Когда поехать на кладбище после пасхи. Можно ли посещать кладбище на пасху

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день , а не на , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий ». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.

Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика ».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых ». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:

«В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».

Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых », он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить ». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Для многих Пасха это не только праздник, но и день поминовения близких. Сегодня о том, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище.

Очень во многих семьях принято на Пасху ходить на кладбище поминать умерших, не просто поменять традиции нескольких поколений и убедить почему этого нельзя делать.

Пасха светлый праздник, несущий радость от того, что случилось невозможное-Воскресение из царства мертвых. Это событие стало радостным не только для матери и близких Иисуса Христа, для многих людей в тот момент появилась надежда и вера укрепленная и подтвержденная Воскресением. Потому это один из немногих церковных праздников когда служители Веры призывают радоваться, а не скорбеть. В этом вся суть праздника Пасхи- жизнь победила смерть, и праздник призывает радоваться жизни. Вот почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, т.к. посещение кладбища предполагает скорбь, а скорбь в этот день противоречит смыслу праздника Пасхи, т.е. радости.

Есть еще одно объяснение почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, дело в том, считается, что на страстной неделе умершие родственники уходят их рая и имеют возможность прийти на Землю (из ада выхода нет). Говорят, что если на Пасхальной недели вам приснится кто-то из умерших, то общение это будет не во сне, а на яву, все, что будет сказано считается не сном.

Возникает вопрос почему же во многих семьях есть традиция посещать кладбище именно на Пасху? Священнослужители это объясняют так: в советское время церковь находилась под запретом, но Пасха слишком большой праздник и люди его не могли игнорировать и потому шли «отмечать» его на кладбище, таким образом несколько поколений выросло на этой вынужденной традиции. Теперь же священнослужители, разъясняют почему нельзя на Пасху ходить на кладбище пытаясь образумить людей.

Конечно, в один из самых больших праздников в году нельзя выполнять никакой работы-шить, стирать, убирать (в т.ч. подметать, мыть посуду хотя бы в первой половине дня), убирать или что-сажать в огороде и в том числе, нельзя в этот день убирать на кладбище, красить кресты и т.п. Все приготовления нужно закончить в Чистый четверг, в субботу до обеда можно что-то доделать не существенное.

Для поминовения усопших есть другой день называется Радоница припадает он обычно на вторник через неделю после Пасхи, в церкви в этот день читается особая панихида с пасхальными песнопениями символизирующие радость от Воскресения, потому день назван Радоница, т.е. радование, радость. По церковным устоям положено в этот день поминать усопших и посещать кладбище. Возможно из-за того, что этот день рабочий массово кладбище посещают на день раньше, в воскресенье, у нас это называют Красная горка, мы идем на кладбище на Красную горку. На самом деле Красная горка языческий праздник не имеющий отношения ни к кладбищу, ни к поминовению, но отмечался он примерно в это время наши давние пращуры праздновали приход тепла и весны, вот так все перемешалось.

Говорить, что нельзя ходить на кладбище на Пасху, не совсем верно, это скорее не правильно как если в День рождения устроить поминки. За то, что люди все еще ходят на Пасху на кладбище греха не предусмотрено, но это не правильно.

.



Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника на этот важный вопрос у многих верующих людей вызывает изумление. Как ни странно, но многие даже не знают о том, что на Пасху с точки зрения православной религии, ездить на кладбище совершенно неправильно.

Это даже считается большим грехом, потому что, светлый праздничный день, первый, в череде последующих сорока праздничных дней, нужно провести среди своей семьи и в кругу близких родственников, которые еще живы. Пасха – это, первую очередь, праздник живых. Что нельзя делать в

Откуда пошел запрет

Нужно сказать, что традиция ходить на кладбище именно на Пасху появилась у верующих в советское время. Тогда, как известно, религия была под запретом, традиции не передавались из поколения в поколения, а часто обратиться за советом, что и когда делать правильно, просто было не к кому. Следовательно, в этот период люди, которые верили в Бога, пытались хоть как-то сохранять традиции: как умеют.

Чтобы хоть как-то отметить Пасху, люди стремились в этот день обязательно посетить кладбище, чтобы там спокойно разделить свою радость с уже усопшими родными людьми. Они хотя бы точно не сдадут КГБ и не напишут жалобу. Но, сейчас, когда религия снова в почете и каждый человек, который тянется к Богу, имеет возможность обо всем узнать, спросить, правильно соблюдать ритуалы, должно помнить о том, что Пасха – это светлый праздник, это праздник живых людей.




