Вячеслав Зайцев: биография, личная жизнь, семья модельера. Русский Диор: как Вячеслав Зайцев стал легендой моды С кем работал вячеслав зайцев



Зайцев Вячеслав Михайлович - российский модельер, художник театрального костюма.
Увлекается живописью, его работы выставлялись во многих картинных галереях мира. Автор нескольких книг, посвященных моде и стилю.

Цветная графика Вячеслава Зайцева






Живопись Вячеслава Зайцева

О своем станковом творчестве сам Зайцев сказал так: "Моя живопись импульсивна, полна неожиданных для меня самого ликов, образов-символов, изобилуя выходами в астральный мир, мир ирреальный, в котором я нахожу ответы на мучающие меня вопросы, невысказанные обиды, разочарования, тревоги, душевные потрясения, неожиданные поступки; порою это сны, реализованные в рисунках, стихи, иногда и видения в ночи".

"Это был 90-й год. Тогда у меня в жизни началась новая эпоха - произошло становление Дома моды, началась стабильная жизнь. С тех пор всю свою боль, я отдаю картинам. Вот почему на моих полотнах все лица странные, страдальческие? Для меня живопись - это освобождение души."

Я в одиночество вхожу.
Дверь открываю, спешу
Зажечь тепло излучающий фонарь.
Поток его лучей спешит
Меня согреть и успокоить.
Но знаю я один, как это тяжело.
Мне тяжело, другому, видно, так же.
Но тот, другой, одиночество души моей
Понять лишь только внешне сможет.
Уйдет, останусь я опять один –
И все сначала.
Но видно, Бог предначертал мне этот путь.
Смирюсь, и буду жить

Вячеслав Зайцев

Специалисты называют картины Вячеслава Зайцева психоделическими. Нужно сказать, что картины Зайцева ценятся знатоками и имеют высокую рыночную стоимость. Был даже такой неприятный эпизод в жизни художника и его картин: загородный дом Зайцева был ограблен, причём украдены были именно картины. К счастью, потом всё нашлось, но самым неприятным во всём этом было то, что ограбление организовал человек из ближайшего окружения Вячеслава Зайцева - человек, с которым он сотрудничал и которому очень доверял.

Психоделия (психоделика) - культура освобожденного сознания. Изначально психодел прочно ассоциировался с психотропными веществами, теперь может потребляться в чистом виде, без допинга. Как говорил теоретик искусства Павел Пепперштейн: "Не следует сводить психоделику только к психотпропным препаратам. Есть психоделика обыденной жизни, в этом легко убедиться. Есть психоделика массмедиа, психоделика потребления, психоделика кино, психоделика усталости, психоделика выживания. Все эти обстоятельства "высветляют" , "высвечивают" различные зоны психики, создавая эффекты ассимитричных просветлений, иллюминаций" . Таким образом, видим, что наркотики (кокаин, героин, алкоголь и пр.) , вопреки распространенному мнению, не приветствуются в психоделическом движении.
Психодел, как искусство, родился в 60-х годах прошлого века, с появлением знаменитого препарата ЛСД. В то время новый галлюциноген был чрезвычайно популярен и считался безвредным проводником в мир собственного расширенного сознания. На развитие психодела повлияли сюрреализм, дадаизм, субкультуры хиппи, панков, рейверов.
Эпитет "психоделический" сейчас применяется ко всем видам искусства, например, кинематограф, изобразительное искусство, музыка, литература, даже скульптура и дизайн бывают психоделическими.

За плечами известного дизайнера одежды и художника персональные выставки в России, США, Бельгии, Эстонии…
Его художественные работы находятся в собраниях крупнейших музеев, галерей и частных коллекциях, да и звание народного художника РФ и действительного члена Российской академии художеств говорит само за себя.

Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 года в Иванове, в рабочей семье.
В 1945 году поступил в ивановскую среднюю школу.
В 1952 году поступил в Ивановский химико-технологический техникум.
В 1956 окончил факультет прикладного искусства этого техникума с отличием.
В 1956 году приехал в Москву, поступил в Московский текстильный институт.
В 1962 году окончил с отличием институт по специальности художник-модельер и, согласно распределению, был направлен в город Бабушкин на "Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза" художественным руководителем.
С 1962 году работает на экспериментальной швейной фабрике Моссовнархоза, возглавляет экспериментальную группу в общесоюзном "Доме Моделей на Кузнецком мосту".
Через десять лет Зайцев начинает все сначала в маленьком ателье, которое позже перерастает в Московский Дом Моды.

Его первая коллекция спецодежды для работниц села поразила всех яркостью и смелостью - Зайцев предложил цветные телогрейки, юбки из пестрых павловопосадских шалей, даже валенки перед показом он собственноручно расписал гуашью.
Коллекция не была принята, но фоторепортаж о ней опубликовали зарубежные издания (в том числе журнал "Paris Match"). Так имя русского модельера стало известно знаменитым французским кутюрье и всему миру.

