Значение пословицы свято место пусто не бывает. Свято место пусто не бывает

Храм - живёт. Храм - это не столько здание, сколько его прихожане, их вера и чаянья. Жизнь Храма продолжается даже после его разрушения; проходит время и всё возвращается на свои места - возвращается и Храм.

Латвия и русский этос

Латвия - страна крайне интересная и удивительно привлекательная с точки зрения русского человека. Некогда бывшая частью СССР, Латвийская Республика сегодня представляет собой абсолютно европейскую страну, уклад которой полон самобытных деталей, с европейской архитектурой и особой кухней, и при этом большая часть населения прекрасно понимает и говорит по-русски. Но особенно это заметно в Риге и прибрежных городках Рижского района.

Это не феномен никакой, конечно. Это просто следствие, а причина лежит чуть глубже, в XX веке, когда неуемная власть Советов мечтала о расширении границ, и шло к этой мечте любыми путями. Жизнь здесь, в итоге, складывалась в необычных условиях, условиях конфронтации двух культур, европейско-европейской, и советской.

Так что же русского мы находим в Латвии? Первое, и, наверное, главное, это сами русские и великий и могучий русский язык. Наши соотечественники обосновались в Латвии давно. Особенно много русских в Юрмале, прекрасном тихом городке, где от чистого песочка и мелкого моря тебя отделяют лишь вековые корабельные сосны, где воздух чист и свеж, и благотворен для человека. Городок Юрмала на протяжении почти всего XX века был излюбленным местом отдыха советской, а потом и российской творческой элиты, и остается по сей день. Поэтому если и искать русское в Латвии, то именно здесь.

В самом центре Юрмалы, небезызвестном Дзинтари, неподалеку от главной улицы и прочих достопримечательностей, есть небольшой квадрат земли. На нем стоит деревянный крест, и вымощена брусчаткой дорожка. Это - место для будущего православного храма, храма Казанской иконы Божьей Матери, который известен также, как Эдинбургский храм. Известен? Именно.

Судьба Эдинбургского храма интересна, но не завидна. Построенный в 1896 году, и освещенный во имя Казанской иконы Божьей Матери, храм выдержал революцию 1917, Первую и Вторую Мировые войны, почти что ни на один день не закрывал свои двери для прихожан. Конечно же, беды, творившиеся во всем мире, не обошли Эдинбургского храма. В 1940 году его пытались ограбить, в 1943 - сняли три бронзовых колокола с его колокольни.

Но это все были цветочки, а настоящая трагедия была ещё впереди. С горем пополам, но этой чудесной светлой церкви удалось просуществовать до начала 60-ых годов. Вероятно, не малую роль в этом сыграло то, что никогда здесь не иссякал поток прихожан, храм жил. Но вот пришла новая власть с новой, жесткой антирелигиозной политикой....

1962 год. В Казанскую церковь Юрмалы назначается протоиерей Иоанн Бортащёнок. А в эти самые дни в Совете министров Латвийской Республики уже готовится постановление о закрытии многих православных храмов в Латвии. Эта участь постигла и Эдинбургскую церковь.

Выстоявшая и выдержавшая слишком многое, горе, голод и войны, она в мирное время за одни сутки была стёрта с лица земли бульдозерами.

Узнав об участи храма, настоятель о. Бортащёнок вместе с прихожанами тайно, ночью, вынесли иконостас, образа, утварь и священные книги, и передали их во Владимирский храм соседнего местечка Дубулты, где они находятся по сей день.

Сегодня трудно себе представить, что в тихой, полуигрушечной Юрмале, с её маленькими пастельных цветов домиками и милыми жителями, могло происходить подобное. Но вот оно - ПУСТОЕ МЕСТО, клочок земли, огороженный забором - на котором раньше стоял Храм.

Возвращение

На протяжении нескольких десятков лет эта земля использовалась по-разному, здесь был даже музей ретро-автомобилей, но справедливость восторжествовала, и теперь она снова принадлежит Латвийской православной церкви.

    1 свято место пусто не бывает

    СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ{{}}

    [saying ]

    - ≈ nature abhors a vacuum ;

    - pedestals don"t stay empty for long.