В день Пасхи отмечается факт того, что Иисус Христос воскрес из мертвых и в этот день нужно
думать только о чем-то хорошем, радоваться. Радоваться тому, что Иисус Христос воскрес и тем самым доказал, что нет смерти, есть только переход в жизнь вечную, в Царствие Божие. Пасха является именно праздником жизни, но никак не смерти. В течение следующих нескольких недель будет специально выделенный для этого день, когда нужно со светлой новостью отправляться на кладбище. Но делается это не в саму Пасху.

Когда идти на кладбище в честь Пасхи

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника уже получили. Теперь рассмотрим точно, какой же день специально в церковном календаре выделен, чтобы со светлой новостью о Воскресении Христовом отправиться на Пасху. Тут речь идет о вторнике, втором вторнике после праздника. То есть, не в Пасхальную седмицу, а сразу после нее. Это большой поминальный день в течение православного года, у него даже имеется свое специальное название – Радоница или Радуница. В некоторых странах в этот день установлен официальный выходной день. Варианты, .

Нужно также понимать, что для нас люди, которые лежат на кладбище – мертвые, а вот для Христа каждая душа, вне зависимости от того, живет тело или нет, является живой. Так что, большой разницы для Господа, с чем хочется похристосоваться человек: с живым родственником или мертвым, в принципе, не существует.

О церковных канонах

Нужно отметить по поводу того, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника, что строгих запретов по церковным канонам тут, конечно, не существует. Если человек хочет думать об усопших людях и поминать их в Пасху, то никто этого не запретит. Но тут следует помнить о том, что по возможности лучше отложить поминание до специально выделенного для этого дня.




В некоторых источниках сегодня можно найти информацию о том, что обычай ходить на кладбище на Пасху появился задолго до Октябрьской революции. В царской России многие предки жили в сельской местности, дороги там были плохие. Храм же, как правило, строились рядом с кладбищем. Так что, чтобы дважды в одно и то же место далеко не ходить, многие сразу после пасхальной службы заходили на могилки предков, чтобы положить там по крашеному яйцу и поздравить умерших родственников с праздником Пасхи Христовой. Многие считают, что традиция посещать кладбище на Пасху сложилась именно таким способом.

Все таки, если почитать современную церковную литературу или поговорить со священником, там будет отмечено, что в саму Пасху не стоит идти на кладбище. Этот праздник не является днем скорби, нужно радоваться и веселиться в Пасху. Тем более что теперь, после длительного Великого поста, это наконец-то можно делать. Стоит помнить, что уже во второй вторник после Пасхи, будет день Радоница. Именно в этот день нужно отправляться на кладбище, чтобы сообщить покойным родственникам, друзьям и близким о том, что Христос Воскрес из мертвых. Отличный способ, .

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника говорит о том, что лучше всего этот поход отложить до специального поминального дня. Хочется напомнить, что на кладбище, согласно православной традиции, не нужно нести еду: мертвым людям, у которых жива только душа, человеческая пища не нужна. Однако с собой на кладбище можно взять окрашенное яйцо как символ Пасхи и вечной жизни после смерти.

Пасха является наиболее радостным и великим православным праздником. Поэтому в этот день лучше всего отправиться в церковь, а потом собраться с самыми близкими и родными людьми за праздничным столом. Однако многие люди в этот день предпочитают посещать могилы родственников. Это связано с тем, что в советское время не было возможности посещать на Пасху церковь, а у людей была потребность в этот день собраться, чтобы разделить радость и счастье. Разберемся, когда нужно ходить на кладбище – на Пасху или на Красную горку, основываясь на церковных нормах и правилах.

Можно ли ходить на кладбище на Пасху

Пасха – праздник радости и чуда, поэтому его лучше провести в церкви, а не на кладбище. Священники рекомендуют в этот день отказаться от посещения могил усопших родственников, а прийти через неделю в специально назначенный для этого день. Это день называется Красная горка или Радоница.

Посещать могилы родных можно начинать с субботы после Пасхи. Официально Красная горка отмечается в воскресенье, однако суббота является общим на протяжении всего года днем, когда необходимо поминать усопших родных. Поэтому многие люди предпочитают посещать кладбище в первую субботу после Пасхи. Для жителей больших городов это является практической необходимостью. Ведь объехать все кладбища, если родные похоронены не в одном месте, за воскресенье достаточно сложно.