В 1965 году лидеры мировой моды - Пьер Карден, Марк Боан и Ги Ларош назвали Вячеслава Зайцева "равным среди равных", а позднее французская пресса окрестит его "Красным Диором" в знак признания его таланта.
С тех пор Вячеслав Зайцев - бесспорный лидер российской моды.

В 1980 году выходят в свет две книги Зайцева: "Такая изменчивая мода" и "Этот многоликий мир моды". В этом же году Вячеслав зайцев создает костюмы для участников Московской Олимпиады, за что он был награжден орденом Знак Почета.

В 1982 году он первым открыл свой Дом Моды, а в 1988 году становится его избранным Президентом.

Зайцев первый и длительное время единственный из отечественных модельеров ставил на одежду именной лейбл.

Одновременно с открытием Дома Моды Славы Зайцева была реализована мечта художника-модельера о создании Театра Моды. Художник стремился к зрелищной форме как наиболее убедительной в пропаганде его творческого кредо, а также цели, которую Слава Зайцев ставил перед собой: в непосредственном общении с посетителями демонстраций одежды вести разговор о красоте, хорошем вкусе, умении найти свой стиль, о правилах поведения в обществе.

В 1988 году мадам Карвен, глава знаменитого Дома моды, пригласила Зайцева показать коллекцию "Русские сезоны в Париже" в столице моды. Мастера ждал триумф и, как следствие, присуждение Жаком Шираком Золотой медали города Парижа и звания почётного гражданина Парижа.
В следующем году Вячеслава Зайцева назвали "человеком года в мире моды".
Затем на проходящем в Японии фестивале "Лучшие пять модельеров мира" его признали победителем.


В 1992 году Вячеслав Зайцев первым из коллег выпустил совместно с французской фирмой "L´Oreal" собственные духи "Maroussia" (Маруся) и "Authentic Maroussia" (Настоящая (подлинная) Маруся), которые чрезвычайно популярны на Западе.

Духи Вячеслав Михайлович так назвал в честь своей матери, которую очень любил.

"Во время войны отец был призван в армию, и все тяготы жизни выпали на долю матери, простой и трудолюбивой женщины. Мама в молодые годы мечтала о сцене и была человеком одаренным, чутким и восприимчивым. Именно поэтому она оказала очень большое влияние на меня, пробудив с детских лет интерес к окружающему миру, к красоте природы, чтению и народной песне. Я всегда пел, танцевал, был заводным мальчиком, в школе и в техникуме участвовал в самодеятельности, проводил вечера. Окружающие называли меня "солнечным мальчиком"."

Егор Зайцев

А в 1993-ем году у его единственного сына Егора, кстати, тоже художника-модельера, родилась дочь Маша. Как сказал счастливый дедушка: "Она родилась уже со своими духами."


Моя Марусечка - музыка и тект Герда (Герарда) Вильнова
Поёт - Пётр Лещенко

В 1994 году впервые Вячеслав Зайцев проводит "Конкурс молодых модельеров имени Надежды Ламановой". (Надежда Петровна Ламанова (1861-1941) - известный российский и советский модельер, художник театрального костюма. Имела звание "Поставщик Двора Ея Императорского Величества". Стояла у истоков российской и советской моды XX века).

Зайцев возглавляет Конкурсы "Экзерсис" (преподавателей и учащихся швейных колледжей и лицеев), "Золотая игла", фестиваль "Бархатные сезоны" в Сочи.

Несмотря на свою огромную занятость, Вячеслав Михайлович ведет многогранную творческую работу с молодыми художниками, модельерами и дизайнерами. Его деятельность - это поистине подвижнический труд.


В течении всей своей творческой деятельности Вячеслав Зайцев раскрывается как неординарный, многогранный человек, который любит родную землю, её природу и народное творчество, в котором народный костюм занимает не последнее место


С 2007 по 13 июля 2009 года - ведущий телевизионного шоу "Модный приговор" на Первом канале.

Вячеслав Зайцев кавалер Ордена Знак Почёта, Ордена За заслуги перед Отечеством IV степени, Народный художник Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации. И это всё один человек!)))

Помимо всего ранее перечисленного, Вячеслав Зайцев пишет стихи, занимается художественной фотографией - талантливый человек талантлив во всех своих проявлениях.

Модели несколько неожиданные - я бы так сказала.)))
В этих работах явно присутствует восточная тема с её яркой красочностью и негой.


Фантазия на тему "Половецких плясок" из оперы Александра Порфирьевича Бородина "Князь Игорь"
Исполняют - Поль Мориа и его оркестр




Фотоживопись Вячеслава Зайцева

Коллекция Осень-Зима 2009-2010


Коллекция нарядов из русского льна - все ткани, из которых сшиты изделия коллекции, российского производства


Вечерние наряды, пальто и, особенно, головные уборы демонстрируют фирменный стиль великого мастера моды

Коллекции Вячеслава Зайцева изобилуют аксессуарами, поэтому неудивительно, что мастер обратил своё внимание на платки и шарфы. Платки от Зайцева это струящийся шёлк с ярким рисунком, преимущественно геометрических форм.
Но платки могут быть не только дополнением к наряду, они могут стать тем материалом, из которого эти наряды шьются. Примером тому модели, приведенные ниже, и коллекция костюмов в народном стиле, разработанная Зайцевым для ансамбля "Русская песня" Надежды Бабкиной.
Модельер Зайцев любит павлово посадские платки - это видно по его изделиям, которые адресованы не только артистам.