    ♦ Из Новосибирска меня отправили в Тайшет, там были огромные лагеря для 58-ой статьи. Но когда я туда приехал, оказалось, что там уже не осталось ни одного политического лагеря. Три дня назад ушёл последний спецэшелон в Мордовию. Свято место пусто не бывает: тайшетские лагеря сразу же стали заполняться бытовиками-уголовниками (Марченко 1). From Novosibirsk I was sent to Taishet, where there used to be enormous camps for politicals. But when I arrived there turned out to be not a single one left. Three days earlier the last special convoy had left for Mordovia. Nature abhors a vacuum, however, and the Taishet camps immediately began to fill with criminal cons (1a).

    ♦ Разумеется, погрома в литературе это [отказ Г. Свирского осудить роман В. Гроссмана "За правое дело"] не остановило. Свято место пусто не бывает (Свирский 1). Of course, that didn"t stop the literary pogrom. Pedestals don"t stay empty for long (1a).

    2 свято место пусто не бывает

    Set phrase: nature abhors a vacuum

    3 Свято место пусто не бывает

    4 свято место пусто не бывает

    the throne is never vacant, nature abhors a vacuum

    5 СВЯТО

См. также в других словарях:

    Свято место пусто не бывает - СВЯТОЙ, ая, ое; свят, свята, свято. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    свято место пусто не бывает - св ято м есто п усто не быв ает … Русский орфографический словарь

    СВЯТО МЕСТО - место, которое пусто не бывает. И что они называют святой землей? Иерусалим! Научились бы думать мозгами. Вот Одесса это таки да свято место. Стоило отсюда повалить евреям, как тут же привалили арабы … Большой полутолковый словарь одесского языка

    святой - прил., употр. очень часто Морфология: свят, свята, свято, святы; святее; нар. свято 1. Святая Троица это Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. 2. Святой Дух одна из трёх ипостасей Бога. По церковному преданию, в это время на апостолов сошёл Святой Дух … Толковый словарь Дмитриева

    святой - ая, ое; свят, а, о. 1. Религ. Обладающий высшим совершенством и сверхъестественной силой. С. Дух (одна из трёх ипостасей Бога). С ое семейство (дева Мария, её муж Иосиф и младенец Христос). С ая троица (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух). //… … Энциклопедический словарь

    Александр Лукашенко - (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора

    Международная финансовая помощь - (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

    святой - I см. святой 3); ого; м. Причислить кого л. к лику святых. II а/я, о/е; свят, а/, о. см. тж. святой, святость, свято 1) а) религ. Обладающий высшим совершенством и сверхъестественной силой. Свят … Словарь многих выражений

    СВЯТОЙ - СВЯТОЙ, ая, ое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине … Толковый словарь Ожегова

    Список эпизодов телесериала «Лексс» - Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне. Телесериал « … Википедия

    Благовещенский собор (Воронеж) - У этого термина существуют и другие значения, см. Благовещенский собор. Кафедральный Православный храм Благовещенский кафедральный собор Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы … Википедия

Книги

  • Охотник на духов , Демченко, Антон Витальевич. Тако-Прибрежный - портовый город, и, как любой порт, это не лучшее место для малолетних беспризорников… но идеальное место жительства для Кота. Странный черноволосый, вечно босой мальчишка…

    1 свято место пусто не бывает

    СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ{{}}

    [saying ]

    - ≈ nature abhors a vacuum ;

    - pedestals don"t stay empty for long.

    ♦ Из Новосибирска меня отправили в Тайшет, там были огромные лагеря для 58-ой статьи. Но когда я туда приехал, оказалось, что там уже не осталось ни одного политического лагеря. Три дня назад ушёл последний спецэшелон в Мордовию. Свято место пусто не бывает: тайшетские лагеря сразу же стали заполняться бытовиками-уголовниками (Марченко 1). From Novosibirsk I was sent to Taishet, where there used to be enormous camps for politicals. But when I arrived there turned out to be not a single one left. Three days earlier the last special convoy had left for Mordovia. Nature abhors a vacuum, however, and the Taishet camps immediately began to fill with criminal cons (1a).