Однако чаще всего на кладбища ходят именно в воскресенье. Хотя в некоторых селах днем посещения могил усопших родственников является понедельник после Красной горки. В этот день следует идти на кладбище с молитвами, цветами, куличами и крашенками. Однако оставлять на кладбище необходимо только молитвы и цветы. Официальная церковь против того, чтобы оставлять на кладбище еду и сладости, а тем более против распития на территории кладбища спиртных напитков или превращения места последнего упокоения в зону пикника. Куличи, сладости, крашеные яйца и другие угощения не могилах оставлять запрещается. Лучше всего раздать их нуждающимся людям, чтобы они помянули ваших усопших родственников.

Почему нужно ходить на кладбище именно на Красную горку

Прояснить вопрос о том, можно ли ходить на кладбище на Красную горку, поможет ответ священника. Церковнослужители не рекомендуют посещать могилы усопших именно в день Пасхи. В светлый праздник принято радоваться и веселиться в кругу живых, а не посещать мертвых.

К тому же на Пасху души умерших спускаются с небес, чтобы навестить живых родственников и остаются среди нас на протяжении недели. Поэтому надобности нет посещать кладбище, чтобы прочитать молитву за упокой. Однако после окончания Пасхальной недели души покойных необходимо проводить обратно. Именно поэтому принято ходить на кладбище, и поминать там усопших родственников.

При выборе наиболее подходящего дня для похода на кладбище многие верующие забывают о существовании специальных поминальных суббот, когда необходимо не только ходить поминать усопших, но и заказывать службу в церкви. Однако многие верующие забывают о такой возможности, поэтому, как правило, посещают могилы погибших родственников только на Красную горку.

Многие люди посещают кладбище и перед Пасхой, к примеру, для уборки после зимы. Не противоречит ли это правилам? По церковным канонам посещать могилы усопших можно в любой день перед и после Пасхи. Запрещается это делать только на саму Пасху. Ведь на Пасху каждый верующий человек должен радоваться. А посещение кладбища в любом случае вызывает горестные мысли, которые в этот день не разрешены.

Однако если нет возможности посетить могилу усопшего и до и после Пасхи, лучше всего это на праздник Красная горка, который специально создан для того, чтобы каждый верующий человек смог посетить усопших родственников, прочитать молитву на кладбище.

Зачем и когда посещать могилы до Пасхи

Посещение могил усопших родных на Красную горку – традиционное мероприятие, в котором принимают участие все православные люди. Однако многие люди предпочитают ходить на кладбище и перед Пасхой.

Это связано с тем, что во время Великого поста имеется четыре родительские или поминальные субботы. И именно в эти дни по церковным канонам необходимо не только ходить на кладбище, но и заказывать службу в церкви за упокой. Кроме того, в поминальные субботы рекомендуется читать молитвы за упокой не только на могилах усопших родственников, но и в храме.

Традиции и обычаи

Пасха является самым радостным и светлым православным праздником, связанным с множеством обрядов, традиций и примет, о которых постоянно ведутся споры не только между духовенством, но и простыми верующими. Одной из тем для споров является оптимальный день для помещения могилок усопших. Во времена запрета церквей верующие люди ходили на кладбище на Пасху. Но это происходило из-за невозможности посетить храм.

По церковным канонам на Пасху посещать кладбище не разрешено. Это можно сделать до или после великого праздника. Перед Пасхой можно посетить кладбище для уборочных работ, а также в родительские субботы, а уже после Воскресения Господнего необходимо посетить место упокоения родственников на Красную горку. Не рекомендуется убирать мусор на могилках раньше, чем за две недели до Красной горки, иначе за время отсутствие посетителей на гробничке успеет вырасти трава, и могила потеряет аккуратный внешний вид.

Однако основное и обязательное посещение кладбища происходит на Красную горку, которая чаще всего отмечается в первое воскресенье после Пасхи. Однако в некоторых регионах на кладбище принято ходить в субботу или в понедельник.

Церковь считает, что нельзя ходить на кладбище в Пасху – это нарушает традиции православного христианства. Пасха – это праздник Христова Воскресения, которому радуются христиане всего мира. Не следует омрачать праздник торжества жизни, превращая его в “день кладбища”. Для поминовения, поминальных панихид отведены определенные дни, которых следует придерживаться.

