Французский морской исследователь. Интересные факты из жизни Жак-Ива Кусто (1 фото)

Историческая справка

Жак Ив Кусто - наш современник, а не средневековый исследователь. Этот человек не стал первооткрывателем, однако он создал устройство, которое обеспечило возможность увидеть подводный мир. Жак Ив Кусто за свою жизнь изобрел несколько различных технических приспособлений, но наиболее важным для всей человеческой цивилизации считается акваланг.

Жак родился в 1910 году в небольшом городке недалеко от Бордо. Его отец занимался коммерцией, много ездил за границу. Это дало маленькому Жаку возможность, помимо родного, быстро освоить немецкий и английский языки. Кочевая жизнь негативно отразилась на обучении Кусто, однако, к всеобщему изумлению, он прекрасно сдал экзамены и поступил в Военно-морскую академию. Ему довелось даже совершить кругосветку, но мысли о путешествиях, тем более подводных, тогда ему не приходили в голову.

Все изменила автомобильная авария. Жак хотел стать морским летчиком, но врачи после долгого курса лечения поставили крест на авиации. Кусто закончил обучение и стал морским офицером. Во время очередного летнего купания Жак Ив Кусто обратил внимание на сильное раздражение глаз от морской соли. Тогда ему пришла мысль создать специальные очки, погрузившись с которыми, он впервые увидел подводный мир. Именно с этого момента жизнь Кусто изменилась. Он полюбил глубоководную среду и задался целью донести эту красоту миру. Однако без кислорода долго продержаться невозможно, да и современной киноаппаратуры пока не было.

Во время войны Жаку приходилось вести разведывательно-подпольную деятельность, прикрытием которой было подводное изучение. В таких условиях, после неоднократных рискованных попыток, и появился первый акваланг, или, как его назвал изобретатель, «подводное легкое».

Значение для современности

Жак Кусто известен не только как создатель основного аппарата для дайвинга, но и как активный участник французского Сопротивления. После войны он остался на службе и предложил создать новое устройство для погружения на дно моря - батискаф. Руководство флота пошло навстречу, но сделало это чересчур деликатно - Кусто отправился в отпуск и фактически на деньги найденного им самим спонсора создал знаменитую плавучую лабораторию «Каллисто» и первый аппарат для погружения «Дениз». С помощью этих приспособлений было снято немало кинофильмов, которые впервые на мировых экранах продемонстрировали необычайную красоту подводного мира. Возможно, эти кадры, которые увидели потом миллионы людей, и подтолкнули самых инициативных к организации популярного туристического досуга - дайвинга.

Многие любители морских глубин путешествуют по миру, а в их багаже находится созданный Кусто акваланг. Дайвинг - это, скорее, симбиоз путешествия, спорта и отдыха. Наиболее востребованы для погружений такие места, как остров Бали, Таиланд, Турция, Египет. Красное море пользуется огромной популярностью благодаря интересным объектам, ради которых и происходит погружение, прекрасному климату, развитой инфраструктуре и ценовой доступности авиаперелета.

Все это пришло к нам благодаря созданию акваланга Жаком Ивом Кусто. Он собрал не только команду единомышленников, он увлек этим делом всю свою семью. Его сыновья стали последователями изучения подводного мира и охраны окружающей среды. Неоднократно Жаком проводились призывы к руководству стран-обладательниц ядерного оружия прекратить утилизацию радиоактивных отходов в море, но с тех пор мало что изменилось.

Заключение

Жак Ив Кусто умер 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет, причиной смерти стал инфаркт миокарда. В его жизни была и новая любовь после смерти супруги, еще двое детей. Он был назначен директором океанографического музея, но об этих фактах мало кто знает. Жак Ив Кусто известен миру как создатель акваланга, а остальное словно прилагается к его жизни.

