Биография Грибоедова: интересные факты. Интересные факты о Грибоедове Александре Сергеевиче

Биография и эпизоды жизни Александра Грибоедова. Когда родился и умер Александр Грибоедов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты драматурга, изображения и видео.

Годы жизни Александра Грибоедова:

родился 4 января 1795, умер 30 января 1829

Эпитафия

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Надпись, сделанная женой А. Грибоедова на его надгробном памятнике

Биография

Александр Сергеевич Грибоедов оставил след в русской литературе как автор одного произведения — знаменитой пьесы «Горе от ума». Всё, написанное им до этой вещи, было ещё по-юношески незрело, а написанное после — автор не успел довести до конца. Между тем Грибоедов был человеком блестящего ума и разносторонних талантов: он сочинял музыку, прекрасно играл на фортепьяно, писал критические статьи и очерки, выдвинулся на дипломатической службе. Возможно, не оборвись его жизнь так трагически, сегодня потомкам досталось бы гораздо более обширное наследие Грибоедова.

Грибоедов родился в Москве, в богатой семье и с самого детства отличался живым и острым умом и способностями к обучению. В возрасте 6 лет Грибоедов свободно говорил на трёх иностранных языках, позднее выучил ещё три.


После окончания университета Грибоедов какое-то время отдал военной службе, но вскоре оставил её ради писательских упражнений, столичной жизни и, впоследствии, дипломатической карьеры. Грибоедов был отправлен на восток, затем на Кавказ, выучил ещё четыре языка и продолжал работать над переводами, стихотворениями и вещами в прозе.

Там же, в Тифлисе, Грибоедов женился на красивой и знатной девушке, княжне Нине Чавчавадзе. Увы, молодым удалось прожить вместе лишь несколько месяцев.

Смерть Грибоедова в расцвете сил стала внезапной и трагичной. Толпа религиозных фанатиков разгромила русское посольство в Тегеране и убила всех, кто там находился. Тело Грибоедова было так изувечено, что опознать его удалось только по следу от дуэльной раны на руке.

Грибоедов был похоронен в Тифлисе, близ церкви Св. Давида на склоне горы Мтацминда. К столетней годовщине его гибели в 1929 г. на месте погребения драматурга и его жены был открыт пантеон, где упокоились останки многих выдающихся общественных деятелей Грузии.

Линия жизни

4 января 1795 г. Дата рождения Александра Сергеевича Грибоедова.
1803 г. Поступление в Московский университетский благородный пансион.
1805 г. Работа над первыми стихотворениями.
1806 г. Поступление на словесное отделение Московского университета.
1808 г. Получение звания кандидата словесных наук, продолжение обучения на нравственно-политическом, а затем на физико-математическом отделениях.
1812 г. Вступление в добровольческий Московский гусарский полк графа Салтыкова.
1814 г. Первые литературные опыты (статьи, очерки, переводы) во время службы в звании корнета.
1815 г. Переезд в Петербург. Публикация комедии «Молодые супруги».
1816 г. Уход с военной службы. Вступление в масонскую ложу. Появление замысла комедии в стихах «Горе от ума».
1817 г. Поступление на дипломатическую службу (губернский секретарь, впоследствии — переводчик Коллегии иностранных дел).
1818 г. Назначение на должность секретаря в Тегеране (в Персии).
1821 г. Перевод в Грузию.
1822 г. Назначение на должность секретаря при генерале Ермолове, командующем русской армией в Тифлисе.
1823 г. Возвращение на родину, жизнь в Петербурге и Москве.
1824 г. Завершение комедии «Горе от ума».
1825 г. Возвращение на Кавказ.
1826 г. Арест по подозрению в принадлежности к декабристам, следствие в Петербурге, освобождение и возвращение в Тифлис.
1828 г. Назначение министром-резидентом в Иране, женитьба на княжне Нине Чавчавадзе.
30 января 1829 г. Дата смерти Александра Грибоедова.
18 июня 1829 г. Похороны Грибоедова в Тифлисе, близ церкви Св. Давида.