Вы полагаете, всё это будет носиться?
Я полагаю, что всё это следует шить!


Сергей Никитин на слова Юрия Левитанского - Диалог у новогодней ёлки (вальс из музыки к кинофильму "Москва слезам не верит")
Поют - Татьяна и Сергей Никитины


Валенки - русская народная песня
Поёт - Лидия Русланова




Медаль Ветеран Труда (1983)
Золотая медаль ВДНХ (1983)





Почетный гражданин Парижа

Академик РАХ (2007)


Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 года в городе Иваново. Мальчик вырос в семье рабочих. Детство проходило в военные годы и в типичных для того времени условиях. Отец Вячеслава ушел на фронт и матери приходилось ставить на ноги сына одной. Женщина прививала интерес к красоте природы, окружающему миру, чтению, народной песне. В 1945 году пошел в ивановскую среднюю школу, а в 1952 году продолжил учебу в химико-технологическом техникуме.

В 1956 году Зайцев получил красный диплом по специальности «художник текстильного рисунка». Профессия выбрана традиционная для Иваново, ведь именно она гарантировала работу в столице ситца. Впрочем, Вячеслав рисовать любил с детства. А в техникуме отличался не только талантом, но и усердием. Строгие педагоги ставили перед учащимися нелегкие задачи. Требовали не только выразительности линий на ткани и наполненности рисунка, но и «оживания» орнамента. При этом, выполняя задания, будущий модельер постоянно задавался вопросом, как ткани с его рисунком выглядели бы на готовых изделиях.

Развивать свои навыки и знания Зайцев решил в Москве, в текстильном институте. В столицу приехал в 1956 году и оказался совершенно не похож на местных абитуриентов. Парень отличался представлениями о жизни, людях, искусстве. Вячеслава сразу приняли на факультет прикладного искусства по специальности моделирование одежды. Молодой человек знал, что в Москве рассчитывать ему нужно только на себя, поэтому начал совмещать работу с учебой, а в минуты свободного времени ходил на выставки, в театры и музеи.

В вузе Вячеслав Зайцев постиг не только мастерство прикладного текстильного искусства как профессиональный каллиграф, но и изучил рисунок как основу графики. К тому же копировал старых западных и русских мастеров, рисовал античность и египетские фрески, а так же средневековые орнаменты и персидскую миниатюру. Уже в институте Вячеслав выступал в роли модельера и демонстратора своей одежды одновременно. Нередко непривычными вещами по силуэту и сочетанию цветов шокировал сокурсников и преподавателей. Под пристальное внимание Зайцево попало русское народное искусство. Модельер ездил по древним городам и изучал суть искусства: пропорции, сочетанию цветов, ритм, колористический строй.

В 1950-е годы все художники имели скудное представление и мировой моде. Необходимую информацию черпали в зарубежных журналах. На занятиях в Театральной библиотеке Зайцев познакомился с именитыми мастерами моды. Его впечатлили Поль Пуаре, Габриель Шанель, Кристиан Диор. В основу диплома Вячеслав Зайцев хотел положить нарядную одежду. Но модельеру отдали женские деловые костюмы. Со своим заданием справился на «отлично».

Московский текстильный институт Вячеслав окончил в 1962 году и попал по распределению в город Бабушкин на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза на должность художественного руководителя. Модельер сразу же начал создавать коллекцию одежды для работниц области и села. Крой и цветовое решение начали рушить стереотипы об образе тружениц и после обсуждений модели оказались отвергнуты. Но линию позже опубликовали в журнале «Пари матч» вместе со статьей под названием «Он диктует моду Москве».

В 1965 году по этой статье Марк Боан и Пьер Карден разыскали Вячеслава. До их встречи модельер хорошо себя проявил, и его пригласили на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома моделей одежды в Москве. Парижские кутюрье ознакомились с творчеством коллеги и признали его профессионалом.

В Доме моделей одежды Зайцев работал тринадцать лет и завершил там карьеру как заместитель художественного руководителя. За эти годы модельер проделал огромную работу по созданию сезонных коллекций для предприятий легкой промышленности союза. Группа художников под руководством Зайцева учитывали и уровень промышленности, и качество тканей, и климат регионов, и возраст потребителей.

Параллельно Вячеслав Зайцев работал над авторскими моделями. С 1965 по 1968 года демонстрировал знаменитую «Русскую серию», в 1976 году коллекции из ивановских ситцев, сводные коллекции в США, Японии, Канаде, Франции, Югославии и Италии. Правда, все показы проходили без участия самого модельера.

В это время за границей Вячеслава Зайцева воспринимали как лидера советской моды, его прозвали в западной прессе «Красным Диором». По версии чехословацкого издания «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» Зайцев занял почетное место в галерее портретов выдающихся художников моды. Его имя стояло наравне с Полем Пуаре, Габриель Шанель, Кристианом Диором.