    ♦ Разумеется, погрома в литературе это [отказ Г. Свирского осудить роман В. Гроссмана "За правое дело"] не остановило. Свято место пусто не бывает (Свирский 1). Of course, that didn"t stop the literary pogrom. Pedestals don"t stay empty for long (1a).

    2 свято место пусто не бывает

    Set phrase: nature abhors a vacuum

    3 Свято место пусто не бывает

    4 свято место пусто не бывает

    the throne is never vacant, nature abhors a vacuum

    5 СВЯТО

См. также в других словарях:

    Свято место пусто не бывает - СВЯТОЙ, ая, ое; свят, свята, свято. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    свято место пусто не бывает - св ято м есто п усто не быв ает … Русский орфографический словарь

    СВЯТО МЕСТО - место, которое пусто не бывает. И что они называют святой землей? Иерусалим! Научились бы думать мозгами. Вот Одесса это таки да свято место. Стоило отсюда повалить евреям, как тут же привалили арабы … Большой полутолковый словарь одесского языка

    святой - прил., употр. очень часто Морфология: свят, свята, свято, святы; святее; нар. свято 1. Святая Троица это Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. 2. Святой Дух одна из трёх ипостасей Бога. По церковному преданию, в это время на апостолов сошёл Святой Дух … Толковый словарь Дмитриева

    святой - ая, ое; свят, а, о. 1. Религ. Обладающий высшим совершенством и сверхъестественной силой. С. Дух (одна из трёх ипостасей Бога). С ое семейство (дева Мария, её муж Иосиф и младенец Христос). С ая троица (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух). //… … Энциклопедический словарь

    Александр Лукашенко - (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора

    Международная финансовая помощь - (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

    святой - I см. святой 3); ого; м. Причислить кого л. к лику святых. II а/я, о/е; свят, а/, о. см. тж. святой, святость, свято 1) а) религ. Обладающий высшим совершенством и сверхъестественной силой. Свят … Словарь многих выражений

    СВЯТОЙ - СВЯТОЙ, ая, ое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине … Толковый словарь Ожегова

    Список эпизодов телесериала «Лексс» - Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне. Телесериал « … Википедия

    Благовещенский собор (Воронеж) - У этого термина существуют и другие значения, см. Благовещенский собор. Кафедральный Православный храм Благовещенский кафедральный собор Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы … Википедия

Книги

  • Охотник на духов , Демченко, Антон Витальевич. Тако-Прибрежный - портовый город, и, как любой порт, это не лучшее место для малолетних беспризорников… но идеальное место жительства для Кота. Странный черноволосый, вечно босой мальчишка…

Сколько я живу, все больше убеждаюсь, что выбор души человека ведет его по жизни, я имею в виду поступки, мысли. Хочу рассказать историю, которая произошла с моим братом. Получилось так, что он оказался в местах отдаленных. Всю жизнь верила ему, не думала, что он способен совершить то, что могло запятнать его душу. Собственно, история вот о чем.

Случилось это 6 лет назад. Он содержался в СИЗО, и рядом с ним в одной камере оказался молодой парнишка. Моему брату тогда было 39, а мальчишке - 19. Брат там оказался за разбой, а мальчишку обвиняли в умышленном преступлении. Потом оправдали.

Через несколько месяцев после того как его отпустили, он позвонил мне и попросил взять его собой к брату, чтобы навестить его. Оказалось, мой брат все 9 месяцев, что парень находился рядом с ним, поддерживал его и не давал в обиду. Вот и он в знак благодарности захотел съездить к нему, и я согласилась. Парень, назовем его Руфат, поверг меня в тихий ужас своим рассказом по дороге в тюрьму. Дальше с его слов.

Ваш брат с того момента, как мы оказались вместе, был сам не свой, потерял покой и спал только утром, а всю ночь в камере, где было 8 человек кроме него, просто сидел за столом. Но иногда, в редких случаях, засыпал после отбоя, как и положено.

Однажды ночью просыпаюсь от странного шороха. То, что я увидел, повергло меня в ужас. Так как кровати там двухъярусные, и брат ваш спал на нижней полке, я увидел, что его тело раздулось и стало вдвое больше, чем на самом деле. Оно тихо, как в замедленном фильме, стало подниматься. Оно поднималось и тихо стало упираться в нижнюю часть верхней полки. Я оцепенел, несколько раз закрыл и открыл глаза, но все было наяву. Потом, через несколько секунд, так же раздуваясь, опустилось на кровать.