Памятные места

1. Дом № 17 по Новинскому бульвару в Москве, где родился и вырос Грибоедов (реплика оригинального здания).
2. Московский университет, где учился Грибоедов.
3. Дом № 104 (доходный дом Вальха) по наб. канала Грибоедова (ранее — Екатерининского канала) в Петербурге, где драматург жил в 1816-1818 гг.
4. Дом № 25 на пр. Кирова (бывшая гостиница «Афинская») в Симферополе, где Грибоедов жил в 1825 г.
5. Дом № 22 по ул. Чубинашвили в Тбилиси (ранее — Тифлис), ныне дом-музей Ильи Чавчавадзе, где состоялось венчание его внучки Нины с Грибоедовым.
6. Пантеон Мтацминда в Тбилиси, где похоронен Грибоедов.

Эпизоды жизни

В 1817 г. произошла знаменитая четверная дуэль с участием Грибоедова, причиной которой послужила знаменитая балерина Истомина. Грибоедов и его противник Якубович стрелялись годом позже первой пары дуэлянтов, и в этой дуэли Грибоедов получил ранение в руку.

Знаменитый ми-минорный вальс, написанный Грибоедовым, считается первым русским вальсом, партитура которого сохранилась до нашего времени.

К моменту свадьбы с Грибоедовым Нине Чавчавадзе было всего 15 лет, но после смерти супруга она сохранила ему верность и носила траур по нему до собственной кончины в возрасте 45 лет, отвергая все ухаживания. Верность погибшему мужу снискала его вдове уважение и славу среди тифлиссцев.

Заветы

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете».

«Счастливые часов не наблюдают».

«Не наслажденье жизни цель,
Не утешенье наша жизнь».


Два вальса А. Грибоедова

Соболезнования

«Мне не случалось в жизни ни в одном народе видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил свое отечество, как Грибоедов любил Россию».
Фаддей Булгарин, писатель и критик

«Кровь сердца всегда играла у него на лице. Никто не похвалится его лестью; никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обманывать — никогда».
Александр Бестужев, писатель и критик

«В Грибоедове есть что-то дикое, de farouche, de sauvage, в самолюбии: оно, при малейшем раздражении, становится на дыбы, но он умен, пламенен, с ним всегда весело»
Пётр Вяземский, поэт и критик

2. Степан Никитич Бе́гичев (1785–1859) – полковник, русский мемуарист; брат Д. Н. Бегичева и Е. Н. Яблочковой. В 1813 г. служил адъютантом при генерале А. С. Кологривове вместе с братом Дмитрием и А. С. Грибоедовым. Входил в ранние декабристские организации. Был членом Союза благоденствия. В 1820-е годы дом Бегичева был одним из центров культурной жизни Москвы. Здесь бывали А. С. Грибоедов, В. Ф. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, Д. В. Давыдов, А. Н. Верстовский. По личным воспоминаниям написал «Записку об А. С. Грибоедове» («Русский вестник», 1892).
Князь Александр Александрович Шаховско́й (1777–1846) – русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских. С 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга. В 1811-1815 годах Шаховской принимал активное участие в деятельности «Беседы любителей русского слова». В это время он пишет стихотворную комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды». По художественным достоинствам эта пьеса возвышалась над всем, что было создано в России в области стихотворной комедии после «Ябеды» Капниста и до «Горя от ума». ()

10. Гнедич Николай Иванович (1784–1833) – поэт и переводчик. Грибоедов написал критическую статью против Гнедича, который резко критиковал перевод Катениным баллады Бюргера «Ленора». Образцовым переводом этого произведения Гнедич счел балладу Жуковского «Людмила». Грибоедов отметил неточности перевода Жуковского , смягчившего стиль подлинника, и встал на защиту простонародного перевода Катенина. Несмотря на эту резкую критику, Грибоедов ценил Гнедича как писателя и переводчика. В 1824 г., возвратившись в Петербург, он счел необходимым посетить его и в письме к П. А. Вяземскому 27 июня писал: «Гнедича я видел, несмотря что у него и галстук повязан экзаметром, в мыслях и словах и поступи что-то надутое, но кажется, что он гораздо толковее многих здесь» (

Чрезвычайно одарённый человек, он прожил недолгую, но очень яркую жизнь. Попробовал себя в разных сферах: был и солдатом, и дипломатом, и писателем, и музыкантом. Его «Горе от ума» даже в XXI веке живёт в быту современных людей, в отдельных цитатах, которые актуальны спустя почти 200 лет.