Дом моделей модельер оставил потому, что при системе многоступенчатых советов, госстандарта и индустрии моды, авторский замысел искажается, модели устаревают в производстве, не дойдя до потребителя. Вячеслав Зайцев начал заниматься просветительством, приобщать людей к эстетике одежды, писать, выступать и устраивать показы моделей, привлекая внимания к проблемам моды.

После этого художник начинает сотрудничать с популярными артистами эстрады и театра. Это Муслим Магомаев, Тамара Синявская, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Александр Стрельченко, Алла Пугачева, Людмила Зыкина, Филипп Киркоров, «Машина времени», «На-на». После Дома моделей Зайцев перешел на фабрику индивидуального пошива и стал работать над ассортиментом нового Дома моды, художественным руководителем которого стал в 1982 году. Спустя шесть лет его избрали директором. Позже Дом моды стал первым в стране Домом Моды европейского стиля и получил имя Вячеслава Зайцева.

В Доме моды открывается первый в России профессиональный театр моды. Театр начинает успешно гастролировать по городам мира. В 1996 году Вячеслав стал президентом ОАО «Московский Дом Моды Зайцева». Под его руководством начинает работать Лаборатория моды и Агентство моделей.

Модельер моделировал одежду для Людмилы Путиной, Светланы Медведевой, ведущих российских артистов и спортсменов. Летом 2007 году возглавил программу на Первом канале «Модный приговор», где проработал до середины 2009 года.

Значительную и многолетнюю область творческой деятельности Вячеслава составляет театральный костюм, сценография, театральный плакат. Для более двух десятков спектаклей столичных театров модельер выполнил сценические костюмы. В последствии Зайцев создал костюмы к спектаклю «Пиковая дама» в Малом Театре. Также создал костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе, для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

С 2009 года Вячеслав Зайцев является председателем жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль». В марте 2013 года к 75-летию мэтра издательская группа Navona выпустила книгу Сергея Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение». Модельер награжден званиями «Почетный гражданин Парижа» и «Почетный гражданин Иваново».

В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.

Награды и Признание Вячеслава Зайцева

Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (1998)
Орден «Знак Почета» (14 ноября 1980 года) - за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады
Медаль За трудовую доблесть (1974)
Медаль Ветеран Труда (1983)
Золотая медаль ВДНХ (1983)
Народный художник Российской Федерации (2006)
Почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (11 февраля 1991 года) - за заслуги в области дизайна моды и многолетнюю плодотворную работу по пропаганде искусства моделирования одежды
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996)
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года
Дважды лауреат премии Правительства России (2009, 2010)
Почетный гражданин Парижа
Почетный гражданин Щелковского муниципального района Московской области
Академик РАХ (2007)
Медаль ордена Ивана Калиты (Московская область)
Медаль «За Веру и Подвижничество», Общероссийского Общественного Движения содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» (2015)
Нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в российскую культуру» (2018 год)

Легенде российской моды, известному модельеру Вячеславу Зайцеву 2 марта исполнилось 78 лет. Несмотря на почтенный возраст мэтра, он полон творческих планов, осуществлять которые ему, правда, удается с большим трудом из-за серьезных проблем со здоровьем.

«Я недавно вернулся из санатория в Карловых Варах, куда ездил в первый раз в своей жизни. Но вот возникла необходимость подлечить ноги и болезнь Паркинсона», - с горечью признался Вячеслав Зайцев в интервью журналистам программы «Ты не поверишь!» телеканала НТВ. Болезнь Паркинсона – это серьезное повреждение нервной системы, когда человек теряет контроль над своими движениями, что постепенно приводит к дрожанию рук и ног, нарушению мимики и инвалидности. «Единственное, что я пожелал бы себе в день рождения – это выздороветь, - говорит знаменитый модельер. – Болезнь - это то, что меня угнетает».

К слову на фуршете, который состоялся после модного показа, проведенного по случаю 78-летия Вячеслава Зайцева, он практически ничего не ел. Только пил воду и старался побыстрее присесть. У мэтра не в порядке суставы. Зайцев не так давно перенес операцию – ему поставили титановый протез, чтобы он не испытывал боли при ходьбе.

В это непростое время Вячеслава Зайцева поддерживают сын Егор, внучка Маруся и бывшая жена Марина, с которой они познакомились еще во время учебы в текстильном институте. Супруги разошлись, когда их сыну было девять лет, но все эти годы поддерживают теплые дружеские отношения. Марина едва ли не больше всех переживает за бывшего супруга и регулярно навещает Вячеслава Зайцева, принося ему его любимое угощение – малиновый пирог. «Когда-то его пекла теща Вячеслава Михайловича, моя мама, - рассказала бывшая супруга мэтра. – Это пирог из слоеного теста с толстым слоем малинового варенья и с густо уложенными грецкими орехами. Слава очень любит этот пирожок».