Пасха для многих не только большой праздник, но и день, когда они отправляются на кладбище поминать близких. Эта традиция соблюдается в течение нескольких поколений. Никто уже не помнит, когда и по каким причинам сложился обычай идти к могилам усопших на Пасху. Посещающие могилы в этот день и не знают, что по мнению православной церкви нельзя ходить на кладбище в Пасху, нарушая все уставы.

Пасха – великий день, когда христиане по всему миру радостно празднуют Воскресение Иисуса, и это светлое торжество несовместимо со скорбью об усопших. Именно поэтому нельзя ходить на кладбище в Пасху. Церковные каноны не рекомендуют также приходить к местам погребения в Рождество, на Троицу, Благовещение, некоторые другие христианские праздники.

В пятницу Сын Божий принял смерть мученика на кресте, искупая тем самым грехи человечества. После этого его перенесли в пещеру, где и оставили. В воскресенье ночью Мария Магдалина с другими христианками пришла проститься с Иисусом, отдать ему последнюю уважительную дань.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Войдя в пещеру, они обнаружили, что там нет тела Иисуса, а появившиеся ангелы обрадовали их вестью, что Сын Божий воскрес. Большая радость тут же разнеслась по всем христианам, люди ходили от дома к дому и сообщали о вести, веселились и поздравляли друг друга. Жизнь одержала верх над смертью, поэтому нельзя ходить на скорбное кладбище в Пасху, омрачая ее торжество.

С тех пор в пасхальный день стало обычаем ходить по домам и сообщать о Воскресении Христа. И в наши дни в деревнях дети начинают ходить по домам еще затемно, получая за хорошее сообщение подарки. Пасха – важнейший праздник христианства. В этот день принято кушать куличи, красить яйца, поздравлять родственников с великим днём, ходить в церковь, накрывать обильные столы, радостно веселясь.

Нужно ли ходить на кладбище на Пасху?

Посещение могил сопровождается печалью и скорбью, связанными с утратой близких людей – это противоречит светлой торжественности дня. По этой причине церковь советует не путать эти понятия. Просвещенные верующие понимают, что на кладбище в Светлую Пасху ходить нельзя, нарушая особую праздничность дня. Для посещения могил близких есть специальные, особые дни.

Пояснения священников

Церковь утверждает, что нельзя ходить на кладбище на Пасху, но страшным грехом это не признает. Всеволод Чаплин , глава одного из синодальных отделов, сообщил, что ходить к могилам в пасхальный праздник люди приучились в советское время. Они не были осведомлены о православных традициях. Чаплин уверен, что помолиться об усопших можно и в этот день, но в “день кладбища” превращать его не нужно. Патриарх Алексий II выразился по этому поводу, что дни поминовения церковью строго определены, и Пасха к ним не относится.

В какие дни ходить на кладбище?

Об ушедших в иной мир забывать непригоже , нужно посещать могилы, поминать. Ходить в Пасху на кладбище нельзя, но есть другие дни, в которые можно и нужно устраивать поминание. Перед посещением желательно сходить на службу в церковь, помолиться, для выполнения поминовения передать записочку с именами усопших. Молитва – это самое большое, что может дать живой мертвому. Даже памятник и обустроенная территория у захоронения не столь существенны – это только благая традиция.

Посещать могилы можно в следующие дни:

1. Дмитриевская суббота. Следует после дня мученика Дмитрия Солунского (8 ноября) в субботу. В православии считается родительской субботой, днем всеобщего поминовения.

2. Троицкая родительская суббота непосредственно перед Троицей. Считается вселенской. В этот день проходит общецерковное поминовение усопших, во время панихид церковь поминает всех христиан, упокоившихся в мире ином.

3. Субботы Великого поста (2,3,4) – в эти дни можно помянуть лично дорогих людей.

4. Мясопустная суббота. Приходится на день за неделю до поста (Великого). Считается вселенской субботой, когда устраиваются поминальные трапезы, люди ходят к могилам.

5. Радоница . Каждый год день поминовения приходится на вторник, следующий через неделю после Пасхи. Именно в этот день убирают могилки.

6. Дни годовщин смерти. Отмечаются по календарю.

Смысл богослужений во время двух вселенских суббот заключается в молитве за всех почивших, даже независимо от личной близости, в особенности за тех, кого некому помянуть.