Жизнь легендарного французского исследователя океана состоит из невероятных амплитуд: Жак-Ив Кусто то поднимался на вершину успеха и любви аудитории, то оказывался сброшен обратно к безденежью и непониманию. Первую половину жизни преодолевать этот путь ему помогала первая жена — Симона Кусто, в девичестве Мельхиор. Если бы не она, вряд ли мир узнал бы о легендарном «Калипсо» и его капитане.

Авария

Семья адвоката Даниэля Кусто много путешествовала. Двое его сыновей обожали плавать и играть в воде, а у родителей была возможность обеспечить им такой досуг. Особенно увлекся младший: скоро он стал совершать короткие погружения, а получив свои первые очки для подводного плавания, понял, чему посвятит жизнь.

Мальчика звали Жак-Ив Кусто.

Окончив военно-морскую академию, он хотел освоить еще и морскую авиацию, но судьба жестоко дала понять: две стихии для него — это слишком. Управляя автомобилем на горном серпантине, Кусто попал в аварию и получил серьезные травмы. Правую руку парализовало — и от идеи управлять самолетом пришлось отказаться.

Будущее, еще недавно манившее множеством возможностей, теперь сузилось до рамок реабилитации, которую Жак-Ив должен был пройти, если хотел снова вернуться в море. И здесь ему впервые пришла на помощь Симона Мельхиор.

С этой дочерью адмирала они общались уже несколько месяцев. Кусто не скрывал, что влюблен, и надеялся на взаимность, но авария спутала все планы — захочет ли Симона быть рядом с калекой?

Она захотела. Симона приходила каждый день и они подолгу гуляли, разговаривая и мечтая. Кусто позднее признавался, что именно тогда размытые мечты о море превратились в цель. В 1937 году они поженились, и Жак-Ив стал работать над своим первым и самым важным изобретением — аквалангом.

Поддержка Симоны

Механика и конструирование тоже входили в число увлечений Кусто. В юности он сам собрал машинку с двигателем, работающим от батарейки. Восстанавливаясь после аварии, Жак-Ив много плавал и погружался в воду, но долго продержаться там не мог — и стал думать, как это исправить.

В 1943 году он представил первый прототип современного акваланга. Изобретение занимало все его время и деньги. Но Симона предоставила мужу полную свободу, взяв на себя заботы о доме и двух сыновьях. Когда о Жаке-Иве Кусто заговорили как о изобретателе, он стал искать спонсоров для дальнейших исследований моря.

К концу 40-х Кусто смог увлечь своими идеями ирландского миллионера Томаса Лоела Гиннеса. Тот купил для него бывший британский минный тральщик «Калипсо» и согласился сдавать его в аренду за символическую плату — 1 франк в год. Кусто оставалось лишь нанять команду, переделать корабль в исследовательское судно и выйти в море — но на все это нужны были деньги.

Вновь на помощь пришла Симона. Она продала все свои фамильные драгоценности и не переставала уверять мужа, что он на правильном пути. Когда «Калипсо» был готов к отплытию, Жак-Ив решил, что именно она должна первой ступить на его палубу.

Мировой успех


Всего за три года Кусто оправдал доверие супруги. Первый же фильм, снятый на борту «Калипсо» («В мире безмолвия») получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Одну за другой он выпускал книги и продолжал снимать то, что любил больше всего на свете — подводный мир.

Но такая работа требовала постоянных денежных вливаний — на зарплату команде, топливо для корабля, новую современную технику. Кусто все меньше времени проводил в океане и все больше — в поездках к потенциальным спонсорам. Роль неофициального капитана — или, как ее называли матросы «Пастушки» «Калипсо» — отошла к Симоне.

Жак-Ив прилетал ненадолго, снимался в самых кульминационных сценах своей «Одиссеи» и снова улетал. В семье начался разлад.

Стюардесса


Во время очередного перелета Кусто познакомился со стюардессой по имени Франсин. Девушка младше его на 30 лет, но он в прекрасной физической форме и к тому же знаменитость — и роман не заставил себя долго ждать.