Семья и детство

Грибоедов родился в богатой семье дворян. Несмотря на российскую фамилию, на самом деле его дед был поляком, который в 17 веке перебрался в Россию, сменив фамилию Гжибовский на созвучный ей российский вариант «Грибоедов». Отец будущего поэта был отставным майором, мать была из знатной семьи, намного богаче родственников отца. Кроме того, она доводилась мужу троюродной племянницей.

Ребёнком Грибоедов был очень одарённым. Сейчас таких называют вундеркиндами. Шестилетним он уже бегло говорил на трёх иностранных языках, а когда пошёл в школу - уже мог рассуждать на шести, при чём прекрасно понимал даже древнегреческий и латынь.

В восемь лет мальчика отдали в пансион при Московском университете, который он закончил через три года, поступив уже на словесность в тот же университет. Тринадцатилетний Александр стал уже кандидатом словесности, поэтому поступает учиться сперва на юридический, а после его окончания — на физико-математическом факультете.

Военный и литератор

В 1812 совсем юный Грибоедов добровольно пошёл в армию. В это время как раз продолжалась Отечественная война с Наполеоном. Но кавалерийская часть, в которую его отправили, была резервной, находилась в городе Владимире. А сам Грибоедов заболел, и почти всю осень пролежал в лазарете. Лишь с началом ноября ему стало легче, тогда он сразу записался в гусарский полк Салтыкова.

Следующие два года он служит корнетом и пишет свои первые произведение, которые посылает для публикаций в журнал «Вестник Европы». Кроме памфлетов и стихов он также писал и репортажные работы, как например статья «О кавалерийских резервах».

В 1816 Александр ушёл в отставку и переехал в Петербург. Там он идёт на службу в Коллегию иностранных дел, где заводит знакомства со многими современными литераторами, среди них был и Пушкин.

Грибоедов ведёт активную литературную деятельность: вместе с друзьями переводит известные европейские комедии и делает всё возможное, чтобы их ставили на сценах Петербурга, пишет литературоведческие и критические статьи на современных авторов.

В 1817 он учредил масонскую ложу.

Дуэль и жизнь дипломата

Живя у своего товарища Завадовского, Грибоедов как-то привёз к нему свою знакомую танцовщицу Авдотью Истомину. В то время танцовщица отдавала своё предпочтение Шереметеву, но была с ним в размолвке, да и его не было в городе. Когда же он вернулся, то вызвал не Грибоедова на дуэль, а Завадовского. Александр же должен был стать секундантом, как и друг Шереметева - Якубович. В результате, Шереметев получил смертельное ранение, пришлось срочно везти его в больницу, поэтому дуэль между двумя секундантами решили отложить до лучших времён.

В 1818 Грибоедову пришлось отказаться от места в дипмиссии в США, ведь его назначили секретарём дипломатической миссии в Персию. И хотя на бумаге всё выглядит очень почётно, на самом деле это было не что иное, как ссылка за ту четвертную дуэль в Петербурге. Но, пребывая в Тифлисе, Грибоедов встретил Якубовича, которого как раз перевели туда по службе, и они завершили ранее начатое дело. Грибоедов получил ранение в левую руку.

В 1819 Грибоедов хлопочет о судьбе военнопленных русских, которых держат в иранских тюрьмах.


В следующем году он снова едет в Персию, но дипломатическая служба его тяготит. Грибоедов хочет писать, у него в голове первые задумки пьесы «Горе от ума». Поэтому уже через полтора года он, пользуясь травмой руки, переводится поближе в Грузию и начинает писать.

В начале 1822 года Александр на несколько месяцев возвращается секретарём на дипломатическое место. В том же году он пишет драму «1812» — о событиях Отечественной войны.

В 1823 уезжает в Москву. Следующие два с половиной года он всё время переезжает: из Москвы в Питер, из Питера в Тульскую губернию. Это период, когда Грибоедов много пишет: появляются стихотворение «Давид», водевиль «Кто брат, кто сестра…”, в это же время он начинает писать заметки о русской литературе и истории, которые потом появятся в журнале Desiderata.

Весной 1825 года он снова уезжает на Кавказ - его срочно вызывают по вопросам дипломатической службы. Поскольку языки - это то, что очень легко даётся Грибоедову, ему дают задание: выучить ещё несколько для работы. Впоследствии к его послужному списку добавляются ещё несколько: грузинский, турецкий, персидский и арабский.