Несмотря на борьбу с тяжелым недугом, Вячеслав Зайцев не намерен сдаваться. Он готовит к выпуску новую коллекцию одежды «осень-зима» и надеется на то, что специалисты смогут поставить его на ноги. «Врачи настроены очень оптимистично, - заключил Зайцев. – Они говорят, что я человек жизнерадостный, сильный и поэтому у меня все будет классно».

Статья посвящается биографии и личной жизни Вячеслава Зайцева - русского Диора, как любят называть его в Европе. 2018-й стал для кутюрье юбилейным, 2 марта...

От Masterweb

04.05.2018 12:01

Статья посвящается биографии и личной жизни Вячеслава Зайцева - русского Диора, как любят называть его в Европе. 2018-й стал для кутюрье юбилейным, 2 марта ему исполнилось 80 лет. Наверное, нет человека, родившегося в советском и постсоветском пространстве, не слышавшего имени и фамилии модельера.

Он был первым, кто ввел такое понятие в Советском Союзе, как «высокая мода» и «дизайнерская одежда».

Биография Вячеслава Михайловича Зайцева

Он родился в 1938 году, за три года до Великой Отечественной войны, и полностью испытал на себе все ее тяготы. Отец ушел на фронт, попал в плен, совершил побег и дошел до Берлина. Это поступок героя, но для Страны Советов - повод посадить ни в чем не повинного человека в лагерь военнопленных.

Однажды, когда в очередной раз вдвоем с мамой они навещали отца в тюрьме, в дом проникли грабители. Женщина попала в больницу, а Слава нашел выход из положения. Имея хорошо поставленный голос, он решился петь около магазина, чтобы заработать на пропитание. Тяжелая жизнь закалила нрав будущего модельера, неунывающий характер стал характерной чертой в биографии Вячеслава Зайцева. «Солнечный мальчик» - так зачастую называла его мама и окружающие.

Когда отец вернулся из лагеря, то пошел работать в местный парк культуры массовиком. С ним и старшим братом у Славы отношения не складывались. Старший брат всячески пытался сломить младшего, во время игр, пользуясь силой, он заставлял Славу изображать фашиста, привязывал его к кровати и всячески издевался. По жизни старший брат так и не состоялся, два раза сидел в колонии и так далее.

Мария Ивановна, мама будущего кутюрье, ушла из жизни в 72 года, она обожала детей. Но если за судьбу младшего сына можно было не беспокоиться, то старший доставлял массу тревог. Эта хрупкая женщина, несмотря на тяжелый труд (она работала медсестрой, а также за оплату брала белье в стирку), до конца дней оставалась удивительно женственной. И для благодарного младшего сына являлась эталоном настоящей женщины. Вячеслав Михайлович любит повторять, что все хорошее у него от мамы. Все, кто следит за биографией Вячеслава Зайцева, помнят и знают об этом.

Текстильный техникум

Он хорошо учился, был активным членом в школьном коллективе, ездил со старшеклассниками по колхозам, помогал рисовать плакаты.


Пение не оставлял. Окончив семилетнюю школу, Слава решил стать артистом оперетты.

В какой-то момент биография Вячеслав Зайцева могла круто измениться. Мечта мальчика осуществилась. Он играл на сцене Ивановского драматического театра, а первой ролью юного дарования стал Дмитрий Ульянов - младший брат известного Владимира Ленина. Но поступить в музыкальное училище ему не дали, так как числился он как сын врага народа. Делать было нечего, и Вячеслав Зайцев поступил в текстильный техникум города невест.

Во время обучения он сыграл в постановке «Анна Каренина» Сережу. В спектакле была сцена, когда Анна после долгой разлуки подходила к комнате Сережи, который бросался ей на шею со словами: «Я знал, что ты придешь!». Слава ответственно подходил к роли, но однажды от усталости уснул и проснулся только тогда, когда актриса стала его обнимать. Но и спросонья он прохрипел текст слов.

Факультет моделирования

Творческий потенциал в биографии Вячеслава Зайцева сыграл огромную роль. Помимо того что он хорошо пел, читал стихи, танцевал, в техникуме Слава пристрастился и к рисованию.

Еще учась на младших курсах, он стал изображать фигурки людей в разной одежде. Сообразив, что можно стать модельером, тем более эта профессия ему нравилась, Вячеслав Михайлович ушел на факультет моделирования.

Ему нравилась женская одежда, как, впрочем, и сами женщины. И хотя, по признанию самого кутюрье, он шил в основном для хрупких и стройных моделей, втайне любовался полными, крупными женщинами.

Однажды он вместе с другом переоделись в женские наряды, накрасились, надели каблуки и пошли на бал. Никто не распознал в них юношей, иначе все могло закончиться дракой. Свое увлечение нарядами Вячеслав Зайцев объясняет стремлением к красоте. В нем была потребность создать женский образ, передать связанные с ним собственные эмоции, чувства. Скорее всего, биография модельера Вячеслава Зайцева сложилась таким образом оттого, что он обожал маму, потом жену и, наконец, дочь.

Карьера модельера

С отличием окончив текстильный техникум, движимый огромным желанием создавать новые модели, проекты и так далее, Вячеслав решился ехать в Москву. Подспудно он был более чем убежден в правильности своего решения.