Симона и дети ничего не знали. У старшего сына Жана-Мишеля отношения с отцом не сложились — тот разочаровал Кусто, выбрав профессию архитектора. Все надежды капитан возлагал на младшего Филиппа, который много времени проводил на борту «Калипсо» и наравне с остальными участвовал в подводных съемках.

В 1979 году Филипп управлял морским бомбардировщиком «Каталина» и не сумел посадить его на воду. Оторвавшийся двигатель пробил кабину пилота — тело Филиппа так и не нашли. Едва оправившись после смерти сына, Симона получила новый удар: Кусто признался в своей связи с Франсин.

Разводиться он не собирался: изредка появляясь в обществе в сопровождении любовницы, он представлял ее как свою племянницу. Симона попросила у мужа только одно: позволить ей и дальше жить на «Калипсо». За долгие годы плавания судно стало ей домом, а его команда — настоящей семьей. Кусто согласился.

В год смерти Филиппа Франсин родила ему дочь Диану, а еще через два года на свет появился сын Пьер.

Война наследников


Жак-Ив Кусто и Франсин поженились через несколько месяцев после того, как Симона скончалась от рака в 1991 году. Ему был 81 год, ей 36 — и она изрядно устала от своего подпольного положения. Франсин настояла на том, чтобы запретить старшему сыну Кусто использовать его фамилию в коммерческих целях — и отношения Жана-Мишеля с отцом разладились окончательно.

Печальная судьба постигла и «Калипсо» — в 1996 году ее протаранила баржа, и судно затонуло.

«Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала. Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила», — вспоминал главный механик корабля Жан-Мари Франс.

Кусто пережил свой корабль ровно на год — он скончался в 1997-м от инфаркта миокарда. Долгие годы после его смерти Франсин то собиралась ремонтировать «Калипсо», то отказывалась от этой нерентабельной идеи. Многие из ближнего окружения Кусто считали, что это своеобразная месть кораблю, который был домом для первой жены капитана.

Биография и эпизоды жизни Жак-Ива Кусто Когда родился и умер Кусто, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты исследователя, фото и видео.

Годы жизни Жак-Ива Кусто:

родился 11 июня 1910, умер 25 июня 1997

Эпитафия

Умер он в доброй старости, 

Насыщенный жизнию, 

Богатством и славою…

Биография

На медали, которой его наградил Джон Кеннеди, было написано «Человеку Земли, который дал людям ключ от Мира безмолвия». Биография Жак-Ива Кусто - история человека ненасытного, разностороннего, талантливого педагога, антрополога, этнографа. Человека, открывшего водную стихию и влюбившего в нее весь мир.

Биография Кусто должна была стать биографией военнослужащего - Кусто окончил военную академию, даже отслужил несколько лет. Но его всегда манили океанские глубины. Однажды Кусто нырнул под воду в очках для плавания и увиденное его потрясло, вскоре после начала морских исследований Кусто изобрел «акваланг». Позже Кусто основал собственную киностудию, получил несколько «Оскаров» не будучи профессиональным кинематографистом, исследовал несколько океанов и морей, руководил Океанографическим музеем (известным как «музей Кусто»), создал «Общество Кусто», занимающееся охраной морской среды. Жизнь Кусто была долгой, яркой и насыщенной.

Смерть Кусто наступила на 87-м году жизни. Причиной смерти Кусто стал инфаркт миокарда. Много разговоров велось о том, что Кусто принял ислам, но эти слухи всегда отрицали члены его семьи и коллеги. Как бы там ни было, похороны Кусто (прощание с Кусто) прошло в католическом соборе Нотр-Дам-де-Пари. Могила Кусто находится в семейном склепе на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак, в городе, где родился Кусто. Единственный памятник Кусто был установлен после смерти Жак-Ива Кусто в Алуште крымскими дайверами, под водой. Чтобы его увидеть, придется воспользоваться изобретением Кусто, аквалангом. Известно, что Кусто был в Алуште в 1968 году на чемпионате по подводному плаванию.