Утром я ему ничего не сказал, вообще никому ничего не сказал. Следующие два случая произошли через несколько дней друг за другом. Это было в те дни, когда брат сидел ночью в одиночестве. Человек он был жесткий и резкий, и с ним никто не хотел связываться. Утром когда все просыпались, он шел спать и просил быть потише. Просил меня укрыть его одеялом поверх кровати, чтобы спокойно заснуть при свете дня, так как дневной свет не давал ему спать. Сразу скажу, что спал он у стенки.

Вот и сидим все за столом, разговариваем, иногда смеемся и вдруг слышим стуки по стене. Стук шел со стороны того места, где спал брат. Все насторожились и стали говорить еще тише, подумав, что мешают ему. Через некоторое время стуки возобновились, и пошел звук хрипоты. Все со своих мест бросились к нему. Когда сняли одеяло, увидели, что он в бледно-мертвенном состоянии задыхается. Чтобы привести его в себя, потребовалось достаточно времени. Кто молитву прочитал, кто водой кропил.

То, что он рассказал, назывался тихим ужасом. На стене, у которой стояла его кровать, было небольшое углубление. Словно место для розетки, только чуть глубже. И брат рассказал, что как только стал засыпать, из этого углубления протянулась к его шее рука и стала душить. Сколько это продолжалось, неизвестно, но брату это показалось вечностью.

Последний случай такого же рода не заставил себя долго ждать. Ночью я проснулся от звука, как будто на стол кто-то бросал игральные кости. Так как знал, что брат в это время не спит, тем более открыв глаза и увидев его за столом, я успокоился и снова закрыл глаза. Но спокойно мне от этого не стало. Я стал думать, что же я сейчас увидел? Что меня насторожило? Сонное состояние постепенно уходило, и я снова открыл глаза, тихо выглядывая из-под одеяла. Ваш брат сидел за столом, скрестив руки на груди, и перед ним на столе сами по себе переворачивались кости домино. Причем не только кости, даже коробка из-под домино переворачивалась. Как будто напротив него сидел некто невидимый, и они играли вместе. Я в своей жизни ни с чем подобным не сталкивался! Сердце ушло в пятки. Оно так колотилось, что я думал, что лишусь рассудка.

На следующий день после пережитого ужаса я рассказал ему о том, что произошло. Как он может объяснить то, что я видел? Лучше бы я не спрашивал. Он сказал: «Когда вы все спите, ко мне приходит человек, он весь красного цвета, и у него есть хвост. Он со мной сидит и пытается втянуть меня в какой-то разговор. Он все про меня знает и всегда рассказывает об имевших места событиях в моей жизни. Но я все время молчу и никогда на его вопросы не отвечаю».

Сам Руфат после этого на следующий же день попросил перевести его в другую камеру.

После рассказа этого юноши я много думала. Ни при встрече, ни после я со своим братом об этом не говорила. Вспомнила, что в свои 39 лет он не знает ни одной молитвы, и вообще не видела, чтобы он обращался к Богу. Путь, который в силу каких-то обстоятельств он для себя выбрал, не только загубил его жизнь, но и отвернул от него Высшие силы. Иначе не приходили бы к нему с ночными разговорами. Но я всегда молюсь за него. Помните, когда на душе на остается место для Бога, на это место всегда претендуют вы сами поняли кто, даже не хочу лишний раз писать.

Как относиться к событиям, произошедшим во Франции? Речь не о том, что любая попытка отобрать у ближнего своего жизнь не только уголовно наказуема, но абсолютно неприемлема для Всевышнего в любой ипостаси истинной веры, будь она христианской или мусульманской. Дело также не в том, кто имеет или не имеет право жить во Франции. Прежде всего, и вопреки популярному мнению, выраженному г-ном Сатановским о якобы неизбежной войне, уже идущей с воинственным исламом в Европе, надо исследовать все возможные сценарии сдерживания и противостояния кровопролитию, а отнюдь не раздуванию этого богопротивного процесса.