Дорогой в Грузию, он заезжает в Киев, а потом ещё несколько недель проводит в Крыму. Именно на полуострове он задумывает написание «Диалога половецких мужей”.

Последние годы жизни и смерть

В начале 1826 года Грибоедова арестовали - подозревают в соучастии с декабристами. Но поскольку кроме слов нескольких людей больше не было никаких доказательств, обвинения сняли, хотя полгода писатель-дипломат провёл под следствием.

Осенью того же года он вернулся в Тифлис на службу, через два года получил назначение послом в Иране. В том же году женился. Его женой стала княжна Нина Чавчавадзе, младше его на 14 лет.

Александр Грибоедов трагически погиб во время погрома в тегеранском посольстве. Тысячи фанатиков ворвались в помещение и убили всех, кто там находился. Вместе с ним убили 37 людей, выжил только один, которому удалось спрятаться.

Тело писателя изувечили настолько, что его опознали лишь по травме на кисти руки, которая осталась после дуэли с Якубовичем.

Грибоедова похоронили в Тифлисе в гроте церкви святого Давида.

Вдова Грибоедова замуж так больше и не вышла, хотя ей предлагали много раз. До самой смерти она берегла верность убитому мужу.

«Горе от ума» без цензуры и сокращений вышло печатью лишь через 30 лет после смерти самого писателя. До этого саму пьесу переписывали от руки, чтобы прочитать. Всего таких экземпляров насчитали около 40 тысяч.

  • В юности драматург был тем еще хулиганом. Находясь как-то в стенах католической церкви, он сел за орган и начал играть духовную музыку, а спустя несколько минут вдруг заиграл русскую плясовую — «Камаринскую», чем возмутил всех присутствующих.
  • Грибоедов, как все светские люди того времени, музицировал и был неплохим композитором. Он считается автором двух меланхолических вальсов, один из которых так и называют – «Грибоедовский»
  • «Горе от ума» Грибоедов первым показал Ивану Крылову. Автор сам читал к тому времени уже пожилому баснописцу свое произведение. Несколько часов тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».

Титулы и награды

  • 1828 — Орден Святой Анны II степени с алмазными знаками.
  • 1829 — Орден Льва и Солнца I степени.
  • 1819 — Орден Льва и Солнца II степени.

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники - П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение В. А. Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В 1814 году в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1816).

В 1817 году в свет выходит комедия Грибоедова «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Произведение имеет полемический характер, направлено против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики - отсутствие реализма.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.

В 1817 году Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Николя Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий.

Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями ( , ); задуманное после «Горя от ума» - либо вовсе не написано (трагедия о князе Владимире Великом), либо не доведено дальше черновых набросков (трагедии о князьях и Фёдоре Рязанском), либо написано, но в силу ряда обстоятельств не известно современной науке. Из поздних опытов Грибоедова наиболее заметны драматические сцены «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия». Особого внимания заслуживают и художественно-документальные сочинения автора (очерки, дневники, эпистолярий).

Хотя мировая известность и пришла к Грибоедову благодаря лишь одной книге, его не следует считать «литературным однодумом», исчерпавшим свои творческие силы в работе над «Горем от ума». Реконструктивный анализ художественных замыслов драматурга позволяет увидеть в нём талант создателя подлинно высокой трагедии, достойной Уильяма Шекспира, а писательская проза свидетельствует о продуктивном развитии Грибоедова как самобытного автора литературных «путешествий».

«Горе от ума»

Комедия в стихах А. С. Грибоедова - произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.

Комедия «Горе от ума» - сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века - одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты».

«Горе от ума» - один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Сбылось предсказание Пушкина: «половина стихов должна войти в пословицу». Существует ряд продолжений и переделок «Горя от ума», в том числе «Возврат Чацкого в Москву» Е. П. Ростопчиной (1850-е), анонимное т. н. обсценное «Горе от ума» (конец XIX в.; ср. упоминание и некоторые цитаты в статье Плуцера-Сарно) и др.; для ряда постановок текст комедии радикально перерабатывался (особенно В. Э. Мейерхольдом, вернувшим даже название ранней редакции: «Горе уму»).

Многие фразы из пьесы, включая её название, стали крылатыми.