Исследовательское судно Кусто «Калипсо» является символом спасения Мирового океана

Линия жизни

11 июня 1910 г. Дата рождения Жак-Ива Кусто.
1920 г. Переезд семьи Кусто в Нью-Йорк.
1922 г. Возвращение во Францию.
1930 г. Поступление во Французскую военно-морскую академию.
1933 г. Окончание академии.
1935-1938 гг. Служба в Шанхае и Японии.
1937 г. Женитьба на Симоне Мельхиор.
1938 г. Рождение сына Жана-Мишеля.
1940 г. Рождение сына Филиппа.
1949 г. Окончание службы в ВМС Франции.
1950-е гг. Создание Французской океанографической компании, начало океанографических исследований Кусто на судне «Калипсо».
1956 г. Получение золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля и премии «Оскар» за фильм «В мире безмолвия».
1957 г. Назначение Кусто директором Океанографического музея Монако.
1973 г. Основание «Фонда Кусто» по охране морской среды.
1979 г. Гибель сына Филиппа, рождение дочери Дианы от Франсины Триплет.
1981 г. Рождение сына Пьера от Франсины Триплет.
1991 г. Женитьба на Франсине Триплет.
25 июня 1997 г. Дата смерти Жак-Ива Кусто.

Памятные места

1. Колледж Stanislas в Париже, где учился Жак-Ив Кусто.
2. Военная академия École Navale, которую закончил Жак-Ив Кусто.
3. Музей океанографии в Монако, директором которого был Жак-Ив Кусто.
4. Дом Кусто в Париже (штаб-квартира), где он жил в 80-е гг.
5. Собор Нотр-Дам-де-Пари в Париже, где проходило прощание с Жак-Ивом Кусто.
6. Кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак, где прошли похороны Жак-Ива Кусто.

Эпизоды жизни

Кусто мечтал стать летчиком, но вскоре после окончания академии он попал в тяжелую автомобильную аварию, после чему ему понадобилось около года, чтобы восстановить переломанные руки. Путь в летчики был ему заказан. Что, впрочем, не помешало Кусто во время II мировой войны служить пулеметчиком и быть бойцом французского сопротивления.

Заветы

«Надо любить жизнь, даже в самых непривлекательных формах».

«Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от неё отказываться».


Документальный фильм «Жак-Ив Кусто. Гражданин океана»

Соболезнования

«Мой отец хотел плавать как рыба. Он был как Жюль Верн».
Жан-Мишель Кусто, сын Жак-Ива Кусто

Жак-Ив - известный океанограф, фотограф, изобретатель (в том числе и первого акваланга), техник. Кроме того, этот человек является автором множества фильмов и книг. О том, чем знаменит Жак-Ив Кусто, мы и поговорим сегодня.

Происхождение, детство

Будущий исследователь океана родился 11 июня 1910 года во Франции (г. Сен-Андре-де-Кюбзак). Отцом Жак-Ива был адвокат. Кусто еще в юности совершил множество путешествий и с раннего детства научился плавать. Однако из-за болезни он сильно похудел, поэтому врач не рекомендовал мальчику большие физические нагрузки.

Семья Кусто с 1920 по 1922 год жила и работала в Соединенных Штатах. Здесь Жак-Ив выучил английский язык. Весьма насыщенными были для Кусто эти годы жизни. Жак-Ив Кусто проявил большой интерес к дизайну и механике. В летнем лагере скаутов будущий изобретатель совершил первые свои погружения. Вернувшись во Францию, он приобрел первую кинокамеру, а также сконструировал автомобиль с питанием от батарей.

Обучение в академии, путешествия

К началу 1930-х годов относится обучение Жак-Ива во французской Военно-морской академии. Ему повезло, так как его группа отправилась в кругосветное путешествие на корабле "Жанна д"Арк". Через некоторое время по распределению Жак-Ив Кусто попал в Шанхай, на военно-морскую базу. Пару лет спустя он побывал также в СССР. В Советском Союзе Жак-Ив много фотографировал, однако практически все снимки были у него изъяты.