Обратившись к опыту Франции, мы видим, что события 7ого января несут родимые пятна открытой манипуляции, иными словами, провокации со стороны сил враждебных Франции. Мы не говорим о врагах человечества, свивших гнездо в так называемом Исламском государстве Леванта на севере Сирии. Мы также не имеем ввиду то отребье человечества, которое медленно и со вкусом отрезает головы у других мусульман или продает, как скот, женщин. Мы искренне считаем, что в начале января, в день Рождества Христова, столкнулись во Франции с попыткой взрыва социального контекста этой страны. Этот сценарий можно назвать условно израильским, ибо в полной мере его применяют граждане именно этой ближневосточной страны. Дело в том, что израильтяне – это, в некотором смысле слова, французские мусульмане наоборот.

Нынешние израильтяне, исповедующие иудаизм, родились уже в двух, а зачастую и трех поколениях на Ближнем Востоке. Они, безусловно, местное население, которому некуда деться из своей страны. Эти несколько миллионов иудеев выбрали следующую стратегию выживания: они окружили себя стеной, так как вокруг них плещется море враждебного к их присутствию в этом регионе мусульманского сообщества. И вот для того, чтобы выжить, жители Израиля превратили свой народ в нацию-солдата. Иными словами, безразлично от пола и до конца среднего возраста, вся израильская нация считается военнослужащей. Можно сказать, что эта тактика достаточно остроумна в условиях враждебного окружения и с учетом того, что никакого долгосрочного мирного решения здесь выработать невозможно, так как для многих палестинцев и представителей других ближневосточных стран сам факт существования Израиля неприемлем.

В чем-то французские мусульмане страдают от схожего порядка вещей. Они живут на чужом континенте, во враждебном или настороженном окружении исконного населения и в трагическом отрыве от собственной цивилизации. Вместе с тем, они – не просто франкоговорящие, но многие из них родились и выросли в метрополии во многих поколениях. Причем каждый второй Вам скажет, что до пятидесятых годов двадцатого столетия Франция была империей, в которой мусульманские регионы были провинциями единой страны. Таким образом, французские мусульмане также считают, что обладают исконным правом жить по своим законам в метрополии когда-то единой империи.

Для решения этой проблемы лучше всего подходит российский сценарий. Россияне столкнулись с яростным ваххабизмом на Кавказе, с самозахватом квартир русского этнического населения, с принудительным выселением и разграничением сфер влияния этнических группировок на Кубанщине и в других областях. И все же россияне не стали строить стену. Вторая Кавказская война отличалась от первой тем, что в ней за федеральные войска выступило местное мусульманское население, осознавшее, что лучше мир на своей земле, чем бесконечная затянувшаяся конфронтация при помощи наемников на американские деньги.

Нечто подобное вполне может сработать и во Франции, в которой дело Шарли Эбдо все более и более, по словам местных аналитиков, отдает грамотной провокацией, скорее всего, смонтированной опять же на американские деньги. Цель проста: взорвать социальный мир в стране, вызвать волну погромов, погрузить Европу в хаос междоусобицы, тем самым ликвидировав полюс стабильности. Американцы упорно добиваются перенесения экономического центра мира к себе на континент. Для этого они пытаются разгромить Россию и Европу. Их игра глобальная и иначе, как империалистической, назвать ее сложно. Так что получается, что история Шарли Эбдо – это не трагедия мусульманского разлива, а грамотно использованная секта, проклятая официальным исламом, которая, на деньги иностранной разведки, смонтировала грамотную провокацию.

Французы должны были бы ответить еще большей консолидацией с местным мусульманским населением. Им следовало бы, по примеру чеченского сценария в России, привлечь мусульман к борьбе с радикалами, чтобы у этих группировок земля горела под ногами. Также стоило бы любыми путями пресечь американскую подрывную деятельность на территории Франции. Автору этой статьи бывший глава службы собственной безопасности МВД Франции лично жаловался, что американский посол ездит в парижские предместья для раздачи средств арабским террористам. Это ли не поджигательство гражданской войны?

Вопрос же массовой утраты французами веры никак не связан с мусульманами: они здесь ни при чем, ибо приходят на пустое место, оставшееся от выродившегося католицизма. А как известно, свято место пусто не бывает!