Государственное налоговое регулирование: Главные особенности и инструменты. Доклад: Налоговое регулирование Налоговое урегулирование

Исходя из предыдущей главы, можно сделать вывод, что суть налогов в практическом значении сводится к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений.

Система налогообложения должна решать определенные задачи: способствовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда, побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.

Следует отметить, что если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Налоговое регулирование - это, прежде всего, меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет.

Следовательно, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности. Кроме того, налоги помогают направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Наглядно такие ситуации можно показать на кривой Лаффера. (рис.1)

А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, уменьшает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый "эффект Лаффера", графическим отражением которого служит "Кривая Лаффера".

Кривая Лаффера показывает зависимость получаемых государством сумм налоговых поступлений от ставок налога.

По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлений (T), по горизонтальной -- значения ставок подоходного налога (r).

Если r = 0, то государство не получит налоговых поступлений. При r = 100% общие налоговые поступления также будут равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличению дохода.

Рис. 1

В точке А при ставке подоходного налога r = 50 % налоговые поступления будут максимальными, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок (Tb < Tа).

Смысл "эффекта Лаффера" состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны; целевыми отчислениями во внебюджетные государственные фонды; компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой; методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.

Основными задачами налогового регулирования являются:

· формирование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;

· составление программ (краткосрочных и долгосрочных) поступления налогов;

· разработка принципов формирования и учета налогооблагаемой базы.

· осуществление контроля над налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, привлечение к ответственности налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов.

Налоговое регулирование предприятий является важнейшим видом экономического регулирования в условиях свободного рынка. В противовес административным методам регулирования, эффективные экономические, в частности, налоговые методы регулирования, не сковывают, а поощряют развитие предпринимательства, являются стимулом оптимизации производства товаров и услуг, снижения непроизводственных издержек, укрупнения масштабов и автоматизации производства.

Доклад на тему:

«Налоговое регулирование»

Выполнил: студент 46ф группы

Евлогиев Артур Олегович

Проверил: преподаватель

Самарина М.В.

Чебоксары

План :

· Основные налоги

· Роль налоговой политики в экономике

· Проблемы налогооблажения в России

· Зарубежный опыт

· Антикризисные меры по совершенствованию налоговой системы

1. Понятие налогового регулирования

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

2. Методы налогового регулирования

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах:

1. отсрочка налогового платежа,

2. инвестиционный налоговый кредит,

3. налоговые каникулы,

4. налоговая амнистия,

5. налоговые вычеты,

6. выбор и установление налоговых ставок,

7. международные договоры об избежании двойного налогообложения.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный налоговый кредит , который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые каникулы - предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги.

Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей.

Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки:

Одномоментность, то есть государство предоставляет право легализовать свои доходы единоразово и за определённый промежуток времени.

Цель налоговой амнистии состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.

Для проведения налоговой амнистии должны существовать объективные предпосылки, как правило это несовершенство налоговой системы за тот период когда проводится налоговая амнистия.

Легализация собственности за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителей.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты , которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ, который начинает действовать с 1 января 2001 года, посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.

Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

Международные договоры об избежании двойного налогообложения

В ряде случаев налоговые отношения регулируются не только актами национального налогового законодательства, но и нормами международного права. Международные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения являются одним из источников международного права. В то же время международные договоры РМ являются также составной частью её национальной правовой системы.
Международные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения направлены как на избежание двойного налогообложения, так и на уклонение от налогов. Международное двойное налогообложение возникает, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же объекта обложения или одним и тем же (или схожим) налогом в двух и более странах (в основном это касается дохода и имущества налогоплательщика). Обратная ситуация- уклонение от налогов- возникает, когда ни одно из государств не признает “своим” или объект обложения, или налогоплательщика. Международные договора (соглашения) должны быть ратифицированы в установленном порядке. В соответствии со статьей 2 Закона о порядке опубликования и вступления в силу официальных актов8 международные акты вступают в силу после обмена ратификационными грамотами или после передачи утвержденных актов на хранение депозитарию в соответствии с нормами международного права либо в любом другом порядке и другие сроки, установленные договаривающимися сторонами.

Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

3. Функции и принципы налоговой системы

Совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания образуют налоговую систему.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: 1. отсрочка налогового платежа ,представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности 2. инвестиционный налоговый кредит, представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований.

3. налоговые каникулы , предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги

4. налоговая амнистия , называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей. 5. налоговые вычеты , могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. 6. выбор и установление налоговых ставок , является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания 7. международные договоры об избежании двойного налогообложения -направлены как на избежание двойного налогообложения, так и на уклонение от налогов.

13.Классификация налогов

I. Финансово-экономический признак.

1. По способу изъятия:

Прямые;- косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По переложению налогового бремени:

Перелагаемые (косвенные);- неперелагаемые (прямые).

3. По способу обложения:

Налоги с ЮЛ;- налоги с ФЛ.- общие налоги.

4. По объекту обложения:

Имущественные;- рентные;- с выручки;

Налоги на потребление.

5. По единице налогообложения:

Экономические налоги;- расчетные.

