге Захарии, глава 5:9, такие женщины появляются в череде видений, где есть также летящий свиток. Ничто не говорит о том, что они ангелы.

Сама идея ангела-женщины появилась столетия спустя после Библии. Примерно до четвёртого века не было ни одного художественного представления ангелов (по крайней мере, известного), потому что христианство пыталось дистанцироваться от обычаев поклонения других религий с «образами и идолами». После того, как ангелы появились в искусстве, их, возможно, стали ассоциировать с крылатыми существами из других мифологий - например, с Никой и другими языческими богинями.

Вообразите себе библейского ангела. Скорее всего, у него будут развевающиеся одежды, крылья и нимб. Но в библейских описаниях никогда не упоминалось о том, что у ангелов есть нимбы. Более того, в Библии нимбы не упоминаются вообще. Ближайшим эквивалентом чего-то, хотя бы отдалённо похожего на нимб, ставший «визитной карточкой» религиозного искусства, было упоминание о лучах света, исходивших от нескольких библейских персонажей - Христа и Моисея.

Нимб же впервые появился в искусстве только в четвёртом веке. Изначально он был только на изображениях сидящего на троне Христа. Постепенно нимб стал символом добра, и его стали всегда рисовать с Христом и ангелами. К шестому веку нимб «носили» все, в том числе святые.

Христиане не придумали нимб, а скорее переняли. Идея восходит к древним царям Сирии и Египта, носившим нимбы как венцы, чтобы подчеркнуть свою связь с божествами и окружающее их божественное свечение. В Древнем Риме, например, любили описывать императоров в лучах и коронах. Христианские художники просто заимствовали символ, и он прижился.

Именно о двукрылых ангелах почти никогда не говорится, хотя ангелов часто называют «летящими». По понятным причинам способность летать связывают с наличием крыльев - двух, так нам привычнее. Серафимы, которые занимают одно из высших мест в ангельской иерархии, стоят перед Божьим престолом и в буквальном смысле горят любовью к своему Господу, подавая пример всем остальным. В книге пророка Исайя написано, что у каждого серафима шесть крыльев. Только два крыла нужны для полёта. Ещё два крыла закрывают лицо, а третья пара укрывает ноги. Херувимы же, как правило, описываются как существа с четырьмя крыльями.

В раннем христианском искусстве ангелов почти всегда изображают спускающимися с небес на крыльях. Один из самых ранних примеров - ангелы на римских саркофагах. Так, на саркофаге римского политика Юния Басуса изображена знаменитая библейская сцена: ангел является Аврааму и велит ему принести в жертву сына. В Библии про крылья нет ни слова, а на саркофаге крылья есть. Изображение сделано в 359-м году нашей эры - значит, примерно тогда произошла общая смена представлений о том, как ангелы выглядят. К концу века ангелов без двух крыльев уже не представляли. Более того, они с тех пор прочно ассоциировались с появлением крылатых языческих богов и богинь.

Ангел смерти - величественный образ. Представьте: существо, красивое мрачной потусторонней красотой, чьё единственное предназначение - забирать чужие жизни. Несколько отрывков из Библии, в том числе история Пасхи в Исходе, глава 11:4–5, и Вторая книга Царств, глава 19:35, упоминают об ангелах, забирающих человеческую жизнь. Действительно, в Книге Царств ангел унёс жизни 185 000 ассирийцев. Но в современном представлении ангел смерти и есть сама смерть. В Библии же ангелы, которые отнимают жизни, занимаются не только этим. Они просто выполнили приказание Бога - одно из многих.

Кроме того, еврейские традиции отвергают саму идею ангела смерти. Только Бог, а никак не ангелы, имеет власть над жизнью и смертью. Но в конце концов образ просочился в официальные религиозные каноны, и ангел смерти стал известен под именем Самаэль. Упоминания о нём поначалу довольно несущественны, легко даже забыть, где они появились. В период амораев (220-370-тые годы нашей эры) появились и другие упоминания о Самаэле как ангеле смерти. В оригинальных текстах ангелы превращаются в мстительных и смертоносных посланников неба, а Самаэль надевает мантию ангела смерти.

Вскоре Самаэль перешёл из религиозного канона в фольклор и стал самостоятельным мыслящим существом. Он больше не выполняет Божью волю. Он теперь охотится и отнимает жизни по своей воле. Тело этого Самаэля из народного фольклора сплошь покрыто глазами, чтобы ничто не ускользало от его внимания. В еврейской традиции его иногда связывают с Каином: считается, что именно Самаэль внушил Каину желание убить брата и дал для того силу.

Гавриил появляется в Библии четыре раза. В одном из упоминаний о нём говорится, что он приходит каждое Рождество - вот и секрет его популярности у людей. Именно он явился Марии и рассказал, что она выбрана на роль матери Сына Божия. В другие свои появления он также выступает в качестве посланника. Его определяют как архангела, а не просто рядового старого ангела. Это важно.

Архангелы в небесной иерархии занимают положение выше ангелов, но и над ними стоят другие духовные существа. На самом деле ангельских чинов очень много.

В Библии написано, что ангельская иерархия имеет три уровня - сферы. В каждой сфере ещё по три подгруппы. В первую сферу, которая ближе всех к Богу, входят серафимы (это высший ангельский чин), херувимы и престолы - все неотделимые от слова Божия. Во второй сфере есть господства, которые учат людей владеть чувствами и наставляют земных правителей, власти, творящие чудеса, и силы, защищающие добрых людей от дьявольских соблазнов.