Авария, работа инструктором, женитьба

Кусто в молодости хотел стать пилотом после завершения обучения в Академии морской авиации. Однако он попал в серьезную автомобильную аварию и получил множество травм, из-за чего пришлось расстаться с этой мечтой. Симоне Мелькиор, любимая девушка Жак-Ива, помогла ему выстоять. В 1936 году в целях реабилитации Кусто начал работать на крейсере "Сюфрен" инструктором. Здесь, в порту Тулон, он первый раз в жизни исследовал море в специальных очках для Жак-Ив понял, что это и есть его предназначение.

Кусто в 1937 году женился на Симоне Мелькиор (на фото выше). У них родились сыновья Филипп и Жан-Мишель.

Погружение с маской, основание кинокомпании и первые фильмы

Вместе с Филиппом Тайе и Фредериком Дюма в 1938 году Кусто погрузился в воду с трубкой, маской и ластами. Он позднее писал о первых исследованиях океана в маске, что его глазам предстало "поразительное зрелище".

Жак-Ив в начале 1940-х годов стал основателем кинокомпании под названием "Объединение акулы". В 1942 году появился 18-минутный фильм Кусто "8 метров под водой". Он стал одной из первых картин Жак-Ива о подводном мире. Кусто во время Второй мировой войны участвовал в движении сопротивления во Франции.

Изобретения Жак-Ива Кусто

Говоря о том, чем знаменит Жак-Ив Кусто, нельзя не рассказать о множестве его из них является создание акваланга. В 1943 году состоялось испытание первого его прототипа. И оно прошло успешно. Эта модель была разработана Жак-Ивом совместно с Эмилем Ганьяном. В 1946 году началось массовое производство аквалангов. Жак-Ив Кусто за свою жизнь также создал осветительные приборы, подводную телевизионную систему и SP350 ("ныряющее блюдце") - небольшую подводную лодку, обладающую хорошей маневренностью. Она была предназначена для научного исследования глубин океана. По поручению французского ВМФ сразу же после окончания войны Кусто основал школу водолазов-аквалангистов. Несколько позже стал главой Французского центра подводных исследований Жак-Ив Кусто.

"Калипсо"

В начале 1950-х годов морской "базой" Жак-Ива стал именно этот корабль, который ранее принадлежал Британским Королевским ВМС, но был списан. Кусто переоборудовал его в мобильную лабораторию. После этого стал осуществлять на нем исследования в океане Жак-Ив Кусто. Открытия, совершенные им на этом судне, многочисленны. Одним из первых достижений, сделанных на "Калипсо", была фотосъемка морского дна, совершенная на глубинах до 7,2 км. Жак-Ива в экспедициях нередко сопровождала супруга. А сыновья его, Филипп и Жак-Мишель, работали юнгами.

Первая книга, новые фильмы и мировая известность

К началу 1950-х годов накопил уже значительный опыт изучения океана Жак-Ив Кусто. Исследования его должны были стать достоянием общественности. Для этого Кусто совместно с Фредериком Дюма в 1953 году написал книгу под названием "В мире безмолвия". В ней впервые читателям был представлен мир океана, изучению которого посвятил многие годы жизни Жак-Ив Кусто. Снятый по мотивам этой книги фильм, вышедший в 1956 году, завоевал и "Оскара". Он сразу же принес мировую известность его авторам. Кусто в 1954 году совершил путешествие по Индийскому океану и Красному морю. Итогом этой экспедиции стал сериал, известный многим из нас, - "Одиссея команды Кусто". Вот чем знаменит Жак-Ив Кусто на весь мир. Исследователь подводного мира в 1957 году стал директором находящегося в

"Подводные дома" и "Общество Кусто"

Разработка "Подводных домов", амбициозного проекта этого исследователя, относится к 1960-м годам. Его реализацией были операция 1963 года "Преконтинент II" и 1965 года "Преконтинент III".