В Московский текстильный институт молодой человек поступил легко и с первого раза. Все пять лет он отлично учился и получал Ленинскую стипендию. После окончания вуза по распределению в подмосковном Бабушкино он должен был работать на фабрике спецодежды целых три года.

«Солнечный мальчик» не унывал, благодаря его трудам обычные ватники и телогрейки превратились в дизайнерские одежды, раскрашенные и обновленные. В комплект к ним шли валенки, засиявшие необычным цветом. Это было начало удачной карьеры в биографии Вячеслав Зайцева, юбилей которого отметили в 2018 году.

Вскоре слава о советском модельере просочилась на Запад. В Бабушкино стали приезжать известные деятели моды, в том числе Пьер Карден. В Советском Союзе о нем широко узнали только после тридцатилетнего стажа. Лишь в конце восьмидесятых годов Славе Зайцеву удалось выехать в Париж, где его коллекция имела ошеломляющий успех.

Жена и дети в биографии Вячеслава Зайцева

Учась в Москве, он познакомился со своей будущей женой - Мариной, или как он ее ласково называет, Маришкой. Она училась на третьем курсе, когда Слава поступил в институт. Девушка из хорошей семьи, энергичная, волевая и умеющая быть лидером. Но не эти качества тогда разглядел в ней молодой человек.


Они вместе занимались самодеятельностью. С несколькими друзьями создали Театр моды, шили смешные коллекции и устраивали показы, причем начинали с небольших клубов и кафе. Через несколько месяцев знакомства они поженились.

У молодой четы родился мальчик Егор, являющийся продолжателем профессии родителей. Вячеслав Зайцев, биография которого на самом деле оказалась удачной, всю душу вкладывал как в творчество, так и в семью. Но, увы, семейная идиллия долго не продержалась. Через девять лет супруги разошлись, причем Марина долго не разрешала модельеру встречаться с сыном. Это не лучшим образом сказалось на их отношениях.

В настоящее время все недоумения остались позади. Вместе с сыном и Марусей Зайцевой, внучкой Вячеслав Зайцева (о биографии кутюрье читайте в статье), они часто встречаются, а во внучке он видит свою преемницу.

«Красный Диор»

К старости зачастую на лице человека отпечатываются все те переживания, тревоги и поступки, совершенные в молодом и среднем возрасте. На лице же Вячеслава Зайцева можно увидеть добрые глаза и лучики морщин вокруг них. У него доброе (как он любит говорить – монгольское) лицо.

Широкий зритель близко познакомился с мэтром моды после выхода программы «Модный приговор». Его экстравагантные наряды, образ жизни, широта души понравились многим. За это его любят и в мире искусства.

После того как Зайцевым заинтересовался Пьер Карден и известный в шестидесятые модный дом «Диор», в гостинице «Киевская» произошла встреча молодого начинающего модельера Зайцева и уже известного в мире мод Марком Боаном. Слава пришел на встречу в модном твидовом пальто и ужасно волновался, одновременно представляя собственную коллекцию.


В 1967 году он получил Гран-при за платье «Россия» и за это его прозвали «Красным Диором», хотя сам поехать на показ не смог, так как был невыездным.

Слава Славы Зайцева

Незаметно для самого кутюрье слава о нем распространилась в среде актеров. Ему стали поступать заказы от таких актрис, как Алиса Фрейндлих, Галина Волчек, Людмила Максакова. Элегантный Владимир Зельдин любил одеваться у него, а также Михаил Ульянов.

В 1978 году для фестиваля «Сопот» он придумал наряд для Аллы Пугачевой, несколько располневшей (по ее мнению). Это был знаменитый балахон, который одновременно скрывал все недостатки фигуры и в то же время был женственным и нарядным.

Почти все наряды Эдиты Пьехи шились по разработке Вячеслава Зайцева. Ее платья в 60-70 годы были эталоном стиля и моды. Многие девушки и женщины шили себе подобные наряды. Даже прическу Эдиты Станиславовны придумал Вячеслав Зайцев. По его словам, он шил платья не для женщины, певицы - Эдиты Пьехи, а для ее песен.

Олимпиада-80

Не все знают, что костюмы советских спортсменов, участников Олимпиады-80, пришлось шить Вячеславу Михайловичу, за что его поставили главой Дома быта в Москве. Уже на Олимпиаде-84 в Сараево наши спортсмены получили костюмы от кутюр. Вячеслав Зайцев на голову спортсменам надел шапки с козырьком, а на плечи женщин-спортсменок накинул любимые павлопосадские платки.

Он шил наряды для известной пары фигуристов – Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина, для театра «Современник», где ведущей актрисой являлась Марина Неелова, а также Валентина Гафта и других актеров, задействованных в таких постановках как «Вишневый сад», «Три сестры» и так далее. Для других театров Москвы.

Заключение

Вячеслава Зайцева любили и знали такие легендарные актеры, как Владимир Высоцкий, Марина Влади. Он шил костюм для Арсения Тарковского и многих других.

