Геннадий лячин семья. Неземная любовь командира «Курска

Геннадий Петрович Лячин стал хозяином командирского мостика большой подводной лодки без малого 12 лет назад. Не каждому офицеру дано испытать это счастье. Только жена Ирина знает, как труден был путь ее мужа, ведь они вместе преодолевали его с тех пор, когда Геннадий еще учился в Высшем военно-морском училище подводного плавания имени Ленинского комсомола

Геннадий родился в райцентре Волгоградской области в рабочей семье. Наверное, как и многим мальчишкам совхоза "Сарпинский", судьбой ему было уготовано стать рабочим в совхозе или грузчиком, как отец, на Волгоградском хладокомбинате. Но жила в парне мечта - увидеть море. Она и вела его по жизни.
Уже на первом курсе училища офицеры-воспитатели и преподаватели увидели в Лячине задатки будущего командира. Он был лидером роты, возглавлял ее комсомольскую организацию. Когда перешел на четвертый курс, стал заместителем командира роты младших курсов. Командир роты, в которой учился Лячин, капитан 3 ранга Степанов написал в аттестации своего воспитанника: "Обладает высокими организаторскими способностями. Умело обучает и воспитывает подчиненных. Командирские качества хорошие".
Первая аттестация, считает начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ генерал-полковник Илья Панин, самая главная в жизни офицера. Она раскрывает его характер, нравственные и волевые качества, которые потом лишь совершенствуются в процессе службы.
Однокурсники знали: на Генку можно положиться. А что касается флотской службы, более влюбленного в нее, чем он, трудно было сыскать.
Вообще трудно было понять, как он все успевает: и отлично учиться, и командовать младшекурсниками, и на своем курсе быть заводилой. Училище он окончил почти на одни пятерки.
Летом 1977 года лейтенант Лячин приехал в Видяево, куда получил назначение после окончания училища командиром группы управления ракетной боевой части (БЧ-2). У подводников так часто бывает: первый гарнизон, как первая любовь, остается единственным на всю жизнь. По отношению к командиру "Курска" эти слова, увы, теперь имеют прямой и горький смысл. У опустевшего причала, от которого ушел в свой последний поход ракетный крейсер "К-141" ошвартовалось госпитальное судно "Свирь", ставшее временным домом для членов семей погибшего экипажа...
Ира очень волновалась, когда ее любимый и единственный Гена уходил в море. Но выросшая в старинном морском Кронштадте, она хорошо понимала, что значит быть женой моряка и была готова к нелегкой доле жены подводника. Короткие встречи и частые расставания, бессонные ночи, проведенные в мыслях о муже, который сейчас, где-то вдали, в глубине Атлантики или под многометровым льдом Арктики - все это было мучительно тяжело пережить. А тут еще, то сын Глеб, простудится, то маленькой Дарье нездоровится. Дети часто болели: как-никак Крайний Север, климат не из благоприятных, а дома - холод, спасаешься только электрообогревателями. Спали иногда прямо в одежде, тесно прижавшись к друг другу. Да и в школе, где Ира устроилась учительницей - и то, слава Богу, что нашла работу, - было нелегко. Но эти же бытовые заботы и отвлекали ее. Когда Геннадий поздно вечером прибегал с лодки домой, уставший и промерзший после пятикилометрового марш-броска от пирса до жилого городка, Ира ни словом, ни намеком не давала понять, как ей иногда бывает тяжело. Может быть, семейное тепло и забота больше всего помогали Геннадию в службе.
А служба, между тем, складывалась для молодого офицера удачно. Командир эскадры подводных лодок вице-адмирал Анатолий Шевченко как-то сказал мне, что будущего командира корабля видно еще в лейтенанте. Есть целая система в кадровой работе командиров и флагманских специалистов, которая позволяет выделить молодого офицера, обучить и поднять на командирский мостик. Лячин оказался именно таким офицером, на которого, что называется, положили глаз начальники. Командир группы, командир боевой части "два", старший помощник командира. Нет, Геннадий Лячин не "скакал" по должностям. Это была трудная, но очень любимая им работа. Однажды командир корабля капитан 1 ранга Андреев даже был вынужден написать в служебной аттестации: "Увлекаясь исполнением своих служебных обязанностей, не сумел организовать свою личную подготовку на своевременно сдачу зачетов на самостоятельное управление кораблем". Пожалуй, это единственное упущение Лячина за все 23 года его офицерской службы. Да и то, какое же это упущение, если группа, которой командовал Геннадий Лячин, стала отличной, а позже в отличные он вывел и свою боевую часть "два".
Старшие начальники отмечали, что офицер в сложной обстановке ориентируется правильно, умеет принимать грамотные решения. Эти качества отмечают в нем начальники и тогда, когда Геннадий Лячин стал командиром подводной лодки, а с декабря 1996 года - командиром подводного ракетного крейсера.
О большом практическом опыте плавания и выполнения задач боевой подготовки свидетельствует и такой факт: к 1988 году он провел в море более 740 суток, "за плечами" подводника уже было более 20 тысяч (!) миль, пройденных в подводном положении корабля и более 80 тысяч (!) в надводном. Это отмечено в аттестации, подписанной командиром большой подводной лодки капитаном 1 ранга Тейшерским. Аттестационная комиссия сделала вывод о том, что Лячин достоин назначения на должность командира большой подводной лодки.
Он всегда был достоин: продвижения по службе, уважения коллег-подводников, любви Ирины и своих детей.
И в своем последнем, трагическом походе он погиб как истинный командир, в центральном посту ракетного крейсера "К-141". По положению выдвижных устройств и рулей можно предположить, что капитан1 ранга Лячин не растерялся. Он и в последние секунды своей жизни думал об экипаже и корабле и наверняка пытался их спасти:
- Боцман, всплываем!
- Обе турбины вперед полный!
- Продуть ЦГБ!
- Поднять перископ!..