В последней, низшей и самой далёкой от Бога сфере выше всех стоят архонты (они же начала). Архонты управляют другими ангелами рангом ниже. У каждого земного царства есть собственный архонт, отвечающий за правление царей. Он должен следить, чтобы царями и лидерами становились достойные люди, которые правят от имени Бога. Прямо под ними стоят архангелы - божественные посланники. Таков, например, Гавриил. Ещё ниже стоят ангелы, которые чаще являются людям, творят незначительные чудеса и помогают, если нужно.

А ещё ниже в небесной иерархии стоят люди - они от Бога дальше всех. С этой точки зрения Гавриил, один из немногих библейских ангелов, у которого есть имя и который появляется в сценах у яслей младенца Иисуса во всём мире, даже ниже среднего.

Ангелы почти всегда представляются нам добрыми существами - посланниками и слугами Бога. Даже тогда, когда они сеют смерть, они выполняют Божью волю. Но в одной из интерпретаций библейских текстов во всемирном потопе виноваты ангелы (по крайней мере, отчасти). А потоп уничтожил всё человечество кроме Ноя и его семьи.

Согласно Книге Бытия, перед потопом Земля была домом не только для человечества, но и для существ под названием нефилимы (или исполины). Нефилимы были рождены от «сынов Божьих» и «дочерей человеческих». Одна из самых расхожих интерпретаций: «сыны Божьи» были ангелами, пришедшие в земное царство и там оставшихся ради удовольствий, которые они нашли. Послание Иуды, глава 1:6, говорит о нефилимах как о тех, кто покинул своё законное жилище и отправился на Землю, а в Бытие они предстают как потомки человеческих женщин и божественных существ.

Дебаты ведутся среди христиан. В Еврейской теологии всё намного проще. Когда Бог увидел порчу, овладевшую его созданиями, Азаил и Самсавеил добровольно отправились на Землю, чтобы доказать, что люди сами несут ответственность за свою судьбу. На Земле они не только испытали запретные для ангелов земные удовольствия: Самсавеил ещё и нарушил одну из самых священных клятв - открыл истинное имя Бога смертной женщине. Ему не позволили вернуться на небеса, а женщину, Иштар, подняли к небу и оставили среди звёзд. Самсавеил раскаялся в содеянном, но остался между Землёй и небом. В других версиях целых 18 ангелов вступили в связь с женщинами и произвели потомство.

Но в обеих традициях именно мирской грех вынудили Бога уничтожить всё, что он создал, в том числе гигантов-нефилимов - потомков его любимых ангелов.

«Ангелы, строго говоря, неизобразимы, -- говорит искусствовед протоиерей Борис Михайлов. -- Язык христианской культуры -- это язык символов. Мы с вами рационально устроенные люди и пытаемся с помощью современных понятий уразуметь язык древних символов, но это почти невозможно». Тем не менее ангелов на иконах изображают. Одних -- как прекрасных юношей, других -- как крылатые, но совсем не человекоподобные существа. Почему иконописцы решили, что ангелы выглядят именно так, вместе с церковными искусствоведами разбиралась Екатерина СТЕПАНОВА.

Небесная иерархия

«В начале сотворил Бог небо и землю» -- этими словами начинается Библия. «Под небом в Библии, согласно одному из толкований, разумеется не наше земное небо, а Небо высшее, -- поясняет Людмила Щенникова, искусствовед, ведущий научный сотрудник музея “Московский Кремль”. -- Это невидимое Небо представляет собою мир бесплотных существ, называемых Небесными Силами, или ангелами. Ангелы имеют ум, несоизмеримо превосходящий ум человека; они, подобно человеку, личности и наделены свободной волей. Ангелы, не имея земного материального тела, не подчинены земным законам времени и пространства. Бог дал им бессмертие. Цель и смысл их существования -- любить Бога, вечно петь славу Творцу, а также нести в наш земной мир волю Всевышнего -- быть вестниками Бога на земле (ангел с греческого так и переводится - “вестник”)».

Пророк Даниил (Дан. 7, 10) говорит о тысячах тысяч, о миллионах, и о тьмах тем, т. е. миллиардах ангелов. Но комментируя эти числа свт. Кирилл Иерусалимский в «Огласительных беседах» говорит, что это не значит, что именно таково число ангелов, просто большего числа пророк не мог изречь.

Первым, кто предпринял попытку систематически описать ангельскую иерархию, был ученый богослов и философ, живший в V или VI веке, который подписывал свои труды именем св. Дионисия Ареопагита, епископа-мученика I века (по поводу личности этого богослова ученые спорят, но во избежание путаницы его все-таки продолжают называть Дионисием, иногда добавляя приставку «псевдо»). В VII веке его прокомментировал прп. Максим Исповедник, и с тех пор именно на учение Дионисия об ангелах опирались литургические тексты и вся иконография ангелов (иконы святых ангелов упомянуты в тексте догмата иконопочитания, утвержденного на Седьмом Вселенском соборе в Никее в 787 году). В своей книге «О небесной иерархии» Дионисий истолковывает те образы, какими ангелы описаны в Ветхом и Новом Завете. А образы эти весьма различны и ставили в тупик древнего читателя точно так же, как и современного. В самом деле: исполненные очей колеса, огненные престолы, существа с человеческими руками и ногами тельца, как в видении пророка Иезекииля, -- что означают эти попытки «наглядно» описать существа из духовного мира?