Этот человек никогда не останавливался и не останавливается теперь. В 1971 году Зайцев попал в страшную аварию, из-за которой мог лишиться ноги, пережил время, когда был невыездным, почувствовал на себе всю недоброжелательность властей за свои экстравагантные наряды и так далее.


В итоге можно с уверенностью сказать, что на данный момент, в восемьдесят лет, наш «Солнечный мальчик» полон творческих сил и строит планы на будущее.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Когда я была еще маленькой девочкой лет двенадцати, в нашем доме появилась небольшая книжка “Такая изменчивая мода”. Написал ее Зайцев Вячеслав Михайлович, наш отечественный , но это была не его биография, нет. В своей книге Вячеслав Зайцев увлеченно и ярко описывал “этот многоликий мир моды” (кстати, так называлась вторая книжка этого знаменитого кутюрье, которая тоже впервые была издана в 1980 году). Помню, с каким упоением я читала эту книжку, хотя далеко не все из прочитанного понимала тогда. Прошло еще несколько лет, и эта книга стала моей настольной. Я зачитала ее до дыр! Но вот несколько лет назад, переезжая на новое место, я потеряла ее! Видимо, в спешке выкинула ее вместе со старыми пожелтевшими журналами и прочей макулатурой. Обычный случай при переезде, но было чувство, будто я потеряла что-то очень дорогое и ценное.

Родился герой моей статьи 2 марта 1938 года в “ситцевом краю” – городе Иваново, в самой обыкновенной советской семье. Славой его назвали в честь известного политического деятеля Вячеслава Молотова, который, как известно, по батюшке тоже был Михайловичем. Между прочим, уже в конце восьмидесятых Зайцев сократил свое полное имя до прежнего мальчишеского Слава, так как узнал, что Молотов был довольно неприятной личностью.

Отец будущего знаменитого модельера был осужден в годы войны, как побывавший в плену у немцев. Маме, Марии Ивановне, пришлось оставить свою мечту стать артисткой оперетты, и работать то уборщицей, то прачкой. Но любовь к пению и театру передалась и от матери к сыну. Спустя годы, модельер Зайцев вспоминает, как будучи подобно многим детям сладкоежкой, зарабатывал пением в кондитерских. В награду маленький певец получал крошки печенья и конфет.

Вячеслав Зайцев в молодости, фото из архива: встреча с Пьером Карденом и Марком Боаном

После окончания в 1955 году средней школы Вячеслав Зайцев поступил в Ивановский химико-технологический техникум, в котором получил специальность художника текстильного рисунка. По завершению обучения в техникуме он практически сразу же поступил в Московский текстильный институт обучаться на художника-модельера – в то время это было единственное место, куда его могли принять как сына “врага народа”. По окончании ВУЗа в 1962 году юноша был распределен в город Бабушкин, где был назначен художественным руководителем Экспериментально-технической швейной фабрики Мособлсовнархоза. Вот здесь-то молодой модельер поразил своих соотечественников, предложив необычную коллекцию спецодежды для сельских тружениц. По крою и цвету та одежда во многом напоминала русский народный костюм, но искажала сложившееся представление об “образе телогрейки” (со слов самого модельера 🙂). Естественно, коллекция была забракована, но весть о ней проникла через пресловутый “железный занавес”, и журнал “Пари Матч” посвятил ей огромную, на шесть полос статью. Этот номер попал в руки . И когда весной 1965 года мэтр в очередной раз посетил Москву, Слава Зайцев разыскал его. С этого самого дня и началась долгая и теплая дружба двух выдающихся мастеров ХХ века: Пьера Кардена и Славы Зайцева. За те три года, что разделяли дебютную коллекцию модельера Зайцева и его встречу с мэтром моды, он достиг уже немалых успехов, создав модную женскую одежду для торговой сети Москвы, в частности для магазина “Светлана”. За месяц до судьбоносного для Зайцева дня, он был принят в Общесоюзный Дом Моделей одежды (ОДМО), что на Кузнецком мосту, 14, на должность худрука экспериментально-технического цеха. Но тот апрельский день практически стал переломным в судьбе простого ивановского паренька. На встрече в московском ресторане “София” кроме Кардена присутствовали также два других прославленных модельера: тогдашний глава Дома “Кристиан Диор” Марк Боан и Ги Ларош. Надо ли говорить, что внимание таких мировых знаменитостей к неизвестному мастеру из СССР не прошло мимо зарубежной прессы: нью-йоркская газета “Women Wear Daily” разразилась статьей “Встреча королей моды”, сопроводив ее снимком, сделанным во время обеда мэтров (а французы фактически признали Вячеслава достойным “братом по оружию”).