Выросший в волгоградских степях Геннадий Петрович Лячин связал свою жизнь с морем. Командир суперсовременной субмарины обязан делом всей жизни отцу будущей супруги, потомственному моряку, привившему любовь к военно-морскому флоту. Её он передаст своему сыну, навеки оставшись в памяти современников капитаном трагически погибшего в водах Баренцева моря 12.08.2000 года АПРК «Курск».

Страницы биографии

Родители Геннадия Лячина - простые рабочие, проживавшие в совхозе Сарпинском (ныне территория Калмыкии). В школу мальчик пошёл уже в Волгограде (школа №85), оказавшись за одной партой с Ириной Глебовой, любовь к которой пронесёт через всю жизнь. Будучи самым высоким в классе, он пользовался вниманием одноклассниц, но с самого начала отличался серьёзностью и пониманием того, чего хочет от жизни. Увлекался футболом, но учился на четвёрки и пятёрки, выбирая профессию, в которой мог бы по-настоящему проявить себя.

Увлечённый рассказами будущего тестя о романтике и традициях морской службы, служить пошёл в ВМФ, выбрав для себя профессию подводника. С этой целью поступил в военно-морское училище, знаменитый Ленком, получив в 1977 году Геннадий Петрович Лячин всю жизнь посвятил прожив 23 года в посёлке-ЗАТО Видяево (Мурманская область).

Командир подводной лодки: этап военной карьеры

Служба офицера началась на где он в 80-е годы дослужится до старшего помощника командира после окончания Высших офицерских классов. В 1988-м его даже назначат командиром Б-478, но после списания корабля вновь переведут старшим помощником, но уже на атомоход К-119 «Воронеж». Это практически близнец будущего «Курска», требующий дополнительных знаний и умений. На полтора года весь экипаж сядет за парты, получая специальную подготовку в столице атомщиков - Обнинске.

Учёба не пройдёт даром, последующие три года «Воронеж» будет лучшим в дивизии, а после схода со стапелей Северодвинска в 1996-м подводного линкора «Курск» Геннадий Петрович Лячин получит и назначение командиром нового судна. Это был красавец водоизмещением 25 тысяч тонн размером с 9-подъездный 8-этажный дом. Атомные подлодки назывались в честь городов-героев, которым в сложные 90-е отдавались под шефство.

Звание Героя России

Став командиром АПРК К-141 «Курск», очень скоро Лячин вывел экипаж в передовые, куда стремились попасть настоящие моряки и офицеры. Его добродушно называли «Сто пятым» за большой вес, но это было признанием того, что стал он настоящим «батей» для профессионалов и матросов-срочников. Один из лучших в дивизии экипаж имел в своём составе только специалистов 1-го и 2-го классов и мастеров и выполнял задачи любой сложности, будь то стрельбы или автономный поход в августе-октябре 1999 в Атлантический океан.

1999-й - звёздный год для корабля, выполнившего сверхсекретное задание, осуществив наблюдение за учениями НАТО в Средиземном море. В условиях гражданской войны в Югославии морской флот России доказал свою способность стать надёжным щитом для своей страны - морской державы №1. Ибо на вооружении стран НАТО не было атомных подводных лодок, имеющих возможность наносить не только ядерный, но и торпедный удар. Российский корабль исчез с места учений через Гибралтар так же незаметно, как и появился, что сделало капитана Лячина личным врагом американцев. Многие офицеры НАТО поплатились своими должностями. А Геннадий Петрович был принят лично В. В. Путиным. Его представили к званию Героя России, а 72 члена экипажа - к ордену "За мужество". Но никому не было уготовано получить награду при жизни.