История создания «Горе от ума»

В историю русской литературы Грибоедов вошел как автор первой русской реалистической комедии «Горе от ума», хотя его перу принадлежат и другие произведения, написанные ранее (комедии «Молодые супруги», «Студент» и другие). Уже ранние пьесы Грибоедова содержали попытки соединения разных стилей с целью создания нового, но подлинно новаторским произведением стала комедия «Горе от ума», открывшая в 1825 году, вместе с трагедией «Борис Годунов» Пушкина, реалистический этап развития русской литературы. Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным уже в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума» (первоначально - «Горе уму»). В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии, но разрешение на её постановку получить не удалось. Это не помешало широкой известности произведения, которое расходилось в списках. Один из них лицейский друг Пушкина Декабрист И. И. Пущин привез поэту в Михайловское. Комедию приняли восторженно, особенно в декабристской среде. Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1862 году.

Сюжет «Горе от ума»

Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной - Софье Павловне Фамусовой, которую не видел три года. Молодые люди росли вместе и с детства любили друг друга. Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов». Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением жениться на Софье. Вопреки его ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Оказывается, она влюблена в другого. Её избранник - молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца. Чацкий не может понять, «кто мил» Софье. В Молчалине он видит только «жалчайшее созданье», не достойное любви Софьи Павловны, не умеющее любить пылко и самоотверженно. Кроме того, Чацкий презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной.

(1790 или 1795-1829)

Елена Лавренова

Биография

Русский писатель, поэт, драматург, дипломат. Александр Грибоедов родился 15 января (по старому стилю - 4 января) 1795 (в некоторых источниках указан 1790) в Москве, в старинной дворянской семье. «Дворянский род Грибоедовых - шляхетского происхождения. Ян Гржибовский переселился в Россию в первой четверти XVII столетия. Его сын, Федор Иванович, был разрядным дьяком при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче и первый стал писаться Грибоедовым.» («Русский биографический словарь»)Детство прошло в московском доме любящей, но своенравной и непреклонной матери Александра - Настасьи Федоровны (1768-1839) (Новинский бульвар, 17). Александр и его сестра Мария (1792-1856; в замужестве - М.С.Дурново) получили серьезное домашнее образование: гувернерами были образованные иностранцы - Петрозилиус и Ион, для частных уроков приглашались профессора университета. В 1803 Александр был определен в Московский Благородный университетский пансион. В 1806 Александр Грибоедов поступил на словесный факультет Московского университета, который окончил в 1808 со званием кандидата словесности; продолжил обучение на этико-политическом отделении; в 1810 окончил юридический, а затем поступил на физико-математическй факультет. С момента обучения в университете и на всю жизнь Александр Сергеевич сохранил любовь к занятиям историей и к экономическим наукам. По окончании обучения по образованности Грибоедов превосходил всех своих сверстников в литературе и в обществе: владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский и турецкий языки. В 1812, до нашествия на Россию Наполеона, Александр Сергеевич готовился к экзамену на степень доктора.

В 1812, несмотря на недовольство семьи, Грибоедов записался волонтером - корнетом в московский гусарский полк, набиравшийся графом Салтыковым, но пока он организовывался, Наполеон успел покинуть Москву, а затем и Россию. Война закончилась, но карьере чиновника Александр решил предпочесть мало привлекательную кавалерийскую службу в глухих закоулках Белоруссии. Три года он провел сначала в иркутском гусарском полку, потом в штабе кавалерийских резервов. В Бресте-Литовском, где корнет Грибоедов был прикомандирован к штабу резервов и состоял адъютантом при гуманном и образованном генерале от кавалерии А.С.Кологривове, в нем вновь пробудился вкус к книгам и творчеству: в 1814 он посылает в московский «Вестник Европы» свои первые статьи («О кавалерийских резервах» и «Описание праздника в честь Кологривова»). Побывав в 1815 в Петербурге и подготовив свой переход в коллегию иностранных дел, в марте 1816 Грибоедов вышел в отставку.