Но мы рассказали еще не все о том, чем знаменит Жак-Ив Кусто. Этот исследователь был видным общественным деятелем. Жак-Ив в 1973 году создал некоммерческую организацию "Общество Кусто", цель которой - охрана морской среды.

Исследователь осуществлял свои экспедиции, изучая неизвестные зоны Мирового океана. Жак-Ив сконструировал новые типы судов, безопасных с точки зрения экологии. "Флот" его в 1985 году пополнился яхтой ALCYONE, которая движется благодаря электроветровой системе. В 1979 году во время съемок очередного фильма погиб младший сын Жак-Ива, Филипп.

Фонд Кусто, экспедиция в Антарктику, женитьба на Триплет

В 1981 году был создан Фонд Кусто в Париже. Спустя 9 лет исследователь отправился в экспедицию в Антарктиду. Он взял с собой шестерых детей (по одному представителю от каждого из континентов) для того, чтобы весь мир увидел, что природу Антарктики следует сохранить для молодого поколения.

В 1990 году Симона, жена Кусто, умерла от рака. Через год после ее кончины Жак-Ив женился во второй раз. Его супругой стала Франсина женщина еще до брака родила ему сына Пьера и дочь Диану.

"Калипсо-2"

"Калипсо" в 1996 году затонул в результате столкновения с баржей. Это произошло в порту Сингапура. Судно не подлежало восстановлению. Через некоторое время оно было выставлено в музее города Ла Рошель. После его поломки приступил к строительству "Калипсо-2" Жак-Ив Кусто. Биография его отмечена множеством морских экспедиций, совершенных вместе с командой на борту этого судна.

Смерть

Исследователь умер в возрасте 87 лет, 25 июня 1997 года. Смерть наступила после перенесенного респираторного заболевания, протекавшего с осложнениями. Жак-Ив скончался от инфаркта миокарда. Это произошло в Бордо (Франция). Его похоронили на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Жак-Иву было вручено множество различных наград за его исследования. Среди них особенно ценным был Орден Почетного легиона, который получил Жак-Ив Кусто. Книги его авторства, которые считаются самыми известными, следующие: "Живое море", "Жизнь и смерть кораллов", "В мире безмолвия", "Затонувшие сокровища", "Мир без солнца" и др.

Дело Жак-Ива продолжается

И сегодня работают "Команда Кусто" и "Общество Кусто" - организации, созданные им. Дети и внуки его продолжают дело исследователя, занимаясь изучением Мирового океана. Жан-Мишель, его сын, - защитник окружающей среды, исследователь, кинопродюсер, педагог. По стопам деда пошел также его внук Фабьен (на фото ниже). Он решил стать океанографом. В честь Жак-Ива в 2014 году он совершил подводную научную экспедицию продолжительностью в 31 день.

Погружение было осуществлено на станции Aquarius. Таким образом, сегодня продолжается важное для человечества дело, которое начал Жак-Ив Кусто. Биография его вдохновляет множество людей на изучение океанских глубин и защиту окружающей среды.

Основные события

в 1943 году совместно с Эмилем Ганьяном изобрел и испытал акваланг

Вершина карьеры

океанограф, фотограф, писатель, кинорежиссёр, изобретатель

Командор ордена Почётного легиона

Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»

Военный крест 1939-1945

Офицер ордена Морских заслуг

Командор ордена искусств и литературы

Жак-Ив Кусто́ (фр. Jacques-Yves Cousteau ; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - 25 июня 1997, Париж, Франция) - французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто

Биография

Ранние годы

Жак Ив родился в 1910 г. близ Бордо в городке с длинным названием Сен-Андре-де-Кубза в семье адвоката Даниэля Кусто и домохозяйки Элизабет Кусто. Его отец много ездил не только по Франции, но и за границу. Благодаря этому Жак побывал в Нью-Йорке и Эльзасе, где выучил английский и немецкий языки. Из-за переездов мальчик учился в разных школах. После получения аттестата он решил связать свою жизнь с флотом и поступил в Военно-морскую академию. Несмотря на бессистемность полученного среднего образования, Кусто с блеском сдал экзамены и прошел по конкурсу - был 22-м по списку из тысячи кандидатов, претендовавших на место в академии. Во время учебы на корабле «Жанна д"Арк» ему удалось побывать в кругосветном плавании. Однако в то время юноша еще не помышлял о путешествиях, тем более с целью исследований.

Служба в армии

в 1930 году Кусто поступил в Брестское военно-морское училище. В чине прапорщика он закончил военную академию, и по распределению его отправили на военно-морскую базу в Шанхае. Во время 2-ой мировой войны Жак Ив Кусто служил в артиллерии пулеметчиком, был бойцом французского сопротивления, в частности на оккупированной фашистскими войсками территории Франции в г. Тулон вместе с разведчиками сопротивления проник в комендатуру и выкрал важные документы. По окончании войны был удостоен ордена святого легиона за активное участие в антифашистской партизанской борьбе.

Этапы жизни

В 1935 году Жак Ив Кусто решил пойти в академию морской авиации но он попал в автокатастрофу, и от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал пальцы на левой руке, несколько ребер а правую руку у него парализовало, также были повреждены легкие. Ему приходится потратить восемь месяцев на курс интенсивной физиотерапии. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер "Сюфрен", приписанный к порту Тулон.

В 1936 году впервые Жак-Ив плавает под водой с защитными очками. Изумленный тем, что видит, он решает посвятить свою жизнь подводным исследованиям.

В 1937 году он женился на Симоне Мелихор и вскоре у них родилось два сына, Жан-Мишель (в 1938-м) и Филипп (в 1940-м).

В 1943 году работая в сложных условиях оккупированной немцами франции, Жак Кусто и Эмиль Ганьян изобрели первый безопасный и эффективный аппарат для дыхания под водой, названный аквалангом (от лат. aqua, вода + англ. lung, лёгкое = aqua-lung, «водяное лёгкое»), который в дальнейшем Кусто успешно использовал для погружения на глубину до 60 метров без каких-либо вредных последствий. Это изобретение стало поистине легендарным. В 1946 году производство аквалангов было запущено в промышленном масштабе.

В 1948 году Кусто стал капитаном корвета, а в 1950 году получил списанный британский миноносец и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как «Калипсо» Жак-Ив преобразовал корабль в экспедиционное судно. На корабле появилась посадочная площадка для вертолёта, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения, одно- и двухместные мини подводные лодки, подводные мотоциклы и десятки аквалангов. Именно на борту «Калипсо» прославленный капитан совершил множество океанографических экспедиций в Атлантический, Индийский океаны, Красное, Черное, Аравийское моря и в Персидский залив.

В 1953 году Жак Ив приобрел мировое признание и как писатель. Капитан Кусто выпустил свою первую книгу "Безмолвный Мир", а через два года она была экранизирована. Триумф фильма был невообразимый: публика аплодировала стоя более получаса, а пресса называла его произведением века. «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах и «Оскар» были получены безоговорочно.

В 1956 году Жак Ив Кусто уволился из военно-морских сил Франции в ранге капитана

В 1957 году Кусто был назначен директором океанографического музея в Монако.

В 1959 году капитан Кусто принимает участие в создании и строительстве “ныряющего блюдца” sp350 – первой маленькой подводной лодки для научной работы в океане. она вмещает двух человек, с ее помощью можно вести наблюдения и киносъемку на глубине около 370 метров, “ныряющее блюдце” позволяет ему опускаться еще глубже и проводить исследования под водой еще дольше, чем прежде.