Ареопагит отвечает на этот вопрос сразу же: неправильно, «подобно грубым невеждам», воображать, будто на небе находятся «огневидные колесницы, вещественные троны, нужные для восседания на них Божества, многоцветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и многое тому подобное». «Все эти оттенки ангельских имен, так сказать, грубы», -- говорит Ареопагит и даже предлагает особый термин: несходные (то есть непохожие) подобия. Все это -- священные поэтические изображения, через которые богословский разум пытается приблизиться к тайне неописуемой слабыми человеческими словами небесной жизни. Дионисий видит тут возвышенный парадокс: мы, может быть, и не стали бы вдумываться в этот предмет, «если бы несообразность изображений, замечаемая в описании Ангелов, не поражала нас» и не побуждала «отвергать все материальные свойства и через видимое благоговейно возноситься к невидимому».
Однако те или иные образы применяются для описания ангелов не случайно. Основываясь на Священном Писании, Дионисий говорит о том, что Небесные Силы образуют стройную иерархию, вся цель которой -- «возможное уподобление Богу и соединение с Ним», где высшие передают отраженную в них, как в зеркале, Божественную красоту и истину низшим и все постоянно стремятся к Богу «сильною и неуклонною любовию». Именно этот свет ангелы несут и людям.

«Сколько чинов небесных Существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия -- в точности знает один Бог. А нам можно сказать об этом столько, сколько Бог открыл нам через них же самих», -- пишет Дионисий и поясняет, что в Писании для ясности все небесные существа обозначаются девятью именами. Они разделены на три чина, или степени: первую (высшую), среднюю и последнюю (то есть низшую).

Херувимы, Серафимы и Престолы
Высший ангельский чин, ближайший к Богу, -- это Херувимы, Серафимы и Престолы. «Херувимы, согласно значению этого еврейского слова, -- “обилие познания”, имеют наибольшую способность познавать Божественный Разум; они передают низшим ангельским чинам и людям знание о Боге, -- объясняет Людмила Щенникова. -- Херувимы охраняют тайны Божественной жизни и Божественного Разума. Когда Адам и Ева нарушили Божественный закон, Бог судил их, изгнал из рая и поставил огненного Херувима стражем у Райских врат, чтобы охранять путь к Древу Жизни (Быт. 3, 24)».


Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых существ, окружающих Престол Бога. Различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов постепенно стрелись. Их общие черты - наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола - оказались для иконописцев важнее


Первоначально огненные колеса с глазами на ободьях являлись частью изображения Херувима. Но постепенно в иконописи колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии - Перстолов. Эти Небесные Силы служат подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие. На илл: фрески Феофана Критского, XVI в.

В видениях пророка Иезекииля Херувимы являлись в образе таких удивительных живых существ, что сначала пророк не мог даже назвать их. Иезекииль увидел, как с севера шло великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него; из средины огня видно было подобие четырех животных; облик их был как у человека, но у каждого четыре лица (человека, льва, тельца и орла); прямые ноги, сверкающие, как блестящая медь, со ступнями тельца, и человеческие руки под крыльями. Животные эти быстро двигались туда и сюда, стремительно поднимались над землей; огонь и молнии сверкали между ними; вид животных был как горящие угли, а на земле перед каждым животным было по одному колесу с ободьями, «полными глаз», и в этих таинственных колесах был «дух животных», так как двигались они вместе с колесами. Эти крылатые трудно описуемые словами небесные создания являли собой как бы подобие колесницы, на которой возвышался Божественный Престол (см. Иез. 1, 4-28). Во время второго видения пророк Иезекииль узнал, что это были Херувимы; он увидел также, что «все тело их и спина их, и руки их и крылья их, и колеса кругом были полны очей» (Иез. 10, 12) Существует версия, что здесь под частями тел понимаются части колеса: малоупотребительные еврейские слова, их обозначающие, похожи по написанию на названия частей тела, и переписчики или переводчики текста могли их перепутать.

Изображения Херувимов существовали уже в ветхозаветные времена. В книге Исход повествуется о том, как Бог повелел пророку Моисею сделать ковчег, чтобы положить туда написанный на скрижалях Закон. На золотой крышке ковчега Бог повелел сделать двух золотых Херувимов чеканной работы с распростертыми вверх двумя крыльями и обращенными друг к другу лицами (см. Исх. 25, 19-22).

Серафим в переводе с еврейского означает «пламенеющий, огненный». Это имя показывает их «горячность и быстроту, пылкую и неуклонную стремительность», а также их способность воспламенять Божественную любовь в сердцах людей и прогонять всякое омрачение, пишет Дионисий Ареопагит. Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых небесных существ, окружающих Престол Бога. Двумя крылами они закрывают лицо свое от непереносимого даже ангелами сияния Божественного Света, двумя -- ноги свои, а двумя летают, непрестанно взывая друг ко другу: «…Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (см. Ис. 6, 1-7). Кстати, описание Серафимов и их песнь звучат на Литургии, причем первое -- в евхаристической молитве, читаемой священником.

Описание Серафимов в Книге пророка Исаии очень конкретно, поэтому их часто и легко изображают. Как, например, в купольной росписи церкви Преображения в Великом Новгороде, подписанной Феофаном Греком в 1378 году. А вот туманные мистические свидетельства о Херувимах пророка Иезекииля ставили художников в трудное положение. Рассказывает Людмила Щенникова: «В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувима с четырьмя ликами и со всеми возможными подробностями. Такое изображение Херувима называют тетраморф (“четырехликий”).

Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия -- Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Но постепенно различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов стерлись. Их общие черты -- наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола -- оказались для иконописцев важнее различий. Так возникло “соединенное” изображение высшего небесного существа с шестью или четырьмя крыльями, на которых часто рисовались глаза, с руками и ногами; голова этого небесного существа (окруженная нимбом или без нимба) либо выступала над крыльями, либо была спрятана в середине крыльев, и видимым оставался только лик; под ногами их иногда рисовали колеса.(Илл.: фрагмент фрески XVI в., Метеора, Греция ) Одновременно возникло еще более простое и обобщенное изображение -- без рук и ног, с четырьмя или шестью крыльями и человеческим лицом. Эти изображения сопровождают надписи “Херувим” или “Серафим”, которые нередко пишутся под совершенно одинаковыми по внешнему виду образами. Данные наименования в большинстве случаев обозначают не конкретного Серафима из видения пророка Исаии и не Херувима из видения пророка Иезекииля, но лишь обобщенный образ высших Небесных Сил, окружающих Божественный Престол».


В христианском искусстве есть изображения и третьего чина высшей ангельской иерархии -- Престолов. Наименование этих ангелов означает, по словам Дионисия Ареопагита, что «они совершенно изъяты от всякой низкой привязанности земной» и «всеми силами неподвижно и твердо» служат Богу. Эти изображения называются также Тронами и Офанимами (в переводе с еврейского -- «колеса»). «Первоначально огненные колеса с глазами на ободьях являлись частью изображения Херувима, -- поясняет Людмила Щенникова. -- Но постепенно в иконописи колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии -- Престолов. Огненные языки пламени, исходящие от херувимских колес, превратились в огненные крылья -- Офанимы-Престолы стали крылатыми. Эти Небесные Силы служат подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие». Престолы можно увидеть на русских иконах «Спас в силах» XIV века.

Символы четырех Евангелий
Если св. пророк Иезекииль видел одно существо с четырьмя ликами, то в Новом Завете, в Откровении апостола Иоанна Богослова описаны четыре отдельных небесных существа -- это апокалиптические животные. Они были истолкованы как символы четырех Евангелий, написанных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом. «Бог открыл Иоанну Небесный мир, -- рассказывает Людмила Щенникова, -- и он увидел стоящий на Небе Престол, на котором возвышался Сидящий (Бог); Престол окружала радуга, и посреди Престола и вокруг Престола четыре животных, исполненные очей спереди и сзади. “И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет” (см. Откр. 4, 2-9)».

Подобно библейским Херувимам и Серафимам, они изображаются у Престола Вседержителя, окружая его с четырех сторон, что символизирует распространение Благой вести на четыре стороны света. В руках апокалиптических животных -- Евангелия. Эти изображения получили большое распространение в купольных мозаиках и росписях, в миниатюрах Евангелий.

Первое изображение летящего ангела
Ангелы средней степени -- Господства, Силы и Власти. Согласно Дионисию Ареопагиту, ангельский чин Господств назван так по своему свойству совершенно свободно и неудержимо стремиться к Богу, не прилепляясь ни к чему случайному. Силы -- означают могущественное и непреоборимое мужество, отражающееся во всех их действиях. Власти -- духовное владычество, не самовластное, но как само восходящее к Богу, так и других приводящее к Нему. Но описаний этих ангелов в Библии нет, поэтому художники их и не изображали, объясняет Людмила Щенникова.

В низшую степень входят Начала, Архангелы и Ангелы. Начала, по книге Дионисия, это небесные силы, которые сообщают волю Божию Архангелам; Архангелы, в свою очередь, передают ее ангелам; а ангелы -- людям. «Изображать архангелов и ангелов иконописцу проще всего, -- говорит Людмила Щенникова, -- потому что они являлись людям в самом понятном образе -- как прекрасные видом светозарные юноши». Изображения Ангелов раннехристианского искусства представляли собою юношей, чаще всего без крыльев. По словам искусствоведа прот. Бориса Михайлова, уже во второй половине III -- первой половине V века сформировался образ Ангела, с которым мы имеем дело и по сей день, -- это образ юноши с крыльями в античном одеянии (катакомбы Присциллы, вторая половина III века; катакомбы под Вилла Массимо в Риме, середина IV века, и на Виа Латина, середина IV века). Самое древнее из сохранившихся изображений Ангелов христианского Востока -- мраморный саркофаг конца IV века, найденный на территории современной Турции. Парящие фигуры держат в вытянутых руках монограмму Христа, образующую из греческих букв «йота» и «хи» монограммный «доконстантиновский» крест, обрамленный лавровым венком.


Архангелы и Ангелы несут на Землю вести из Божественного мира, охраняют души от темных духов. Среди Архангелов в книгах Священного Писания названы семь имен: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, но изображают более всех Гавриила, принесшего Деве Марии Благую весть, и Михаила -- старшего над Архангелами. На илл.: архангел Гавриил. Фрагмент иконы Богородицы с младенцем, XIII в., монастырь св. Екатерины на Синае

Обычно Ангелы изображаются в апостольском одеянии: хитоне (тунике) и гиматии (похожем на тогу плаще), часто с двумя орнаментированными нашивками (клавами), являющимися символами посланничества и царского величия. Волосы на их головах стягивает лента, напоминающая диадему. Развивающиеся у висков концы ленты назывались тороками, или слухами, они символизировали постоянное слушание Ангелами Бога.