В 1817 Александр Грибоедов был зачислен в Коллегию иностранных дел, где вскоре стал числиться на хорошем счету. В Петербурге были напечатаны и поставлены его первые пьесы, он познакомился с А.С.Пушкиным, В.К.Кюхельбекером, П.Я.Чаадаевым. Служебное положение Грибоедова едва не испортило его участие в качестве секунданта в дуэли Шереметева с Завадовским, возмутившей всех ожесточением противников: по некоторым предположениям, после этой дуюли должна была состояться и дуэль между секундантами. По настоянию матери, чтобы дать улечься пересудам и смягчить гнев начальства, Александр Грибоедов должен был временно покинуть Петербург и ему, помимо его воли, было обеспечено место секретаря посольства в Персии. 4 марта 1819 Грибоедов въехал в Тегеран, но значительная часть службы прошла в Тавризе. Обязанности были несложные, что давало возможность усиленно заниматься персидским и арабским языками. Периодически Грибоедову приходилось ездить с деловыми поручениями в Тифлис; однажды он вывез из Персии и возвратил на родину группу русских пленных, несправедливо задержанных персидскими властями. Это предприятие обратило на Грибоедова внимание командующего русскими войсками на Кавказе Алексея Петровича Ермолова (1777-1861), разгадавшего в нем редкие дарования и оригинальный ум. Ермолов добился назначения Александра Грибоедова секретарем по иностранной части при главнокомандующем на Кавказе и с февраля 1822 он стал служить в Тифлисе. Здесь продолжилась работа над пьесой «Горе от ума», начатая еще до назначения в Персию.

После 5 лет пребывания в Иране и на Кавказе в конце марта 1823, получив отпуск (сначала краткий, а потом продленный и в общем охвативший почти два года), Грибоедов приезжает в Москву, а в 1824 - в Петербург. Комедия, завершенная летом 1824, была запрещена царской цензурой и 15 декабря 1825 в альманахе Ф.В.Булгарина «Русская Талия» были опубликованы только фрагменты. В целях пропаганды своих идей, декабристы стали распространять «Горе от ума» в десятках тысяч списков (в январе 1825 список «Горя от ума» был привезен и Пушкину в Михайловское). Несмотря на скептическое отношение Грибоедова к военному заговору будущих декабристов и сомнения в своевременности переворота, среди его друзей в этот период были К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский. В мае 1825 Грибоедов вновь выехал из Петербурга на Кавказ, где и узнал о том, что 14 декабря восстание декабристов потерпело поражение.

В связи с открытием дела о декабристах, в январе 1826 в крепости Грозный Александр Грибоедов был арестован; Ермолов успел предупредить Грибоедова о прибытии фельдъегеря с приказом немедленно доставить его в следственную комиссию, и все компрометирующие бумаги были уничтожены. 11 февраля он был доставлен в Петербург и посажен на гауптвахту Главного штаба; среди причин было то, что на допросах 4 декабриста, в том числе С.П.Трубецкой и Е.П.Оболенский, назвали Грибоедова среди членов тайного общества и в бумагах многих арестованных находили списки «Горя от ума». Под следствием он находился до 2 июня 1826, но т.к. доказать его участие в заговоре не удалось, а сам он категорически отрицал свою причастность к заговору, его освободили из-под ареста с «очистительным аттестатом». Несмотря на это некоторое время за Грибоедовым был установлен негласный надзор. В сентябре 1826 Грибоедов продолжил дипломатическую деятельность, вернувшись в Тбилиси. Главнокомандующим на Кавказе был назначен Иван Федорович Паскевич (1782-1856), женатый на двоюродной сестре Александра Грибоедова - Елизавете Алексеевне (1795-1856). На Кавказ Грибоедов возвратился неохотно и серьезно думал об отставке, но просьбы матери заставили его продолжать службу.

В разгар русско-иранской войны Грибоедову поручают ведение отношений с Турцией и Ираном. В марте 1828 прибыл в Петербург, доставив выгодный для России Туркманчайский мирный договор, принесший ей значительную территорию и большую контрибуцию. В переговорах с Аббас-мирзой и подписании договора Александр Сергеевич Грибоедов принимал непосредственное участие. Уступки были сделаны персами против воли и Грибоедов, справедливо гордясь своим успехом, не скрывал своих опасений мести и скорого возобновления войны.

В апреле 1828 Грибоедов, пользовавшийся репутацией специалиста по персидским делам, был назначен полномочным министром-резидентом (послом) в Иран. Несмотря на нежелание ехать в Персию, отказаться от назначения было невозможно ввиду категорически заявленного желания императора. За годы службы на Востоке Грибоедов пригляделся к восточному быту и складу мысли и открывшаяся перед ним перспектива долгого житья в одном из центров застоя, самоуправства и фанатизма не вызывала в нем особого желания приступить к выполнению новых обязанностей; к назначению он отнесся как к политической ссылке.