А потом был 1967 год и московский Всемирный фестиваль моды, где Вячеслав Михайлович получил Гран-при за платье под девизом “Россия”. “Красный Диор!” – громогласно окрестила его западная пресса. Чуть ранее начались периодические демонстрации сводных коллекций Дома Моделей, созданных под чутким руководством Зайцева, на зарубежных выставках. Казалось бы, успех! Но огорчала одна маленькая деталь: на всех этих выставках отсутствовал сам автор великолепных творений! Власти долгое время не выпускали модельера за рубеж, даже в дружественные соцстраны. Американцы даже предлагали открыть у себя фирменные магазины Зайцева, но советская сторона отвергла это предложение. Лишь один раз Пьер Карден смог помочь другу, поставив условие болгарам: мол, если не будет Зайцева на вашем фестивале моды, то не будет и меня!

Слава Зайцев в молодости, архивное фото

Несмотря на трудности, Вячеслав Михайлович, которого еще в детстве за его оптимизм прозвали “солнечным зайчиком”, легко двигался вперед. Уже в 1972 году он пошел на повышение, став теперь уже заместителем худрука самого Дома Моделей. А спустя два года снова был шумный успех: чешский журнал “Кветы”, обозревая моду за прошедшие сто лет, поместил фото Зайцева в одном ряду с самыми значительными модельерами мира, среди которых были Коко Шанель, Поль Пуаре и все тот же Диор. Тогда же, в семидесятых модельер начинает создавать костюмы для артистов театра и эстрады. Возможно, лучшим из его творений для мастеров сцены было красное платье-балахон, созданное для А.Б. Пугачевой, которым она поразила публику на фестивале в Сопоте в 1978 году.

И все же, тогда же в 1978, после успешной демонстрации коллекций в Доме кино, приуроченной к сорокалетию Зайцева, он покидает ОДМО. По его словам, он устал каждый раз сокрушенно разводить руками, отвечая на один и тот же бесконечный вопрос: “Где все это можно купить?”. Задавленный бюрократической машиной, дизайнер чувствовал себя ненужным в Доме Моделей. Интересно, что тогда же Зайцев впервые попробовал слагать стихи: накопившееся в душе просто требовало выхода. Перейдя на работу на фабрику индпошива, он работает над коллекциями для нового Дома Моды. В 1982 году, став художественным руководителем Дома, он на его базе создает первый в СССР Театр Моды.

С началом перестройки в стране модельер Зайцев наконец-то начинает выезжать в страны капитала: первая такая поездка состоялась в 1986 в Канаду. И вот наступил 1988 – юбилейный для Вячеслава Михайловича год. Представление своей коллекции на Неделе Высокой моды в столице Франции! Мало того – теперь В.М. Зайцев еще и почетный гражданин славного города Парижа! Вот он – триумф! Позже модельер сказал, что это было самое светлое событие в его жизни. Но не прошло и полгода, как состоялся второй показ в столице Франции и знакомство Вячеслава с легендарным кутюрье (лично для меня это самый значительный факт, потому как Сен-Лорана я просто обожаю – прим. автора 🙂). Впрочем, на этом знакомство (и даже последующее сотрудничество) с известными модельерами не заканчивается – вскоре Зайцев лично встречается с Жан-Луи Шерером, Тьерри Мюглером, Пако Рабанном и прочими. А в декабре 1989 в Токио модельер Зайцев стал победителем конкурса “Пять лучших модельеров мира”, обскакав таких мэтров, как Клод Монтана, Ханае Мори и итальянский дуэт Byblos!

Да, лед тронулся, но… по признанию самого кутюрье, званий и регалий он к тому времени уже имел предостаточно, а вот денег… К сожалению, мировое признание его, как модельера, не принесло особого богатства. Но к счастью, тогда же в Париже знаменитая фирма “L’Oreal Paris” предложила Славе Зайцеву создать духи. Та парфюмерная линия была названа “Маруся” (в честь мамы модельера, хотя вообще-то “Maroussia” переводится как “Моя Россия”) и была презентована в 1992 году. Эти духи стали невероятно популярными.

Модельер Зайцев известен еще и как педагог и наставник: практически все современные известные российские модельеры прошли его школу. Также Вячеслав Михайлович – организатор многих конкурсов и семинаров моды, из которых, наверное, следует упомянуть ежегодные конкурсы: профессиональных художников-модельеров им. Надежды Ламановой (г. Москва) и “Талант” (Иваново).

Об этом человеке можно рассказывать бесконечно. Подробную биографию В.М. Зайцева в хронологическом порядке, а также полный перечень его коллекций, наград, званий и т.п. вы можете просмотреть на официальном сайте модельера zaitsev.info. Могу еще предложить вашему вниманию свежее видео.

P.S. Мне всегда был интересен этот человек. Я много читала и смотрела о нем: статьи, интервью, телепередачи… И оказалось, что многие его мысли созвучны моим. Полностью согласна со следующими словами Славы Зайцева (но не о театре как таковом, а об искусстве в целом):

“…я люблю больше эстетический театр. Все, что связано с красотой. Потому что в жизни так много грязи, что, приходя в театр, не хочется купаться в этой грязи. Хочется насытить свою душу чистотой и светом, и уйти оттуда не с тяжелыми думами о реальности бытия” .

Еще новости о моде

  • Ulyana Sergeenko показ коллекции весна-лето 2017…
  • Показ Alexander Terekhov в Москве: обзор коллекции…