Ангел -- отсвет лица Божия
Очень часто на иконах, представляющих тот или иной библейский сюжет, где, согласно тексту, главным действующим лицом является безымянный ангел, есть надпись: «Архангел Михаил», и, наоборот, в композициях, где, как известно из Писания, действует именно архангел Михаил, написано просто: «Ангел Господень». В Ветхом Завете Ангел Господень -- это образ Богоявления до воплощения Сына Божия (так, Иаков боролся с Богом, который предстал ему в образе Ангела (см. Быт. 32, 24-30)). «Вспомним, что, по Дионисию Ареопагиту, небесная иерархия есть как бы система отражающих зеркал, передающих друг другу свет от источника всех и вся -- Бога, -- говорит Людмила Щенникова. -- Таким образом, все, что совершает ангел, в конечном счете совершает Бог. На иконе и архангел Михаил, и ангел Господень есть как бы собирательный образ всех согласно действующих ангельских сил; всякое деяние ангела, управляемого Михаилом, есть в какой-то степени и его деяние. В переводе с древнееврейского “Михаил” означат “Кто яко Бог” -- это как бы и не имя, а отражение имени Бога. В христианской иконографии архангел Михаил часто изображается как прекрасный юноша в белоснежной тунике, символизирующей чистоту и бесстрастие. На других иконах мы видим Михаила облаченным в хитон сине-зеленых тонов и красный плащ. В руках он держит сферу-зерцало, в которой созерцает Божественные тайны и Божественный Свет. Наиболее характерным и распространенным является изображение архангела в образе военачальника, архистратига: в короткой тунике, доспехах, с мечом в руках. Как ангел, близкий к Престолу Небесного Царя, архангел Михаил изображался и в императорских одеждах, в длинной, украшенной драгоценными камнями тунике, которую на груди крестообразно перехватывает лор, обязательная деталь облачения византийского императора». Удивительно, что архистратиг Михаил, согласно Священному Преданию, -- предводитель всего небесного воинства, хотя и находится в низшей степени ангельской иерархии. Это еще раз говорит о том, что всех тайн ангельской жизни мы здесь, на земле, знать не можем.

Что в руках у ангелов?
Жезл (мерило)
-- символ власти, очень важный атрибут всех ангелов. Он является также свидетельством святости, царского и владычественного достоинства ангелов
Глобус, или зерцало, изображают прежде всего у архангелов Михаила и Гавриила. Впервые зерцало (с изображением креста) появилось в руках ангела на монетах императора Леонтия (484-488 годы). Его значение трактуется по-разному: небесная сфера, символизирующая мироздание, диск, щит, «печать Царя Небесного». На средневековых иконах глобус в большинстве случаев изображается светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера; на нем начертана греческая буква «Хи» или греческая монограмма IC XC. На Руси существовало поверье, что через зерцало архангелы узнают волю Божию
Кадила и рипиды (опахала круглой или ромбовидной формы) ангелы держат в руках на иконах с изображением небесной Литургии. Рипиды символизируют Херувимов и Серафимов и поэтому украшаются их изображениями
Лабарум со времен императора Константина и до XIII века был боевым штандартом императора и короля. Лабарум в руке Архангела (как на мозаике в церкви св. Аполлинария в Классе, Равенна, VI век) означает, что он наделен высшей властью. На полотнище лабарума, как правило, начертаны слова из славословия: «агиос» («свят») или монограмма Христа
Трубы -- символы звука и ветра. Во время Страшного Суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы.
Орудия Страстей Господних -- крест, копье, чаша и трость с губкой -- держат, как правило, архангелы Михаил и Гавриил. Ангел с крестом в руках явился императору Константину в 312 году перед битвой с Максенцием. В древности нередко изображалось поклонение ангелов кресту и орудиям Страстей, как например, на обороте иконы Спаса Нерукотворного XII века из Новгорода
Покровец -- небольшой плат, заимствованный из придворного церемониала, которым ангелы прикрывают руки во время священнодействий
Развернутые свитки в руках ангелов содержат слова приветствия (как на свитках архангелов Михаила и Гавриила, на иконах Богоматери), хвалебные гимны, поучения для входящих в храм и т. д.


В послании Колоссянам 2:18 говорится: "Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом..." Как вы видите, Библия предостерегает нас, чтобы мы не доверяли фантазиям и домыслам людей в отношении ангелов, потому что рассуждения человека об ангелах Библия называет "вторжением в то, чего не видел".

Даже тот, кто утверждает, что видел ангелов своими глазами и, возможно, имел общение с ними, не может быть авторитетным источником знаний об ангелах. Если же он претендует на эту роль, то, говоря библейскими терминами, он "безрассудно надмевается плотским своим умом..." Только Бог имеет полное знание об ангелах. В Своем Слове - Библии - Он приоткрывает завесу тайны об этих загадочных существах.

Ангелы упоминаются как минимум 108 раз в Ветхом Завете и 165 раз в Новом Завете. Библия содержит информацию, которая позволяет нам не только узнать, кто такие ангелы и каково их предназначение, но также понять, каким должно быть наше отношение к ним.

Давайте же рассмотрим некоторые часто задаваемые вопросы об ангелах.




КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ?

Слово "ангел" произошло от греческого слова aggelos - посланник. Еврейское слово mal"ak , встречающееся в Ветхом Завете, имеет точно такое же значение.

В некоторых случаях Библия образно применяет это слово к людям:

  • Пророки (Божьи посланники) (Исаия 42:19 "Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный?"; Об Иоанне Крестителе было говорится в книге пророка Малахии 3:1 "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...").
  • Священники (Малахия 2:7 "Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа" )
  • Церковные служители (Откровение 1:20 "Семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей" ).
  • Вестники/посыльные - обыкновенные люди, которые приносили послания (Иов 1:14 "И вот, приходит вестник к Иову и говорит…" , Лука 7:24 "По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне" , Лука 9:52 "…и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское…" ).