По пути к месту назначения Грибоедов провел несколько месяцев в Грузии. В августе 1828, находясь в Тифлисе, он женился на дочери своего друга, грузинского поэта и генерал-майора Александра Гарсевановича Чавчавадзе (1786-1846), - княгине Нине Чавчавадзе (1812-1857), которую он знал еще девочкой. Несмотря на лихорадку, не оставившую его и во время брачного обряда, Александр Сергеевич, быть может, впервые испытал счастливую любовь, переживая, по его словам, такой «роман, который оставляет далеко за собой самые причудливые повести славящихся своей фантазией беллетристов». Молодой супруге только что пошел шестнадцатый год. После выздоровления он довез жену до Тавриза и отправился без нее в Тегеран, чтобы приготовить там все к ее приезду. 9 декабря 1828 они виделись в последний раз. О нежности, с которой он относился к своей маленькой «мурильевской пастушке», как он называл Нину, говорит одно из последних писем к Нине (24 декабря 1828, Казбин): «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со ногими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя - и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться богу, чтобы нам после того никогда не разлучаться.»

Приехав в Тегеран, Грибоедов действовал иногда вызывающим образом, не уступал ни в чем строптивости персиян, настойчиво требуя уплаты контрибуции, нарушал этикет шахского двора, выказывая самому шаху возможно меньше уважения. Все это делалось вопреки личным склонностям и этими ошибками пользовались английские дипломаты, чтобы разжигать ненависть к послу в придворных сферах. Но более грозная ненависть к русским, поддерживаемая духовными лицами, разжигалась в народной массе: в базарные дни невежественной толпе втолковывали, что русских следует истребить как врагов народной религии. Зачинщиком восстания был тегеранский муджшехид (высшее духовное лицо) Месих, а его главными пособниками - улемы. По официальной версии целью заговора было нанесение некоторого урона русской миссии, а не резня. Когда в роковой день 11 февраля (по старому стилю - 30 января) 1829 года собралось около 100 тысяч человек (по показаниям самих персидских сановников), и масса фанатиков бросилась к дому посольства, руководители заговора потеряли власть над ними. Понимая, какой опасности подвергается, за день до смерти Грибоедов отправил во дворец ноту, заявляя в ней, что «ввиду неспособности персидских властей охранить честь и самую жизнь представителей России он просит свое правительство об отозвании его из Тегерана». Но было уже поздно. На следующий день произошло почти поголовное избиение русских (спастись удалось лишь советнику посольства Мальцову); особенно зверским было убийство Грибоедова: его обезображенное и изуродованное тело было найдено в груде трупов. Александр Сергеевич Грибоедов похоронен был в соответствии с его пожеланиями на горе Давида в Тифлисе - у монастыря святого Давида. На могильной плите - слова Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Среди произведений - пьесы, стихи, публицистика, письма: «Пьсьмо из Бреста Литовского к издателю» (1814; письмо к издателю «Вестника Европы»), «О кавалерийских резервах» (1814, статья), «Описание праздника в честь Кологривова» (1814, статья), «Молодые супруги» (1815, комедия; переделка пьесы Крезе де Лессера «Семейный секрет» 1807), «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817, комедия; в соавторстве с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким: Грибоедову принадлежат пять явлений второго акта), «Студент» (1817, комедия; в соавторстве с П.А.Катениным), «Притворная неверность» (1818, пьеса; в соавторстве с А.Жандром), «Проба интермедии» (1819, пьеса), «Горе от ума» (1822-1824, комедия; возникновение замысла - в 1816, первая постановка - 27 ноября 1831 в Москве, первая публикация, урезанная цензурой - в 1833, полная публикация - в 1862), «1812 год» (драма; отрывки опубликованы в 1859), «Грузинская ночь» (1827-1828, трагедия; публикация - 1859), «Частные случаи петербургского наводнения» (статья), «Загородная поездка» (статья). Музыкальные произведения: известно два вальса для фортепиано.

(Составитель краткой биографии А.С.Грибоедова - Елена Лавренова)

Список литературы

А.С. Грибоедов «Сочинения». М. «Художественная литература», 1988

«Русский биографический словарь» rulex.ru (статья проф. А.Н.Веселовского «Грибоедов»)

Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург», Энциклопедия «Москва», Иллюстрированный энциклопедический словарь)

Проект «Россия поздравляет!»