6. По налоговым ставкам:

Прогрессивные;- регрессивные;- пропорциональные;- твердые;- кратные МРОТ.

7. По сфере функционирования:

Общеобязательные;- специальные.

8. По целевой направленности:

Абстрактные;- конкретные.

9. По способу выражения:

Налично-денежные;- безналичные.

10. По общему признаку налогового источника:

Налоги на доходы;- налоги на расходы;

11. По источнику уплаты:

Индивидуальные;- включаемые в себестоимость;

За счет балансовой прибыли;- за счет чистой прибыли;

С выручки.

12. По способу обложения и взимания:

Кадастровые;- декларационные;- у источника.

II. Административно-правовой признак.

По праву использования платежей:

Собственные;- регулирующие.

2. По структурно-административному признаку:

Федеральные;- региональные;- местные.

3. По способу перечисления:

Автоматически;- самостоятельно;- по поручению.

III. Пространственно-временной признак.

По периодичности:

Срочные;- регулярные.

2. По времени и месту взимания:

У источника дохода;- у владельца собственника дохода;

При расходовании средств.

Налоговое регулирование - ϶ᴛᴏ один из наиболее динамичных и мобиль­ных элементов налогового механизма. Его основу составляет система эко­номических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств.

Учитывая зависимость отцелœей методы налогового регулирования делятся на че­тыре взаимосвязанные сферы. Это:

  1. бюджетно-налоговое балансирование;
  2. система налоговых льгот и преференций;
  3. административное воздействие;
  4. меры санкционированных действий.

Методы первой сферы занимают одно из главных мест в налоговом регулировании, так как они предусматривают преференцию регионов и уже­сточающий бюджетный налоговый режим. С помощью трансфертов, субси­дий и дотаций, бюджетного кредита достигается балансирование между доходами и расходами местных бюджетов.

Что касается налогов, то одни из них закреплены за определœенными звеньями бюджетной системы и считаются собственными (закрепленными), а те, которые частично поступают в другие бюджеты, являются регулирующими. Эти налоги перечисляются в те или иные бюджеты с помощью уста­новленных законодательством норм отчислений.

В мировой практике для налогового регулирования используется ме­тод процентных отчислений от доходов вышестоящих бюджетов в ниже­стоящие. В связи с эти было введено понятие межбюджетных отношений, которые реализуются с помощью трансфертного регулирования. Транс­ферт (перемещение, ʼʼпереношуʼʼ), в связи с этим для бюджетных отношений трансферт представляет собой адресную финансовую помощь региону.

В Республике Беларусь широко применяется метод административно­го воздействия. Это связано с тем, что либерализация экономики в 90-х годах привела к всœедозволенности перераспределительных действий.

Это привело к расстройству денежного обращения, появлению бартера и так далее. Это повлияло на налоговую систему экономики, которая способст­вовала нарастанию в данной ситуации инфляционных процессов.

Одним из методов налогового регулирования является оптимизация нало­говых ставок, что позволяет достичь оптимального равновесия между фис­кальной и регулирующей налоговыми функциями.

Следующим методом налогового регулирования выступают налоговые льготы и налоговые санкции.

Их правильное применение обеспечивает гибкость налоговой политики. Налоговые санкции могут носить как стимулирующий характер, так и отрицательный. Мировая налоговая практика выработала ряд мер по налоговому стимулированию:

  1. экономический характер методов налогового льготирования. Этим методом не свойственно неэкономическое и административное примене­ние;
  2. применение налоговых льгот не должно носить избирательный харак­тер и зависеть от форм собственности или видов деятельности;
  3. налоговые льготы направлены на повышение эффективности производства, рост доходов бюджета и утверждаются в законодательном порядке;
  4. применение налоговых льгот не должно наносить ущерб государству и личным интересам граждан.

Одним из перспективных методов налогового регулирования является на­логовый инвестиционный кредит. Его крайне важно использовать для импорта замещающих технологий, для приобретения оборудования, для научно-иссле­довательских и опытно- конструкторских работ.

Предоставление такого кредита позволяет оперативно корректировать инвестиционные процессы. Для их реализации крайне важно создать механизм правового обеспечения инвестиционного налогового кредита.

Налоговое регулирование - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Налоговое регулирование" 2017, 2018.

  • - Налоговое регулирование

    Среди основных методов регулирования сервисного права выделяют экономические - связанные с налогами, ценами, тарифами, квотами. Налоговое регулирование сервиса – совокупность правовых норм, регулирующие отношения, возникающие в процессе взимания налогов с... .


  • - Налоговая система и налоговое регулирование экономики.

    Государственный бюджет. Его доходы расходы. Государственный бюджет называют главным звеном финансов и важнейшим инструментом социально-экономического регулирования. В бюджете концентрируется наибольшая часть валового национального продукта, треть или даже больше... .


  • - Налоговое регулирование предпринимательской деятельности.

    Налоговое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на основании НК РФ и федеральных законов о налогах и сборах. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им... .


  • - Лекция 6 Налоговое регулирование экономики

    Вопросы: 1. Содержание налогов и их классификация 2. Общая характеристика налоговой системы современной России 1. Содержание налогов и их классификация Налоги- неотъемлемая часть общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной степени зависит благополучие... .