Во всех приведённых выше отрывках в оригинале используется слово "ангел", переведённое на русский язык как вестник, посланник, ангел.

Однако, в большинстве случаев, это слово используется в Библии для ссылки на духовные существа , созданные Богом, включая добрых и злых ангелов, а также особые их категории, такие как Херувимы и Архангелы.


КАК ВЫГЛЯДЯТ АНГЕЛЫ?

Поскольку ангелы являются духовными, а не физическими, существами, у них совершенно нет нужды или необходимости быть видимыми (Колоссянам 1:16 "Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое" ). Елисей однажды помолился, чтобы его слуга увидел армию ангелов, окружающую город. И когда юноша увидел ангельскую армию, то осознал, чего он раньше не знал и не видел (4Царств 6:16-17 "И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея" )!

Когда ангелы становятся видимыми, они чаще всего появляются в человеческой форме. В 18-й главе книги Бытия Авраам принимал у себя троих гостей-ангелов, которые на первый взгляд выглядели не более чем путешествующими странниками. В следующей главе двое ангелов отправились в Содом, где их приняли за обыкновенных путников.

В большинстве случаев (исключая спорный случай, описанный в Захарии 5:9) ангелы появляются в мужском облике, нежели в женском (Марк 16:5 "И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись" ).

Иногда ангелы выглядят как человек, но с какими-либо особенными дополнениями. Например , Даниил видел ангела с руками и ногами, подобными блестящему металлу и драгоценным камням, и с лицом подобным молнии (Даниил 10:5-6 "…и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей" ).

Ангел, который отвалил камень от гробницы Иисуса, источал яркий свет (Матфея 28:3 "Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег" , Лука 24:4 "Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих" ).

Книга Откровения описывает невероятных существ, которые могут быть разновидностями ангелов: Откровение 4:6-8 "…и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет" .

Ангелы ни разу в Библии не появляются в виде миленьких маленьких розовощёких обнажённых ангелочков, какими их часто изображают на картинках. Ангелы всегда появляются в образе взрослого человека. При виде ангелов (как это описывается в Библии), обычно, люди падали ниц, преклоняли колени или ложились на своё лицо со страхом и трепетом.

Некоторые места Писания описывают ангелов с крыльями (Исаия 6:2 "Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал" ). В других отрывках говорится о летающих ангелах, отсюда мы и делаем вывод о том, что крылья могут иметь к этому какое-то отношение (Даниил 9:21 "Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня..." ). Однако, мы не должны забывать, что ангелы могут свободно передвигаться и без помощи крыльев. Большинство библейских ссылок об ангелах ничего не говорят об их крыльях. И в отрывках, подобным 18-й и 19-й главам Бытия , явно видно, что никаких видимых крыльев у ангелов не было.



ПРОИСХОЖДЕНИЕ АНГЕЛОВ

Так как Писание говорит о сотворении ангелов, то нет сомнений, что ангелы не существовали вечно:

Неемия 9:6 "Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются" .

Псалтирь 147:2,5 "Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его… Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились" .

В Колоссянах 1:16-17 объясняется, что Господь Бог сотворил всё существующее, включая ангелов: "ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит" .

Время их сотворения точно не указывается, но большинство богословов сходится во мнении, что их сотворение каким-то образом сочетается с творением неба и земли, описанном в Бытии 1:1 Возможно, сотворение "неба", предшествующее сотворению "земли" как раз и включало в себя сотворение ангелов. Эта точка зрения также поддерживается отрывком из Иова 38:4-7 "…где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?"

Таким образом, "утренние звёзды" (Сатана до грехопадения имел имя "Сын зари") и "Сыны Божии" (Библия иногда так называет ангелов, потому что они являются творением Бога Отца) радовались при сотворении земли.


АНГЕЛЫ В СРАВНЕНИИ С ЛЮДЬМИ

И ангелы, и люди являются существами сотворёнными. И тех и других сотворил Господь Бог. В этом состоит сходство между ангелами и людьми. Однако также существует ряд отличий:

Ангелы намного сильнее человека, но в то же время они не являются всесильными, подобно Богу:

Псалтирь 102:20 "Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою , исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его" .
2Петра 2:11 "Ангелы, превосходя их [беззаконников] крепостью и силою , не произносят на них пред Господом укоризненного суда" .


Ангелы обладают бо льшим знанием , чем человек, но они не являются всезнающими, подобно Богу:

2Царств 14:20 "…но господин мой мудр, как мудр Ангел Божий" .
Матфея 24:36 "О дне же том и часе никто не знает, ни [даже] Ангелы небесные, а только Отец Мой один" .


Ангелы обладают превосходящей человека природой (способны быть невидимыми, передвигаться в пространстве и разных измерениях), но они не вездесущи, подобно Богу:

Даниил 9:20-22 "И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня" .


Как вы заметили, ангелы во многом превосходят людей. Однако, они являются существами сотворёнными Богом, а посему не равны Богу. Только Небесный отец есть Бог Всемогущий, Всевидящий, Всезнающий и Вездесущий. Именно поэтому человек должен поклоняться Господу Богу, а не ангелам.


ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ АНГЕЛОВ



Нам точно не известно, существует ли у каждого отдельно взятого ангела свои обязанности или некоторые из них специализируются в какой-то одной или нескольких областях. Однако Библия разделяет ангелов на Херувимов (Бытие 3:24 "И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни") и Серафимов (Исаия 6:2 "Вокруг Него стояли Серафимы" ).

Также в Библии часто упоминаются имена двух ангелов - на самом деле - архангелов: Михаила (Иуда 9 "Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"" ) и Гавриила (Даниил 9:21 "…когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы", Лука 1:19 "Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие" ).