Подводная лодка «Курск»: история трагедии

В июле 2000-го, в свой профессиональный праздник, АПРК с гордостью принял участие в параде Северного флота в Северодвинске. В августе их ждали плановые трёхдневные учения с учебной стрельбой торпедами. Ничто не предвещало беды, когда субботним утром 12 августа командир доложил о нанесении условного удара противнику. На борту находился начштаба дивизии Владимир Багрянцев, опытный моряк, возглавивший поход. На 11-30 была назначена торпедная атака, но «Курск» молчал и больше не выходил на связь.

После облёта вертолётов и отсутствия факта всплытия корабля начались мероприятия по поиску и спасению подводной лодки. В 4-36 с крейсера «Пётр Великий» пришло донесение, что АПРК обнаружен лежащим на дне моря на глубине 108 метров. Неделю погодные условия не позволяли спуститься и проникнуть внутрь, а когда норвежские водолазы сумели это сделать, на борту в живых не оказалось ни одного человека. В нынешнем году исполнилось 15 лет с успеха беспрецедентной операции по поднятию затонувшего корабля с глубины моря и озвучивания официальной версии случившейся трагедии.

Из-за утечки водорода сдетонировала учебная торпеда, вызвавшая повторный взрыв ещё пяти торпед. По счастью, не пострадал атомный реактор, о котором в первую очередь думал экипаж, иначе масштабы трагедии могли быть гораздо серьёзнее. Родина потеряла 118 настоящих мужчин, гордость ВМФ, - личный состав корабля во главе с командиром. В 9-м отсеке некоторое время оставались в живых последние 23 человека, не успевшие подняться на поверхность через запасной люк из-за отравления угарным газом.

Послесловие

Подводная лодка «Курск» стала символом мужества и силы духа человека. Вся страна рыдала над прощальными строками, оставленными отдельными моряками командованию и близким. В них нет страха и обиды на судьбу. Экипаж просто выполнял свой долг. Эти письма уничтожены, а все записи засекречены на 50 лет, что не позволяет до конца поверить в официальную версию трагедии в Баренцевом море. Когда Генеральный прокурор Устинов первым высаживался на поднятый со дна моря корабль, его моторной лодкой управлял лейтенант Глеб Лячин, единственный сын погибшего героя. Сегодня он по-прежнему продолжает дело отца.

А ещё у Геннадия осталась дочь Дарья и жена Ирина, посвятившая своё время политике. Она баллотировалась кандидатом в Государственную думу, а затем стала помощником председателя Совета Федерации. В команде Сергея Миронова занималась вопросами соцзащиты военнослужащих. Родственники встречаются вместе на годовщину гибели экипажа, поддерживая друг и друга и отдавая долг памяти морякам. Геннадий Петрович Лячин не дожил до своего 47-го дня рождения, посмертно получив звание Героя России.

Основные события

Вершина карьеры

капитан 1-го ранга, командир АПРК

Герой Российской Федерации

Детство и юность

Родился 1 января 1955 г. в совхозе Сарпинском, Сарпинского района, Сталинградской области СССР (ныне поселок Догзмакин республика Калмыкия) С 1963 года по 1972 год Геннадий Лячин учился в средней школе № 85, города Волгограда. Геннадий Лячин рос довольно таки спокойным и доброжелательным. Понапрасну не капризничал и не плакал. Особо не задирался, но за себя постоять мог. С самого детства он был лидером во всем и везде.

Служба на флоте

В 1972 году Лячин окончил среднюю школу и поступил в ленинградское Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. В 1977 году он окончил ВВМУПП и прибыл в пос. Видяево Мурманской области командиром группы управления ракетной боевой части на дизельную ракетную подводную лодку К-58 Северного флота. С этого времени вся его дальнейшая судьба связана с Северным флотом и этим посёлком. В 1980 году старший лейтенант Лячин Г. П. получил звание капитан-лейтенанта.

С октября 1984 года по 1986 год он - старший помощник командира подводной лодки Б-77. В 1986 году его направляют на учёбу в офицерские классы. В этот период он становится капитаном 2 ранга, а по возвращении вновь назначается на должность старпома на ПЛ Б-478.