В 1961 году президент США Джон Кеннеди награждает капитана Кусто золотой медалью национального географического общества. на медали выгравированы слова: “Человеку земли, который дал людям ключ от мира безмолвия”

С 1962 по 1965 годы капитан и его друзья проводят первые эксперименты по изучению возможности проживания под водой. Члены команды работают от одной до четырех недель в сконструированных ими так называемых подводных домах.

В 1968 году США состоялась премьера новой телевизионной серии «Подводный мир Жака Кусто», посвященной красоте морских глубин. Несколько программ получают премии Еmmy .

В 1973 году для того чтобы поддерживать и защищать природные ресурсы земли, в США было образовано «Общество Кусто». В этом же году капитан проводит несколько крупных экспедиций, чтобы запечатлеть суровую красоту Антарктики.

в 1979 году погиб младший сын Филипп Кусто он участвовал в съемках на гидросамолете "Каталина" и, во время приводнения, самолет упала в море.

В 1981 году в Париже создается фонд Кусто. Капитан собирает многонациональную группу ученых для изучения бассейна реки Амазонки. В 1985 году совершив первый трансатлантический переход на своем новейшем судне “Алкиона”, которое движется с помощью электроветровой двигательной системы, капитан Кусто прибывает в Нью-Йорк. И после чего оба его судна отправляются на десять лет в кругосветную экспедицию, а капитан получает «Медаль Свободы» из рук президента США Рональда Рейгана

В декабре 1990 года от рака внезапно скончалась жена Жака-Ива - Симона Кусто. через год прославленный капитан женился на своей давней возлюбленной Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1980г.р.) и сын Пьер (1982г.р.), рождённые до женитьбы

В 1990 году команда Кусто, чтобы привлечь внимание всего мира к тому факту, что уникальная природа Антарктики должна быть сохранена для будущих поколений доставляют 6-х детей (по одному от каждого континента) на Антарктиду

В 1994 году команда Кусто направляется с научной экспедицией к уникальному народу острова Мадагаскар.

В 1996 году в порту Сингапур корабль «Калипсо» при столкновении с баржей получил пробоину и затонул. Когда судно подняли со дна, оказалось, что восстановить его для дальнейшей океанографической работы было невозможно. И в том же была начата большая кампания по строительству нового судна «Калипсо-2».

Жак Ив Кусто умер в Париже 25 июня 1997 года, в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда и был похоронен на кладбище Сен-Андре-Де-Кюбзак.

Влияние на потомков

Жак Ив Кусто для многих людей открыл «голубой континент». Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Легендарный корабль «Калипсо» ушел на заслуженный отдых, его поместили в морской музей города Ла Рошеля. В соответствии с желанием капитана «Калипсо» стал неотъемлемой частью музея, доказывая, что дело Кусто продолжает жить, поэтому команда с радостью и благодарностью предоставила для экспонирования снаряжение и другие предметы, связанные с жизнью и работой капитана. Чтобы защитить наиболее уязвимые водные участки по всему миру, «общество Кусто» разработало и осуществляет проект “вода мира”. Они надеются, что народы планеты примут активное участие в осуществлении проекта “вода мира”, и уже через несколько лет на земле создастся целая сеть “зон Кусто”. 1998 год провозглашен генеральной ассамблеей ООН международным годом океана. Совместно с межправительственной океанографической комиссией Юнеско «общество Кусто» работает над несколькими проектами. Один из них – научно-исследовательская экспедиция на каспийское море, природная уникальность и экологические проблемы которого общеизвестны. В ноябре 2003 года корабль “Альсиона” вышел из порта Монако и взял курс к берегам Красного моря. Целью экспедиции общества Кусто, которая продолжалась несколько месяцев, было изучение экологического состояния суданского побережья и мер по его охране. С особым трепетом ее участники посетили места, где в 1955 и 1963 годах Жак-Ив Кусто снимал фильмы "В мире безмолвия" и "Мир без солнца".