Также огромное количество ангелов, упомянутых в Библии без имён, выполняет разные задания, цель которых - служение Богу:

  • Воспевания и прославление - основной вид деятельности на небесах (Исаия 6:2-4 "Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!" , Откровение 4:5-8 )
  • Посланники - Ангелы служат посланниками, приносящими человеку какую-то определённую весть/новость от Бога. Именно таким образом Деве Марии было возвещено о том, что она родит Мессию (Лука 1:26-31 "В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус" ).
  • Указания - Через Ангелов Бог засвидетельствовал Иосифу о рождении Иисуса (Матфея 1-2 ); женщинам у гробницы (Лука 24:4-6 "Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть" ; Филиппу (Деяния 8:26 ) и Корнилию (Деяния 10:1-8 ).
  • Снабжение - Бог неоднократно использовал ангелов для обеспечения физиологических нужд людей: Агарь (Бытие 21:17-20 ), Илия (3 Царств 19:5-7 "И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою" ).
  • Защита - Защита Божьих людей от физической опасности: Даниила - от львов, а троих друзей Даниила - от огненной печи (Даниил 3 и 6 ).
  • Избавление - Спасение и освобождение, избавление, изволение Божьих людей из опасных ситуаций, когда они уже в них находились. Ангелы освободили апостолов из тюрьмы (Деяния 5 ) и повторили процесс для апостола Петра (Деяния 12 ).
  • Укрепление и поддержка - Ангелы подкрепляли Иисуса после искушений в пустыне (Матфея 4:11 "Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему"), ободряли апостолов, чтобы они продолжали проповедовать после выхода из тюрьмы (Деяния 5:19-20 ) и сообщили апостолу Павлу о том, что все находившиеся с ним на корабле выживут в кораблекрушении (Деяния 27:23-25 ).
  • Ответ на молитву - Бог часто использует ангелов, чтобы ответить на молитву Божьих людей (Даниил 9:20-24 , Даниил 10:10-12 , Деяния 12:1-17 ).
  • Забота о верующих в момент их смерти - В истории о Лазаре и богаче, мы видим, что именно ангелы принесли дух Лазаря на Ложе Авраама после смерти (Лука 16:22 ).


Евреям 1:14 служебные духи

Господь посылает ангелов для служения Своим чадам, которые получили усыновление через смерть Единородного Сына Божия Иисуса Христа:

Ефесянам 1:3-10 "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа , по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" .

ВОПРОС О КОЛИЧЕСТВЕ АНГЕЛОВ

Библия не даёт конкретной цифры. Однако, опираясь на Писание, мы можем заключить, что количество ангелов - невероятно большое.

Даниил 7:9-10 "Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги".

Матфея 26:52-53 "Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов ?"

Евреям 12:22 "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов " .

Существует мнение, что все ангелы были сотворены одновременно, поскольку нигде нет свидетельств о том, что к числу ангелов прибавились новые ангелы. Ангелы - существа, неспособные умереть или быть истреблёнными. Таким образом, количество ангелов не сокращается и не увеличивается.

Таким образом, будет правомерно предположить, что количество существующих ангелов может сравниться лишь с количеством людей, существующих сейчас и когда-либо существовавших на земле вместе взятых.

СТАНОВЯТСЯ ЛИ ЛЮДИ АНГЕЛАМИ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Некоторые верят в то, что ангелы - это духи усопших. Другие верят, что ангелы хранители - это духи усопших родственников или близких друзей. Это поднимает вопрос: Становятся ли духи людей ангелами после смерти?

В послании к Евреям 12:22-23 написано: "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства…" .
Заметьте, что в этом отрывке перечисляются те, кто будет встречать верующих по ту сторону жизни и смерти. Там через запятую перечислено несчетное количество ангелов и "духи праведников, достигших совершенства". Как вы видите, это две разные группы встречающих.

В Евангелии от Луки 20:34-36 читаем: "Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны [подобны] Ангелам и суть [являются] сыны Божии, будучи сынами воскресения" .
Обратите внимание на две важные вещи, о которых повествует этот отрывок: Во-первых , умершие в Господе и достигшие воскресения сравниваются с ангелами, что они становятся подобными ангелами. Не говорится, что они становятся ангелами, а лишь что они становятся подобными ангелам. Во-вторых , люди, достигшие воскрешения названы "сынами Божьими". И здесь же объясняется, почему они названы Божьими детьми - потому что они являются "сынами воскресения", то есть достигли воскресения из мертвых.

В отличие от людей, ангелы - не рождаются и не умирают, а соответственно, не достигают воскресения из мертвых. Воскресения могут достигнуть только люди, уверовавшие в жертву Иисуса, умершего за наши грехи на кресте; принявшие Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, и доверившие Ему свою жизнь.

Библия называет ангелов "служебными духами": Евреям 1:14 "Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи , посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" .
Помните: ангелы являются служебными духами! Бог посылает их для служения и охраны детей Божьих - людей, которые приняли Иисуса Христа своим Господом и Спасителем и благодаря Его жертве на Голгофском кресте обрели прощение грехов, примирение с Небесным Отцом и жизнь вечную.

В глазах Бога, человек стоит выше ангелов. Именно поэтому Бог послал Сына "взыскать и спасти погибших" людей, а не падших ангелов. Человеку дана возможность примириться с Господом Богом через Иисуса Христа и получить спасение и жизнь вечную. Падшим ангелам - нет. Их ожидает горькая участь - вечная погибель в Геене Огненной.
"избранных" (1Тимофею 5:21 "Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию" ) или "святых" (Матфея 25:31 "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним..." , Марк 8:38 "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" ).