В октябре 1988 года капитан 2-го ранга Геннадий Лячин становится командиром дизельной ракетной ПЛ Б-304 (проекта 651) 35-й дивизии ПЛ Северного флота и пребывает в этой должности до 1991 года. Он собирался поступить в академию, однако в связи с начавшимся сокращением ВМФ, исполнить мечту ему не удалось. Кроме того, в ходе сокращения флота 35-й дивизия, где служил Геннадий Лячин, была расформирована, а подводная лодка выведена из боевого состава.

В апреле 1991 года Г. П. Лячин вновь становится старпомом уже атомной подлодки проекта 949А «Антей», экипаж которой лишь формировался, а сама лодка еще строилась на стапелях Северодвинска.

С сентября 1991 года по март 1993 года вновь сформированный экипаж обучался в Обнинском учебном центре, а по возвращении на Север в Видяево принял свой корабль - АПРК «Воронеж».

До 1996 года старший помощник командира АПЛ Лячин несет вместе с экипажем боевую вахту на «Воронеже», отрабатывая ракетные и торпедные стрельбы. За этот период АПЛ «Воронеж» три года подряд объявлялась лучшей в дивизии. В феврале 1996 года «Воронеж» выходил на боевую службу в Северную Атлантику, где экипаж отрабатывал задачи вместе с возвращавшимся из Средиземного моря авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов». В боевом походе старпом нес командирскую вахту вместе с командиром подводного крейсера капитаном 1-го ранга Ежовым.

В том же 1996 году, 19 декабря, Геннадий Лячин был назначен командиром «близнеца» «Воронежа» - АПЛ К-141 «Курск» и получил звание капитана 1-го ранга. На этом посту Г. П. Лячин стал первым командиром новой российской океанской школы конца XX века. Именно ему в 1999 году было поручено вывести атомоход «Курск» после долгого перерыва на просторы Средиземноморья. К поискам «Курска» были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО, в том числе и американской АПЛ Memphis . Тем не менее, АПЛ К-141 так же внезапно исчезла, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а «Курск»" и его командир, фактически, возводятся в ранг «личных врагов Америки». В ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море «Курск» действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника. Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск АПЛ иностранных государств, сохраняя скрытность и боевую устойчивость. По итогам боевой службы 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам, а капитан 1-го ранга Г. П. Лячин - к званию Героя России. АПЛ «Курск» была признана лучшей подводной лодкой Северного флота. Этот поход «Курска» осуществлялся под управлением командующего Северным флотом адмирала Попова В. А., который дал следующую характеристику: «Командиру „Курска“ удалось полностью реализовать наш замысел. Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. Это был не прорыв, а песня!»

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Капитан 1-го ранга Лячин Геннадий Петрович, был высокого роста и имел большой вес - ровно 105 килограммов и на подлодке К-141 командира звали «Сто Пятым». Это был настоящий офицер Флота РФ, настоящий командир корабля, где он «батя» а экипаж семья. В дивизии и сейчас вспоминают, как в самые трудные для флота годы, Лячин вечерами ходил по семьям подводников, объяснял женам причину задержек зарплаты, уговаривал, успокаивал. Многие семьи удалось ему тогда сохранить. Сам же был очень прилежным семьянином. Имел двоих детей, сына Глеба и дочку Дарью. С женой Ириной девичья фамилия Глебова познакомился еще на школьной скамье. Ирина Юрьевна была из семьи моряков и именно тесть Лячина повлиял на его решение стать подводником. У Геннадия Петровича был свой стиль работы, особенный подход к делу. Среди командиров он считался лидером. Умел расположить к себе. К нему прислушивались как командиры лодок, так и офицеры штаба. Никогда не боялся отстаивать свое мнение, и никогда не забывал о интересах и нуждах коллектива. Многие подводники дивизии рвались к нему в экипаж, потому как Лячин стремился к тому чтобы его экипаж был лучшим. Геннадий Петрович всегда был бодр, полон энергии, его работоспособность подбивала на работу каждого в экипаже…

Черный август 2000-го

10 августа Геннадий Лячин вывел свой атомный подводный ракетный крейсер в море. Этот обычный плановый выход должен был продолжаться всего каких-то три дня. Однако вышло совсем иначе, трехдневный выход в море оказался походом в вечность. 12 августа 2000 года Г. П. Лячин и все 117 членов экипажа АПЛ «Курск» погибли.

Увековечивание памяти

23 марта 2002 года Герой РФ, капитан 1 ранга Лячин Г. П. похоронен в мемориале, посвящённом гибели подводной лодки «Курск», на аллее героев Серафимовского кладбища Санкт-Петербурга вместе с тридцатью членами экипажа.

В честь Геннадия Лячина названа школа №85 г. Волгограда где он обучался. Там же была открыта мемориальная доска. При школе открыт музей памяти Г.П. Лячина.

Почетный житель г. Курск