  • - Таможенно-тарифное и налоговое регулирование ВЭД.

    Таможенный (тарифный) контроль - одна из форм государственного регулирования ВТД. Он осуществляется с целью защиты внутреннего рынка, а также влияния на развитие международ­ной торговли в своих национальных интересах. Правовые, экономические и организационные основы... [читать подробнее] .


  • - Налоговая политика, налоговый механизм и налоговое регулирование

    Классификация налогов и сборов Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов совокупность налогов, которая требует упорядочения и классификации - группировки по их видам. Основными критериями классификации... .



  • Возможности использования налогов в качестве инструмента регулирования экономики вытекают из самой их природы, сущности и функций. Практическое содержание налогового регулирования предопределено именно регулирующей функцией налогов.

    Еще в 1980 г. А. Вагнер выдвинул социально-политическую теорию, согласно которой налоговая политика должна преследовать не только фискальные, но и социально-политические цели. «Наряду с ближайшей, чисто финансовой целью налога, - писал А. Вагнер, - может быть различаема и поставлена еще другая цель: осуществлять с помощью налога регулирующие вмешательства, в общем так, чтобы произошло изменение в том распределении, которое происходит в условиях свободного обмена. Регулирующим образом можно вмешиваться также и в употребление отдельного дохода и имущества» .

    Такую же точку зрения мы можем увидеть у французского экономиста Ф. Кенэ. В своей знаменитой «Экономической таблице» он подчеркивал, что налоги являются одним из факторов, влияющих на процесс производства капитала.

    Налоговое регулирование на практике сводится, с одной стороны, к изменению условий воспроизводства посредством воздействия на совокупный спрос, а с другой - связано со стимулирующим воздействием на плательщика. Налоговое регулирование имеет две стороны воздействия -поощрительную и ограничительную. Поощрительная сторона налогообложения проявляется прежде всего через механизм налоговых льгот и тем самым стимулирует развитие производства. Ограничительная сторона, напротив, предусматривает высокий уровень налогообложения и сдерживает развитие производства.

    Целью налогового регулирования является обеспечение сбалансированности общественных (государственных, муниципальных), корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правонарушений. В первую очередь налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетной сфере и осуществляет максимальное обеспечение финансового покрытия общественных потребностей.

    Налоговое регулирование позволяет решить такие задачи, как обеспечение устойчивых темпов экономического роста; повышение экономической эффективности функционирования национальной экономики; повышение занятости населения; справедливое распределение доходов населения; стимулирование развития приоритетных отраслей экономики (инновационное развитие, энергоэффективное производство, малый бизнес и др.)

    Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения ВВП и национального дохода страны, воздействует на капитал на всех стадиях его кругооборота. Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогов государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг. Налоги применяются для снятия социальной напряженности, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, а также для создания условий, благоприятных для экономического роста.

    Налоговое регулирование экономики осуществляется преимущественно в двух направлениях: стимулирование деятельности отдельных категорий налогоплательщиков; предоставление возможности самостоятельного экономико-социального развития отдельных территорий.

    Таким образом, налоговое регулирование - это система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств, осуществляемых государственными и местными органами власти путем внесения оперативных изменений в налоговую систему и налоговый механизм с целью приспособления и развития существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

    Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база, налоговые санкции и др. (рис. 2.1).

    Значимым инструментом налогового регулирования является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя налоговое законодательство, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно менять приоритеты в политике регулирования доходов.

    Важная роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

    Рис. 2.1.

    Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой.

    Наряду с налоговой ставкой эффективным средством налогового регулирования являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. Проведению активной налоговой политики способствует также то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанных с видами и формами предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности, и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

    Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налогового регулирования, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

    Система налогообложения большинства стран предусматривает, в частности, различные формы создания налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т.е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и соответственно к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит, и налоговых выплат. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метода амортизационных списаний: в первый-второй год списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

    Характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются, в основном, сроком на три-пять лет. В российской налоговой практике в самом начале экономических реформ в первой половине 1990-х гг. предусматривалось полное освобождение в течение двух лет от налога на прибыль совместных предприятий с иностранным капиталом, что способствовало притоку в страну прямых иностранных инвестиций. Значительно более длительный срок существовала льгота малым предприятиям, которые освобождались от налога на прибыль полностью в течение первых двух лет с момента организации и частично - в течение двух последующих лет. Российское налоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как ИНК, представляющий собой направление в течение определенного договором времени налогов не в бюджет, а на инвестиции данного конкретного налогоплательщика.

    В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка; отсрочка и рассрочка уплаты налога; создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и других фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

    Осуществляя налоговое регулирование, государство воздействует на динамику ВНП. Налоги оказывают влияние на динамику ВНП посредством налогового мультипликатора.

    Налоговый мультипликатор (MR t) - это коэффициент, показывающий, насколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей. Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.

    Налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS)

    В случае если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется, так как предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки. Тогда налоговый мультипликатор приобретает вид

    Изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор

    АО^Р = АТ ? MRt .

    • Н ацист А, Ртапгеш^ешсЬаН. Вс1. 2. Ш1Ь, 1877.