Изначально все ангелы были святыми и находились в присутствии Бога (Матфея 18:10 "Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" ) и пребывали на небесах (Марк 13:32 "Ангелы небесные" ).

Другие ангелы восстали против Бога под предводительством Сатаны. Часто мы называем их демонами. Здесь стоит заметить, что АД - место изначально предназначенное именно для дьявола и падших ангелов.

Матфея 25:41 "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его " ;

2Петра 2:4 "Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания" ;

Иуда 6 "…и ангелов, не сохранивших своего достоинства , но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня";

Ефесянам 6:12 "потому что наша брань не против крови и плоти, но против... духов злобы поднебесной".


Вообще, это великий невидимый (для зрения) конфликт, масштаб которого трудно себе даже представить. Однако необходимо понимать, что эта борьба не является войной двух равных по силе противоположностей. Бог, сотворивший все существа, всё держит под контролем. Падшие ангелы думают, что они делают, что хотят. На самом же деле, они делают лишь то, что им дозволено Богом. В определённый же момент, их восстание закончится полным и окончательным поражением, и они навеки будут повергнуты в Озеро огненное.

Итак, ни в коем случае нельзя доверять первому попавшемуся ангелу, поскольку он может оказаться не вестником от Бога, а одним из падших ангелов.

Библия предупреждает, чтобы мы не доверяли всем духам подряд: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире" (1Иоанна 4:1-3 )

Божий ангел никогда не будет свидетельствовать против Иисуса Христа и говорить то, что противоречит Слову Божию. Если же явившийся вам ангел говорит не то, что записано в Библии или трактует Священное Писание не так, как учил Иисус Христос, то этот ангел был послан не Богом, а дьяволом. Потому что и апостол Павел предупреждал: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема " (Галатам 1:8 ).

Множество людей на земле верят в ангелов. Самым известным и, пожалуй, наиболее часто упоминаемым, является ангел-хранитель. Считается, что он незримо всегда присутствует рядом с нами и оберегает от опасностей. Опасностей не только физических, как, например, автомобильная авария, но и от плохих поступков. Может подсказать и советом.

Подсказки ангела-хранителя

В этом случае не стоит надеяться, что в один прекрасный день у вас в голове зазвучит незнакомый голос, приказывающий поступить так-то и так-то. Просто в вашем жилище вдруг неожиданно раздастся телефонный звонок с заманчивым предложением. Или в книге (газете) вы найдёте информацию, актуальную для вас именно сейчас. Ангел лишь может дать вам шанс, а уж будете ли вы его использовать, зависит только от вас.

В христианстве этот персонаж приставляется Богом к человеку с момента его крещения и сопровождает его не только всю жизнь, но и после смерти, где выступает в роли защитника своего подопечного на Страшном суде.

Как выглядит ангел?

Невозможно сказать, как выглядит ангел, ведь, чтобы увидеть его облик, придётся сначала умереть. Образы крылатых существ в белоснежных одеждах, вероятнее всего, были взяты с изображения архангела Гавриила из константинопольской Софии. Облик этот настолько прочно засел в головах людей, что иными ангелов уже не представляют.

Но настоящий хранитель вряд ли имеет схожую внешность с человеком, к тому же они не разделяются по каким-либо половым признакам. В некоторых источниках говорится, что они могут принимать облик мужчин и женщин, но только в исключительных случаях. Это, скорее, бестелесная сущность, часть эфира вокруг нас. Их называют духами, потому что они невидимы.

Чувствительные к тонким энергиям люди, иногда могут даже увидеть их. Для этого существуют особые ритуалы призыва, при проведении которых можно пообщаться с ангелами.

Не менее известна и другая сущность – ангел смерти.

Ангел Смерти - кто он?

Почти всегда божественные посланники предстают перед нами добрыми существами, но среди них присутствует один, который несёт смерть человеку. В библии нет описания ангелов, занимающихся исключительно изыманием человеческих жизней. По сути, ангелом смерти является сама смерть, т.к. лишь Бог решает, кому жить, а кому умереть.

Но образ величественного существа, сплошь покрытого глазами, стал вполне реальным персонажем. Его воплощением стал ангел Самаэль. Считается, что он сам решает, чьи жизни будет забирать. Божественное вмешательство не имеет к этому никакого отношения.

К сожалению, не все ангелы были чисты и открыты сердцем. Так, первым в истории падшим ангелом стал Люцифер, в переводе - «несущий свет». Когда-то он являлся величественным ангелом света, правой рукой Бога. Но всё изменилось с приходом Христа. Тот по праву стал считаться «Божьим любимцем», что сильно задело гордость Люцифера.

Он отказался поклониться сыну Божьему, когда тот возводился на престол, а в дальнейшем замыслил восстание против Бога. Многие ангелы пытались его переубедить, но тщетно. К тому же он обзавёлся множеством сторонников из числа других ангелов.

Когда он, наконец, решился открыто выступить против Господа, тот уже был прекрасно осведомлён о его планах. И хотя ему ничего не стоило с лёгкостью разделаться с бунтовщиком, он предпочёл позволить развязать войну на небе. Исход, конечно же, был предопределён: Люцифер с остатками своего воинства был сброшен в ад, где он стал властителем подземного мира, а его приспешникам была уготована роль демонов.

Образы ангелов фигурируют и в других религиях, меняются лишь названия. Ведь как бы ни был всемогущ Творец, без помощников ему явно не обойтись.

Видео по теме статьи